Колосов Максим Александрович: другие произведения.

Отчет: Волома-Елма-Онда-2006. Официальный отчет

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 28, последний от 14/05/2009.
  • © Copyright Колосов Максим Александрович (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 13/05/2009. 42k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , 243 км , 3 к/с , Байдарка
  • Дата похода 21/07/2006 {17 дн}
  • Маршрут: р.Волома - р.Елма - р.Онда
  •  Ваша оценка:


    О Т Ч Е Т

    о водном (байдарки) туристском путешествии 3-й категории сложности в районе центральной части Республики Карелия по рекам Волома-Елма-Онда, совершенном

    с 21 июля по 10 августа 2006 г.

    Маршрутная книжка  66-2006-В

    Руководитель группы Колосов М.А.

      
      
       Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут третьей категории сложности.
       Отчет использовать в библиотеке клуба.
      

    Оглавление

      
       1. Справочные сведения о путешествии
       2. Состав группы
       3. Сведения о районе путешествия
       4. График движения
       5. Техническое описание
       6. Выводы и рекомендации
      
       Приложения:
              -- Картографические материалы.
              -- Фотографии.

    1. Справочные сведения о путешествии

       1.1. Нитка маршрута:
       г. Харьков - г. Петрозаводск - мост на р. Волома - р. Волома - волок - р. Елма - оз. Ондозеро - р. Онда - пос. Лососий - г. Сегежа - г. Харьков
       1.2. Протяженность маршрута 243 км, в том числе:
      -- на байдарках - 235 км;
      -- пешком - 8 км.
       1.3. Продолжительность маршрута - 17 дней.
       1.4. Заявочные материалы рассмотрены МКК Харьковского городского клуба туристов (шифр 220-01-3333330) 12.07.2006 г.
       Заключение МКК: группа под руководством Колосова М.А. имеет право совершить поход по рекам Волома-Елма-Онда.
       1.5. Маршрутная книжка  66-2006-В.

    1.6. Состав группы

      

    N п/п

    Ф.И.О.

    Домашний адрес

    Туристский опыт

    Обязанности в группе, судно

    1

       Колосов
       Максим
       Александрович
       Х-99, ул. Рыбалко, д. 20, кв. 90
       Ч.Черемош (3р), Она (4у)

    руководитель, Т-2

    2

       Колосова Ольга Сергеевна
       Х-99, ул. Рыбалко, д. 20, кв. 90
       Кереть (3у), Юж. Буг (2у)

    завхоз, Т-2

    3

       Гурина Юлия Сергеевна
       От. Яроша, д. 10, общ. 11, к. 114
       Керженец-Волга (1у)

    фотограф, летописец, С-2

    4

       Шеховцов
       Сергей
       Викторович
       Х-164, пр. Ленина, 80, кв. 13
       Она (4у), Юж. Буг (2у)

    штурман, С-2

    5

       Черный
       Василий
       Анатольевич
       Х-18,
       ул. Балакирева, 46, кв. 9
       Она (4у), Юж. Буг (2у)

    ремонтник, Т-3

    6

       Галкин Сергей Сергеевич
       Ак. Павлова, 140 д, кв. 42
       Юж. Буг (2у)

    рыбак, Т-3

       1) дом. тел.: 92-83-87, e-mail: kolosov@univer.kharkov.ua
       2) Т-2 - лодка "Таймень-2" с ПВХ-шкурой, Т-3 - лодка "Таймень-3", С-2 - "Салют-2".

    2. Сведения о районе путешествия

      
       Маршрут проходит по западной и центральной частям Республики Карелия Российской Федерации. Климат обычен для Карелии и в подробном описании не нуждается.
       Р. Волома берет начало из одноименного озера около деревни Пенинга и впадает в Сегозерское водохранилище. Длина Воломы на маршруте сплава - около 130 км. Р. Елма является короткой (25-30 км) рекой с зарегулированным уровнем воды, соединяющей два водохранилища - Елмозеро и Ондозеро. Р. Онда берет начало в Ондозере и впадает в Беломорканал между Надвоицами и Сегежей, ее длина на участке сплава около 60 км.
       Маршрут начинается на мосту через Волому. Следует заранее договориться с диспетчером в Суккозере или раньше об этой внеплановой остановке и отдать предписание машинистам.
       Течение Воломы слабое, пороги 2 к.с. Очень живописны и необычны для Карелии холмы, прорезаемые Воломой (горы Мяндувара, Муштавара, Нестерова) в районе оз. Куранъярви. Волома в целом малопосещаема (мы встретили 2 туристских группы и 1 раз местных рыбаков).
       Волок на р. Елма достаточно редко используется туристами. Обычно группы предпочитают сплав по Воломе до Сегозера или сплав отдельно по Онде. Наличие волока с болотами и небольшими холмами вносит значительное разнообразие в маршрут. Кроме автомобилистов, встреченных на Елмозере, на волоке свежих следов людей не было.
       Елмозеро, вытянувшееся с северо-запада на юго-восток, очень живописно. Его берега холмистые, в северной части (на север от впадения Верхней Елмы) есть прекрасные стоянки. Южная часть Елмозера посещаема, однако за 2 суток мы лишь один раз видели рыбаков, пришедших на резиновой моторной лодке. Берега Елмы подтоплены Ондозером, поэтому болотисты и практически на протяжении всей реки малопригодны для стоянки. Тем не менее, в самом начале Елмы находятся несколько препятствий, требующих внимания, а пригодные места для лагеря находятся на озере Маръярви. Кроме того, боль­шое количество топляка на Елме обусловливает пропорциональную рыбалку.
       Онда характеризуется как большей скоростью течения, расходом воды, так и полноводными интересными препятствиями до 3 к.с. Сплав по Онде носит значительно более спортивный характер. Как и на всем маршруте, проблем с грибами, ягодами и рыбалкой на Онде нет.
       При подготовке похода следует учесть взаимоотношения с пограничниками и гражданство (маршрут потому и "незатоптанный", что проходит по 30-километровой зоне), а также то, что в Петрозаводске придется брать билеты на поезд Петрозаводск-Костомукша.
       В целом маршрут проходит по ненаселенной местности, что нужно иметь в виду на случай аварийного выхода. При несчастном случае помочь на Воломе могут случайно встреченные люди (лесорубы, рыбаки), в противном случае придется продолжить маршрут до Сегозера.
       До самого конца маршрута населенных пунктов на берегах нет. Ближе всего, недалеко от окончания маршрута (на расстояние около 7 км), к реке подходит пос. Волдозеро.
       Выброска может осуществляться как из пос. Лососий путем вызова такси по мобильному телефону, так и со ст. Майгуба или вокзала г. Сегежи - в этом случае придется продолжить плавание по Беломорканалу.
      
      
      
      

    3. Организация путешествия

      
       Для совершения похода 3-й категории сложности в Карелии группа разрабатывала несколько маршрутов: р. Писта; р. Поньгома; рр. Волома-Елма-Онда.
       Маршрут по р. Писта был отвергнут из-за потенциальных проблем с погранзоной.
       Р. Поньгома была принята как запасной вариант из-за того, что в познавательном плане маршрут малоинтересен, а уровень воды может сильно сказаться на проходимости препятствий.
       Маршрут по рр. Волома-Елма-Онда был принят к детальной проработке из-за преимуществ, описанных в разд. 2.
       В процессе подготовки были проработаны отчеты по рр. Волома, Елма, Онда, имеющимся в сети Интернет (см. список литературы). Они достаточно подробны, точны и требуют минимальных корректировок по времени и по ориентирам. Исправленный и дополненный вариант тех. описания приведен ниже.
       В результате подготовки группа была обеспечена картами масштаба 1:200000 и техническим описанием маршрута.
       Путешествие осуществлялось на 3-х байдарках - Таймень-2, Салют-2 и Таймень-3.
       В качестве предпоходной подготовки был совершен поход по р. Черный Черемош (3 к.с.) в мае 2006 г. по маршруту: пос. Шибене - г. Черновцы с прохождением всех порогов, а также проведены тренировки на сливе Змиевской ГРЭС в г. Комсомольском.

    Закупка продуктов была осуществлена в г. Харькове в полном объеме.4. График движения

       Запланированным графиком движения был такой:
       1) подъем дежурного - 6.00;
       2) подъем всех - 7.00;
       3) выход - 9.00;
       4) перекус - 13-14.00;
       5) остановка на ночлег - 16-17.00.
      
       4.1. В графе 4 указано общее время на прохождение дневного отрезка пути с учетом осмотра препятствий, организации страховки или обносов, фотосъёмки и поэкипажного прохождения препятствий.
       4.2. Время дневного "перекуса" не учитывалось.
      

    День

      

    Дата

    Начальный и ко­не­чный пункты перехода

    Время пере­хода

    Ориентиры, участки перехода

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    23.07

       ж/д мост через Волому - стоянка на ЛБ *

    2 ч

       Первые пороги в скальных сужениях

    2

    24.07

       стоянка на ЛБ - стоянка на ПБ *, на треугольном расширении за оз. Сонозером

    5 ч

       обнос моста, бобровая пло­тина, пор. Зигзаг, оз. Сонозеро

    3

    25.07

       стоянка за Сонозером - г. Талвиесдеги

    5 ч 20 мин

       оз. Пертиярви, оз. Шуон­ярви, 2 моста через реку, впадение р. Талвиесдеги

    4

    26.07

       г. Талвиесдеги - оз. Мал. Куранъярви

    4 ч

       г. Мяндувара

    5

    27.07

       Дневка

    --

       --

    6

    28.07

       оз. Мал. Куранъярви - стоянка на ЛБ

    7 ч

       оз. Куранъярви, мост перед оз. Лайгаярви, оз. Лайга­яр­ви, оз. Елозеро

    7

    29.07

       стоянка на ЛБ - место начала волока

    примерно 6 ч

       впадение р. Пелкула, пор. Дяврума-Кошки, впадение р. Аминдомаоя, плес между Медвежьими и Островскими порогами, двойная петля реки, старая изба на правом берегу

    8

    30.07

       берег р. Волома - перевал

    3-4 ч на две ходки

       болото с остатками лесовозной дороги, подъем наверх, ольховая роща, лысые холмы по разные стороны от перевала, 2 разрушенных моста, начало обычной грунтовки

    9

    31.07

       перевал - оз. Елмозеро (Кузнаволок, пешком), Кузнаволок - стоянка за впадением Верхней Елмы (на лодках)

    2 часа за две ход­ки, 1.5 ча­са (на лодках)

       хорошая грунтовка, вырубки, кладбище справа в лесу (пешком);
       впадением В. Елмы слева (по воде).

    10

    1.08

       Дневка

    --

       --

    11

    2.08

       стоянка за впадением Верхней Елмы - оз. Маръярви

    примерно 7 ч

       плотина в истоке Елмы (обнос), мраморные стенки на ПБ, оз. Типингянозеро, лесозаготовительная фирма на ПБ, оз. Кодаярви, оз. Маръярви

    12

    3.08

       оз. Маръярви - коса Хордюкорга (Ондозеро)

    6 ч

       залив Коргуба, г. Хаговара, о. Кевяттэми, о-ва Пурутшарет, о. Тероншари

    13

    4.08

       коса Хордюкорга - стоянка на ПБ перед впадением р. Быстрица

    примерно 5 ч 30мин

       3 острова у ПБ, плотина, пор. Бабай, пор. Хемая, пор. Кривой, порог с ряжевой стенкой

    14

    5.08

       Дневка
      
      

    15

    6.08

       стоянка на ПБ перед впадением р. Быстрица - пор. Пятчий

    примерно 6 часов

       пор. Ромака, пор. Нила, протоки в Ки­расозеро, строения Волдозера, пор. Щелье, пор. Буй, оз. Панозеро, пор. Пятчий

    16

    7.08

       Дневка
      

    17

    8.08

       пор. Пятчий - пос. Лососий

    примерно 2 ч 30мин

       пор. Медная Карежка, автомост, пор. Ямный
       * ЛБ - левый берег, ПБ - правый берег.

    5. Техническое описание маршрута

    5.1. Общие положения

       Ж.д. транспортом из Харькова доехали до моста через р. Волома по маршруту: Харьков - Петрозаводск - мост через р. Волома.
      

    5.2. Р. Волома

       Следует отметить, что сложность препятствий на р. Волома - 2 к.с. Они не представляют серьезной угрозы для судов и их экипажей. Решение об их разведке и прохождении должны осуществляться на месте, исходя из опыта группы и уровня воды.
       Большую часть препятствий нет смысла нумеровать и, тем более, описывать их прохождение. Основными ориентирами являются: непроходимый мост, пор. Зигзаг, мост при впадении р. Талвиесдеги, ряд холмов (гг. Мяндувара, Муштавара. Нестерова), пор. Дяврума-Кошки, р. Аминдомаоя, двойная "петля" реки в р-не болот Пимейшуо и Деухишуо, старая изба на ПБ непосредственно перед местом начала волока.
       Мели, ряжевые стенки, шиверы и перекаты, не являющиеся надежными ориентирами, в описании не приведены. Время, приведенное в отчете, грязное.
      
       От места сборки до первых порогов в скальных сужениях - около 2 ч сплава по плесу с небольшими перекатами. Осмотр с ЛБ. Проходы грязные, маловодные.
       Единственная стоянка есть примерно через 30 мин после этих препятствий на ПБ.
       От первых порожков до старого непроходимого моста - около 2 ч. Обнос по ЛБ.
       Через 2 часа хода от моста находится пор. Зигзаг, представляющий собой Z-образный левый, а затем правый поворот. Воды мало, проход в лодке по двое невозможен.
       До Сонозера - около 40-50 минут хода. Оно заросло хвощом, из-за которого плохо виден выход. Примерно через 1 км после Сонозера, после ряда шивер, река делает резкий левый поворот, а прямо - небольшое треугольное озеро. Хорошая стоянка есть до этого левого поворота (в небольшом заливе на ПБ), она плохо видна с воды.
       До озера Пертиярви - ряд шивер. По озеру следует двигаться вдоль ЛБ. На ПБ (почти прямо по курсу - высокий лесистый холм). Выход из озера - также вдоль ЛБ (северного). Справа после поворота - сарайчик. Насколько видно с воды, на озере можно встать на стоянку в нескольких местах.
       По озеру Шуонъярви двигаться вдоль ПБ. Как на ПБ, так и на ЛБ (ближе к выходу) есть ряд стоянок.
       За оз. Шуонъярви следует ряд живописных порожков с высокими берегами, не требующих осмотра. Стоянок нет.
       От оз. Шуонъярви до моста перед р. Талвиесдеги около 2 часов хода. Через 1-1.5 км справа к реке подходит склон г. Талвиесдеги. Есть хорошее место для стоянки на ПБ под горой.
       До озера Мал. Куранъярви - около 3 часов сплава. Стоянки есть как у западного склона г. Мяндувара, так и на озере на огромном пляже (также у подножья горы). С г. Мяндувара открывается панорама окрестных холмов и реки.
       До оз. Куранъярви около 1.5 часов сплава. На этом участке - первый порог с достаточным количеством воды и струей. На входе в озеро - быстроток под старым мостом.
       До оз. Лайгаярви около 1.5 часов сплава. На нем много места для стоянок. От оз. Лайгаярви до Елозера - около 1.5 часов. Перед Елозером река разливается среди зарослей хвоща на протоки. Берега Елозера малопригодны для стоянок, сильно изрезаны, поэтому следует внимательно найти проход между С-В и В частями этого озера. Протока узкая и короткая, в ней есть течение. Далее следует двигаться вдоль островов В части озера.
       За Елозером начинается участок старой вырубки. Мест для стоянок достаточно; пляжи, дно реки песчаное.
       До пор. Дяврума-Кошки от Елозера 3-3.5 часа сплава. До него видно впадение Пелкулы с ПБ, а сразу после него - впадения Аминдомаои на ЛБ. Сам порог на прямом участке с прямой линией движения, осмотра не требует.
       Сразу после порога начинается плес (по нему 40 минут хода), оканчивающийся Медвежьими порогами. Перед ними на ЛБ - стоянка.
       После небольшого плеса - несколько Островских порогов. В конце на возвышении ПБ - домик, с воды виден плохо. В русле слева - ряжевая стенка.
       В русле появляются острова. Характерным ориентиром является двойная "петля" реки, обозначенная на карте.
       Через 2 км на ПБ - дощатый домик в нежилом состоянии. По ЛБ идет старая лесовозная дорога. Следует не пропустить метку на однообразном ЛБ в 300-600 м ниже указанного домика (это могут быть одежда, доски и т.п.). Для ориентировки (из других описаний) - менее чем в 1 км ниже по течению расположен Ложный Сигпорог с островом из каменных плит.
       От пор. Дяврума-Кошки до начала волока - около 4 часов хода.
      

    5.3. Волок

       Тропа волока хорошо заметно. Практически сразу, обойдя лесистый участок справа, она выходит к прогнившему настилу старой лесовозной дороги и все время идет вдоль него, постепенно приближаясь к лесистому холму - водоразделу между бассейнами Воломы и Онды.
       Относительно сухие участки подъема на холм чередуются с болотистыми местами. Максимальная глубина обычно - по колено, но иногда встречаются и более глубокие (по пояс) ямы.
       К перевалу тропа идет сквозь густой молодой лес, с обеих сторон видны безлесые сопки.
       После этого тропа выходит на холм. Здесь уже отчетливо видно, что это прямая просека. Через некоторое время - спуск к первому разрушенному мосту. Брод находится слева от него. Подъем на холм - и опять спуск ко второму такому же мосту (брод также слева).
       Мосты построены через один и тот же ручей, делающий петлю. В среднем течении этого ручья (между мостами) находится озеро (Ламбина светлая). Ниже второго моста (по течению ручья) есть еще одно озеро, по отзывам, очень рыбное (Ламбина темная). Подход к нему - со стороны дороги, ведущей в Кузнаволок.
       После второго моста просека выходит наверх. Болот больше не будет. На просеке могут быть следы машин. Следует пройти прямо, не сворачивая. Просека упирается в наезженную дорогу, за которой - вырубка. Продолжения просеки, которая по карте пересекает вырубку и выходит прямо на берег Елмозера, мы не нашли, но видели справа маленькое озерцо, обозначенное на карте.
       По наезженной дороге следует повернуть налево (на С) и через 3-3.5 км (по указателям) вы окажетесь на лугу у Елмозера. В дер. Кузнаволок один жилой дом. Его обитателей не было дома, когда мы пришли, но мы видели их "москвич". Сойти к воде можно у пристани, за разрушенным двухэтажным кирпичным зданием.
       Единственных обитателей Кузнаволока, очевидно, мало кто беспокоит. Дом заперт на деревянный колышек, инструмент не спрятан.
       Весь путь налегке от Воломы до Кузнаволока занимает не более 2 ч.
      

    5.4. Рр. Елма, Онда

       Следует учесть размеры Ондозера и то, что шторм на самом откры­том его участке (4 км) может быть весьма опасен. В нашем случае ветер был почти С, а волнение умеренным (волны не более 0.5 м), что поз­во­лило нам пересечь озеро днем. Однако мы планировали сделать это имен­но в темное время суток, т.к. ветер после 21.00, действительно, успокаивается.
       Пороги Онды требуют гораздо большего внимания, чем препятствия Воломы. Основ­ными ориентирами следует считать: пор. Бабай, пор. Хемая, пор. Кривой, пор. Ромака, пор. Нила, пор. Щелье, пор. Буй, пор. Пятчий, пор. Ямный.
       Вблизи Кузнаволока стоянок на Елмозере нет. Если двигаться на С около 70-80 минут, слева появляются заросли хвоща. Это - устье Верхней Елмы.
       За ним на левом (по ходу) берегу Елмозера - ряд прекрасных мест для стоянки. С воды виден памятник на одинокой могиле.
       Исток Елмы находится как раз на противоположном берегу озера, в 2 км.
       Приставать для осмотра плотины следует на ЛБ. Осторожно - скользкие камни и бревна!
       Основная масса воды идет левым створом плотины, но в нашу воду ее было мало. Кроме того, дело осложняется полным непроходом в 100-200 м ниже по течению.
       Тропа обноса идет по ЛБ (300-400 м) и выходит ниже искусственного нагромождения камней. На ПБ - выходы мрамора и выложенные из них стенки.
       В 300-400 м за первым порогом - 2-е препятствие. Осмотр как по камням острова (справа), так и по ЛБ. На выходе - ювелирный слив, который, тем не менее, может быть опасен.
       Далее следует 3-й порожек. Осмотр по ЛБ, но можно идти и с ходу.
       Больше препятствий на Елме нет, не считая нескольких быстротоков. Течение постепенно замедляется, лес по берегам постепенно сменяется мертвостоем. Последние километры вода в реке практически стоит.
       На Типингянозере стоянки возможны на обоих берегах.
       На участке до оз. Кодарви встречаются старый деревянный мост и лагерь лесозаготовителей на ПБ.
       Несмотря на правильную форму, из-за зарослей на оз. Кодарви непросто ориентироваться и попасть в нужную протоку.
       Стоянок на ЛБ оз. Маръярви мы не нашли. Хорошая, но грязная стоянка с малым количеством дров есть на С берегу озера, недалеко от обозначенного на карте С притока. На этой стоянке много топляка и хорошая рыбалка.
       До Коргубы отсюда около 1 часа. Общее (грязное) время от стоянки на Елмозере до Ондозера составило порядка 7 часов.
       После выхода в губу следует взять курс на южную оконечность косы (на карте обозначен сарай, которого не заметили). После этого нужно идти на северную часть о. Кевяттэми, а потом - на маленький остров к С от высоты 124. Отсюда хорошо виден склон горы Хаговара на С-З.
       От указанного острова следует идти по направлению к самому Ю острову архипелага Пурутшарет. Хоть и слабо, но он виден с воды в начале перехода. Это самое большое расстояние, которое предстоит пересечь. На острове можно сделать перекус - с дровами проблем нет.
       Прекрасные стоянки есть на косе Хордюкорга. В начале это узкая - не более 30 м - и высокая (5-7 м) полоса суши. Выход к воде есть на обе ее стороны.
       От начала косы до плотины - около 1 часа 30 минут сплава.
       Обнос плотины по ПБ. Через 100 м первый порог Онды - прямой слив в сужении берегов. При необходимости осмотр по ПБ.
       Через 300-400 м видно падение уровня, слышен гул. Это пор. Бабай (2 к.с.). Валы до 0.8 м, прямые, без камней, осмотр по ЛБ. За порогом - правый поворот. На ЛБ перед порогом - стоянка.
       За пор. Бабай в течение часа хода следуют несколько препятствий, которые можно проходить без осмотра.
       Перед пор. Хемая (2-3 к.с.) неудобная стоянка на ЛБ без дров, с берега параллельно воде над рекой висит ствол дерева, левый поворот.
       Порог начинается на левом повороте. Вода, разогнавшись по горке, встречает на пути большой полуобливной камень, обходимый слева. Осмотр как с ПБ, так и с острова в центре (левая протока мелководна).
       До пор. Кривой (2-3 к.с.) 10-15 минут. На ЛБ деревянный дом, видимый издалека, видно падение уровня и правый поворот. Осмотр по ЛБ. Страховка удобнее всего внизу с воды или с ЛБ. Порог делится на две части. До поворота это обычная шивера с единственной бочкой, обходимой слева. После поворота скорость воды увеличивается, а быстроток оканчивается сливом. Линия движения хорошо видна с воды.
       После этого следует перекат, заканчивающийся быстротоком длиной 100-200 м (справа - ряжевая стенка) - это пор. Быстрица.
       Сразу после этого на ПБ есть темная неопрятная стоянка, а в 800-1000 м после нее также на ПБ - еще одна, продуваемая и светлая (в реке у нее - небольшой перекат). Лес отходит от реки, начинаются Гусиные болота.
       От последней стоянки до пор. Ромака (2 к.с.) - около 1.5 часов.
       Через 2 км после пор. Ромака - пор. Нила (2 к.с.). После правого поворота на ЛБ - бурые пологие скальные выходы, слив около них ближе к ПБ, выносит на мелководье. Можно идти без осмотра.
       Через 2 км река раздваивается, появляются протоки в Кирасозеро. Идти нужно левой, более узкой - она короче. Справа видны строение Волдозера, дачные домики. Встречаются рыбаки.
       После объединения проток река поворачивает налево. Широкий неподвижный плес, в конце которого прямо уходит мелкая протока Пудос, а основная масса воды поворачивает направо.
       Перед пор. Щелье (3-4 к.с.) следует зачалиться на ЛБ. Ориентиры - очевидное падение "ступенькой", на ПБ - выходы в воду гладких скальных плит (там же можно стать, хотя стоянка посещаема местными), у ЛБ - большие камни.
       Порог представляет два слива один за другим примерно по метру каждый. На удивление, косой вал в нем "не работает". 15 метров стоячей волны - и вынос на плес, где удобно страховать и фотографировать.
       Через 800-1000 м - пор. Буй (3 к.с.). Порог начинается на левом повороте, в середине порога - плавный правый поворот. Мощный интересный порог с загроможденным камнями выходом. Страховка эффективна, пожалуй, только с воды после порога.
       Через 300-500 м - пор. Панозерский (1-2 к.с.). Простой прямой мощный слив. Осмотр с ЛБ. Над порогом - стоянки, причем на ЛБ - с видом на Панозеро.
       Ориентироваться на Панозере непросто - река вытекает из расширения, каких много в этом месте озера.
       Через 30-40 минут после Панозера, на протяжении которых есть несложные перекаты, характерный пор. Пятчий (1 к.с.). Русло раздваивается, идти надо правой протокой, левая мелководна. После этого следует гладкий длинный слив, левый поворот (на ПБ в пороге - хорошая стоянка). Окончание порога - после поворота. На ЛБ после порога - стоянка.
       Здесь начинает ощущаться запах целлюлозного комбината Сегежи, слышен гуд автострады СПб - Мурманск.
       Через 20-30 минут - Медная Карежка, серия шивер, вкопанных и затопленных бревен. На ЛБ - дачные домики. Через 1-1.5 км - бетонный мост автострады.
       От моста до пор. Ямный (2 к.с.) - около 1 часа по плесу. Осмотр по ЛБ. Порог начинается на правом повороте, после чего идет слив между камней; линия движения хорошо видна с воды.
       Через 10 минут через реку натянут стальной трос. Проход под одним из берегов. Через 10 минут река впадает в Беломорканал (озеро Выгозеро). Пройдя ряд топляков под ПБ, следует зачалиться на пристани дачного поселка Лососий для разборки лодок.

    7. Выводы и рекомендации

      
       1. Маршрут разнообразен в туристском отношении: чисто туристская живописная водная часть по Воломе, волок и достаточно спортивная часть по Онде.
       2. Маршрут не отягощен заповедниками. Сложности могут возникнуть с покупками билетов и/или с погранзоной.
       3. Пороги Воломы - 2 к.с., тогда как основные препятствия Онды сложнее.
       4. Много ягод, грибов.
       5. Прекрасная рыбалка на всем протяжении маршрута.
       6. На всем протяжении похода ночи были холодные, поэтому мы избе­жали большого количества насекомых при сборке/разборке судов и на волоке.
       7. В начале маршрута, как и на всем его протяжении, закупить продукты, зарядить аккумуляторы и т.д. не удастся. В крайнем случае, это можно сделать во время ожидания поезда в Петрозаводске.
       8. Аварийный выход с маршрута возможен в его начале вверх по течению и со ст. Пенинга, ниже - с Сегозера или южной части Елмозера, на Онде - из пос. Волдозеро или трассы С.-Петербург-Мурманск.
       9. Отметить маршрутные документы нам с большим трудом удалось на переговорном пункте привокзальной площади Петрозаводска, а также у дис­пет­чера ст. Суккозеро. Можно попытаться сделать это на ст. Суоярви. В Сегеже с этим также проблемы - люди боятся ставить печать на туристских документах.
       10. Билетов на поезд Симферополь-Мурманск в Харькове, как всегда, нет. Мы взяли их за 3 часа до отправления на вокзале Харьков-Пасс. Вагон неполный, ехали в одном купе.
       11. Поезд Петрозаводск-Костомукша останавливается на мосту через Волому в начале сплава по предписанию, которое нужно попросить у диспетчера ст. Суккозеро (или раньше - Суоярви) и передать машинистам.
       12. Выбраться из пос. Лососий можно, связавшись по мобильному телефону с диспетчером такси в Сегеже. Стоимость микроавтобуса до вокзала Сегежи с заездами на почту и переговорный пункт составила 550 руб.
       13. В Сегеже, в принципе, достаточно поездов, чтобы не более, чем за 2 суток, через Москву добраться до Харькова. Если повезет, можно попасть на прямой поезд Мурманск-Симферополь.
       14. Все данные о движении поездов от г. Харькова до г. Костомукша можно получить в платном справочном бюро вокзала Харьков-Пассажирский или в сети Интернет.
       15. Общие расходы на поход (включая предпоходную подготовку) составили $180/чел. при стоимости $1 = 5.06 грн.

    Литература

       1. http://turizm.lib.ru/d/denisow_e_s/. Лоция: Волома-Ёлма-Онда - Лоция 2003.
       2. http://info.poehali.net/a00299/1#1
       3. http://info.poehali.net/a00299/1#2
       4. http://www.veslo.ru/other/voloma1.JPG и др.
       5. http://lib.ru/TURIZM/ Волома, Елма, Онда (96 г); zhukov@cat.icp.ac.ru; zhukov@cat.icp.ac.ru.
      
      
  • Комментарии: 28, последний от 14/05/2009.
  • © Copyright Колосов Максим Александрович (kolosov@univer.kharkov.ua)
  • Обновлено: 13/05/2009. 42k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка