Аннотация: Отчёт по рекам, фото, координаты встречающей стороны.
ОТЧЁТ
о пеше-водном маршруте Vк.с.
р.Н.Кураган-р.Катунь-р.Чуя
2003 г.
      На сей раз мы собрались посетить неизведанные еще
(кое-кем) отдалённые места и поехать на Алтай. И выбор наш пал на р.Кураган по нескольким причинам.
Во-первых, места там мало кем посещаемые (добраться туда с водной снарягой не так просто), во-вторых - речка
вообще говоря, совсем непростая, чего и хотелось, в-третьих - интересно было совместить водный маршрут
с пешей частью - не всё же в упорах сидеть, надо и ногами иногда двигать.
      Шли на двух катах - 2-ка "Кулик" и 4-ка "Raftmaster" (впятером с пассажиром).
      Выехали из Москвы 13.07.2003 на
поезде Љ 36 до Бийска. Из Москвы заранее договорились с фирмой БиАлТур
(bialtur.biysk.ru) о заброске до пос.Катанда и далее, если
это будет возможно, вверх по Курагану "до упора". Заказали "буханку" за 5,7 тыс.руб. Вылезли
из поезда в Бийске 16 июля - машина уже ждала нас. Сразу же договорились с директором БиАлТура о том, что нас
заберут из пос. Б.Яломан (на Катуни) 30 июля.
      Загрузились в машину примерно в 16 часов и поехали. Пообедали
в пос. Усть-Сёма. В пос.Катанда приехали в 4 утра, стали искать паром через Катунь. От местных
жителей узнали, что весной паводком снело оба парома, но на верхнем пароме (на том, который нам
и был нужен) натягивали трос. Однако с утра выяснилось,
что ПАРОМОВ ЧЕРЕЗ КАТУНЬ В РАЙОНЕ ПОС. КАТАНДА НЕТ!!! На месте верхнего
парома действительно натянут трос (но и он болтается в воде), паромы же прочно вросли
в грунт на берегу. Местные жители переправляются на противоположный берег на
лодках.
      Хотя, судя по слухам
(http://www.tourism.ru/docs/report/water/8/45/196/#Foto) паром всё-таки иногда чинят.
      17.07.  Делать нечего - с утра собрали
2-ку, перевезли вещи и команду, собрались и пошли... Заброску решили оставить не на месте
переправы (и местные жители ходят, да и от Курагана это место довольно далеко), а примерно
в 5 км. От места переправы вверх по Курагану. Переправа заняла примерно 1 час.
       От переправы до лев.рукава р.Громатуха дошли за 3,5 часа ЧХВ.
Тропа хорошо набитая, на этом участке пути без резких подъёмов. Встали на стоянку. В рукаве
практически нет воды, хотя нам хватило, хоть и с трудом. Метров через 500 - сама р.Громатуха, на
которой на ЛБ есть стоянка. Еще через 2 км. на берегу Курагана есть стоянка на 2-3 палатки.
       По дороге встретили егеря и пограничника. Егерь к нам никаких
претензий не имел (как потом выяснилось, Катунский Госзаповедник начинается только от места
слияния р.Осиновка и р.Иолдо - соответствующая табличка на ПБ Осиновки сразу за мостом, а
от р.Кыргыз - охранная зона Заповедника, что также подтверждается табличкой на ПБ сразу за
мостом через р.Кыргыз, так что и денег с нас никаких не требовали), а пограничник сказал, что
теперь для нахождения на Курагане нужно разрешение (пограничная зона с Казахстаном), которое
выдают в Усть-Коксе при предъявлении паспорта. Мы об этом ничего не знали, пропусков у нас
не было, однако никаких попыток "завернуть" нас пограничник не сделал.
      18.07.  От стоянки до пор.Притор - 1,5 часа ЧХВ.
Перед порогом - резкий (но с небольшим набором высоты) подъём с последующим спуском по
каменным плитам. На берегу Курагана над порогом сделали обед. Метров через 200 вверх по
тропе есть стоянка. Дальше - довольно долгий "тягун". Тропа медленно набирает высоту. Через
4 км. после пор. Притор встретили еще одно место, пригодное для стоянки. От пор. Притор до
р.Кыргыз - 2,5 часа ЧХВ. Примерно за 2 км. до Кыргыза ориентир - полуразвалившаяся избушка
на одой из полян.
