Колосов Максим Александрович: другие произведения.

Отчет: Хроника неудачного похода (Чёрный Черемош-2006)

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колосов Максим Александрович (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 12/04/2009. 20k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карпаты , 40 км , 3 к/с , Байдарка
  • Дата похода 01/05/2006 {4 дн}
  • Маршрут: c. Шибене - р.Черный Черемош - г.Верховина
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

      Хроника неудачного похода (Чёрный Черемош-2006)
      
      Этой весной, как обычно, мы собрались на "разминку" после зимы. Поскольку на Южный Буг мы ходили четыре года подряд, да и ситуация с затоплением Гарда нам была неясна, было решено идти на Чёрный Черемош.
      Поход планировался чисто туристский, без связок и "катаний". Привлекало многое: новые места, горы, высокая вода этого года, типично горный характер реки, относительная насыщенность препятствиями и т.д.
      Поход сложился не лучшим образом: из восьми участников один сломал руку, еще один заболел. При этом мы потеряли еще одного человека - он был провожатым заболевшей участницы.
      Поэтому поход был окончен не за 6, а за 4 дня, и сами можете представить настроение оставшихся.
      
      В рамках этого сборника я не рискну выкладывать техническое описание пройденной части - сделаю немногим позже.
      
      Общие положения, исходные данные
      
      Маршрут - с. Шибене - г. Вижница, 5.05.2006 - 12.05.2006.
      Состав группы:
      Ф.И.О. Г.р. Обязанности Тур. опыт (реальный)
      Колосов Максим Александрович 1981 руководитель Юж.Буг (2р), Она (4у)
      Колосов Александр Васильевич (А.В.) 1947 штурман Она (4р), Каа-Хем (5у)
      Колосова Ольга Сергеевна 1981 завхоз Кереть (3у), Юж.Буг (2у)
      Нестеров Евгений Юрьевич 1984 летописец Смотрич (1р), Сев.Донец (1у)
      Добровольский Александр Вячеславович 1983 фотограф Воньга (2р), ЮжБуг (2у)
      Шевеля Николай Васильевич (Н.В.) 1941 лоцман Алаш-Хемчик (5р)
      Шеховцов Сергей Викторович 1979 ремонтник Она (4у), ЮжБуг (2у)
      Климко Ольга Юрьевна 1983 матрос Сев.Донец (1у)
      Предполагалось, что первые двое пойдут на байдарке ("Таймень-2" с ПВХ-шкурой), остальные - на катамаране (водоизмещение около 2,5 тонн), причем значительные препятствия будут проходится катамараном только вчетвером, а Оля Климко будет все без исключения препятствия обходить.
      Перед походом 6 из 8-ми участников будущего похода вместе ходили на половодье (кроме Оли Колосовой и Н.В.), кроме того, все как минимум единожды тренировались на сливе Комсомольской ГРЭС. Наихудшая готовность к началу похода была у Н.В. (всего один раз - на ГРЭС - сидения в байде за 20 лет) и у Оли Климко (в принципе малый опыт водных походов).
      Для меня это был первый реальный поход 3 к.с. в качестве руководителя. Конечно, отец очень помог мне, однако принятие решений оставалось за мной.
      Предполагаемая стоимость - 400 грн./человек (примерно по 75 у.е.).
      Запасной (и дополнительный) вариант - Белый Черемош.
      
      
      Нормы расхода продуктов
      
      Всего 42 человеко-дня, шли с недобором, т.к. до конца не было ясно, пойдет ли семь участников, или восемь.
      Наименование Норма (на чело-ве-ка в день) Наименование Норма (на чело-века в день)
      Хлеб 400 Масло сл. 50
      Печенье 15 Масло раст. 0.5 л на всех
      Конфеты 15 Мука 20
      Сыр 25 Манка 50
      Сахар 100 Гречка 50
      Соль 20 Рис 50
      Тушенка 120 Вермишель 50
      Сгущенка 100 Чай 10
      Майонез 15 Колбаса сух. 50
      Специи -- Какао 5
      Сало (шпик) 25 Курага 0.5 кг на всех
      Зелень (лук, чес-нок, морковь, ре-диска, капуста, свекла порядка 300 г Арахис 1 кг на всех
      Картошка 100 Пшено 50
      + каждый берет перекус на один день в поезде.
      Отмечу, что спиртного мы не брали, а пиво разрешалось употреблять лишь в поезде. Для медицинских целей было 0,5 л спирта.
      
      
      График движения
      
      Подъем дежурного - 6.00, всех - 7.00, завтрак - 7.15. Выход в 9.00. Перекус - 12.00. Остановка на ночлег - 15.00-16.00. Байдарка на плесах идет впереди, семафоря катамарану, в порогах, в зависимости от сложности, очередность может быть иная.
      
      
      То ли дневник, то ли воспоминания
      
      В поезде читали описание и дневники по Черемошу разных лет и разных уровней воды, накачивая себя страстями о камнях, валах, бочках и т.п.
      7.05, ВС. Добрались до места мы удивительно хорошо. Из Коломыи нас рейсовым автобусом (отправление в 7.20 с вокзала, в 7.40 с автостанции, 100 грн. на всех) завезли в Верховину, где, как намечалось, будет рейсовый автобус на Буркут. Однако шофер по мобильнику нам подыскал "эксклюзивный" автобус, и еще за 100 грн. мы забросились в с. Шибене. рейсовый автобус из Верховины в Буркут идет в 15.00, на месте в 20.00.
      Ехали вначале вдоль Прута с желтющей водой, потом, после перевала, ниже Верховины, вдоль такого же по цвету Черемоша. В Верховине в Черный Черемош впадает левый приток с грязной водой, так что выше вода чистая.
      С отметкой документов проблем никаких - печать можно поставить на заставе. Тут же оказалось, что Саша, Женя и Оля Климко взяли студенческие, а паспортов не было, причем аспирант Саша имел чужой студенческий билет, а Оля Климко - не продленный свой и продленный чужой.
      Сразу же обнаружились изъяны: макароны, чай и какао не упаковали в пластиковые бутылки, из-за чего их надо было паковать в герметичные кульки.
      Собрались около моста, чай кипятили у людей. Народ в горах помогает практически безотказно и денег не берет. У них свои "разборки" (например, гуцулы называют бойков и лемков "бандерами"), но нас это не касается. Несмотря на количество туристов, нас терпят, и, хоть мы ничего не даем, а только просим, идут навстречу. ("Що, хлопци, вы отут стойитэ? Ну, дывиться: на тому бэрэзи моя хата, якщо чогось трэба - прыходьтэ. Чайныка в мэнэ элэктрычного нэмае, звычайным обийдэмось...")
      Вышли в 17.00, пройдя буквально 10-15 ходовых минут, чтобы почувствовать воду, посудины и не напороть ерунды после трудового дня.
      Стали за мостом на острове. Н.В. забыл при сборке судов свой фотоаппарат, возвращался обратно, но ничего не нашел.
      В ясный день утром температура воды 4№С, воздуха - 2№С (на поверхности заморозок), днем воздух прогревается до 12-15№С. В пасмурный день утром потеплее - около 5№С.
      Скорость реки обалденная - с непривычки аж страшновато. Даже на байде не удается траверсировать, не смещаясь вниз по течению. Местные говорят, что такого высокого уровня не было с 1969 года, когда залито было вообще все выше паводкового уровня. А отец тогда как раз был на соревнованиях - на Черемош сразу после Донца!
      
      8.05. Вышли в 10.10. Зачалились после островка, перед порожком Яворник. На острове стояли катающиеся на катамаранах литовцы. Нормально прошли, отсняли. Н.В. не нравится наша манера хода на табанке, а также чалка на табанке кормой вверх по течению.
      Надо сказать, ориентироваться очень тяжело. Дома по берегам постоянно, где какое село - не разобрать. Многие шиверы и порожки залиты водой, поэтому, скорее всего, Верхние Берды проскочили сходу. На правом повороте увидели падение и быстро зачалились к левому берегу, дав отмашку катамарану.
      Вот тут и случилась неприятность. Н.В., прыгая с катамарана при чалке, упал в воду и сломал руку.
      Ёлки-моталки! Быстро договорились с водителем автобуса - благо, он стоял рядом на дороге - отвезти Н.В. в Зеленое, в больницу. В сопровождение послали Олю Климко. Переодели Н.В. во все сухое, посадили в машину, а сами пошли дальше - до больницы Зеленого.
      Без съемки прошли Нижние Берды. Для байдарки порог технически ин-те-ресен (если иметь в виду чистое прохождение): вода льется с четырех плит че-рез всю реку, как на "каскаде" в Харькове. Мы с А.В. хорошо прошли под ле-вым берегом, катамаран, прошедший первым, страховал нас на мели левого бе-рега. Со всего ходу дёрнули дальше, наблюдая, где же эта самая больница и автобус.
      Пошел дождь. Пройдя церковь с серебряными куполами, зачалились под забором на правом берегу, и по подвесному мостику побежали к Н.В. Врач ска-зал, что надо ехать в Верховину - на месте ничего сделать нельзя. Понедельник, 8-е мая - все выходные, но с дежурным врачом он договорился по телефону.
      Переодевшись, с Н.В. поехал А.В. Шофер - спасибо ему! - больше часа нас ждал.
      Мы остались мокнуть под забором. Ребята забацали перекус, я договорился, чтобы переночевать за забором, на хозяйских угодьях, заваленных конским навозом. Перебросали вещи и суда через колючую проволоку, поставили палатки и кое-как расположились, переживая о катамаране и байде, брошенных на улице. Т.е., на стоянку мы стали в 12.30.
      Все разгорожено заборами - от начала заливной зоны до леса. Заборы символические, "анти-скотские", чтобы коровы не разбредались, но идут по самым крутым косогорам. На вопрос: "Скажите, это ваш участок?" с намеком на перекус, стоянку или просто из любопытства часто слышится ответ: "Оцэ мое, и оцэ, и отам, и дали до самого лису. А лис дэржавный". Как в анекдоте: "А це - пид огирочки!".
      Сходить в туалет спокойно можно только в темноте или по дождю. Нам еще повезло - на другой стороне реки было школа с туалетом во дворе.
      А.В. приехал рейсовым автобусом в Буркут в 19.00. Н.В. вправляли руку под общим наркозом, и он останется пока в больнице. Вот придем в Верховину, тогда будем решать.
      Это был единственный день, когда мы попели под гитару песни. Оля Климко уже плохо себя чувствовала, но, кроме Саши, никому ничего не сказала.
      
      9.05. Вчера мы с Олей Колосовой прогулялись вниз по течению, но до Дземброни так и не дошли - очень уж далеко.
      Стало очевидно, что продуктов маловато. Особенно недостает сала, сыра и мелочей на перекус - конфет, арахиса и кураги.
      Вышли в 9.50. Как на крыльях долетели до бетонного моста около Дзем-брони, и, лишь обернувшись налево назад, поняли, что это оно. Спешно зача-ли-лись на отмели левого берега, как в описании, а я побежал сигналить катамарану, чтоб останавливались.
      Со стороны р. Дземброня - высокая гора и ослепительно белый снег на вершине.
      Порог не очень мощный, но требующий ответственности. Линий движения может быть несколько - как для надувашек, так и для байд.
      Первым пошел катамаран, я подменил Олю Колосову на месте матроса. Прошли хорошо, никаких проблем.
      Вернулись к оставленной байдарке с А.В. А у ожидавшей Оли Климко температура! Ну что за невезуха... Спешно прошли на байде порог (сочетая прямой ход и табанку), зачалившись за мостом на левом берегу. Олю с попутной машиной отправили в Верховину в Сашином сопровождении.
      Только теперь я вспомнил, что сегодня - День Победы.
      Стало ясно, что план нарушен, и дальнейшее прохождение двумя судами невозможно. Нас осталось пятеро!
      Решили не фотографировать, а лишь снимать на видео (в итоге фильм по-лучился всего на 45 минут). Оставшаяся Оля снимала, а мы вчетвером впилились в Сред-нюю Дземброню и зачалились на стоянку на большом острове посреди порога.
      Мы с А.В. вернулись к брошенной лодке и прошли то же на байде. Надо сказать, именно тут был самый хлесткий вал.
      Опять мы стали до 14.00. Саша приехал автостопом в 18.00 и сообщил, что Олю серьезно прихватило, и пока непонятно, что с ней. Поэтому они будут выбираться в большой город - во Львов или в Киев, а потом поедут в Харьков. Саша пообедал и сразу же уехал. Мы забыли забрать у него фотопленки, поэтому фотографий со следующего дня у нас не было.
      Как оказалось, они пережидали Олино недомогание во Львове 2 суток, так что вернулись через день после нас.
      Вот бы устроить на том острове дневку! Дорога идет вдоль берега, но по ней очень мало ездят, и это не раздражает. Вокруг красиво, место ровное и просторное.
      С А.В. мы на попутке доехали до Нижнего Гуки, посмотрели его и обратно шли пешком.
      Разобрали байду - она в сложенном виде поедет на катамаране, а сверху -"матрос-балласт". Пойдем до Верховины, там поглядим, ведь еще Н.В. надо пристроить.
      Дождь идет каждый день, но каждый день и солнце. Ноги - в основном, ступни, - мерзнут особенно сильно у катамаранщиков. Даже Оля Колосова мерзнет, несмотря на купленную до похода гидрашку.
      
      10.05. Вышли в 9.30.
      Каждый раз, несмотря на меняющиеся условия паковки, выходим все рань-ше. Ребята работают хорошо, помогают друг другу, и жаловаться на них грех. Самым неопытным остался Женя, но он, как губка, впитывает неизвестное, а узлы вяжет такие, что страшно смотреть.
      Сережа постеснялся при нас с А.В. капитанить, поэтому дальше коман-до-вать буду я.
      Закончили прохождение Средней Дземброни; у Нижней, с сильным прижимом к левом берегу, я вылез и отснял катамаран. На берегу - маленькая беседка, а в ней - шикарный букет тюльпанов.
      Боясь влететь в горку перед Верхним Гуки (после впадения р. Быстрец слева), два раза чалились справа. Мы хотели отснять Гуки с правого берега - чтоб оригинально было. Однако даже от ближнего к порогу места чалки мы с Олей шли до самого слива около 40 минут.
      А за сливом - бом на правом берегу! Поэтому Оля после съемки долго облазила его, хоть мы и зачалились в 50 метрах.
      В 150 метрах - Гучок, или нижняя ступень порога Верхний Гуки. А.В. снял, а Оля прошла - порог простой, думаю, ей было интересно.
      Уже виденные, эти препятствия не пугают - мощные валы и отсутствие камней опасны разве что для байдарок, да и то - в Нижнем Гуки.
      Перед Нижним Гуки зачалились слева - справа снимать неудобно. Ребята впечатлены стоячкой по 1,5 метра и мощью порога.
      Оля снимает, мы проходим по центру - побольше бы такого.
      Препятствия закончились, и мы чапаем в Верховину. Описание барахлит - дома начинаются практически сразу, но до Верховины - не 40 минут, а почти полтора часа. Замерзли все, как цуцики - ветер и холодная вода дают о себе знать. Очень много мостов, тросов, остатков опор и т.д. Вода плюхает все время, хотя порогов до Верховины уже нет.
      Остановились, как заведено, под забором на левом берегу, недалеко от пожарной части, напротив ретранслятора мобильной связи (на правом берегу). А.В. переоделся и побежал к Шевеле. У нас он был около 16.00. За это время мы порядком задубели, пытаясь согреться у костра на ветру.
      Вариантов было два: идти или сниматься, но ехать домой надо всем вместе. Обсудили, подумали, и решили, что чапать по плесу не так уж сладко по такой холодине. Надо ехать!
      Купили рядом, на автостанции, билеты до Черновцов (по 17 грн.) на завтра на 4.30!
      Ночью мужчины спали не более 3-х часов, по очереди по часу дежуря в лагере. Меньше всего спал А.В., который ходил к Н.В. сообщать о наших планах на отъезд.
      Разобрали вещи, баллоны, шкуры и развесили их сушить.
      
      11.05. Встали в 2.00, поели, упаковались и взобрались на дорогу, где водитель обещал нас подобрать.
      Два с половиной полусонных часа езды в скрюченном положении (вам "Газель" не трали-вали!) - и мы в солнечном городе Черновцы, откуда у нас поезд аж в 14.08.
      Если бы я не знал декана химфака Черновицкого университета, наверное, за два часа гуляния по городу мы с Олей так и не поставили бы печать в маршрутной книжке.
      
      12 мая, на два дня раньше запланированного срока, мы были дома. Многое бы мы успели за два дня! Ну, да ладно... Будет на следующий раз. Кроме того, как же не возвратиться, когда я забыл там нож, подаренный мне на семнадцатилетие?
      
      
      Выводы
      
      Катамаран был явно переукомплектован, проще говоря, людей было мно-го. Это создавало дополнительные неудобства с чередованием прохождений, кроме того, психологически каждый матрос катамарана не чувствовал своего определенного места.
      Двое пострадавших участников были явно неподготовлены к подобному походу. Хорошо, что в данных условиях их эвакуация не составила особого труда. Походы подобного рода не могут быть первыми в сезоне - необходима специальная, "водная" разминка. Этот случай послужит нам уроком на будущее.
      Следует также учесть климатические условия весеннего водного похода. В отличие от большинства рек Карелии, Восточной Сибири и Южного Буга, температура воды составляет 4№С, поэтому шерстяной или флисовый комбинезон не спасает организм от охлаждения, нужны гидрокостюм и - особенно! - неопреновые носки.
      Режим питания исходя из сказанного также должен быть усилен. Несмотря на то, что некоторые нормы расхода продуктов уже увеличены в 1,5 раза по от-ношению к походам по равнинным рекам, следует дополнительно усилить или изменить их по некоторым пунктам, как ориентировочно показано в таблице:
      
      Наименование Норма - было взято Норма - следует брать
      Печенье 15 25
      Конфеты 15 25
      Сыр 25 35
      Мука 20 5
      Манка 50 20
      Гречка 50 60
      Рис 50 70
      Вермишель 50 60
      Сало (шпик) 25 35
      Масло раст. 0.5 л на всех 0.3 л на всех
      Курага 0.5 кг на всех 1.5 кг на всех
      Арахис 1 кг на всех 2 кг
      Пшено 50 70
      
      График движения следует признать пригодным и вполне выполнимым для небольшого слаженного коллектива.
      Берега Черного Черемоша ниже с. Зеленое густо заселены, однако людей бродит немного, и лагерь можно с успехом разбить на одном из островов.
      Поход обошелся нам по 250-270 грн. с человека (в зависимости от принадлежности к братии студентов).
      
      И, наконец, главное
      
      Обилие описаний, точнее, дневников, приводит к избытку самой проти-во-речивой и субъективной информации, умноженной на разный уровень воды.
      Чёрный Черемош является рекой 3 к.с. Пороги на нем достаточно локаль-ны, мощны и технически не сложны при высокой воде. Следует отметить, что за все время похода мы встретили лишь одну группу на байдарках, поэтому описания большей частью составлены катамаранщиками либо каякерами, кото-рые совершенно иначе читают воду.
      Для катамаранов (как "двоек", так и "четверок") препятствия этой реки, пожалуй, не несут опасности, за исключением техногенных - многочисленные следы деятельности человека гораздо более опасны.
      Все прижимы (Нижний Дземброня, опоры мостов, насыпи в Верховине и т.д.) просто обходятся на отрицаловке, если нет желания мокнуть.
      Прохождения на каяке сложно оценить, ни разу не сидев в нем.
      Что же касается байдарок, то все препятствия Чёрного Черемоша вполне проходимы экипажем с опытом горных "троек" или хотя бы мощных порогов Южного Буга, Керети, Вамы-Водлы и т.п. Однако, по-моему, не стоит идти сюда после Воньги, Охты, Куземы и других карельских речек 2-3 к.с. - подготовка может оказаться недостаточной. Плесы с многочисленными камнями и скоростью, как на велосипеде, заставляют работать - но ведь в этом и интерес! А пороги читаются хорошо - нужно только крепко стоять на воде.
      
      Идите на Чёрный Черемош! Вы будете приятно удивлены красивой природой, увлекательными препятствиями, отзывчивыми людьми. Только учтите наш опыт.
      ------------------
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колосов Максим Александрович (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 12/04/2009. 20k. Статистика.
  • Водный:Карпаты
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка