Колесник Владислав Анатольевич: другие произведения.

Отчет: Оленьей тропой

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 28/02/2014.
  • © Copyright Колесник Владислав Анатольевич (kovdor@inbox.ru)
  • Обновлено: 29/04/2013. 28k. Статистика.
  • Отчет. Пеший:Кольский п-ов , 90 км , Ноги
  • Дата похода 05/07/2012 {8 дн}
  • Маршрут: Териберка - Чудзъявр
  • Иллюстрации/приложения: 18 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пешая прогулка по тундре Кольского полуострова


  • Оленьей тропой

       Решение погулять по тундре Кольского было принято достаточно спонтанно. Заготовки маршрутов были, но в этом сезоне пешка не планировалась. Но так сложилось, что эти планы оказались востребованы. В результате получился пеший походец на неделю по тундре "от дороги до дороги". Вышло весьма познавательно.
       Началось все с того, что мы поздно вышли с маршрута Гирвас-Лотта. Там были некоторые проблемы, как объективные, так и субъективные. В результате - вместо 2 недель до третьего этапа (сплав по Воньге) у меня осталось дней 8-9, и нужно было срочно придумать, чем их заполнить. Отправив напарника на поезде в Москву, я заодно, сплавил с ним лодку и почти всю водную снарягу и решил переквалифицироваться в пешеходники. Поселившись в гостинице "Меридиан", первым делом залез в Интернет и начал рассматривать карту Мурманской области. После долгих раздумий был отброшен вариант "Туманный - Ловозеро" (не укладывался по срокам) и разработан новый маршрут "Оленья тропа". Основные параметры: старт от моста через Териберку на дороге Мурманск-Туманный, пешка на юг, выход на тропу у г. Румвайв и финиш на дороге Оленегорск-Ловозеро. Дабы придать трипу какой-то смысл, решил пройти старой оленегонной тропой, которая пунктиром была обозначена от вышеупомянутой горы до Бабозера. На все 8 дней, примерно 90 км по прямой. Решение принято, надо собираться...
       Со сборами возникли некоторые сложности. Облазив весь центр Мурманска, я обнаружил, что купить здесь недостающее снаряжение не так то просто. Все специализированные магазины имели или рыбацкую или милитаристическую направленность и имели весьма скудный общетуристический ассортимент. Магазинов типа "Экстрим" или "Декатлон" здесь нет. Пришлось посетить уйму всяких подвальчиков, пока собрал все необходимое. Взял самый приличный рюк из того, что было в местном "Сплаве" - Bionic-70 по совершенно негуманной цене. Забегая вперед, скажу, что мешок оказался "не очень". Бумажных карт в магазинах не оказалось, поэтому, пришлось скачивать километровку ГШ из инета и печатать в фотоателье. В конце концов, собрался и 7 июля вечером стартовал на автобусе в сторону Териберки.
       Выгрузился на мосту, спустился с насыпи и попал в тундру. Здесь она покрыта зарослями березки, невысокой, но видимость ограничивающей. Вдоль реки на юг уходила грунтовка, по ней и пошел. Встал через 3 км на берегу ручья. С севера наползали тучи, начинался дождик, холодало. Развернул горелку, вскипятил водички, развел сублимат. Немного посидел на бережку, но мошка быстро загнала в палатку. Ну вот и все, я один, впереди много километров пути и надо отдохнуть. Шумели машины на трассе, шуршал дождик, жрачи бились о тент палатки, хрустел ягель под боком ...
       Утро было солнечное, но холодное. Быстро пробежал пару километров, и дорога кончилась. Она разбежалась веером на несколько полянок перед озером. Вздохнув, я вытащил GPS и отметил азимут на гряду сопок, которая ограничивала видимость на юг. За ними лежало оз. Пуарентъявр, моя сегодняшняя цель. Огибая мелкие озера у подножия гряды, стал потихоньку взбираться на склон. Скорость передвижения сразу упала. Березки уступили место своей полярной версии (до колена), склон покрылся разноцветным мхом, всюду вылезли здоровенные камни с лужами воды между ними. На вершине достал телефон и вышел на связь "с центром".