      Через реку переброшен хороший мост, через 100 м. за
ним - избушка лесников. Вставать лучше (да и лесники просят вставать именно там) на
поляне, оборудованной ими на берегу Курагана. От избушки лесников тропа вверх
по Курагану к Осиновке идет прямо, а к стоянке - налево вниз.
      Днём начался несильный дождь, продолжавшийся
примерно пол-суток. После этого уровень воды в Курагане поднялся на 15-20 см., спала
же вода только через 2 суток.
      19.07.  От стоянки на р.Кыргыз до
р.Ешту - 1,5 часа ЧХВ. Перед речкой -"взлёт" тропы, затем спуск к левому рукаву Ешту.
Через рукав переброшен бревенчатый мост, сразу за ним на стрелке Ешту и Курагана - отличная
оборудованная стоянка, на которой к моменту нашего прихода еще никто не стоял. Метров
через 200 - брод через следующий рукав, затем - через основное русло р.Ешту. Через 50
мин. ЧХВ - начало подъёма на отрог перед р.Осиновка. Подъём довольно утомителен не
только из-за большого набора высоты, но и из-за крутизны склона (как там лошади карабкаются?!). На
склоне - остатки горелого леса. Спуск к Осиновке - длинный и пологий. Тропа выходит к Осиновке
примерно на 200 м. выше её слияния с р.Иолдо. Стоянки есть на р.Осиновка на её ЛБ около моста
ЧХВ от р.Ешту до р.Осиновка - 2 часа.
      Вид на 2-й каньон р.Кураган с тропы в районе впадения Осиновки.
      Тропа на всем протяжении хорошо набитая, твёрдая. Однако
после дождя, особенно в низинах, она превращается в грязевую канаву. Никаких развилок,
вызывающих у нас сомнения в выборе маршрута, мы не встретили.
      20.07.  Суда собирали на ЛБ Осиновки, прямо
напротив стрелки Осиновки и Иолдо. 2-ку и 4-ку собирали одновременно, места для этого достаточно, хоть
и не с избытком. Спуск к месту стапеля с тропы неочевиден, однако спуститься к реке не сложно.
      После обеда погрузили вещи на суда и поплыли. Т.к. в
описаниях начало пор.Рекрут дано не точно, решили перечалиться сразу на ПБ Курагана и
просмотреть реку вниз по течению. Пор.Рекрут - примерно через 100 м. после стрелки
р.Иолдо и р.Осиновка. Ориентир порога - большой валун на ПБ. Прошли удачно обоими
судами. Далее, поскольку описания опять-таки не дают точной картины происходящего,
шли практически от одной чалки до другой, расположенной друг от друга в пределах
видимости. Ориентиры пор.Каскадёр (500 м. после впадения правого притока, слепой
левый поворот реки), приведённые в некоторых описаниях, не сильно помогают в
определении начала порога - скорость реки высока, слепых поворотов в каньоне
несколько. Реально от пор.Рекрут до пор.Каскадёр 5 - 10 мин. сплава, но, с нашей
точки зрения, лучше почаще просматривать реку вперёд.
      Доплыли до Каскадёра, зачалились на ЛБ, занесли
вещи вниз примерно на 100 м. ниже окончания каньона и встали на стоянку.
      21.07.  С утра вернулись к катамаранам, оставленным
над пор.Каскадёр. 2-ка прошла успешно по центральному сливу, уйдя влево перед зубьями в
основном сливе. Проходов под левым и под правым берегами по нашей воде не было. 4-ку
провели по ЛБ к основному сливу и стартовали оттуда.
      До пор.Базовый шли без просмотра.
      Пор.Базовый осмотрели по ПБ. Ориентир - крупная
галечная отмель по ПБ практически сразу после впадения левого рукава р.Ешту.
      Дальнейший участок до поляны около избушки лесника, перед
впадением р.Кыргыз (на ней мы стояли на заброске) шли "с хода" без просмотра. Довольно много
камней при большой скорости течения. Встали на поляне. Ориентир поляны с воды - галечная
отмель на ЛБ сразу за суводью, расположенной за резким сужением реки, образованного
скалой на ЛБ.
      22.07.  С утра занесли вещи за
пор.Кыргыз. Порог проходили по струе, огибая камни. Несмотря на то, что порог не смотрится
сложным, напрягаться для того, чтобы удержать судно на курсе, всё-таки приходиться.
