Киселёв Дмитрий Олегович: другие произведения.

Отчет: По Валдаю на машине

• Комментарии: 1, последний от 16/01/2023.
  • © Copyright Киселёв Дмитрий Олегович (DmitryKiselev@inbox.ru)
  • Обновлено: 02/01/2014. 10k. Статистика.
  • Отчет. Путешествие:Валдай , Автомобиль
  • Дата похода 21/07/2013 {5 дн}
  • Маршрут: г.Валдай - оз.Ужин - оз.Борое - оз.Середейское - Оз Ельчинское

По Валдаю на машине

"Там немножко нет дорог" (Анастасия Масютина)

"По природному, историческому, эстетическому и рекреационному потенциалу территория Валдайского парка не имеет аналогов на территории России" - такими словами рекламируется Валдайский национальный парк на одноименном сайте.

Под тягостным выражением "рекреационный потенциал" наши Валдайские друзья подразумевали следующее: на берегах озер есть кострища и беседки (рекреационные площадки!), рядом - места для палаток, и к этим местам есть подъезд на машине.

- Так что, прямо-таки как в Финляндии? - спросил я одного опытного товарища, путешествовавшего по этим местам ранее.

- Ну, не совсем как в Финляндии... - немного смутился он.

И мы поехали.

---

Расстояние от Питера да Валдая чуть больше 300 км. Выехав в час дня, мы были на месте в 6 вечера; по пути останавливались в какой-то сомнительной забегаловке, где нас накормили вкуснейшей солянкой. И, уже ближе к Валдаю, притормозили на перекус в Крестцах.

Пропустить Крестцы не даст аромат самоварного дыма, нарастающий по мере приближения к местечку. Когда-то, этот поселок находился на перекрестке дорог. В 14 веке в городе меняли лошадей, чинили телеги, пили чай. И вот, спустя 700 лет, прямо вдоль трассы стоят столики, ларечки, дымят самовары, и дородные тетеньки так же торгуют домашними пирожками и наливают чай.

Поначалу мы думали, что все это кич и специально созданный антураж, что всем заправляет одна контора, которая нанимает буфетчиц, выдает им самовары и поддерживает видимость традиции и старорусский колорит. Однако, опытным путем было установлено, что пирожки у всех разные и делаются каждой тетенькой по своему рецепту. Похожи все они (пирожки, а не тетеньки) только внушительным размером и ценой - 35 рублей за штуку.

Проникнувшись глубиной исторических корней и как следует пополдничав, мы двинулись дальше. В машине пахло дымком и пирожками...

---

На сайте валдайского национального парка можно скачать карту с указанием мест, где, за умеренную плату в сто рублей с носа, дозволяется ставить палатку. За эту сумму нас обещали обеспечить всеми мыслимыми и немыслимыми удобствами. В прочих же местах, палатку ставить категорически запрещалось. К площадкам должны были вести дороги, годные для проезда на автомобиле...

Валдай - край благодатный не только фауной и флорой. Не понятно, как это упустили руководили Парка, но Валдайская возвышенность - идеальное место для всяческого рода трофи. Разнообразие рельефа, ямы, коряги и летящая из под колес грязь обеспечат интерес зрителей. А большое количество деревень в округе представляет собой дополнительный бонус- за трактором далеко бежать не придется.

Как ни странно, в первый день нам все сошло с рук, и, объехав несколько ближайших стоянок к северу от Валдая, мы расположились на озере Ужин. Название озера никоим образом не связано с вечерним приемом пищи, а, как написано в википедии, "происходит от слова "узкий" из-за его специфической формы".

Недалеко от нас основательно расположилась одна московская семья: Володя, Лена и их сын Иван. Быстро познакомившись с общительными москвичами, мы выяснили, что стоят они здесь уже аж три недели и ездят на это место несколько лет подряд как на дачу. От наших новых соседей мы узнали, что поначалу администрация парка даже дрова заготавливала для туристов. А сейчас вконец разленилась.

-А как же? Тут же вроде как национальный парк? Самим рубить нельзя!

-Да ладно! Вон местные вообще с бензопилой приезжают...

Нам вспомнилась Финляндия с ее крытой поленницей, фискаровским топором, рулонами бумаги в туалетах и огромными штрафами за самовольную рубку деревьев.

Правда, туалеты здесь тоже присутствовали. Из прочих удобств - кострище и небольшая беседка. К слову, на большинстве обследованных на Валдае стоянок отсутствовала крыша над головой. С учетом дождливой погоды, это обстоятельство было для нас критичным при выборе места.

---

Валдайская природа нас не особо впечатлила. Приятный сосновый лес довольно быстро переходил в болото; черника и грибы наблюдались в умеренном количестве. При этом, невзирая на непогоду и будние дни, тьма народу. Ну а куда еще податься москвичам при том, что даже Селигер уже населен под самую завязку. Мы сделали вывод, что ехать из Питера на Валдай, имея под боком Карелию и Финляндию - дело нестоящее.

Тем не менее, место оказалось довольно уютное, вода в озере - теплая, а народ - душевный. Володя с женой пригласили нас вечером посидеть у костра; туда же, чуть позже, подтянулись с котелком глинтвейна и другие наши соседи: Настя с Юрой и Оля с Чоком. Дождь лил как из ведра, а мы сидели под тентом, пили глинтвейн и слушали как Володя поет нам свои песни под гитару. Благодать и полная расслабуха.

Несмотря на хорошую компанию и неплохую стоянку, через два дня "гвоздь в жопе" погнал нас на поиски новых мест.

Преодолев с третьей попытки горку, мы, наконец, выехали на проселочную дорогу и направились в сторону города Валдай, чтобы "осмотреть местные достопримечательности и запастись провизией".

В маленьком уютном Валдае главная достопримечательность - музей колоколов. Музей ценен тем, что в выставленные колокола (а собрано их там штук двести всех размеров и тембров) разрешается звонить посетителям. Вдоволь назвонившись и нагулявшись, мы решили продолжить наше путешествие, заехав предварительно на заправку.

На выезде с заправки у меня глохнет машина. Я выхожу и вижу, что весь залитый бензин, бойко вытекает из днища наружу, и на асфальте уже успела образоваться немаленькая лужу. Первая мысль - "пробил бензобак на пакостных корягах" - вгоняет в тоску и депрессию. К счастью, от заправки мы отъехали недалеко, и кассирша привычным жестом показала мне стопку визиток с телефоном эвакуатора. Видать, не первый я у них такой.

Через час приехал эвакуатор, еще через час мы прибыли в полюбившиеся нам Крестцы, а еще через 5 минут механик вылез из-под машины со словами "все в порядке, можете ехать".

"Топливный фильтр отлетел" - радостно отреагировал он на наши вытаращенные глаза.

---

Итак, отдав три тысячи за эвакуатор и еще полторы за работу, мы в очередной раз накупили пирожков и поехали в сторону Валдая. Идея переночевать в мотеле была отвергнута как малодушная.

Надвигались сумерки, было уже не до жиру, так что искать красивые места мы не стали и к десяти часам приткнулись на ближайшем озере с названием Борое. Только поставили палатку - полил дождь. С тоской вспоминая комфортную Финляндию и проклиная себя за оставленный дома тент, я пытаюсь развести костер, пока Таня на горелке готовит ужин. Ливень заливал даже сухой спирт, не давая дровам разгореться. Ужинали при свете горелки. Тоскливо.

Наутро погода наладилась, и мы осмотрелись - "темно, сыро и вообще...". Решили, что надо искать другое место. Только осторожно, дабы не потерять в корягах еще какой-нибудь фильтр. В окрестностях, судя по карте, несколько озер: Ельчинское, Находно, Середейское, Короцкое. Решили ехать на самое большое - Середейское.

---

По дороге к Середейскому мы, наконец, смогли оценить "рекреационный потенциал" Валдайского парка: на развилках "дорог" присутствовали указатели! С их помощью, а также посредством навигатора, этого чуда враждебной техники, мы добрались до озера. К сожалению, самая симпатичная стоянка оказалась занята большой компанией, а остальные нас не впечатлили. "Ну значит, посмотрим Ельчинское, оно тут рядом".

За что я люблю Россию? Здесь тебе не дадут расхлябаться и размягчиться, ты все время в тонусе, всегда бодр и зорок. Чуть расслабился, потерял бдительность, сразу хлоп - взбодрись дружок. Сейчас роль "хлопа" взяла на себя лужа.

Лужа была большая, метра 4 в длину, и занимала почти всю ширину дороги. Лужа, как оказалась, была еще и глубокая... Если по дороге "туда" я сумел проскочить ее по краю, то сейчас, о чем-то задумавшись, я завяз в самой ее середине.

Поняв, что бессмысленно буксуя, мы только глубже увязаем в грязи, я вспомнил про ту компанию, что заняла самую красивую стоянку. К счастью, далеко уехать мы не успели, и Таня пошла за помощью.

На ее зов откликнулись двое добродушных дядек на каком-то "универсале". Долго не рассусоливая, они подцепили меня к фаркопу и стали тянуть. В поединке между лужей и тросом победила лужа. Мы озадаченно смотрели то на обрывки веревки, то на почти полностью ушедшие под воду колеса.

"Ну что, тут дергать не надо, тут копать надо" - сказал один из дядек и мы втроем полезли в лужу. Было 24 июля, день моего рождения...

Через 2 часа, по уши в грязи, мы приподняли машину на домкрате и подсунули под колеса досочки. Мы были спасены. Спасибо вам, мужики!

"Там немножко нет дорог" - звучала у меня в ушах, не помню к чему сказанная фраза, пока мы двигались к очередному озеру.

Добравшись до Ельчиского, мы с облегчением выдохнули и осмотрелись. Места были шикарны. Красиво, душевно, просторно; стол с навесом и даже мостки на озере а ля Суоми. Не веря своему счастью, мы выгрузили шмотки рядом с беседкой, у единственного на стоянке кострища. Нам хорошо, мы счастливы. Мы хотим остаться тут навсегда. Уж во всяком случае, желание обследовать новые лужи и коряги у нас отсутствует категорически. В километре от стоянки есть деревня, вокруг куча других озер и можно коротать дни, гуляя за молоком к аборигенам и осматривая окрестности.

Светит солнышко, вода в озере оказалась теплой, и я понимаю, что день рождения удался, а лужа вспоминается как небольшое веселое приключение.

---

А утром мы пошли гулять.

Места вокруг были, надо сказать, не хуже Карелии - холмистые луга, озера, чистые сухие сосновые леса. В лесах водились белые и подосиновики. Обойдя соседнее озеро Находно, мы поняли, что лучше чем наша, стоянок все равно нет. "Это невозможно, чтобы так все было хорошо" - вспомнилась мне строчка из Жихаря, когда мы возвращались "домой". И не зря. В лагере нас уже дожидался очередной сюрприз.

К беседке было прикреплено объявление следующего содержания. "Уважаемые гости! Эта стоянка забронирована и оплачена. Группа из 20 человек прибудет сюда сегодня вечером и пробудет здесь 4 дня. Просьба немедленно покинуть это место. Желаем вам приятного отдыха". И телефон для справок.

КОНЕЦ.

• Комментарии: 1, последний от 16/01/2023.
  • © Copyright Киселёв Дмитрий Олегович (DmitryKiselev@inbox.ru)
  • Обновлено: 02/01/2014. 10k. Статистика.