       У меня давно сложилась традиция отсылать при первой возможности свои координаты sms-кой родственникам (в данном случае жене в Москву). Они отмечают точку в Яндекс-Карты и знают, где ты и куда движешься. Ради этого пришлось купить местную симку Мегафона. Другие операторы здесь ловятся только в городах. Да и Мегафон был только день в начале и день в конце. Прямо, затерянный мир.
       Немного посидел на вершине, мысленно прошелся по снаряжению. Оно было не оптимально для этого маршрута, но вполне терпимо. Что имеем:
       - Рюкзак 70 л, новый, облегченный. Весьма вычурной конструкции, с "кенгурятником" сзади. Лямки тонкие, пояс чисто номинальный. Зато есть накидка от дождя. Вес мешка - примерно 1,7 кг. Будем надеяться, что за неделю не порвется.
       - Пенка - обычная "ижевская", обрезанная до 50 см по ширине.
       - Спальник - кокон, -2С комфорт.
       - Палатка - полуторка, два входа, одному просторно.
       - Тубус со спиннингами, коробка с блеснами, 2 катушки.
       - Сухая обувь, запасное термобелье, термоноски и пр.
       - Несколько гермомешков.
       - Горелка, 2 баллона газа, пара легких котелков.
       - Сублиматы от Гала-Гала.
       - Продукты (чай, кофе, сыр, орехи, сахар, сгущенка).
       - Батарейки, телефон, нож, складная пилка, ремнабор, аптечка, гардекс и пр. мелочи.
       На себе - комплект термобелья, полартековая майка, мембранный костюм, перчатки, неопреновые носки, мокрые кроссовки, бейсболка, накомарник. Сплошная синтетика. Ни одного сантиметра открытой кожи. В кармане GPS с картами.
       Про GPS нужно рассказать подробнее. У меня Oregon 450 с карточкой памяти на 16G. Прибор "вылечен от жадности" альтернативной прошивкой. В памяти 2 комплекта растровых карт всего Кольского (ГШ и ГГЦ). Карты самодельные, многослойные (2км и 500м). Точность привязки хорошая, погрешность не более 20-30 м. Экран прибора сенсорный, им можно управлять, не снимая перчаток. Любит батарейки, одного комплекта хватает на день. Приходится экономить, лишь периодически прибор включая. Совершенно незаменимая вещь в тундре. Кроме определения точного местоположения на карте, позволяет ходить по азимуту в условиях ограниченной видимости (стрелка на экране + расстояние до точки), показывает атмосферное давление (прогнозирует погоду) и отмечать маршрутные точки. Вообще, он много чего еще умеет (писать треки, планировать маршруты, компас, точное время и т.д.), но карта - это в нем главное.
       Тактика использования следующая: утром отмечаю конечную точку, куда нужно прийти и несколько промежуточных. Прибор выключаю. При движении включаю, проверяю местоположение, азимут и расстояние на ближайшую точку. В случае сложного рельефа, отсутствия видимых ориентиров, солнца и пр. непоняток - держу его включенным. Масштаб обычно выставляю 200-300 метров, иногда увеличиваю до 2-3 км, чтобы оценить возможные варианты маршрута и выбрать оптимальный. По прибытию на место выбираю стоянку и ставлю точку (все промежуточные удаляю). В таком режиме бумажную карту достаю редко, уже на стоянке.
       Было два забавных случая, связанных с GPS. Первый - это поиск тропы. Местные тропы имеют привычку пропадать в болоте. После его форсирования много времени уходит на поиск продолжения. Искать имеет смысл, потому что тропа увеличивает скорость передвижения чуть ли не вдвое. Один раз пришлось включать масштаб 20 м и буквально, как миноискателем, искать в зарослях березки "беглянку". Нашел.
       Второй случай был не такой веселый. Посреди болота сдох очередной комплект батареек. Это было предсказуемо, свежий уже лежал в кармане. Меняю батарейки - и, о ужас, карта памяти не опознается! Т.е. у меня нет карты! Пришлось, балансируя на кочке, отплевываясь от мошки, снимать перчатки, разбирать прибор, вынимать microCD, чистить контакты, опять все собирать - уф, опозналась, карты вернулись!