       Первый порог за Кыргызом - Љ41. Ориентир - разбой
с галечным пляжем на ЛБ. Ручей с ПБ слабо заметен. Просматривали с ЛБ. Заход в порог
по центру, огибая камень перед основным сливом слева. Сам основной слив проходили
слева, уходя от зуба, торчащего прямо по центру слива.
      Сразу за пор.Љ41 - пор.Љ42. Зачалились перед ним на
песчаный пляж ЛБ. Непосредственно за пор.Љ42 - начало пор.Љ43 Прорыв. Ориентир
начала пор. Љ43 - здоровенный завал посередине реки.
      Занесли вещи за порог и встали на стоянку. Тропа вдоль
первых трёх ступеней Прорыва не очень удобная, даже скорее совсем неудобная, её даже
практически нет:). Приходится сначала карабкаться по курумнику, затем перебираться через
здоровенные валуны, заросшие мхом...
      23.07.  С утра поднялись к
катамаранам, оставленным над пор. Љ42, по пути еще раз просматривая предстоящее
препятствие. Пор. Љ42 прошли по основной струе, зачалились на ЛБ на камни сразу
за порогом.
      1-ю ступень пор.43 проходили под ЛБ, поскольку в остальных
местах воды для чистого прохождения не было. Заход вплотную к берегу, слева от зуба в сливе, уходя
далее влево от обливняка, расположенного сразу за скалой ЛБ. Затем - по струе, уходя вправо
от "троллейбуса". На "троллейбус", на первый взгляд, валит вся струя, однако и отбойник от камня
довольно мощный - оба катамарана сбросило вправо от камня. Далее - по струе, уходя влево
от обливняков и чалка на ЛБ.
      2-ю ступень проходили тоже под ЛБ, уходя от "троллейбуса"
вправо. В первом сливе (через каменную гряду) бочка тормозит довольно сильно, так что времени
для последующего ухода от камня вправо остаётся много. В бочке сразу за "троллейбусом" вымыло
из упоров одного из гребцов на 2-ке, однако он смог удержаться за раму и экипаж, успешно пройдя
остальные сливы (иногда и полулагом), самостоятельно зачалился на ПБ перед 3-ей ступенью, после
чего перечалились на ЛБ. 4-ка прошла успешно.
      3-ю ступень шли "сходу", по струе, зачаливаясь после неё на ЛБ.
      Заход в 4-ю ступень осуществляли вдоль ПБ (слева всё забито камнями),
уходя затем за большим камнем на основную струю, идущую под ЛБ. Далее - по струе, проходя между
наклонной плитой и большим камнем у ПБ. Затем - по струе, лавируя между камнями. Чалка на ЛБ перед
пятой ступенью.
      5-ю ступень проходили по левой протоке (вход в правую перегорожен
камнями). Заход по центру протоки, впритирку слева от левого из двух зубьев, торчащих в основном
сливе. Далее планировался уход под ПБ (к острову). К сожалению, этот манёвр не удался ни одному
из судов - после хорошего захода уйти вправо не успели и стукнулись о камень ЛБ, к счастью без
серьёзных последствий:).
      Общее время просмотра и прохождения пор. ЉЉ42, 43 - 4 часа.
      После перекуса решили плыть дальше до заброски (примерно
5 км от впадения Курагана в Катунь).
      Ориентир пор.Притор - скальное сужение, с небольшим разливом
перед ним. Просмотр с ПБ.
      Пор.Венец - очень длинный порог-шивера. Четких ориентиров
начала порога нет. Можно считать, что порого начинается тогда, когда кажется, что уже всё - порог закончился, дальше только шиверка.
В принципе, есть промежуточные чалки. Длина - 2 - 2,5 км. (в нашу воду). Требуется
постоянный манёвр, много камней, сливы до 1 - 1, 5 м., бочки, расслабляться некогда. Просмотр
слабореален и, в общем, бесполезен.
      24.07.  При приближении к Катуни Кураган
немного успокаивается, однако возникают новые сложности - мелкие протоки, перекаты, поваленные
деревья. Периодически требуется проводка.
      Катунь это, конечно, не Кураган - широченная спокойная река
с довольно высокой скоростью течения. До пос.Тюнгур доплыли за час. В посёлке магазин, в котором
мы кое-чем и закупились:).
      Через два часа сплава дошли до впадения р.Аккем. Сложных
препятствий на этом отрезке нет - несколько порогов-шивер с валами до 1 метра. Примерно через
полчаса сплава - начало Аккемского прорыва. Ориентир - сильное скальное сужение. При желании
можно зачалиться на ПБ. Прорыв шли "с ходу", по струе. По нашей воде (выше средней) порог - череда
валов до 1,5 - 2 метров, которые при желании легко обходятся.
      Встали в "кафе Аргут" - ПБ Катуни, ЛБ Аргута.
      25.07.  От стрелки Аргута и Катуни примерно час
сплава до пос. Инегень. Зачалились напротив посёлка на ПБ, купили у пастухов мясо марала (свежее
и вяленое) и картошки. Ещё примерно через час дошли до устья р.Чуя.
      Ориентир пос. Иня - два высоких моста, расположенные один
за другим. Зачалились на ПБ между мостами. В посёлке договорились с грузовой машиной о заброске
на Чую в район пос.Чибит. Машина забрала нас от пос.Мал.Яломан (там, в отличие от Ини, удобный
подход к воде). От пос.Иня до пос.Мал.Яломан - 0,5 часа сплава.
      От Мал.Яломана до стоянки на Чуе ехали 2,2 часа. Водитель
привёз нас на ПБ реки на 2 - 3 км. ниже Чибита.
      26.07.  С утра надули катамараны, погрузились,
поплыли. Чуя, конечно, тоже отличается от Курагана - и расход побольше, и уклон, да и вода
другая - не вода, а скорее взвесь песка, грести в которой ощутимо тяжелее. Уровень воды в
Чуе - средний или чуть выше.
      Пор.Сумрачный и Буревестник шли "с ходу", по струе, хотя,
наверное, лучше было бы и просмотреть... Мощь чувствуется - валы до 1,5м., серьёзные бочки,
хорошо хоть, что лавировка не очень сложная.
      Следующие безымянные пороги тоже не стоит сбрасывать
со счетов - траектория движения в них не всегда очевидна, а река довольно мощная. В одном
из таких порогов из-за неверно выбранного пути 4-ка была недалеко от киля. Взаимная страховка
с воды на Чуе не помешает:).
      Через ~ 50 мин. сплава зачалились на ЛБ перед пор.Бегемот.
Ориентир - справа впадает р.Айгулак, через которую перекинут приметный бело-синий мост.
Впереди виден деревянный мост через Чую.
      Обнос вещей - по тропе до моста, далее через мост, по дороге
вверх до Чуйского тракта, по тракту до спуска вниз к реке к стоянке за порогом. Стоянка довольно
большая, однако туда иногда заглядывают автотуристы и местные пастухи, впрочем, вполне
дружелюбные. Поставили лагерь, перекусили, просмотрели порог и... обнесли оба ката. Опасения
вызвала третья ступень с торчащим посередине слива зубом. Основной поток после 2-й ступени
наваливается на зуб и на скалу с ПБ. Единственный приемлемый, с нашей точки зрения,
проход - слева от зуба, вплотную к ЛБ, однако места для такого манёвра очень мало.
      27.07.  Вышли в 11-30. Через ~ 2 км. после
Бегемота - пор.Классический. Просмотр необязателен.
      Через 100 м. за ним - пор.Слаломный. Проход по струе, уходя
от камней. Порог утомителен и за счёт длительности, и за счёт постоянного маневрирования. По нашей
воде валы и бочки в Слаломном были не очень мощными (в одну бочку даже свалились лагом).
      Далее до пор.Турбинный всё шли без просмотра, перекусив по дороге
в кафе в пос. Белый Бом. Среды череды порогов от Слаломного до Турбинного можно выделить, пожалуй,
только пор.Иодринский за счёт более мощных валов и бочек, обилия надводных и обливных камней.
Ориентир начала порога - деревянный мост перед пос. Иодро, расположенном на ПБ.
      К пор.Турбинный подошли в 18-30. Ориентиров, указанных в одном из
отчетов: "подпор реки, труба с ПБ", явно не достаточно - подпора как такового нет, трубы мы так
и не увидели. Порог начинается на слепом левом повороте. Правый берег - скалы. Чётких "природных"
ориентиров нет, на скалах ПБ висит хорошо заметный с воды знак "ГАИ". Знак висит ~ в 15 метрах
от уреза воды. Осмотр и обнос вещей по тропе ПБ. Стоянка - на ПБ на террасах между пор.Турбинный
и пор.т/к Горизонт.
      Стоянка не очень хорошая, хоть выбирать и не приходится - открытые
террасы без деревьев, чахлые кустики. Дров мало - нужно собирать плавник (хорошо хоть до нас было
мало групп и всё сжечь не успели), до воды далеко (река сильно внизу), всё время дует ветер.
      Террассы Турбинного, правый берег
      Встретили на пороге группу коммерческих туристов на двух
рафтах - с одним из гидов мы уже встречались в "кафе Аргут". Плывут от Бегемота (прошли
выходные ступени) два дня. Сообщили, что прямо перед ними со стоянки снялась какая-то
группа.
      28.07.  Пор.Турбинный. На заходе примерно
посередине реки - скала. Слева идёт ~ 2/3 всей воды. 2-ка прошла по левому (более широкому) сливу,
перед выходной бочкой уходя налево от обливного камня. На 4-ке решили идти по правой, более узкой,
протоке, однако из-за не очень грамотного захода, кат навалило правым бортом на скалу ПБ, сильно
притопило, но, к счастью, не кильнуло. Дальше - по струе, уход от скалы ПБ на выходе не составил
труда. Результат удара 4-ки о зуб ПБ - сломанная правая продолина (труба Д16Т диам.40). Ремонтироваться,
однако, не стали, да и деревьев подходящих поблизости не было - решили пройти пор. т/к Горизонт
как есть, баллон только посильнее накачали:).
      Пор. т/к Горизонт - через 300 метров быстротока после Турбинного.
Река течёт в песчаном каньоне, единственное нормальное место чалки - на ПБ сразу за пор.Турбинный.
Перед пор. Горизонт на скале ПБ знак опасный поворот.
      Порог расположен в каньоне, на входе поток опять-таки
разделяется на два рукава скальными обломками. Основная часть воды идет слева, там струя
на вид более пологая, однако сильно осложнённая мощными отбойными валами от скал ЛБ. Порог
оба судна проходили по правой протоке. Перед 3-ей ступенью 2-ку вынесло струёй к скале ПБ на
правом повороте реки, однако удалось успешно уйти от прижима. 4-ка прошла 3-ю ступень (после
поворота) чуть левее центра.
      Наблюдали прохождение группы на рафтах. Оба судна, несмотря
на усилия экипажа, прижало к скале ПБ, однако киля, возможно, за счёт объёма судов и не очень
высокого уровня воды, не последовало. Надо отметить, что просматривая порог с высокого правого
берега, мы несколько недооценили мощность бочек и высоту валов. В 1-м сливе 2-ку довольно
сильно "закусило" в бочке, слегка при этом развернув. 2-й слив, линия движения к которому
очевидно просматривалась с берега, с воды практически не виден из-за валов - приходилось
ориентироваться по берегам. Уход от прижима влево, в принципе, не сложен - достаточно только
заранее (сразу же за 2-й ступенью) начать уходить налево со струи - валы не такие большие, чтобы
перевернуть судно, идущее по ним полулагом.
      Зачалились на ПБ метрах в 300 ниже порога, разобрали
катамараны и отнесли их на место стоянки.
      Гонцы уехали в кафе, расположенное в 2,5 км. ниже пор.Турбинный
по Чуйскому тракту - теперь-то и начнётся долгожданный отдых...:).
      29.07.  С утра и весь день идёт дождь - каты
просушить так и не удалось. Одна радость - сходили в кафе за добавкой. Кстати, помимо "Телецкой"
достали свежее мясо марала, картошки...
      30.07.  Ну наконец-то солнце! Хоть просушили всё!
      Приплыла группа на двух 2-ках и 4-ке. Прошли Турбинный по
левой протоке. Занесли вещи за Горизонт.
       Съездили в Б.Яломан, встретили машину из БиАлТура. Погрузились
в машину в 14-30, в Барнауле были в 01-00.
       Колесниченко К.В.
Альтернативы БиАлТуру:
Демьянов Олег (3832) 33-08-96, 33-24-58, 8-913-908-64-81.
Забрасывает группы по Алтаю, в Хакасию, в Монголию из Новосибирска. Две машины ГАЗ-66
Шавров Сергей Владимирович. Бийск: (3854)37-12-77, ст.Алмаз 327777 аб.22-63-39.
Заброска по Алтаю на ПАЗ-672. Утверждает, что его цены на 20% ниже установленных в Бийске.