Киселев Андрей Анатольевич: другие произведения.

Отчет: Илекса-Вама-Водла 1995

• © Copyright Киселев Андрей Анатольевич (fagott2000@mail.ru)
  • Обновлено: 08/10/2012. 37k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия восточная , Байдарка
  • Дата похода 29/07/1995 {16 дн}
  • Маршрут: ст. Сулозеро - р.Илекса - оз.Водлозеро - р.Вама -р.Водла - Пудож

Нашел в своих архивах записи о давнем походе. Немного освежил по воспоминаниям и выкладываю на просмотр.

Свершилось чудо. Сколько раз встречались с кем-то на реке, знакомились, обменивались координатами, а тут. Созвонились по зиме с нашими харьковскими товарищами по прошлогоднему походу по Охте, договорились о новом совместном походе и они приехали!!! Так все и началось....

Ну а теперь к тому первому "заранее договоренному" походу.

Экипажи

Михал Михалыч капитан, матрос - Слава Таймень-3
       Антоха капитан - матрос Настя Таймень-2
       Леха капитан - матрос Оля Таймень-2
       Я (Андрей) капитан - матрос - Наташа Таймень-2

27 июля 1995 года
       Около 12.00 приехал наш харьковский друг - Михал Михалыч, но не с Владом (экипаж с которым мы познакомились прошлым летом), а со Славиком - славным пареньком (извините, каламбур получился). Я их лодки и шмотки отвез к Наташе домой и отправил гулять по городу, а вечером они прибыли ко мне домой, мы поужинали и улеглись спать, а завтра - в поход.
       28 июля
       Затянули со сборами, в результате - цейтнот и после дикой езды со шмоткой на моей перегруженной "ласточке" (жигули 6-й модели), мы погрузились-таки в поезд. Нас провожали целой толпой с нашего горнолыжного клуба "Вираж" человек 7-8 набралось. В поезде было все нормально, только жарковато - пиво нагревалось быстро.
       29 июля
       Около 13.00 выскочили на ст. Сулозеро, на мотопоезде подъехали до пос. Золотуха, по дороге выяснили у попутчиков и машинистов о возможностях заброски на автотранспорте, и после часового ожидания выехали. Договорились с водителем только что купленного им ГАЗ-66 переделанным из трелевщика на кунг, который почему-то не имел одной стенки. Жара. По дороге наглотались пыли, останавливались попить родниковой водицы. Затем у нашего транспорта отвалился кардан. Водитель, глазом не моргнув, сказал, что неподалеку есть место, где можно разжиться нужными деталями. Действительно, метрах в 400-х оказалось кладбище заброшенной техники, где и удалось найти часть подходящего кардана. При этом сразу выяснилось, что водитель только что купил это чудо на колесах, и в ремонте не силен. Ну, хоть ключи гаечные у него нашлись, и то хорошо. Потеряли на починке около часа, зато набрали кучу червивых грибов (в основном крупных подосиновиков). Довезли нас ребята до какой-то тропы посреди болота, выпили с нами разведенного спирта и уехали, ну тут началась наиболее запоминающаяся часть нашего путешествия... болото, по которому шла тропа - без конца и края, проваливаешься по колено, а то и по развилку, пот - градом. Шли-шли, а воды все нет. У дороги со шмоткой остались Леха с Олькой. Мы, дойдя до точки (до какого-то пересечения троп) пошли назад, оставив Настю (совсем выдохлась) и Антоху - воду искать. Дошли обратно без 15 минут десять, выпили чайку (Оля с Лехой вскипятили) - и обратно. Леха шмотку таскать не мог, так как совсем недавно лишился аппендицита. А дальше ... тапки, в общем. Один раз я ушел по грудь, на рюкзаке застрял, ну да вылез без помощи. Дошли в темноте, побросав лодочные части по дороге, измотались вконец. Антон нашел воду еще через два куска болота - минут 40 ползти до нее со шмоткой. А вода эта - ручей шириной метра 1.5, петляет, но куда-то ведет. Антоха уверяет, что все правильно. Проверять нет сил, легче согласиться. Разбили лагерь, дерябнули и спать, спать, спать.

Из записок Оли (далее курсивом):
       Вылезли из машины, а впереди - то ли 8, то ли 12 км по болоту. Взяли ребята вещички и пошли бодренько. Через 4 ч. вертаются. До воды не дошли, оставили Настю с вещами, а Антон воду искать пошел.
       Чпок! Опять... Засовываю руку в болото по пояс, ломаю ногти, но сапог оттуда достаю. О, боже! А ведь в первой ходке мы с Лешкой не участвовали...
       потом - шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. Нет, не веслами по воде. Ножками. По болоту. Километр за километром. Шлеп-шлеп. Большой шлеп... Кто-то опять упал, провалившись. Вставай, Настенька; не ешь морошку лежа. Калорийная, говоришь? Ага.

30 июля
       Встали поздно, позавтракали и понурив головы отправились за оставшимися лодками: Антоха, Леха, Славик и я. Девчонки и Михалыч перетаскивали вещи из промежуточного лагеря. Вернулись мы около 16.00. Прогулка - писк, только никто не улыбался. Нас напоили чайком, потом покормили (я вздремнул). Погода отличная - солнце, тепло. Затем собирали лодки. К вечеру похолодало. А завтра - на воду.
       Дальше пошли рыбные дни.
       31 июля
       Данные по улову привожу более-менее точно, так как нарочно безмен с собой захватил
       Антон щуки: 1.7, 1.4, 0.8, 0.75, 0.7, еще три урода в сумме на 300 г. + 1 окунь
       Михалыч щуки: 1.4, 0.4, 0.25, еще три урода в сумме на 350 г. + 2 окуня
       Леха - мимо.
       Я щуки: 0.4, 0.25 + 1 окунь.
       Итого: 16 щук, 4 окуня.

Наш ручей вскоре впал в Илексу. Река спокойная, без препятствий. Есть специально подготовленные егерями стоянки для туристов. То есть - расчищена полянка, подход к воде, кострище обозначено срезанным дерном, а вот КОСТРА ТАМ ЕЩЕ НИКТО НИ РАЗУ НЕ РАЗВОДИЛ.
       Народу кругом никого. Пока шли по Илексе не видели людей.
       1 августа
       Антон щуки: 1.0,0.8, 0.4, 0.35 (4 шт.)
       Михалыч щуки: 0.9, 0.8, 0.7, 0.5, 0.35 (5 шт.) +1 окунь
       Леха щуки: 2.0, 0.95, 0.3, 0.3 (4 шт.) + 1 окунь (под килограмм)
       Я щуки: 1.2, 0.8, 0.5, 0.4, 0.2 (5 шт.) + 1 окунь
       Итого: 18 щук, 3 окуня.
       Заела вконец эта летучая гадость. Встали на стоянку. Безветрие, жарко, гнус и комары. Редкий случай, когда даже устойчивый к кровососущим Антоха натянул на голову и плечи влажное полотенце. Все остальные скрывались от мошки - кто как мог. Был момент, когда из-зи очередной щуки Михалыч чуть отстал от основной группы, а мы попытались оторваться от мошки и комаров с помощью скорости хода и ... оторвались от наших харьковчан, тем более, что мы были на двойках, а Михалыч со Славкой шли на перегруженной тройке.. Темнело и мы встали на травянистую стоянку, так как берега почти весь день - низкие, заболоченные.

Прокатились сегодня по четырем перекатикам. Встали перед оз. Ламбужным. Стоянка хорошая, но очень гнусная - в смысле гнуса. Чистка рыбы ужасна - все облеплены мошкой. А несколько последних км мы не могли оторваться от комаров. Это - на воде-то. Они нас встретили, как родных и провожали до самой стоянки. Чувствуется, что мы - первая группа на Илексе. Гнус - везде, в т.ч. в палатках. Все! Больше о кровососущих я не напишу ни слова!

2 августа
       Уходили с этой стоянки мы с Натальей последними и, не видя ни одну из лодок (не подождали нас), ломанули по заросшему озеру вдогонку. Был момент, когда река раздваивалась, а по течению не очень-то понятно куда уходит основная струя, поплевал на воду, покидал соломинки - выбрал направление. Вышли-таки обратно на Илексу, а других лодок не видно. Складывая матюги, "плаваем" туда-сюда, ждем. Я хотел влезть на дерево, но передумал - не полез. Встали выкупаться на пляжике возле геодезической станции, и тут появились эти "гады". А выяснилось, что они заплутали больше моего и шли все время сзади, а я-то их догонял! Как следует помывшись и накупавшись, пошли дальше. Прочитали вторую записку туристов-калужан (первая на кошмарной стоянке). Погода опять отличная - очень тепло и солнечно
       Рыбные итоги дня:
       Антоха 2 щуки-1.8 и 3 окуня ( один на 0.5)
       Михалыч 3 щуки: 0.7, 0.6, 0.5 и 3 окуня
       Михалыч щуки: 0.5, 0.45 окуни: 0.4, 0.35 и еще 5 шт
       Леха щуки: 1.7, 0.9 хариус: 0.75
       Я щуки: 1.4, 0.9 и 1 окунь
       Был первый нормальный ШШД (Шивера-ШкуроДер) многоступенчатый, с легким слаломом (Лузский порог). Все вроде нацеплялись по камушкам, но опять-таки все шкуры целые. Встали на стоянку сразу за порогом. Занимались рыбой (засолка и переборка ранее завяленной). Днем был первый раз дождь, вымокли, продрогли, но быстро согрелись приседаниями и другими физкультурными упражнениями и пошли на следующий порог безымянный с легким слаломом вокруг обливняков (как обычно не просматривая).

Примета этого похода: при высадке на стоянку одна и та же картина: Андрюля с безменом, авторучкой, и тетрадкой. Количество щук уже мало кого волнует. А фраза "Антон привез сегодня 9.2 кг щуки" звучит. Большую щуку, как только не фотографировали! А когда с ней снимался Михалыч, вышел конфуз. Я прицелилась и говорю: "Михалыч, вы брюхо уберите на себя чуть-чуть". А он не понял, что это о щучьем: "Что ?!".

4 августа
       Встали поздно и очень долго собирались, отъехали аж в 12.30. У меня сразу порвалась леска (зацеп) и дальше я ехал без удочки. Михалыч, поймав двух окуней и оставив две блесны в озере или рядом, отказался от рыбалки. Антон поймал свою "юбилейную" щуку (двадцатую) на 1.6 кг, а потом и "очковую" на 1.3 кг. Леха вытянул щучку на 0.9 кг. И начались пороги и порожки в больших количествах. Неплохие перекаты, стоячка, бочки, но не крупные. Просматривать не выходили ни разу.
       Я на одном пороге поехал не по основной струе, забрал вправо, а там - мелко оказалось, пришлось проводиться метров 10-15, ну потом выбрался. Михалыч на пор. "Наглижна" (неглиже) засел основательно, потерял весло (было отловлено ниже по течению) и долго не мог выбраться, но все-таки справился без посторонней помощи. Антоха потек на примерно на 2 клизмы в полчаса, а Михалыч - потек основательно (даже вакуумная резина на проклейке не спасла). Встали на очень красивой стоянке - высокий песчаный обрывистый берег, чисто, много дров, грибов и ягод. Только встали, пошел дождь и с малыми перерывами - на всю ночь. Выпили перцовки от Михалыча (в несколько приемов). Настенька сварила компот из ягод. А Михалыч отказался принять нашу выловленную рыбу (был объявлен "День Михалыча"). Рыбы много - съедать и осваивать не успеваем.

Итак. Рыбу мы сегодня не ловим. Но проехали несколько км и достали спиннинги. Вытащили 3-х щук и убрали - началось, собственно, то зачем мы сюда приехали - пороги. Воды много. Все шиверы превратились в веселые сливы. Прошли три ступени Охтом-порога, несколько шивер и сливов, пороги Пирамида, Наглижна и Гаппорог. В каком-то ветвистом порожке опять потеряли Андрюлю. Уже ушел, или сзади? Пока отвинчивали хвост харьковчанам, из порога выкатилась лодка с сияющим Андрюлей: опять прошел не там, где все! А уж Наглижна понравился всем. Внизу бочка с зубом. Мы туда и правили. Последнее, что я успела крикнуть, прежде чем зажмуриться: "Леха, там Жандарм!". Прошли по краю.
       Высадились на высоком песчаном берегу после Гаппорога. Дождь.

5 августа
       Встали поздно. Геркулес. Кофе. Чай. Вафли (Олькины). Начали коптить рыбу на можжевельнике. А ночью порвали дно нашей палатки. Собрались плыть ближе к вечеру - без чуть-чуть четыре. Встали на воду, а лодка Михалыч прилично течет. Разгрузили его и нашли еще три здоровенных дыры пропущенных при первоначальном осмотре (одну он успел утром заделать). Заштопался, подклеился Михалыч, сели и поехали аж в 17.35! Вот это темп!!! Ветер поменялся на северный и дует нам в спину. Ждем порогов (Калакундинского и Сиговца), а их все нет, через 1.5 часа после выхода со стоянки остановились на технологический перерыв, поели малины и пошли дальше, а еще через полчасика увидели Водлозеро. Выходит, что вчера мы прошли-то до хрена, в смысле большое расстояние.
       Попилили мы по озеру. Без малого два часа, шли подгоняемые ветром. Длина волны сравнима с длиной лодок. Скорость огромная, иногда удается по несколько минут удерживаться на склоне волны как серферам. Немного напрягали внезапно возникающие то тут, то там бревна - то ли макушки топляков, то ли остатки забитых когда-то свай. Если на полном ходу налететь на такое в сумерках - брр... Ветер очень сильный, как следствие - колотун жуткий. Дошли - долетели до острова Ильинский погост - на нем деревянная церковь XVIII века. На острове стоянка запрещена, и мы отошли на соседний, встали на "стоянке для туристов". Нас встретил местный житель, показал где - что и рассосался в ночи. Погода весь день была приличной. Поужинали и легли спать довольно поздно.

Идем. Ждем порога. А тут пошли плесы и вот оно - Водлозеро. Выходит, что то, куда вчера мы с Лехой, не глядя, сунулись первыми и прыгали на "Жандарм" - это не "короткая шивера" Наглижна, а требующие просмотра Калакундинские пороги, две ступени. А Гаппорог - это Сиговец ("прост и живописен"). Чувствуется, что с нами идет профессиональный геодезист-топограф... В свое оправдание скажу, что очень много воды и некоторых порогов просто не было.

6 августа
       Встали по-разному. Поели врастяжку. Разглядели повреждение лехиной лодки, придумали как заделать. Слегка постирались и хотим сгонять к Ильинскому погосту, а потом идти дальше по озеру. Ветер слегка поменялся. Теперь ­почти западный. Погода - блеск. Песчаный пляж. Волны. Михалыч сейчас рядом со мной что-то стирает. Собрались и поехали на Ильинский погост. Побродили, пофотографировали, поели малинки. И около 15.30 рванули, а ветер-то и поменялся: задул справа-спереди. Ехали долго и тяжело, разбрелись далеко друг от друга. Вспоминался вчерашний пробег со свистом на приличное расстояние - а если бы вчера ветер - вмордувинд, а не взадштаг?
       Остановились на технологический перерыв (попы подразмять) на маленьком островке и пошли дальше. Доплелись до Шуйострова, отошли на соседний, перекусили и ведомые Антохой почапали. Благополучно прозевали поворот к Ваме, промахнули дальше, а потом и еще дальше, где и встали, порядком измученные, на стоянку. Места под палатки пришлось вырубать в лесу. Сосны - очень живописны. Удалось, вроде - бы, привязаться к местности и определить-таки - где мы находимся. Ну спокойной ночи, мой внимательный слушатель!
       Рыбы сегодня не ловили (договорились не ловить).
       7 августа
       В 11.00 мы уже ели в палатке (так как пошел дождь), но он скоро прекратился, на чем я и завершаю нынешний сеанс пополнения записей. (А они все зачем-то солят и сахарят кашу! Не понимаю!).
       P.S. Славка сидит на пеньке слева и тоже что-то пишет, пойду с ним лодку переверну - пущай сохнет.
       Поехали и доехали-таки до Вамы. Порядком надоело болтаться по открытой и взволнованной воде. Выгрузились перед плотиной. Вама - моща! Вода бежит со скоростью около 50 км/ч, на входе "расческа" из бревен, при всем желании не пролезть (даже на боку). Бочка за сливом огромная и красивая. В общем - ­стихия. Погрузились и мы с Наташей первыми скатились по Устьинской шивере. Скорость не та, что на Илексе, - хорошо скатились. Затем ­Антон (один камушек зацепил, даже скорость в потоке потерял), но обошлось. Леха с Олькой - красиво, впритиру к островку, а Михалыч - выпендрился: взял и обнес шиверу, затем был маленький перекат и вот он - порог Роккой. Пошли смотреть - это первый наш просмотр в этом походе. По одному из описаний этот порог 5 к.с., правда, по большой воде. Идем, смотрим, ждем появления ужасов, а их нет. Ну, стоячка высокая, ну обливные камни огромные, а воды-то столько, что, по всей видимости, до них лодкой не достать. Встали напротив больших волн, ждем Антоху с Настей. Ждали аж 50 мин. Едут. Антоху на одном из пульсаров сильно развернуло влево, но все обошлось, красиво мимо проскакал и скрылся за островом на выкате. Пошли мы с Натальей к лодкам, а вместе с нами пошел дождь, резко потемнело. Видимость ухудшилась, ну да ладно. На втором (следующим за Антохиным) пульсаре меня приподняло, слегка развернуло, накренив, а потом поставило на место. В общем здорово. А затем ломанул ливень. Леха с Олей - по самому дождю и Михалыч сразу за ними, с разницей в три-четыре минуты. Красота. И под свирепым дождем мы потащили лодки вверх - к стоянке посреди порога. Промокли - жуть! Долбанули по чуть за погоду, за Илексу с озером, за брата Михал Михалыча (у того сегодня ДР), а потом спать улеглись.

А следом - мы с Лешкой. А тут и ливень, как раз. Пока в лодки садились, вымокли до нитки. Поехали. А порога не видать - стена дождя. Но все так быстро кончилось... И вот оно - это уже знакомое чувство, когда лодку хочется наверх отнести и прокатиться еще раз. Развернулись под порогом и по боковой протоке рванули вверх, к стоянке. Не вышло.
       Харьковчане вышли сразу за нами. Насколько швыряло нашу легкую (самую легкую) двоечку, настолько величаво, протыкая валы, прошел их крейсер - груженая тройка. Обнос уже пройденного порога снизу вверх, к стоянке, - это такое же новое слово в хореографии, как и прохождение его в ливень. Стена дождя. "Михалыч! Дэ ж та перцовка?!". Носим вещи вверх, ребята лодки проводят. Все дружно стучим зубами. А Леха - молодец! Только я ему об этом потом скажу. Скорей бы следующий порог
       8 августа
       Ночью шел дождь. Я проснулся и вижу мокрых Ольку с Антохой. Они отнесли лодку и прокатили третью ступень еще раз. Вылезли довольные. Молодцы! Потом позавтракали, а в 12.34 мимо нас прошли два ката-4, как-то неинтересно на них смотреть (слишком все просто).
       Этот порог даже смешно сравнивать с Кивиристи, просто непонятно как ему присвоили столь высокую степень сложности. Ну а теперь мы - на Ваме и впереди нас ждут пороги.
       Вышли поздно, быстро доехали до порога Островец. Просматривали, я и просмотрел... пошел первым и на повороте направо между водяными валами в трех метрах увидел поджидающий меня камень, на который и ввалился но не застрял - оттолкнулся по-быстрому ногой и съехал дальше, более-менее. За моими прыжками с берега наблюдал Антоха, а следом за мной съехал Михалыч (тоже поцапался за мой же камешек). Леха с Олей прошли чисто. Антоха - просто замечательно. Я довольно сильно потек и проехав под мостом встал на вынужденную. Быстренько бросил две временные заплаты, а Антоха, тем временем, испытывал рыболовную снасть - "кораблик". Славка в кустах нашел старую резиновую лодку, из которой мы понарезали кучу резины. После ремонта пошли дальше. Просматривали Вампорог, хорошо прошли все. Антоха, только, камушек зацепил. Больше не просматривали ничего и катили-катили-катили. Встали где-то после Кривого. Завтра буду подшиваться и клеиться. Леха на последней шивере тоже слегка порвался.
       Воды очень много и пороги перестали быть порогами. Обнаглели мы вконец: подъезжаем, якобы смотрим-привстаем в лодках и катим, а там... стоячка, обливные камни, косые валы, как редкость - крупные бочки, и совсем редко ­торчащие камни.
       А еще к вечеру мы выяснили, что ночью у Роккой-порога по шум воды, у нас стащили Лехин спининг и мешок с едой, а именно: почти все консервы, осталось только три маленьких банки тушенки. Все это было в мешке от байдарки Михалыча. Переходим на подножный корм

Какой чудесный порог мы сейчас махнули! Островец. Эх, Лосево! Наивный порожек Лен. области! А тут... Прошли левой протокой, проход по которой, по описанию, в большую воду невозможен. Лешка! Когда ты так научился с лодкой управляться? Беру все свои страхи обратно. Этот порог посложнее, подлиннее, но чуть менее мощный. Андрюля прорвался здорово. Михалыч тоже зацепился. Останавливаемся. Андрей клеится.
       Бежим дальше. Вампорог. Все то же. Могучие бочки, валы. Лети по струе, ничего не делай, не сопротивляйся потоку, только не давай лодку накренить или развернуть. Березовец, Разбойник, Кривой - те же все прощающие сливы, только слабже. Встаем после Кривого. Пожалуй, самая красивая стоянка. Дождь сегодня, кажется, отменили. Загрустил Андрюля: пороги на речке Вама сильные, но глупые. А он и Антошка способны на более тонкую работу. Хочется слалома. Господи, опусти уровень воды в реке хотя бы на 20 см! Чтобы пороги стали порогами да и шиверы шиверами... Лешка смеется: "А то у нас столько ненужного клея с собой."
       А еще у нас увели почти все консервы. И на весь оставшийся поход у нас 3 банки тушенки на 8 человек.

9 августа
       Проснулся довольно рано - дождь, сплю дальше и в результате встал как обычно, начал лодку починять. Холодно. Сильный ветер. Время от времени дождь накрапывает. Страшно представить - каково сейчас на воде. Около трех дня мимо нас прошла группа: три лодки и кат-2. А к 13.00 я закончил весь ремонт. По-прежнему холодно и плыть неохота. Решили, что поплывем завтра ранним утром. Настя нашла грибов, сделали и съели хрючево из всего-всего (на грибах) - вкусно, а сейчас Олька замешала тесто и девчонки мучаются ­- жарят оладушки.

Утро. Родная сердцу картина - Андрюша, починяющий лодку. Шкура - отдельно, каркас погнут. А вот и долгожданный дождик. Холодно, ветер. О посадке в байдарки подумать страшно. Остаемся здесь. Вынужденная дневка. Грибная диета. Не считая блинчиков с черникой.
       Сумбурный походец вырисовывается. Огромная, разношерстная река. Такая же и очень славная - компания. Погоду - не поймешь. Сумбур километров. А теперь - и одинаковых шумных порогов.
       10 августа
       Вроде потеплее. Неспешно собираемся и трогаем. Проскочили пару порогов. Просматривали только Островец-II, и вдруг Вама кончилась. Все шли хорошо - никто не порвался. Шли-шли и под мелким дождичком дошли до Падуна. Какие-то турики бегают по берегу, машут руками и кричат: "Мол, не лезьте туда!" (они решили, что мы со шмоткой, без просмотра в походном порядке и ­туда). Падун - стихия, две огромные (я повторяю и настаиваю очень большие) бочки, котел между ними и все. За сливом - длинный пенный язык и больше ничего нет. Обносим вещи, Михалыч и лодку. Решили попробовать прошлогодними экипажами. Познакомились с ребятами из Москвы. Их группа ушла с моста на Ваме, замерзнув и промокнув. Они остались вдвоем на кате-2.
       Первым идет Антоха с Лехой. Красиво заходит и ...проходит. Аж дух захватывает. Более-менее спокойно отправляемся и мы с Олей, скатываемся в бочку, медленно кренимся и вот он - киль. Ребята помогают вытащить лодку. А у меня мысль: "Опять!" Поужинали вместе с москвичами, попели песен, распили бутылку сухого вина, а завтра я еще раз попробую пройти Падун.

Вышли в первом часу. И началось байдарочное ралли с препятствиями. Из порога в порог. Причем расстояние между порогами сравнимо с их длиной. Сбились со счета. Описание смотреть бесполезно. Идем друг за другом, соблюдая дистанцию. Здорово! Какой-то порог (не помню, какой) мне понравился очень. В таком веселом темпе пришли... прямо к Падуну. Народ по берегам стоит. Лодки москвичи проводят. Неходим, говорят. Но... Антон ведь сюда зачем приехал? А Андрюля скачет, и таким сияющим я его давно не видела. Значит, пойдем.
       Итак. Могучий слив (серый - бр-р-р) и за ним две бочки - жесткие, не хочу я туда попасть. Не 2-я ступень Кивиристи, но "такого мы еще не ходили " и т. д..
       Показательные выступления прошлогодними экипажами. Первыми - Антон с Лешкой. Главное - разогнать лодку, попасть в слив и не попасть в бочку. Только бы не промахнулись... Лодочка на этой горке умещается целиком. Леха получает от бочки гидроудар в грудь. И вот, в конце пенного языка Тошка весело поднимает весло над головой. Неужели, прошли? У Лешки глаза - квадратные. Зависание над серой пропастью сказывается. У него завтра день рожденья.
       А теперь и мы с Андрюлей. Разгоняемся. Все проходим. Но вторая бочка подтягивает нас и переворачивает. "Мы простимся с тобой у порога..." Главное-то - равновесие!

11 августа
       Песня! Лехин день рожденья!
       Ночью шел дождь, холодно и сыро. Но временами вылезает ленивое солнышко и прогревает застывшие косточки. Я увидел на небе просвет побольше и, сам себе внутренне удивляясь, говорю Ольке одеваться для второй попытки, а самому страшно, но надо. Олька уныло улыбается и молча собирается. Мы с Антохой относим лодку выше порога, я прошу его показывать заход (стоять сигнальщиком). Вздохнув, мы поехали. Разгоняемся. Я велел Ольке начиная с макушки слива перестать грести и просто удерживать равновесие. Антоха показывал левее, но не очень-то вышло, и по самому краешку бочки очень мягко скатился. Уф, прошли! Очень нужно было сделать это после вчерашнего киля. Олька довольна, все улыбаются. Наташа тоже хочет пойти на Падун, Антоха согласен, но Олькины доводы: "Мол, ни разу в лодке вместе не сидели" слегка тормозят Антоху и мы с Наташей отправляемся выше порога. Лодку относим с Лехой. Немного легче после удачной попытки. Заходим левее, как просил Антоха, набрали очень приличную скорость и скатились чуть-чуть правее гребня вала, а там и в бочку, удар очень силен, но лодка прорезав воду вылетела дальше. Здорово. Мы переодеваемся в сухое, а Антоха набрасывается на мой спас и отправляется наверх - Славку прокатить. Хорошо проходят. Красиво. Итак, сегодня уже три удачных попытки. Я, наверное, больше не поеду, а Антоха может быть матросом у Лехи скатится, ну поживем - увидим.
       Жизнерадостный Славик не верит, что выскочит из лодки в случае переворота, и они с Лехой в спасах, без весел перевернулись. С юбкой ­порядок (соскочила). А Леха - редиска привязал железный якорь к Антохиной байде и бросил его в воду. Видел это только я. Настя мой нож ищет. Лучше бы нашла.
       Попозже мы пообедали грибным супчиком. Проводили Гену с Серегой. Они покатались по всем частям Падуна на кате, а мы, якобы, страховали. На прощание они подарили нам бутылку с сухим завтраком и с сухарями. Потом мы обустроили место стоянки: тент натянули, соорудили скамейки, натаскали дров. После чего Леха начал снаряжаться для прохода Падуна в качестве капитана. Матросом сел Антоха. Скатили удачно. У Антохи глаза - что твои блюдца. Тут же переодеваюсь в Антохины доспехи и еду с Лехой тоже матросом. Ух, жуть! Сидишь себе, гребешь, а решают за тебя где-то сзади. Зашли мы, по словам Михалыча, левее всех - в самый гребень. Ну и яма же там! Вроде проехали. Вот ведь и работенка у матроса! Вылезли, переоделись, а еще через часик-полтора Антоха с Олькой классно прошлись по Падуну. Хороший порог - отличное место для покатушек. Вынули лодки. Приехали питерцы с другого берега - пофотографироваться на фоне Падуна. Они его не пойдут. Еще они рассказали, что кильнулись на Островце (две лодки) и Пурпороге, а где этот порог - хрен его знает. Мы не заметили его в череде многих.
       А потом был праздничный ужин. Выпили кагора, съели гору риса с тушенкой и блинчики (я нажарил). Вроде наелись чуть-чуть, и сейчас сидят и песни поют, а Падун шумит, не ослабевая.

сижу на камушке, смотрю на бочку, крутанувшую нас вчера. Солнышко. От мокрых шмоток пар идет. У Лешки - день варенья.
       После завтрака Андрюха говорит: " Надо".
       А после киля так страшно...
       Прошли мы с Андреем, потом он с Наташей, потом Антон со Славкой. Славка - сияет. Вообще-то он сияет всегда. Такого неунывающего хлопца привез Михалыч. Влез сухой ногой в воду - смеется, не хватило сгущен­ки - радуется. "А що делать?". Или - проходит их тройка порог. После порога:
       - Славка! Ну как?
       Большой палец вверх:
       - Во!
       - Михалыч! Как?
       - Леша! Дай клизму!

12 августа
       Встали поздно. Поехали где-то около двух. Полюбовавшись на Падун с воды, пошли. Забросили спиннинги, правда, безрезультатно. Проехали пару перекатов - что-то шумит, а что - никто не знает. Первым зашел Антоха и крепко засел, следом Леха - вроде проскочил, потом, дыша ему в затылок, и я. Загляделся на Антоху и не успел уйти куда хотел - прошкрябался сильно. Михалыч, как умный человек, посмотрел на наши подергивания и объехал все это хозяйство слева по чистой струе. Я выбросился на какой-то остров и начал штопаться, клеиться, а ребята поехали до деревни Водла у порога Печки - в магазин. Минут за 40 мы закончили ремонт и попилили. В голове вертится мысль о нашей безмерной наглости: сунуться на такой порог (Осиновец) без просмотра, не прочитав описания, по-моему, наглость. Перед деревней увидел наших. Они купили сухарей, тушенки, круп и молока. Потом мы слегка переехали, сбегали с Михалычем и Настенькой в магазин "Ассорти", где купили ПИВО!!!, масло и чай. За это время ребята сколотили лагерь и от местных пацанов отбиваются. На трех пустых лодках при полном боевом оснащении отправились на просмотр пор. Печки. Классный порог, круче чем Охтапорог. Куча интересных препятствий в виде заборов, острых и обливных камней с бочками. А главное, все надо отрабатывать. Первым ­Антоха. Как прошел верх - не видно из-за поворота, а на выходе, едва увернувшись от остатков забора, въехал на камушки (не успел влево уйти), но нормально - не порвался. Вторым пошел я. Только поехал и тут началось. Внимательно изучал выход, а на входе такие валы! Так колбасит! Едва не влез на огромный обливной камень, табанился изо всех сил, а у Ольги затвор фотоаппарата не сработал, жаль. Вышел хорошо - не зацепился. Леха прошел красиво, только вначале его развернуло (как выяснилось - весло под водой в чем-то застряло). А так - здорово. Потом мы перетащились обратно и поехали на стоянку. Леха с Антохой поперлись явно не туда (не с той стороны островок пошли обходить). Я успел фартук снять, повесить шмотку сушиться, когда показались другие лодки. Потом мы поужинали и начали разбирать лодки. Временами принимался идти дождь. Совсем в темноте мы сели пить ПИВО! с рыбкой. Это просто в кайф. Спать мы так и не ложились, только Настя, Наташа и Леха немного поспали. В 4-е утра мы устроили общий подъем, а это уже 13-е августа.

Уходим с Падуна. Жалко... Подходим к нему снизу. Бочка подтягивает. Зрелище. Разворачиваемся в этой газировке (по Лехиной версии - в пиве) и бежим дальше. Ничего сложного больше не будет.
       Не будет?! Осиновец. Не просматриваем. За это он усаживает Антоху на постамент в бурлящем водовороте, предварительно развернув, чтобы нам было удобнее проткнуть ему бок; а Андрюху пропарывает с размаху. В результате, Антошка "бегает" вокруг лодки, пытаясь сняться, а потом имеет посадку на нее, драматичнее, чем на Кожаном (Охта); мы проходим впритирку, получив нервный шок; а Андрея с Наташей оставляем шиться и уходим - магазин ждать не будет.

13 августа
       Отправились к автобусу. Дождались. А он (водитель то есть) кобенится, говорит, что с грузом не возьмет. Силой забились и в жутком состоянии ехали 2 часа до городка Пудож. Высадились, ждем еще один автобус, а Пудож - город с кинотеатром, кучей магазинов, автошколой и прочими благами цивилизации. В13.00 сели, без проблем, в автобус до Шалы. Даже сидели и спали. Приехали на пристань. Оттащились немного в сторону, а погода как всегда - хмурится. Долго думаем: идти или не идти на Онегу. Решили не ходить и попробовать уехать на комете в Петрозаводск. Народу на комету собралось много - могут возникнуть проблемы.
       Уехали все-таки. Покачало нас на Онежской волне, сморило. Антоха выкатил вкусную шоколадку. И вот он - Петрозаводск. Дождь. Темнеет. А где этот ... вокзал, куда идти? Хрен знает. Выбрели со шмоткой с территории пристани. С Антохой и Михалычем пошли искать машину. Не нашли, возвращаемся, а она - тут как тут. ВАЗ-2106 с назойливым водилой, который убедил-таки нас в том, что "шестера"- танк. На нее и в нее влезло все (без гитары и двух рюкзачков). Я думал, что если она и тронется с места, то поползет на брюхе, а она - как побежит. Разгрузился на вокзале, жду. Приехали на троллейбусе минут этак через 10. Взяли билеты на 23.00. Михалыч и Славка смогут уехать только в ночь с 14-го на 15-е. Прощаемся под пиво, грустно. Делимся продуктами. Пришел наш поезд с опозданием на час. Грузимся по дождю и отправляемся, а Михалыч со Славкой машут вслед. В груди как-то этак... Классные они мужики, очень хорошие, ну да что там...
       В вагоне тепло (из Мурманска все-таки), из всех наших рюкзаков течет вода, спальники почти у всех сырые. Быстренько перекусываем и спать. А утром меня будит Антоха и сообщает, что проехали Рыбацкое. В общем приехали. После выноса наших шмоток поезд ушел в депо минут этак через несколько.
       Перетащились домой к Антохе в начале 11-го. Сели пить пиво, съели арбуз, попили чайку и ушли только в четвертом часу. Завтра надо свою лодку забрать.

Веселая суета. Шмотки туда - шмотки сюда. Впереди Онега. Погода ­дрянь. Смертельно хочется спать и есть. И вот - Шала...

. . .

...И неожиданное решение - на Онегу не ходить. Ни время, ни погода не дают. Вот так, вдруг, мы заканчиваем поход. Я понимаю, но я безумно не готова к этому, как и к тому, что через несколько часов придется расстаться с харьковчанами.

Спасибо всем за терпение и внимание.

- 1 -

• © Copyright Киселев Андрей Анатольевич (fagott2000@mail.ru)
  • Обновлено: 08/10/2012. 37k. Статистика.