       Переведя дух и поклевав прошлогодней брусники, начал спуск. Местность тут достаточно унылая, какие-то буераки, мелкие болотца, лужи воды. Приходилось постоянно петлять, взбираться-спускаться, лезть в воду, прыгать по кочкам. Пересек ручей, долго искал у него узкое место, где можно перепрыгнуть. За ручьем внезапно подсек тропу. Шла она примерно в нужном направлении, решил по ней прогуляться. Тропа залезла на невысокую возвышенность и вывела к избушке. На полянке среди мокрых берез стояла будка от машины, обложенная дерном. Кострище, кругом мусор, стеклянные бутылки из-под водки. Заглянул внутрь - разруха. Пару лежанок с грязным тряпьем, железная печка. Стоять здесь не хотелось. Прогулялся дальше по тропе и вышел к озеру. Озеро большое, окружено высокими сопками. Берег залива, куда я вышел, заболочен. Вдоль берега тропа. Свежие следы сапог, обрывки сетей. Прошел вдоль берега, пересек еще один ручей и встал на стоянку.
       Я всегда стараюсь вставать у воды, лучше у текущей. На худой конец, на берегу озера. На более-менее открытом месте, чтобы сдувало гнус. И чтобы была тропа. Местные избушки, наоборот, прячутся в густых зарослях. По традиции, их не запирают, только подпирают дверь палкой. Внутри, обычно, стол, лежанки и печка. Иногда - немного крупы, соль, спички. Делают избушки из подручных средств - будки от машин, старые ящики, доски от мебели. Здесь нет строевого леса, вот и изгаляются, кто во что горазд. Летом в них темно и сыро, комары беспрепятственно попадают внутрь, потолок часто протекает. По мне так лучше в палатке. Зимой, наверное, в избушках есть смысл, но с дровами для печки здесь напряг.
       Устал. Побродил со спиннингом по берегу - ничего. Мелко. Плюнул на это дело, набрал воды и пошел готовить ужин. А на ужин опять сублиматы с сыром, кофе со сгущенкой и глоток джина.
       Основной рацион питания у меня был из сублиматов. Два вида супа и два - каши. Плюс усиление - куриное мясо. Из напитков - чай, кофе и джин. Роль хлеба исполняли хлебцы finn crips, роль белка - сыр-плетенка. Сахара не было вообще, обходился заменителем и сгущенкой. Жиры восполнял пакет майонеза, вкус блюд улучшал пакет кетчупа. Мяса, тушенки, колбасы - не было. На перекус - ореховая смесь с цукатами. Готовил в палатке, на газу. Одного "дихлофоса" хватало на 4 дня. Было голодно, но терпимо. Главное - уснуть до рассасывания ужина.
       Спалось плохо. Вчера сильно устал. Всю ночь (это когда относительно темно) дул ветер, плескал волнами об берег. Из-за ветра и дождя готовил завтрак на горелке в палатке. Под тентом сидело пару сотен комаров, с нетерпением ожидая моего появления. Облом им вышел. Затащил рюкзак внутрь и упаковался прямо в палатке. Придумал применение "кенгурятнику" рюкзака - поместил туда палатку в гермомешке. Теперь, чтобы поставить домик, не нужно потрошить весь мешок. Удобно.
       Придумывать мелкие удобства, типа "палатки в кенгурятнике", довольно интересно. Голова на переходе обычно свободна - вот и упражняешься. Смысл - минимизировать затраты энергии на хоз. нужды. Например, газ сильно экономит время и избавляет от поиска дров. Можно набрать сразу два котелка воды, залезть в палатку и не вылазить оттуда до утра. За весь поход разжигал костер один раз и то, потому, что стоял на дневке, нашел готовые дрова, и налетела туча мошки.
       Некоторое время шел по береговой тропе, затем свернул и полез напрямую. Здесь березки образовали "яблоневый сад", да еще выглянуло солнышко - идти стало легко и приятно. Не надолго. Снова начались овраги и болота. А болота здесь всякие, на любой вкус.
       На болото здесь можно наткнуться в любом месте: на склоне, на вершине сопки, в лесу. Даже на тропе, которая, по определению, должна идти от точки до точки по оптимальному маршруту, через каждые 300-500 метров приходится их пересекать. Если вы увидел впереди просвет в зарослях - не радуйтесь, готовьтесь к "аквааэробике".
       Самое простое болото - "ягельно-каменное". Встречается, в основном, на вершинах и склонах сопок. Ягель - лишайник, любящий сухую, песчаную почву. Если воды избыток - растет на камнях, образуя с другими растениями высокие шапки. Между камнями иногда стоит вода, также там часто скапливается дурнопахнущий ил или корочка плавучих растений. Туда лучше не наступать - или ногу подвернешь, или обувь утопишь. Преодоление такого участка напоминает старую игрушку "Принц Персии", где герой постоянно что-то перепрыгивает и куда-то проваливается. Утомительно, в сырую погоду опасно, так как мокрый ягель очень скользкий. Хорошо помогает палка.
       Второй тип болот - "морошковое". Встречается в низинах, верховьях ручьев, в лесу. Здесь воды еще больше, чем в первом случае, но ее еще не видно. Мох здесь растет зеленый, иногда красный, желтый или черный. Он покрывает все сплошным бугристым ковром. Бугры обрастают ягодником - морошкой. На мой взгляд - самое безопасное, но самое утомительное болото. Здесь практически не проваливаешься, но приходится высоко поднимать ноги, чтобы "продавить" кочку до твердой опоры. Пол часа такого хождения - и ноги просто отваливаются. Палка тут только мешает, она постоянно протыкает "ковер" и там застревает. В сухую погоду такое болото можно перейти, не замочив ног.
       Оба перечисленных типа часто "армированы" вереском, полярной березкой, можжевельником, что серьезно замедляет передвижение.
       Следующий тип болот - "осоковое". Здесь вода видна и ощутима. Встречается вдоль ручьев и в углублениях рельефа. Делится он на несколько подвидов: "зеленая лужайка", "небритая козья морда", "отважная смерть в ивах" и т.п. Здесь важна тактика и скорость передвижения. Траектория движения сложная, зигзагообразная; ритм движения рваный - пробежки чередуются с длительным просмотром и сравнительным анализом вариантов. Общее правило - идти там, где гуще растительность. Из правила есть исключения - иногда проще пробежать по луже, проваливаясь лишь по щиколотку, чем продираться через густой ивняк. Палка для ходьбы бесполезна - нет опоры, но полезна, когда провалиться "по самый рюкзак".
       Все типы болот мирно соседствую друг с другом, плавно перетекая из одного в другое. Имеет место четкая зональность, в зависимости от количества воды. Ничего в них страшного нет, обычная, понятная и предсказуемая штука. Как сказал один герой в кино: "Ну, это нормально!"
       Несмотря на полное бездорожье, цивилизация ощущалась. В синем небе постоянно что-то летало, шумело и гудело: вертолеты (МИ-8 и что-то черное, заграничное), самолеты (медленное, турбовинтовое и шустрое, реактивное, явно военное). Пару раз вертолеты проходили низко над головой. Помахал им ручкой. На горизонте маячила ЛЭП, служа хорошим ориентиром. Ее мне удалось достигнуть к вечеру. Под опорами проходила колея от гусеничного транспорта, в простонародье "ГТС-ка", по которой удалось немного пройти. Линия ушла на восток, а я свернул направо и спустился к ручью Лейбйок. Уже из последних сил переправился через него и встал на сухом ягельном пригорке. В ту ночь удалось заснуть не сразу - мешал шум. Сначала какие-то летуны повадились проходить над моей головой звуковой барьер. Потом на смену им прилетали вертолеты, которые кружились где-то на востоке, за Териберкой. Когда все угомонились, стал слышен, на грани восприятия, какой-то техногенный шум. Было полное впечатление, что в нескольких километрах расположился батальон РТВ. Ровный утробный гул от вращения дальномеров периодически разбавлялся взревыванием дизелей и стоном высотомеров. А может меня глючило от переутомления. Так или иначе, но к утру все стихло.
       А утром был туман. И в нем нужно было проскочить между двумя озерами, обогнуть небольшую горную гряду, найти перевал и попасть в бассейн р.Кица. Там по личному плану предстояло пересечь ручей Кувчуай (опять болота) и встать на западном берегу оз.Кувчъявр. Примерно 15 км по прямой, а уж по кривой - ни как не меньше 20. Здесь здорово помог GPS. Пожертвовав свежим комплектом батареек, удалось без особых петляний обогнуть высоту 410 и за 8 часов добраться до песчаного пляжа на вожделенном озере. Попутно была обнаружена еще одна изба, где была подобрана бамбуковая лыжная палка (прости хозяин, там еще несколько осталось), которая прошла со мной весь оставшийся путь. Эта изба, в отличие от предыдущей была зимняя. В тамбуре висели капканы, имелся солидный запас дров и крупы.
       На южном склоне высоты 410 попал в "птичник". Семейства куропаток встречались на каждом шагу. Пока папаша с руганью типа "кхе-кхе-кхе" удирал в одну сторону, мамаша с выводком убегала в другую. После перевала наконец увидел среднюю точку маршрута - г.Румвайв, от которой должна была начаться оленья тропа. С этого места также хорошо просматривались озера в бассейнах рек Териберка и Кица, горный массив Рамозерских тундр, а также на юго-востоке угадывались Ловозерские тундры.
       Горы, перевалы - здесь довольно условное понятие. Мне на маршруте не попадались высоты выше 450 м. а с учетом того, что я находился на водоразделе, на высоте примерно 250 м, перепад высот вообще кажется мизерным. Однако лезть на сопки по прямой мешали скальные стенки, обрамляющие вершины. Поэтому, приходилось находить "перевалы" и траверсировать склоны, всячески сохраняя набранную высоту. Это удлиняло путь, но, как не странно, экономило силы.
       Оз.Кувчъявр лежит под сопкой Кувчуайвенч высотой 334 м, которая является частью водораздельной гряды между бассейнами Кицы и Териберки. Уровень озера - 264 м. Характерной особенностью озера являются песчаные пляжи на западном и южном берегах. Ручьи, впадающие с этой стороны озера, проложили в этих песках причудливые русла. Сбросив рюкзак, я долго бродил вдоль них в прозрачной воде, наслаждаясь мягкой, ровной поверхностью. Никаких следов человека не наблюдается. Будь у меня время и лодка - обязательно бы провел здесь пару-тройку дней.
       Следующий день выдался солнечным. Настроение было приподнятым - ведь сегодня я выйду на оленью тропу! Немного смущала мешанина горизонталей на карте перед Румвайвом, обещая неприятности. Попробуйте, ради интереса, взять 500-метровку ГШ (лист 050k--r36-129-1_2) и проложить оптимальный маршрут от высоты 330.4 до озера 322.3 рядом с отметкой "загон". С учетом полного отсутствия видимости в зарослях березы и ивы. Добавьте сюда жару, овраги, болота 3-его типа и полный комплект жрачей (комар, мошка 2 видов, мокрец и оводы 3 видов). Вот и я задумался.
       В результате получилось настоящее спортивное ориентирование. Наметив с вершины 330.4 общую линию движения и, поставив в GPS начальную и конечную точку, я разбил весь отрезок на множество мелких (по 200-300 м) отрезков и углубился в дебри. Двигался от одной промежуточной точки до другой, упирался в тупики, отступал, перепрыгивал ручьи, спускался в овраги, огибал болота. Где же ты, моя Лимпопо? Наконец удалось выбраться на плечо Румвайва. А где обещанный загон? Увы, нет его!
       Зато место просто замечательное! Представьте себе поляну размером примерно в 2-3 футбольных поля. И такую же ровную (по российским стандартам). Поляна с трех сторон ограничена резким обрывом. С четвертой стороны - пологая вершина сопки. Посреди поляны - синее озеро. Ветер сдувает гнус, яркое солнце, бескрайнее небо, во все стороны буро-зеленая холмистая равнина с многочисленными вкраплениями озер. После всех пройденных &беней - просто фантастика!
       Все, что осталось от загона - это ржавая бочка, осколки стекла и проплешины во мхе. Тропа, как таковая, отсутствовала. Вместо нее угадывалась полоса потревоженной земли шириной метров 50, местами совсем заросшая. Реальная польза от такой дороги лишь в том, что она проложена на карте. И худо-бедно должна вывести к Бабозеру.
       Карты этих мест привирают. Основные объекты на месте, но дорожная сеть сильно изменилась. От всяких там "загонов", "изб" и "сараев" осталось, в лучшем случае пара камней фундамента, поросшие иван-чаем. Многих троп нет и в помине, зато раскатаны новые колеи. Кстати, колея от трактора в этих местах не всегда благо. Чаще всего - это совершенно непроходимое, порванное гусеницами болото. И идет она не туда, куда нужно, а куда трактористу взбрело в голову.
       Итак, тропы нет. Есть пунктир на карте, по которому шумною толпой бежали на юг олени. Лет так 50 назад. Ну что ж, если олени прошли, то пройду и я.
       Не удержался от искушения и забрался на вершину Румьявра. Долго сидел, разглядывая окрестности. А знаете, ради этих пары часов стоило приложить столько усилий! Встал под горой, у небольших озер. Рыбы в них нет (проверено). Зато была звенящая тишина, феерические облака и огромное блюдо тундры, окаймленное неровными зубчиками сопок...
       Утром, взглянув на барометр, понял, что погода портится - надо торопиться. По прямой до брода через Куцем выходило примерно 18 км. По оленьей тропе быстро добегу, а там уже лес, нормальные дрова и прочие ништяки. Ага, наивный! Добежал, а скорее дополз уже в сумерках, на полном автопилоте. Оказывается, олени ходят не так, как люди. Они не соблюдают правило "сохранения высоты", не ходят след в след и не любят каменистой почвы и густой растительности. Им подавай простор! А что здесь простор - правильно, наши любимые болота! Сначала я честно отслеживал все зигзаги парнокопытных, потом начал их срезать, а под конец вообще забил на тропу и пошел своим путем. Например, тропа опять хочет пересечь болото, видно тот берег оленю приглянулся. В добрый путь! Нахожу на экране GPS точку, где тропа возвращается на "мой" берег, беру на нее азимут и иду. Затем процедура повторяется. Иногда все же приходилось признать оленью правду и погружаться в воду. За этим увлекательным занятием и прошел день. На подходе к Бабозеру стали появляться первые елки!
       Первый хвойный лес встретился у Бабозера. До этого попадались отдельные сосны, изредка рощи можжевельника, чаще мертвого, сухого. А так, в основном, в тундре растет береза двух видов - обычная и полярная. Последняя вообще на дерево не похожа, тат, кустики с мелкими листочками. По берегам ручьев часто заросли ивой. Из всей тундровой растительности лучшие дрова получаются из можжевельника.
       А еще все берега у озера изрезаны старыми и новыми гусеничными колеями. Как сюда доставили технику - для меня загадка. Видимо, её пригнали зимой. Значит, где-то есть ее база. Позже узнал, что на Бабозере есть две избы оленеводов, но не там, где на карте обозначены избы, а на северном берегу. От старых остались лишь груды камней.
       Встал на стоянку прямо у брода, благо там нашлась полянка в ивняке. На полянке явно часто бывают рыбаки - кострище, дрова, одноразовая посуда, обертки от всевозможных нарезок, бутылки из-под дорогого виски. Я это все прибрал и сжег. А тут и дождь зарядил. Забрался в палатку и проспал до обеда следующего дня. Дождь прекратился после обеда, и я решил, наконец, порыбачить. Но, несмотря на отличное место, попался лишь один окунь, который был отпущен после фотосессии.
       В этом походе я вообще не планировал серьезно рыбачить. Спиннинги нес для третьего этапа - сплава по Воньге. Конечно, рыба в попадающихся озерах была, но как представишь, сколько уйдет времени на ее поимку, обработку и готовку - желание сразу пропадало. Или ловить, или идти. Или идти, чтобы ловить. А зря животину мучить - это не по мне.
       Наутро двинулся в путь. Перешел р. Куцем выше порога, и, наконец, углубился в лес. Тут возникла другая сложность - слишком много троп. После дневки я чувствовал себя бодро, рюкзак полегчал, адаптация закончилась - поэтому, где по тропам, где и без них довольно быстро выскочил ко второму броду - через ручей Чевчесъяврйок. Здесь когда-то тоже стояли избы, но остались лишь фундаменты домов да черепки с чугунками в округе. На берегу стояла пустая моторка. Перешел ручей, глубина - по колено.
       Далее опять тропа, но не туда, куда надо. Сюда народ приходит на моторках и разбегается по берегу на рыбалку. А мне нужно было к Чудъзявра посуху. Поэтому, сворачиваю с тропы и лезу в гору, чтобы напрямик выйти к озерам Сухматьявр. Оттуда по карте обозначен заманчивый пунктир в нужном мне направлении. До озер дошел, склон горы Шошнкурбаш оказался непрост, весь в курумах и буреломе. А пунктир оказался старой телефонной линией. Прямо на ней и заночевал.
       Следующий день принес море позитива. Во-первых, старая телефонка оказалась настолько старой, что целых столбов не имела. Так, жалкие огрызки. Но имелись просека и провода! За которые, как троллейбус, можно было зацепиться!
       Во-вторых, телефонка была проложена строго по прямой! Как вам объем работы по вырубке идеально прямого коридора через все это рельефное многообразие? С установкой столбов на болотах, каменных россыпях? А каждый столб - это 2-3 бревна, которые здесь не растут! Я уже не говорю про обслуживание линии. И все ради связи между оленеводами?
       И, в-третьих, по просеке шла тропа. Видимо, по ней ходил связист и проверял линию. А теперь пойду я. Выключу приборы, спрячу карту, и буду просто гулять - глазеть по сторонам. И приду в пункт назначения кратчайшим путем. Кайф!
       А поглазеть здесь есть на что. С плеча г.Рыплухтпакенч открывается потрясающий вид на горный массив Нинтпакх. Все сопки массива выше 500 метров и поросли ослепительно серебряным под солнцем ягелем. В прозрачном воздухе, кажется, что стоит протянуть руку и можно погладить их пушистые спины! А у подножья массива, в обрамлении дремучего леса, раскинулось оз.Пятнявр. Десятки больших и малых островов на синей воде так и манят, заразы, взять в руки весло и обойти их все.
       Так по проводам и доехал до последнего брода. Тут уже был нормальный лес, оборудованная стоянка, натоптанные тропы. И высокая вода. Долго ходил по берегу, выбирал место переправы - наконец кое-как, практически по "вам по пояс будет" перебрался на другой берег. А там был прикол. Что бы вы подумали, обнаружив в здешней глухомани аккуратный штабель из оконных рам, щитов ДСП, половой доски, детской мебели и крышки унитаза? Правильно - местный рыбак собрался построить избушку!
       Оставшийся кусок пути до дороги мог бы показаться легкой прогулкой, если бы не поднялся сильный ветер и не пошел дождь. Обычно я такую непогоду пересиживал, но тут решил по-любому дойти до дороги на Кулимгубу. Ну и промок до нитки, в результате. Зато, какое наслаждение выйти на обычную грунтовку! Она же практически ровная (для танков)! А тут, как по волшебству, кончился дождь, выглянуло солнце, и температура подскочила градусов на пять. Меня вдруг стало колотить, то ли от радости, то ли от сырости. Ради такого случая пришлось нарушить традицию - выпить стопку джина прямо на маршруте, чтобы унять дрожь. А сушиться на ходу. Так и шел по дороге и от меня шел пар. Дорога прикольная - поцарапанные камни с арбуз, бурные потоки ручьев поперек (где в трубе, а где и так), россыпи гаек и кусков резины. Суровые тут рыбаки ездят! Встал на ручье Половинном.
       Поутру произвел ревизию и выбросил лишнюю упаковку, батарейки и пр. мелочевку в удачно подвернувшийся мусорный контейнер. Пересобрал рюкзак, побрился, переоделся в городскую одежду и выдвинулся к трассе. И надо же, как только я принял цивильный вид - сразу встретил туристов! Семейная пара из Москвы, посетители сайта Скиталец; они собирались пройти на байдарке Щука-3 до Бабозера по воде. У них как раз старт на Половинном. А я добрался до финиша. Финиш был основательно замусорен. И сделали это местные жители (определил по составу кучи). Вот я, турист, пришлый человек, нашел для мусора единственный на сотни квадратных километров контейнер. Даже пустую бутылку из-под воды довез до урны. А этим что мешает?
       Я уж приготовился куковать несколько часов, а тут за 15 минут первая же машина подхватила и доставила меня на станцию Оленью (символично получилось). Там взял билет на поезд и поехал в Кандалакшу, к началу третьего этапа. Но это уже другая история ...
  • Комментарии: 1, последний от 28/02/2014.
  • © Copyright Колесник Владислав Анатольевич (kovdor@inbox.ru)
  • Обновлено: 29/04/2013. 28k. Статистика.
  • Пеший:Кольский п-ов
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка