бакштаг - курс парусного судна по отношению к направлению ветра, при котором ветер дует под углом 100-170№ по отношению к курсу судна (направление ветра прямо в нос судна - точка отсчета, 0 градусов)
балка - любая поперечная по отношению к оси судна конструкция, обычно укрепленная поверх бортов. В данном случае - труба, несущая на концах поплавки или шверцы.
бейдевинд - курс парусного судна по отношению к направлению ветра, при котором ветер дует под углом 60-80№ по отношению к курсу судна
бермудский грот - треугольный парус, стоящий позади мачты. Передняя шкаторина (край паруса) растянута вдоль мачты, нижняяя - вдоль гика, обычно горизонтального.
галсовый угол - передний нижний угол любого косого паруса.
галфвинд - курс парусного судна по отношению к направлению ветра, при котором ветер дует под углом 80-100№ по отношению к курсу судна, ветер дует перпендикулярно курсу судна.
гафельный парус - четырехугольный косой парус, верхняя наклонная шкаторина которого прикреплена к гафелю. Обычно такие паруса называют триселями.
генуя - большой треугольный парус, поставленный как стаксель (полное название - генуэзский стаксель, изобретен рыбаками г. Генуя), его шкотовый угол далеко заходит за мачту.
гик - элемент рангоута, одним концом (пяткой) шарнирно прикрепленный к мачте. Обычно располагается горизонтально. Предназначен для крепления нижней шкаторины бермудского или гафельного грота (триселя) триселя.
гикашкот - снасть (веревка), предназначенная для управления гиком в горизонтальной плоскости.
гроташкот - снасть (веревка), предназначенная для растяжения нижней шкаторины косого паруса вдоль гика.
ДП - Диаметральная Плоскость судна, вертикальная плоскость , проходящая через продольную ось судна и мачту.
дрейф - при движении судна под парусами реальное направление движения (курс) судна не совпадает с направлением продольной оси судна. Это явление называется дрейфом. Обусловлено наличием составляющей аэродинамических сил, возникающих на парусе, перпендикулярной ДП судна.
кокпит - вырез в палубе судне, в пределах которого размещается экипаж и органы управления. Для байдарки ограничен фальшбортами.
краспицы - распорки, жестко прикрепленные к мачте и перпендикулярные ей. Служат для отведения вант от мачты. Обычно уменьшают изгиб мачты в определенной точке.
крен - поперечный наклон судна относительно поверхности воды.
лата - более или менее гибкая пластинка (вроде линейки), вложенная в карман (латкарман), нашитый на парус перпендикулярно его задней шкаторине. Служит для уплощения и поддержания задней части паруса.
латинский парус - косой треугольный парус, верхняя шкаторина которого прикреплена и растянута вдоль наклонной поворотной реи, подвешенной к мачте.
левентик - курс судна прямо против ветра. Образуется при повороте оверштаг, преодолевается за счет инерции судна.
ликовка - обшивка краев паруса тканной лентой, сложенной пополам вдоль. На передней шкаторине паруса в нее вкладывается толстый несминаемый трос - ликтрос.
ликпаз - желобок на мачте, в который заправляется ликовка передней шкаторины или пришитые к ней ползуны.
мидельвейс - элемент набора байдарки, образует "конек" деки в носовой и кормовой части.
наветренный - борт судна, со стороны которого дует ветер.
оверштаг - поворот парусного судна , при котором нос пересекает линию ветра.
оттяжка Канингхема - снасть, служащая для дополнительного растяжения передней шкаторины бермудского грота вдоль мачты. Необходима для сохранения формы паруса в сильный ветер.
пиллерс - вертикальная распорка между нижней и верхней ветвями шпангоута.
подветренный - борт, противоположны наветренному.
приведение к ветру - разворот судна носом на ветер.
пяртнерс - скоба на верхей ветви шпагоута, служит для удержания мачты в вертикальном положении.
рангоут - совокупность мачт, гиков, гафеля, реев и рейков, служащая для крепления шкаторин парусов
рейки - элементы рангоута, к которым крепятся верхняя и нижняя шкаторины рейкового (латинского) паруса.
рейковые паруса - косые паруса, шкаторины которых крепятся ни к мачте и не к гику. Рейки подвешиваются к мачте.
ромбованты - растяжки мачты, идущие не прямо от оковки на мачте к месту крепления вант на палубе - вантпутенсу, а через краспицы. В отличие от больших яхт, где ромбованты обычно приходят на палубу, на разборных судах часто нижние концы вант снова сходятся вместе у нижнего конца (шпора) мачты, таким образом мачта превращается в пространственую ферму.
свободностоящая мачта - мачта, не имеющая стоячего такелажа, ее нижний конец в двух местах закреплен к корпусу судна (каркасу байдарки). Обычно свободностоящая мачта может вращаться вокруг своей оси.
"серп" - вогнутость шкаторины паруса относительно линии, соединяющей углы паруса. Необходим для увеличения натяжения шкаторины и уплощения прилегающей части паруса. Обычно бывает на всех шкаторинах стакселя, на задней шкаторине триселя, на задней шкаторине латинского паруса. Противоположность серпу называется горбом. Бывает на задней шкаторине бермудского грота.
стаксель - передний треугольный парус. Передняя шкаторина растягивается вдоль штага. Задняя обычно параллельна мачте, нижняя - палубе.
стеньга - продолжение мачты вверх, обычно не соосное с мачтой.
степс - место крепления нижнего конца (шпора) мачты. Обычно, если расположено на кильсоне - имеет вид гнезда, если на уровне палубы - шарнира.
стриж - тип косого паруса в виде прямоугольного треугольника, гипотенуза которого прикреплена к мачте. В рабочем состоянии имеет вид натянутого лука с гиком на месте стрелы.
такелаж - снасти (веревки, тросы), предназначенные для поддержания мачты (ванты, штаги - стоячий такелаж), постановки и управления парусами (фалы, шкоты, эренс-бакштаги - бегучий такелаж).
талреп - устройство для натяжения троса.
топовые ванты - ванты, идущие от верха (топа) мачты.
уваливание под ветер - противоположность приведению, разворот судна точно по ветру.
уплощать - делать весь парус или его часть максимально плоской.
фал - веревка для подъема паруса.
фальшборт - деталь набора байдарки для натяжения деки.
флаттерить - вибрировать, дрожать на ветру. Так ведут себя задние шкаторины плохо натянутых парусов. Явление "флаттера" (авиац.термин) - опасная вещь, бывает при больших скоростях обтекания, создает сильную вибрацию рангоута и сильно ухудшает аэродинамику паруса.
флюгерное положение - положение плоскости паруса вдоль направления ветра - при этом парус не создает аэродинамических сил.
фордевинд - курс судна точно по ветру.
форпик - носовой отсек судна, обычно закрытый сверху.
форштевень - носовое вертикальное или наклонное ребро корпуса судна.
ЦБС - Центр Бокового Сопротивления подводной части судна, геометрический центр тяжести сечения судна Диаметральной Плоскостью (ДП)
шарнирный степс - степс на палубе (или верхней ветви шпангоута), к которому шпор мачты крепится шарнирно.
шверцы - поворотные плоскости, опускаемые в воду с боков байдарки, для противодействия дрейфу.
шкаторина - обшитый ликовкой край парусины, иногда усиленный ликтросом.
шкот - снасть для управления парусом.
шкотовый угол - задний нижний угол любого паруса.
шпангоут - поперечный элемент каркаса судна.
штаг - трос от верхней части мачты к оконечности судна. Если к носу - форштаг, или просто штаг, если к корме - ахтерштаг.
штевень - вертикальный элемент набора в оконечностях судна. Нос - форштевень, корма - ахтерштевень.
эренс-бакштаги - снасти, предназначенные для управления гафелем в горизонтальной плоскости. Существенно снижают скручивание гафельного паруса, повышают его эффективность.