Колцов Владимир Борисович: другие произведения.

Расписание: Православные храмы Литвы

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: , последний от 11/04/2009.
  • © Copyright Колцов Владимир Борисович (vlko@grigiskes.lt)
  • Обновлено: 12/10/2006. 21k. Статистика.
  • Расписание. Автостоп: ,Прибалтика , Ноги
  • Дата похода 12/10/2006
  • Маршрут: Михново
  • Оценка: 6.46*4  Ваша оценка:

      ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЛИТВЫ
      Их свет на паломника
      
      -Не устрашайся - хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих,
       стой мужественно, и Ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение.
      Иоанн Лествичник
      
      Вразуми, Господи.
      Сожалею, что мною так мало сделано для Церкви, а ведь с каждым храмом Вильнюса всегда было связано какое - нибудь знаменательное событие из жизни нашей семьи.
      В Никольской "Перенесенной" церкви, два поколения окрестил один и тот же священник батюшка Максимилиан, и самое первое, что припомнил из детства - это блестящую купель этого храма. В пещерном, Виленских мучеников, когда там еще покоились их нетленные мощи, после первой исповеди впервые Причастили Христовых Тайн. И всегда бабушка Мария Ивановна Навроцкая приезжая с Украины понянчить нас внуков, первым делом вела в Свято-Духов монастырь и к Островоротной иконе Богородицы, и припадая перед Святынями на колени, что-то просила у Бога.
       В Пречистенском соборе и Тракайской церкви Рождества Богородицы, венчалились самые близкие. Романовская церковь всегда по дороге и в ней многолетней певчей была мамина старая подруга Зинаида Иосифовна Пухальская. Из Евфросиньевской церкви, в последний путь провожали несколько поколений нашего рода, а возле церквей - святой Варвары на Пушкиновке и монастырской Марии Магдалины прошло детство. Возле Свято-Духова монастыря учился в 3 средней школе, а Знаменская - спасла. Построенная в ознаменования Спасения после крушения, она одним своим видом в холодный январь 1991 года у Верховного Совета, согревавала нас с сыновьями подростками - пусть высятся рядом баррикады, горят костры и кто-то сбросил медали и ордена на землю, пусть оказались за границей и даже если наступает Конец Света - вот он рядом Корабль Спасения и спасибо Ему.
      В определенный период "строительства коммунизма", вере дедов не давали угаснуть поучения и беседы Клавдии Федоровны Карпаевой и Феодосии Егоровны Сурковой, делившимися своим жизненным опытом благодаря которому создающиеся новые молодые семьи, в нашем роду были оцерковлены.
      Стыдно, но только после того в Ново-Вильне поклонился иконе над входом в незнакомую церквушку первоверхоаных апостолов Петра и Павла, понял как много рядом не виденного. Наступал 2000 год Рождества Христова и может это знаменательное событие и побудило еще больше узнать о наших церквах, выдающихся митрополитах, настоятелях, клире и прихожанах, нового душеполезного и интересного и поехать по нашим православным храмам Литвы, все дальше и дальше отъезжая от Вильнюса, по небольшой нашей стране, от одной церкви к другой, из путешественника незаметно привращаясь в паломника.
      В нашем крае много православных святынь - сохранилась "глухая обитель" стардца провидеца батюшки Николая Гурьянова, есть церьковь освещенная в честь "Псковского пустынножителя Никандра", в которую настоятелем назначен потерявший слух, бывший военврач. В одном нашем городе до революции попечителем церкви был премьер-министр России, а в другом настоятелем стал бывший генерал Российской Армии. Наверно промыслительно, что Векшняйский храм в честь святого Сергия Радонежского в годы войны принял на сохранение под свои своды мощи Новгородских святых из Софийского собора.
       Всеми православными почитаемы пострадавшие за веру в 1347 году и причисленные к лику святых, Виленские мученики Антоний , Иоанн и Евстафий, но не след забывать, что в нашем крае , когда-то общим для всех в 1690 был предан мучениям младенец Гавриил Заблудовский, позже причисленный к лику святых и и еще стоит в Друскининкай заколоченный за ветхостью храм освещенный в честь этого небесного заступника маленьких детей...
      Трудно перадать состояние души, когда в поездках после долгого пути, блужданий и поисков, наконец где-нибудь в далике за деревьями мелькнет долгожданная маковка с православным крестом, ведь не знал как будет выглядеть церковь к которой был путь. И такой трепет охватывал, вот он какой Храм !
      Спасибо настоятелям всех приходов, церковным старостам и ключницам, в любое время молча открывавшим двери и разрешавшим приложится к святыням, помолится в одиночестве и поставить свечу. Это так непередаваемо, когда на паперти осознаешь - храм открывается для тебя одного.
      По церквям Каунаской крепости водил Владимир Орлов из Православного Братства Литвы, потом подготовивший бескорысно макет издания. О приходах Расейняй и Кедайняй много услышал от настоятеля Анатолия Мурашова, приславшего затем и свои записи о приходах. Секретарь Епархии священник Виталий Кариковас предоставил перечень действовавших церквей, когда не быыло еще книг о православных храмах Литвы ни сайта Епардии. Настоятели и прихожане много рассказывали о жизни своих приходов и о соседних церквях, и всегда приглашали с дороги на трапезу. Иногда сельские батюшки передавали меня друг другу" из рук в руки", перезваниваясь между собой и тогда меня ждали. Из Михнова от батюшки Леонида всегда привозил много подаренных им книг и не забыть вкуса домашнего хлеба сразу трех видов, которй отведал за горячим обедом в общине "Михновского Понтиевского прихода".После обретения Литвой независимости, на море приехали семьей только тогда,когда на взморье стали строить православные храмы в Паланге и Клайпеде , а приглашение в гости школьного товарища Григория Гусаченко из Висагинаса, тоже всегда было желанным - в этом городе можно помолится в новом храме Иоанна Крестителя и строящемся во имя великомученика Пантелиимона. И где получить благодать от икон еще пахнущих свежими красками, они писанны иконописцем Ольгой Кириченко, первой предоставившей место моим фотографиям церквей на своем сайте, пока два года шла подготовка к изданию.
      Из Паневежаса до Гегабрастай, два раза прошел с Крестным ходом, неся с участниками по очереди Тихвинскую икону Богородицы,а в первый Ход еще и помогая везти детскую коляску с годовалой паломницей Елизаветой, проделавшей в ней весь путь в сорок два километра.
       Иногда пожилые женщины - "белые платочки", прихожанки из не обласканых вниманием сельских храмов, предлагали забрать старые фотографии, документы и даже грамоту священика подписанную Владыкой Алексием I - это было трогательно, но ничего не взял. Как и положил на место, диковенный квадратный старый ржавый гвоздь, найденный на пепелище сгоревшей церкви в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" 1878 года, в Шауляй.
      Наслушавшись впечатлений и рассказов, просили свозить к некоторым церквям родные и близкие, и это было большой отрадой, а в некоторые дальние приходы ездил даже со старыми школьными друзьями.
      Вызывало недоумение, что так много ничейных забытых солдатских церквей, построенных по подписке "нижними чинами" русской Императорской армии, полегшими в окопах империалистической Первой мировой и на Гражданской войне, или рассеяных революцией по свету. К сожалению довелось увидеть и некоторые Божьи дома разрушающимися, обедневшими и малочисленными, но хочется верить, что выстояв в трудные времена войн и гонений они возродятся, если не забудем и передадим детям, написанное сто лет назад на стене одного из них :
      "Азъ есмь дверь; Мною аще кто внидетъ, спасется".
      Приношу извинения клиру и прихожанам, что в должной мере не отобразил красоту церквей и за возможные допущенные ошибки или неточности в предыдущих изданиях, это от желания быстрей рассказать об увиденном и помочь кому-нибудь, найти дорогу в Храм.
      Храни Господи всех священнослужителей и добрых людей, стараниями которых Православные храмах Литвы были сохранены , досмотрены и ухоженны, и низкий поклон им за это.
       Этим людям и посвещены эти заметки паломника.
      
      ***
      
      Как- то из окна вагона поезда С.Петербург-Вильнюс, успел разглядеть в пригороде - в Ново-Вильне вдалике незнакомую церквушку. Всегда думал что знаю свой родной город в котором родился и вырос и мог мыслено бродить по его старым улицам и переулкам заходя в сорок его церквей, костелов, капличек и часовенок, но эту, к своему стыду раньше не примечал. В ближайшее воскресенье, городской полупустой автобус Nr.4 забрал меня с остоновки у базара Гале, и уже через 15 минут приостановился на Коялавичус, рядом с деревянной вытянутой и немного необычной по архитектуре для Европейской столицы, церковью в честь апостолов Петра и Павла.У паперти стояло несколько детских колясок, чего раньше мне не доводилось видеть у других храмов города и внутри народу было не протолкнутся. К причастию стояло много молодых родителей с малютками и в благоговейной тишине чувствовалась какая-то доверительная, семейная обстановка , где все друг друга много лет хорошо знают и пришли на службу большими семьями в несколько поколений.
       Хозяйка свечного ящика доверительно сообщила : " Через несколько лет столетний юбилей и ищем спонсора." Этот район нашего города пролетарский, и хоть церковь прихожанам уже и мала, Ангел стоящий возле нее наверно ликует, в отличии от Ангела стоящего у церкви святой Екатерины, в респектабельном районе Жверинасе и видимой из окон нового Российского посольства.
      Когда через несколько месяцев приехал сфотографировать храм, и пришлось на хозпостройку залесть в чьем-то дворе напротив, был застигнут в таком щекотливом положении неожидано подъехавшими хозяевами. Вылезшие из машины несколько крепних мужчин "подозрительного вида", увидев фотоаппарат и оценив ситуацию наперебой по русски заговорили :
      - "А, церкву нашу фотографируешь."
      - "Ничего-ничего не слезай",и даже какая-то гордость улавливалась в фразе " церкву нашу ", из уст этих простых людей.
      Церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, возведена в 1908 году на средства железнодорожников-путейцев как временная, однако с тех пор службы в ней не прерывались никогда...
      
      ***
      
      Когда простым мирянам разрешили пользоваться библиотекой монастыря, священник Феoдор Кишкун убедительно посоветовал воспользоваться этим правом. К сожалению через некоторое время я перестал встречать этого батюшку, с лучистой улыбкой, часто проводившего в будний день свои молитвы к Богу монастырском храме Святого Духа, где-нибудь в уголке на коленях оперевшись локтями на скамью. Поэтому когда я узнал , что православные жители Шальчининкай во главе с настоятелем священником Феoдором возводят в своем городке церковь во имя святителя Патриарха Тихона ,то я не мог не навестить священника так много сдедавшего для меня , и пройти мимо возведения немногочисленным приходом, нового дома для Бога.
      В первый мой приезд в этот небольшой сельский городок по Лидскому шоссе на границе с Белорусией, я застал c уже завершенным строительством здания церкви. Рядом с ним распологались коллективные сады и мне показалось, архитектурой оно немного напоминало соседние дачные домики. На паперти скромного строения, с маленьким куполком над входом, сидел пожилой человек с палочкой, как оказалось староста, все свои средства и силы отдавший этому строительству и перенесший недавно микроинсульт. Пройдя в притвор, нельзя было не заметить ящики с рассадой помидоров занимавшие все свободное пространство, и всего несколько шагов по импровизированной аранжерее приводят в сам Храм. В будний день Великого поста, батюшка служил Литургию в присуствии множества молящихся,но в основном это были молодые женщины с детьми, наверно декретные отпускницы. Паства отца Федора сплоченная и в ней много энергичной молодежи, и эти счастливые люди уже молились под сенью церкви, построенной своими руками.
      Позже из приходского листка узнал, что православная община зарегестрированна 10 июня 1996 года и что делу строительства материально помогли правительства Литвы и Беларусии. Копию этого приходского литка с просьбой о помощи строительству храма и банковскими реквизитами для благотворителей вместе с фотографией церкви я послал на имя российского премьер-министра Михаила Касьянова, мне хотелось чтоб и правительство России внесло посильную помощь этому делу.
      Банковские реквизиты из справки для благотворителей:
      Lietuva, Šalčininkai, ŪKIO BANKAS, Banko kodas 260 101 444 A/S: LT 701 910
      
      
      ***
      
      Мне очень давно хотелось посетить маленькую деревеньку Микнишкес, в которой сохранилась единственное в Литве место, для желающих жить миром во Христе - Михновскую православную общину, но я не знал как ее найти, ее нет на топографических картах. Наконец решив "что язык до Киева доведет", a местные попутчики подскажут,в будний майский день из Вильнюса выехал на Лидское шоссе на Тургеляй, деревенька находится где-то там. За поселком Яшунай приостановился подвезти махнувшего рукой пожилого селянина с котомками, и несколько километров, которые он собирался одолеть пешком, мы проехали вместе. Разговорились, в этих местах говорят по русски, и я порадовался за старого человека узнав, что недавно ему вернули национализированную советской властью отцовскую землю. B этих местах землю возвращают с трудом, и уже и для Совета Европы не секрет, что почему-то только в Вильнюсском крае заселеном поляками, русскими и белорусами существет эта проблема, хочется думать не национальная. Землевладелец, по утрам пешком приносящий молоко со своей фермы на продажу в близлежаний городок, он пригласил летом приезжать в его лес по грибы,а когда же я стал расспрашивать о дороге на Микнишкес, мне невзначай был преподал и урок топоминики:
      -"Этую деревню, мы тута завсегда назывили Михнова,- поправил меня он.-За Тургелями, объезжайте слева площадь перед костелом и в километрах четырех справа за речушкои, уже будет видны ихняя церква и земли ихней обшины", здесь еще сохранились названия деревень, как называли их его предки, на местном говоре. - "Мы тутейши"- отвечают месные жители, если спросить их кто они, от слова тут.
       К старой дворянской усадьбе построенной 1850 году, подъехал через дальнее поле со стороны кладбища, над оградой из вековых деревьев, на макушках которых примостилось много гнезд и кружилось с десяток белых аистов.Позже мне рассказали,что один из них был со сломаной ногой выхожен одной из девушек общины, осенью он улетел со всеми на юг, а на следующий год, его вернувшегося все узнали по белой повязочке с шинкой на ноге.
      Из калитки вышла молодая женщина в длиннй юбке,а на голове ее был повязан платок так, как носила его еще моя бабушка и когда мы разминулись на тропе, миновав меня она перекрестилась.
      Я понял, что приехал в иной мир.
      
      Свое родовое имение Мереч-Михновское, русские дворяне Корецкие в 1920 году сами отдали православной общине, благополучно просуществовашей и в период первой независимости Литвы, и в советские годы вплодь до начала 60 годов как безпартийный колхоз. Здесь и по сей день живут одним общим хозяйством по обработке земли, с молитвами во славу Божью и по заповеди "от каждого по способностям, каждому - по потребностям". Вдохновителем и духовником этого уникального сообщества поначалу был священник о.Понтий Рупышев (1877-1939) и община дала епархии уже пять священников - Константина Авдея, Леонида Гайдукевича, Георгия Гайдукевича, Иоанна Ковалева и Вениамина Савщица. В 1940 году рядом с церковью в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость", построенной 1915 году, возвели второй храм-часовенку в честь св. Иоанна Кронштадского, каменную и необычную по форме. В ней усыпальница о.Понтия Рупышева, бывшего флагманского священника минной дивизии Балтийского Императорского флота, основателя и духовника этого "Понтиевского прихода".
       Затем духовником Михновской православной общины на полвека стал ее воспитанник, священник Константин Авдей, земледелец, пчеловод и селекционер , старанием которого правительство Литовской Республики в 1991 приняло решение об отмене советских постановлений об аннексии земли и предоставило православному приходу возможность вести хозяйство по своему усмотрению.
      
      У ограды, через дорогу, несколько женщин в таких же платках "на глаза" садили под лопату картошку, в ровные лунки - борозды, отчерченные трехзубой деревянной высокой бороной, которую тянули парни. Случайно в эти места, в стороне от дорог не забредешь, наверно поэтому одна из работавших подошла ко мне.
      -"Вы к нам в гости, идемте я провожу Вас к священнику на благословение",-и мы прошли через старое кладбище к церкви "Всех скорьбящих радосте" , и еше через минуту, смиренно сложив руки лодочкой, склоняю голову перед широким крестным знамением отца Иоанна. Тронуло, как священник перед входом в церковь, как простой мирянин снял камилавку и перекрестился,как оказалось он вырос в этой общине при этой церкви.Это была маленькая, когда-то домовая церковь, справа икона "Всех скорьбящих радость", слева "Спорительница хлебов" с летящей над спелой пшеницей Божьей Матерью, поставил свечи перед образами и попросил их зажечь на Литургии.
      К часовне освещенной в честь праведного Иоанна Кронштатского, стоящей рядом, подошел уже в сопровождении батюшки Леонида.Он ввел меня и в этот храм , где усыпальница отца Понтия Рупышева, который как верят михновцы, молитвами к Господу и Матери Божьей "не оставляет их сиротами" и к которому они приходят после каждой Литургии.
      Из книги "Не оставлю вас сиротами: Жизнеописание и благодатные мысли протоиерея Понтия Рупышева":
      "...Во время богослужения народ не помещался в храме и стоял во дворе. Причастников всегда было много, доходило до семисот человек, не считая детей. Сила батюшкиной молитвы была неописуема человеческим словом. Это нужно было самому пережить, чтобы понять. Особенно это чувствовалось за богослужением в приходах, когда не одна тысяча сердец подчинялась этой вдохновенной молитве. Храм наполнялся верующими так, что нельзя было поднять руки для крестного знамения. Люди как бы лежали друг на друге так тесно, что и двинуть плечом было невозможно. Сплошная стена людей доходила чуть ли не до самих Царских врат. На солее оставалось узкое свободное место для прохода батюшки со Св. Дарами, и этот проход оставался лишь благодаря впереди стоящим, часто в два ряда, мужчинам, которые едва сдерживали волнующуюся толпу верующих. Толпа колыхалась из стороны в сторону, раздавались крики, плач и просьбы пропустить вперед, всякий хотел стать поближе, чтобы видеть батюшку и слышать его голос, и счастливы были сумевшие занять место впереди.
      ...Когда раздавался возглас на Литургию, все затихало в храме, все обращалось в молитву и, затаив дыхание, толпа верующих ловила тихие слова батюшкиной молитвы и каждое его движение. Голос батюшки был тихий и слабый, но благодаря поразительной дикции был слышен почти всем. Батюшка горячо молился за народ. Чувствовалось, что он неотступно и дерзновенно чего-то просит у Господа для верующих, иногда тихие слезы катились по его щекам. Молитва длилась долго, и делалась все горячее и горячее, и точно огнем обжигала сердца молящихся, все знали и понимали, что это за них батюшка молится. И вот наступал всегда такой момент, когда чувствовалось, что эта горячая и дерзновенная молитва услышана, и Господь дает просимое.
      
      
       Настоятель храмов отец Леонид, после того как приложился к Евангелию на усыпальнице основателя прихода, расспросил меня как оказался в их отдаленных местах, а потом и сам много рассказал о истории храмов и общины при них. Батюшка Леонид стал одним из вдохновителей дальнейшего моего паломничества по православным святыням Литвы и в каждый приезд сюда, посмотрев новые фотографии дальних церквей,он потом дарил помного хороших новых книг, приговаривая- "Pаз Вы так интересуетесь, читайте на здоровье, Вам будет это интересно ."
      Многие церкви нашего края позже обездил по много раз, но в этоти храмы, по которым женщины с такими просвлетвленными ликами ходят сняв обувь, мне всегда хотелось вернутся снова и снова. Сюда же, где священники живут среди людей, прямо из типографии со всем запакованным тиражем, привез в подарок общине и первую книгу с заметками "по Православным храмам Литвы", зная как искренне здесь порадуются за завершенное в конце-концов издание.
  • Комментарии: , последний от 11/04/2009.
  • © Copyright Колцов Владимир Борисович (vlko@grigiskes.lt)
  • Обновлено: 12/10/2006. 21k. Статистика.
  • Автостоп:
  • Оценка: 6.46*4  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка