Колосов Максим: другие произведения.

Отчет: Кереть-2005 (отчет)

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колосов Максим (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 12/04/2009. 53k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , 198 км , 3 к/с , Байдарка
  • Дата похода 15/07/2005 {23 дн}
  • Маршрут: г.Лоухи - оз.Кереть - р.Кереть - Губа Кереть - Губа Чупа - дер.Ниж. Полунга
  • Оценка: 4.59*7  Ваша оценка:


       Ниже - официальный отчет по походу 2005-го года по р.Кереть. Озерная часть по времени подогнана, а описывать ее нечего - красиво там, от Карелии я такого не ждал. А вот речную часть писал "как для себя" - её описание можно использовать без сомнений.
       Большая благодарность Жене Скляру - его отчет-дневник за 2004 г. мы использовали в качестве лоции.

    О Т Ч Е Т

    о водном (байдарки) туристском путешествии 3-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия Российской Федерации по реке Кереть,

    совершенном с 17 июля по 6 августа 2005 г.

    Маршрутная книжка  36-2005-В

    Руководитель группы Колосов М.А.

      
      
      
       Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут третьей категории сложности.
       Отчет использовать в библиотеке клуба.

    Оглавление

      
       Оглавление..........................................2
       1. Справочные сведения о путешествии.......3
       2. Состав группы....................................4
       3. Сведения о районе путешествия..............5
       4. Организация путешествия.....................8
       5. График движения.................................9
       6. Техническое описание............................11
       7. Подъезды - отъезды...............................17
       8. Выводы и рекомендации..........................18
       Литература.............................................19
      
       Приложения: фотографии.

    1. Справочные сведения о путешествии

       1.1. Нитка маршрута:
       г. Харьков - г. Лоухи - оз. Кереть - р. Кереть - губа Кереть - губа Чупа - дер. Ниж. Полунга - г. Чупа - г. Лоухи ­- г. Харьков
       1.2. Протяженность водной части маршрута 198 км.
       1.3. Продолжительность маршрута - 21 день.
       1.4. Заявочные материалы рассмотрены МКК Харьковского городского клуба туристов (шифр 220-00-5555540) 13.07.2005 г.
       Заключение МКК: группа под руководством Колосова М.А. имеет право совершить поход по реке Кереть.
       1.5. Маршрутная книжка  36-2005-В.
      

    2. Состав группы

    N п/п

    Ф.И.О.

    Домашний адрес

    Год рож­де­ния

    Туристский опыт

    Обязанности в группе, рас­пре­деле­ние по сред­­ствам спла­ва

    1

       Колосов
       Максим
       Александрович
       Х-99, ул. Ры­балко, д. 20, кв. 90

    1981

       Она IV (y), Вама-Водла IV (y), Юж. Буг II (р)

    руководитель, RZ-85 (01)

    2

       Колосов
       Александр
       Васильевич
       Х-170, ул. Ти­муровцев
       д. 23 А, кв.98

    1947

       Каа-Хем V (y), Китой-Онот V (y), Она IV (p)

    штурман,

    RZ-85 (02)

    3

       Колосова Александра
       Григорьевна
       Х-170, ул. Ти­му­ровцев
       д. 23 А, кв.98

    1946

       Каа-Хем V (y), Иркут IV (y), Черемош III (у)

    медик,

    RZ-85 (02)

    4

       Колосова Ольга Сергеевна
       Х-99, ул. Ры­бал­ко, д. 20, кв. 90

    1981

       Юж. Буг II (у), Сев. Донец I (у)

    рыбак,

    RZ-85 (01)

    5

       Соболев
       Виктор Юрьевич
       Харьковская обл., г. Перво­май­ский, 6 м/р, д. 3, кв. 71

    1980

       Вама-Водла IV (y), Кузема III (у), Юж. Буг II (у)

    завхоз, "Салют"

    6

       Соболева
       Оксана Юрьевна
       Харьковская обл., г. Перво­май­­ский, 6 м/р, д. 3, кв. 71

    1984

       Сев. Донец I (у)

    летописец, "Салют"

    3. Сведения о районе путешествия

      
       Маршрут пролегает в самой северной части Республики Карелия Россий­с­кой Федерации. Вся эта территория представляет собой всхолмленную равнину с аб­со­­лют­ны­ми высотами до 500 м с многочисленными крупными и мелкими озе­ра­ми и бо­ло­тами.
       Район лежит в зоне тайги и лесотундры. Леса в основном хвойные из сосны и ели, из лиственных пород встречаются береза, осина, ольха. В лесу много ягод и гри­­бов, в реках и озёрах ловится рыба: щука, окунь, плотва, язь. В районе ве­лись и ведутся лесозаготовки, поэтому в самых неожиданных местах можно на­тол­­кнуться на действующие или брошенные временные поселки лесо­заго­то­ви­те­лей, лесовозные дороги, узкоколейные железные дороги, полусгнившие кило­мет­ро­­вые столбы на берегах рек, полуразрушенные плотины в истоках рек, если они вы­­текают из озер. Основные населенные пункты сосредоточены около крупных рек, каналов, шоссейных и железных дорог. Часто можно встретить брошенные де­ревни, расположенные далеко от путей сообщения.
       Климат района умеренно континентальный. Наибольшее количество осад­ков выпадает зимой и осенью. Лето умеренно теплое, хотя возможны короткие пе­ри­­­оды высокой (до +30®С) температуры. Гораздо вероятнее похолодания (днем до +7-10®С)
       Все реки района относятся к карельскому типу. Этот тип рек харак­тери­зу­ет­ся короткими, часто мелкими, крутыми каменистыми порогами, разделенными глу­­бокими и широкими, почти без течения, плесами. Пороги приурочены к вы­хо­дам в русло коренных пород.
       На небольших реках часты лесные завалы. Питание рек смешанное, снего­дож­девое. Реки имеют высокое весеннее половодье, переходящее к массовому ту­рис­т­скому сезону (июль-август) в устойчивую летнюю межень. Меженный уро­вень может быть низким в сухое или высоким в дождливое лето. Реки доступны для сплава на байдарках с середины июня до середины сентября.
       Оз. Кереть по праву считается одним из красивейших озер Карелии. Сильно из­­ре­занная (особенно в южной части) береговая линия, обилие самых разных по ве­­личине скалистых островов, мощные скальные выходы, мало характерные для Ка­­­релии, придают озеру привлекательность и определенный колорит. Дос­туп­ность и, в то же время, наличие большого количества стоянок на озере Кереть и озе­­рах реки Кереть делают этот маршрут одним из самых популярных в Карелии (на­равне с Воньгой).
       Из крупных животных довольно часто можно увидеть оленей и лосей; лисы, вол­­ки, медведи из-за высокой активности человека встречаются гораздо реже. Раз­­но­образен мир птиц: утки, дятлы, дикие гуси, чайки, кулики, трясогузки видны по­­стоянно. Особенно славится здесь рыба: в реке и озерах ловится плотва, окунь, щу­­ка, язь, уклейка; в море - треска, зубатка, "бычок"; в период подъема красной ры­­бы на нерест (июль-начало сентября) в реке может попасться горбуша и фо­рель, реже - сиг и семга, вытесняемые завезенной с тихого океана менее при­хот­ли­вой и более при­­митивной горбушей. Лов рыбы на реке строго запрещен, и ни­ка­ких лицензий на него взять нельзя. Туристы ловят на свой страх и риск (по сло­вам, в наш год рыбнадзор был занят дележом власти, из-за чего не досматривал стро­го своих владений).
       Маршрут начинается в районном центре Лоухского района - пос. Лоухи, где есть магазины с достаточным набором продуктов, почта и электросвязь. На ра­бо­тающей круглосуточно ж.д. станции можно отметить маршрутные до­ку­мен­ты. На вокзале постоянно дежурит извозчик (см. разд. 6).
       Следует иметь в виду, что, хотя движение по дороге Санкт-Петербург-Мурманск и примыкающим к ней оживленное, остановить любую машину практически невозможно в связи с нежеланием водителей. Поэтому выбраться или заброситься можно исключительно по договоренности, а в случае чрезвычайного происшествия рассчитывать следует лишь на себя.
       Подъезд к оз. Кереть лучше всего осуществлять по трассе Санкт-Петербург-Мурманск с его восточной стороны, а собирать лодки в губе Широкая или в более дальних (южных) заливах.
       На середине маршрута есть лишь один населенный пункт, где хотя бы тео­ре­ти­чески можно пополнить запас продуктов, подзарядить аккумуляторы и т.п. - это станция Кереть (3 км на север от ж.д. моста по колее после пор. Сухой). По суб­ботам и четвергам (в нашем случае в четверг в 14.30, стоянка 30 минут) туда при­езжает вагон-лавка, где можно докупить желаемое по чуть более высоким, чем обыч­но, ценам. На станции (так называется сам населенный пункт) живут не бо­лее 30 человек. В связи с отсутствием работы, школы, магазина, отопления в па­нель­ном доме деревня постепенно вымирает. Связь мобильная, и позвонить в Укра­ину невозможно. Можно ли здесь отметить документы, неизвестно.
       Станция Кереть некогда имела большое значение: здесь был отстойник ло­ко­мотивов, во время войны тут стоял фронт - защитники Мурманска не пусти­ли фа­шистов, которые были в Лоухах, через р. Кереть, а после войны в деревне бы­ла ­станция подпитки электросети дороги.
       В конце маршрута, на участке от пор. Кривой-3 и до порога Морской (Ке­рет­ский) ведутся взрывные работы, следует это учесть. На пороге Морской, в ры­бац­кой бригаде, ничего, кроме лицензии на лов горбуши, приобрести нельзя.
       Лицензия на ловлю в пределах пор. Морской (на 3 рыбины, на одни сут­ки) стоит 200 руб., однако без наличия мощных спиннингов, инерционных ка­ту­шек и бечевы на них не стоит этогоделать. Мы не поймали ничего. Ежедневно пе­ред сетью отбирают на продажу по 1800 рыбин, а остальных считают и пускают на­верх. Рыба идет не постоянно, а косяками, собираясь внизу, затем за достаточно короткое время забираясь наверх. На пороге рыба отдыхает за камнями.
       Семга тоже идет вверх, но ее так просто не поймать. По словам рыбаков, из-за того, что горбуша стала ходить на нерест массово не раз в три, а раз в два года, река осенью просто загнивает, не успевая перерабатывать мертвый груз. Семга, в отличие от горбуши, после икрометания не погибает и возвращается в море.
       Уже в море на пути следования встречаются деревни Кереть и Чкаловский, однако в эти по­сел­ки мы не заходили.
       Маршрут оканчивается в дер. Ниж. Полунга (можно дойти и до Чупы - это дополнительно 15 км по губе), куда от устья р. Кереть можно предварительно заказать маленький теплоход.
       Стоит остановиться на ночевку или на перекус на южной стороне о. Олений губы Чупа. Ориентирами являются мощные отвалы розовой породы. Здесь, в 100 м вглубь острова расположен заброшенный карьер, где некогда добывали слюду. В карьере пресная вода, а отвесные стенки до 30 м высотой очень оригинальны и отнюдь не напоминают техногенный пейзаж.
       Из Ниж. Полунги в Чупу можно без проблем найти извозчиков (700 руб. на группу). В Чупе есть 2 магазина, один из которых работает до 22.00; касса станции работает только с 8.00 до 16.00, так что быть там следует или днем, или заранее покупать билеты. Чупа относится уже к Мурманской железной дороге, так что, якобы, на мурманские поезда с билетами тут легче. Однако спрос на поезд Мурманск-Симферополь, едущий мимо Санкт-Петербурга и Москвы, был и так относительно невелик. Ночью в Чупе останавливаются 5 поездов, где можно договориться с проводниками доехать до следующей станции - Лоухи.
       Рассчитаться с местными долларами и, тем более, гривнями, не удастся, об­мен­ных пунктов нет в округе нет.

    4. Организация путешествия

       Поход 3-й категории сложности на р. Кереть был запасным вариантом при под­готовке похода в район Восточного Саяна по рр. Балактыг-Хем-Каа-Хем (5 к.с.). Параллельно запасными вариантами были рр. Кутсайоки и Юж. Шуя.
       Из-за срыва похода на рр. Балактыг-Хем-Каа-Хем нами был выбран мар­ш­рут оз. Кереть - р. Кереть из-за своих известных достопримечательностей, отно­си­тельно малой населенности и удобного подъезда, хорошей рыбалки и ин­те­рес­ной спортивной части.
       В процессе подготовки были проработаны отчеты по р. Кереть, имеющиеся в сети Интернет, а за основу были взяты отчет и описание туристского похода 2004 г. под руководством Е. Скляра (маршрутная книжка 43-2004-В ХГКТ).
       В результате подготовки группа была обеспечена картами масштаба 1:200000, схемами порогов, техническим описанием маршрута.
       Путешествие осуществлялось на 3-х байдарках: две лодки RZ-85 и одна "Салют".
       В качестве предпоходной подготовки был совершен поход по р. Южный Буг в мае 2004 г. по маршруту 2-й категории сложности - г. Гайворон - г. Южно­укра­инск с прохождением всех по­ро­гов, а также проведены тренировки на сли­ве Зми­ев­ской ГРЭС в г. Комсомольском.
       Закупка продуктов была осуществлена в г. Харькове в полном объеме.
      

    5. График движения

      
       В таблице дан график с дроблением времени по дням. Следует учесть, что груп­­па двигалась по плесовым участкам в среднем темпе, на свер­ты­вание лагеря ухо­дило около 3-х часов, что говорит о не­ко­торой "не­при­тер­тости" друг к другу, об отсутствии опыта сложных походов у не­ко­торых членов груп­пы, и сви­де­тельствует также о большом количестве жареной ры­бы утром. Боль­шое внимание, как и в любом, прежде всего туристском, а не спор­тивном, по­хо­де, занимала техника безопасности, осмотр препятствий, орга­ни­зация съемки и стра­ховки.
       Поэтому у хорошо слаженной группы, не имеющей в своем составе ры­баков, времени на те же этапы может уйти процентов на 30 % меньше, чем у нас.
      
      

    Дни

    по-­­­­

    хо-­

    да-

    Дата

    Начальный и ко­не­чный пункты дневного перехода

    Этапы дневного перехода

    1

    2

    3

    4

    1

    15.07

       Дневка
      

    2

    16.07

       губа Широкая оз. Ке­реть - о. Курман
       губа Широкая оз. Кереть - о. Кукура - о. Курман

    3

    17.07

       о. Курман - оз. Хар­кин
       о. Курман - оз. Хар­кин

    4

    18.07

       Дневка
      

    5

    19.07

       оз. Харкин - оз. Пир­тозеро
       оз. Хар­кин - о. Турки - м. Эри­кин - оз. Пир­тозеро

    7

    20.07

       оз. Пиртозеро - оз. На­лен
       оз. Пиртозеро - м. Эрикин - о. Лусикон - оз. Нален

    8

    21.07

       оз. Нален - р-н о-ва Кукан
       оз. Нален - оз. Рухнаволок - о. Курман - о. Эртен - р-н о-ва Кукан

    9

    22.07

       Дневка
      

    10

    23.07

       Дневка
      

    11

    24.07

       р-н о-ва Кукан - оз. Се­вер­ное
       р-н о-ва Кукан - о. Гирвас - р-н о-ва Большой (оз. Се­вер­ное)

    12

    25.07

       оз. Северное -оз. Пе­т­ри­ярви
       оз. Северное - оз. Плотичное - оз. Ню­к­ки - автомост - ж.д. мост - оз. Петриярви

    13

    26.07

       оз. Петриярви - 2-я сту­пень пор. Кри­вой-1
       оз. Петриярви - оз. Ниж. Ламба - пор. Щелевой-1 - пор. Щелевой-2 - пор. Кривой - 2-я сту­пень пор. Кри­вой-1

    14

    27.07

       Дневка
      

    15

    28.07

       2-я ступень пор. Кри­вой-1 - шивера перед пор. Му­­раш
       2-я ступень пор. Кри­вой-1 - оз. Долгое - пор. Керчуг - оз. Керчуг - оз. Травяное - пор. Белый Клык - шивера перед пор. Му­­раш

    16

    29.07

       шивера перед пор. Му­­раш - нача­ло оз. Но­вое
       шивера перед пор. Му­раш - пор. Мураш - начало оз. Но­вое

    17

    30.07

       начало оз. Новое - пор. Кривой-2
       начало оз. Новое - оз. Новое - пор. Сухой - ж.д. мост у ст. Кереть - пор. Кривой-2

    18

    31.07

       пор. Кривой-2 - оз. Варацкое
       пор. Кривой-2 - пор. Долгий - пор. Варацкий - оз. Варацкое

    19

    1.08

       оз. Варацкое - пор. Па­влов­ский
       оз. Варацкое - пор. Краснобыстрый - пор. Масляный - пор. Павловский

    1

    2

    3

    4

    20

    2.08

       Дневка
      

    21

    3.08

       пор. Павловский - ост­ров в горле губы Чупа
       пор. Павловский - пор. Колупаевский - пор. Кривой-3 - пор. Морской - о. Средний - остров в горле губы Чупа

    22

    4.08

       Дневка
      

    23

    5.08

       Остров в горле губы Чу­па - пос. Чупа
       Остров в горле губы Чупа - о. Олений - дер. Ниж. Полунга - пос. Чу­па
      

    6. Техническое описание маршрута

       Ориентирование на оз. Кереть, в губах Кереть и Чупа Кандалакшского за­­ли­­ва не представляет трудности уже при на­ли­чии карты масштаба 1:200000 (напр., Республика Карелия, Атлас. Пе­тро­заводск, 2001 г.). По­это­му ниже приведено описание исключительно речной части, ко­то­­рая, в от­ли­чие от таких рек как Воньга, Илекса-Вама-Водла, Кузёма, зна­чи­тель­­но ин­те­ре­с­нее, динамичней и требует большей осторожности и тех­ни­чес­ких навы­ков.
       Следует отметить, что мощность и пути пре­одоления препятствий су­щественно зависят от уровня воды. Мы шли в среднюю воду, под конец по­хо­да, скорее, в малую. Опи­сания препятствий хорошо совпадали с имев­ши­ми­ся у нас лоциями, однако схемы порогов в данном случае могут быть реко­мен­до­ваны относительно неопытным группам, а также для дополнительной при­вязки к местности. Нам они не пригодились.
       Осмотр препятствий и линии их прохождения должны осущест­влять­ся на месте исходя из конкретных условий и опыта группы.
       В скобках после наименования препятствий указаны (ориенти­ро­воч­­но) категории сложности препятствий в условиях совершенного нами по­хо­да. Количество безымянных и внеочередных препятствий было мини­маль­ным вплоть до мелких шивер.
       Основные пороги-ориентиры на р. Кереть: Щелевой-2, Кри­вой-1, Бе­лый Клык, Мураш, Долгий, Варацкий, Краснобыстрый, Масляный, Колу­па­ев­с­кий, Кривой-3, Морской. Количество препятствий считать равным 26.
      
       Р. Кереть берет начало в оз. Плотичное 200-400-метровым по ширине пле­сом, который выводит в оз. Нюкки. На левом берегу (ЛБ) озера - необозначенные на кар­­те домики, на правом берегу (ПБ) - домики турбазы, пристань с моторными лод­ка­ми.
       Уже с середины озера виден автомост дороги Лоухи-Кестеньга. Под мостом ­быс­троток, около моста - место для сбора байдарок тем, кто идет лишь на речную часть. В 600-800 м за автомостом - ж. д. мост дороги Лоухи-Кестеньга с ме­тал­ли­чес­ким пролетом на деревянных опорах. За пролетом - остатки старого моста и бы­с­троток.
       Река поворачивает вправо и входит в оз. Петриярви, в начале которого - жи­во­писные маленькие островки. На ПБ останавливаться не ре­ко­мен­ду­ет­ся, там вдоль озера идет железная дорога и появляются местные. Стоянки есть на ЛБ, ближе к концу озера, после того, как вдоль берега кончаются заросли хвоща.
       Оз. Петриярви чистым перекатом (находится слева обозначенного на карте острова) переходит в красивое оз. Ниж. Ламба. ПБ озера высокий, скалистый. Мно­го мест для стоянок.
       После озера плес, река сужается и входит в порог Щелевой-1 (2 к.с.). Ос­мотр с ПБ. Струя без камней, выход - через шиверу. Зачалиться для ос­мотра пор. Щелевой-2 (2 к.с.) следует на ПБ за островом. Пор. Щелевой-2 (на­хо­­дится в 200 м ниже Щелевого-1) - локальное сужение русла коренными по­ро­дами, два слива один за другим (порядка 1 м), причем после первого струя поворачивает резко влево. Бочка под ПБ легко обходится слева. Камней нет, выход ­чистый через "стоячку" в озеровидное расширение реки. На ЛБ над порогом хорошая стоянка.
       До пор. Кривой-1 (2 к.с.) 500-700 метров. Перед порогом слышен шум, правый поворот, на ПБ - высокий скалистый взлобок. Перед началом порога справа хорошее место для стоянки, здесь же идет тропа осмотра. Вариантов прохождения много, советы бессмысленны, как в любом пороге-шивере.
       Через 100 м, на левом повороте, вторая ступень пор. Кривой-1 - короткий (70 м) порог с малой скоростью течения и четкой струей, что позволило нам на дневке отрабатывать технику, заходя из нижнего плеса в верхний вверх по течению. Осмотр со скалистого ПБ.
       В 250-300 м ниже, на высоком (около 10 м) ПБ отличное продуваемое мес­то для стоянки с видом на порог. Сразу за этим местом река впадает в оз. Долгое. На озере много хороших мест для стоянки, много скальных стенок и плит, схо­дя­щих в воду. В конце озера ­- 50-метровый пор. Керчуг (1-2 к.с.), соеди­няющий два озера - Долгое и Керчуг. Порог идется сходу.
       После озера Керчуг - оз. Травяное, с множеством маленьких и не очень живописнейших островов. После оз. Травяного плес, за которым заливом вправо уходит оз. Варламовское (на карте не подписано), на дальней (восточной) оконечности которого видна трасса и что-то вроде кемпинга.
       Сразу на выходе из озера на левом повороте шивера, а за поворотом - слив между камнями и стоячка. Эти препятствия на карте не обозначены.
       Далее около километра до группы порогов плес. Первый порог (2 к.с.): маленький гранитный лесистый островок в русле, основная струя идет в левой протоке, ближе к острову. В левой протоке, ближе к ЛБ, застрявший на камнях деревянный плот. В 100 м после порога - шивера.
       Через 200 м после этого - пор. Белый Клык (2 к.с.). Осмотр с ПБ. После 100-мет­ровой шиверы слив (до 0.5 м) с небольшим поворотом влево, затем стоячка, вы­хо­дя­щая в конце на гряду камней (мы шли в конце как слева, так и справа большого кам­ня в струе у ЛБ).
       Через 200 м - шивера, которая является началом пор. Мураш (3 к.с.). Перед шиверой можно сделать стоянку на низком ПБ. ЛБ болотистый. Порог можно осматривать с обоих берегов. Для осмотра с ЛБ следует пройти шиверу и зачалиться в болоте на ЛБ, откуда начинается тропа осмотра и обноса. Здесь же, на ЛБ до порога, можно сделать ночевку "на черный день", т.к. мимо будет допоздна ходить толпа народу.
       После указанной шиверы сужение русла до 7­-10 м, справа - гладкий скаль­ный выход. Падение уровня воды значительное, скорость течения высока.
       Первая ступень порога (3 к.с.) - мощный водослив (1 м) и струя с камнями, огра­ни­чен­ная справа берегом и подводными камнями, а слева берегом и далее полу­сгнив­шей ря­же­вой стенкой. Длина ступени - 100-150 м. После нее справа улов, где можно за­ча­литься или куда можно затолкать судно после переворота. Камни в струе не­при­ят­­­ные, плохо видные с берега и, тем более, с воды. Сразу в начале улова возможно сойти со струи впра­во. Желательна страховка, которую можно ор­га­ни­зовать с ПБ ниже улова, где те­чение перед второй ступенью несильное.
       За ряжевой стенкой река поворачивает влево и, набирая скорость, идет во 2-ю ступень (3 к.с.), которая представляет собой 200-метровый порог с камнями в шах­матном порядке и сильными струями. После плавного правого поворота (на ПБ мощные скальные выходы, как в горном ущелье) выход из порога: посередине ре­ки стоит полуобливной камень, обходимый с любой стороны, а затем выход че­рез гряду камней. Страховка обязательна, а ее место и эффективность следует оце­нить на месте.
       За порогом река разливается, прямо напротив выхода из порога на ПБ - "аварийное" место стоянки, где можно рассчитывать найти запасные шпангоуты, стрингеры, куски шкуры и т.д. для починки лодки. На стоянке дерево с памятными надписями, есть баня, а вот за дровами надо ходить далеко.
       После стоянки Кереть впадает в оз. Новое. На ПБ (восточном) озера сено­кос. Выход в реку с С-В стороны озера. На этом озере нас встретил жестокий ве­тер и волна, укрыться от которых негде. В подобном случае следует быть акку­рат­ным, идя близко к берегу - от мысов идут длинные косы с подводными камнями. За оз. Новым непродолжительный плес, затем постепенно появляются камни в рус­ле - это начало пор. Сухой (1 к.с.), примерно 2-хкилометровой мелкой шиверы с ма­лой скоростью течения, которая тянется до автомоста трассы С.-Петербург-Мур­манск.
       От автомоста до ж. д. моста около 40 минут хода по плесу. Сразу за ж. д. мостом можно пристать у ПБ под деревянными опорами ЛЭП. Есть дрова, кострище. Через мост (идти на С) около 30 минут хода до ст. Кереть (см. п. 2).
       До пор. Кривой-2 (2 к.с.) около 2.5 км плеса. До порога реку пересекает ЛЭП с веретенообразными опорами на растяжках. Кривой-2 представляет изог­ну­тую шиверу с хорошими проходами и несильным течением. В конце порога река втекает в оз. Кривое. Сразу за порогом на ЛБ на мысу и на ПБ - хорошие стоянки.
       После озера река течет спокойно между островами около 2 км до пор. Долгий (2-3 к.с.): река разделяется группой камней на две струи, основная левая. Проход у ПБ возможен, очевидно, лишь в большую воду. Левая протока, хотя и более каменистая, но в сливе (1.2 м) с острыми беспорядочно на­бро­сан­ны­ми камнями, что совершенно лишает прохождение этого порога ин­те­ре­са - да­же в нашу воду это был шкуродер. Байдарки поэтому мы провели у ЛБ (дли­на про­­водившейся части 30-40 м). За сливом слева лагуна, а на ЛБ - неплохая сто­ян­ка.
       Сразу за быстротоком (200 м от первой ступени) на ЛБ - хорошая стоянка, пря­мо остров (проход левой протокой), поворот налево с гладким сливом (2-я сту­пень пор. Долгий). После этого начинается шивера протяженностью 3 км, ко­то­рую мы прошли хорошо, но внимательно - местами очень мелко, местами до­воль­но сильная струя, сливы и стоячка.
       Далее до пор. Варацкий (3-4 к.с.) около 4 км плеса. Порог начинается за сужением реки на левом повороте. На ЛБ на сужении - гладкие сходящие в воду скользкие плиты, дно илистое. Здесь же неплохое место для стоянки. Осмотр обязателен, тропа идет по ЛБ от сужения, обходя бом на берегу.
       Длина порога 600-800 м. За скальным сужением формируется мощная струя длиной около 200 м с камнями в русле. Далее слева остатки ряжевой стенки с торчащими кольями, после чего река делится на протоки островами. Основная часть воды идет по центру (слева от островов), меньшая часть течет под ПБ справа от острова, где мы провели "Салют". Часть сочится под самым ЛБ так, что подойти к сливу ближе, чем на 20-30 м, невозможно.
       Основная струя формируется у ЛБ возле ряжевой стенки, откуда идет в центр. Первый слив (0.5 м) с камнями, причем есть нанос на подводный зуб в центре. Можно идти слева или по самому правому краю, прижимаясь к острову (в последнем случае можно попасть в бочку за вторым сливом без скорости). За первым сливом идет второй (1 м), также с подводным камнем, падающий в бочку с мощным косым валом от ЛБ. Далее плавный левый поворот, слияние проток и мощная шивера длиной около 300 м, оканчивающаяся за автомостом дороги Чупа-Плотина. Страховка ниже основного слива обязательна.
       Зачалиться после порога можно у ЛБ посредине шиверы в лагуне, выбро­сив­шись на мель, или ниже автомоста.
       Мы прошли пор. Варацкий основным путем, зайдя в бочку слева направо на скорости от ряжевой стенки.
       Через 500 м после моста - оз. Варацкое. Хорошие стоянки есть на высоком скалистом острове (ближе к ПБ) с его ближней по ходу стороне (на обрывистых скалах), либо на нем же - дальше по ходу справа, в заросшем хвощем заливе. Еще стоянка есть на ЛБ на том конце озера, откуда река вытекает дальше.
       Высота скал на острове очень велика (до 30 м), открывается отличный вид на озеро и залив между островом и ПБ. На озере много уток и чаек.
       Сразу после выхода из озера пор. Карешка (2 к.с.) длиной 150 м, проходится без осмотра. За ним плавный правый поворот на плесе, в конце которого - левый поворот, означающий начало пор. Краснобыстрый (3-4 к.с.). Чалка до поворота на ЛБ, откуда идет тропа осмотра.
       Сначала вода разгоняется по горке длиной 150 м с небольшим количеством камней. В ее конце река делится камнями на две протоки. Основной слив (0.8 м) - под ЛБ. В сливе мощный косой вал, ощутимое смещение справа налево и камни.
       После этого около 30 м быстротока с одиночными камнями, выходящего на сливы (до 0.7 м) между 3-мя грядами полуобливных камней. Падение здесь достаточно ве­ли­­ко, что формирует подушки воды на камнях и позволяет их "объезжать". Далее сле­дуют около 200 м шиверы, поэтому пристать лучше на мели ЛБ после 2-го кас­ка­да порога. Страховка обязательна, ее можно эффективно организовать как за 1-м сливом, так и за 2-м каскадом сливов. Не имеющую скорости лодку косым валом 1-го слива легко переворачивает.
       До пор. Масляный (2 к.с.) от пор. Краснобыстрый около 4 км. Примерно через 2 км после пор Краснобыстрый - пор. Безымянный (2 к.с.) длиной около 300 м. Шивера на прямом участке выходит к сливу (0.5 м), за которым идет стоячка, плавный левый, правый поворот и струя резко выносит на мель с неприятными камнями посреди реки. Осмотр по ПБ желателен. Сразу за пор. Безымянный идет шивера, а в 500 м за ней - еще одна.
       Пор. Масляный начинается шиверой на правом повороте, после которого река сужается до 10-15 м и по 100-метровой горке катится вниз. На ЛБ горелый лес, внизу лежит одинокий плоский каменный "лапоть", одним концом сходящий в воду и хорошо видный с воды как ориентир. В 20 м ниже "лаптя" река перегорожена плитой по всей ширине, остается узкий чистый проход под самым правым берегом. Затем река разливается, поворот влево и небольшой остров на повороте. После прохода плиты у ПБ следует отработать в центр.
       Осмотр пор. Масляный желателен, тропа идет по ПБ и начинается до правого поворота в начале шиверы. Возможна также чалка на любом берегу на горке за правым поворотом.
       После порога, за левым поворотом, совершенно прямой плес длиной около 1 км, в конце которого виден остров, а струя поворачивает от него направо. На ближней по ходу стрелке острова - хорошая стоянка с видом на выход из пор. Масляный, бе­рег глинистый. В глубине много голубики, а на болоте ЛБ растет морошка. Дров здесь мало, их можно найти, если идти по зарослям вдоль маловодной левой протоки.
       Сразу, в начале правой протоки, начинается пор. Павловский (2 к.с.). Это две шиверы (одна до, другая - после левого поворота), которые идут без просмотра.
       Через 500 м еще одна шивера. Через 1.5 км после пор. Павловский на плавном левом повороте начинается пор. Колупаевский (2 к.с.) - мощная шивера длиной около 1.5 км. На ПБ видны выходы скал, а начало порога очень живописно: гладкие скальные борта, высокие ели и значительное сужение русла.
       Осмотр с ЛБ, как и страховка, не имеет смысла из-за длины, а сам порог требует значительной внимательности. Скорость течения достаточно высока. Река течет среди многочисленных островов.
       За пор. Колупаевский мост автодороги Плотина-Чкаловский, под мостом слив (1 м) с огромным обливным валуном посредине. На мосту табличка, предупреждающая туристов о том, что на протяжении 5 км от моста ведутся взрывные работы (следует отметить, что, уже находясь на море, мы слышали с этой стороны сильный взрыв).
       В 100 м ниже моста справа впадает р. Луокса (Лоушка). После этого перекат, левый поворот и сужение русла с выходами скал на ПБ говорят о начале пор. Кривой-3 (3 к.с.). Осмотр с ПБ. В пороге 2 ступени. 1-я: мель делит реку надвое, справа - слив (0.5 м) с небольшим косым валом, слева - слив (0.3 м) с камнями с более слабым течением; после слияния струй основная масса воды устремляется между ПБ и полуобливными камнями в центре реки, образуя слив (0.7 м) и струю с камнями, которая выносит на плес длиной около 100 м. Зачалиться после 1-й ступени можно справа в лагуне ПБ. Здесь же, на ПБ, маленькое озерко диаметром около 3 м, начинается тропа осмотра 2-й ступени (чего мы не делали).
       Вход во 2-ю ступень на выходе из правого поворота: слив (0.4-5 м) с камнем от плиты ЛБ и стоячка за ним, которая выносит на мель, более многоводную у ЛБ. Далее ближе к ЛБ остров, справа от него формируется мощная чистая струя с приличным падением, которая после резкого левого поворота за островом выносит на плес.
       1-ю ступень проходили левым сливом с уходом вправо, на мели за сливом 2-й ступени "Салют" проводили.
       До пор. Морской от пор. Кривой-3 примерно 5 км. После пор. Кривой-3 в реке много островов, проток и мест для стоянки. На ПБ видна серая насыпанная гора породы, а в реку течет белый ручей размытой породы.
       Перед рыбоучетной сетью река разливается. Поток собирается у сети. На ПБ издалека видны строения рыбаков. Обнос сети по ЛБ. Нас пропустили через сеть за 25 руб. за судно. В пределах порога запрещается разводить костры и стоять лагерем. Стоянка есть за узкой полоской леса посередине порога на ЛБ, откуда можно, предварительно заказав машину, уехать.
       Пор. Морской (3 к.с.) не похож на Морские пороги Кузёмы и Воньги. Это очень мощная прямая шивера с большим (5-6 м) падением и длиной 1.5 км. Про­смотр обязателен, желательна страховка в конце порога. В пороге 2 сложных мес­та.
       1-е: группа обливных камней в реке, не видных с воды, между которыми нужен точный маневр (у нас на берегу стояла как знак каменная пирамидка, т.к. берег крайне однообразен). 2-е: полуобливной зуб посередине в 40-50 м от первого ориентира, на который наносит мощная струя. В 15 м за зубом следует четко пройти между обливных камней, заранее выбрав самый глубокий проход. Зуб видно с воды с расстояния 20 м, поэтому следует заранее поставить на берегу ориентир.
       После этого струя локализуется, проходя много каменных ворот, и делает плавный левый, а затем правый повороты. Уже за 50 м перед левым поворотом камней в струе нет (слева заканчивается посадка, на высоком ЛБ новая маленькая деревянная церквушка), можно зачалиться на обоих берегах. Сюда доходит пик прилива. Последние 200 м порога представляют продолжение мощной шиверы с мощными валами.
       Пор. Морской требует особого внимания и собранности группы. Налетев на зуб и набрав пол-лодки воды, до конца один из наших экипажей дошел затопленным и, сделав в конце разворот, затонул у ЛБ.
       Последние валы порога втекают в узкую губу Кереть.

    7. Подъезды-отъезды

       1. Мы доехали до ст. Лоухи из Харькова поездом "Симферополь-Мур­манск"  240. Билеты из Харькова продаются за 3 часа до отправления, с ними про­б­лем не было. В Белгороде к этому поезду цепляют 6 вагонов, билеты на них мож­но приобрести заблаговременно в сервис-центре вокзала Харьков-Пас­сажирский.
       2. В Лоухах на вокзале постоянно дежурит извозчик Макаров Василий Иванович. Адрес: пос. Лоухи, ул. Шмагрина, д. 8а, кв. 2. Дом. тел. (в России): 8-814-39-51-592, моб.: (921) 4580083 (Вася), (921) 4580087 (Галя). E-mail: galinka.m@onego.ru). До губы Широкая оз. Кереть можно доехать за 500-800 руб.
       3. Сняться с маршрута можно у ж.д. моста около ст. Кереть (за пор. Сухой), взяв электричку в Чупу или Лоухи.
       4. По договоренности можно доехать/уехать автотранспортом до/от авто­мос­тов Лоухи-Кестеньга, Чупа-Плотина, Чкаловский-Плотина и из рыбо­ло­вец­кой бригады на пор. Морской.
       5. От устья р. Кереть до пос. Чупа в дер. Кереть можно заказать теплоход (по словам, договариваться следует в дер. Кереть но о. Средний).
       6. В Чупу от дер. Ниж. Полунга можно без проблем взять фургон (700 руб.).
      
      
      
      
      
      

    8. Выводы и рекомендации

      
       1. Маршрут интересен в туристском отношении: хорошие препятствия, рыбалка, красивая природа.
       2. Маршрут не отягощен заповедниками, заказниками, нац. парками и т.д.
       3. Рыбу в р. Кереть официально ловить запрещено, хотя, по отзывам, ры­балка превосходна. В озере рыбы очень много, водятся щука, окунь, плотва, язь.
       4. Водная часть маршрута достаточно насыщена, плесовых участков и озер немного. Пороги р. Кереть интересны, необычно длинны для Карелии, некоторые характеризуются большими уклонами и падениями.
       5. Из съедобных ягод много черники (особенно на море) и голубики, морошка встречается редко (мы попали в ее неурожайный год - прием от населения был по 90 руб./кг). Грибов было немного в связи с довольно высокой температурой и малым количеством осадков.
       6. В пос. Лоухи есть почта, круглосуточные магазины, больница. На вокзале касса работает круглосуточно, здесь можно отметить маршрутные документы.
       7. Рассчитывать на что-либо (пополнить запас продуктов, получить медицинскую помощь, отметить документы и т.п.) на ст. Кереть, в рыболовецкой бригаде и в дер. Кереть нельзя.
       8. Через рыбоучетную сеть перед пор. Морской суда могут пропустить за небольшую плату (у нас - 25 руб./судно).
       9. При выходе в море стоит посетить заброшенный карьер по добыче слюды на Ю стороне о. Олений.
       10. Выехать из дер. Ниж. Полунга в Чупу не составляет трудности (700 руб.).
       11. Касса на ж.д. вокзале в Чупе работает с 8.00 до 16.00, так что при отсутствии билетов следует добираться в Лоухи.
       12. Самый поздний магазин в Чупе работает до 22.00.
       13. Уехать из Чупы в Лоухи на скором поезде стоит 140 руб./чел. Раз в день ходит электричка в Лоухи и в Кандалакшу. Нам удалось уехать в Лоухи из Чупы на скором поезде "зайцем" за 600 руб. (проводники хотели 1000 руб.).
       14. Доехать от Чупы до Лоухов на машине стоит 1700 руб.
       15. Купить обратные билеты в Лоухах удалось просто.
       16. Поменять доллары на рубли на маршруте официально нельзя нигде, поэтому следует рассчитывать рублевый капитал с запасом. Поменять валюту можно в Лоухах, по знакомству и по сни­жен­ному курсу.
       17. Общие расходы на поход (включая предпоходную подготовку) со­ста­ви­ли $179/чел. (при стоимости $1 = 5.06 грн.). Столь высокие затраты объясняются боль­шой ценой заброски/выброски, а также безвозвратными по­те­рями при подготовке вещей по первоначальному маршруту (рр. Балактыг-Хем-Каа-Хем).
      

    Литература

       1. Григорьев В.Н. Туристические районы СНГ. Доступно в Интернет: http://www.veslo.ru/OTHER/tur.html
       2. Скляр Е. Отчет о водном (байдарки) туристском походе по р. Кереть. ХГКТ, 2004.
       3. Седов Д., Пересецкий В., Пересецкая И. Лоция р. Кереть, 1998. Доступен из сети Интернет: lib.ru.
       4. Поздеев И. Отчет о походе по реке Кереть, 1998. Доступен из сети Интернет: lib.ru.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
       19
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колосов Максим (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 12/04/2009. 53k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  • Оценка: 4.59*7  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка