Карелия - это слово знакомо многим, и у каждого вызывает свои образы. Быть может, кто-то даже не знает о ее местоположении, но все же Карелия вызывает какие-то ассоциации. Для кого-то это просто северный район России, для некоторых - родина. Но есть люди, для которых Карелия - это магнит, притягивающий своими реками, озерами, перекатами и порогами. И они, многие еще школьники, воспринимают ее лишь как ночные переходы, водовороты, пенящиеся волны, частые камни, как будто рвущиеся к лодке среди потоков воды, удачная рыбалка и баня.
Вечер на Воньге Попробуй угадай, что это такое?
Вряд ли можно найти одну общую причину, объясняющую, почему разные люди разных стран свою жизнь посвящают рекам Карелии, Саян, Альп, Колорадо. Для каждого поход - что-то свое, но для всех одинаково важное. И потому...
И потому нас ждала Воньга. Нас - это 5-рых школьников, трех студентов и трех вполне определившихся в жизни людей. Причем понятие "мы", т.е. те, кто едет в Карелию, окончательно сформировалось чуть ли не за несколько дней до отъезда.
11 человек совсем не легко разместить на судах, почти всегда вмещающих четное количество туристов, поэтому четырехместный катамаран стал судном для 5 человек, зато две двухместные надувные лодки и двухместный катамаран вместили положеное им количество людей.
Перед отъездом мы купили билеты сразу на три поезда: Рига - С.-Петербург, С.-Петербург - Энгозеро и С.-Петербург - Рига, т.о. из Куземы (конца нашего турмаршрута) мы могли отправиться в любое время, уже там купив билет на поезд Кузема - С.-Петербург.
Для каждлго поход начинается в свое время: для кого-то в день прибытия на реку, для кого-то в день начала сборов. Для меня поход начинается в день отъезда, когда одеваешь на плечи рюкзак и ужасаешься, глядя в зеркало и видя, насколько рюкзак больше тебя. Первые же испытания похода начинаются во время пути на вокзал, когда каждый стометровый участок кажется отдельной марафонской дистанцией, а руки затекают, потому что лямки перекрывают отдельные артерии.
Зато какое торжество испытываешь, прислонив рюкзак к стенке вокзального здания. Мысль о билете приходит лишь через несколько минут, когда ты осознаешь, что, вопреки всему, не опоздал на поезд. И, встав, невольно идешь вразвалочку, с ленцой ступая, ведь кажешься себе таким сильным, глядя на рюкзак.
Странно, почему-то, когда прощаешься стоя у вагона, забитого рюкзаками, сумками, карандашами, совсем не чувствуешь грусти прощания, вообще чувствуешь мало особенного, весь день отъезда отражается внутри как обычный будничный день. А ведь, казалось, это такое событие, казалось, нет слов, которыми можно это описать. Но вот он, день отъезда! А получается, что за день до этого волновался больше.
Прощание проходит очень весело, затем первые толчки поезда, махание руками из окна вагона. И вдруг все отсекается, все, что было, остается с провожающими, впереди уже только река, единственная информация о которой - ксерокопия двухкилометровой карты, смотря на которую вообще трудно что-либо разобрать. Но все же на карте видно Энгозеро (начало нашего пути), самое большое из 9 озер, которые нам предстоит пересечь. В правом нижнем углу карты изображен кусочек Белого моря, а точнее губа Поньгома. Но, так как мы планируем переплыть ее, эта часть карты никак, кроме как Белое море не называется.
Когда молодые люди собираются в компанию, особенно если их объединяет особенное, необычное дело, они невольно смотрят на окружающих свысока. Что уж говорить о людях, отправившихся в трехнедельный поход. Разумеется, мы не позволяли себе грубости или высокомерия. Но как казалась скучна и неинтересна жизнь наших соседей по вагону, и как они казались случайны в этом поезде, как будто специально предназначенном для доставки туристов к началу маршрута.
Еще больше чувствуешь свою исключительность, когда идешь по улицам большого оживленного города, согнувшись под рюкзаком.
В Ленинграде пересекаются пути множества тургрупп, особенно это чувствуешь на вокзале. Но, несмотря на это, ленинградцы с удивлением встречают на улицах грубо одетых, взмокших под рюкзаками туристов.
По правде сказать, туристы плохие соседи в пассажирском поезде. И они почти всегда вызывают раздражение, когда вваливаются в вагон с огромными рюкзаками. (А между прочим туристу очень трудно пробиться с рюкзаком за спиной сначала по узкому корридору мимо купе проводников, а потом между койками плацкарта.) Но мало кто думает о том, как тяжело другому, зато всех беспокоит, как это может отразиться на них. И поэтому очень многие пассажиры поезда "С.-Петербург - Мурманск" интересовались, во сколько поезд прибывает на нашу станцию.
Странно, почему-то когда по расписанию стоянка на вашей станции всего минута, а на перрон надо выгрузить целый вагон и маленькую тележку, начинаешь искренне верить в пунктуальность машиниста, который ни на секунду больше, чем положено, на станции не простоит. Отсюда и нервы, и выгрузка, но, как ни странно, в целом все проходит благополучно, хоть и сломана рама у одного из рюкзаков. Но теперь уже ничто не может остановить туристов, находящихся в километре от воды.
Канал, который ведет к озеру, мы разыскали в течении получаса, и еще через 40 минут часть его берега покрылась каркасами катамаранов, надувающимися лодками, раскрытыми рюкзаками, кучами вещей. Казалось, 10 минут обратно это был лишь перекресток проселочных дорог, но мгновенье - и он превращен в заправский туристический лагерь.
А потом начинается маршрут, маршрут - открытие. Потому что еще никто из нас не был на этой реке, а кто-то даже ни разу не был в походе. И как бы ни были сильны впечатления туристов-профессионалов, им никогда не сравниться с впечатлениями впервые оказавшихся в Карелии.
Порог Собачий - самый сложный на Воньге. Обычно его обносят.
Пороги были еще далеко, а Карелия уже потребовала пота, ноющей усталости во всех конечностях и дрожи замерших мышц, потребовала перенести две грозы подряд и поисков стоянки до позднего вечера, потребовала гребли против ветра и долгих поисков сушняка в здоровом еловом лесу.
По высокой воде "непроходимый" Собачий замечательно проходится как на катамаране, так и на резиновой лодке.
Смешная это река - Воньга. Мы отправились на нее на три недели, провели же всего пять дней. Но эти пять дней отпечатались в нас едва ли не ярче, чем 14 дней озер и моря.
Несмотря на то, что Воньга очень короткая речка, постоянно обрывающаяся в озера, и перекаты на ней редки и не очень сложны, ей есть чем похвастаться. Невольно проникаешься уважением к реке, когда, остановившись на стоянке за несколько километров до порога, слышишь его рокот. А как ты начинаешь ее уважать на следующий день, когда встречаешься с порогом, так вы себе и представить не можете.
Учитель и Шура проходят Вякер. После этого прохода выяснилось, что "Моська" умеет складываться пополам.
Действительно, все-таки Воньге есть чем похвастаться, и особенно в этом убеждаешься, когда наряду с щегольскими якорями, расположенными на пороге Собачий, встречаешь мраморные плиты, прикрученные толстенными болтами к громадным каменным глыбам. Мы встретили две.
А после трех порогов нам остается совсем немного до моря. На море мы провели всего 2 дня. В первый день мы петляли между островами и остановились лишь на краю их скопления. Во второй же день мы хоть и не выходили полностью в открытое море, все же испытали на себе легкие капризы природы.
Оказавшись в Питере, мы сели на Рижский поезд, и 16 августа в 10 часов утра прибыли в Ригу, встречаемые родителями и друзьями.
И на этом сказка про все, что действительно было, закрывает лавочку.