Колосов Максим Александрович: другие произведения.

Отчет: Кузема-2001 (отчет)

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колосов Максим Александрович (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 12/04/2009. 30k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , 180 км , 3 к/с , Байдарка
  • Дата похода 14/07/2001 {24 дн}
  • Маршрут: ж.Д. станция Энгозеро - оз.Энгозеро - оз.Пайозеро - оз.Чегозеро - р.Воньга - оз.Пильдозеро - р.В.куземка (волок: оз.Майозеро - оз.Челоозеро) - Переезд на ниж. Кумозеро - р.Кузема - пос.Старая Кузема - Губа Домашняя (белое Море) - р.Березовая - ж.Д.станция Кузема
  •  Ваша оценка:


    О Т Ч Е Т

    о водном (байдарки) туристском путешествии 3-й категории сложности по Северной Карелии, совершенном

    с 14 июля по 6 августа 2001г.

    Маршрутная книжка N 5-2001В

    Руководитель группы Колосов А.В.

      
      
      
       Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут третьей категории сложности.
       Отчет использовать в библиотеке клуба.
      
      
      

    Справочные сведения о путешествии

      
        -- Нитка маршрута
       Ж.д. станция Энгозеро - оз. Энгозеро - оз. Пайозеро - оз. Чегозеро - р. Воньга - оз. Пильдозеро - р. В.Куземка (волок: оз. Майозеро - оз. Челоозеро) - исток р. Кузема (волок до оз. Ниж. Кумозеро) - р. Кузема - оз. Кутно - р. Кузема - пос. Старая Кузема - губа Домашняя (Белое Море) - р. Березовая - ж.д. станция Кузема.
       Общая протяженность маршрута 195 км. Из них активными способами передвижения (на байдарках) - 180 км.
       Продолжительность путешествия 24 дня.
       Заявочные материалы рассмотрены МКК Харьковского городского клуба туристов (шифр 220-01-3333330) 20.06.2001г. Заключение МКК: группа под руководством Колосова А.В. имеет право совершить поход по р. Кузема.
      

    2. Состав группы

      

    N п/п

    Ф.И.О.

    Домашний адрес

    Туристский опыт

    Обязанности в группе

    1

       Колосов
       Александр
       Васильевич
       Х-170, ул. Тимуровцев
       д. 23 А, кв.98
      

    V (y), IV (p)

    руководитель

    2

       Стадниченко
       Александр
       Викторович
       Х-124, ул. Матросова,
       Д. 12, кв. 38

    II (y)

    медик

    3

       Колосов
       Максим
       Александрович
       Х-170, ул.Тимуровцев,
       д. 23 А, кв. 98

    II (y)

    штурман

    4

       Соболев
       Виктор
       Юрьевич
       Харьковская обл.,
       г. Первомайск, 6-й мр,
       д. 3, кв. 71

    I (y)

    завхоз

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    3. Сведения о районе путешествия

      
       Характерной отличительной особенностью Карелии является обилие озер, расположенных между невысокими горными кряжами, покрытыми преимущественно хвойными лесами. Озера так же, как горные кряжи и холмы, вытянуты с северо-запада на юго-восток.
       Начальный участок маршрута (до истока р. Кузема) представляет собой систему озер, соединенных между собой протоками различной протяженности. Беря начало из Нижнего Кумозера, р. Кузема течет единым руслом, пересекая на своем пути лишь два сравнительно небольших озера: Чиркозеро и Кутно.
       Средние падение речных участков 1,1 м/км. Среднелетний расход воды составляет от 5,5 м3/с в истоке до 11,2 м3/с в устье. Распределение стока по месяцам: июль - 126, июнь - 92, август - 82% от среднелетнего.
       Путешествие проходит по малонаселенной местности. Оно начинается в пос. Энгозеро и заканчивается в пос. Кузема, не встречая на всем пути деревень. Лишь на 4 - 6 день пути река подходит к автотрассе Мурманск - Петрозаводск с интенсивным движением, по которой можно добраться до пос. Лоухи (65 км), где есть почта, телефон, магазины.
       При подготовке похода группа руководствовалась следующими материалами:
       1. Шилов А.А. На байдарках по Карелии. Науч.-произв. издат. центр "Наука и техника".
        -- Республика Карелия. Топограф. карты. 1 : 200 000. М., 439 ЦЭВКФ им. В.В.Дунаева.
       Необходимо полностью согласиться с автором [1] в том, что указать точное количество препятствий на маршруте не представляется возможным, т.к. оно существенно зависит от уровня воды, который в свою очередь изменяется в зависимости от времени проведения путешествия и погоды в районе в тот или иной год.
       Наш поход проходил в засушливый (по мнению местных жителей) год, хотя из всех походных дней всего 7 было полностью без дождя.
       Если считать препятствием каждый участок русла, перегороженный камнями и отделенный от других таких же участков плесами длиной не менее 100 м, то препятствий на Куземе мы насчитали вдвое больше, чем указано в [1]. Обилие препятствий не дает возможности запомнить и описать каждое из них, однако ряд препятствий имеют характерные особенности и, основываясь на них, можно с большей или меньшей достоверностью определить свое местонахождение на реке.
       Дальше мы приводим нумерацию препятствий, соответствующую описанию в [1].
      
      
      
      
      

    4. График движения

      

    Дни похода

    Дата

    Начальный и конечный участок дневного перехода

    Основные ориентиры участка дневного перехода

    Ходовое время (прибл.)

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    16.7.01

       Пос. Энгозеро - о. Лопарский
       Левый (юго-восточный) берег оз. Энгозеро

    2,5

    2

    17.7.01

       Дневка

    --

    -

    3

    18.7.01

       О. Лопарский - оз. Пайозеро
       Левый берег оз. Энгозеро - плотина из оз. Энгозеро в оз. Пайозеро

    7,5

    4

    19.7.01

       Оз. Пайозеро - устье р. В.Куземка
       Оз. Чегозеро, исток р. Воньга, плотина из оз. Пайозера в оз. Пильдозеро, мост на остров в Пильдозере, мост в устье р. В.Куземка

    5

    5

    20.7.01

       Устье р. В.Куземка - мост на автотрассе Мурманск - Петрозаводск
       Оз. Майозеро, разрушенный мост, оз. Челоозеро, ЛЭП, мост на автотрассе

    6

    6

    21.7.01

       Дневка

    ­--

    -

    7

    22.7.01

       Мост на В. Куземке - оз. Ниж. Кумозеро
       Мост на р. В.Куземка, мост на р. Кузема, восточный берег оз. Ниж. Кумозера

    1,5

    8

    23.7.01

       Дневка

    --

    -

    9

    24.7.01

       Оз. Ниж. Кумозеро - оз. Чиркозеро
       Мост на р. Кузема, П1-П4, ЛЭП, оз. Чиркозеро, завал из бревен

    4

    10

    25.7.01

       Оз. Чиркозеро - оз. Узкое
       Завал из бревен, П5-П8, мост, оз. Кутно, оз. Узкое

    5

    11, 12

    26.7.01

    27.7.01

       Дневка
       Дневка

    --

    -

    1

    2

    3

    4

    5

    13

    28.7.01

       Оз. Узкое - препятствие П16
       Оз. Кутно, плотина, П9-П16, плес (2,5 хо-довых часа)

    8

    14

    29.7.01

       П16-П32
       П16-П25 (искусств. плотина из камней), плес -1,5 ходовых часа, впадение Новой Речки, выходы скал на правом, а затем на левом берегах

    8

    15

    30.7.01

       П32-П44
       П34, слева - остатки разрушенной плотины, р. Сигма, скальный остров, большой скалистый остров, П44

    6

    16

    31.7.01

       Дневка

    --

    -

    17

    1.8.01

       П44 - губа Домашняя (Белое Море)
       П44, пос. Кузема, ж.д. мост, устье р. Кузема, ЛЭП

    6

    18

    2.8.01

       Дневка

    --

    -

    19

    3.8.01

       Губа Домашняя - мост на р. Березовка
       Устье р. Березовка, мост на автотрассе

    4

      

    5. Техническое описание маршрута

      
       От пос. Энгозеро идти А® = 270® на мыс левого берега в горле озера. Затем, придерживаясь левого (коренного) берега, идти от левого мыса к мысу. До плотины, соединяющей Энгозеро и Пайозеро, 10 часов хода (10 х.ч.) на байдарке. Плотина преодолевается левым проходом, перепад незначителен, камней немного. Удобные стоянки через 500 м после плотины на левом берегу; дров мало.
       Обогнув мыс левого берега, идти А® = 160® и войти в Чогозеро. Перед входом в Чогозеро на левом берегу хорошее место для стоянки. Придерживаясь левого берега, дойти до плотины. Именно с этого места начинается р. Воньга.
       Плотина - несложное препятствие, чистый слив 0,5 м. За плотиной 300-400 м узкого, мелкого русла, несколько мелких перекатов. Через 100-150 м после плотины русло разделяется островком - идти правым рукавом; затем снова остров - идти левым рукавом. Очень мелко.
       Затем небольшое узкое озеро. Держаться левого берега. Через 1,5 км несложный порог с несколькими поворотами и обилием камней. За порогом расширение - Пильдоозеро.
       Из Пильдоозера идет маршрут на Воньгу (А® = 90®).
       Наш маршрут лежит вдоль правого берега Пильдоозера. Обогнув длинный, узкий мыс правого берега, повернуть направо, обойти остров и, повернув налево вокруг острова, можно увидеть мост (А® = 160®). Пройти его и по мелкой протоке, обогнув мыс правого берега, выйти в широкую часть озера. А® = 200® - виден мост в месте впадения в Пильдоозеро р. В.Куземка. Мест для стоянки в устье р. В.Куземка нет. Нужно подняться вверх по течению р. В.Куземка 2-3 км и откроется много красивых и удобных мест для стоянки, либо стать лагерем можно на берегу Пильдоозера, но места не очень удобные, т.к. берега большей часть поросли камышом.
       Волок вверх по течению реки В.Куземка до автотрассы Мурманск - Петрозаводск занимает 6 х.ч., проходя последовательно ряд небольших озер. Места красивые, удобные для стоянок, ягодные, рыбные. Здесь стоит запланировать дневку. Через 0,5 х.ч. после ЛЭП, пересекающей Челозеро, подходим к мосту на трассе Мурманск - Петрозаводск.
       В 100 м от моста на севре по дороге - место стоянки автотранспорта. Здесь можно договориться о машине для переезда к истоку р. Кузема. Машины на стоянке бывают до 7 часов утра, потом разъезжаются. Утром проспишь - день потеряешь. Договариваться лучше с "длинномером", идущим в Петрозаводск порожняком, т.к. байдарки можно перевезти, не разбирая. До Ниж. Кумозера - 14 км (15-20 мин. езды). Останавливаться нужно перед мостом, здесь же удобное место для сбора.
       Оз. Ниж. Кумозеро очень красивое, на восточном берегу - много удобных мест для стоянки. Из Ниж. Кумозера берет начало р. Кузема.
       Первое препятствие П1 р. Кузема расположено перед мостом автотрассы. Пологий слив 0,5 м между камнями. Второй слив П2 - через 70м после моста. Далее несложный перекат П3 и порожек длиной около 300 м П4. За ним начинается Чиркозеро длиной около 5 км. На левом берегу после пересечения ЛЭП - 2 стоянки, еще одна стоянка - на левом берегу перед завалом. Много ягод.
       Вход в реку перекрыт многолетним завалом из бревен. Обнос по правому берегу 150-200 м. Уже в завале начинается перекат П5. Частично проходится, частично проводится. Далее - П6, осмотр с левого берега, длина около 100 м, много камней, расстояние между которыми несопоставимо с размерами байдарки. Чистое прохождение весьма проблематично.
       За поворотом - П7, короткий слив около 0,8 м. Осмотр слева. Следующий перекат П8 несложен, находится перед деревянным мостом. Далее - оз. Кутно.
       На СВ берегу есть хорошая стоянка. Она видна после прохождения островов в центре озера. Из восточного залива заросший тростником пролив ведет в обособленную южную часть озера - оз. Узкое. Здесь можно стать лагерем слева от устья пролива. Выход в реку - в ЮВ части оз. Кутно ниже оз. Узкое.
       На выходе из озера - остатки моста или плотины и простой перекат П9. После болотистого плеса - деревянная разрушенная плотина, обнос справа. Сразу за ней - порог П10. Осмотр по левому берегу. Затем 3-каскадный порог П11. Требует осмотра. Третий каскад интересный, но в малую воду не проходим на байдарках, на выходе - гряда камней.
       Затем - несложный П12 (100 м), 2 слабых переката и П13 - короткий слив с плиты у правого берега.
       По берегам - болотистые места, много морошки, но мест для стоянки нет вообще. Далее следует ряд перекатов, болотистые берега растянулись на 3 х.ч., затем - серия мелких перекатов и П21, порог, требующий осмотра с правого берега. На берегу - разрушенное строение. П21 - порог, характеризующийся значительным уклоном русла и в высокую воду может быть весьма интересен.
       Ряд мелких перекатов - и длинный (0,8 км), с несколькими поворотами П25. В конце него - искусственная плотина из камней, перегораживающая реку. На правом высоком берегу над плотиной - хорошая стоянка. Далее мест для лагеря немного.
       Через 3 х.ч., в течение проходятся ряд препятствий П26-П33, устье Нов. Речки (справа),- порог П34 на правом повороте реки. Осмотр с левого берега. Порог заметен по мощному скальному выходу левого берега. Над порогом - хорошая стоянка. Порог представляет собой метровый слив с плиты. Струя в сливе разбивается о камень в центре. Вход в порог осложнен мелководьем.
       Количество препятствий и их нумерация все более расходятся с описанием [1]. Между препятствиями - 10-15 мин. хода. На левом берегу заметны остатки разрушенной плотины, затем розовый гранитный островок. Основная струя огибает его слева. Далее - мощный скальный выход левого берега на правом повороте реки. Проход у правого берега. Затем по центру русла - большой лесистый остров, разделяющий реку на два рукава. Очень красивое место. На острове много черники. Правый рукав в малую воду непроходим, но очень живописен. Левым рукавом можно пройти. Ходовое время от П34 до острова - 3 часа.
       Далее - ряд мелких перекатов, требующих проводки, в конце прямого участка видны мощные скальные выходы с обоих берегов - П44. Красивое место, хороший порог. На левом высоком берегу - прекрасное место для лагеря. От острова до П44 - 2 х.ч.
       Далее ряд препятствий, требующий в малую воду проводки. Особенно трудоемки перекаты перед пос. Ст. Кузема: 2 и 1,5 км длиной.
       За ж.д. мостом справа - хорошее место для сбора. Отсюда до ж.д. станции Кузема - 2,5 км.
       Можно выйти в губу Домашняя, обогнуть справа мыс, разделяющий устье р. Кузема и р. Березовка и под ЛЭП подняться во время прилива по Березовке (1 км) до моста на трассе. На правом берегу (по ходу) можно собрать лодки. До ж.д. станции Кузема - 1,5 км.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    6. Выводы и рекомендации

      
       1. Маршрут весьма разнообразен в спортивном отношении и очень полезен в части приобретения туристского опыта.
       2. Если сравнивать Кузему по красоте с Охтой, Кемью или Воньгой, то Кузема существенно выигрывает.
       3. Маршрут сравнительно мало посещаем туристами.
       4. На Куземе много черники и морошки; голубика встречается реже.
       5. Рыба ловится повсеместно, кроме верхней части Энгозера.
       6. Грибов не очень много, но на сковороду хватает.
       7. Район путешествия не заражен клещевым энцефалитом (по сообщениям местных жителей).
       8. Поезд Симферополь - Мурманск следует 3 дня в неделю. Билеты продаются за 2 часа до отправления.
       9. Провоз снаряжения через границу не вызывает интереса у пограничных и таможенных служб.
       10. Возможен безбилетный провоз багажа.
       11. На момент путешествия: стоимость билета Кемь - Белгород составила 500 руб., а Кемь - Харьков - 750 руб.
       12. Из пос. Энгозеро позвонить в Харьков очень сложно (нам не удалось, т.к. не работала связь), а стоимость телеграммы в 4 слова составила $3,5. Переговорный пункт находится на ул. Школьная, 18 в частном доме (рядом с местом сбора байдарок).
       13. От станции до места сбора байдарок - 1 км. Местные "извозчики" с радостью вам помогут за умеренную плату.
       14. Местный поезд Кемь - Лоухи идет 1 раз в сутки.
       15. В пос. Энгозеро 2 магазина. Хлеб привозят 2 раза в неделю. Стоимость продуктов в 1,5 раза выше, чем в Белгороде и в 2 раза выше, чем у нас.
       16. При прохождении озер необходимо иметь фартук, т.к. высота волны достигает 0,5 м. Идти следует от мыса к мысу, не удаляясь от берега.
       17. Существенно дополняет маршрут выход в губу Домашняя Белого моря.
       18. Выход в море и вход в р. Березовка необходимо осуществлять во время прилива, пик которого происходит через каждые 12 часов.
       19. Расстояние от ж.д. моста на р. Кузема до ж.д. станции Кузема - 2,5 км.
       20. Расстояние от ж.д. моста на р. Березовка до ж.д. станции Кузема - 1,5 км. Можно договорится с местными "извозчиками", но цены существенно выше, чем в Энгозере.
       21. Ловить рыбу на Белом море запрещено. Штрафуют даже за незачехленный спиннинг (однако же рыбу ловят и продают).
       22. Выход в море в штормовую погоду небезопасен.
       23. На материковом берегу моря ягод значительно больше, чем на реке.
       24. Затраты на поход (включая предпоходную подготовку) составили 422 грн. (при цене за $1 - 5,5 грн.).
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колосов Максим Александрович (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 12/04/2009. 30k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка