Карманов Искандер Ильгизович: другие произведения.

Отчет: Советы начинающим сплавщикам

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 42, последний от 27/10/2019.
  • © Copyright Карманов Искандер Ильгизович (hrapitan@mail.ru)
  • Обновлено: 21/01/2022. 73k. Статистика.
  • Отчет. Водный: , Байдарка
  • Дата похода 05/06/2014
  • Маршрут: Подготовка водных маршрутов начального уровня
  • Оценка: 7.34*28  Ваша оценка:

    Советы начинающим сплавщикам

     

    Привет!
    Говоришь, в лес выезжали, в палатках ночевали, комаров кормили?
    Отлично, фундамент есть. Тогда переходим к водным процедурам :)

     

    От автора

    Причина написания данного текста достаточно банальна. Среди людей энергичных, ведущих активный образ жизни, время от времени появляются те, кто заинтересовался водным туризмом. Возникшее желание попробовать себя в новой области с неизбежностью приводит к идее организоваться и сходить на сплав. Желание уже есть, а опыта еще нет.  И не все из них имеют возможность пойти в турклуб или пообщаться с опытной командой, что приводит их к поиску источников информации в сети. Иногда случайно, иногда по наводке общих знакомых, некоторые из них обращаются к автору этих строк, дабы спросить совета в личной переписке.

    И хотя автор не считает себя ни большим Авторитетом, ни прожжённым Речным Волком, ни даже Гуру-из-Бобруйска, однако накопившийся за многие походные годы опыт дает ему возможность что-нибудь, да присоветовать по большинству вопросов, волнующих человека, затеявшего организовать свой первый в жизни сплав.

    Так со временем сформировался некий набор стандартных советов. А поскольку автор ленив по природе, то, дабы не повторять одно и то же в разных комбинациях при личной переписке, решил упорядочить накопившиеся фрагменты и оформить в виде сборника советов начинающим сплавщикам.

    Советы эти затрагивают лишь самый начальный этап становления туриста-водника. Причем, именно в плане самостоятельной организации первых простых сплавов. Если интерес к туризму не пропадет, водник начнет развиваться в том или ином направлении самостоятельно, или (что заметно лучше) в компании опытных товарищей.

    Данный текст не претендует на истину в последней инстанции, автор просто делится своим личным опытом.  Возможно, кто-то расставил бы акценты иначе, но это уже его дело - пусть пишет свой собственный опус :)

    Также хочу предостеречь: текст, в виду многословия автора, получился объемным, так что интересующимся желаю терпения, а нетерпеливым - других "Советов" :)

     

     

    Глава1. Как начать сплавляться

    Для того, чтобы приобрести начальный опыт сплавов есть три пути:
    1) найти местный турклуб водников, познакомиться и сесть на хвост какой-нибудь команде, планирующей несложный сплав, как отдых между серьезными маршрутами;
    2) сходить на первый сплав в составе коммерческой группы под началом опытных инструкторов и на казенной снаряге;
    3) организоваться самим, основываясь на советах бывалых и смирившись с неизбежными "граблями".

    Первый вариант - самый правильный, по крайней мере, был таковым в советское время, когда существовала плотная сеть турклубов. Сейчас все зависит от обстановки в вашем городе.
    Преимущества: попадаешь в опытный коллектив водников, готовых подсказать, показать и научить; сможешь пощупать и попробовать в деле разнообразную снарягу, включая плавсредства, и узнать нюансы ее использования; легко составить план развития дальнейшей водной судьбы исходя из личных/коллективных предпочтений. В хорошем турклубе в короткие сроки научат управляться с веслом и плавсредством, натренируют "читать воду".
    Недостатки: хорошего турклуба может не оказаться, или члены клуба не заинтересованы воспитывать новичков "с нуля", отвлекаясь от конкретных спортивных планов. Последнее маловероятно, поскольку турклубы обычно нуждаются в пополнении перспективными кадрами.

    Второй вариант (отдаться коммерсам).
    Наверняка в вашем городе есть соответствующие фирмы. Если нет принципиального отторжения коммерческих сплавов, то этот вариант как начальный - неплох. 
    Плюсы:
    + идете под началом опытных инструкторов по отработанному маршруту;
    + снаряга (суда/костровое/палатки) выдается фирмой, можно пощупать и понять, что нравится, а что нет;
    + отработанная транспортная схема, до уровня "колесами в воду", - не надо самим организовывать заброску/выброску;
    Минусы:
    - главный Минус - непредсказуемый коллектив. Может собраться такая "компашка", в которой будет некомфортно именно вам;
    - стратегия и тактика сплава определяется не вами, а инструктором. Как правило, для начинающих это полезно, но все же не всегда;
    - коммерсы, за редким исключением, водят по очень "заезженным" маршрутам. Настоящего единения с природой ожидать не стоит, маршрут наверняка будет многолюдным, стоянки вытоптанными и грязноватыми, рыбалка малопродуктивной;
    - ну и, разумеется, путевка на сплав стоит денег. 

    При этом варианте уровень получаемого опыта
    - неплохой, станут понятны дальнейшие приоритеты и соответствующие шаги.

    При третьем варианте, т.е. самостоятельной организации первого сплава, уровень приобретаемого опыта значительно выше, но есть риск ошибок и просчетов. Его можно снизить (советуясь с опытными туристами, читая чужие отчеты и т.д.), но полностью исключить нельзя. Степень риска зависит, в том числе, от сложности выбранного маршрута. Поэтому для первого раза лучше выбрать простой маршрут по не очень крупной равнинной реке с присутствием населенки (деревни-магазины-транспорт). Это позволит ликвидировать прямо на маршруте просчеты с продуктами или мелкой снарягой, а в крайнем случае - сняться с маршрута без особого напряга.

    Если выбираете третий вариант - дерзайте, все в ваших руках! Ну и, разумеется, пошарьте в Сети насчет описаний выбранного маршрута, посмотрите фотки и почитайте дневники. Последнее особенно советую - иной раз в дневниках найдешь то, чего нет ни в описаниях, ни в технических отчетах.





    Глава 2. Основы организации самодеятельных походов начального уровня

    Итак, вы волей-неволей идете по третьему варианту. Попытаюсь сформулировать основные правила, как я их себе представляю.
    При организации и планировании маршрута нужно учитывать следующие моменты.

    1. Руководство. В группе должен быть руководитель (идейный лидер), который инициирует поход, выбирает и прорабатывает маршрут, составляет график движения, продумывает варианты заброски/выброски. И несет ответственность. Его слово на маршруте - решающее.

    Каким бы ни был простым поход, кто-то должен взять на себя ответственность за его проведение. Прения и разногласия в походе возможны, но у руководителя есть право на окончательное решение, поскольку на нем лежит моральная ответственность. Члены команды должны это осознавать и согласиться с этим на стадии подготовки похода; быть готовыми отбросить личные амбиции в случае разногласий и подчиниться воле руководителя. Этот вопрос необходимо обсудить заранее, особенно перед первым походом в новом составе.

    Это дисциплинирует и коллектив, и самого руководителя. Такой, казалось бы, излишне серьезный подход для простенького маршрута, на деле является хорошей школой на будущее, ведь уровень сложности ваших маршрутов будет расти, а серьезном походе вопрос дисциплины может оказаться решающим.

    Встречаются группы без явного лидера, но это присуще коллективам, собравшимся из самодостаточных опытных туристов. При этом, как правило, лидер все же есть, просто он неявный.

     

    2. Подготовка и должности. Подготовка похода ведется коллективно, орг. вопросы обсуждаются на собраниях. Неплохо распределить задачи питания, транспорта, денежных сборов, формирования аптечки и выбрать людей на должности Завхоза, Медика, Казначея и Литрука. Тянуть все вопросы одному руководителю нерационально, да и не нужно, пусть другие также приобретают опыт.

    Обязанности и нюансы по каждой должности подробнее рассмотрим в отдельной части.

    По поводу должностей: при назначении следует учитывать склонности и умения, в последующих походах можно делать рокировки, чтобы все попробовали себя на разных стезях. В результате, со временем выработается определенный кадровый состав (по принципу "у кого что лучше получается").

     

    3. Распределение обязанностей в походе. Дежурства. Кроме обязанностей по вышеперечисленным должностям есть походные дела, которые являются общими для всех. Постановка и сворачивание лагеря, заготовка дров, обустройство кухни, ремонт судов и инвентаря, мелкие хоз. работы - все это  делается сообща.

    Но в вопросах готовки принято поступать иначе. Если группа достаточно многочисленная (более 4-х человек), принято назначать дежурных. Делятся обычно парами и дежурят по дням. На долю дежурных приходится готовка по раскладке и мытье посуды. Хорошо, если дежурит пара мужчина+женщина. У женщин, как правило, больше опыта повседневной готовки, а мужчина хорош в костровой и кухонной деятельности.

    В походе с плотным ходовым графиком дежурные обычно встают за час до общего подъема и готовят завтрак, так что народ поднимается к столу. Судно с дежурными на маршруте старается идти впереди, чтобы первыми пристать на обед и начать готовку, пока остальные экипажи подтягиваются. Соответственно, на дежурное судно переходят котлы и костровой инвентарь. Получается, что котлы, топор, пила, костровые рогули с перекладиной и растопочный комплект передаются с судна на судно вместе с дежурством. Туда же можно внести и общий комплект посуды (миски-ложки-кружки, половник, ножи, разделочная доска). Всю посуду лучше везти одним комплектом, чтобы не терять время на обеде в поисках мисок-ложек, заныканных по рюкзакам. Главное - не утопить и не забыть этот мешок на остановках, иначе придется заниматься народными промыслами :)

    Завхоз с вечера предыдущего дня выделяет будущим дежурным комплект продуктов и дает указания по раскладке на следующий день. Формируется продуктовый комплект на день, который также едет на судне с дежурными.

    Разумеется, никто не запрещает свободным членам команды помогать дежурным. Наоборот, хорошо, когда все понемногу поддерживают друг друга. Ведь в чье-то дежурство выпадает отличная погода, а кому-то приходится дежурить в дождь-снег-полныйпипец. А кому-то может привалить счастье в виде наловленного к обеду мешка хариусов :) Тут уж должны подключаться все свободные руки. Ну и, конечно, хорошим тоном является такой акт доброй воли, как самостоятельное мытье собственной посуды после еды. Для вас - мелочь, зато как приятно дежурным! :)

    Вы спросите, а зачем вообще дежурить, ведь можно готовить и мыть сообща? А я отвечу: конечно, можно. Но это работает не со всеми и недолго, особенно в несхоженном коллективе. Чаще всего, спустя несколько дней после начала похода в компании образуется устойчивая группа готовящих (трудяг) и другая - тех кто смотрит и ест, а иногда еще и советует, как НАДО (потребителей). Рано или поздно, такое положение приведет к конфликту. А нам оно надо?

     

    4. График движения. Это вотчина руководителя. Он прикидывает скорость движения, выделяет сложные участки, делает запас на непогоду/ремонт, планирует дневки. Его слово решающее в выборе стоянок.

    Что тут можно посоветовать. График движения планируется на этапе подготовки, с картами и космоснимками. В походе неизбежны коррективы, но основа закладывается дома. При планировании полезно использовать программу GoogleEarth - в ней можно не только рассмотреть реку в подробностях, но и увидеть фотоснимки местности, выставленные вашими предшественниками. Это позволит составить более полное представление о характере реки и берегов.

    Понятно, что дневная норма зависит от множества факторов: скорости течения, количества препятствий, преобладающих ветров, климата и т. п. На простой реке с нормальной текухой за день можно сделать 30км, а на сложном бурноводинге весь день пробултыхаться в трехкилометровом каньоне. Зато какие это будут километры!

    Это внешние факторы. Но есть и внутренние. В первую очередь, тип судов. Выбор зависит от характера реки, сложности препятствий, тактики их прохождения. Ну и, конечно, опыт команды также является фактором, влияющим на скорость движения.

    Кстати, есть правило: в решении о способе прохождения препятствия руководитель должен ориентироваться на самых слабых и неопытных участников группы.

    Если рассматривать вариант равнинной реки средней полосы, то на байдарках легко можно делать 25-30 км в день. Однако, для надувных лодок эта цифра снизится до 20км. А с учетом отсутствия походного опыта у всего коллектива, я не стал бы закладывать более 15 км в день.

    Еще один корректирующий фактор - рыбалка на маршруте. Кто-то учитывает ее при составлении графика, а кто-то игнорирует. Как правило, учитывают руководители-рыбаки. Я отношусь к последним и замечу, что рыбалка на маршруте наиболее продуктивна и интересна, поскольку позволяет прощупать реку в самых перспективных местах, а не в единственном месте ночевки, которого вы достигли уже к концу дня и выбирали исходя из удобства стоянки, а не рыбалки.

    Далее, при составлении графика движения руководитель должен закладывать запас на отдых, плохие погодные условия и ремонт судов. Поход может быть довольно утомителен физически, особенно для новичков, а затянувшееся ненастье добавит психологической нагрузки. Руководитель должен следить за усталостью в группе и вовремя делать дневки. Обычно, на стандартный двухнедельный поход закладывается две дневки (по одной на неделю). Первую дневку обычно делают ближе к концу первой недели, однако, если первые дни оказались слишком тяжелыми, а в дальнейшем ожидается уменьшение нагрузки, дневку можно сделать и пораньше.

    На дневке народ расслабляется, отдыхает, делает текущий ремонт снаряги, добывает рыбу-грибы-ягоды, или просто тусуется у костра. Дневка будет по-настоящему удачной, если получится устроить походную баню. Тогда у группы будет ощущение полного отдыха и возрастет готовность к новым подвигам на маршруте :)

    Также надо иметь день запаса на непогоду и еще денек на аварийный ремонт судов. Если погода будет отличной и поход пройдет без аварий, то вы получите еще пару дней для увеличения маршрута или дополнительного отдыха.

     

    5. Некоторые вопросы техники безопасности. Не буду затрагивать специфику категорийных сплавов, это отдельная тема. Но и в некотегорийных, по простым рекам, есть перечень правил, соблюдение которых уменьшит риск ЧП.

    Первое. Не становиться на ночевку вблизи населенки. Лагерь туристов виден издалека, и есть шанс появления незваных гостей. Это могут быть вполне безобидные жители, желающие познакомиться, а может оказаться подвыпившая группа молодежи, ищущая способ развеять деревенскую скуку, и заодно показать кто тут хозяин. Кроме того, в некоторых областях существуют "элементы", промышляющие ночными кражами в тур. лагерях. Это характерно для рек с плотным потоком туристов и ограниченным числом мест для стоянок. К примеру, Карелия, Алтай. На Алтае иной раз доходит до вооруженных грабежей. Но все же, это исключение.

    В связке с первым правилом идет второе: не увлекаться совместным распитием алкоголя с встреченными на маршруте местными. Это не значит, что надо делать морду кирпичом и проплывать мимо, глядя в сторону. Наоборот, на реке хорошим тоном является поздороваться, перекинуться парой слов, поинтересоваться делами и уловом. В подавляющем большинстве местные жители доброжелательны, приветливы и готовы помочь, особенно в северных областях. Частенько рыбаки на стоянках приглашают в гости, или сами приплывают поболтать, ведь жизнь в глуши делает общение особо ценным. Так что нет ничего плохого в общении. Однако, алкоголь, тем более в большом количестве, сюда лучше не вмешивать, поскольку на разных людей он действует по-разному. И если своих друзей вы с этой стороны знаете хорошо, то о гостях такого не скажешь. Как говорится, от греха подальше...

    Третье: опасайтесь паводка. Обычно летом это явление происходит в следствие выпадения большого количества осадков за короткий срок. Вода в реке быстро поднимается, течение усиливается, по реке несет древесный сор, включая бревна. Уже это усложняет сплав. Но главная опасность - затопление берегов. Бывали случаи, когда ночной подъем воды затапливал лагеря и уносил плавсредства, выводя ситуацию на уровень ЧП. Особенно резкие и сильные паводки случаются на горных реках, но и на равнине вы от этого не застрахованы.

    Поэтому, если присутствует такая опасность (день, а то и два, льет непрерывный дождь, уровень воды растет; либо в верховьях горной реки грохочут грозы и лью дожди), необходимо выбирать места для стоянки с учетом опасности. Становиться надо повыше, с возможностью маневра вверх, суда на ночь подтаскивать ближе к палаткам и обязательно привязывать! Иначе рискуете оказаться без средств сплава. Ну и, разумеется, в такой ситуации нельзя становиться на потенциально затопляемых островах и выдающихся мысах.

    Четвертое: грозы. Собственно, опасны их проявления в виде молний и ураганов. Правило ТБ на воде: во время грозы с близкими молниями не плывем, причаливаем к берегу и пережидаем. На ровной широкой глади реки ваша лодка - единственный пупырь, которым на законных основаниях может заинтересоваться молния. Ураган опасен в лагере тем, что может повалить подгнившее дерево на палатки. Такое случается. Это нужно учитывать, выбирая места для установки кострища и палаток, особенно в виду приближающейся грозы.

    Пятое: относитесь уважительно к крупным хищникам. В наше полосе это, разумеется, Хозяин, остальные не отважатся на близкое знакомство с прокопчёным турьём. Это не означает, что надо отгребать десяток километров от увиденного следа трехдневной давности. В своих походах я неоднократно обнаруживал поутру следы ночного визитера близ лагеря. Медведь - зверь любопытный, и ему всегда интересно выяснить, кто это обосновался на его участке. Но, чаще всего, это не опасно. Летом еды навалом, и рисковать охотой на невиданных турЫстов он не будет. Опасаться надо случайной встречи  медведицы с потомством, она будет защищать свое дитя от любой мнимой угрозы. Но для водника такая встреча маловероятна, разве что увидишь, проплывая мимо. В этом случае надо соблюдать дистанцию и не делать вызывающих или угрожающих жестов. Медведи - звери умные.

    Ну и если вы, выбирая место для лагеря, наткнулись на признаки частого присутствия зверя (множество следов, лежка в траве), или, неровён час, прикопанные остатки добычи, лучше проплыть несколько километров и присмотреть более спокойное местечко.

     

     

    Глава 3. Нюансы по должностям

     

    Руководитель. По обязанностям все более-менее понятно из предыдущего текста. Нужно кое-что добавить  по способам исполнения.  Говоря упрощенно, возможны два основных стиля руководства - авторитарный и демократичный. Оба имеют право на существование. Какой именно выберете вы применительно к конкретной команде - дело ваше, но выбор должен быть осознанным, с пониманием характеров людей и своих возможностей.

    Я пробовал оба. В молодости, когда кровь вскипала быстро и пёр максимализм, я руководил довольно жестко, иногда приходилось нажимать на людей. Но и команду надо было учить всему с нуля. Вспоминая сейчас некоторые моменты, понимаю, что иногда перегибал палку. С возрастом и со сменой коллективов мировоззрение поменялось, и сейчас я избегаю прямого давления. Значимые в походе решения стараюсь принимать коллегиально, обсуждая с группой. При этом, опытный руководитель всегда найдет аргументы и способы убеждения, чтобы склонить мнение большинства в нужную сторону. 

    Иногда случается, что в компании оказывается "раздражающий элемент", который пытается дестабилизировать обстановку в группе. Чаще это новый член команды, с которым ты еще не успел съесть пуд соли и проверить его в хорошем походе. При этом он может быть достаточно сильным туристом, с опытом. Но вот именно в данной группе он чувствует себя не комфортно и пытается переделать все на свой лад, доказать, что его опыт выше. Постепенно в группе нагнетается нервная обстановка, которая требует разрядки. В недавнем прошлом у меня как раз случилась такая ситуация, и довольно простой поход осложнился психологически. К счастью, совместными усилиями группы удалось удержаться от открытого конфликта и поход завершился без особых без эксцессов, однако от некоторых маршрутных задумок пришлось отказаться. Разумеется, больше с этим человеком я в поход не пойду. А жаль, на него возлагал надежды :( Что характерно, признаки грядущих разногласий я увидел еще на стадии подготовки, но все-таки решил рискнуть. Так что сам виноват :)

    Так вот, возвращаясь к стилям руководства: этому парню нужен был руководитель с авторитарным стилем, жестко диктующий свою волю. Такого он бы уважал и не перечил. А мой демократичный стиль он, по молодости лет, воспринимал как признак слабости и неуверенности... Вообще, разрешение конфликтных ситуаций в походах - это отдельная сложная тема, и у меня, к счастью, не так много опыта в этом вопросе. Если есть серьезный интерес к данной теме, штудируйте соответствующую литературу. К примеру: Э. Линчевский - Психологический климат туристской группы .

    Что хотелось бы добавить важного: руководитель воспитывает своим примером. Ты не найдешь доверия в группе, если будешь избегать общественной работы, нагружая ею членов своей команды. Нельзя лежать в тенёчке, ссылаясь на головную боль, когда народ ставит лагерь, валит сушину или делает обнос. Наоборот, руководитель должен первым браться за дело, демонстрируя своим примером важность участия в общественных работах. Только такое поведение дает тебе право на дружескую подсказку "шевелить батонами" :)

     

    Завхоз. Завхоз составляет продуктовую раскладку на весь поход, рассчитывает потребление и составляет список закупаемых продуктов. Если на реке присутствуют деревни с магазинами и огородами, можно заложить пополнение продуктов на маршруте, что позволит уменьшить стартовый вес рюкзаков. Но "стратегические" запасы (тушенка, копченая колбаса, сыр, сух. продукты, СПИРТ) надо брать в своем городе, проверенное. Ибо что встретится в сельмаге - еще вопрос. По опыту, там не бывает ни хороших твердых колбас, ни качественной тушенки.

    На стадии подготовки Завхоз должен выяснить предпочтения/неприятия команды, чтобы на маршруте не было неприятных сюрпризов (к примеру, может выясниться что кто-то ненавидит гречку, или выявится аллергия на мясо птицы, а вы затарились куриными консервами на весь маршрут :). Лучше всего на одном из собраний обсудить составленную Завхозом раскладку, заодно распределите кому что закупать.

    Поскольку водный поход проходит чаще всего по воде, то продукты необходимо от нее изолировать. Для сыпучих отлично зарекомендовали себя разнообразные ПЭТ-баллоны. Для круп хороши литровые ПЭТ-бутылки из-под молочных продуктов с широким горлом.

    По мере освобождения пустую тару можно ликвидировать в костре, но лучше заполнять дарами природы (ягодным вареньем, грибами, соленым тайменем и т. п.) для доставки домой и торжественного поедания на Точке похода.

    Копченые твердые колбасы лучше перед походом на недельку подвесить над плитой, чтобы подсушить. Если есть плесень - удалить, протерев тряпкой, смоченной подсолнечным маслом, и завернуть в хлопчатую ткань. Никаких пакетов, иначе "задумается"! На маршруте время от времени разворачивать и проветривать в теньке на ветерке. Хорошая копченая колбаса, при условии правильного хранения, живет в походе на протяжении двух недель и более.

     

    Литрук. Не пойми превратно, я не навязываю вам в поход обязательных литературных вечеров (хотя, и такое у нас бывало :). Все значительно прозаичней: Литрук - лицо, ответственное за алкоголь в походе. Он определяет и выделяет дневные нормы продукта, следит за расходом и своевременным пополнением запасов. Как правило, в лодке Литрука находится стратегический запас. Он разводит дневную норму спирта и руководит принятием оного внутрь.

    Что хотелось бы отметить. Нормы потребления в каждой команде свои. Однако, вы, как руководитель, должны понимать, что при определенном изобилии поход грозит превратиться в пьянку. Со всеми вытекающими.

    И вообще, в водном туризме есть такое правило: на воде алкоголь - зло. Принимать можно (и нужно, для снятия усталости или стресса) в конце ходового дня, когда встали лагерем. В сложных погодных условиях (холодно, сыро, народ конкретно мерзнет) можно сделать исключение, ЕСЛИ С МОМЕНТА "ПРИНЯТИЯ" И ДО КОНЦА ХОДОВОГО ДНЯ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОДНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ. Такую профилактическую раздачу лучше делать в обед, совмещая с прогревом у мощного костра и приготовлением горячей калорийной пищи.

    Это правило родилось не на пустом месте, цена ему - жизни. Сплав по порожистой реке в "поддатом" состоянии чреват предсказуемыми последствиями, которые не нужны никому, и вам, как руководителю, в первую очередь.

    Это правило больше касается бурноводинга, и вышло оно из опыта категорийных походов. В матрасных сплавах по равнинным речкам со слабой текухой ситуация не так критична, можно побаловать себя пивасиком в жаркий день, или развеять обеденной рюмкой дождливое настроение. Но все в меру, ибо, как гласит народная мудрость, "и на ровном месте можно шею свернуть". И да, это исключение касается летних сплавов, ВЕСНОЙ СИТУАЦИЯ СОВСЕМ ИНАЯ, И ЛЮБАЯ РАВНИННАЯ РЕЧУШКА В ПОЛОВОДЬЕ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ОПАСНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ. То же может случиться и летом, в период внезапного мощного паводка.

    Так что примите к сведению.

    Ну а в качестве продукта удобнее всего использовать спирт, это позволяет экономить вес и объем, а также дает широкие возможности для экспериментов с различными настойками (ягоды, травы, кофе, лимон,..), что позволит заметно разнообразить ассортимент напитков. Главное - чтобы спирт был хорошим, а Литрук - умелым и ответственным :)

     

    Медик. Конечно, хорошо, если в команде есть человек с медицинским образованием, а практикующий врач - вообще супер. Но такое бывает не у всех. В этом случае на должность медика выбирается член команды, наиболее пригодный в этом отношении, имеющий хотя бы базовые знания основных лекарств и не боящийся крови. До похода надо пройти хоть небольшую теоретическую подготовку. Благо, в Интернете на данный момент имеется масса соответствующих ресурсов. От себя могу порекомендовать статью "Оказание медицинской помощи в походных условиях", а также медицинский подфорум Скитальца. Здесь можно получить консультацию практикующих медиков по конкретным вопросам.

     

    Казначей. Ну тут все просто: этот человек заведует походными финансами. Ведет сбор средств, обеспечивает их сохранность, учитывает траты и выделяет деньги для текущих закупок. В финале (обычно, в обратном поезде) оглашает затратную часть похода и раздает остатки денег. Частенько Казначей занимается добыванием билетов.

     

    Дополнительные (необязательные) должности: Летописец, Фотограф, Оператор, Завснар.

    Возьмите за правило вести походный дневник. Кроме прямой пользы справочного характера, он даст дополнительную подпитку положительными эмоциями в перерывах между походами и усилит тягу к новым подвигам. В Сети масса отличных примеров.  Для этого выбирают Летописца. Впрочем, частенько дневник создается коллективно, переходя ежедневно из рук в руки. В этом случае он будет эмоционально насыщенней, читать такой дневник интересней, но часто он проигрывает в плане информативности, т. к. далеко не все авторы отдают должное техническим нюансам маршрута.

    В некоторых походах возникает необходимость проведения особо ответственной фото-видеосъёмки. Это может быть вызвано, к примеру, желанием сделать конкурсный фильм, запечатлеть нюансы прохождения технически сложных участков маршрута, или заснять экзотическую труднодоступную местность. Тогда отдельно назначаются должности Фотографа и Оператора. В обычных же матрасных сплавах число фотиков частенько равно числу участников. Это и хорошо, будет больше интересных кадров. Не надо экономить на воспоминаниях!

    Если маршрут насыщен препятствиями, постоянно испытывающими на прочность не только водников, но и их суда, вопрос поддержания плавсредств в исправном состоянии становится особенно актуальным. В этом случае разумно выбрать отдельного человека, ответственного за обеспечение и организацию ремонтных работ. Завснар должен быть "рукастым" и запасливым.

    В матрасном походе можно обойтись без Завснара, однако не забудьте правило: у каждого экипажа должен быть индивидуальный ремнабор, состав которого зависит от типа судна. Для надувных байдарок и лодок это: куски донной и бортовой ткани для заплаток, шило (толстая игла) с дратвой, ацетон или спирт для обезжиривания, мелкий наждак для зачистки резины, клей. Можно также прихватить запасной клапан.

     

     

    Глава 4. Снаряжение. Палатки и лодки

     

    Палатки. Вообще, палаток, как и лодок, должно быть несколько, под разные походы и задачи :) К примеру, в моем хозяйстве сейчас 5 палаток, не считая старинных брезентовых "домиков", которых выкинуть рука не поднимается :)

    Но если говорить о более-менее универсальной палатке для сплавов,  я бы выделил следующие особенности.

    1) Двухслойная - в однослойной будете мокнуть от конденсата).

    2) С двумя входами и тамбурами - очень удобно вылезать, не мешая друг другу, можно устроить сквознячок в жару. Два тамбура хороши тем, что можно разместить под тентом все барахло, которого на сплаве накапливается немало.

    3) Каркас - две полные дуги и дополнительная полудуга-консоль. Увеличивает объем тамбуров, вылезая из палатки, не тычешься мордой в тент. Каркас должен быть обязательно металлическим. Пластик тяжел и хрупок.

    4) На мой взгляд, удобнее, когда внутренняя палатка с каркасом ставится отдельно, а тент натягивается сверху. Ставить и снимать палатку под дождем приходится редко, а вот сушить тент от конденсата - ежедневно. В этом случае удобно с утречка снять тент и закинуть его на куст под солнышко. Пока завтракаешь, он уже и высох. А палатка с вещами спокойно стоит, дожидаясь начала сборов.

    Эта схема весьма распространена, и такие палатки выпускаются многими производителями. Классические представители - Normal Ладога, Bercut Универсал и Alexika Rondo.  Они практически идентичны, удобны, с хорошим дюралевым каркасом и стабильно высоким качеством материалов и исполнения. Однако, Нормал пошире (150см против 130 Беркута и 140 Алексики), так что тут выигрыш.

    Ширина внутренней палатки в 150см очень комфортна для двоих, и легко позволяет уместить третьего некрупного (например, подрастающего сына или стройную девицу :)

     

    Теперь поговорим о  плавсредствах.

    Следует понимать, что характер реки диктует определенный тип судна. Для порожистых горных рек используют спортивные байдарки (с фартуком или самоотливом) и каяки, на особо мощных - катамараны и рафты. Также катамараны широко используются в коммерческих сплавах по рекам с нормальной  текухой. Для матрасных маршрутов по равнинным рекам хороши открытые байдарки, также вполне применимы надувные лодки.

    Обычно на начальном этапе катамараны-рафты-каяки не интересуют, а вот о надувнушках и байдарках надо поподробней.

    - надувная лодка (скептически называемая водниками "клизмой") на самом деле -  неплохое плавсредство. Используется как на равнинных реках, так и на горных с не очень мощными порогами. Достоинства: доступная, недорогая, быстрая сборка/разборка, неприхотливая, очень остойчивая. Недостатки: низкая скорость, высокая парусность, плохая маневренность. Основная область применения: неспешные рыболовные сплавы по равнинным рекам. Надувнушки также неплохи на больших реках (типа средней и нижней Волги), поскольку не режут, а утюжат волну. (Но зато как парусят!) Еще одна область применения - малорасходные реки Урала. В верховьях, несмотря на достаточную ширину, там часто "воробью по колено"; на каркасной байдарке будешь постоянно скрестись и клеиться, катамаран замучаешься тащить. А на клизме потихоньку просочишься :) При сплаве лучше грести лицом вперед, так виден курс и препятствия. На горных реках удобнее грести вдвоем канойными веслами, поскольку парными в уключинах не всегда развернешься между камнями.

    Одна из лучших надувнушек для походов - уфимская лодка "Турист-3". Я когда-то достаточно много ходил на экспедиционной ЛЭ-3М, с которой Турист-3 скопирован почти один-в-один, только заметно тяжелее.

    Но все же, что ни говори, клизмы - это вчерашний день, слишком уж они тихоходны и неповоротливы. Современное отечественное судостроение дает туристу-воднику значительно более интересные варианты.

    - байдарки. Бывают каркасными, надувными, каркасно-надувными (КНБ) и надувными с элементами каркаса. КНБ я не пробовал, а на каркасных в свое время прошел много маршрутов. Ходил на Салютах, Тайменях и даже RZ. Каркасные байды быстроходны и вместительны, но у них есть главный недостаток - сумасшедший вес и транспортировочный объем. Кроме того, сборка каркасной байдарки для новичка - задача нетривиальная.

    Я был счастлив, когда на рынке водного снаряжения появились альтернативные варианты в надувном исполнении. Что имеется на данный момент.

    В первом приближении современные надувные байдарки делятся на два основных класса - однослойные (монобаллонные) и двухслойные. У однослойных материал корпуса (чаще всего армированный ПВХ) является газонесущим, как на клизмах. У двухслойных - внешний материал корпуса  является защитой для газонесущих баллонов-вкладышей, изготавливаемых из разнообразных материалов.

    Отечественных производителей много, модельный ряд хорошо развивается, перспективы интересны. На сайте "Весло и Парус" собрана подробная инфа по этим лодкам, рекомендую.

    Лично я  - безоговорочный приверженец монобаллонников и считаю двухслойность атавизмом, доставшимся нам со времен совка, когда не было материалов и технологий для изготовления хорошего однослойника. Фирмы, до сих пор клепающие двухслойки, оправдывают свою инерционность идеей "повышенной прочности", мол, внешний слой лучше защищает надувной отсек от повреждений. Но современные ткани, используемые в изготовлении однослойных лодок, очень прочны, и в целом лодки получаются такими же прочными, как и двухслойки. При этом они лишены весомых недостатков двухслойников: как ни крути, те впитывают воду, и внутри меж слоями накапливается сырость. Это добавляет "приятных" ощущений на пешем волоке. И по окончанию маршрута обратно ты везешь мокрый тюк, который еще надо сушить дома в развернутом виде, вытащив внутренние баллоны. А после сушки их нужно запихать обратно. Сделать это так, чтобы нигде не морщило, и не было "винта" - отдельная задачка. В общем, геморрой еще тот. А оно нам надо?

    Разновидности байдарок. Бывают байдарки открытые, закрытые, с самоотливом или без.

    У закрытых байдарок верх затянут декой с отверстиями для седоков. Выглядит следующим образом. Сделано это для предотвращения попадания воды внутрь лодки при прохождении порогов. Если лодка набирает много воды, она становится тяжелой и трудноуправляемой, что может привести к оверкилю. Недостатки: ограниченное место под укладку груза, часть вещей приходится привязывать поверх деки, что увеличивает парусность и ухудшает остойчивость за счет повышения центра тяжести; затруднены погрузочно-разгрузочные работы. Иллюстрация.

    Другой вид - байдарки с самоотливом. Они открытые, дека отсутствует. А для борьбы с накоплением воды в них делают самоотлив. Это система дырок в днище байдарки, через которые выходит наружу попавшая в кокпит вода. Дно таких байдарок выглядит следующим образом. Недостатки: как ни крути, а в байдарке с самоотливом постоянно плещется вода, т.к. отверстия работают в обе стороны. И уровень воды повышается с увеличением загрузки лодки. Поэтому на таких байдах нужно соблюдать требования по грузоподъемности. И все равно на дне всегда плещется водичка. Чтобы изолировать ноги и вещи, изготовители комплектуют байдарки надувным дном, таким, чтобы вода оставалась под ним. Но это надувное дно съедает внутренний объем, и место под груз, опять же, уменьшается. Да еще и посадка гребца становится высокой и неудобной - ноги вытянуты почти на уровне бедер, сидеть нужно с наклоном вперед: иллюстрация. Честно говоря, я для себя никогда не рассматривал самоотливыные байды, ибо сам факт покупки лодки с дырявым дном вызывает у меня подсознательное отрицание :)

    Если не предполагается ходить реки с серьезными порогами (а до этого нужно еще дорасти), то лучший выбор - открытая байдарка, без деки и без самоотлива. Она лишена всех вышеперечисленных недостатков. Отличная вместительность, большое поле для экспериментов в способах загрузки и посадки, и - главное - сухо! В сильный дождь можно накрыться тентом или просто куском пленки. Опять же, в открытой байде рыбачить значительно удобнее.

    В 2010-м году я приобрел байдарку Викинг-4,7 без деки от питерской фирмы Акваграфика. Ни разу не пожалел, если бы сейчас стоял перед выбором - снова взял ее же! На МаршрутахРу я поделился впечатлениями, рекомендую прочесть, кому интересны нюансы. Лодка недешевая, но она однозначно стоит своих денег. Викинг-4,7 выпускается в двух вариантах - с декой и открытый. При заказе надо уточнять. Внимание! На данный момент, в открытом варианте установку рымов под обвязку необходимо оговаривать отдельно, имейте в виду.

     
    И еще один нюанс. Все эти лодки продаются без весел, т.к. каждый выбирает себе весло сам, по вкусу и размеру. Размеры и форма весел зависят от стиля гребли и характера ходимых рек. Для равнинных рек и открытых водоемов хороши длинные  (от 220см) весла с хорошей "ложкой", чтобы обеспечивать равномерное и мощное поступательное движение. Для горных рек с порогами, где нужны резкие повороты и слалом между камнями, используются короткие  (не длиннее 210см) весла с прочными, часто ассиметричными, лопастями.

    На данный момент неплохие универсальные весла выпускает компания Вольный Ветер.  Для открытого Викинга-4,7 лучше взять весло длиной 210-220 см на передний номер и 220-240см на задний, т.к. на заднем номере брызги с весла сильнее заливаются в лодку, чем короче - тем больше.

    У меня для равнинных рек на задний номер идет вообще весло от Салюта длиной 260 см. Это как нодати вместо катаны - узкоспециализированный, но очень хорош в своей области. На длинных участках гонит лодку равномерно и мощно.

    Весла лучше брать двухсекционные, тогда половинки одного весла можно использовать как два канойных.

     

     

     

    Глава 5. Снаряжение общественное и личное

     

    Общественное снаряжение. Тут ничего особого. Хороший топор (на группу лучше два, один мощный и второй поменьше), пила (двуручная или мощная одноручная с крупным зубом). Котлы легкие алюминиевые (минимум 2, лучше три, один из них с крышкой), крючки костровые (так называемые "доллары") - штук пяток, легкая сковорода или противень для жарки грибов и рыбы. Также можно прихватить рулон фольги, чтобы запекать рыбу в углях. Пригодятся разделочная доска и легкий половник.

    Если идете в края с частыми осадками, неплохо взять групповой тент. Для небольшой группы достаточно 4х4м. Бывают из терпаулинга (дешевые, но тяжелые), силиконки (легкие, но дорогие) и полиэстера с ПУ-покрытием (золотая середина).

    Для костра мы обычно в первый день похода вырубаем рогули с перекладиной, которые возим с собой, чтобы не терять времени и не губить лишних деревьев на изготовление новых в каждом лагере.  Да, не забудьте грубые рабочие рукавицы, чтобы хвататься за горячее. Я заматываю в них лезвия топоров, таким образом рукавицы становятся МФУ.

    В общественный ремнабор добавьте моток проволоки и пару-тройку гвоздей. Может пригодиться. Ну и оселок не забудьте - точить ножи и топоры. И конечно, надо взять широкий прозрачный скотч. Очень нужная штука, которой можно найти самое нетривиальное применение. Одно из лучших изобретений человечества :)

    Также нужно иметь несколько больших гермомешков для боящихся сырости продуктов, которые будут распределяться по экипажам. О гермомешках подробно позже, при рассмотрении особенностей упаковки и загрузки вещей в байдарку.

    Картография и навигация. Этим занимается руководитель. Ежедневно отслеживает продвижение по маршруту, отмечает точки лагерей и обедов на карте, прикидывает или фиксирует по GPS пройденный километраж. Эта информация важна не только для текущего похода, но и при планировании последующих. Соответственно, нужно иметь комплект карт текущего маршрута. Для сплавов в средней полосе вполне пойдут километровки. Если есть GPS с растровыми картами, можно обойтись распечатками двухкилометровок. Кроме комплекта топокарт советую распечатать спутниковые снимки - на них видны нюансы местности, вплоть до пляжей на реке, что позволит планировать стоянки с большей уверенностью.

    Досуг. Если среди вас есть умелец бренчать на гитаре, обязательно возьмите инструмент, не пожалеете! Разнообразные флейты, скрипки, гармошки также приветствуются. НО ни в коем случае не берите магнитофон-патефон-бумбокс. В лесу это лишнее, уверяю. Не надо портить карму!

     

    Личная экипировка. Самое главное - не забыть КЛМН! (Кружка-миска-ложка-нож). Также пригодятся: налобный фонарик, умывалки, пара зажигалок, ручка и тетрадь для дневника.

    Средства безопасности. При сплавах по горным или паводковым рекам воднику необходимо иметь спасжилет, а при наличии сложных порогов, еще и каску. Ну а малым детям и лицам, плохо умеющим плавать, следует одевать спасик и на матрасные реки, ибо от внезапного купания никто не застрахован, а новички в особенности. Но, честно говоря, не умеющий плавать водник - это нонсенс. Такие косяки надо устранять.

    Спасжилеты, или просто спасики, бывают с надувными емкостями и с наполнителем из пенки (изредка встречаются комбинированные варианты). Пеночные дешевле и легче надувных, но занимают много места в рюкзаке. Пеночные спасики можно купить в спортивном или рыболовном магазине. С надувными посложнее, их встретишь нечасто. Один из самых бюджетных вариантов - надувной спасик "Каскад-Н" от Вольного Ветра. При выборе спасика надо обратить внимание на следующие моменты:  жилет должен сидеть плотно, для подгонки должны быть боковые стяжки. Хороший пенный спасик имеет замкнутую силовую обвязку из стропы, как горизонтальную, так и вертикальную. Любой приличный спасик должен быть снабжен паховыми ремнями, предотвращающими сдергивание его в пороге.

    Средства защиты от насекомых. Традиционно для средней полосы, июнь - самый комариный месяц, имейте в виду. В июле-августе с этим заметно легче. По средствам - всякая химия-аэрозольки-спиральки, в критическом случае - накомарник. Но тут я не советчик, ибо химией не пользуюсь. И вообще, лучшее средство от комаров - это терпение!

    В мае и начале июня активизируются клещи. Вот это уже серьезней, т. к. они являются потенциальными разносчиками различных болезней, в том числе Лайма и клещевого энцефалита. В средней полосе энцефалитный клещ редок, но с каждым годом процент растет. Поэтому в весеннем лесу лучше быть внимательным.  Время от времени осматривать друг друга, особенно после хождения по лесной чаще. Люди с чувствительной кожей чувствуют, когда клещ ползет по телу под одеждой. Особенно, когда лежат расслабленно. Но более надежным (и увлекательным!) способом является периодический взаимный осмотр, с раздеванием. Разумеется, для этих целей лучше выбрать партнершу посимпатичней ;)

    При обнаружении впившегося клеща его не надо выдергивать, заливать маслом и т. п. Его надо вывинтить (против часовой стрелки) с помощью нитки, пинцета или просто пальцами, при этом стараясь не сдавливать тело клеща, чтобы не вносить заражение в ранку. Старайся вынуть целиком, без отрыва головы, иначе может начаться воспаление.

     

    Одежда и обувь. Тут большое поле для импровизации, многое зависит от личных пристрастий. Но кое-какие советы дать можно.

    Первое. Имей сухой комплект сменной одежды. Бывают такие дни, что вымокаешь до нитки, поэтому должно быть, во что переодеться в лагере.

    Второе. Одежда должна быть быстросохнущей, желательно, без вашего участия, на солнце и ветру. (Сушка на костре частенько заканчивается плачевно.) Вместо шерсти используем флис (шикарная штука! легкий, теплый, быстро сохнет), вместо ХБ - авизент, капрон и т. п. (правда, не так приятно телу и прожигается искрами). 

    Третье. Для защиты от дождя надо иметь плащ-дождевик, или комплект-непромокашку (штаны+куртка). Непромокашки, как правило, не дышат, и ты потихоньку преешь изнутри. Продвинутое турье использует мембранку, но штука весьма недешевая и требует ухода. Для матраса можно не заморачиваться. Я использую плащ, купленный в Спецодежде, из достаточно прочной ткани с ПВХ-покрытием. Не очень тяжелый и недорогой.  Минус - от гребли и активных телодвижений ПВХ-покрытие изнашивается, и через 3-4 сезона облезает. Для пеше-водных маршрутов использую легкий комплект-непромокашку.

    Четвертое. Обувь. Для холодной погоды, или при сплаве по рекам с холодной водой, нужно иметь сапоги. Сейчас выпускаются очень легкие и теплые сапоги из ЭВА. Надо смотреть в рыболовных магазинах или в магазинах спецодежды. Я же в матрасных сплавах часто использую бахилы от химзащиты из тонкой резины. Такие зеленые, с черной калошей, их можно купить в рыболовных магазинах. Они удобны своей длиной и тем, что одеваются поверх обуви. Когда не надо - быстро скинул и пошел дальше в обычной обуви. Сворачиваются компактно, правда, тяжелей, чем ЭВА. Встречаются двух размеров - рост 1 и рост 2. На мои ботинки 42-го размера вполне налезают бахилы первого роста. Также эти бахилы незаменимы при вылазках в весенний лес на проталины.

    Для пеше-водных маршрутов по Полярному Уралу я купил себе бродни из ЭВА, поскольку там приходится много ходить по ледяной воде, причем глубоко. Хороши, но крупногабаритны. Для равнинных рек средне полосы они избыточны, тут лучше использовать бахилы.

    В качестве лагерной обуви удобны калоши из ЭВА.  Продаются во всяких ашанах-перекрестках. Легкие и не промокают. В холодное время на них-то я и одеваю бахилы. А кроссы, в которых еду в поезде по дороге на маршрут и с маршрута, использую для пешки или радиалок, остальное время они едут в герме.

    Пятое. Возьми запасное бельишко. После баньки или мытья нагретой на костре водой так приятно одеть чистенькое! Только грязненькое не забудь постирать :) Носков прихвати две-три пары, ибо имеют тенденцию рваться. На случай холодной ночи хорошо иметь флисовые трико, очень выручают. Ну и флисовую кофту, само собой.

    Шестое. Для порожистых рек с холодной водой народ активно использует гидрокостюмы и обувь из неопрена. Эта штука существенно снижает охлаждение тела при длительном бултыхании в холодной воде. Для летнего сплава по равнинным рекам необходимости в неопрене нет.

    По одежке, наверно, добавить нечего. В плане верхней одежды я - ретроград, и до сих пор хожу в брезенте. Исключение делаю только для походов с пешкой, когда вес одежды критичен. Но большинство турья перешло на синтетику и мембрану.

     

    Спальное. Вкладываться в крутой спальник для начала не нужно, купите обычный,  с наполнителем из синтепона или холофайбера. Для летних сплавов в средней полосе вполне хватит двухслойного, если вы мерзляк - купите трехслойный. Если планируете ходить с женой/подругой, лучше брать спальники в виде одеяла (не коконы), молнии которых состегиваются друг с другом. Уточните эту возможность у продавца и проверьте на деле перед покупкой. Тогда вы будете спать вместе в одном большом спальнике, что значительно теплее и интересней :) Если есть швейная машинка и умение ей пользоваться, то можно самим сшить двухместный спальник. Шьется просто: вниз - бязь, сверху - болонька, внутри - холофайбер или синтепон. Все простегивается, потом вшивается молния. Плюс - его можно сшить компактным. Минус - нельзя разделить (может потребоваться в дороге, к примеру, в поезде).

    В качестве подстилки сгодится пенка. Хотя она жестковата, и у меня в двухнедельном походе бока устают. Поэтому в длительные походы без пешей части беру надувной матрасик, оправдывая звание настоящего матрасника :)

    Под голову обычно кладется матерчатый мешок с одеждой (шмотник), так что никаких подушек тащить не надо.

     

    Гермомешки и загрузка байдарки. Поскольку речь у нас идет о водных походах, есть насущная необходимость изолировать все мокнущее барахло от воды. Для этого водники используют специальные гермомешки, или, сокращенно, гермы. Это мешки разного объема и формы, склеенные из ткани с ПВХ- или ПУ-покрытием, и  имеющие специальную конструкцию горловины, позволяющую методом скрутки добиться их герметичности в закрытом виде. Хорошо иметь набор гермомешков разного объема, так удобнее паковаться в байдарку. Состав такого набора - дело индивидуальное, зависит от пристрастий и способов укладки груза в лодку. Могу перечислить свой комплект.

    1. Большой герморюкзак (литров на 80) от Викинга. Идет в комплекте с байдаркой, очень удобная штука. Лямки съемные.  В эту герму я упаковываю все мягкие вещи нашего экипажа - спальники, одежду, все, что можно безбоязненно трамбовать.

    2. Большая герма на 100 литров из плотной ткани с двухсторонним ПВХ-покрытием. Беру эту герму, если планируется идти экипажем из трех человек с большим количеством одежды.

    В результате получаю два тугих вытянутых мешка. Укладываю их рядом вдоль бортов, в центральный отсек Викинга, вплотную к переднему сиденью. Входят они с усилием, враспор между бортами, и сидят там плотно.

    3. Один гермомешок-вкладыш на 110 литров, из тонкой ткани (таффеты) с односторонним покрытием, вкладываю внутрь своего рюкзака. Туда пакую свернутые трубой вдоль стенок рюкзака пенки, а внутрь идет все хрупкое и жесткое, что неудобно или нельзя плотно уминать. Аптечка, ненужная обувь, топор, ремнабор, рыболовные снасти, всякая мелочевка. Туда же идет палатка. Если сложно найти такой гермовкладыш в рюкзак, можно использовать большой полиэтиленовый мешок для мусора (черный, плотный), только брать с запасом несколько штук, ибо имеют тенденцию рваться. Горловину затягивать прочной резинкой, с перехлестом.

    Уложенный таким образом рюкзак я ставлю вертикально вплотную за задним сиденьем. Он входит с трудом, враспор между бортами и держится там достаточно плотно. При гребле этот рюкзак еще и выполняет функцию спинки, очень удобно.

    4. Набор небольших гермомешков разного объема и формы (от 10 до 40 литров). В них пакуется всякая мелочевка, которая должна быть в сравнительно близком доступе. Также в одной из этих герм едет дневной рацион, выделенный завхозом для дежурных.

    Где купить гермы? Большие смотрите в магазинах тур. снаряги в вашем городе, или заказывайте через интернет. Фирм-изготовителей много - тот же Вольный Ветер, Тритон, Stream и т. д. Есть большой магазин Турин, там много всякого барахла и доставка до транспортной компании бесплатна.

    Мелкие гермы (от 5 до 40 литров) я покупаю на ebay, aliexpress, получается дешевле. Но идут долго, поэтому заказывать надо заранее. Выбирайте внимательно, смотрите фотографии, чтобы были плотные, а то как-то прислали из тонюсенькой тряпки, которая, к тому же, и воду пропускает. Искать нужно по ключевым словам waterproof dry bag.

    К сожалению, большими гермами там не торгуют,  я не встречал больше 50 литров.

    Далее по загрузке в байду. За большими гермами с мягким барахлом я кладу большой гермомешок с продуктами, сформированный в округлый куль. Он занимает заднюю часть центрального отсека до поперечной распорки, а иногда и далее, если тюк большой. При этом у меня на заднем номере остается место для ног. Таким образом, средний отсек полностью загружен гермами. Поверх них я укладываю гитару и разные тючки, мешок с общественной посудой и т.п., а сверху принайтовываю все это шнуром к рымам и обвязке, чтобы не вывалились за борт при резких маневрах. Под эту обвязку просовываю вдоль борта костровые рогули с перекладиной.

    За рюкзаком, стоящим вертикально под спину, остается место в корме для котелков и рюкзачка с перекусами и посудой. Туда же втыкаю спиннинг, чтобы был под рукой. На переднем номере в ногах места немного, поэтому туда идет лишь насос (прихватываю шлангом к носовой ручке), да пара баллонов с чаем. Также можно распихать несколько баллонов по щелям между гермами и бортами.

    Рюкзак жены я обычно сразу опустошаю и везу в свернутом виде на дне большой гермы, т. к. на сплаве он не нужен. Таким образом, хорошо, если один из ваших рюкзаков будет компактно складываться. У него не должно быть металлических элементов каркаса, либо они должны выниматься.

    Если небо хмурится и есть опасность дождя на маршруте, надо приготовить тент для лодки и плащи, положив их поближе.

     

     

    Глава 6. Несколько советов по организации походного быта

     

    С темпом движения и дневными нормами мы разобрались раньше, в обязанностях руководителя. Повторю лишь: нужно следить за усталостью в группе, не перегружать людей без особой надобности. При этом ориентироваться следует на слабых. Старайтесь двигаться по маршруту равномерно, без рывков и маршбросков, если только нет необходимости, вызванной особенностями рельефа, препятствиями или отсутствием мест для стоянки.

    Бывает, на протяженном участке река имеет такие берега, что приткнуться негде. По закону Мерфи, в такой участок впираешься под вечер, когда самое время вставать лагерем. Час пилишь, второй пилишь, а вылезти некуда. На лесных реках средней полосы в такую ситуацию можно попасть на длинных прямых участках с малым течением, с низкими заболоченными берегами, или крутыми и заваленными буреломом. В обоих случаях на такой берег вылезти-то сложно, не то, что лагерем встать. У меня бывали случаи, когда приходилось пристраиваться на небольших пятачках пологого берега, выравнивая (копая веслом) площадки для палаток.

    Такую ситуация можно, с некоторой долей вероятности, предугадать, глядя на топокарту, анализируя космоснимки и отслеживая изменения характера реки и ее берегов. К примеру, если видишь по карте, что впереди предстоит очень длинный прямой участок ("труба", "плёс"), в то время, как течение в реке снизилось, перекаты исчезли,  берега становятся травянисто-глинистыми, то лучше подумать о своевременной стоянке, пока не влетели в трубу. Зато на резком повороте (особенно петле) лесной реки часто образуется пологий пляж от подмываемого противоположного обрыва. В таком месте можно будет встать. На космоснимках большие песчаные пляжи и косы видны в виде белой каймы на выпуклой стороне поворота речного русла, она хорошо выделяется на общем зеленом тоне снимка.

    На реках горного характера можно ориентироваться по изолиниям топокарты. Они показывают набор высот; если оба берега густо отрисованы, значит там каньон с крутыми скалистыми берегами, и стоянки маловероятны. И, кстати, в таких каньонах частенько встречаются шиверы и пороги, особенно при резком сужении русла.

     

    Теперь по выбору стоянок. Тут мнения разные, у всех свои вкусы.

    Я сторонник открытых пляжей (песчаных или галечных) и не любитель высоких обрывистых берегов. Почему? Во-первых, у крутого берега глубоко - неудобно разгружать/загружать байдарку. Во-вторых, приходится таскать вещи на верхотуру, что требует дополнительных трудозатрат. В-третьих, все кухонные работы сопряжены с дополнительными телодвижениями из-за отдаленности воды - чтобы просто сполоснуть овощи или посуду приходится лазить вверх-вниз, или организовывать отдельные емкости с запасами воды у костра, т.е. лишний геморрой дежурным. В-четвертых, на заросших травянистых или лесистых берегах значительно больше комаров, мошки и прочих "пернатых друзей". В общем, наверх я лезу с лагерем, если нет других вариантов. Из плюсов отмечу разве что красивый вид с верхотуры на окрестности, ну и дров там обычно поболее.

    Пляжи в этом плане выгодней: обдуваемые ветерком, они заметно меньше заселены летучими тварями, на них проще проходит разгрузка, обустройство лагеря, да и дежурным меньше возни. Вдоль пляжа легко пробежаться с удочкой или бредешком-малявочницей в поисках живцов, можно поставить закиднушки в надежде на ночной улов. Для многих противников пляжных стоянок главным аргументом против является песок; у меня есть один знакомый верхотурщик, который просто не переносит его психологически :) Но это из разряда крайностей. На самом деле, при правильном обустройстве кухни и лагеря, песок нисколько не мешает.

    Как правило, уже в первые дни сплава удается подобрать парочку подходящих досок, надо просто поглядывать внимательно по сторонам. Часто они лежат в завалах, среди бревен, в русле или на берегу. Иногда доски можно обнаружить в пойменных кустах пологого берега, куда их заносит половодьем. Также весьма вероятно найти их прямо на месте стапеля. Вытаскиваем торчащие гвозди, отмываем, выскабливаем от заноз и берем с собой, привязав вдоль борта байды. В лагере вырубаем установочный комплект: четыре длинные рогули и две короткие перекладины. Рогули, вкачанные в песок на достаточную глубину, должны доходить до пояса взрослому человеку. Перекладины делаем такой длины, чтобы они немного превышали совокупную ширину уложенных рядом досок. Устанавливаем рогули так, чтобы доски, укладываемые на перекладины между парами рогулек, входили внатяг. В результате получаем вполне устойчивый стол, недоступный для ползучих тварей, мелких ночных воришек и песка.

    Эту разборную конструкцию возим с собой весь поход, так что в любом месте удается разместиться с удобствами (фото1, фото2).

    Еще один совет: возьмите за строгую привычку проверять место стоянки и обеда перед отплытием. Ибо на возвращение забытого топора/палатки/гитары/матроса можно потратить столько времени и усилий, что текущий день будет безвозвратно испорчен, как по километражу, так и по настроению.

    При выборе места для лагеря хорошо бы заранее приглядеть ближайшие сушины. Частенько на пляжах с весны остаются лежать принесенные половодьем деревья и бревна. Высохшие на летнем солнце, они отлично подходят для обустройства лагеря - и как дрова, и как готовые скамейки для ночных посиделок.

     

    Ну и на последок, раз уж зашла речь о посиделках, затронем культ-массовый сектор :)

    В хорошем походе всегда есть место празднику :) Удача, если на маршруте у кого-то из участников случается День Рождения, но и в отсутствие оного можно сообразить какой-нибудь курултайчик. К примеру, если в компании есть новички, можно устроить посвящение в водники; также интересно проходит День Нептуна - с переодеванием в туземные костюмы, соревнованиями и взаимным купанием. Ну а если в компании есть дети - обязательно нужно устроить поиски клада. Делается это так. Стараясь не афишировать процесс, взрослые составляют план окрестностей лагеря, намечают места для записок, определяющие приметы и место для клада. Далее пишутся записки-загадки; в каждой иносказательно загадывается местонахождение следующей. Первая вручается детям в руки, остальные прячутся на территории и в окрестностях лагеря, последняя приводит к кладу. Количество записок зависит от вашей фантазии. Можно прятать в вещах, в посуде, в корнях приметных деревьев, на торчащей в воде коряге, главное - чтобы были приметы, которые можно иносказательно обозначить в записках. Высший пилотаж - записки в стихах :)

    В таких играх, кроме самого удовольствия от совместной беготни, детям потихоньку можно прививать навыки ориентирования на местности. Когда я был юнцом, взрослые устраивали нашей разновозрастной детской толпе такие клады, в поисках которых мы носились с компасом и картой по лесу, накручивая приличный километраж в очень быстром темпе, поскольку каждый хотел первым вытащить очередную записку.

    Разумеется, такие мероприятия удобнее проводить на дневках, когда много свободного времени для развлекухи.

    Поиски клада делают дневку в глазах детей незабываемой. Ну и, разумеется, главный приз - КЛАД, наполненный сгущенкой, конфетами и прочими радостями, является источником детского счастья. Ведь каждая вкусняшка-неучтёнка, добытая сверх завхозовской нормы, дает радость не только маленькому туристёнку, но и умудренному опытом турЫсту-ветерану.

    Всегда можно сделать жизнь интереснее - нужно лишь желание!

     

     

     

    ТОЧКА

     

    Чем же заканчивается поход?

    - Возвращением домой!

    - Нет, неправильно :) Поход заканчивается ТОЧКОЙ!

    Спустя некоторое время после возвращения, когда выветрились воспоминания о пережитых тяготах, зажили мозоли на ладонях и волдыри на плечах, просолились грибы, собранные на маршруте, перебраны, отредактированы и сведены в сборник лучших походных фото гигабайты фотомассы, оцифрован коллективный дневник и даже (не может быть!) смонтирован походный фильм,  вот тогда наступает волнующий момент финального праздника - походной Точки. Празднуют ее, как правило, в лесу, выбрав для этого выходные получше.

    Зачитываются главы дневника, вспоминаются походные денёчки, пробуются походные заготовки; под эти варенья-соленья Литрук достает бережно хранимый НЗ, оставшийся нетронутым с похода. Тосты, смех и радостный галдёж. Ради такого праздника можно поднапрячься и притащить долгоиграющий ноут, чтобы хватило времени и на просмотр фильма, и на долгое обсуждение походной фотолетописи за "рюмкой чая".

    А вечером, у костра, между песнями, вспоминается лучшее из походной жизни, обсуждаются просчеты и заметки на будущее, и - главное! - строятся планы на следующий сезон и предстоящие маршруты.

    И тогда по возвращению, вместо грусти о завершившихся приключениях, вас наполняет ожидание новых, еще невиданных и неповторимых!

     

    * * *

    PS: На этом пора поставить точку и в сих, изрядно затянувшихся, "советах начинающим сплавщикам". Думаю, на основные вопросы, возникающие в голове у готовящегося к первому сплаву коллектива, я ответил. Если будут какие-то вопросы - вэлкам.

     

    Больше походов, хороших и разных!

     

    hrapitan

    весна 2014

  • Комментарии: 42, последний от 27/10/2019.
  • © Copyright Карманов Искандер Ильгизович (hrapitan@mail.ru)
  • Обновлено: 21/01/2022. 73k. Статистика.
  • Водный:
  • Оценка: 7.34*28  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка