Сплав на байдарках и надувных лодках можно начать от поселка Пхия, на надувных плотах - в 2 - 3 км ниже. В Пхию добираются попутной машиной из поселка Псемен, куда ходят рейсовые автобусы из Черкесска через станицы Зеленчукскую - Преградную. В Черкесск едут местным поездом из Невинномысска.
Узкие, окантованные вывороченными пнями и поваленными деревьями быстрые протоки ниже Пхии сливаются в тугой стремительный поток, который почти не дробится до поселка Курджиново. В русле часто встречаются одиночные камни, реже - скопления валунов.
У поселка Загедан начинается насыщенная камнями шивера с метровыми валами, требующая отточенного владения техникой сплава на байдарках. Шивера тянется до устья левого притока - реки Дамхурц, в 500 м ниже одноименного поселка. Отсюда до впадения следующего левого притока - Закана русло Большой Лвбы сравнительно чистое: камней много, но они группируются вдоль берегов.
За Заканом несильные прижимы, а примерно в 1 км ниже устья круто падающий участок с множеством камней и подводными плитами со сливами. За поворотом реки галечная коса, перед которой нужно пристать к берегу: в 200 м впереди опасный каньон "Сосновый", требующий тщательной разведки.
Ниже каньона - одиночные камни в русле, метровые валы. Примерно в 1 км после каньона 2-метровый слив с бурлящим валом через всю реку, за ним - серия следующих друг за другом, разделенных стремниной ступенек со сливами и валами. Затем идет участок спокойной быстрой воды, где можно сравнительно легко пристать к берегу и разведать сложный каньон перед ручьем Малый Блып.
Начало каньона легко узнать по двум большим валунам у левого берега (один из них - пирамидальной формы) и водопадному ручью, падающему справа. Каньон непроходим. Сплав можно продолжить лишь после прижима к выступающей плите левого берега в месте впадения ручья Малый Блып,
После 4 - 5 км сплава, сразу за автомобильным мостом через реку, необходимо пристать к берегу: ниже самое опасное на Большой Лабе препятствие - Соленые скалы, образовавшееся в результате взрыва базальтовой скалы при строительстве дороги. Участок (длиной около 2 км) непроходим.
В поселке Рожкао, между двумя мостами через реку, струя наваливается на скальный прямоугольный выступ правого берега, прижим следует просмотреть, чтобы выбрать оптимальную линию движения. В 6 км ниже Рожкао длинный (до 400 м) порог. Левый берег - высокий, сыпучий, правый - скальный, обрывистый. Вдоль левого берега плитами или каменными грядами образуются сливы вполреки. В центре реки и у ее правого берега - высокие (1 - 1,5 м) косые валы. Через 100 м - Узкое. Это сужение русла в отвесных скальных берегах шириной до 6 - 7 м и длиной около 40 м. Вода издалека кажется спокойной, но она медленно ходит по кругу, вспучиваясь большими пузырями. При сплаве на байдарках грести здесь не следует, лучше погасить скорость, а веслами лишь поддерживать остойчивость судна, плашмя опираясь ими о воду.
От Узкого до поселка Курджиново - валы, прижимы, камни в струе. Перед Псеменом через Большую Лабу протянута заградительная сеть для вылавливания бревен при молевом сплаве. Нужно заранее, перед кордоном, пристать к берегу для обноса. Ниже Курджиново - десятки проток, быстрых, многоводных, чистых и захламленных поваленными или снесенными деревьями: нужно быстро угадывать, в какую протоку идти, так как времени на раздумье река не оставляет.
Перед станицей Ахметовской Большая Лаба широко растекается рукавами по лесу, в некоторых из них - опасные завалы; нужно быть предельно внимательными и держаться коренных берегов: протоки из-за деревьев просматриваются недалеко, а скорость реки высокая.
Маршрут заканчивается в станице Ахметовской. Ниже сплав в спортивном отношении неинтересен и опасен многочисленными завалами. Из Ахметовской идет автобус в Краснодар.
Литература: 31, 34, 40, 44, 46.
Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.