Аннотация: Путешественники: я, моя подруга, ее сын и автомобильчик "Ока"
Отзыв о путешествии: Шульган-Таш
Время - середина августа, лето кончается, отпуск тоже, надо готовиться к рабочим будням и от этого на душе очень печально. И тут звонит моя подруга Катя, у нее такое же состояние и настроение и заявляет, что нужно срочно куда-нибудь отправиться, пока еще лето не кончилось.
Я легко собираюсь и легко без долгих раздумий могу отправиться на край света. Моя подруга такая же и это, пожалуй, единственный мне знакомый человек, который может так легко собраться, главное, было бы предложено. Потому мы быстро обсуждаем, куда же мы можем поехать и на следующий день после разговора мы уже выезжали. Мы - это я, моя подруга Катерина и ее сын семи лет Коля.
Машинка у меня маленькая и не очень признаваемая миром автолюбителей - "Ока". Но мы на ней уже покатались много где, для двух дам и ребенка она вполне удобна, легко паркуется и легко проскальзывает в щелки во время пробок в городах, а, самое главное, бензина потребляет очень-очень мало, ну, во всяком случае, по сравнению со всеми остальными машинками.
Маршрут был запланирован следующий: Киров - Набережные Челны - Уфа - Белорецк - Шульган-Таш - Аркаим - Магнитогорск. Главные пункты, к которым мы стремились - это капова пещера Шульган-Таш, которая, по описаниям в Интернете, имеет около 15 различных залов и рисунки древних людей в нескольких из них, Аркаим - музей-заповедник под открытым небом и аквапарк в Магнитогорске, который на то лето был третьим крытым российским аквапарком (один есть в Самаре, один - в Екатеринбурге и в них мы уже были. Сейчас, правда, появилось еще два крытых аквапарка - в Москве и в Санкт-Петербурге, но летом 2006 их было всего четыре: Самара, Екатеринбург, Магнитогорск и Абзаково под Магнитогорском).
Поскольку машинка у нас не самая скоростная, то двигаемся мы, обычно, не торопясь, положенный скоростной режим не нарушаем, ну, разве что, чуть-чуть, то есть идем 90-100 км/час, ночью на трассе одним девушкам страшновато, потому мы стараемся найти мотель и остановиться на ночлег. Потому за день мы проходим, чаще всего, не очень много - от 500 до 700 км. А вообще за все наши поездки наше рекордное расстояние за сутки - 950 км. Потому с нашим неторопливым движением в первый день мы проехали Набережные Челны, двинулись в сторону Уфы, но до нее не добрались около 100-150 км и остановились ночевать в мотеле на трассе. Совет: если есть намерение и желание ночевать на трассе в мотеле, то останавливаться нужно уже часов в семь-восемь вечера. Если позже, то мест, скорее всего, уже не будет. Мы подъехали где-то в девять вечера и все комнаты были уже разобраны. Оставалась только одна малюсенькая комнатушка, без окон и расположенная рядом с бильярдным залом, где играли достаточно шумные товарищи. Правда, где-то в полночь они разбрелись спать. Цена комнаты - 250 рублей на человека.
В первый день нам не очень повезло - пошел дождь, причем достаточно сильный и это, естественно, сбивало все приятные впечатления: стекла забрызганы, окна не откроешь, дорога скользкая и приходиться вести очень сосредоточено. В общем, не расслабишься. Причем, самое забавное было то, что туча с дождиком держалась точнёхонько над дорогой, а справа и слева было чисто. Мы, однако, не унывали и надеялись на лучшее. Так и получилось. На следующий день появилось солнышко и больше уже не исчезало на всем протяжении нашего путешествия.
Поскольку целью путешествия были три основных пункта, то в дополнительные города мы заезжать не рвались и, если была объездная, то обходили их стороной. В связи с этим утром второго дня в Уфу мы не заехали и сразу же отправились на Белорецк. Дорога была очень приятная. Ну, если вам интересно покрытие трассы, то на нас особо не ориентируйтесь, хуже дорог, чем в Кировской области нет нигде, потому все дороги за пределами нашей области нам кажутся замечательными. Но в данном случае я в большей степени имею в виду впечатления от поездки: солнце, тепло, зелень, машинка, дружная компания... Красота!
Километров за 50 до Белорецка дорога разветвлялась - одна уходила на Белорецк, а вторая вела в нужную нам сторону - на Старосубхангулово, где, по утверждению Интернета, и находилась капова пещера Шульган-Таш, а около нее - гостиничный комплекс. Время было уже где-то четыре-пять вечера. Вставал вопрос: то ли ехать в Белорецк и искать ночевку, что вроде как еще рано, то ли рискнуть и попытаться доехать до пещеры и заночевать там. Сильно нас смутили местные жители, у которых мы на трассе покупали яблоки. На наши вопросы про пещеру и гостиницу около нее они сильно озадачились и сообщили, что до пещеры еще очень далеко, никакой гостиницы там нет, а пещера находится не в самом селении Старосубхангулово, а от него на расстоянии около 50 км по бездорожью, преодолеть которое в темноте будет очень затруднительно. Местные жители, муж и жена, оказались очень милыми, общительными и заботливыми и предложили нам остановиться ночевать у их мамы, которая живет на середине пути до Старосубхангулово. Очень-очень настаивали и рекомендовали. Мы адрес мамы записали, но между собой решили, что будем двигаться максимально вперед, а там уже искать ночлег. Свернули от Белорецка и отправились в сторону Старосубхангулово.
С шумной трассы мы ушли и ехали по неширокой (всего две полосы) и на удивление очень хорошей дороге. Асфальт был положен, казалось, совсем недавно, потому не было ни ям, ни трещин, ни рытвинок - ровнейшее покрытие, даже не поверишь, что Россия, а не Европа. Мы долго удивлялись такому чуду, удивлялись, что в Башкирии, да еще и не в центре, а в глубинке, может быть такой замечательный асфальт. Через день нам популярно объяснили, что в Старосубхангулово у Президента Башкирии живет то ли теща, то ли еще какие-то родственники, но, в общем, чтобы они не мучились, дорожку к ним сделали хорошую. После Старосубхангулово дороги нет, в чем мы и убедились на личном опыте впоследствии, но об этом позже.
Что больше всего нас впечатлило в Башкирии, так это красота гор, а особенно, закат на их фоне, когда уходящее солнце ярко-ярко освещает лохматые вершины и высвечивает причудливые силуэты деревьев, а также табуны лошадей, бредущих по этим горам и прямо по дороге. Если ехать по средней полосе России, то из живности чаще всего встречаются "стаи" коров, как сказал наш семилетний Коля, пасущиеся на лугах и сопровождаемые пастухами. Если эти стаи коров и забредают на дорогу, то только по вечерам, когда их гонят домой, и все стадо переходит трассу, не обращая ни малейшего внимания на пережидающие их машины. В Башкирии же чаще всего встречаются лошади, чем коровы и смотрится это очень красиво. О, коровы тоже есть, причем это очень оригинальные коровы, их никто не сопровождает, они пасутся совершенно самостоятельно, вокруг на несколько десятком километров не встречается ни одного села, ни одной деревни и ни одного человека (во всяком случае, мы их не видели). И еще эти оригинальные башкирские коровы предпочитают пастись не на лугу, как все нормальные российские представители их породы, а прямо на трассе. Они бродят по ней неторопливым шагом поодиночке и группами, стоят в задумчивости, опустив голову, и, наверное, медитируя, а также лежат на ней, не обращая никакого внимания на приближающийся автомобиль. Сигналы их не пронимают, они только медленно поднимают головы и с печалью смотрят на дурную машину, пытающуюся прогнать их с належанного места. Некоторые из этих коров, возможно, перепутавших дорогу с лугом, что-то старательно слизывают с дорожного полотна, и оторвать их от этого занятия совершенно невозможно. Башкирские лошади не такие вредные, как коровы. Они бродят небольшими табунами, в некоторых случаях на лугу, а в некоторых - по обочине дороги. Большинство из тех, кого мы видели, куда-то целенаправленно шли вдоль дороги, при чем, они вели себя как образцовые пешеходы, оказавшиеся на трассе без тротуара - они шли, в основном, на встречу движению. Машин они тоже, как и коровы, не боялись. Но когда мы попытались остановиться около небольшого табуна и угостить маленького жеребенка хлебом, то весь табун в панике рванул от нас напролом через кусты. В одном месте мы видели пять лошадок, забившихся под крышу автобусной остановки и, наверное, ожидавших прихода нужного транспорта. Нас они только проводили грустными взглядами, видимо, наша машинка им показалась слишком маленькой и не пригодной для использования.
По хорошей дороге, да почти без встречных или обгоняющих машин мы очень быстро добрались до того селения, в котором жила мама добрых местных жителей и где предполагалось нам оставаться ночевать. Время было не позднее, часов шесть вечера и мы решили двигаться дальше. Это было правильным решением и в Старосубхангулово мы приехали часов в девать. Ехать на ночь глядя до пещеры по отсутствующей дороге мы не решились, а потому поехали искать ночлег. Интернет комментировал, что в Старосубхангулово имеется гостиница. Это неправда, гостиницы там нет. Селение очень небольшое, проезжающих, видимо, немного, да и ехать-то дальше, собственно говоря, некуда, а потому нужды делать гостиницу нет. Есть маленький деревянный домик на три комнаты, который используется для поселения время от времени приезжающего начальства. Водопровода нет, вода в бачке на маленькой кухне, удобства во дворе. Зато куча разнообразной спирто-водочной посуды в шкафах. Нам повезло, что именно в тот момент, когда мы подъехали, женщина, отвечающая за этот домик, как раз зашла в клуб, расположенный рядом. В противном случае ночевка бы нам не светила, так как домик, обычно, бывает заперт. Очень долго созванивались с председателем, который должен был дать разрешение на поселение нас, а мы с трепетом ожидали решения нашей судьбы, так как время было позднее, доехать прямо до пещеры нам не представлялось возможным и возвращаться назад к гостеприимной маме было уже неудобно. К счастью, председатель ночевку разрешил, нас провели в дом, выдали белье, показали удобства. Особо интересной достопримечательностью домика было отсутствие внутреннего замка и когда мы спросили, как нам запереть на ночь дверь, то хозяйка искренне удивилась: "А зачем? У нас никто не ходит и ничего не ворует". Пришлось нам, двум не привыкшим к такой свободе нравов, дамам припереть дверь креслом. Хозяйка оказалась права, воровать нас никто не пришел. Ночевка нам обошлась в 300 рублей с человека.
На утро мы оценили, среди какой красоты мы ночевали. Вечером мы не могли подробно присмотреться к окружающей нас действительности, так как было уже темно, да проблема ночевки волновала нас сильно. На утро окружающий мир произвел на нас сильное впечатление. Само селение очень невелико, состоит буквально из одной длинной улицы, которая протянута вдоль ущелья, а вокруг - горы. Какое это великолепие! Горы Башкирии не слишком высоки, потому их вершины не имеют снежных шапок, зато они сплошь покрыты деревьями, цвет которых переливается от изумрудно зеленого до совсем темного, почти черного. Издали деревья похожи на мягкий мох. Так и хочется провести рукой, погладить этот мягкий ковер. Кое-где видны обрывистые скальные выступы и их жесткость контрастирует с кажущейся мягкостью леса. И все вокруг такое реальное, настоящее и в то же время настолько сказочное, необычное, настолько отличающееся от привычной жизни, что теряешь ощущение времени и реальности.
Вдоль селения протекает небольшая горная речушка, причем вода в ней прозрачная и настолько чистая, что все жители спокойно используют ее для питья и приготовления еды. Конечно, мы попробовали эту воду и нам она показалась очень вкусной. Нам, после нашей мутной, грязной Вятки, в которой уже третий год медики запрещают купаться, эта чистенькая речка, бегущая среди гор, казалась просто маленькой сказкой. Еще нам удалось подманить стаю гусей, купавшихся неподалеку и мы скормили им весь наш хлеб, который они очень смешно вырывали прямо из рук.
Наигравшись с гусями, насмотревшись на горы, побродив по босиком по реке и закупив местных мелких, но очень сладких яблок, мы выяснили направление на Шульган-Таш и отправились к основной цели нашего путешествия - смотреть рисунки древних людей.
Дорога на Шульган-Таш была. Если это можно, конечно, назвать дорогой. Грунтовка, в горах, с кучей рытвин и камней, частично серпантинного типа, в некоторых местах с очень крутыми подъемами и спусками. Держать скорость выше 20-30 км/час поначалу никак не удавалось - и из-за поворотов и из-за камней, летящих из-под колес. Бедная моя машинка. Проехав километров 20 мы уже освоились, прибавили скорость и даже где-то пытались идти 40-50 км/час. Общее расстояние до пещеры около 50 км.
Сама пещера Шульган-Таш находится в заповеднике, который представляет собой горно-лесную территорию тянущуюся вдоль широкой горной речки. Бродить по самой территории заповедника абы как не рекомендуется, так как есть вероятность горных обвалов, а также еще и потому, что туристы вытаптывают траву и губят другие полезные растения. Специально для туристов вдоль реки проложена тропинка протяженностью около полутора километров, которая и ведет к самой пещере. У тропинки есть специально отведенные места для костров. Как говорят, раньше до Шульган-Таш автомобильной дороги не было совсем и добраться до нее могли только туристы-байдарочники. Много байдарок и лодок приходит и сейчас, причем группы не только русские, но и иностранные. Вообще-то, с байдаркой или лодкой можно получить дополнительное удовольствие: вдоль реки имеется еще несколько пещер, но диких, не обихоженных, куда вход, естественно, бесплатный, но зато на свой страх и риск.
Вход в заповедник - 150 рублей с человека - экологический сбор. Прогуливаться можно только пешком, у входа есть стоянка для машины - 30 рублей, маленький башкирский шатер - кафе и несколько домиков, видимо, для администрации. Еще сказали, что есть два домика для туристов, желающих остаться ночевать, но стоило это около 1500 руб. с человека.
Заповедник Шульган-Таш красивый: великолепные горы, бурная и глубокая горная река, чистый лес, несколько мини-музеев на территории, главный из которых музей бортничества. На территории заповедника около 400 пчелиных семей, как диких, так и специально выведенных. При чем за всеми ими следят, ведут подсчет, ухаживают. В музее можно купить местный мед, который, говорят, очень полезный. Имеются также различные местные сувениры. В музее бортничества есть забавный аттракцион: нужно по практически гладкому стволу дерева влезть на вершину (метра три-пять), где подвешен улей с медом. Если долезешь - мед можешь забрать. При нас, однако, никто не долез. И мы тоже не долезли, хотя пытались все трое. Зато весело.
А вот сама капова пещера немного разочаровала. Нет, все было, конечно, интересно, на мы рассчитывала на нечто большее. Год назад мы были в Кунгурской пещере под Пермью и она произвела на нас неизгладимое впечатление. Я, конечно, не великий специалист в спелеологии и настоящие профессионалы меня, конечно, высмеют, но как дилетант я была в восторге от Кунгурской пещеры. Я понимаю, что Кунгурская пещера больше похожа на аттракцион для туристов, чем на натуральную пещеру, однако, тем не менее, ощущение того, что ты находишься внутри горы, что над тобой тонны камня, а вокруг настоящий подземный мир приводят в щенячий восторг. Опять же, для удобства туристов в Кунгурской пещере проложена дорожка из плитки, а для усиления впечатления в самых захватывающих местах поставлены разноцветные фонари, которые не бросаются в глаза, но освещают причудливые силуэты камней, выступы, впадины и подземное озеро. Кунгурская пещера имеет маршрут протяженностью около трех километров, в процессе экскурсии посещается около 10 (а может, и больше) различных залов. Это действительно очень красиво.
Так вот, побывав в Кунгурской пещере, мы ожидали от каповой пещеры Шульган-Таш чего-то еще более сильного. 15 залов, три уровня, и, самое главное, рисунки настоящих древних людей! К сожалению, нас ждал большой облом. Из пятнадцати залов (даже уже 17, в прошлом году были открыты еще два) туристов проводят только по двум. В третий зал дают заглянуть сквозь щелочки массивной железной решетки, поставленной для того, чтобы особо ретивые туристы не пробрались дальше самостоятельно. Протяженность двух разрешенных к посещению залов около 100 метров, то есть мы практически не отдалялись от входа пещеры. Дорожка из плиток по полу также проложена, но освещения нет. Однако, в данном случае дополнительная экзотика - нам выдали больший шахтерские фонари с помощью которых мы должны были передвигаться по пещере и осматривать ее стены, это было забавно. Самое главное наше разочарование было связано с рисунками ради которых, собственно говоря, мы и ехали. Рисунки древних людей находятся в дальних залах, в тех, куда простых посетителей не пускают - во-первых, проход закрыт, во-вторых, от частого посещения воздух в пещере нагревается, начинается испарение, влага стекает по стенам и известковый налет, выделяющийся из воды, закрашивает рисунки и они просто-напросто исчезают. Чтобы совсем не разочаровывать туристов и чтобы они хоть что-то посмотрели, некоторое количество рисунков с полнейшей точностью воспроизведено на стенах первого зала пещеры. Это, конечно, тоже интересно, но все-таки впечатление не совсем то, какое, как мне кажется, было бы, если бы смотреть подлинные рисунки.
У входа в пещеру есть озеро, уходящее прямо под скалу. Горная вода очень обманчива, озеро кажется не глубже 15-20 сантиметров, но экскурсовод рассказала нам, что это только иллюзия. В прошлом году приезжали профессиональные водолазы с целью измерить глубину этого озера, они спускались в воду прямо под скалу и смогли добраться до отметки 80 метров, но дна они так и не достигли. Вода в озере голубовато-синяя, как нам объяснили, из-за присутствия в ней определенных минералов. Правда мнение по поводу их важности и значения мнения разошлись. Мы начинали экскурсию с одним сопровождающим, а закончили с другим. Так вот, первый экскурсовод сказала, что воду из озера пить нельзя, потому, что там много минералов, а вторая сказала, что воду из озера пить очень полезно, опять же потому, что там много минералов. Поскольку было очень жарко и хотелось пить, то мы решили поверить второй девушке и воды попробовали. Ничего, вроде живы.
В заповеднике и пещере Шульган-Таш мы бродили где часа четыре, ночевать решили не оставаться, поехали обратно в Старосубхангулово. Дальше наш маршрут лежал в сторону музея-заповедника Аркаим.
Из пещеры Шульган-Таш в селение Старосубхангулово мы (мы - это я, моя подруга Катя и ее семилетний сын Коля) выбрались где-то часам к пяти-шести и решили, что ночевать еще рано, надо двигаться дальше. Еще в кафешке около самой пещеры мы пытались сориентироваться по дальнейшей дороге, спрашивали о возможных путях всех, кто оказался рядом. Если смотреть по карте, то, направляясь к заповеднику Аркаим, нам нужно было бы от Старосубхангулово спускаться вниз в сторону Сибая. Однако, возникало большое подозрение - а есть ли дорога от Старосубхангулово прямиком на Сибай. Дорога в объезд с возвратом обратно в сторону Белорецка (а он по карте значительно выше) точно была и, как мы уже знали, достаточно хорошая. А вот если прямо на Сибай? Это бы значительно экономило и время и километров 100-150. Карта уверенно демонстрировала дорогу от Новоусманово до Сибая, но вот между Старосубхангулово и Новоусманово (около 50-100 км) было нарисовано что-то невразумительное. Так есть эта дорога или нет?
В кафе мы разговорились с компанией колоритных очень представительных мужчин около 40-50 лет. Оказалось, что у них уже традиция ежегодно сплавляться до пещеры Шульган-Таш на байдарках и проводить около нее несколько дней. Они облазили в Башкирии уже все интересные уголки, но больше по рекам, чем по автодорогам. Хотя, в последнее время, как они сообщили, стали ленивые и все чаще предпочитают автомобиль. Они сказали, что дорога, по идее, на Сибай должна быть, тем более, что и по карте что-то нарисовано. Рекомендовали попробовать двинуть напрямик. А еще приглашали на обратном пути, после Магнитогорска, заезжать к ним в гости на озеро Банное, где очень красивые места, горы и санатории, самый обаятельный дядечка из компании обещал лично показать все самые красивые места. Обменялись телефонами и двинулись в обратный путь.
В Старосубхангулово мы все еще колебались по поводу того, ехать ли нам дорогой с возвратом или двинуться вперед. Эх, была, не была! Возвращаться не интересно, поедем новой неведомой дорогой. На выезде из селения еще раз попытались спросить местное население, оказавшееся местной байкерской молодежью, по поводу дороги на Новоусманово. Байкеры как-то уж очень озадаченно осмотрели нашу "Окушку", уверенно сказали, что дорога есть. Когда мы радостно бросились к нашей машинке, чтобы продолжить путь, они с сомнением поинтересовались, а не на ней ли мы собираемся ехать до Новоусманово. Да, на ней. Они сначала долго смеялись, потом заявили, что нам не доехать. Почему? Да вообще странно, что вы на ней сюда-то добрались, а там точно не проехать. Там даже на "шестерке" не могли проехать, а уж об "Оке"-то и речи быть не может. Там разве что, ну, может, "восьмерка" пройдет, да еще рейсовые автобусы ходят. Ну вот, здрасьте, рейсовые автобусы ходят, "восьмерка" пройдет, а чем же наша "Окушка" хуже? Чем "Ока" хуже других автомобилей объяснений не нашлось, потому мы самонадеянно решили, что мы, такие крутые путешественники и с нашим маленьким автомобильчиком все можем (ибо были прецеденты, мы однажды зимой прошли с "Окой" там, где не могла пройти "Нива"), а потому поедем вперед. Молодежь подивилась на нашу наглость, а мы двинулись дальше.
Замечательный асфальт Старосубхангулово кончился сразу же за табличкой, говорящей о выезде из поселка. Видимо, дальше этого селения родственники Президента Башкирии не ездили, а потому тратиться на дорогу он посчитал излишним. Дорога пошла грунтовая, причем очень неровная, с колеями, а в большинстве мест и крупной и мелкой галькой. Постоянный серпантин, спуски и подъемы и повороты, повороты, повороты. Известковая пыль за машиной стояла страшная, а если кто-то проезжал мимо, то мы практически не видели дорогу впереди себя. Однако, в принципе, ничего сверх ужасного не было, просто дополнительные неудобства и замедление движения. Колеи были вполне приемлемые и проезжаемые, если где-то и встречалась грязь, то твердая, засохшая, а пыль можно было игнорировать. Так прошло около 50 км и это была примерно половина того пути, который мы должны были пройти до Новоусаново. Мы приспособились, расслабились, даже спели что-то веселое и, естественно, потеряли бдительность.
Выныривая из-за очередного поворота, мы со всего размаха влетели в широкую лужу, растекшуюся во всю ширину дороги. Лужа больше была не лужей, а жидкой грязью. Остановка грозила тем, что мы могли застрять в ней улегшись на дно, потому я нажала на газ, машина рванулись вперед, тут же днище ударилось обо что-то твердое, но при этом мы выскочили из лужи. Машинка у была меня новенькая, путешествие наше только что начиналось, находились мы в какой-то глухой местности и ехать нам было еще ой-ой-ой как долго, потому удар нас сильно шокировал. А что если мы что-то повредили, а что если у нас что-то сейчас отвалится? Причем максимум, что мы можем сделать с подругой, так это, как в анекдоте, протереть стекла, попинать по колесам, заглянуть под капот и, если после этого машина не поедет, то мы уже больше ни на что не способны. Мы остановились, выбрались все втроем из машины и стали пытаться по очереди заглянуть под днище, чтобы определить, что же это было и нет ли там сквозной дыры. Стукнулись мы о достаточно большое бревно, которое пряталось незаметным в грязи, но вот куда же это оно нам попало и как это повлияло на нашу способность двигаться дальше? Вглядывались в днище мы долго, но так ничего и не поняли. У каждого было свое предположение, но ни одно из них не пересилило. Машина вроде бы завелась, потому мы оставили разбирательство до лучших времен и двинулись дальше, но с уже гораздо большей осторожностью. Это было к лучшему, так как километров через десять нам встретилась второй подобный участок с полужидкой грязью. Напуганные первым, мы вышли из машины, обследовали его, определили путь для движения и очень осторожно и медленно проехали. Успешно. Довольные собой двигаемся дальше, но.... Через десять километров новое препятствие - грязь, тянущаяся метров 15-20 и уже не полужидкая, а перемешанная с глиной, что привело к возникновению колеи. При чем высота колеи около 40-50 см, нашей "Окушке" с ее низеньким брюшком явно не проехать, ляжем. Выходим, смотрим, пытаемся найти выход. Слева дороги - скала, справа - обрыв, то есть по обочинам явно не проедешь. Были бы камни - можно было бы попытаться засыпать самый сложный участок и проехать вперед, но, как назло, дорога в данном месте грунтовая, да и где гарантия, что дальше не будет еще более сложных участков? Но как не хочется возвращаться! Мы же столько уже проехали! Но выхода нет, побродив кругами, мы садимся обратно в машину, разворачиваемся на узкой дороге (вот где удобство-то маленькой машинки!) и едем в сторону Старосубхангулово. К сожалению, местные байкеры оказались правы, мы не проехали.
Обратная дорога оказалась гораздо печальнее, чем дорога вперед. Переживаем неудачу, жалеем потраченного времени, а ко всему еще и начинает темнеть. Проблема в том, что я в темноте не очень хорошо вижу, Катя в темноте видит еще хуже меня, да еще и тот факт, что мы на пустынной заброшенной дорогое в десять часов вечера - две девицы и ребенок. Страшновато.
Забавность состоит еще и в том, что у Кати есть интересная особенность: она в сразу же после десяти вечера начинает засыпать. Она понимает, что времени еще не так уж и много, она понимает, что нам обязательно нужно добраться до какого-нибудь населенного пункта, она понимает, что лучше бы вдвоем смотреть на дорогу, а то можно опять куда-нибудь вляпаться и, тем не менее, она засыпает. Она пытается не спать, пытается что-то говорить, как-то отвлекаться, но просто-напросто клюет носом через каждое слово и, в конце концов, все-таки засыпает, так что обратно через все встретившиеся лужи мне приходится перебираться одной и уже в полной темноте.
Когда мы вернулись обратно в Старосубхангулово уже было около двенадцати часов ночи. Домик, в котором мы ночевали в прошлую ночь, естественно, был уже закрыт, в чем мы убедились, добравшись до него. Разыскивать хозяйку с ключами и будить ее было неудобно. Местный милиционер, к которому мы попытались обратиться, ничего вразумительного по поводу возможности снять комнату сказать не мог. Потому пришлось нам покинуть Старосбхангулово и двинуться в обратный путь в сторону Белорецка.
Ехать мне опять пришлось одной, так как оба моих пассажира спали, как сурки. С одной стороны, дорога была хорошая и уже пройденная один раз, что облегчало продвижение назад, а с другой - это все же была уже ночь, мы устали за день, проведенный на природе, а также от переезда всех встретившихся нам луж и от неизвестности по поводу того, где же мы будем ночевать. План-максимум состоял в том, чтобы ехать, в крайнем случае, до Белорецка, ну должна же там быть хоть какая-нибудь гостиница. Но была маленькая мысль по поводу плана-минимума. Дядечка-милиционер в Старосубхангулово упоминал про турбазу в Каге, до которой, вроде бы, добираться было около 50-70 километров. Вот на эту Кагу я и надеялись. И все получилось! Добрались мы до Каги где-то часа в два ночи, хорошо, что не проехали мимо. Смогли разыскать, несмотря на позднее время, администратора, который, о чудо, сказал, что без проблем может выделить нам комнату за 250 руб. с человека. Комната была на веранде небольшого деревянного домика, с узенькими кроватями, с щелями в дверях и удобствами на улице, но нас вполне все устраивало.
Катя с Колей, добравшись до комнаты, тут же завалились спать, натянув всю теплую одежду, которая была с собой и навалив сверху два местных одеяла и свой прихваченный из дома плед. Подобные предосторожности потребовались в связи с тем, что на улице было уже достаточно прохладно, а комната очень хорошо проветривалась за счет наличия множества щелей. А я, решив соблюдать приличия, поплелась на улицу, чтобы умыться на ночь. Ночь была красивая. Темное-темное небо, августовские яркие звезды, запах цветов и отблески костра где-то далеко за деревьями. Пока я умывалась и шла обратно, у костра взяли в руки гитару. Обожаю песни под гитару, а если учесть, что у поющего был чуть ли не профессионально поставленный голос, то я просто не могла устоять. Чуть поколебавшись - неудобно ведь беспокоить отдыхающих своей компанией людей - я решила, что не могу упустить такой шанс и пошла напрашиваться к костру, у которого, как оказалось, праздновали день рождения одного из сотрудников лагеря.
Компания оказалась дружная, местная и практически вся мужская. Естественно, они с удовольствием пригласили посидеть появившуюся ниоткуда девушку. В процессе беседы зашла речь о местных достопримечательностях и выяснилось, что развлечений достаточно много - дискотеки, катания на лошадях, волейбол, соревнования и, что самое интересное, сплав на байдарках или лодках по реке Белой, при чем можно на несколько часов, а можно и на несколько дней. Я ни разу в жизни не сплавлялась ни на байдарке, ни на лодке, было очень любопытно и очень хотелось попробовать. Однако, во-первых, нам нужно было завтра утром уезжать, а, во-вторых, удовольствие это было не из дешевых, 400 руб. на человека при сплаве на несколько часов. Эх, финансы и время всегда сильно осложняют жизнь.
Спать я ушла где-то часа в четыре. При чем бедные Катя и Коля все несколько часов моего хождения спали при свете, так как я его оставила в комнате включенным, я же собиралась выйти только на несколько минут умыться. Однако, по-моему, им было совершенно все равно.
Проснулись мы все около десяти утра, собрались, потащили сумки к машине. И по дороге встретили самых активных граждан из той компании, с которой мило коротали ночь у костра. Естественно, поздоровались, и я представила им мою подругу. Тут следует заметить, что Катя очень хорошенькая, однако, этого мало. Она не только хорошенька, она еще и очень обаятельная, общительная, неунывающая, ну, в общем, очень мила во всех отношениях. И мужчины, естественно, перед такой девушкой устоять не могут. О, не надо понимать превратно! Ничего такого тут в виду не имеется, просто мужчины для такой милой девушки готовы сделать тоже что-нибудь милое. Так вот, когда в разговоре речь зашла о сплаве по реке и мы с Катей высказались в том плане, что это могло бы быть очень любопытно, то физрук турбазы тут же высказал идею, что мы должны испытать эти новые ощущения. На наши возражения о времени он сказал, что время никуда не убежит, а вот природа вокруг турбазы очень впечатляющая и когда мы еще соберемся в такую даль из нашего города соберемся приехать и прокатиться по такой красивой реке на лодке. Проблем с деньгами была сложнее. Физрук ненадолго задумался и сказал, что полностью бесплатно сделать не удастся, так как нужно хотя бы оплатить бензин, так как сплав идет на лодке вниз по течению, а внизу, в нескольких километрах от турбазы, сплавляющихся встречает машина. На робкий вопрос: "А сколько?.." он опять задумался и сказал, что хотя бы 150 руб. Поскольку эта сумма была значительно меньше, чем первоначальная - 1200 руб. (по 400 руб. с трех человек), то мы тут же согласились.
Тут следует сказать еще об одном успехе Кати в борьбе с денежными сложностями. Пока я вытаскивала из сумок теплые брюки и свитеры, так как нам сказали, что на реке холодно, Катя пошла в бухгалтерию базы для того, чтобы оплатить нашу ночевку. Путевку при этом должен был выписывать директор турбазы, который, видимо, так проникся Катиным обаянием и ее впечатляющим рассказом о путешествии на таком мелком автомобиле "Ока" в такую даль двух девиц и ребенка, что сбросил нам стоимость ночевки с 250 руб. с человека до 150 руб. за всех, да еще велел нам отправиться в столовую базы, где нас всех покормили бесплатным обедом. Да здравствует женское обаяние!
Сплавлялись мы по реке Белой не на байдарке, а на резиновой лодке. Я, честно говоря, и в резиновой лодке в первый раз сидела. И в первый раз грести попробовала. И цапель увидела в первый раз. И речные пороги и перекаты проходила в первый раз. И еще берега реки действительно очень красивые. В большинстве своем они представляют скалистые горные обрывы, где-то впечатляюще гранитно-каменистые, а где-то покрытые ярко-зеленой растительностью. И все это, с одной стороны, было очень похоже на эпизоды какого-то экзотического фильма, а, с другой стороны, было удивительно реально. Мы даже приставали к некоторым скалам, чтобы прикоснуться к ним, увериться, что они действительно такие настоящие, как выглядят и нам это не сниться.
Сопровождала нас и обучала водному передвижению инструктор турбазы Олеся. Совсем молоденькая, лет восемнадцати, удивительно самостоятельная, уверенная и в то же время очень милая. Она щебетала всю поездку обо всем на свете, начиная от особенностей турбазы в Каге и заканчивая собственной историей любви. При этом она без малейшего напряжения работала веслом всю дорогу, давала лодке нужное направление и обучала нас гребле. Мы с Катей менялись в гребле каждый минут пятнадцать-двадцать, так как был сильный встречный ветер и мы, непривычные к подобной работе, быстро уставали. А Олеся трудилась совершенно спокойно, не напрягаясь и невозмутимо пережидала наши постоянные смены друг друга.
В целом сплав наш длился около четырех часов. Внизу по течению нас ждала машина с физруком в качестве водителя. Он привез нас и лодку обратно на турбазу, заехав по дороге по собственному почину, к какому-то местному священному источнику для того, чтобы мы могли набрать чистой родниковой воды.
В общем, мы, конечно, не пожалели, что остались в Каге еще почти на целый день, это того стоило.
Уезжали мы из Каги часа в четыре вечера. За короткий период оставшегося светового дня нам нужно было успеть добраться до следующего пункта нашего путешествия - Аркаима, где, вроде бы, по описаниям Интернета, должна быть гостиница.