Корякин Олег Михайлович: другие произведения.

Отчет: Снежная 2002

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 14/02/2005.
  • © Copyright Корякин Олег Михайлович (oleg@sasha.kirov.ru)
  • Обновлено: 08/03/2003. 72k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Саян восточный , 120/180 км , 4 к/с , К4
  • Дата похода 01/01/1999 {19 дн}
  • Маршрут: Слюдянка - р.Утулик - Патовые озера - р.Снежная - ст. Выдрино
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

       Описание похода "Снежная-02"
       Поход 4 категории сложности
      
      
      
       Турклуб "Двуречье", г.Кирово-Чепецк.
       !!! В описании похода использованы сведения из отчета Александра Мележика 99г.
      
      
       С О Д Е Р Ж А Н И Е:
       1. Список группы и состав экипажей
       2. Справочные сведения о походе
       3. Характеристика района путешествия.
       3.1. Сведения о путешествии
       3.2. Общегеографическая характеристика района путешествия
       3.3. Характеристика реки Снежная
       4. Организация путешествия
       5. Хронография похода "Снежная-02".
       6. Описание пешей части
       7. Краткая характеристика препятствий
       8. Описание водной части маршрута
       9. Выводы, впечатления, рекомендации
      
      
       Адрес турклуба "Двуречье":
      
       613020, Россия, Кировская обл. г Кирово-Чепецк, пр. Кирова д. 26,средняя школа Ќ7, турклуб _"Двуречье" . www oleg@sasha kirov.ru
      
      
       1. Список группы и состав экипажей
      
       _Колосницин Николай Иванович ,38 лет, руководитель группы, имеет опыт участия в походах 1-4 к.с. как на катамаранах так и на байдарках.
       _Овсянников Юрий Дмитриевич,38лет,имеет опыт участия в походах
      1-5 к.с. как на катамаранах, так и на каяках
       _Онучин Дмитрий Александрович,35 лет, опыт участия в походах 1-4 к.с.
       _Копытов Николай Анатольевич,38лет,опыт участия в походах 1-4 к.с.
       _Корякин Олег Михайлович,40лет,опыт участия 1-3 к.с.
       _Култышев Алексей Валерьевич,24 года, опыт участия 1-3к.с.
       _Корякин Степан Олегович,17лет опыт участия 1-3к.с.
       _Онучина Светлана Витальевна 34 года, опыт участия 1-4к.с.
       _Колосницина Елена Федоровна 32год, опыт участия 1-4к.с.
       _Копытова Людмила Витальевна 34 года, опыт участия 1-4к.с
       _Корякина Галина Аркадьевна 42 года, опыт участия 1-3к.с
       _Гусева Ирина Юрьевна 22года, опыт участия 1-3 к.с.
      
      
      
       Всего в походе участвовало три катамарана (первой указана фамилия
      капитана):
      
       Катамаран "Поросячий хвостик" - Колосницин, Овсянников, Колосницина, Корякин Ст. (водоизмещение 2000л.)
       Катамаран "_Охта" - Онучин, Копытов, Онучина, Копытова (водоизмещение 1600 л.).
       Катамаран "_Железный капут " - Корякин О., Култышев, Корякина, Гусева (водоизмещение 1600л.).
      
      
       Порог "_Мунгул-Гольский" проходили в следующем составе:
       Катамаран "_Поросячий хвостик" - Колосницин, Овсянников, Онучин, Корякин Ст.
       Катамаран "_Охта" - Онучин, Копытов, Колосницин, Онучина.
       Катамаран "_Железный капут" Корякин О., Култышев, Овсянников, Онучин.
      
       Порог "Серая ямка" проходили в следующем составе:
       Катамаран "Поросячий хвостик" Колосницин, Овсянников, Корякин Ст., Култышев.
       Катамаран "Железный капут" Корякин О, Култышев, Онучин, Копытов.
      
      
       2. Справочные сведения о походе
      
       Поход проходил с 3 августа по 19 августа 2002г. года.
      
      
       Способ передвижения - сплав на катамаранах.
       Продолжительность путешествия - 17 дней.
       Протяжeнность маршрута: пеший подход - 73 км. линейных, около 125 км
       "реальных" ; сплав - около 170 -180 км.
       Подъезд к маршруту: поезд Москва - Улан-Удэ , 4500 км и 72
       часа пути.
      
      
       3. Характеристика района путешествия
      
      
       3.1 Общегеографическая характеристика района путешествия.
      
       Прибайкалье - территория, охватывающая с запада и востока озеро Байкал.
      Прибайкалье - это страна нагорий и высоких гор, порожистых рек и
      труднодоступной тайги. Абсолютные высоты крупных горных сооружений - хребтов
      Хамар-Дабана, Баргузинского, Верхне-Ангарского, Байкальского колеблются от 2
      до 3 тысяч метров. Их голые скалистые вершины - гольцы во многих местах
      поднимаются над границей лесов. Обширные межгорные впадины заняты реками и
      озерами. Горные цепи и нагорья во многих местах труднодоступны, и
      Прибайкалье в целом еще очень слабо освоено и мало заселено.
       Для рельефа Прибайкалья характерно чередование хребтов и межгорных
      котловин, вытянутых в северо-восточном или близком к нему направлении. В
      формировании основных черт современного рельефа ведущую роль сыграли
      мезозойские и кайнозойские структуры, осложненные разломами.
       Территория нынешнего Прибайкалья ранее других подвергалась сильным
      тектоническим движениям. Она образовывалась как складчатое горное сооружение
      уже в древнепалеозойское, а местами даже и в протерозойское время.
      Тектонические движения земной коры продолжаются и сейчас, проявляясь, в
      частности, в виде землетрясений. Правда, землетрясения, которые
      сопровождались бы заметными смещениями горных пород, образованием трещин,
      обвалами и опусканиями отдельных участков, здесь случаются сравнительно
      редко. В этом отношении выделяются лишь горы, окружающие озеро Байкал. Здесь
      за последние 200 лет отмечено до 800 землетрясений, причем сила некоторых из
      них достигала 9 баллов.
       Есть здесь и минеральные ресурсы. На прибрежных участках Байкала
      обнаружены признаки нефтегазоносности. Высококачественные кварциты найдены в
      долине реки Итанцы. Горная местность Боксон содержит в себе богатейшие
      запасы высокосортного асбеста, бокситов, графита, редких и цветных металлов.
      Многие месторождения важных полезных ископаемых лежат близко друг к другу.
      Так, например, Центрально-Селенгинский узел (алюминиевое сырье, редкие
      металлы, каменные и бурые угли, чистые известняки, апатиты),
      Восточно-Саянский (уголь, асбест, графит, золото, алюминиевое сырье,
      химически чистые известняки) и др. Некоторые месторождения полезных
      ископаемых, особенно каменного угля, алюминиевых руд и полиметаллов, могут
      разрабатываться дешевым открытым способом, и это повышает их экономическую
      ценность.
       Прибайкалье лежит в поясе умеренного климата. Многие тысячи километров
      отделяют его от берегов Атлантического океана, а высокие горные массивы на
      южных и восточных границах страны препятствуют проникновению сюда теплых и
      влажных воздушных масс с морей, расположенных южнее и восточнее Азиатского
      материка. Поэтому холодная зима здесь продолжается от 5 до 8 месяцев,
      случаются морозы до 40-
       50 градусов. Средняя температура января -20 градусов мороза. Однако
      лето относительно теплое, а подчас даже жаркое. Континентальность климата
      проявляется в резких колебаниях температур в течение суток и в сравнительно
      небольшом количестве осадков, выпадающих главным образом в июле и в августе.
       Большое влияние рельеф оказывает на распределение осадков. Склоны гор,
      обращенные в сторону влажных ветров, всегда получают значительно больше
      влаги, чем противоположные. Ярким примером этого может служить хребет
      Хамар-Дабан. Его северо-западные склоны, обращенные к Байкалу, получают в
      год до 800-1400 мм осадков, а на юго-восточных склонах местами выпадает за
      год менее 300 мм. До 75-80% годовой суммы осадков приходится на теплый
      период года. Зимой, когда влажность воздуха невелика и преобладает ясная
      погода, осадков в виде снега почти всюду немного. Несмотря на длительность
      зимы и почти полное отсутствие в это время оттепелей, мощность снежного
      покрова даже в конце зимы невелика и в большинстве районов колеблется от 30
      до 70 см.
       Средние годовые температуры почти всюду ниже 0. Весна в Прибайкалье
      поздняя и короткая, начало ее знаменуется установлением положительных
      температур (это бывает во 2-й половине апреля). Средняя температура июля в
      таежной зоне колеблется от 12 до 15 градусов тепла. Конец августа можно
      считать началом осени. Хотя днем еще ярко светит солнце, ночью уже случаются
      заморозки, а на гольцах случается выпадает снег. Переход от осени к зиме
      быстрее, чем от весны к лету.
       В Прибайкалье имеется густая разветвленная речная сеть. Большинство рек
      - горные. Густота речной сети - 0,3-0,4 км на кв. км. Питание главным
      образом - дождевое. Распределение стока по сезонам неравномерно. На период
      летних дождей приходится 50-80% годового стока, нередки катастрофические
      паводки. Самые крупные реки Прибайкалья - Селенга, Витим, Баргузин, Верхняя
      Ангара. Они имеют и транспортное значение. Горный рельеф обусловливает
      многоводность рек и высокую насыщенность их водной энергией. По
      предварительным данным, потенциальные запасы энергии рек превышают 15 млн
      квт годовой мощности. Озера немногочисленны, связанные с областями
      распространения последнего оледенения и днищами прогибающихся межгорных
      котловин. Наиболее крупные озера Байкал, Котокель, Торейские. Байкал лежит в
      глубоком тектоническом понижении и окружен покрытыми тайгой горными
      хребтами. Длина его 636 км, ширина до 80 км, а площадь составляет более 31
      500 кв. км. Глубина его превышает 1000 м, а в средней части котловины, к
      северу от острова Ольхон, доходит до 1620 м. Это самая большая известная
      глубина в озерах земного шара. Количество воды в озере (23 тыс. куб. км.) в
      92 раза превышает объем воды Азовского моря. Байкал поражает исключительным
      богатством и своеобразием флоры и фауны. Более 1800 видов различных растений
      и животных обитают в его водах. Причем более половины этих видов нигде,
      кроме Байкала, не встречаются (в их числе байкальский тюлень, омуль,
      голомянка и др.). Воды Байкала имеют сине-зеленый цвет и отличаются
      исключительной чистотой и прозрачностью. Можно отчетливо видеть лежащие на
      глубине 10-15 м камни и заросли зеленоватых водорослей, а опущенный в воду
      белый диск виден на глубине 40 метров.
       Прибайкалье расположено в зоне тайги. Тайга занимает все склоны и
      вершины хребтов примерно до высоты 1500 м, в поясе высоких гор - нижние и
      средние части склонов до высоты 1100-1400 м. Климат прохладный влажный.
      Преобладают таежные леса из лиственницы, на хребте Хамар-Дабан встречаются
      кедры. На дерновых лесных неоподзоленных почвах растут
      лиственнично-березовые леса. На песчаных участках и крутых склонах - сосняки
      на подзолистых почвах. Днища межгорных понижений обычно заболочены,
      безлесны, заняты ерниками, иногда - лугами. В горной тайге обитает лось,
      кабарга, изюбр, медведь; особенно ценны промысловые белки и соболь.
      Предгольцевое редколесье развито в верхних частях склонов высоких хребтов и
      на плоских вершинах таежных среднегорий на высоте 1200-1700 м. Гольцы -
      безлесые вершины и склоны гор, поднимающиеся выше 2000 м. Каменные россыпи
      покрыты высокогорной лишайниковой тундрой с участками зарослей кедрового
      сланника, рододендрона. Фауна бедна видами - обитают пищухи, высокогорные
      полевки, встречаются северные олени, горные козлы и бараны.
       Транспортная сеть развита в районе Прибайкалья сравнительно слабо. Горы
      создают большие трудности для проведения в нужных направлениях железных и
      шоссейных дорог. Основная часть населения сосредоточена вдоль Транссибирской
      магистрали. Здесь в некоторых местностях плотность даже сельского населения
      составляет 10-20 и более человек на кв. км. Чем дальше от железной дороги,
      тем меньше плотность населения. Причем распределяется оно неравномерно,
      размещаясь, главным образом, по берегам рек, в отдельных центрах добычи
      ископаемых и т.п. Редкие цепочки деревушек вытягиваются вдоль речек, а в
      стороне от них иногда на протяжении сотни километров не встретится
      населенных пунктов, только изредка в тайге попадаются охотничьи избушки.
      Средняя плотность населения Прибайкалья составляет 2 человека на 1 кв. км.
       Рост численности населения происходит за счет, как естественного
      прироста, так и механического, то есть переселения из других районов страны.
      Основную часть населения составляют русские и буряты. Незначительная часть
      приходится на эвенков, которые, как и буряты, издавна живут на территории
      Прибайкалья. Здесь же живут представители и других национальностей СССР -
      украинцы, белорусы, татары, евреи и др. Огромный приток переселенцев из
      Центральной России определил преобладание выходцев из нее над коренными
      народами. Пришлое население (русское, украинское, белорусское и т.д.)
      составляет 3/4 всего населения Прибайкалья.
       Наиболее освоены широкие долины рек - Баргузина, Итанцы, низовья
      Селенги и некоторые участки побережья Байкала. Долины рек удобны для
      развития сельского хозяйства. Прибайкалье специализируется в настоящее время
      на рыбной и лесной промышленности, лесохимии и пушном промысле.
      
      
       3.2 Характеристика реки Снежная
      
       Река Снежная - приток Байкала, берущая свое начало в центре горно-таежной страны Хамар-Дабан. Снежная очень извилистая река. Она характеризуется порогами и шиверами высокой сложности, мощными валами и
      прижимами. Река по площади бассейна (3020 кв. км) и наибольшему расходу воды
      (190 куб. м/сек) стоит после таких гигантов, как Селенга, Верхняя Ангара,
      Баргузин. Красота горного района, рождающего Снежную ("Удулха" - рыбная
      река), могучий водопад привлекают пристальное внимание туристов.
       На своем нелегком пути Снежная преодолевает 170 км с падением более 10
      м/км, причем основное падение приходится на участок среднего и нижнего
      течения, после того как река резко поворачивает на северо-восток, прорываясь
      к Байкалу. На этом участке находится четырнадцатиметровый водопад, который
      представляет собой серьезную опасность. После него, один за другим, следуют
      два очень сложных порога "Снежинка" и "Жаба", отнесенные к шестой категории
      сложности. Средний расход воды в начальной точке сплава - около 15 куб.
      м/сек, в устье - около 80 куб. м/сек.
      
       При подходе к Снежной со ст.Мурино приходится преодолевать от 70 до 90
      км, выход к реке происходит в районе егерского кордона "_Байри" . Водная
      часть подхода в этом случае составляет 80-90 км. По средне воде чистое
      ходовое время до первого препятствия составляет 30 минут.
       При подходе к Снежной со ст.Слюдянка путь лежит через метеостанцию
      "_Хамар-Дабан" ,пик Черского (2020 м) перевалы "_Чeртово озеро" (1900 м) и
      "_Патовые озера" (2100м.)
      Пешка 125 км, водная часть около 180 км, чистого ходового времени
      по среднем уровне воды до кордона "_Байри" 15 часов. Приходится
      преодолевать т.н. "_верхний каньон" с его несколькими шиверами и
      порогами-троечками.
      
       Нами был выбран второй вариант подхода к реке, т.к. это позволило
       экипажам сработаться вместе и заодно испытать катамараны после капремонта.
      
       4. Организация путешествия
      
       Основанием для выбора явились следующие причины:
       1. Отзывы туристов о маршруте, как об интересном в спортивном
       отношении.
       2. Наличие маршрута в классификаторе.
       3. Наличие картографического материала по данному маршруту
       4. Возможность организовать наряду с водным серьeзную "пешку" по
       "ну, очень живописной" стране "Хамар-Дабан" .
      
       Снаряжение (основные моменты):
       1. На катамаране имелся чальный конец длиной 12-15 метров, диаметром 8
      мм.
       2. На борту катамарана имелся спасательный конец с карабином и
      поплавком на конце, длина 18-20 метров, диаметр 8 мм.
       3. Каждый участник группы имел каску и спасжилет, емкостью
      20-25 литров (в зависимости от массы туриста).
      
       Участники похода обладали всеми необходимыми для его успешного
      прохождения практическими навыками, имели соответствующую физическую и
      теоретическую подготовку. Все варианты организации страховки, спас работ,
      наведения переправ, оказания первой помощи и транспортировки пострадавшего
      были заранее отработаны.
      
      
       5. Хронография похода "Снежная-02".
      
       День 1-й
       Слюдянка - р.Слюдянка (18 км вверх) - начало подъeма на мет. ст.
       Хамар-Дабан
       День 2-й
       Казачья поляна - мет.ст. <Хамар-Дабан>, пик Черского, водопад.
       День 3-й
       Перевал <Чертово озеро>, р.Утулик.
       День 4-й
       Днeвка, баня на р.Утулик.
       День 5-й
       Движение вдоль ручья Шибутуй,р. Добатый, зимовье Долгушина
       День 6-й
       Подъем по р.Шибутуй, зим.Петра
       День 7-й
       Подъем по ручью Шибутуй, перевал Патовые озера, спуск по ручью Харнахойтуй.
       День 8-й
       Движение вдоль р. Харнохойтуй.
       День 9-й
       Р. Харнохойтуй -р.Субутуй(место стапеля)
       День 10-й
       Стапель - начало сплава - р.Субутуй - р.Снежная - Верхний каньон
       День 11-й
       Сплав по р. Снежная до устья р.Малая Анигма
       День 12-й
       Сплав до устья р. Зубкосун
       День 13-й
       Лет. Байри - р.Юнкуцун - первые 10 препятствий
       День 14-й
       Порог Ќ 13 - порог < Мраморный> - порог <Калибр> - порог <Клык> - порог <Пелота>
       Порог <Трек> - шивера <Ворота>, всего 46 препятствий
       День 15-й
       Порог <Извилистый> - порог <Монгул-Гольский> - спасаловка Ижевцев - пороги 65,66,77
       Порог после устья р.Кит-кит - водопад <Хармын - Дулю> - обнос, всего 28 препятствий.
       День 16-й
       Шивера Ќ 91 - пороги Ќ96,97, <Красный>,101,104, каньон <Мрачный>, порог <Серая ямка>
       Порог Ќ113 - р. Селенгинка - автомобильный мост, всего 23 препятствия.
       День 17-й
       Окончание похода - антистапель - ст. Выдрино .
      
      
      
      
      
       Описание пешей части
      
       3 августа
      г. Слюдянка
      
      После трехдневного пути из города Кирова мы вышли на ст. Слюдянка, попрощались
      с проводником, который терпел наше общество три дня. Впечатления от станции
      никакого - грязно, Байкал впечатляет, но искупаться смогли только Олег и Степан
      Корякины. На станции встретили две группы из Ижевска, они предложили проехать
      часть пути до метеостанции на машине. В 10-00 отправили четырех человек и все рюкзаки, остальные пошли налегке. На машине ехали 15 человек плюс рюкзаки - это настоящий экстрим, проехали километров 10 , по дороге отвалился тент. Пока ждали всю группу приготовили первый обед, дежурили экипажами, первое дежурство выпало на <Железный капут>.Погода - отличная, настроение -хорошее, пока.
      Пообедали и пошли в 16-00, рюкзаки у мужиков 40-43 кг., у девчонок 15 - 20кг.
      Шли в режиме - 20 минут хода, 10 минут отдыха. Прошли всего четыре ходки и все
      уже - никакие, честно говоря такая заброска у основной массы впервые, впечатления передать можно одним словом - ШОК! Ижевские водники очень сомневались, что мы сможем пройти эти перевалы с девчонками, они здесь уже третий раз гуляют.
      Труднее всего было Светлане Онучиной , как потом оказалось у нее было сломано
      ребро, это мы ,чтобы размяться и повеселить народ где-то в Омске или Новосибирске играли в Слона, и на хрупкую Светкину спину приземлился Коля Колосницин - 90кг. весом. Вечером нас накрыл дождь - стеной, и шел всю ночь.
      
      
      
       4 августа
      
      < Тайга вокруг, тайга кругом,
       открыта банка тесаком,
      а под ногами сквозь туман
      хрустит хребет Хамар-Дабан:>
      
      
       Подъем в 8:00. Шел дождь, костер смогли развести только когда соорудили навес.
       Из-за дождя вышли в 12-00. Грязь, сырость, скользко, тяжело. Жестко встретил нас
       Хамар-Дабан. Прошли метеостанцию отм. 1500м. Во время отдыха на метеостанции
       Встретился парень из Иркутска, он рассказал что впереди идет очень колоритная
       группа - тащат на себе каяки, как оказалось - ребята из Риги. От метеостанции
       очень крутой подъем до отм. 2020м. до развилки на пик Черского. Метеостанция
      выглядит оттуда как спичечный коробок. До перевала не дошли встали на ночлег,
       недалеко от водопада, обед и ужин в одном лице. Прошли за день 8 ходок.
      
      
      
      5 августа
       Подъeм в 8-20 - сюрприз - кругом иней толстым слоем. Взяли перевал <Чертово
      Озеро>. Далее пошел дикий спуск, неизвестно что легче подъем или спуск. Степан
      свалился с бревна, сломал гитару. После обеда встретили группу чехов. Преодолели
      12 бродов, последний через р.Утулик - по грудь. Здесь собирали катамараны шесть групп - одна из Риги. Завтра дневка?! <Усугубили> слегка.
      За день прошли 14 ходок.
      
      6 августа
      
      Дневка, на обед уха. правда без рыбы - не клюет, но на ужин оладьи - настоящие. Лена Колосницина порадовала.
      Баня была классная, уши заворачивались - Олег парил всех девчонок.
      
      
      
       7 августа
      
       Подъем в 8-00 , вышли в 10-00, сегодня нас догнали Ижевцы. Шли вверх по р.
       Шибутуй , встретили Юру Иванова из ЦУПа - путешествует один, помогал нам два
       дня искать тропу и броды. Обедали у р. Добатый дошли до зимовья, встали на ночлег, на зимовье встретили сборную из Киева, Днепропетровска, Москвы. Ребята играли на флейте, писали этюды и тащили с собой... семимесячного младенца. Зимовье хорошее с баней и навесом для дров. У нас удача Коля Копытов поймал одну рыбку! Слегка причастились и пели песни под раненую гитару до полуночи. Прошли 11 ходок.
      
       8 августа
      Подъем в 8-00, завтрак, вышли в 10-00. Через 20 мин. Перешли в брод ручей, чтобы
      найти тропу на том берегу, надо идти левее и сразу уперлись в новое зимовье (знать бы вчера). Отличная изба под шифером, большая ,есть дрова наша команда разместилась бы запросто. Провели ревизию - отсутствует электрочайник, но есть гостевая тетрадь -ведется с 1983г., оставили свою запись.
       День был тяжелый - два раза сбились с тропы, потерялся Юрка Овсянников искали друг друга час, под ногами болото, кочки выше колена, карликовая береза, ни грибов ни ягод.
       Обед в 18-00 у избушки Петра, ужин в 22-00. Шел дождь. За день прошли 11тяжелейших ходок.
      
       9 августа
      
      Подъем в 8-00, завтрак, вышли в 10-00. День пустых надежд, думали последний день пешки - не тут-то было! Весь день тяжелейший подъем без серпантина, подъем на метеостанцию показался походом <выходного дня>. На языке вертится - <Мы рубим ступени, ни шагу назад>. При подходе к Патовым озерам надо быть внимательней - можно уйти левее, не в тот распадок, развилки как таковой нет. Мы прошли 2-3км левее. Примерно в 500м. от нас на горе увидели Ижевцев, они уже шли обратно и показали нам ,что брать надо правее. Пришлось лезть на перевал в лоб без тропы, на всех четырех, как говорится. Уперлись прямо в озеро, отм. 2059м. Время 20-00, сильный ветер, болото, ни палочки ни веточки. <Красотой> наслаждаться некогда, идем дальше. Обогнули озеро, стали спускаться вдоль ручья, в 22-00 нагнали на стоянке Ижевцев, встали рядом. В 23-00 ужин в 24-00 отбой. Спали как убитые. Стоянка плохая - крутой склон, кочки, корни. Прошли 13 ходок. Единственный плюс за день - наелись голубики.
      
       10 августа
      
      Подъем в 8-00, завтрак, выход в 10-30. Всю ночь вокруг бегали бурундуки и еще какие то зверьки и таскали нашу посуду.
      Вместо того чтобы идти вниз, пошли где легче, то есть по тропе, в результате поднялись метров на 300 вверх, тут и до истерики недалеко. Затем шли вертикально вниз, по острым живым камням очень похожим на каменный водопад. Степан опять навернулся и тормозил гитарой - отклеилась дека. До обеда прошли шесть ходок, конца не видно. Дошли до р.Харнахойтуй. Здесь в 1999 г. т\к <Сплав> из Владивостока собирал катамараны. Сплавляться нельзя - воды нет. Идем дальше, встали на ночлег в 20-30. За день прошли 13 ходок, до хорошей воды не дошли. Удивили Онучины - на обед были : маслины, день физкультурника однако. Вечером шел дождь.
      
       11 августа
      
      День строителя. Подъем в 8-00, завтрак, вышли в 10-30, утром жарко - парит. Прошли две ходки - почти бегом. Дошли до р. Субутуй. Воды маловато, но встали на стапель.
      ВСЕ!!! Пешка кончилась, УРА!!!
      
      
      
      
      
       7. Краткая характеристика препятствий
      
       Далее для условного обозначения сложности препятствий использованы
      следующие обозначения:
       (нет обозначения) - препятствие простое и может преодолеваться сходу;
       * - рекомендуется предварительный осмотр препятствия с берега, опытная
      группа может идти сходу;
       ! - осмотр препятствия с берега и организация страховки необходимы;
       # - препятствие непроходимо для традиционных средств сплава.
       Сложность препятствий указана применительно к среднему уровню воды для
      катамаранно-плотовой группы.
      
       Препятствия начинаются примерно в 1 км выше впадения слева р.Юнкуцук.
      
       1. Шивера после острова, перед впадением слева р.Юнкуцук.
       2. Шивера за устьем р.Юнкуцук.
       3. Шивера.
       4. Шивера.
       5. Протяженный участок простых шивер и перекатов.
       6. Шивера.
       7. Шивера.
       8. Протяженная шивера, сразу после нее справа впадает р.Урдо-Зубкосун.
      Долина реки широкая, устье хорошо видно с воды, в устье есть стоянки
       по обоим берегам р.Урдо-Зубкосун.
       9. Шивера, начинающаяся сразу после впадения справа р.Орто-Оглок.
      В устье Орто-Оглока, на его правом берегу - зимовье.
       10. Протяженная шивера, начинающаяся перед впадением справа ручья
      Бол.Митрич.
       11. Порог. Прижим с левому скальному берегу с небольшим валом.
       12. Простые шиверы.
      
       Все эти препятствия (1..12) представляют собой несложные шиверы, легко
      читаемые с воды и могут преодолеваться сходу.
      
       ! 13. Порог. Начинается на левом повороте реки. Четких ориентиров нет,
      нужно отслеживать последовательность препятствий. Для осмотра и страховки
      нужно чалиться на правый берег перед поворотом. Чалка после поворота в
      предпорожной шивере также возможна, но потом будет осложнен выход на струю и
      заход во вторую ступень порога, представляющую собой прижим к левому
      скальному берегу, несколько осложненный двумя мощными бочками со сливами в
      1-1,5 метра слева и камнями, отжимающими от берега, справа. Общая линия
      движения - заход и прохождение разгонной шиверы ближе к центру, затем уход в
      правую треть русла. В конце порога на правом берегу есть стоянка.
       Очень удобное место для фото- и видеосъeмки.
      
       14. Шивера.
       15. Шивера после правого поворота. В конце шиверы - слабый прижим
      вправо.
       16. Шивера.
       17. Шивера.
       18. Шивера перед впадением слева р.Сайхохтый. Слабый прижим к правому
      берегу. Перед устьем р.Сайхохтый - остров.
       19. Шивера за устьем р.Сайхохтый.
       20. Шивера.
       21. Шивера перед впадением слева р.Буректай.
       22. Шивера после впадения слева р.Буректай.
       23. Шивера.
       24. Шивера.
       25. Шивера.
       26. Порог "Мраморный". Назван так из-за хорошо заметных (в т.ч. с
      наплыва) обширных выходов мрамора на крутом склоне правого берега.
      Расположен на левом повороте реки. Несильный прижим к скалам правого берега.
      Сложности порог не представляет и может проходиться сходу. Левый берег -
      прекрасный песчаный (а далее - галечный) пляж. Есть стоянка.
       27. Шивера. В конце шиверы справа впадает р.Бузыр-Жалга.
       28. Шивера после устья р.Бузыр-Жалга.
      
       Препятствия 14..28 несложны и могут проходиться сходу.
      
       ! 29. Порог "Калибр". Расположен после крутого левого поворота. Сразу
      после поворота можно зачалиться к пологому левому берегу, по которому нужно
      осмотреть порог. Правый берег крутой, скальный, левый - пологий, приподнятый
      над водой и обрывающийся к ней 2-3 метровой скальной стенкой.
       Этот скальный коридор и падение воды в нем видны с наплыва. На входе в
      порог - шивера с валом, осложняющим заход, далее идет основной слив через
      всю ширину русла. Правая часть русла (на ~ 2/3 ширины) перекрыта камнями,
      хотя под самым правым берегом есть шанс протиснуться двояку. Оставшаяся
      часть слива от центра на 1/3 перекрывается мощной бочкой, а слева ~ 1/3 бьет
      под нависающую скалу левого берега. Проход - по остающейся чистой части
      слива.
       Основная "_достопримечательность" порога - огромная бочка на выходе с
      мощным пенным котлом и косым валом высотой 2 метра (характеристика порога в
      среднюю воду). Сразу после порога - обширный плес, чалиться удобнее к
      правому берегу. Разведка порога обязательна.
      
       30. Шивера. После порога 29 "Калибр" мощь шивер нарастает, многие из
      них, и эта в т.ч., имеют значительный вал, хотя технически несложны.
       31. Шивера.
       32. Шивера.
       33. Шивера-порог. Короткая, технически несложна.
       34. Шивера.
       35. Шивера, навал на правобережные камни.
       36. Шивера. Значительный вал.
       37. Шивера-порог. Большой вал.
       38. Шивера.
       39. Короткая шивера-порог.
       40. Короткая шивера-порог.
       41. Шивера.
       42. Шивера. На правом берегу здесь и далее - до ~ 45 пр. виден
      характерный "гнутый" березовый лес.
       43. Порог "Клык". Получил свое название из-за характерной скалы,
      расположенной в центре русла и делящей его надвое. Проходы чистые как
      справа, так и слева. Слева проход поинтереснее с точки зрения отработки
      техники. Сложности не представляет, проходится сходу. Красив.
       44. Шивера.
       45. Шивера.
       46. Порог "Пелота". Технически несложный, читается с воды и может
      проходиться сходу.
       47. Шивера.
       48. Шивера.
       49. Шивера после впадения справа ручья Тахюр-Жалга.
       50. Порог "Трек". Небольшие сливы, технически несложен. Представляет
      собой несколько довольно крутых поворотов с бочкой слева (на выходе). Назван
      так из-за того, что вода сама очень плавно поворачивает катамаран, скидывая
      нос в конце трека аккурат по течению (хотя с наплыва первоначально так не
      кажется).
       51. Шивера.
       52. Шивера.
       53. Шивера.
       54. Шивера.
       55. Шивера.
       56. Шивера.
      
       Препятствия 30..56 несложны и могут преодолеваться сходу.
      
       57. Шивера "Ворота". В шивере - характерные бомы, сначала от правого,
      затем от левого берега. Бомы расположены почти друг против друга, образуя
      хорошо видимые с наплыва характерные "ворота", служащие четким ориентиром
      для следующего препятствия. В среднюю и выше воду значительные валы.
       Сама шивера несложна и идется сходу. За "воротами" река совершает
      поворот налево, сразу после которого следует зачалиться для осмотра
      следующего препятствия.
      
       ! 58. Порог "Извилистый". Начинается на крутом правом повороте реки.
      Левый берег - высокая скала, под которой навалены большие скальные глыбы.
      Порог можно осмотреть как по правому, так и по левому берегу. Для более
      удачного захода в порог лучше заранее причалить к правому берегу, с
      которого удобно организовать страховку и фотосъемку. Если для осмотра порога
      пробраться по скальным глыбам левого берега, то можно довольно неплохо
      полакомиться смородиной.
       Вход в порог - слив с навалом струи на зуб в центре. Чистый проход -
      вдоль левого края слива. Далее (уже за поворотом) - в центре русла "ворота",
      образованные двумя большими скальными обломками. Проходить можно как по
      центру, через "ворота" (в "воротах" - слив, за которым навал на зуб, уход от
      зуба вправо), так и обходя ворота справа (прижим к скальному правому
      берегу). На выходе из порога в русле - еще несколько скальных обломков и
      камней, прохождение этого участка сложности уже не представляет. Чалиться
      после порога удобно вправо.
       После порога, на прямом участке реки простая послепорожная шивера
      (150-200м), затем, перед крутым левым поворотом - плес. Здесь следует
      зачалиться к правому берегу для осмотра следующего препятствия.
      
       !! 59. Порог "Мунгул-Гольский". Назван по имени притока, впадающего
      справа в конце порога. Безусловно, относится к числу наиболее сложных и
      красивых порогов Снежной, уступая лишь "Жабе" и "Снежинке". Осмотр порога,
      фотографирование и страховку удобно проводить с правого берега реки.
      Разведка порога обязательна.
       Вход в порог с наплыва выглядит как россыпь камней на крутом левом
      повороте реки. Кажется, что нужно идти справа, однако там вода дробится
      многочисленными скальными обломками и камнями, образуя множество мелких
      проток, непроходимых в среднюю воду (при более высоком уровне все
      перекрывается водой, мощность растет).
       Основная струя, по которой необходимо заходить в порог - под самым
      левым берегом. Наиболее логично разделить порог на две ступени. Первая
      ступень расположена на крутом левом повороте, имеет протяженность около 100
      м, значительный уклон и образована 4 последовательно идущими сливами. Первые
      два слива преодолеваются по центру с последующим уходом в правую треть
      русла. В третьем сливе - зуб у правого берега (проход - чуть более 2 м
      шириной), и еще один зуб - немного левее центра слива. При среднем и выше
      уровне воды зубы становятся полуобливниками.
       Проход между зубом и правым берегом возможен, но требует очень точного
      захода и четкой работы в сливе. При проходе между двумя зубами, по основной
      струе, сразу после слива необходимо резко уйти вправо, т.к. далее следует
      четвертый слив, с сильным боем основной струи в скальный обломок в центре
      русла. Возможен также вариант прохождения 3 и 4 сливов в левой части русла,
      с уходом туда после второго или даже после первого слива, но уходить влево
      несколько сложнее, т.к. вся первая ступень порога расположена на крутом
      левом повороте и струя существенно наваливает вправо.
       Далее идет ~20 м участок быстротока, отделяющий первую ступень от
      второй. Здесь можно осуществить промежуточную чалку на правый берег. Вторая
      ступень порога имеет протяженность ~ 300 м. Здесь три основных слива,
      множество камней и скальных обломков в русле. Вторая ступень проще первой,
      но также требует внимания и четкой работы при прохождении. Общая линия
      движения - в левой части русла, в конце порога - чалка на правый берег.
       В 50 м ниже начала второй ступени на правом берегу есть стоянка.
       В 200 м ниже порога справа впадает река Мунгул-Гол.
       60. Шивера после впадения справа р.Мунгул-Гол.
       61. Шивера.
       62. Шивера.
       63. Шивера.
       64. Шивера.
      
       Шиверы 60..64 не сложные и могут проходиться сходу.
      
       * 65. Порог. Заход - по центру, через слив в косых воротах,
      образованных большими камнями. На выходе валы.
       * 66. Порог на левом повороте, после порога 65. Мощные валы, на выходе
      прижим к левобережным скалам.
      
       Оба порога (65, 66) технически несложны, но достаточно мощны.
      Рекомендуется произвести предварительный осмотр порогов с берега. Опытная
      группа может идти сходу (при уровне воды выше среднего лучше
      подстраховаться).
      
       67. Шивера.
       68. Шивера.
       69. Шивера.
       70. Шивера.
       71. Шивера.
       72. Шивера. В конце шиверы справа впадает ручей Хахюр-Жалга.
       73. Шивера за устьем р.Хахюр-Жалга.
       74. Шивера. В конце шиверы слева впадает река Зун-Сайбактый. Мощная
      бочка под левым берегом. На правом берегу - зимовье (чуть ниже препятствия).
      Есть баня, единственная до конца препятствий.
       75. Шивера после впадения Зун-Сайбактыя. В конце шиверы справа впадает
      река Цаган-Гол.
       76. Шивера сразу после впадения Цаган-Гола.
       77. Порог в конце прямого участка после шиверы 76. Река двумя протоками
      сливается вправо, наваливая на скальный берег. Несложен.
       78. Шивера.
       79. Шивера.
       80. Шивера. В конце шиверы слева впадает небольшой ручей.
       81. Шивера. Влево от основного русла отходит пересохшая протока. В
      конце шиверы - пни в русле, справа впадает небольшой ручей.
       82. Шивера. Русло делится на две протоки. Проходили слева. Пни в русле.
      По правому берегу в поросшей лесом горной гряде, под самым гребнем хорошо
      видна протяженная белая скальная стена. Отсюда до впадения слева р.Кит-Кит
      остается около километра.
      
       Препятствия 67..82 несложны и могут проходиться без предварительной
      разведки.
      
       83. Шивера в начале каньонного участка. В конце шиверы слева впадает р.
      Кит-Кит. Зачалиться для разведки предводопадного участка нужно заранее,
      перед впадением Кит-Кита.
       Чалиться на стрелку сразу после впадения Кит-Кита при среднем и выше
      уровне воды весьма сложно из-за больших валов, (!!!) следует опасаться
      навала на здоровенный валун под правым берегом. Некоторые туристы в
      описаниях р.Снежная советуют зачаливаться после впадения Кит-Кита, но
      СТОЯНКА (причем очень хорошо оборудованная: столы, костровища, много
      вырубленного место под палатки, поблизости в лесу есть сушнины) находится
      ПЕРЕД впадением Кит-Кита, на высоком правом берегу (с наплыва еe не видно!
      Надо зачалиться и подняться для по склону ~ 15 метров для еe осмотра).
      
       Дальше начинается порог 84. Тропа для разведки идет по правому высокому
      берегу. До водопада Хармын-Дулю отсюда - около километра. Можно осмотреть
      (если пройти сверху по склону горы) весь предводопадный участок.
      
       84. Порог после устья р.Кит-Кит.
       85. Шивера. Возможна чалка на правый берег.
       86. Шивера. После шиверы река несколько десятков метров течет в
      скальном коридоре с отвесными скальными стенками, в конце которого -
      предводопадный плес. Здесь необходимо зачалиться на правый берег.
       !!! Течение при среднем и выше уровне воды всe-таки существенное, струя
      перед водопадом убыстряется, плеса как такового может и не быть (хотя
      небольшой подпор воды всe-таки должен быть).
      
       Препятствия 83..86 технически не очень сложные и могут преодолеваться
      сходу. Основная их опасность в том, что непосредственно за ними следует
      препятствие 87 - водопад Хармын-Дулю, непреодолимый для традиционных
      сплавсредств.
      
       # 87. Водопад Хармын-Дулю. Высота водопада ~ 9-10 м. Непосредственно
      перед водопадом - плес. Чалка на пологий правый берег при среднем уровне
      воды сложностей не вызывает. Отсюда начинается тропа для обноса. Обнос
      возможен в двух вариантах. Название водопада переводится как "_Полет белки". Река пропилила в поднявшейся в результате тектонических процессов плите три желоба, по которым она обрушивается в низ. Выглядит очень мощно, красиво,
      зрелищно. Фонтан брызг, грохот. Хотя водопад и не высок, но 80-90 тонн воды
      по трeм желобам меня впечатлило.
       Вариант 1 - обносится только водопад. Длина обноса ~ 300м, тропа
      выходит к реке в ~ 300 м выше порога 88 "Жаба", в конце обноса есть стоянка.
       Вариант 2 - обносятся водопад и пороги 88 "Жаба", 89 "Снежинка" и 90
      "Слив". Длина обноса в этом случае ~ 1.5 км, в конце обноса также есть
      стоянка. Спуск к реке между порогами 88, 89 и 90 в принципе не невозможен,
      но очень непрост, т.к. тропы здесь нет, нужно продираться (протаскивая суда
      и снаряжение) сквозь заросли вниз по крутому склону.
      
       !!! 88. Порог "Жаба". Один из двух самых сложных и опасных порогов
      Снежной. Классифицируется 6 к.с. и при прохождении маршрута 4 к.с. обычно
      обносится.
       Расположен на прямом участке реки после правого поворота. Сам порог
      имеет протяженность ~ 60 м, предпороговая шивера ~ 150 м. Осмотреть порог
      можно по тропе с правого берега. Русло реки сужается, правый берег -
      отвесная скала, левый берег - более пологий, также скальный. В сужении русла
      - две скалы. Правая, более высокая, светло-серого цвета, при взгляде на нее
      сверху по течению очень похожа на сидящую жабу, смотрящую вниз по течению.
      Левая скала более низкая и имеет более темную окраску.
       Эти скалы делят русло на три прохода. Вход в правый проход осложнен
      гребенкой камней от правого берега, отжимающей к центру русла, на каменный
      зад "жабы". Требуется четкий маневр, чтобы затем уйти вправо. Далее справа
      от "жабы" - два зуба в основной струе. Сразу после "жабы" струя бьет в
      невысокую скальную стенку, практически перпендикулярно отходящую в поток от
      правого берега. Навал на стенку достаточно силен. За прижимом - выходной
      слив порога. Центральный начинается сливом с мощным боем струи под
      нависающий каменный зад "жабы". Отбоя почти нет и удар судна о скалу
      практически неизбежен. Далее, вдоль левого бока "жабы" струя выносит в
      выходной слив, расположенный в скальном сужении за "жабой".
       Попадать в левый проход нужно начинать еще от первого слива разгонной
      шиверы, сразу после которого нужно заходить в порог под самым левым берегом.
      Обогнув слева темную скалу, струя сливается через зуб вправо, уже за
      "жабой". Сразу за "жабой" струи правого и левого проходов сливаются, русло
      резко сужается, в сужении - последний, выходной слив порога. После слива
      русло снова резко расширяется, образуя плес, за которым следует участок
      быстротока. Однозначной линии прохождения нет. Достаточно привлекателен
      левый вариант, но крайне сложно избежать навала на зуб после скалы.
      Наибольшие шансы, при среднем и малом уровне воды, здесь, видимо, будет
      иметь двухместный катамаран.
       Достаточно реальным, в среднюю воду и для судна на поперечных баллонах,
      представляется также вариант прохождения справа, хотя при этом непрост заход
      и практически неизбежен навал на правобережную скалу. Увеличение уровня
      воды, безусловно, изменит картину порога. Так, зубы в правом и левом
      проходах могут быть закрыты водяной подушкой, позволяющей судну перепрыгнуть
      их, или оказаться совсем затопленными. Однако при этом возрастет мощь сливов
      и пенных котлов. Требует внимания и предпороговая шивера. Так, ее входной
      слив и следующий за ним пенный котел сами по себе достаточно мощны и их
      прохождение может потребовать страховки. Возможен обнос порога по левому
      берегу.
      
       !!! 89. Порог "Снежинка". Второй из двух самых сложных и опасных
      порогов Снежной. Классифицируется 6 к.с. и при прохождении маршрута 4 к.с.
      обычно обносится.
       Расположен в скальном сужении через ~ 400 м после порога 88. Перед
      порогом - разгонная шивера. Сам порог имеет протяженность ~ 30 м, на которых
      падение реки составляет ~ 5 м. Структура порога несложна - река падает двумя
      последовательными сливами, с мощными пенными котлами после каждого слива.
      Первый слив делится на две части группой крупных камней в центре, для
      прохождения предпочтительнее выглядит правая часть слива, заход в нее также
      проще. После слива - пенный котел, сразу за которым - второй слив, также с
      пенным котлом за ним. Безусловно это самый мощный порог Снежной.
       После порога - плес между отвесных скальных берегов. Возможен обнос
      порога по левому берегу.
      
       ! 90. Порог "Слив". Представляет собой слив в скальном сужении. При
      осмотре с берега выглядит существенно проще порогов 88 и 89. Обносная тропа
      спускается к реке за порогом. Если обносить катамараны по левому берегу, то
      можно пройти этот порог.
      
       91. Шивера, справа впадает небольшой ручей.
       92. Шивера.
       93. Длинная шивера, в конце слева впадает р.Ара-Буректай. В устье
      Ара-Буректая, на обоих его берегах есть стоянки.
       94. Шивера после устья Ара-Буректая протяженностью ~ 1 км, в конце
      слева впадает небольшой ручей.
       95. Шивера "Плакучие скалы". Получила свое название из-за характерных
      левобережных скал, по которым сочится небольшой ручей. В конце шиверы справа
      впадает приток.
       96. Порог после впадения притока справа. Большой вал. В конце опасная
      бочка с пенным котлом.
       97. Порог. В конце большие валы.
       98. Шивера.
       99. Шивера-порог в каньоне "Красный". Река течет между невысоких
      скальных берегов, имеющих характерную красно-ржавую, скорее даже рыжую,
      окраску.
       100. Шивера, переходящая в следующее препятствие.
       101. Порог с крутым косым сливом.
       102. Шивера сразу после порога 101.
       103. Длинная шивера.
       104. Порог на крутом правом повороте реки. Прижим к левому скальному
      берегу. Справа впадает приток, после которого река входит в красивый каньон
      "Мрачный" с высокими нависающими темно-серыми скальными берегами.
       105. Шивера в каньоне после впадения притока справа. После шиверы -
      приток справа, каньон кончается.
       106. Шивера после впадения правого притока.
       107. Длинная шивера. В конце шиверы слева, с высокого берега, в
      характерном нагромождении валунов впадает река Чернушка.
       108. Шивера за устьем р.Чернушки. Сразу за шиверой можно причалить к
      левому берегу, есть место для стоянки. Есть рыба. Следующее удобное для
      стоянки место - после окончания препятствий.
       109. Шивера.
       110. Шивера, в конце - два небольших ручья справа. После второго ручья,
      на невысокой скале - старая табличка-памятник.
       111. Шивера. В конце шиверы справа впадает небольшой ручей.
      
       Препятствия 91..111. Мощь реки возрастает. Шиверы этого участка
      безусловно мощнее и сложнее шивер предводопадного участка. При среднем
      уровне воды опытная группа может преодолевать эти препятствия сходу.
       В конце шиверы-111 в центре реки находятся стоящие один за другим три
      крупных валуна-полуобливника, за последним из них находится торчащий из воды
      (в среднюю воду где-то на 1 метр) каменный зуб. От сюда до начала "_Серой
      ямки" ~ 250 метров. Перед порогом в"-112 удобна чалка на правый берег,
      образованный крупными валунами.
      
      
       !! 112. Порог "Серая ямка". Последний сложный порог Снежной. Расположен
      на плавном левом повороте реки. Перед порогом река течет медленно, с наплыва
      хорошо видна правая часть русла с огромными камнями, угадывается
      значительное падение уровня воды. Русло реки делится на две протоки, в
      среднюю воду прохождение возможно как по правой, так и по левой. Зачалиться
      перед порогом для осмотра и страховки можно как к правому берегу, так и на
      вершину острова. Левый берег - крутой скальный, правый - более пологий.
       Основная часть воды идет правой протокой. Вход в порог здесь
      представляет собой трек, поворачивающий направо, с крутым падением и зубом в
      центре трека. В конце трека, слева - огромный камень. Проходя справа от
      него, струя сильно бьет в большой зуб, чистый слив - слева от него, слив
      справа от зуба засорен камнями. Далее следует вторая ступень порога - шивера
      длиной ~ 200 м с двумя пологими сливами (движение в левой части русла),
      переходящая в третью ступень - крутое падение реки несколькими сливами между
      больших обливных камней под левый скальный берег. Чалка после порога к
      правому берегу. Возможен также более простой вариант прохождения левой
      протокой.
       Из описания группы Пименова (август 1981): "Левая протока более узка,
      начинается прижимом к левому берегу, затем струя сливается вправо и на левом
      изгибе протоки образуется слив через небольшие обливные камни; через
      несколько метров еще один невысокий крутой слив и протоки сливаются. За
      слиянием проток мощный слив через обливную плиту."
       Выбор конкретного варианта прохождения зависит от уровня воды и опыта
      группы.
      
       113. Порог в правой протоке. Простой.
       114. Длинный участок шивер. В конце участка слева впадает река
      Селенгинка. В устье Селенгинки, на ее высоком правом коренном берегу -
      несколько стоянок планового маршрута.
      
       Отсюда вверх по Селенгинке уходит тропа на Соболиные озера. Озера
      красивые, много рыбы. От устья Селенгинки до озер ~ 7 км хорошо набитой
      тропы. Тропа идет сначала правым берегом Селенгинки. Примерно в 0.5 км от
      Снежной - переправа по бревну на левый берег Селенгинки, по которому тропа и
      идет далее до самых озер.
       Начинается участок проток. Основная масса воды почти везде идет вдоль
      левого коренного берега, по которому проходит автодорога. Тактика движения -
      там, где будет больше воды.
       Зачалиться для разборки судов можно у автомобильного моста. До
      железнодорожного вокзала станции Выдрино отсюда около 1.5 км. Можно проплыть
      дальше и зачалиться у железнодорожного моста, откуда до вокзала вдоль
      железнодорожного полотна ~ 400 м. Электричка до Слюдянки отправляется трижды
      в сутки: в 9:00, в 17:00 и в 20:25 (время местное).
      
       8. Описание водной части маршрута
      
      
       11 августа
      До и после обеда мужики занимались сборкой катамаранов, девчонки стирали, шили, залечивали раны. Рыба плещется, но не до нее, даже баню не стали делать - время поджимает - на пешку планировали шесть дней. Коля Копытов наловил рыбы - сам и пожарил - вкусно! Положительных эмоций стало больше - много ли человеку надо?
      
       12 августа
      Подъем в 8-00, завтрак. День рождения Иринки. Подарили цветы, игрушку, водили хоровод. Дособирали катамараны.
      Вышли в 17-20. У каждого свой флаг. К концу флаг остался только у <Железного капута> - он боевой, в 1995 году с ним еще Охту шли. Ижевцы помахали нам вслед, еще спросили напоследок - знаем ли куда идем - река-то серьезная!
       Спокойно мы шли минут 10. Оказывается плыть невозможно - очень мелко, пришлось катамараны протаскивать по камням, девчонки шли по берегу. Почти сразу произошло слияние с р. Снежная, но воды это не прибавило. Прошли два порога - троечки. У <Железного капута> - небольшое приключение. Перед порогом Олег сталкивал кат с камней и не успел накинуть лямки, в результате вылетел с ката как пробка, катамаран прошел прямо по нему, но он успел уцепиться - так и прошел порог, болтаясь в воде, вынырнул со сломанными очками. Тащились по камням 3 часа, после чего встали на ночлег на левом берегу. Устали сильно, настроение испорчено, но на ужин - сюрприз - Ирина в честь дня рождения угостила всех ананасами и приготовила настоящий торт.
      
       13 августа
      Подъем в 8-00, День рождения Юрки Овсянникова. Приготовили на завтрак уху и овсяную кашу - это специально для Юрки. Плыли день, ну не то что бы все время плыли, мужики тащили катамараны, девчонки шли по берегу. <Все перекаты да перекаты, послать бы их по адресу:>. После обеда стало получше, плыли уже метров по 500, потом спрыгивали перетаскивали и плыли дальше, постоянно уворачиваясь от камней. Юрка отметил день рождения - искупался - упал с катамарана. Ижевцы нас не догнали, пока. Вечером Люда и Света сделали для Юрки изумительный салат, рожки, Коля Копытов пожарил рыбки. Стоянка была хорошая, перед устьем р. Малая Анигта.
      
       14 августа
      
      Подъем в 8-00, завтрак, вышли в 10-00. День такой же как предыдущий - тащим катамараны. Планировали дойти до Байри но не получилось. Ближе к вечеру река стала походить на настоящую, начались шиверы, прижимы, но слалом между камней не прекращается - это нам очень помогло в дальнейшем - экипажи сработались. После обеда было небольшое приключение - <Железный капут> налетел на бревно, которое перегородило реку. Сильно досталось Гале, трое проскочили под бревном, а ее прижало боком - кат тащит дальше, она держится за бревно, а ноги в лямках, но все обошлось без переломов - удар принял на себя спасжилет. Степан снимал Галю, весло поймал Коля Колосницин - 50 гр. ему за это. Первые спасработы. На стоянку встали примерно в двух км. не доходя до устья р. Зубкосун. Осмотрели катамараны - обомлели, у <Железного капута> разодрано все днище. На заплаты потратили весь лавснан, шили до глубокой ночи при свете фонарика, но все так и не сделали - оставили удовольствие на утро. Стоянку выбрали неудачно - высокий берег, весь изрытый кабанами. Хрюканье кабанов слышно в ста метрах от лагеря. Здесь же нас достали серые бабочки - налетелели огромной стаей и облепили все, что можно. На ужин жарили рыбу - Коля Копытов наловил ленков.
      
       15 августа
      
      Подъем в 7-00, на завтрак уха, дошили кат, отовсюду повыковыривали бабочек, даже из носков и касок. Вышли в 11-00, за час дошли до летника Байри, вскоре встретили сборную команду из Москвы, Омска, Питера. Они готовились к сплаву на странных средствах - назовем их <Бублики>, это два баллона в виде колес, между ними настил - 3м. Экипаж - 6 человек, двое управляют, остальные рыбачат, пьют чай и просто отдыхают. Прошли первое препятствие, решили отметить это обедом. На обеде Коп. наловил много рыбы, у остальных не клевала, <Железный капут> шил катамаран. После обеда прошли еще 9 препятствий. <Бублики> стали напрягать, их обгонишь, остановишься на перекур, они мимо проплывают, обгонишь, остановишься, они снова проплывают и так несколько раз. В 18-00 нас нагнали Ижевцы на двух двойках. Последний час шли при сильном встречном ветре, если не грести, то катамараны просто стояли на месте.
      Остановились на левом берегу напротив огромной скалы. Стоянка хорошая оборудованная, нашли череп кабана, правда ветер портил отдых - гонял песок по всему берегу. Коп еще наловил рыбы, пожарили два противня, рожки с морковкой и Ирина преподнесла сюрприз - зефир, по 2шт. на брата!
      
       16 августа
      
      
      Подъем в 8-00, ну очень сильный туман, вышли в 10-10. Прошли 11 порог, шиверу, подошли к порогу Ќ13. Провели разведку, организовали страховку, прошли все чисто.
      С 14пр. по 28пр. прошли сходу - все - шиверы, ну как сказать шиверы - валы до 1м. высотой, девчонок на носу захлестывало с головой, они визжали от восторга, никакой аквапарк рядом не стоит. Основной вопрос руководителю: Коля! Что это было? Ответ: шивера - ?!, какие же тогда пороги? Так и <Мраморный> прошли, приняли за <обычную> шиверу. Порог Ќ 29 - <Калибр>, разведка заняла 15 минут, прошли нормально, только <Охту> поставило лагом после первого слива, они сделали вертушку, помахали зрителям веслами и прошли дальше под самой скалой. В качестве зрителей были мы и группа Бориса Садового из Санкт-Петербурга. Далее, можно сказать, неслись сломя голову, но это не мы, это река такая. <Клык появился неожиданно, рекомендуют идти справа, но мы почему-то прошли по левой протоке. <Пелоту> просто не заметили - шивера и шивера. <Трек> понравился, хотя сливы небольшие но, крутые повороты впечатляют, несет как в унитазе. В конце дня опять поднялся ветер. Прошли <Ворота> - красиво, однако. Перед <Извилистым> зачалились на левом берегу - отличная стоянка. <Железный капут> опять зашивали. За ужином - по 50гр. <Зверобоя>.
      
      
       17 августа
      
      Подъем в 8-00, завтрак, Провели разведку <Извилистого>, решили идти без страховки, друг за другом, прошли чисто. За шиверой зачалились на правый берег для разведки <Монгул-Гольского> Да а а ! Вот это мощь! Решили, первую ступень идти только мужиками, с чем не согласилась только Светлана Онучина. Прошли нормально. <Поросячий хвостик> прошел 4 слив по левой части русла. <Охта> и <Железный капут> после 3 слива ушли правее зуба. Самой мощной оказалась первая бочка, а мы там даже фотографа не поставили. Отличился <Железный капут>, в первую бочку зашли уголком и послышался характерный треск, а так как у Юрки Овсянникова из воды торчали одни очки, он сидел справа сзади, показалось, что он плывет уже на отдельном баллоне. Капитан заорал - чалимся! Зачалились между первым и вторым сливами на струе, осмотрели плавсредство, оказалось - лопнула задняя внутренняя поперечина, посовещались и решили - пройдем и так, и прошли. Зачалились после 4 слива для ремонта. Пока готовились пройти вторую ступень и ремонтировали катамаран, подошли Ижевцы. Попросили нас организовать страховку. Три ступени прошли нормально, после третьего слива стали по струе уходить вправо, но правый матрос не доработал и они лагом налетели на зуб, в результате - оверкиль. Морковку бросили удачно - и вытащили их вместе с катамараном. Второй экипаж решил не рисковать - обнесли.
      На второй ступени удивила <Охта>. В конце порога торчит из воды камень размером с приличный танк, так вот экипаж <Охты> хотел его перевернуть, врубились прямо в лоб - камень выдержал - катамаран тоже. 65, 66 прошли с ходу, девчонкам очень понравились. Перед обедом видели рысь она сидела в трех метрах от и смотрела как мы проплываем. Посидела и не спеша ушла. Она ушла, а мы причалили и отобедали. Коп наловил много рыбы, тут же её и сварили. Первую рыбку поймал Олег и последнюю.
      Перед впадением р. Кит-Кит зачалились осмотрели стоянку - классная стоянка - там остановились Ижевцы. Мы пошли дальше. 84 порог прошли легко, хотя опасались, здесь кильнулась в 1999г. наши друзья из Кирова на четверке. Две шиверы проскочили за несколько минут и причалили перед водопадом <Хармын-Дулю>. И начался обнос - это конечно не подъем на Патовые озера, но все равно впечатляет. <Железный капут> и <Охту> быстро обнесли, а <Поросячий хвостик> потерялся, пошли на встречу, оказалось мужики пройдут 20м. и сидят травят анекдоты. Подъем на тропу и спуск с неё составляет примерно 20 м. и уклон 70Ј - существует возможность быть задавленным собственным катамараном. У водопада уже отдыхали две группы - гр. Бориса Садового и гр. из Москвы, москвичи от Иркутска до Байри добрались за 2 часа - на вертолете. А мы то не додумались! Перед ужином прогулялись, осмотрели <Жабу> и <Снежинку> решили пройти в следующий раз - за нами должок. Первый день не шьем катамаран.
      
      
       18 августа
      Последний день воды, но мы об этом еще не знаем.
      Подъем в 8-00. Завтрак. Зашивали <Охту>, пришили поддувы, но ничего заклеили и зашили снова.
      Вышли в 11-00. Первый порог Ќ 96, скорее всего 96, потому что в описании его примет нет. А приметы таковы: примерно на середине реки стоят, друг за другом, три огромных валуна - средний похож на домик, сразу за последним валуном мощный слив за сливом - зуб примерно 1м. высотой. Проходить решили по правой протоке и после слива зуб обходить слева. Это удалось только <Охте>. <Поросячий хвостик> после слива не вписался, в силу своих размеров, пошел правее и повис на камнях, покачались, как на качелях и соскочили. <Железный капут> сразу пошел неверно - левее - в результате налетел на первый камень. Его отбросило влево на камни. От удара у Ирины вырвало из рук весло и Ирину вместе с ним. Весло она поймала, хотя была по горло в воде, но в это время катамаран сорвало с места и он потащил Иринку по камням. Прошедшие экипажи сразу выскочили на перерез, но Иринка человек спортивный сумела, при помощи Гали, забраться обратно. Порог Ќ 99 <Охта> почему то прошла кормой, пока на <Железном капуте> думали, что бы это значило зацепились левым баллоном за скалу, ударились так что Галка повисла на скале как на распятии, ударившись каской, переломилась передняя поперечина и оторвалась диагональ, из катамарана получился параллелепипед. Вылетели за борт костровые, но Олег успел прыгнуть за ними и спас команду от голода. Пришлось вставать на обед и ремонт. Порог Ќ 104. У <Железного капута> в прижиме был неслабый контакт левым баллоном со скалой. Олега вместе с веслом чуть не вырвало с катамарана. Вошли в каньон <Мрачный> - с берега эту красоту не увидишь - стены 50м., по правому берегу черные скалы нависают над водой, образуя грот, мы туда забрались и сфотографировались. Порог <Серая ямка>. Первую ступень прошли нормально по правой протоке. У <Железного капута> перед сливом недоработал правый носовик, в результате налетели правым баллоном на зуб, кат встал почти вертикально, но в последний момент все сработали правильно и ушли в слив без киля. Вторя ступень показалась простой, пошли без страховки друг за другом. <Охта> прошла нормально, <Поросячий хвостик> налетел на скалу Степаном и гитарой - гитара закрутилась винтом, но в поезде мы еще пели под нее. <Железный капут> прошел слив кормой, далее сделали вертушку и пошли как все, то есть носом вперед.
      После <Серой ямки> до р. <Селенгинки> были <просто шиверы> с валами больше метра. Далее два часа усиленной работы сдобренной мерзким дождем. Встали в 20-30 у автомобильного моста все мокрые и замерзшие. Послали на двух человек на разведку и за лекарством. Оказалось электричка до Слюдянки идет в 9-00 утра. Решили завтра встать пораньше, чтобы успеть разобрать каты. Поужинали подлечились, засиживаться у костра погода не позволяла, да и устали все изрядно. День выдался крайне интересный, послеводопадный участок оказался наиболее сложным на реке, что нас приятно удивило. Один печальный момент - река закончилась.
      
       19августа
      
      Подъем в 5-30. Без завтрака. На ощупь разобрали катамараны, упаковались. В 8-30 были на станции Выдрино. Хотели добраться до Слюдянки, но нам повезло взяли 12 билетов в один вагон до Кирова на 13-59 местного времени на поезд Чита - Москва. Закупили продукты, напитки, торты, печенье. После Иркутска организовали застолье. Посидели хорошо, отметили окончание похода, гитаре надо отдать должное - она еще играла.
      
      
       10. Выводы, впечатления, рекомендации
      
      Вывод простой - мы не зря тратили время! Река оправдывает и заброску - 9 дней пешки и 6 дней в поезде. РЕКОМЕНДУЕМ!
      
      Пожелание одно - не спешить - пережевать, посмаковать каждый порог и планировать свой поход так, чтобы не было ограничения по времени.
  • Комментарии: 2, последний от 14/02/2005.
  • © Copyright Корякин Олег Михайлович (oleg@sasha.kirov.ru)
  • Обновлено: 08/03/2003. 72k. Статистика.
  • Водный:Саян восточный
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка
    https://burim-na-vodu.blogspot.com/