Отчет похода по Тунгуде летом 2003.
Состав: три экипажа на Тайменях с тритоновскими шкурами.
1-й день 02.08.03 на поезде перетекающий во второй 03.08.03
Заброска: 21 поездом (СПб-Мурманск) до станции Кочкома. Как выяснилось позже, лучше ехать до Надвоиц. Поезд прибывает на ст. Кочкома около 8 утра. Поселок дачный, поэтому понадобился целый час на поиск транспорта для продолжения движения. По моему мнению, в Надвоицах это было бы сделать проще и дешевле.
В итоге наняли Ниву с прицепом, на которой уехал весь груз и трое людей. Остальные трое доехали на жигуленке. По деньгам вышло - 1200 + 500 (в рублях).
Доехали до Пертозера (примерно 80 км).
Собрали лодки, пошли. Согласно старому описанию стоянку следовало искать минут через 10-20. Вставать просто негде - болотистые берега. Вода низкая, поэтому часто цепляли отмели, приходилось преодолевать и бобровые плотины. Дошли до Кодъярви, где и встали на ПБ рядом с рыбацкими лодками. Озеро неглубокое, очень илистое, купаться не удобно.
3-й день 04.08.03
Характер р. Бохты сильно не изменился . Сильно петляет, встречаются завалы, берега низкие, болотистые. Течения практически не ощущается. Через 2 часа - разрушенный мост, рядом с которым можно встать на стоянку. Вставали на перекус в Щурозере рядом с избушками. По ПБ теоретически стоянки неплохие, но затруднен подход с воды, поэтому видимо там никто не стоял. На выходе с Щуроозера две узости мелкие до безобразия - пришлось лодки проводить.
Над левой узостью есть приличная стоянка. Часа через 2.5-3 дошли до оз. Круглого. Тщетно искали стоянку по ЛБ (как прочитали в предыдущих описаниях) не нашли ни одного места!!! Зато по ПБ (Правому берегу) нашлось пара-тройка вполне приличных стоянок. На одной из которых мы и остановились.
4-й день 05.08.03
Река стала чуть шире, но течения по-прежнему не ощущается. Перед оз.Тунгудским есть шивера, которую пришлось проводить, потому как встречались места, где можно было легко форсировать реку не замочив ног. Берега низкие, болотистые довольно много засохших деревьев по обоим берегам. В самом начале Тунгудского оз. По ЛБ есть хорошая стоянка с баней и отличным местом для купания. Располагая запасом по времени и изнывая от жары решили встать на дневку. Через 10 минут после разбивки лагеря начался ливень.
5-й день 06.08.03
Дневка - весь день "мряка" изредка переходящая в дождь. Сильный ветер, который не стих даже ночью. КОШМАР!!!
6-й день 07.08.03
Решили идти по любой погоде, что и сделали. Форсировав озеро, стало понятно, что под другим берегом (без ветра) также есть приличные стоянки. Изрядно промокнув и поверив в слова предыдущих описаний (мол, левый слив в плотине на выходе с озера чист) мы без просмотра ломанулись. Две байдарки из трех получили порезы на гвоздях 10 и15 см. Вывод: плотины просматривать всегда! Встали на вынужденную стоянку километром ниже. Шились, клеились.
7-й день 08.08.03
Дальше пошла самая рыбная часть реки. На проводку удалось взять рекордное по количеству и качеству количество щук и окуней. Погода была средней паршивости. Прошли мимо Нового Машозера. В нем вроде как должен быть магазин - не проверял. После него - порог Мельничный (без просмотра). Длинный и несложный. Примерно в часе после него можно найти стоянки по обоим берегам.
8-й день 09.08.03
На выходе из Машозера - плотина, после просмотра решили провести байдарки на веревках, потому как обнаружили ряд гвоздей на опасной глубине. Сразу за плотиной несложный шиверообразный порог. Берега болотистые. Встречалось несколько порожков и перекатов. Ничего интересного или опасного. Встали за поргом КарбоКошки на ЛБ. Ориентир:
перед порогом - длинная плавующая ряжевая стенка вдоль ЛБ.
Там огромная обжитая стоянка. По правому берегу есть стоянка, но она в самом начале порога. Если проходить порог без просмотра (что мы и сделали), то придется возвращаться. Чуть менее километра ниже есть еще одна стоянка по ПБ (перед уширением).
9-й день. 10.08.03
Дневка на КарбоКошках. Купались в бочках, ловили щук, трескали ягоды. Наблюдали за прохождением порога другими группами. В процессе купания в пороге был найден спиннинг с безинерционной катушкой, котрая после небольшой внешней отмывки исправно служила до конца похода.
10-й день 11.08.03
Дальше встречается несколько уширений (ламбин) есть стоянки по обоим берегам. На выходе из Корбоярви - плотина. Проход единственный и чистый. Немного погодя за плотиной - порог Тимонин, с воды виден плохо, можно б/п, но все-таки лучше глянуть. Последняя грядка в пороге показалась сплошной, возможно из-за невысокой воды. Впервые наблюдал шоу - застрявший кат-4 посреди порога, когда капитан не в состоянии скомандовать кому-либо что-либо, да и сам не хочет мочить ноги . После Тимонина перекатик, за которым стоянка на ЛБ.
Если есть возможность, то лучше вставать здесь, потому что дольше довольно долго стоянок нет. От этой стоянки до ответвления Деккалручья идти 3 - 3.5 часа. Все порожки можно
идти сходу. Стоянок на этом участке реки мы не обнаружили. Ответвление Деккалручья мы тоже прозевали, потому что он просто перегорожен сплошной ряжевой стенкой, решили, что это очередной остров и пошли дальше. После прохождения очередной длинной шиверы встали на стоянку на ЛБ сразу за порогом. Она хорошо видна с воды.
11-й день 12.08.03.
Примерно через час - высокий обрывистый ЛБ с красивой стоянкой, после нее
шивера, за которой начинается порог Кривой, можно сходу, но лучше посмотреть. Мы его сначала назначили Падуном, поэтому вылезли посмотреть. Он по описанию немного напоминает Падун, вот только слабенький. Но разочарованные общим состоянием порогов готовы были допустить, что это Падун и есть. Проходили в левый котел, дальше есть пара бочек и опять длинная шивера. Так как не очень понимали, где находимся, то тяжело сосчитать дальнейшее количество шивер. Падун, как и было обещано начался с шиверы. По нашей воде можно было легко зачалиться, но все экипажи пошли так. Сам Падун чистый, сразу за ним омуток, в котором можно "отдохнуть" в случае чего-либо непредвиденного. Есть довольно большая стоянка на ЛБ за Падуном и высоко на ЛБ (до водопада). Здесь впадает обратно Деккалручей. На скале, делящей Падун на две части есть три посмертных таблички. Самая свежая датирована 2001 годом.
12-й день 13.08.03
Дневка на Падуне. Наблюдали еще одно шоу - киль байдарки "Щуки" в Падуне с одним седоком. Купались в правой струе Падуна.
13-й день 14.08.03
После Падуна есть несколько перекатов и порожков, через 15 мин мост трассы Мурманск-Питер. От моста до канала чуть больше часа ходу с порогами, все без просмотра. Попадаются довольно интересные. По каналу мы пошли на юг до Идели. Немного ошиблись с расстоянием и дошли до поселка быстрее, чем ожидали (примерно 2.5 часа). Встали на мысу за поселком, где удачно переночевали с грибами, ягодами (кроме черники набрали еще и брусники) и без местных. Купили билеты на следующий день. На станции есть два магазина. Один из них работал до 21.00.
14-й день 15.08.03
Дошли до ж/д моста , где под опять начавшейся "мрякой" разобрали лодки. От моста до станции примерно 400 метров. Сели в 22 поезд и покатили в родной Питер.