До начальной точки маршрута, аула Архыз, можно доехать автобусом из Черкесска, куда добираются местным поездом из Невинномысска.
В 2 км выше Архыза Кизгыч и Псыш, сливаясь, образуют одну из самых популярных среди водников рек Кавказа - Большой Зеленчук. Верхняя часть ее бассейна заповедна. Здесь встречаются тис, красное дерево, редкое даже для Кавказа; могучие, до 60 м высотой, пихты, сосновые рощи. На территории заповедника, кроме реликтов, есть и археологические памятники, руины аланского городища, аланские мавзолеи.
Наиболее труден "верхний" участок реки, от Архыза до поселка Богословского, на который тратится существенная часть времени сплава. Здесь расположены 3 опасных "взрывных" порога, обязанных своим происхождением дорожным работам. Весь участок отличается крутым падением, высокой скоростью потока и преодолевается после детальной разведки.
В 2 км выше Богословского - последний порог "верхнего" участка "Лесенка". Ее ступеньки создают затяжной слив, усложненный несильным навалом струи на камни у правого берега. В 300 м ниже - вторая ступень порога со сливом 0,5 м. Порог кончается шиверой, ее можно преодолеть с ходу. За Богословским камней в русле становится меньше, невысокие (до 1 м) валы, быстрое течение. До моста через реку, от которого идет дорога в астрофизическую обсерваторию (поселок Звездный), можно сплавляться без предварительного просмотра.
В 3 - 4 км ниже моста начинается опасный "лесной" участок, где Большой Зеленчук покидает основное русло и растекается по лесу многочисленными протоками; некоторые из них перегорожены завалами. "Лесной" участок тянется почти до поселка Ермоловки. В Ермоловке - наклонная плита с 1,5-метровыми валами за ней и прижим к левому берегу. Далее, до моста, по которому проходит дорога в карачаевское селение Илыч, - перекаты, валы, стремнины, реже - снесенные деревья.
В устье левого притока - Кяфара второй "лесной" участок. Чтобы не попасть в него, нужно сразу за мостом резко уйти вправо, в протоку, куда уходит треть воды.
В 1 км выше станицы Исправной начинается каньон Курлюк, который легко определить по большому (10 - 15 м высотой) одинокому камню грибовидной формы на правом берегу низкого голого острова, в 150 м выше каньона. Курлюк отличают самые высокие (до 2 - 2,5 м) валы на Большом Зеленчуке и причудливые, изъеденные эрозией берега с пещерами, впадинами, выпуклостями, козырьками,
Сразу за Курлюком, за мостом через реку, расположен многоступенчатый порог в станице Исправной. Полого падающие пласты образуют здесь несколько сливов с мощными валами, которые чередуются со сравнительно спокойными участками с уловами у левого берега. Порог тянется около 1 км и кончается наклонно лежащей плитой с бушующим валом.
Ниже Исправной несколько сильных прижимов к отвесным стенкам светлого известняка: лодку кружит отбойное течение, местами струя уходит под скалу. Скорость течения не падает, а валы не теряют силы до аула Бесленей, но долина становится широкой и голой. Деревьев нет, по берегам лишь колючий кустарник. Поэтому сплав можно закончить в Бесленее.
Из Бесленея идет автобус в станицу Зеленчукскую, а из нее - в Черкесск.
Литература: 30, 34, 40, 44, 46.
Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.