Крестный ход с Тихвинской иконой Божьей Матери по Литве
Получив по электронной почте приглашение стать участником Крестного хода , по маршруту от города Паневежис до деревни Гегабрастай, после некоторых сомнений решил-пойду, второго случая может не представится. Настоятель нашего Тракайского прихода о.Александр по телефону благословил и напутствовал быть представителем от нас. Вводило в смущение то, что пешком надо преодолать, как предупреждали 30 км, а это мой личный рекорд, да еще на следующий день, мы с семьей приглашены на свадьбу...Вообщем собрал рюкзак, и ранним утром в 5.30 уже на Вильнюсском автовокзале занимаю место в первом по расписанию, микроавтобусе . Впереди два часа пути , до места сбора и 150 километров. Повезло, в полупустой маршрутке расслышал русскую речь и познакомился с попутчицей по Крестному ходу, значит уже не один .В Паневежисе, от автовокзала , чтоб дойти к церкви Воскресения Христова - начала нашего пути , надо держать направление к возвышающемуся в 200 метрах каменному костелу Святой Тройцы , до 1919 года построенному , как церковь Казанской иконы Божией Матери. Новая знакомая Ольга рассказала, что когда на куполе меняли крест на католический, сорвался и погиб работник. И тогда ксенз попросил, перед второй попыткой, нашего священника окропить их крест нашей святой водой . От этого храма, если проити через площадь, уже видна среди деревьев деревянная, ухоженная. покрашенная в бело-синие тона и расположенная на православном кладбище, церьковь 1892 года года постройки.
Возле сторожки много молодежи с рюкзаками, добравшейся своим ходом, Услышав колокольный звон все пошли на службу, которую провели молодые священники настоятель Алексий Смирнов и Сергий Румянцев. После напутственного молебна, в половине девятого утра, две местных пожилых прихожанки, на рушнике-полотенце взяли большую икону Тихвинской Божьей Матери и возгловляемые о. Сергием, под песнопения псалмов тронулись в путь. Для этих женщин, Ход должен был закончится за городом, но они все шли и шли во главе всех, по очереди сменяя друг-друга. Намечался жаркий июльский день и среди тридцати паломников с рюкзаками и спальниками, обратил на себя внимание пожилой мужщина с военной выправкой, в строгом черном костюме. Оказалось Владимир, только в храме узнал о предстоящем событии и не раздумывая, празднично одетым и в выходных туфлях, так и пошел с нами.
В католической Литве православный крестный Ход всетаки незаурядное событие и местные жители с интересом на нас смотрели, и я видел как многие горожане останавливались, преклоняя голову перед иконой и крестились.Некоторые встречные машины притормаживали.
С молодыми родителями из Москвы, Оленой и Федором, в детской коляске, иногда по бездорожью, весь путь проехала их семимесячная дочь. Подростки мальчишки и девченки, по очереди везли самую млачшую паломницу Елизавету, и собирали ей землянику. Первый получасовой привал, для общего завтрака в 10.00 , на берегу речушки. Всем розданы баранки и булочки, которые макали в мед и запивали водой. Можно рюкзаки здать в машину и искупаться, потому что организаторы предупреждают следующий привал в 13.00. Путь проходил по проселочным дорогам, мимо хутaрков и деревенек. И запомнились табун породистых лошадей какого-то селянина, столь не характерный для нашего времени, и стадо из сто пятидесяти коров. Мелькнула мысль, неужели колхоз сохранился ?
Второй привал у большого озера, по берегу которого несколько километров пролегал наш путь. Теперь уже купались все, по очереди охраняя Елазаветину коляску, с иконой и рясой. До этого не приходилось плавать в озере со священником, устраивая с ним для детей из скрещеных рук трамплин. На обед всем подвезена горячая гречневая каша, с рыбными котлетами. Усталости нет. Опять идем бодрым шагом засеяными полями и перелесками, все по очереди несут Богородицу, даже " почетный караул", из трех восмилетних друзей, так и прошедшими возле иконы почти всю дорогу. Иногда о.Сергий, знающий свою молодую паству, по воскресной школе, запевает псалмы и мы, дружно ему подпеваем. Повороты для нас отмечены пестрыми ленточкими на деревьях, потом они снимаются и эта "памятка" достается каждому учаснику.
В 16.30 на полчаса, снова привал у озера поменьше, но с очень чистой теплой водой. Привезли полдник - булочки, мед, вода. Больше привалов не будет. Солнце нагрело воздух до 30º, но все бодры и идем с подьемом рассказывая друг-другу что-то интересное и соответствующее событию.
В семь вечера, задолго до околицы деревни Гегабрастай, нас встречают местные старушки и маленькие дети, которым под силу только последняя часть пути. Мамы их, нас здесь ждали , приготовив горячий ужин. Заступницу нашего края, мы передаем им.
Вот и пришли, короткий общий благодарственный молебен в церкви Святителя Николая, и все приглашаемся на общую трапезу, с горечим борщем и овощным рагу на второе. Все вкусно ,спавибо хозяйкам. Разместились за длинным столом, рядом с изгородью храма. Когда-то, возле церкви в Аникщяй, на скамейке, провел всю ночь из-за поломки последнего автобуса, но вот так близко с храмом не трапезничал.
Деревня Гегабрастай, в православном мире знаменита тем, что настоятелем храма был протоиерей Николай Гурьянов (1909-2002), "Залитский старец", один из современных столпов русского старчества, тепло почитаемый и простыми православными, и Патриархом Алексием II. "Ясно видевший прошлую, настоящую и будущую жизнь своих чад, их внутреннее устроение"(19). В Литве он пребывал в потаенном месте в безвестности , до положенного Богом срока, и прослужил в этой церкви десять лет, прежде чем затем переехать на сорок четыре года на остров Залит. У нас он был удостоен права ношения золотого наперсного креста. Один из молодых ребят, Антон, по дороге, рассказал о встречи с старцем Николаем и о том, что он предначертал ему жизненный путь учится в медицинском.
Вечером сходили еще раз искупаться в местной речушке. Потом вечерняя общая молитва в храме. Вот и позади 42 километра, но совсем незаметно чтоб кто-то устал. Подъехало еще несколько молодых семей с грудными детьми, но на ночь все размещены в подремонтированом двухэтажном доме священика. Спальник свой, матрасы всем выделены.
Утром в храме, который не забыт, будет Божественная Литургия.
Август 2005
Литература
19. Иеромонах Нестор (Кумыш), Светлой памяти старца протоиерея Николая Гурьянова, Православие и жизнь (Санкт-Петербургская епархия), 2002, Љ 9-10