Колосов Максим Александрович: другие произведения.

Дневник: А ведь это было...

• © Copyright Колосов Максим Александрович (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 17/02/2009. 25k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Саян восточный , 300 км , 5 к/с , Байдарка
  • Дата похода 21/07/1976 {30 дн}
  • Маршрут: пос.Кунгуртуг - пос.Эржей
    30-летию похода посвящается (2-е изд., исправленное).

•    30-летию похода посвящается

А ведь это было...(Каа-Хем-1976)

Вместо предисловия

У меня этой фотографии нет, но я её прекрасно помню.
       На ней на фоне лодки мои родители - Саша и Саша. У отца в руке весло, одно на двоих, у мамы забинтована левая рука. Они вымотанные, отец лохматый и обросший, но - улыбаются. За их спинами Каа-Хем - "пятерка" для всех видов судов. А я появлюсь только через пять лет.
       Тот их поход стал для меня символом, а никогда не виденная мною река - не­­ким образом обостренного чувства напряжения, радости, человеческой сла­бости... Отец всегда хотел вернуться туда, несмотря на манившее с молодости пла­­то Путорана. И я не знаю, что бы он выбрал, если бы был один билет. Там бы­ло их время, их товарищи, их безграничные желания и - казалось - безграничные воз­­мож­ности.
       Бездушная, суровая река расставила по местам чувства и отношения. Мало кто из них ходил потом вместе в сложные походы. Наверняка все друг дру­га в чём-либо винят, что-то наверняка прощают, в чём-то благодарны. Но - порознь. Ведь люди в общем не меняются со временем: они становятся спокойнее, мудрее, но ничего не забывают.
       Сыграйте с человеком в карты, одолжите ему денег. Пойдите с ним в поход. И вы узнаете, кто он. Точнее, подходит он вам, или нет.
       Не знаю, что я почувствую, когда пройду Каа-Хем. Говорят, за три десятка лет произошли такие климатические изменения, что реку во многом не узнать. Но Мельзей никуда не делся, Щеки по прежнему так же опасны, как и красивы, Байбальский порог остался и до сих пор впечатляет своей мощью даже самых бывалых водников...

Из отчёта

В июле-августе 1976 г. группа туристов г. Харькова совершила водный по­ход в районе Восточного Саяна (Тувинская АССР) по рекам Балактыг-Хем - Ка-Хем (пос. Кунгуртуг - пос. Эржей) пятой категории сложности.
       В группу вошли три смешанных экипажа в составе...
       Средства сплава - байдарки RZ-85.

Неоконченный дневник

Дневник похода написан маминым четким почерком, листы блокнота совсем белые, не загнутые по краям, и между ними, в отличие от моих рукописей, нет раздавленных комаров.
       Так же четко нарисованы схемы некоторых препятствий, написаны адреса людей и другая информация. Кое-что - часто порядочно - перечеркнуто, как будто мысли забегали далеко вперед и тянули ручку за собой. И лишь по тому, что даты идут не подряд, по тому, что многое пропущено, я могу понять, что часто мама записывала ощущения - то, что запомнилось, - через два-три дня после событий. Если были силы и настроение.

......

12 июля 1976 г.
       Третий день за окном нашего вагона проплывают сначала украинские, русские, потом татарские и казахские пейзажи. Всё время мы или убегаем от грозы, или догоняем её. Солнца маловато.
       Переехали Южный Урал. Небольшие скалы, поросшие лесом, вдали в ту­ма­не невысокие горные вершины. И куда ни глянь - белые березы. То целыми леса­ми, то вдали в чистом поле, они редко встречаются в одиночку - всё группами.
       Команда наша состоит из трех экипажей: Алик-Люда, Толик-Лара и Саша-Саша. Небывалый доселе эксперимент в туристских походах на байдах - одни смешанные экипажи. Чем это выльется на Ка-Хеме, будем смотреть.
       В поезде занимаемся делами: шьем фартуки, мешочки, составляем сценарий и сметы расходов. Ребята - Саша и Толик - начали снимать фильм.
       Первые огорчения: не взята одна палатка, забыт экспонометр и кое-что из продуктов; урок на будущее - готовиться к походу заранее.

16 июля
       Удивительно трудной оказалась заброска в район маршрута.
       Еще 13-го июля мы приехали рано утром в Ачинск. Это небольшой городок с темными деревянными избами, небольшими магазинами (где мы ничего не ку­пи­ли).
       Из Ачинска мы выехали в 10.32 по московскому времени (а по местному это было уже 13.32) поездом в Абакан. Абакан - столица Хакассии, 250 лет назад присоединившейся к России. Городок небольшой, но чистый, опрятный, современные здания, магазины. Снабжение тоже не на высшем уровне, купили мы только несколько банок повидла, сахар, муку; хорошее у них молоко.
       Из Абакана мы в 16.00 по местному времени выехали в Кызыл. Еле раз­мес­ти­­лись с грузом, это доставило много хлопот. Но все-таки выехали. Дорога в Кы­зыл пролегает в горах. Очень красивые места. Горы здесь еще невысокие, но по­кры­­ты сочной травой, цветами. Стройные сосны и березы высоко поднимались в не­­бо. Дорога через перевал, крутые повороты доставили большое удовольствие, но 13 часов в автобусе дали себя знать. Спать там очень неудобно, так что, при­е­хав в Кызыл рано-рано утром (5 часов по местному) мы еще зевали и потя­гива­лись.
       Кызыл - столица Тувинской АССР - орденоносной Тувы. Но вид у неё, у этой столицы, весьма незавидный, везде какая-то бесхозяйственность, неопрятность. Люди - тувинцы и много русских.
       Вот здесь мы уже и "загораем" второй день. Вылететь в Кунгуртуг не удается - перевал закрыт, самолеты не летают, большая облачность.
       Вышли на берег Енисея и стали лагерем, вещи сдали в камеру хранения. Поз­накомились с группой москвичей: они плотовики, идут также на Ка-Хем и вместе с нами "страдают". Вчера вечером сделали костер и попели песни под гитару. Ребята неплохие, предлагают свои услуги (могут продать часть тушенки и постраховать в порогах).
       Вот пока и всё.

21 июля 76 г.
       Вылетели из Кызыла мы только в воскресенье, 18 июля. Прилетели в Кунгуртук, а там дождь. Сидя в Кызыле, мы ругали летчиков, но, оказывается, погода действительно бывает за 200 км совсем другая.
       Летели мы не очень высоко, видно всё - и Енисей, и впадающие в него реч­ки с белой пеной порогов, невысокие горы, покрытые лесами, облака очень краси­вые.
       Летели вместе с москвичами, вернее они не москвичи, а электростальцы. С ребятами мы очень сдружились, они нас довольно много выручали. Повезло нам с продуктами - в Кунгуртуке мы надеялись закупить полностью недостающие, а оказалось, что там пустые полки. Вот и выручили ребята, мы купили у них 15 банок тушенки и 3 пачки сухого молока.
       Еще стоя в Кызыле, к нам присоединилась еще одна харьковская группа плотовиков.
       17 июля, когда у нашего Алика был день рождения, мы устроили общий праздник. Электростальцы купили большую свежую рыбу, выдали ее за пойманную и преподнесли имениннику. Сварили уху, кашу, чай, сделали общий стол, попели песни у костра. Такой замечательный был вечер.
       Приехав в Кунгуртук, мы буквально через час наняли машину и уехали к реке - нашей цели.
       И вот, наконец, мы видим Балактыг-Хем, быстрый, холодный. Природа чудная, масса незнакомых цветов и трав и так же много знакомых - комаров.
       Когда переправлялись с одной стоянки на другую - более удобную для постройки плота, а также подальше от людей, мы с Сашей искупались - перевернулись у одного проклятого бревна.
       Обидно, ничего не скажешь, но не смертельно, вещи и продукты все целы, кое-что на следующий день пришлось сушить.
       Окончательно начали поход мы вчера - 20 июля, где-то в 14.30. Прошли километров 25, всё спокойным течением. Река идет по равнине, поэтому никаких порогов еще нет. Горы уже перед нами, а там и пороги.
       Вчера настроение было отличное, погода также. Температура воздуха 25®С, воды 11®С. Купаться, конечно, холодно. А вот в Кызыле, когда вода была 16®С, мы все купались. Сегодня с утра идет дождь, утром температура воздуха 11®С, пока сидим по палаткам и никуда не собираемся идти.

23 июля 1976 г.
       21 июля вышли часов в двенадцать. Река сильно петляла, горы были все ближе, ближе, и вот, наконец, они перед нами. Начались небольшие перекаты.
       Уже под вечер подошли к большой шивере, которую приняли за порог "Лестница". Мы думали снять прохождение на кино- и фото-, но пошел дождь, и мы решили ночевать перед шиверой.
       22 Утром все три лодки благополучно прошли шиверу. За поворотом открылась новая шивера, которую прошли без осмотра. Потом оказалось, что это был просто 2-й  каскад "Лестницы". Благополучно прошли 3-й и 4-й каскады. После порогов река стала более спокойной. Течение сильное, но камней немного, берега очень красивые. Из-за каждого поворота открывались все новые и новые вершины, то скалистые, то покрытые лесом.
       Мы решили идти до Мельзейского каскада, поэтому был уже восьмой час вечера, а мы, мокрые и замерзшие, шли и шли вперед. Временами шел дождь, дул ветер, вода страшно холодная. Когда впереди послышался шум, мы причалили, ребята пошли смотреть. Это была или длинная шивера, или 1-й порог Мельзея.
       Решили остановиться на ночлег. Место, правда, не очень красивое, но было уже поздно и все устали. Вот здесь и произошла большая неприятность. Толина лодка не была хорошо причалена, и ее сорвало и понесло в порог. Почти все вещи и вся киноаппаратура были в лодке. 2/3 порога лодка прошла, не переворачиваясь, ребята бежали по берегу и смотрели. Потом ее перевернуло и снова понесло. Алик и Толик бросились в воду. Лодку выловили километров за пять от стоянки.
       В результате оказалось, что утонул рюкзак с кинокамерой, все кино- и фото­плен­­ки, паспорта Толи и Лары, 150 рублей денег. Потери большие, мы все подавлены.
       Сделали дневку. Мы с Ларисой ходили сушить продукты, бывшие в лодке - там почти все сухое. Ребята пытались найти камеру, но безуспешно.
       Целый день сушились. К вечеру слазили почти на вершину горы, откуда открывается прекрасная панорама - горы и река в белых хлопьях пены. Очень много цветов, настолько красивых - глаз не отведешь.
       В лесу много грибов - масленки, сыроежки, подосиновики, валуи. Вечером впер­вые рискнули приготовить грибы - ничего, вкусно, и ни у кого не болит жи­вот. Ягоды были раньше - жимолость (делали компот), а здесь полно красной смо­родины, но они еще зеленоватая. Температура воздуха утром 9-10®С, днем до 20®С, вода 10®С, так что купаться в порогах будет неприятно.

24 июля
       Сегодня будем проходить первые каскады Мельзея. Места красивые, и, говорят, очень много рыбы. Рассчитываем сегодня пройти до 13-го порога.
       Утром, перед тем, как уходить, к нам подошли ребята-москвичи, мы очень им обрадовались. Потом ушли они и следом мы.
       В 5-й, 6-й 7-й каскады две лодки уходили от стоянки, проходили 6-й и 7-й каскады и причаливали у левого берега перед 8-м каскадом. Третья лодка - Толина - отходила от правого берега, ее выловили, и тоже чалилась слева.
       8-й каскад - это большой слив между одним камнем посередине и левым у берега. Большой перепад. Когда проходил плот, у них выбило волной гребь. Наши ребята решили пройти справа, оставив большой камень слева.
       Все три лодки благополучно прошли 8-й каскад.
       9-й - 12-й каскады - это сильные шиверы с хорошо видимым языком. Две лодки прошли хорошо, а третья --Толина - перевернулась где-то в 10-й шивере. Стали, обсушились и решили пройти еще два каскада, чтобы стать на ночлег.
       Место было неплохое, немного поймали рыбы - хариус, очень вкусная.

25 июля
       Разведали дальнейший путь. Река представляет собой ряд - один за одним - сильных каскадов с мощными сливами между большими валунами.
       Во 2-м каскаде от стоянки первая лодка перевернулась и прошла вверх ки­лем все каскады справа, причалив на правом берегу от клыка. Мы в третьем кас­ка­де решили пройти между двумя камнями посредине, т.к. слева были видны пли­ты, а справа мы не знали, что. За этими камнями нас перевернуло и понесло всеми кас­кадами вниз. Саша пристал перед клыком, лодку чалкой обмотало возле клыка, а меня унесло еще после клыка в один каскад, где и прибило к левому берегу.
       Толя и Лара основные каскады обнесли, пройдя первые три справа. При страховке, когда нас несло, их перевернуло и понесло вниз еще на два каскада.
       В результате - осталось три весла на три лодки. Унесло по веслу с каждой, уплыла моя каска. Да, а спасжилет один ребята-москвичи будто бы нашли. С ними мы теперь не знаем, когда встретимся.
       Вещи у всех почти сухие, продукты - тоже.
       Нашу лодку сильно потрепало у клыка, чуть не поломало, но она умница - выдержала.
       Сегодня будем держать путь дальше, но как - еще не знаем.

26 июля, 27 июля
       17-й и 18-й порог прошли нормально, но 19-й порог представляет собой стесненную с двух сторон огромными валунами и скалистым берегом мощную струю с большим перепадом (1,5-2 м) и ямами. Перед порогом плес. За порогом 19-й сразу переходит в 20-й, 21-й, 22-й. Средние пороги несложные, а 22-й, как и 19-й, для байдарок непроходим.
       Нам пришлось обносить байдарки по правому берегу за 19-й и 20-й пороги, где и заночевали. Перед 21-м мы сделали траверз на ту сторону, небольшую проводку по берегу, т.к. очень мелко, а по руслу много камней.
       22-й порог мощный. С левого берега сделали осмотр сверху на скале. Для байдарок он опасен. Мощные сливы между огромными камнями. Мы смотрели, как проходят новокузнечане. Они шли на двух ПСН-10, обшитых мешковиной и деревянными рамами. Вид у них - точно корыто.
       Их 10 человек, все мужчины, довольно пожилые, самому молодому - лет 38, самому старому - лет 50. Мы с ними разговорились еще на 16-м пороге. И вот наблюдали их прохождение: прошли хорошо.
       Мы 22-й порог обнесли с правой стороны, сделали перекус и пошли дальше. 23-й порог представлял собой длинную шиверу, утыканную камнями, на выходе - мощный слив, чистый. Но то ли страх, то ли неуверенность в своих силах заставила нас и этот порог обнести.
       После 23-го порога река успокаивается, кое-где попадаются шиверы, камни, было 4 порога, прошли без осмотра.
       К вечеру мы подошли к р. Мельзей, которая вливается с правого берега. Место очень красивое, там стояли уже новокузнечане, мы также стали на ночлег.
       Собрали много грибов, приготовили суп, и тут нас позвали в гости. Так что мы пошли к ним в гости, посидели так здорово, поели с ними жареный хариус, их компот, а они наше сало с горчицей. Пели песни у чудесного костра. Просидели почти до полночи.
       Еще одно приятное послание оставили москвичи. На огромном камне нарисован индеец и написано В + Л = привет. И лежал спасжилет, который они оставили со своими автографами.

28 июля
       Утром распрощались с новокузнечанами, траверзнулись на левый берег, прошли еще один порожек, слив довольно мощный, и ушли от невезучего для нас Мельзейского каксада.
       Речка становилась шире, горы расступались. На смену одному виду становился другой, иногда проносились мимо отвесные скалы, иногда, вернее, часто, приходилось царапаться по перекатам. На одном даже сели, пришлось капитанам выходить.
       Дошли до первого зимовья на правом берегу нашли там еще одну лопасть и Толины подушечки-спасы. Очень красивое место. Трава - по пояс, луга все в цветах, отличный воздух. Собрали ягод - красной смородины и жимолости на вечер. Прошли мы до ночевки километров сорок. Остановились справа на высоком берегу. Вечером приготовили вареники со смородиной и кисель из свежих ягод.

29 июля
       Выходим в дальнейший путь к Щекам. Но с маршрута, наверное, будем сниматься раньше, так как нет весел, а самое главное - времени.
       Вышли в хорошую погоду. Река широкая, кое-где попадались несложные шиверы. Потом начались шиверы посложнее и подлиннее, по описанию это уже 6-тикилометровая шивера перед Щеками. Экипировка у нас ужасная была - одна лодка с двумя веслами, и то, одно весло с приделанной лопастью, вторая лодка с одним веслом и одним самодельным - на деревянной палке две железных пластины, прикрученные проволокой. Этим веслом управляет Лариса. Третья лодка вообще с 1,5 веслом, т.е. матрос управляет только одной лопастью.
       Вот так и проходили шиверы, осматривали одну за одной, так как боялись вскочить в самые Щеки. Прошли все хорошо, остановились у левого берега, потом траверзнулись на правый и это действительно оказалась последняя стоянка перед Щеками. Здесь на нескольких деревьях прибиты листы - одни из березовой бересты, другие из фольги, где и отмечались проходившие Щеки.

30 июля
       День выдался чудесным, жарким. Еще с вечера решили: двое разведывают тро­пу для обноса, остальные разведывают Щеки. Взяли у новокузнечан схему и опи­сание тропы, и Саша с Толей утром ушли вверх. Алик, Лариса и Люда ушли раз­ведывать Щеки. Я целый день возилась со стиркой, сушкой и выпечкой лепешек.
       Алик, вернувшись из разведки, решил, что Щеки проходимы, только по этапам.
       Ребята с тропы вернулись уже затемно, сразу к ужину; пришли, полные впечатлений от леса, от страшных осыпей, от избушки, от массы грибов и земляники. Грибов действительно много, мы видели подосиновики величиной с детскую головку. А вот землянику мы, кроме Толи и Саши, не ели. Зато все время едим и делаем компоты и кисели из смородины - красной, черной и черной смородины со вкусом красной.

31 июля
       Собрались. Просмотрели вход в Щеки - шивера с порогом, 1-й порог и второй. Проходили сначала Алик и Люда с самодельной лопастью (деревянный рычаг, обтянутый куском шкуры от байдарки). От их прохождения зависело все настроение - пройдут, значит, все будет хорошо. Сделали страховку и съемку. Прошли все три экипажа отлично.
       Самым сложным в Щеках оказался вход - это большая сложная шивера, на вхо­­де мощный слив у левого берега с прижимом и большой косой стоячей волной. Третий порог тоже прошли поэкипажно, а четвертый - кильватерной колонной. За четвертым порогом справа песчаная отмель, где мы сделали перекус, наелись черной смородины, а потом пошли осматривать дальше 5-й порог.
       Саша и Толя ушли на разведку 6-го, а мы вернулись к пляжу и, так как на­чал­ся дождь, решили сделать ночевку. Ужинали с хорошим настроением - мы в Ще­ках, тех Щеках, которых боялись, которые ждали с таким нетерпением и дру­го­го выхода, как вперед, у нас нет. Мы - в каменном мешке. С двух сторон - го­ры, осыпи, выброс лавы, иногда только скалы, где даже негде пристать. Так что курс - только вперед.

1 августа
       Утро началось с того, что Толя поймал штук десять хороших хариусов. Это была большая удача. Мы рыбу почистили и сложили ее в бидончик, и плыла она все пороги вместе с нами.
       6-й Порог - "изба". 5-й и 6-й пороги прошли кильватерной колонной и при­ча­­лили слева. Здесь, видимо, была стоянка москвичей - узнаем по знакомым бан­кам тушенки и бумажному мешку, такому, как у нас - вместе в Кунгуртуке поку­па­ли продукты.
       Сделали осмотр с левого высокого берега, дальше нельзя было осмотреть.
       7-й Порог - мощный язык, слева прижим к скале, с правого берега - камни. Прошли все, прижимаясь к правой стороне языка. Прошли отлично, слева прошли 8-й порог и остановились справа на камнях на перекус.
       Сделали осмотр 9-го порога - знаменитый клык был за поворотом, но обой­ти его можно было с двух сторон. Второй каскад порога - стесненный с двух сто­рон огромными скалами поток превращается в белую пену и мощную косую сто­яч­ку - до 2 м.
       Решили проходить поэтапно. Клык прошли все хорошо, мы же вошли в него вообще кормой, сползли еще с одного камня. Расстояние между клыком и вторым каскадом метров пятьдесят, нужно было быстро чалиться. Нам это удалось, и мы сразу стали на страховку ребят.
       Вот идут Толя с Ларой, мчатся прямо ко второму каскаду, я бросаю Ларе фал, Саша держит лодку. Лариса вываливается в воду - все благополучно. Алик с Людой начали причаливать раньше, но течение сильно, они кормой уходили, придержали за весла и их, причалили тоже благополучно.
       Второй каскад решили обнести - очень уж страшный слив с большими ямами и волной. Обнесли буквально 30 м, но поверху через скалу, спуская по осыпи. Ребятам пришлось туговато.
       Остальную часть прошли без разведки.
       Это были последние пороги перед входом в коридор - последний километр Щек. Мы промчались по таким волнам, которые были не меньше предыдущих. На­хлебались воды вдосталь, но все прошил хорошо, не считая небольшой по­лом­ки у Алика - сломался шпангоут и сделали небольшую дырку в днище - они сиде­ли на камне.
       Причалили к небольшой галечной отмели, отлили воду, обсушились, залатались. Но, как назло, пошел дождь. А место было изумительно. Высокие скалы отвесно спускаются к воде, вода успокаивается, только огромные вспучивания напоминают о большой глубине и силе этой реки.
       Когда прошли 2-3 поворота, оказалось, что все Щеки позади, и мы на стрелке - слиянии Ка-Хема и Кызыл-Хема. Это уже Малый Енисей. Широко разлилась река, но течение быстрее. Так как уже вечерело и шел дождь, причалили у правого берега, в лесу сделали лагерь. Прямо перед нами посередине реки стоит красивый каменный остров.
       Ничего не успели больше из-за дождя сделать, еле приготовили ужин - от­ли­ч­­ную уху, геркулесовую кашу. И, конечно же, выпили за Щеки - покоренные Ще­ки.

2 августа
       Дождь льет не переставая.
       А нам еще идти и идти, всего до Сизима 102 км, но нам бы дойти хотя бы до Ужепа и сняться с маршрута. Настроение неплохое - прошли Щеки, они затмили все наши неудачи.
       Если бы прекратился дождь...

......

На этом дневник обрывается, и, наверное, совсем не потому, что страницы потеряны, оборвался поход или случилось что-то непоправимое. Просто позади были Щеки, которые держали в напряжении всю группу, ну а впереди - самые мощные пороги, поэтому и сил на дневник не оставалось.
       А ведь впереди у них еще была опрятная охотничья избушка, где была соль, спички и записка с предложением брать все, что нужно, и просьбой при возможности пополнить запасы соли и спичек и - если можно! - оставить стихи.
       Был самый мощный порог Каа-Хема - Байбальский, где они жестоко перевернулись, и их долго тащило вниз, поднимая на валах, а между ними волоча по дну. Это мама вспоминает чаще всего, особенно то, когда они по очереди выныривали из воды и никак не могли друг друга увидеть - до тех пор, пока не вынырнули вместе и потом стали чалить байду к берегу. Их тогда здорово потрепало, а на маминой руке, тогда намертво обмотанной чалкой, остались рубцы.
       Был Васильевский порог, в глянцевый язык которого, пропустив ориентир, они влетели без разведки и прошли, не перевернувшись.
       Была кража недостающего байдарочного весла у местных жителей, наверняка этими же жителями и выловленного.
       Было наибольшее психологическое напряжение, было облегчение при возвращении домой и, как всегда, отчуждение от привычного мира.
       Каа-Хем, который издалека показывал зубы, сполна себя проявил, указав на серьезные недостатки в планировании похода, наверное, в самой идее его проведения. Он навсегда вбил в участников тот опыт, который достается иногда за долгие годы.
       Но все равно в них не умерла страсть. Они продолжали ходить в водные походы - отец чаще, мама реже. Был Иркут во время паводка, Снежная за 8 дней с участником, у которого схватили почки, и многое-многое было...
       А в 2005-м была совместная Кереть, хотя мама уже как минимум 15 лет дает слово "больше не ходить".

P.S.

В Харькове участники похода, потерявшие свои вещи, получили письмо. Его написал лесник, владелец той самой избушки и автор записки с просьбой о стихах. Рюкзак с аппаратурой он нашел ниже по течению, документы и деньги переслал, взяв себе лишь стоимость посылки, а кинокамеру "Красногорск" он отдал проходившей группе водников из Запорожья. В письме также указывалось, что кино- и фотопленки сильно намокли, и их пришлось выбросить.
       Запорожцы по приезде камеру отдали в ремонт, после чего она вернулась к хозяевам.

• © Copyright Колосов Максим Александрович (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 17/02/2009. 25k. Статистика.