|
О Т Ч Ё Т
о туристском спортивном походе
третьей категории сложности
по реке Абакан
07- 31 июля 2000 года
Заключение МКК
Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Оренбургской области рассмотрела отчет и считает, что поход соответствует заявленной третьей категории сложности и может быть зачтён всем участникам с выдачей справок.
1.1. Проводящая организация: самодеятельная группа туристов города Оренбурга. Руководитель - Кривонос Андрей Владимирович.
Вид
туризма
Категория
сложности
похода
Протяженность
активной части
похода, км
Продолжительность
Сроки проведения
общая
ходовых дней
водный
третья
49 - пешая
240 - сплав
289 - общая
25
15
с 07 по 31 июля 2000 года
1.3. Район, подрайон, массив похода.
Заброска через Алтай, Республику Алтай, переход в Западный Саян, сплав по реке Абакан, протекающей в Западном Саяне по территории Республики Хакасия.
1.4. Подробная нитка маршрута.
Маршрут проходил от озера Телецкого из посёлка Яйлю пеший переход по тропе по хребту Торот, мимо озера Кочимер, через реку Камга, через перевал Минор, вдоль реки Большой Сыктызыл до впадения её в реку Коный, далее сплав по реке Коный до впадения её в реку Большой Абакан, далее сплав по Большому Абакану и после его слияния с Малым Абаканом сплав по реке Абакан до города Абаза.
1.5. Определяющие препятствия маршрута.
Вид
препят-ствия
Категория
трудности
Длина препят-ствия
Характеристика препятствия
Путь прохождения
1
2
3
4
5
Порог
на реке Коный
("Каньон-ный")
3 (СР)
100 м
Порог начинается в правом повороте реки на 90 градусов и состоит из трёх сливов по 100 - 170 см каждый. Поток воды после каждого слива бьёт в огромные валуны, расположенные то у правого, то у левого берега. Скалистые берега образуют каньон.
Разведка порога затруднена скалистыми берегами. Прохо-ждение порога возможно на отрицательной скорости и при активной работе экипажа судна на вёслах с целью предо-твращения удара о камни.
Шиверы на реке Коный
2 (П)
На протя-жении несколь-ких км
Большое количество камней в русле, сливы до 0,7 м, валы.
Необходим постоянный манёвр среди надводных и обливных камней, возможна "посадка" на камни. Можно проходить без разведки.
Завалы на реке Коный
(4 завала)
2 (П)
От 30 до 250 м
Расположены, как правило, в повороте реки, что грозит опасностью "влетания" в завал сходу. Некоторые завалы весьма обширные и протяжённые.
Подход к поворотам реки на малой скорости. Прохождение - обнос. В некоторых случаях - расчистка завала или проводка судна с "переползанием" через брёвна.
Порог "Карбо-нак"
3 (СР)
250 м
Расположен за островом на крутом повороте реки вправо, прижим к скале на левом берегу.
Движение по правой протоке, манёвр между камнями в русле, уход от прижима к скале.
Порог "Томский"
2 (П)
30 м
Слив около метра с большой бочкой за ним.
Прохождение в центре русла.
Порог "Гордей"
3 (СР)
300 м
Первая ступень - навал воды на скалу левого берега, на выходе из прижима - камни. Через 40-50 м после первой - вторая ступень порога: слив с камнями в русле реки.
Уход от прижима к скале, манёвр между камнями, прохождение 2 ступени - ближе к левому берегу.
Порог "Огнёвка"
2 (П)
15 м
Несколько сливов с валами.
Возможно прохождение без разведки и страховки.
Порог "Малый Карбонак"
2 (П)
100 м
Как и порог "Карбонак" - за островом, с правым поворотом реки и прижимом к левому берегу.
Манёвр между камнями, уход от прижима к скале.
Порог "Централь-ный"
2 (П)
20 м
Камни в русле, слив около 0,6 м.
Проход в центре русла, манёвр между камней.
Порог
"Проме-тей"
2 (П)
50 м
Шивера со сливом.
Проход с манёвром между надводными и обливными камнями.
Порог
"Курчеп"
2 (П)
30 м
Огромные камни в русле, образующие большую бочку.
Движение ближе к правому берегу
Порог
"Шумиха"
2 (П)
25 м
Порог расположен в правой протоке с названием "Остаевская". По левой протоке, за островом, порог можно обойти. Слив с бочкой и прижимом к правой скале.
Уход от скалы, проход слива - по центру.
Порог "Кызас"
2 (П)
40 м
Больше похож на шиверу. Расположен в правом повороте реки с прижимом к левой скале.
Можно обойти у правого выпуклого берега.
Порог "Избушки"
2 (П)
25 м
Расположен в левом повороте реки. Два слива с камнями в русле и валами до метра.
Прохождение ближе к полуострову у правого берега.
Другие пороги и
шиверы
от 1 (Л) до 2 (П)
до 100 м
Валы и сливы до 0,7 м.
Возможно прохождение без разведки и без страховки.
Категория трудности препятствий определена согласно таблицы классификации водных препятствий, приведенной в сборнике "Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг.", Москва 1998, стр. 94 раздел 5.4 "ПАСПОРТ препятствия водного маршрута (порога, каскада порогов, каньона, участка)" и стр. 116 раздел "Таблица оценки трудности водных препятствий":
Категория
трудности
Характеристика препятствия
1 (Л)
"Лёгкое" препятствие. Доступно для прохождения туристами, не имеющими туристского опыта.
Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерны для маршрутов I к.с.
2 (П)
"Простое" препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики.
Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к.с.
3 (СР)
Препятствие "средней" трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к.с.
Категория сложности водного маршрута может определяться, кроме как на основании "Перечня..." (см. п. 2.1), согласно таблицы 4 "Единой всероссийской спортивной классификации маршрутов", раздел 2.4, стр. 105 в вышеназванном сборника "Русский турист...":
Категория сложности похода
Минимальное количество локальных препятствий категорий трудности
1
2
3
4
5
6
I
2
-
-
-
-
-
II
1
2
-
-
-
-
III
1
2
-
-
-
IV
1
1
2
-
-
V
1
1
2
-
VI
1
2
1
? п/п
Фамилия, имя, отчество
Год рож-дения
Домашний адрес
Телефон
Обязанность в группе
1
Кривонос Андрей Владимирович
1969
г. Оренбург,
улица Салмышская,
дом 33, кв. 192.
д.(3532)-62-31-62
р.(3532)-79-83-18
руководитель,
завхоз,
фотограф
2
Ерохин
Анатолий
Васильевич
1963
г. Оренбург,
улица Октябрьская, дом 167.
р.(3532)-79-83-91
штурман,
костровой
3
Полилова Людмила Петровна
1960
г. Оренбург, проспект Победы, дом 117, кв. 17.
д.(3532)-35-70-02
р.(3532)-33-51-15
кок
4
Стрельников Евгений Олегович
1965
г. Оренбург,
улица Кирова,
дом 50, кв. 13.
р.(3532)-73-73-64
ремонтник
5
Стрельникова
Елена
Анатольевна
1972
г. Оренбург,
улица Кирова,
дом 50, кв. 13.
р.(3532)-41-43-57
медик,
летописец
1.7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
Отчет хранится в Оренбургском городском спорттуркомитете по адресу 460000, г. Оренбург, переулок Мало-Торговый, дом 5, кабинет 3, тел. (3532)-77-22-81.
Имеется около 2 часов отснятого видеоматериала и более 300 фотографий.
1.8. Поход рассмотрен МКК Оренбургской области (Код 156-00-33263330).
2.1. Общая смысловая идея похода.
При выборе маршрута третьей категории сложности, который можно проходить летом, прежде всего был выбран географический район - Алтай, побывать в котором было давней мечтой участников. Озеро Телецкое - жемчужина Алтая. Посмотреть на него тоже было непременным условие планируемого путешествия.
Выбранный маршрут отвечал заданным условиям. К тому же он входит в "Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы" (после не переиздавался). Там данный маршрут значиться под номером 118 в разделе "Водный туризм" (стр.119).
2.2. Варианты подъезда и отъезда.
Чтобы попасть к началу маршрута, надо на любом транссибирском поезде доехать до Новосибирска. Оттуда, раз в сутки, в 18:00 (Мск), идёт поезд до Бийска. Этот поезд в Бийск прибывает в 4:55 (Мск) или 7:55 местного времени. От Бийска до Горно-Алтайска 3-4 раза в день ходит автобус. От Горно-Алтайска до посёлка Артыбаш автобус ходит 1-2 раза в день. От Бийска до посёлка Артыбаш можно нанять автотранспорт. От посёлка Артыбаш до Яйлю - по Телецкому озеру на моторной лодке, катере или другом водном транспорте.
От конечного пункта маршрута - города Абаза - 1 раз в день, в 18:45, ходит электропоезд до узловой станции Аскиз, от которой можно доехать железнодорожным транспортом до Новокузнецка или Новосибирска. Через день от Абазы до Новокузнецка ходит прицепной вагон, однако, купить на него билеты - большая проблема. От Абазы до Абакана 3-4 раза в день ходит автобус. Из Абакана можно уехать поездом Абакан-Москва, который ходит ежедневно и идёт через Ачинск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Свердловск.
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
В случае аварийной ситуации во время пешей части маршрута до перевала Минор легче всего вернуться в посёлок Яйлю или в посёлок Бийка. После перевала Минор - попытаться добраться до таёжного курорта Архан-Су или Горячий Ключ, расположенного в пяти километрах вверх по течению реки Бедуй, впадающей в Большой Абакан. Оттуда раз в 10 дней летает вертолёт, частники возят отдыхающих до города Абаза и обратно на моторных лодках. В случае аварийной ситуации во время сплава по Большому Абакану или Абакану проще всего попытаться остановить какую-нибудь из моторных лодок, почти ежедневно проплывающих по реке, и договориться о доставке в Абазу.
В качестве запасного варианта маршрута, в случае невозможности по каким-то причинам добраться до Яйлю через Телецкое озеро, пешая часть может начинаться не из Яйлю, а от Бийки, через перевал Минор, переход на Большой Абакан и т.д. Однако, это будет отступление от маршрута 118 "Перечня...", обозначенного от озера Телецкого. Кроме того, в этом случае не будет получено разрешение на прохождение по территории Государственного Алтайского заповедника, через который проходит маршрут.
2.4. Изменения в маршруте и их причины.
Были изменены подъезд к маршруту и отъезд от него. Так, при заброске был заявлен проезд через станцию Свердловск, а при выброске планировалось делать пересадку в Челябинске. В действительности получилось наоборот: пересадка при движении на маршрут была в Челябинске, а при возвращении - в Свердловске. Кроме этого, при заброске планировалось местом пересадки определить Барнаул, однако в действительности пересадки происходили в Новосибирске и Бийске. При выброске было запланировано двигаться через станцию Аскиз и Новосибирск, На самом деле, движение происходило через город Абакан. Эти изменения в заброске и выброске объясняются сложностью при планировании похода получить полную информацию о движении железнодорожного и автотранспорта в других регионах, а также дефицитом билетов на железнодорожный транспорт в летнее время.
Активная часть маршрута была изменена в части движения от озера Телецкого до реки Большой Абакан. На определённую в заявке похода тропу - вдоль залива Камга, и вверх по реке Малый Шалтан, через перевал 1631 м над уровнем моря - группа не была выпущена администрацией Государственного Алтайского заповедника, поскольку эта тропа проходит непосредственно по территории данного заповедника. Вместо определённой в заявке, группе было предложено двигаться по тропе, проходящей по хребту Торот, около озера Кочимер, через реку Камга, через перевал Минор, вдоль реки Большой Сыктызыл до впадения её в реку Коный. Далее заявленный и предложенный администрацией заповедника маршруты совпадали. Предложенная тропа проходит в большей части по краю заповедника и его администрация заинтересована в движении туристов именно по этой тропе. Протяженность этой тропы от посёлка Яйлю до реки Большой Абакан равна 67 км, против 55 км по заявленной тропе.
В результате обильных дождей, проходивших в это время в районе похода, уровень воды в реке Коный был выше обычного, и движение вдоль неё с многократными переходами с берега на берег вброд представляло значительную трудность. В тоже время, уровень воды был достаточным, чтобы осуществлять сплав. Таким образом, от впадения реки Большой Сыктызыл в реку Коный производился сплав по реке Коный до её впадения в Большой Абакан, а не продолжалась пешая часть, как это было заявлено.
Уже после оформления маршрутных документов в распоряжение группы попала лоция данного маршрута, точнее его водной части (Большой Абакан - Абакан). Протяженность участка пути от впадения реки Коный в реку Абакан до города Абаза на лоции указана более точно и равна 222 км, а не 254, как это сказано в описании маршрута, взятого из книги "Водные маршруты Алтая и Саян", Киняев В.В., Мазуров В.В., Паршиков М.И., и промеренного по карте 1:500 000.
В результате названных изменений маршрута пешая часть сократилась с 55 км заявленных до 49 км реально пройденных, а сплав изменился с 254 км заявленных до 240 км реально пройденных.
Поскольку Коный представляет собой довольно бурную горную речку с большим количеством камней в русле, шиверами и даже порогом, считаем, что изменения, произошедшие в активной части маршрута, не повлияли на его категорию сложности, определённую в "Перечне...".
День пути
Ходо- вой день
Дата
Участок пути
Про-тя-жен-ность в км
Чисто ходовое время
Определяющие препятствия на участке
Метеоусловия
1
2
3
4
5
6
7
8
1
-
07.07.
2000.
Поезд от г. Оренбурга до
г. Челябинска
920
-
-
В г. Оренбурге - солнечно
t 16час = +26? C
2
-
08.07.
2000.
Поезд от г. Челябинска до
г. Новосибирска
1550
-
-
В г. Челябинске - солнечно
t 9час = +20? C
3
-
09.07.
2000.
Пересадка в г. Новосибирске. Поезд от г. Новосибирска до г. Бийска
390
-
-
В г. Новосибирске - солнечно
t 9час = +21? C
t 19час = +28? C
4
-
10.07.
2000.
Автотранспорт от г. Бийска до посёлка Артыбаш
250
-
-
В г. Бийске - солнечно
t 8час = +19? C,
В п. Артыбаш - солнечно
t 19час = +23? C
5
1
11.07.
2000.
Теплоходик по озеру Телецкому от пос. Артыбаш до пос. Яйлю
пос. Яйлю - 3 км.
Подъём на хребет Торот
35
3
-
6 часов
-
Подъём на 800 м.
В пос. Артыбаш - пасмурно, дождь
t 7час = +15? C,
В Яйлю - пасмурно, после обеда - солнечно
t 15час воздух = +21? C,
t 15час вода в Телецком = +14? C,
t 22час воздух = +14? C
6
2
12.07.
2000.
Движение по хребту Торот. Отметка 3 км - отметка 10 км
7
6 часов 30 минут
-
Ночью - дождь
t 8час воздух = +13? C, дождь
С 12 до 17 часов - солнечно. После 17 часов и до ночи - дождь
t 15час воздух = +19? C,
t 20час воздух = +10? C
7
3
13.07.
2000.
Отметка 10 км - отметка
19 км
9
5 часов 10 минут
-
t 9час воздух = +12? C
Пасмурно, дождь весь день
t 15час воздух = +12? C,
t 20час воздух = +12? C
8
4
14.07.
2000.
Отметка 19 км - район
24,5 км
5,5
5 часов 30 минут
Движение по болотам
t 9час воздух = +10? C
Переменная облачность
t 11час воздух = +12? C,
t 11час вода оз. Кочимер= +17? C
С 15 часов - дождь с небольшими перерыва-ми до ночи, в 16 часов - гроза с градом.
t 20час воздух = +10? C
9
5
15.07.
2000.
Район 24,5 км - 34 км
9,5
7 часов 50 минут
Спуск к реке Камга и её переход, начало подъёма на перевал Минор
t 7час воздух = +8? C,
t 9час воздух = +10? C,
С утра - солнечно безоблачно, днём - небольшой дождь
t 16час воздух = +19? C,
t 9час воды в р. Камга = +12? C,
t 20час воздух = +13? C,
Поздно вечером - дождь
10
6
16.07.
2000.
34 км - река Большой Сыктызыл
7
6 часов 15 минут
Перевал Минор, 5 раз переход вброд ручьи и речушки
t 8час воздух = +10? C,
t 9час воздух = +13? C,
С утра - солнечно.
t 14час воздух = +8? C.
С 12 часов, до вечера и ночью - дождь.
t 20час воздух = +8? C.
11
7
17.07.
2000.
Выход тропы к реке Большой Сыктызыл - впадение реки Большой Сыктызыл в реку Коный
8
3 часа 45 минут
2 брода неизвестной речки, 8 бродов реки Большой Сыктызыл
t 9час воздух = +8? C.
Переменная облачность, 2 раза днём - дождь.
t 15час воздух = +14? C,
t 15час воды = +10? C,
t 20час воздух = +10? C.
Ночью - дождь.
12
8
18.07.
2000.
Стапель.
Движение по реке Коный. Устье реки Большой Сыктызыл - 4 км ниже устья реки Большой Сыктызыл
4
4 часа 15 минут
Три завала
t 7час воздух = +8? C,
t 9:15 воздух = +12? C.
Ливень с 10 до 13:30.
t 17час воздух = +17? C,
t 17час вода = +12? C,
t 21:30 воздух = +9? C.
13
9
19.07.
2000.
4 км ниже устья реки Большой Сыктызыл - место впадения реки Бедуй в реку Большой Абакан
15
5 часов 20 минут
Большое количество шивер со сливами, порог в каньоне,
обширный завал
t 7час воздух = +5? C,
t 8час вода = +8? C.
Переменная облачность.
t 16час воздух = +13? C.
Вечером - гроза.
t 22час воздух = +11? C.
14
10
20.07.
2000.
Движение по реке Большой Абакан. Устье реки Бедуй - устье реки Крутенькая
42
7 часов 20 минут
-
t 8:30 воздух = +6? C.
С утра - солнечно.
t 10:20 воздух = +14? C,
t 10:20 вода = +8? C.
Днём - пасмурно, Несколько раз - небольшой дождь.
t 15 воздух = +15? C,
t 15 вода = +10? C.
15
11
21.07.
2000.
Устье реки Крутенькая - не доплывая 2 км до устья реки Малый Абакан
63
9 часов 45 минут
Пороги "Карбонак",
"Томский",
"Гордей",
"Огнёвка",
"Малый Карбонак", большое количество шивер со сливами
t 8час воздух = +10? C.
С утра - пасмурно.
t 10:40 воздух = +19? C,
t 10:40 вода = +10? C.
Днём - солнечно, холодный ветер,
без осадков.
t 18час воздух = +14? C,
t 18час вода = +13? C.
16
12
22.07.
2000.
Движение по реке Абакан.
2 км выше устья реки Малый Абакан - не доплывая 1 км до Остаевской протоки
32
5 часов
Пороги
"Центральный", "Прометей", "Курчеп",
два безымянных порога
t 9час воздух = +14? C.
t 11:30 воздух = +20? C,
t 10:40 вода = +12? C.
Солнечно,
холодный ветер,
без осадков.
t 18час воздух = +14? C,
t 18час вода = +14? C.
17
-
23.07.
2000.
Днёвка.
-
-
-
t 9час воздух = +12? C.
С утра - дождь .
t 16час воздух = +20? C,
t 16час вода = +15? C.
Пасмурно.
t 23час воздух = +11? C,
t 23час вода = +12? C.
18
13
24.07.
2000.
1 км до Остаевской протоки - 6 км ниже устья реки Матур
42
7 часов 10 минут
Порог "Шумиха" в Остаевской протоке, порог "Кызас", два безымянных порога после реки Матур
t 8час воздух = +15? C,
t 8час вода = +12? C.
Переменная облачность.
t 16час воздух = +20? C.
t 21час воздух = +15? C,
t 21час вода = +15? C.
19
14
25.07.
2000.
6 км ниже устья реки Матур - устье реки Кайзас
27
4 часа
Один безымянный порог в 10 км после впадения реки Она
Ночью - сильная гроза.
t 10час воздух = +15? C.
Ветрено.
t 14час воздух = +26? C.
t 14час вода = +15? C,
Многократно - дождь.
20
15
26.07.
2000.
Устье реки Кайзас - мост через реку Абакан у города Абаза
15
2 часа
Безымянный порог в 3 км от устья реки Кайзас и порог "Избушки"
t 10час воздух = +12? C.
t 10час вода = +13? C,
Пасмурно, многократно - мелкий дождь.
t 15час воздух = +21? C.
t 15час вода = +14? C,
Вечером - гроза, ливень с градом и ураганным ветром.
21
-
27.07.
2000.
Автобус от г. Абаза до
г. Абакан
155
-
-
t 9час воздух = +11? C.
В г. Абаза - переменная облачность.
В г. Абакане - солнечно.
22 -23
-
28 - 29.
07.
2000.
Поезд от г. Абакан до станции Свердловск
2740
-
-
В г. Абакане - солнечно.
t 15час = +27? C.
24
-
30.07.
2000.
Поезд от станции Свердловск до г. Оренбург
1150
-
-
В г. Екатеринбурге - переменная облачность.
t 16час = +23? C.
25
-
31.07.
2000.
Прибытие в г. Оренбург
-
-
-
В г. Оренбурге - солнечно.
t 19:30 = +31? C.
Итого активным способом передвижения:
49
240
289
41 час
44 часа 50 минут
85 часов 50 минут
- пешком
- сплав
- всего
2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
07 июля 2000 года. Пятница. Первый день пути.
Поезд 200 "Оренбург-Свердловск", на котором мы начали своё путешествие, отправляется из Оренбурга в 14:50 (Мск). На вокзале мельком видим ребят из группы Фесенко А.П. с велосипедами и велорюкзаками. Они тоже идут на Алтай в комбинированную вело-водную "шестёрку" и едут тем же поездом, что и мы.
Едем до Челябинска, оттуда на поезд 142 "Адлер-Новокузнецк" у нас только 4 билета. Пытаемся купить билеты на станциях с продолжительными стоянками: в Орске и в Карталах. Напрасно. Билетов нет.
08 июля 2000 года. Суббота. Второй день пути.
В Челябинск прибываем без опозданий в 7:12 (Мск). 142 поезд отходит в 8:52 (Мск). В кассах на 142 пятый билет взять опять не удаётся, и берется билет на поезд 74 "Воронеж-Новосибирск", который отходит в 9:02 (Мск) и идёт следом за поездом 142 с интервалом в 10-20 минут. Группа Фесенко А.П. едет в том же вагоне, что наша Стрельникова Е.А.
09 июля 2000 года. Воскресенье. Третий день пути.
В Новосибирск прибываем без опозданий в 5:44 (Мск). Встречаем с 74 поезда Стрельникову. Встречаемся с Фесенко А.П.
Прорабатываем варианты дальнейшего следования. Ближайший поезд до Барнаула в 14:30 (Мск), до Бийска - один раз в сутки, в 18:00 (Мск). От железнодорожного до автовокзала на автобусе 4-5 остановок. Автобусы до Барнаула идут чуть ли не через каждый час, максимум - два. До Бийска - реже, раза 3-4 в день, до Горно-Алтайска - 1 раз в день, и мы на него уже опоздали. Взвесив все финансовые и временные параметры, принимаем решение ехать до Бийска на поезде 601 "Новосибирск-Бийск" в 18:00 (Мск). "Зависаем" в Новосибирске на день. За это время приобретаем обратные билеты от Абакана до Свердловска и от Свердловска до Оренбурга.
В 601 поезде вместе с нами в вагоне ехали ещё две туристские группы. Одна - из Новосибирска, студенты, шли в пешую "тройку". Другая - из Санкт-Петербурга, шли в горную "тройку". За разговорами о пройденных и планируемых туристских дорогах, за песнями под гитару время летело незаметно.
10 июля 2000 года. Понедельник. Четвёртый день пути.
В Бийск прибываем в 4:55 по московскому или в 7:55 по местному времени. Выясняется, что еще одна группа, ехавшая с нами в одном поезде, идёт на Абакан. Три человека откуда-то из Удмуртии. От Бийска до посёлка Артыбаш рейсовый транспорт не ходит. Надо ехать до Горно-Алтайска, а оттуда уже до Артыбаша. В Бийске автовокзал расположен рядом с железнодорожным вокзалом. До Горно-Алтайска автобусы идут в 8:30, 10:30 ... (здесь и далее - время местное). На 8:30 не успеваем. Ребята из Удмуртии уезжают этим автобусом. В Бийске сильно развит бизнес частного извоза туристов. На привокзальной площади дежурят автобусы, на которых можно доехать в практически любой уголок Алтая, куда есть дороги. Цены - разумные. Если скооперироваться нескольким группам, то, возможно, будет даже дешевле, чем с пересадками и оплатой багажа на рейсовом транспорте. А уж быстрее и комфортнее - наверняка. После некоторых раздумий и подсчёта финансовых возможностей решаемся нанять автобус до Артыбаша. Жаль, что "удмурты" уже уехали, а то бы вышло дешевле.
Выезжаем в 9:00. Проезжая через районный центр Турочак, даём телеграмму в Оренбургский облспорттуркомитет, на случай, если из Артыбаша дать телеграмму не удастся. В Турочаке к нам в автобус подсаживается милиционер - участковый Телецкого озера и его окрестностей. В разговоре выясняется, что у Ерохина с ним есть общие знакомые. Мир тесен.
Приезжаем в Артыбаш в 13:45. Даём ещё одну телеграмму в облспорттуркомитет. Почта находится за мостом через Бию, в посёлке Иогач. Фотографируемся на фоне моста (Фото. 1).
Фото. 1. Здесь кончается озеро Телецкое и начинается река Бия.
Долго ищем вариант добраться до Яйлю через озеро. Выясняем, что в Яйлю телеграфа нет, постоянного электричества тоже нет, есть дизель, который работает только когда есть горючее. В конторе Алтайского заповедника, которая сейчас находится в Артыбаше, знакомимся с его директором Ерофеевым Сергеем Петровичем и узнаём у него, как оформить документы на проход через территорию заповедника.
Уплыть в этот день не удаётся. Хозяева моторных лодок нас пятерых с нашими огромными рюкзаками на одной лодке везти не хотят. Говорят, что только на двух лодках за 1000 рублей. Платить такие деньги за 35 километров пути не хочется. Поэтому ночуем на берегу.
Общаемся с группой туристов, которые второй день пытаются уплыть на другой конец Телецкого озера. За это с них "просят" 4500 рублей... Ребята, потеряв надежду найти приемлемый вариант, собирают байдарки "Таймени" и уплывают своим ходим.
Опять встречаемся с группой из Удмуртии. К вечеру они добрались до Артыбаша. Узнав порядок цен на водный транспорт до Яйлю, эти отчаянные ребята решают идти туда пешком по скалистому берегу. Больше мы их не видели и ничего о них не слышали.
11 июля 2000 года. Вторник. Пятый день пути. Первый ходовой день.
Ночью дежурим у костра. Утром к конторе заповедника подплывает моторная лодка. Приплывший на ней из Яйлю человек говорит, что через полчаса от турбазы до Яйлю пойдёт теплоход "Мираж", принадлежащий метеостанции. От места нашей стоянки до "Миража" 5 км. Быстро собираемся и делаем бросок. С нашим грузом это не просто. На теплоход успеваем. Доплыть до Яйлю нам обходится в 0,5 литра "жидкой валюты".
До Яйлю на "Мираже" идём 1,5 часа. Погода хмурая. Дождит. В Яйлю находим дом начальника охраны заповедника Спицына Сергея Владимировича. Рассказываем ему о наших целях и планах. Выясняется, что идти по заявленной нами тропе нельзя. Нам предлагается двигаться по другой тропе, идущей по хребту Торот. Выбора у нас нет и мы принимаем предложение. За нахождение в заповеднике платим по 15 руб. с человека в день за 4 дня. Всего 300 рублей. Узнаём, что в этот год мы уже четвёртая группа, которая идёт этим маршрутом.
Спицын принимает нас очень радушно. На фотографии 2 Ерохин А.В. с его подарком на фоне Телецкого озера.
Фото. 2. Посёлок Яйлю. Телецкое озеро. Теплоход "Мираж".
Спицын отмечает нам на карте места, где есть вода, где расположены избушки, даёт рекомендации по тактике движения, по правилам поведения в тайге, в том числе при встрече с медведем, который в этих местах не редкость, а также сообщает массу другой полезной информации, которую мы с благодарностью вспоминаем и используем в течение всего похода.
В завершении всего этого таёжного "ликбеза" Спицын "ставит" нас на тропу, показывает как двигаться по зарубкам и мы начинаем штурм хребта Торот.
Выходим в 16 часов. В этот день мы проходим всего три километра, поднимаясь на высоту 800 метров. Заканчиваем движение в 22 часа. Лагерь ставим уже в сумерках. По звуку находим обещанный ручей.
12 июля 2000 года. Среда. Шестой день пути. Второй ходовой день.
С утра - сильный дождь. Вышли в 12 часов. Распогодилось. Солнце, где-то громыхают грозы. У отметки "5 км" открывается великолепный вид на Телецкое озеро (Фото. 3).
Фото. 3. Телецкое озеро с хребта Торот.
В районе отметки "8 км" намечен привал. Там есть вода. В 17 часов находим ручей приблизительно в 300 м вперёд по тропе от столбика с отметкой "8 км" (на карте не обозначен). Ручей стекает со склона и течёт вдоль тропы. Пока переносим вещи, начинается дождь. Разжечь костёр под проливным дождём не удаётся. Пережидаем дождь под полиэтиленом. Делам перекус. В 18:15 дождь кончается. Продолжаем движение. В 19:45 доходим до отметки "10 км". Опять идёт дождь. Место для палатки находим с трудом - сыро, кочки, корни. Когда палатка уже поставлена - находим избушку. Она расположена приблизительно в 200 м от отметки "10 км" вперёд по тропе. Рядом с избушкой - ручей (тоже не обозначен на карте). Перебираемся в избушку. Сушимся, отогреваемся.
13 июля 2000 года. Четверг. Седьмой день пути. Третий ходовой день.
С утра - переменная облачность. Иногда идёт небольшой дождь. Сушим палатку, производим фото- и видеосъёмку с крыши избушки. Отсюда еще видно Телецкое озеро (в последний раз на маршруте). На фотографии 4 - собираем вещи. В то время, когда были готовы к выходу, пошёл сильный дождь. Переждали. Вышли в 13:13. Идётся уже легче - тропа ровнее и привыкание уже наступило. В 15 часов делам привал с перекусом. Через некоторое время после окончания перекуса начался сильный дождь. Пережидаем под полиэтиленом. В 20:05 доходим до избушки на 19-м км. Избушка расположена не доходя до этой отметки. Несмотря на постоянные осмотры, Ерохин "поймал" клеща. Вытаскиваем.
Фото. 4. Избушка не 10-м километре.
14 июля 2000 года. Пятница. Восьмой день пути. Четвёртый ходовой день.
С утра солнечно. Производим фото- и видеосъёмку. Набегают тучи, начинается небольшой дождь. Выходим на тропу в 10:23. Через 10 минут доходим до отметки "19 км". В 10:56 доходим до лесного озера Кочемер. В 11:30 уходим от озера. Тропа сперва идёт в горку, а затем спускается вниз примерно на 250 м, при максимальной крутизне склона до 40?. В долине между гор тропа много раз переходит через ручьи, не обозначенные на карте. В некоторых местах небольшие ручьи текут прямо по тропе. Топко. В 14:15 делаем привал с обедом. Начинается гроза. Прямо над нами. В 15:25 гроза кончается и мы продолжаем движение. Тропа проходит вдоль ручья Балану. Пасмурно. Через 30 минут тропа теряется и Кривонос с Ерохиным долго её ищут. Резко холодает. Снова начинается гроза, но уже с градом. Когда гроза переходит в моросящий дождь, начинаем выходить из болота на склон. На тропе оказываемся неожиданно, даже раньше того места, где она была обнаружена при поисках. В 17:30 проходим отметку "24 км". В 18 часов, снова теряем тропу. Оказываемся на месте стоянки предыдущей группы. Решаем останавливаться на ночлег. Идёт дождь. Все замёрзли и вымотались. Вечером дождик кончается.
15 июля 2000 года. Суббота. Девятый день пути. Пятый ходовой день.
С утра солнечно и безоблачно. Тропу нашли по зарубкам. Она уходит за ручей. Выходим в 9:52. Проходим отметки "27 км" и "29 км". Где-то в районе 28 км видим, как с нашей тропой смыкается тропа, приходящая от Бийки. В 13:13 подходим к ручью, впадающему в озеро Байгол. Встаём привалом с перекусом. Место очень красивое. Производим видеосъёмку. Выходим с привала в 14:30. Сразу начинается болото, которое тянется до реки Камга. Тропа вначале проходит по краю болота, под скалой. Проходим отметки "30" и "31 км". К Камге подходим в 16 часов с минутами. Поток бурный. Переходим, страхуя друг друга. В 16:55 переправа закончена и в 17:10 начинаем движение дальше. Вскоре форсируем ещё один ручей. В 17:50 подходим к подножью горы, на которой перевал Минор. Начинаем штурм. В 18 часов проходим отметку "33 км". В 19 часов поднимаемся на террасу с буреломом. Рядом ручей. Делаем привал с перекусом. Вперёд, вверх! Тропа хорошая, но иногда по ней течёт вода. Набор высоты 480 метров, примерная крутизна склона - 45?. В 20 часов останавливаемся на ночлег. Палатку ставим прямо на тропе - самое ровное место. Вода - в небольших озерцах-лужицах. Когда стемнело, начинается мелкий нудный дождик. На фотографии 5 - место ночёвки на подъёме на перевал Минор.
Фото. 5. До перевала Минор - 3 км.
16 июля 2000 года. Воскресенье. Десятый день пути. Шестой ходовой день.
Выходим в 9:35. Идём до 11:40. Доходим до стоянки с костровищем. Рядом журчит ручей (на карте не обозначен). Указатель, что до перевала 500 м. По дороге находим два геодезических пункта. В 12 часов оказываемся на перевале Минор. Отметка "37 км". Дальше отметок не будет. Мелкий дождь переходит в сильный. Фотографируемся у "Дерева желаний" (Фото. 6), привязываем лоскутки, загадываем желания. Дождь разошёлся не на шутку. Решаем переждать под полиэтиленом. Температура заметно падает. Ждём окончания дождя до 15:30. Дождь не кончается. Решаем уходить с перевала под дождём.
Фото. 6. Перевал Минор. "Дерево желаний".
Спускаемся в долину. Идём вдоль речки. Пять раз переходим её вброд. Воды - по колено. В 19 часов останавливаемся на более или менее сухой поляне. В 200 метрах ниже по течению речки она впадает в реку Большой Сыктызыл. На фотографии 7 речка запечатлена недалеко от устья. От дождя уровень воды в речке и в Большом Сыктызыле высокий. Брод через Большой Сыктызыл, расположенный у устья речки, из-за бурлящего потока кажется непроходим. Перед сном часы переводим на Хакасское время - на час вперёд.
Фото. 7. Речка, впадающая в Большой Сыктызыл. Плыть ещё нельзя.
17 июля 2000 года. Понедельник. Одиннадцатый день пути. Седьмой ходовой день.
В 7:30 Кривонос и Ерохин идут смотреть дорогу дальше с целью определиться, можно ли плыть по Большому Сыктызылу. Ночью дождь кончился и уровень воды несколько спал. Казавшийся вчера ужасным брод миновали успешно. Разведка продолжается до 11:30. Вывод - плыть ещё нельзя, весь день нас ожидают броды. Выходим в 13 часов. Переходим бурлящий поток 10 раз. На фотографии 8 - переход одного из бродов.
Фото. 8. Весь день "бродим" через Большой Сыктызыл.
В 17 часов доходим до шалаша. Спицын отметил нам этот шалаш на карте как охотничью избушку. Недалеко от шалаша Большой Сыктызыл впадает в Коный. Отсюда уже можно плыть. Тропа отходит от шалаша на 300 метров и теряется. Долго ищем тропу, затем место для стоянки с учётом предстоящего стапеля, но в конце концов в 19 часов возвращаемся к шалашу и остаёмся на ночлег. После обустройства лагеря и ужина начинаем переупаковку вещей из рюкзаков в гермомешки. Достаём водное снаряжение и плавсредство. Вечером надуваем баллоны катамарана.
18 июля 2000 года. Вторник. Двенадцатый день пути. Восьмой ходовой день.
Первый день сплава.
Фото. 9. Место стапеля.
С утра вяжем раму будущего катамарана. Несколько часов идет проливной дождь, и работа движется медленно. На фотографии 9 запечатлён наш лагерь во время стапеля. "Тукан" (наш катамаран) готов только к 17 часам. Встаём на воду на Коный. Первые 500 метров проводим катамаран среди сплошных надводных и обливных камней. После впадения всех рукавов Большого Сыктызыла начинаем плыть. Много перекатов, прижимов к корягам. Река течёт по лесу, становится узкой и извилистой. Подплываем к завалу. Час уходит на его разборку. Перепиливаем и растаскиваем стволы деревьев. Через несколько поворотов - ещё один завал. Больше первого. Обнести его очень сложно, поскольку берег крутой и на нём тоже поваленные деревья. Проводим катамаран, перенося его через стволы (Фото. 10), и проплываем под частью завала, предварительно перепилив и перерубив несколько брёвен. Спустя небольшое время доходим до третьего завала. Время 21:15. Решаем останавливаться на ночлег. Обносим вещи по берегу через заросли ивняка. Перепиливаем огромное бревно и полупроносим-полупроводим катамаран через завал. Устраиваем бивуак на галечном пляже.
Фото. 10. Завал на Коные.
19 июля 2000 года. Среда. Тринадцатый день пути. Девятый ходовой день.
Встали на воду в 10:30. Мелко, много камней. Часто проводим "Тукан". После слияния со вторым рукавом, который ушел влево под первый вчерашний завал, Коный становится полноводней. Теперь "садимся" только на перекатах. В нескольких местах проплываем под нависшими над водой берёзами. В 12:15 проводим катамаран у частичного завала в правом повороте реки. Проходим шиверу с огромными камнями.
Затем вода успокаивается. Плывём по тиховодью. Не видно, куда же уходит река. Вокруг горы подступают вплотную. В последний момент видим, что река под прямым углом поворачивает направо и прорывает горную стену в узком каньоне. При этом вода скатывается каскадом с нескольких каменных ступеней. У скал справа и слева лежат огромные валуны и поток бьёт в них. Входим в порог сходу. Времени и возможности для манёвра с целью зачаливания и просмотра уже нет. После первого слива, высотой 150-170 см, катамаран потоком наваливает на огромный валун слева. Усиленно работаем вёслами, разворачиваем катамаран, проходим второй слив (130-150 см). И снова струя бьёт в огромный камень, теперь уже на правом берегу. Налегаем на вёсла и уходим от удара, обплываем камень у левой скалы и, задев каменную глыбу справа, входим в третий слив высотой около 100 см (виден на фото 11). Всё это происходит в какие-то считанные секунды. Поток выносит нас из каньона. Это момент успеваем запечатлеть на плёнку (Фото. 11).
Фото. 11. Выход из каньона с порогом.
Дальше начинается шивера длиной в несколько километров. Маневрируем между камней, Садимся на обливные камни, снимаемся, двигаемся дальше. На Фотографии 12 снят один из моментов прохождения этой шиверы.
Фото. 12. Шивера на Коные.
В 13:30 подходим к грандиозному завалу. После просмотра оказывается, что это место впадения Коныя в Большой Абакан. Останавливаемся на обед. Переносим через завал вещи и разгруженный катамаран (Фото. 13). Встаём на воду в 16:15. Перед началом движения по Большому Абакану делаем групповую фотографию (Фото 14).
Фото. 13. Потомки Аргонавтов тоже переносят своё судно по суше.
Фото. 14. Вот мы и на Абакане.
Большой Абакан в этом месте широкий и спокойный, но скорость воды большая. Через 20 минут движения слышим какой-то вой. Где-то справа в Большой Абакан должен впадать Бедуй, который течёт с горы от горячего радонового источника - таёжного курорта Архан-Су. Ищем впадающую речку глазами и не находим. Решаем пристать к правому берегу. Выясняется, что выла собака, охраняющая моторную лодку. Посещение радонового источника входило в наши планы, поэтому в 17:24 отправляемся к нему по тропе, оставив Ерохина караулить вещи. Тропа очень набитая (не то что та, по которой мы шли от Яйлю), но грязная. До таёжного курорта 5 км. Подходим к первым постройкам в 19:05. Разговариваем с лодочником. От города Абаза до реки Бедуй на моторной лодке стоит доплыть с человека 1000 рублей. Время в пути - два дня. Обратно - 500 рублей, поскольку по течению. Чтобы принимать целебные ванны надо записаться у старосты этого таёжного курорта. Нас пускают полежать в тёплой воде 15-20 минут вне очереди. На фотографии 15 изображена избушка, из-под которой бьёт радоновый ключ. В первой её части (ближняя дверь на фотографии) набирают воду для питья. Во второй - место для приготовления к принятию ванн. Сама "ванна" находится в подвале под второй частью. В вытекающем из-под избушки радоновом ручье тоже принимают целебные водные процедуры. Кроме моторных лодок "к услугам отдыхающих" есть вертолёт, который летает сюда раз в 10 дней. Вокруг Горячего Ключа построено десятка два домиков.
Фото. 15. У "Горячего Ключа".
Выходим с курорта в 21:10. Пока мы принимали ванны, в округе прошёл ливень. Тропа стала ещё грязнее. Приходим к Абакану в 22 часа. Встаём на ночёвку в самом устье реки Бедуй на острове.
20 июля 2000 года. Четверг. Четырнадцатый день пути. Десятый ходовой день.
Встаём на воду в 12:20. Солнечно. Течение хорошее, река спокойная. Через некоторое время погода портится, набегают тучки, начинает накрапывать мелкий дождик. После горы "Верблюд" река превращается в озеро. Никакого течения. Многокилометровый плёс. Это так называемые "Абаканские тиши". Плывём до 19:40 без обеда. Встаём на ночлег в избушке на левом берегу напротив устья речки Крутенькая, немного не доплывая до устья реки Иксу. Избушка небольшая, поэтому рядом ставим палатку.
21 июля 2000 года. Пятница. Пятнадцатый день пути. Одиннадцатый ходовой день.
Отплыли в 10:40. Почти сразу слева впала Иксу. Производили по лоции контроль приближения к порогу "Карбонак". Порог "Карбонак" проходили с видеосъёмкой и фотосъёмкой с берега. Съёмки производила Стрельникова. К сожалению, фотосъёмка непосредственно прохождения порога не получилась. На фотографии 16 запечатлён "Тукан", уже прошедший "Карбонак" и приставший к берегу. Зато на видеоплёнке весь процесс прохождения заснят полностью. Прохождение производилось с предварительным просмотром и определением линии движения. Производилась самостраховка. Двигаясь на отрицательной скорости и постоянно забирая вправо, катамаран успешно ушёл от прижима к скале (см. схему в Приложении 2).
Фото. 16. Зачаливание после прохождения порога "Карбонак".
Порог "Томский" проходили сходу без разведки. Процесс прохождения заснят на видеоплёнку. Видеокамера находилась на катамаране. Большая "бочка", образованная за сливом, не вызвала особой трудности в похождении для нашего катамарана.
Порог "Гордей" проходили с предварительным просмотром и определением линии движения. Кривоносом с берега производилась фото- и видеосъёмка. Экипажем катамарана производилась самостраховка. На фотографии 17 изображен "Тукан" при входе в первую ступень порога "Гордей".
Фото. 17. Прохождение порога "Гордей".
Пороги "Огнёвка" и "Малый Карбонак" проходили без разведки с самостраховкой. С катамарана во время прохождения велась видеосъёмка. Эти пороги не представили трудности при прохождении, поскольку при имевшемся уровне воды были больше похожи на шиверы.
Проплывали между множеством островов с большим количеством проток. Шли без остановки для обеда до 20:25. Остановились на ночлег недалеко от места слияния Большого и Малого Абакана. Это первый день активной части нашего похода, когда с неба ничего не лило.
22 июля 2000 года. Суббота. Шестнадцатый день пути. Двенадцатый ходовой день.
С утра солнечно и безоблачно. Собираемся и подсушиваем вещи. Отплываем в 11:52. На берегу тепло, но на воде подул холодный ветер. Через 2 км после места стоянки справа впадает Малый Абакан. Теперь плывём по Абакану.
Все пороги в этот день, а это "Центральный", "Прометей" и "Курчеп", проходили без разведки и съёмки. Наиболее интересный - порог "Курчеп". Он образует большую "бочку" и прижим к скале на левом берегу.
На плёсах приходится хорошо грести, поскольку дует сильный встречный ветер. Проходим впадение реки Ада. Её не видно за островом. От рыбака узнаём, что посёлка Ада уже нет.
Идём до 16:50. Встаём на правом берегу недалеко от устья реки Ада. Собираемся сделать днёвку. В лесу находим хорошую большую избушку, на песчаном берегу ставим палатку. Набираем грибов (маслят) и устраиваем обильный ужин.
23 июля 2000 года. Воскресенье. Семнадцатый день пути. Днёвка.
С утра мелкий дождь. Собираем грибы, готовим баню, ловим рыбу. Грибов много, едим на обед и ужин. День хмурый, но тёплый. Вечером - баня. Кончился заряд в аккумуляторах видеокамеры.
24 июля 2000 года. Понедельник. 18 день пути. 13 ходовой день.
С утра над рекой туман - к хорошей погоде. Встаём на воду в 11:58. Проходим порог "Шумиха". Разведку и страховку не проводим. Порог находится в правой протоке. Хороший слив и прижим к скале правого берега. Затем без разведки и страховки проходим порог "Кызас".
Попутно, по маршруту следования, занимаемся "ботаническими исследованиями" - собираем растения, не произрастающие в наших Оренбургских краях. В этот день в русле ручья, впадающего в Абакан, находим "Марьин корень" или по-другому "Пион уклоняющийся".
В 15:10 у "Красной горки" останавливаемся на обед. Готовим уху из рыбы, пойманной накануне. Рыба очень вкусная, как в дальнейшем выяснилось, это хариус. Отплываем после обеда в 16:40. Пороги и шиверы в этот день не вызывают трудности в прохождении. Проплываем очень красивые места: скалы, поросшие лесом, вершины в тумане. Выбирая место для стоянки, ищем избу, обозначенную на карте. Не находим. Встаём в 20:40.
Ночью разразилась страшная гроза. В 2:30, в темноте, между раскатами грома слышим чьи-то шаги у палатки и укрытых полиэтиленом вещей. Выскакиваем с фонариками и видим людей. В 25 метрах от лагеря на берегу стоит моторная лодка. Дежурим по очереди до утра. Незнакомцы на малых оборотах двигателя, почти бесшумно, поднимаются вверх по течению, а затем медленно спускаются вниз, посвечивая фонарём в нашу сторону. В 3:27 лодка уплывает вниз по течению. Мы убеждены, что это была попытка нас обокрасть.
25 июля 2000 года. Вторник. Девятнадцатый день пути. Четырнадцатый ходовой день.
С утра тепло и солнечно, будто и не было ночной грозы. Отплыли в 13:15. В 14 часов начался дождь, перешедший постепенно в ливень, который продолжался до 15 часов. За это время прошли 15 км до впадения Оны. На обед встали в 15:30. После обеда опять начался дождь. Пережидали на берегу. Отплыли в 17:30. Шли до 19:30. Прошли ещё 12 км. Более или менее заметных препятствий в этот день не было.
Теперь по ночам дежурим у костра. Ночью проплывала моторная лодка с прожектором-фарой. Была небольшая гроза.
26 июля 2000 года. Среда. Двадцатый день пути. Пятнадцатый ходовой день.
Погода неустойчивая: то и дело принимается дождь, иногда выглядывает солнце. Вышли в 13:07. Прошли шиверу с прижимом в правом повороте реки и в 13:40 были у порога "Избушки".
Произвели разведку. Во время прохождения производили фотосъёмку (Фото. 18). Это последний порог на нашем маршруте. Прохождение его не вызвало трудностей.
Фото. 18. Прохождение порога "Избушки".
В 14:30 останавливаемся на правом берегу в сосновом бору совсем рядом с Абазой. В 15 часов Кривонос отправляется в Абазу. Покупает билеты на автобус до города Абакана на следующий день, даёт телеграммы в облспорттуркомитет, Спицыну С.В. в Яйлю и родным, закупает продукты. Оставшиеся готовят обед. После возвращения Кривоноса решаем подплыть ближе к мосту через Абакан, чтобы назавтра было меньше идти с рюкзаками. Плыть всего каких-то 1,5 км. Река широкая и спокойная, поэтому вещи не привязываем. Только отплываем от берега, и погода преподносит нам прощальный сюрприз: начинается сильная гроза с градом и шквальным встречным ветром. Вещи чуть не сдувает. Эти последние метры маршрута кажутся одними из самых сложных. Нам всё же удаётся причалить в намеченном месте. Дождь продолжается несколько часов. Ставим палатку, разжигаем костёр, отвязываем баллоны от рамы.
27 июля 2000 года. Четверг. Двадцать первый день пути.
С утра погода пасмурная. Пытаемся сушить вещи, переупаковываемся из гермомешков в рюкзаки. На фотографии 19 - просушка катамаранных баллонов на фоне моста через Абакан в районе Абазы.
Фото. 19. Просушка катамарана. На фоне моста через Абакан.
Упаковываем так и недосушенные вещи и в 12:15 опять превращаемся в пеших туристов. Автобусная остановка находится прямо перед мостом. От этого места до железнодорожного и автовокзала (находятся в Абазе на одной площади) ехать довольно далеко - 11 остановок. В 15 часов на автобусе уезжаем из Абазы. В Абакан прибываем в 19 часов с минутами. Выходим на железнодорожном вокзале. Подвергаемся досмотру со стороны сотрудников линейного отдела милиции. Проверяют все наши вещи на предмет наличия оружия, боеприпасов, наркотиков.
За весьма умеренную плату размещаемся на ночь в вагоне-гостинице.
28 - 29 июля 2000 года. Пятница, суббота. 22 и 23 дни пути.
28 июля знакомимся со столицей Республики Хакасия - городом Абаканом. Посещаем краеведческий музей, зоопарк, рынок, гуляем по городу. Закупаем продукты в дорогу. Погода солнечная и безоблачная, что позволяет просушить недосушенные накануне вещи. Отъезжаем на поезде Абакан-Москва в 16:30 местного времени.
Весь день 29 июля движемся в поезде по просторам России.
30 июля 2000 года. Воскресенье. Двадцать четвёртый день пути.
На станцию Свердловск (город Екатеринбург) прибыли около 12 часов местного времени. До поезда Свердловск-Оренбург имели почти 7 часов времени. Это время было посвящено знакомству с достопримечательностями города. К сожалению, из-за воскресного дня городской турклуб, Уральское картографическое агентство и большая часть магазинов, торгующих туристическим снаряжением, оказались закрыты.
31 июля 2000 года. Понедельник. Двадцать пятый день пути.
В 19:10 местного времени поезд возвращает нас в точку начала нашего путешествия - в город Оренбург.
2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Кроме естественных препятствий, которые описаны в разделе 1.5 "Определяющие препятствия маршрута" и в разделе 2.6 "Техническое описание прохождение группой маршрута", потенциально опасной является пешая часть маршрута с точки зрения потери тропы и возможности заблудиться в тайге. Кроме того, пешая часть маршрута проходит по безлюдным заповедным местам, в которых трудным является оказание оперативной медицинской помощи в случае чрезвычайных ситуаций.
Постоянно дождливая и холодная погода, которая преследовала группу во время прохождения маршрута, возможно не редкость в этих местах даже в июле, на "макушке лета". Это создаёт дополнительную трудность, которую необходимо учитывать при подготовке к походу, поскольку может стать источником простудных заболеваний при недостаточной экипировке.
Грозы с молниями, наблюдаемые несколько раз во время прохождения маршрута, очень опасное явление при нахождении на гористой местности. Тропа многократно поднимается на возвышенности и спускается вниз, при этом перепады высот составляют несколько сотен метров. Во время грозы опасно находиться на возвышенных участках, особенно в местах перегибов поверхности, поскольку это наиболее частые места удара молний. Несколько раз встреченные участки сгоревшего леса ярко свидетельствовали о потенциальной грозовой опасности.
Труднопроходимые буреломы, состоящие из огромных деревьев, вывороченных с корнем, встреченные при подъёме на перевал Минор и на другие возвышенности, говорят о тех ураганных ветрах, которые бывают в этих местах. Это ещё один аргумент в пользу того, чтобы при планировании мест будущих бивуаков постараться не выбирать возвышенных мест.
2.8. Наиболее интересные объекты на маршруте.
Очень интересным природным объектом, на который стоит посмотреть хотя бы раз в жизни, является Телецкое озеро. Не даром его называют "жемчужиной Алтая". При выборе или прокладывании туристского маршрута на Алтае, если это возможно, стоит его проложить так, чтобы полюбоваться этим сокровищем природы.
На Земле есть не так много мест, где можно увидеть, как начинается река. Не зря про это сказано у поэта:
"Откуда начинается река ?
Как возникает первая строка ?.."
Попав в посёлок Артыбаш, путешественник видит, как из Телецкого озера берёт своё начало река Бия, которая сливаясь с рекой Катунь, образует великую сибирскую реку Обь.
Весь маршрут проходит в местах, не тронутых хозяйственной деятельностью человека. Поэтому природа предстаёт перед путешественниками в своей первозданной красоте.
Таёжный курорт Архан-Су с его горячим радоновым источником, который посещала группа во время похода, является интересным природным явлением, полезным с медицинской точки зрения.
При наличии свободного времени в городе Абакане очень интересно и познавательно посетить краеведческий музей. Весь тот животный и растительный мир, который нам пришлось наблюдать в течение похода, предстал перед нами в музее собранный в одном месте, с названиями и местами обитания. История края, ландшафты, климатические особенности, информация о реках - со всем этим мы смогли познакомиться, посетив краеведческий музей.
Для города с населением всего в 150 тысяч жителей Абакан имеет великолепный зоопарк. Обитатели местных краёв, такие как маралы, олени, медведи, рыси, а также животные из других уголков земного шара, включая верблюдов, тигров и даже львов, уютно размещаются в тенистом парке. Имеется серпентарий, террариум, в клетках много видов птиц, в том числе разных попугаев.
2.9. Дополнительные сведения о походе.
2.9.1. Перечень специального снаряжения.
?
п/п
Наименование
Количество, шт.
Групповое
1
Катамаран четырёхместный
1
2
Спасательный конец ("морковка")
1
3
Спасательный круг надувной
2
4
Гермомешки 100 литров
6
5
Гермомешки 60 литров
2
6
Лопасти вёсел дюралевые
5
Личное
7
Каска хоккейная (для роликовых коньков)
3
8
Каска сплавная
2
9
Спасжилет поролоновый двойной
1
10
Спасжилет надувной
4
11
Гермокостюм резиновый "сухого" типа
1
12
Гермокостюм неопреновый "мокрого" типа
1
2.9.2. Особенности общественного и личного снаряжения.
Группой использовалась каркасная четырёхместная палатка-полусфера с углепластиковыми дугами и с металлическим крепежом (колышками) общим весом 3,7 кг. Палатка двойная, состоит из "дышащей" шёлковой внутренности и тента, что позволяет предотвратить отпотевание. Палатка имеет тамбур, удобный для размещения рюкзаков.
Для надувания катамарана и его подкачки в случае необходимости использовались поставляемые с ним в комплекте меха ("лягушка") весом 0,7 кг. Используемые во время сплава вёсла состояли из дюралевых лопастей, взятых из комплектов байдарок "Таймень", и деревянных черенков, вырубленных в месте стапеля и скреплённых с лопастями специально взятыми для этих целей гвоздями. Вес каждой лопасти 0,8 кг. Спасательный конец ("морковка") длиной 25 метров представляет собой плавающую верёвку ярко-оранжевого цвета в матерчатом чехле того же цвета с прикреплённым самострахующимся карабином. Вес "морковки" 0,8 кг.
Общественная аптечка весом 1,8 кг укомплектована по рекомендации медика-туриста Ольги Виноградовой и одобрена в INTERNET и FIDO конференциях по медицине и туризму. Список препаратов и способы их применения приведены в приложении 4.
Для распилки дров и постройки рамы катамарана использовалась пила-цепь, которая весит 0,26 кг и по производительности не уступает двуручной пиле.
Видеосъёмка производилась видеокамерой Panasonic RX7, которая в комплекте с сумкой и поставляемым аккумулятором весит 1,8 кг. Для обеспечения видеокамеры электроэнергией использовался дополнительный стандартный аккумулятор и аккумулятор от бесперебойного блока питания компьютера (UPS) весом 3 кг с преобразователем напряжения.
Фотографии для отчёта были отсняты фотоаппаратом Olympus m-jum-70 в брызгозащитном исполнении. Кроме этого, фотосъёмка производилась на два фотоаппарата-"мыльницы" и на фотоаппарат "Зенит".
Мужская часть группы использовала станковые рюкзаки типа "Ермак" переделанные и доработанные с целью увеличения вместимости и дополнительного удобства. Использовались двухслойные синтепоновые спальные мешки, спариваемые между собой, что позволяло в холодные ночи и при сильном замерзании взаимосогреваться.
2.9.3. Характеристика средства передвижения.
Катамаранные баллоны были изготовлены по заказу на Уфимском заводе эластомерных материалов, изделий и конструкций. Они представляют собой баллоны надувные с защитной оболочкой типа БКЗО-500-4600 и имеют длину 4600 мм, диаметр 500 мм. Каждый баллон состоит из камеры, склеенной из прорезиненной ткани, и защитной оболочки ("шкуры"), сшитой из прочной ткани типа авизент. Каждая камера разделена поперечной перегородкой на два автономных отсека. Перегородка вклеена внутрь камеры и имеет форму конуса. Такая конструкция позволяет баллону оставаться наплаву при повреждении одного из отсеков. Каждый баллон имеет паспортную грузоподъёмность 300 кг. Вес камеры каждого баллона 4,74 кг. Вес каждой "шкуры" - 3,9 кг. Таким образом, вес двух сухих катамаранных баллонов без ремкомплекта и принадлежностей составляет 17,3 кг. Для накачки воздуха каждый отсек баллона имеет ввинчивающийся клапан. Катамаранные клапаны взаимозаменяемы с клапанами надувных резиновых лодок-"Уфимок". Баллоны почти не "травили" воздух и подкачивались не более трёх раз за водную часть маршрута.
Рама катамарана была связана из стволов деревьев. Преимущественно использовались высохшие стволы. Для вязки рамы использовалась пропитанная маслянистым составом тонкая верёвка-бечевка. На прилегающих друг к другу продолинах и поперечинах делались затёсы. Всего использовалось по 4 продолины и поперечины и две укосины (по диагоналям). Для придания конструкции большей жёсткости, места вязок утягивались кручением вставленных в верёвку палочек.
2.9.4. Особенности погодных условий.
Как уже отмечалось выше, на протяжении всего похода стояла дождливая погода, временами холодная. Из 16 дней нахождения на маршруте было всего два полных дня, когда с неба ничего не лило. Часто было так, что одна половина неба безоблачна и ярко светит солнце, другая же половина неба затянута свинцовыми грозовыми облаками. Этот контраст хорошо виден на фотографии 14. Предсказать погоду можно было лишь на ближайшие полчаса. Поэтому группа всегда находилась в ожидании возможного дождя: вещи постоянно упаковывались и накрывались полиэтиленовой плёнкой, костёр тушился в последнюю очередь перед уходом с места бивуака и т.д. Несколько сильных гроз с ливневыми дождями и даже с градом, которые пришлось пережить во время похода, дополняют картину непростых погодных условий не Алтае и в Западном Саяне в "макушку лета".
2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
Общая смета похода составила чуть больше 9658 рублей. В неё, конечно же, не входила стоимость снаряжения, экипировки, запчастей и инструментов. Это стоимость продуктов питания, фотопленок, заброски и выброски, текущих расходов во время похода. Продукты, используемые во время активной части похода, закупались заранее, некоторые консервы - за несколько месяцев до начала похода на мелкооптовом рынке, так что стоимость их была минимальной. Стоимость продуктов питания на большую часть заброски также не вошла в названную цифру, поскольку каждый брал в дорогу то, что считал нужным, за свой счёт.
Стоимость продуктов питания, взятых на активную часть маршрута, составила 1232,5. Из них: 24 банки "тушёнки" стоили 334 руб., 9 банок сгущенного молока стоили 91,5 руб., рыбные консервы 10 банок - 85,1 руб., макароны 3,24 кг - 38,9 руб., гречка 2,8 кг. - 42 руб., рис 1,54 кг - 18,5 руб., горох 1,1 кг - 13,2 руб., пшено 1,7 кг - 10,2 руб., сухари из 20 буханок хлеба - 100 руб., сахар 4 кг - 34,4 руб., чай 0,8 кг - 69,9 руб., кофе - 25 руб., конфеты леденцы 1,1 кг - 27,5 руб., печенья 1 кг - 19 руб., халва 0,5 кг - 12,8 руб., чеснок, соль, специи, лавровый лист, перец, соевый соус, бульонные кубики - 68,3 руб., лук 3 кг - 15 руб., вермишель быстрого приготовления 39 шт. - 68,4 руб., топлёное масло 0,8 кг - 36,8 руб., растительное масло 1 л - 22 руб., сало, грецкие орехи, мёд - 100 руб.
Стоимость двух катамаранных баллонов в защитной оболочке типа БКЗО 4600-500, на основе которых был построен наш "Тукан", купленных 19.11.1999 на Уфимском заводе эластомерных материалов, изделий и конструкций за наличный расчёт, составила 4001,56 руб. (включая НДС 20% = 635,17 руб. и налог с продаж 5 % = 190,55 руб.). Стоимость спасжилета надувного ёмкостью 25 литров, купленного на фестивале имени В. Грушина у представителя Уфимской фирмы "RIG" 30.06.2000, составила 500 руб. Стоимость каждого из двух спасжилетов поролоновых, купленных в магазине "Путник" г. Москва 16.09.1998, составила 168 руб. Стоимость каждой сплавной каски типа Life, купленных в компании Октопус (экипировочный центр водного спорта) г. Москва 19.09.1998, составил 30 $ США. Купленный там же в то же время спасательный конец ("морковка") типа L-25 m стоил 19 $ США. Гидрокостюм неопреновый мокрого типа был куплен в магазине "Простор-2000" 17.09.1998 за 71,5 $ США. Гермомешки 100 литров были куплены в магазине "Путник" г. Москва 25.05.1998 за 101,20 каждый. Гермомешки 60 литров, а также лопасти вёсел дюралевые, входили в комплект байдарок "Таймень-2" и отдельная их стоимость неизвестна. Каждый спасательный круг был куплен в магазине "Старт" г. Оренбург 14.04.1999 за 25 руб. Там же зимой 1998-1999 годов была куплена одна из касок для роликовых коньков за 50 рублей. Один из надувных спасжилетов был куплен в комиссионном магазине на Центральном рынке г. Оренбурга весной 2000 года за 185 рублей. Стоимость палатки каркасной 4-х местной типа "Лотос", купленной 04.07.1998 на фестивале имени В. Грушина у Ижевских производителей, составила 770 руб. Купленные там же, но 04.07.1997 рюкзак "Весь Мир" и 2 спальных мешка типа "Турион" белорусского производства стоили 160 руб. и 140 руб. каждый соответственно. Рюкзак "Ермак" был куплен в г. Екатеринбурге 24.04.1998 за 225 руб. Стоимость остального снаряжения восстановить не представляется возможным, да и не имеет смысла, поскольку оно было куплено ещё во времена Советского Союза.
Для постройки катамарана, привязывания вещей и других нужд перед походом за 100 руб. было куплено 200 м. верёвки.
Стоимость проживания в вагоне-гостинице в городе Абакане - 35 рублей с человека за сутки. Итого за группу из 5 человек заплатили 175 рублей.
Стоимость осмотра экспозиции краеведческого музея в городе Абакане составила 8 рублей с человека, там же зоопарка - 15 рублей с человека.
Стоимость транспортных расходов такова:
1. Плацкартный вагон поезда от Оренбурга до Челябинска - 110,7 руб./чел. (4 человека);
Купейный вагон поезда от Оренбурга до Челябинска - 188 руб./чел. (1 человек);
2. Купейный вагон поезда от Челябинска до Новосибирска - 312,4 руб./чел. (4 человека);
Плацкартный вагон поезда от Челябинска до Новосибирска - 183,9 руб./чел. (1 человек);
3. Общий вагон поезда от Новосибирска до Бийска - 36,9 руб./чел. (5 человек);
4. Проезд на автотранспорте Бийск - Артыбаш - 1800 руб. с группы;
5. Теплоход Артыбаш - Яйлю - 45 руб. с группы (бутылка водки);
6. За нахождение в заповеднике 15 руб. с чел./сутки * 5 человек * 4 суток = 300 руб.;
7. Проезд (60 руб./чел.) и провоз багажа на рейсовом автобусе Абаза - Абакан - 356 руб. с группы;
8. Плацкартный вагон поезда от Абакана до Свердловска - 295,1 руб./чел. (5 человек);
9. Плацкартный вагон поезда от Свердловска до Оренбурга - 141,3 руб./чел. (5 человек).
Итого транспортных расходов - 6931,8 руб.
2.11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Водная часть маршрута не является очень сложной, однако, согласно данных, приведённых в разделе 1.5 данного отчёта, её сложность может быть оценена третьей категорией. Учитывая, что маршрут в целом усложнён достаточно протяжённой пешей частью по пересечённой местности со значительными перепадами высот и проходит по незаселённой территории и, таким образом, требует достаточно неплохой общетуристской подготовки, он вполне справедливо отнесён в "Перечне..." к маршрутам III категории сложности.
Поход потребовал от его участников довольно сильного напряжения физических и духовных сил. Однако, предварительный моральный настрой и большое желание дойти до цели не смотря ни на что, позволили успешно пройти маршрут.
Погодные условия на Алтае и в Западном Саяне даже в самой "макушке лета" могут преподнести неожиданные неприятные сюрпризы. Ни гидрокостюмы, ни тёплые вещи, взятые на маршрут, не оказались лишними. Поэтому всё это рекомендуется брать с собой.
При подготовке к прохождению данного маршрута необходимо уделить серьёзное внимание составлению продуктовой раскладки, поскольку весь маршрут проходит в ненаселённых местах и пополнить запас продовольствия негде. Во время пешей части маршрута с тяжёлым рюкзаком организмом теряется большое число калорий. Для их восстановления рекомендуется взять с собой высококалорийную пищу: сало, мёд, изюм, орехи, халву. Эти продукты хорошо употреблять на привалах во время перекусов.
При движении по таёжной тропе большое внимание надо уделить обуви. Рекомендуется надевать резиновые сапоги с портянками. В отличие от кожаной обуви, резиновая обувь не разбухает от постоянной влаги и не натирает ног. Портянки из мягкой хлопчатобумажной ткани хорошо впитывают влагу, на привале их можно выжать и намотать так, чтобы не было потёртостей.
Длительные пешие заброски не олень свойственны туристам-водникам. Значительный вес специального снаряжения и плавсредства делают вес рюкзаков весьма значительным. Однако, он не должен превышать для мужчины 40 кг, для женщины - 30 кг. Каждый лишний килограмм сверх этого очень болезненно отражается на организме и значительно увеличивает его уставаемость. Поэтому, рекомендуется руководителю группы проконтролировать состав вещей, который участники планируют взять с собой на маршрут, с целью минимизации веса рюкзаков.
При прохождении водной части маршрута с порогом на реке Коный рекомендуется попытаться зачалиться заранее перед этим порогом, произвести разведку, организовать фото- и видеосъёмку, возможно, страховку. При прохождении других водных препятствий необходимо учитывать довольно значительную ширину реки при организации съёмки, правильно выбрать точку и ракурс для получения хороших результатов.
Отчёт подготовил Кривонос А.В. Корректировать отчёт помогали Кривонос Л.А. и Синявский Л.В.
В отчёте использованы фотографии Кривоноса А.В.
При написании отчета точному изложению процесса прохождения группой препятствий и изображению их схем способствовали видеоматериалы, которые отсняли Стрельникова Е.А. и Кривонос А.В., а также наброски схемы порога на реке Коный, выполненные Ерохиным А.В.
Данный поход был освещён в прессе. Газета "Оренбургское Время" ? 48 (0263) за 5 октября 2000 года, статья "Ох, Алтай! Ах, Саяны!", автор - Стрельникова Е.А.
Приложение 1.
Схема прохождения порога на реке Коный
Схема прохождения порога "Карбонак"
Схема прохождения порога "Томский"
Схема прохождения порога "Гордей"
Схема прохождения порога "Малый Карбонак"
Схема прохождения порога "Курчеп"
Схема прохождения порога "Шумиха"
Схема прохождения порога "Избушки"
Приложение 3.
Условные обозначения, применённые на схемах.
Список препаратов медицинской аптечки и методы их применения.
Бинты стерильные 2 шт.
Бинты нестерильные
широкие 2 шт.,
узкие 5 шт.
Вата медицинская 100 гр. (стерильная и нестерильная)
Эластический бинт 1 шт.
Лейкопластырь 5 шт.
Английская булавка 5 шт.
Hожницы 1 шт.
Бактерицидный пластырь 5 шт.
Р-р бриллиантовой 30 мл Обработка ссадин, краев ран.
зелени (или йод)
Спирт винный 330 мл Растирания, согревающее - наружно и внутрь.
Марганцовокислый калий 10 гр. Светло-розовый раствор - промывание желудка при
отравлениях; темно-розовый - обработка краев ран.
Пантоцид 10 таб. Обработка раны: обеззараживание, промывка
(или перекись водорода) (2 таб. на стакан воды)
Обеззараживание воды для питья - 1 таб. на литр
Двууглекислая сода 100 гр. Полоскания горла, промывание желудка. 1 ложка на стакан.
Hашатырный спирт 2 амп. При обмороках - разбить ампулу и дать понюхать
Сердечные
Валидол 10 таб. Успокоительное, сосудорасширяющее.
При сердечных болях 1 таб. под язык.
Hитроглицерин 10 таб. При сильных сердечных болях 1 таб.
таб. под язык (можно
одновременно с валидолом).
Экстракт валерианы 20 таб. Успокоительное по 1-2 таб.
Желудочные
Левомицетин 20 таб. Антибиотик широкого спектра действия: инфекции
кишечника, дыхательных путей, воспаление ран.
За 30 мин до еды. 1-2 таб. 4-6 раз в день.
Пурген (Фенолфталеин) 10 таб. Слабительное
Активированный уголь 30 таб. При отравлениях. Hе применять одновременно с другими
препаратами. По 1-4 таб.
Фестал 20 таб. Ферменты кишечника. Улучшает пищеварение.
По 1-3 таб. Во время или после еды.
Противовоспалительные
Тетрациклин 20 таб. Антибиотик. При простуде, раневой инфекции.
(или Эритромицин) По 1-2 таб. 4-6 раз в день. Порошок на рану - профилактика
воспаления.
Ампициллин (Ампиокс) 20 капс. Сильный антибиотик. При пневмонии, дизентерии,
(или Кефзол, Цефамезин) ангине, раневых инфекциях и т.д. По 1капс. 4-6 раз в день.
Этазол 30 таб. Антибиотик. При пневмонии, дизентерии ангине,
(или, Сульфадимезин) раневых инфекциях и т.д. По 1-2 таб. 4-6 раз в день.
Бисептол 20 таб. При простуде, раневой инфекции и др..
По 1-2 таб. 4-6 раз в день.
Обезболивающие, жаропонижающие
Аспирин 30 таб. Жаропонижающее, противовоспалительное.
(или Упса) При простудах, легких недомоганиях, повышении
температуры.
Анальгин 20 таб. Жаропонижающее, противовоспалительное. При головной
(или Максиган, Панадол, боли, радикулите, простуде, мышечных болях,
Парацетамол, Спазган, повышении температуры.
Баралгин)
Бутадион (мазь) 1 тюб. Болеутоляющее. При мышечных болях, растяжениях,
снятие отеков при ушибах, укусах насекомых.
Цитрамон 20 таб. При головных и других болях.
Апизартрон (мазь) 1 тюб. Противовоспалительное и обезболивающее. Ускоряет
(или Випратокс, Випросал) восстановление тканей. При растяжениях, ушибах,
мышечных болях, судорогах. После растирания - в тепло и
покой.
Hо-шпа 10 таб. Спазмолитик (печеночные и почечные колики, приступы
бронхиальной и аллергической астмы, желчекаменная болезнь, при повышении давлении).
По 1- 2 таб. 2-3 раза в день.
Диазолин 10 таб. Аллергические состояния, дерматозы, приступы
или Димедрол, бронхиальной астмы, почечные и печеночные колики
Супрастин), повышении давления). Во время еды 1-2 таб.
Мумие 10 таб. Противовоспалительное. Для лучшего заживления, снятия
отеков.
Прополис 10 таб. -----"-----, снимает зубную боль (заклеить дырку)
Гидрокортизон 1 тюб. Инфекции и травмы глаз
(глазная мазь)
Ацикловир 5% (мазь) 1 тюб. Против герпеса
Крем для рук "Зодиак" 1 тюб. При огрубении кожи,трещинах (натирать на ночь)
Витамин "Ревит" Ежедневно по 3 шт. каждому участнику.
(или Аэровит, Аснитин)
Пантенол аэрозоль При ожогах и других повреждениях кожи.
Промедол 2 амп. Сильное обезболивающее. При травмах, инфаркте.
(или Трамал) (наркотик) Эффект через 20 мин., длится 3-5 часов.
отсутствовал Внутримышечно 1-2 амп.
Тавегил 2 амп. При сильных аллергических реакциях (приступ удушья,
отек, аллергия на лекарств. препарат).
Внутримышечно 1-2 амп. HЕ сочетать с алкоголем!!!
Преднизолон 2 амп. Гормональное средство. При шоках, аллергических
реакциях, терминальных состояниях. Внутривенно медленно.
Противопоказания: язва желудка.
Hовокаин 2 амп. Местное обезболивающее. При необходимости произвести
(или Лидокаин) манипуляции на небольшой ране. Обколоть рану по
периметру (3 - 5 уколов), вводя постепенно раствор на разную глубину. Эффект наступает сразу и длится 30 минут.
Шприцы для инъекций 4 шт. по 2 мл
(одноразовые) 2 шт. по 5 мл
Содержание
1.3. Район, подрайон, массив похода
1.5. Определяющие препятствия маршрута
1.7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов
2.1. Общая смысловая идея похода
2.2. Варианты подъезда и отъезда
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.4. Изменения в маршруте и их причины
2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута
2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
2.8. Наиболее интересные объекты на маршруте
2.9. Дополнительные сведения о походе (Перечень специального снаряжения)
2.9.1. Перечень специального снаряжения
2.9.2. Особенности общественного и личного снаряжения
2.9.3. Характеристика средства передвижения
2.9.4. Особенности погодных условий
2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
2.11. Итого, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
1.1. Карта пешей части маршрута и начала сплава (1:200 000)
1.2. Карта водной части маршрута. Коный - Большой Абакан - Абакан (1:500 000)
1.3. Схема водной части маршрута. Большой Абакан - Абакан (1:100 000)
2.1. Схема прохождения порога на реке Коный
2.2. Схема прохождения порога "Карбонак"
2.3. Схема прохождения порога "Томский"
2.4. Схема прохождения порога "Гордей"
2.5. Схема прохождения порога "Малый Карбонак"
2.6. Схема прохождения порога "Курчеп"
2.7. Схема прохождения порога "Шумиха"
2.8. Схема прохождения порога "Избушки"
3. Условные обозначения, применённые на схемах
4. Список препаратов медицинской аптечки и методы их применения
|
Это наша кнопка |
Не знаете где купить зерновой кофе? ищите в Coffeecuattro. |