Кривошеина Елена: другие произведения.

Отчет: Северный Кавказ на автомобиле

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 22, последний от 02/08/2010.
  • © Copyright Кривошеина Елена (keleny@rambler.ru)
  • Обновлено: 28/08/2011. 19k. Статистика.
  • Отчет. Путешествие:Кавказ , Автомобиль
  • Дата похода 11/08/2008
  • Маршрут: Кавказские Минеральные Воды - Эльбрус - Домбай
  • Оценка: 6.11*18  Ваша оценка:


    Отчет

    Кавказские Минеральные воды, Эльбрус, Домбай

      
      
       Расскажу о поездке, состоявшейся в августе 2008 года (11.08.2008-20.08.2008) на автомобиле "Ока".
       Маршрут был следующим: Киров - Йошкар-Ола - Пенза - Саратов - Волгоград - Элиста - Минеральные Воды - Пятигорск - Ессентуки - Кабардино-Балкария (Чегемские водопады и Эльбрус) - Кисловодск (Гора-Кольцо и Медовые водопады) - Карачаево-Черкессия (Домбай) - Ставрополь - Элиста - Волгоград - Саратов - Пенза - Йошкар-Ола - Киров.
       Пройдено за 10 дней в общей сумме 5640 км. Затраты на бензин составили 5 460,52 руб. (238,45 литров АИ92). Расход - 4,23 литра на 100 км. Затраты на проживание и оплату стоянки машины составили 2215 руб. на человека. Три ночи ночевали в машине, одну - в гостях, пять - в гостиницах, мотелях. За всю дорогу - один водитель - я.
       Путешествовала я на этот раз на пару с моей подругой Юлией. Причем, еще даже не начавшись, наша поездка чуть не сорвалась. Вот только собрались мы ехать, назначили день отправления, вещи, можно сказать, собрали, и тут началась война в Южной Осетии. Нам в понедельник выезжать, а в воскресенье весь день новости передают, об установках "Град" рассказывают, а от Кавказских Минеральных вод до Грозного километров триста, до Владикавказа 200 км. Собственно говоря, по военным меркам - мелочь. Я поехала советоваться к Юле. Война, говорю, может, не ездить? Она говорит, да ладно, это же не в России. Я говорю, да ты новости-то вообще смотрела? А она - не-а, у меня телевизор не работает. Посовещались и решили все-таки ехать. Решили, если увидим войска на дороге - повернем обратно.
       Первый день прошли не очень много, около 500-600 км, так как выехали поздно - я придумала с утра еще машину застраховать, так, на всякий случай. Пока страховали - время перевалило за полдень. А выехали в конечном счете в три часа дня.
       Первый день путешествия - это всегда радость и удовольствие. Предвкушение длинной дороги, встреч, интересных событий, ощущение свободы, независимости... Спать вечером совсем не хотелось, болтали, смеялись и двигались часов до трех-четырех утра. А когда глаза все-таки начали закрываться, мы нашли большое скопище ночующих машинок, пристроившихся около кафе и крупной автостоянки, и устроились рядышком. Правда, пока мы обустроили себе гнездышко, умылись, поболтали и похихикали, время перевалило за пять утра, и край горизонта начал светлеть от поднимающегося солнышка. Оно и разбудило нас окончательно часов в восемь, во-первых, светя прямо в глаза, а, во-вторых, нагрев машину до такой степени, что спать в такой духоте дальше не представлялось возможным. Мы очень оперативненько собрались и отправились дальше.
       За второй день нашего путешествия мы добрались до Волгоградской области. Саратов и Пензу не видели, так как указатели на трассе порекомендовали нам объехать эти города стороной, и мы послушались.
       Ничего особо примечательного по дороге не происходило, за исключением того, что на обочине начали продавать дыни и арбузы. Если учесть, что дыни в нашем городе стоят 35 руб. за 1 кг, а на трассе они стоили от 10 до 20 руб. за килограмм, то мы, естественно, дорвались до этого лакомства. Сначала поскромничали и взяли всего две дыни. При чем одну тут же, не отъезжая, так сказать, от места съели целиком в один присест. Вторую повезли с собой, но по дороге решили, что оной нам мало и приостановились у следующего пункта продаж с целью приобретения новой партии. Следующий пункт продаж был не прямо на трассе, а в небольшом селении, где практически у каждого дома хозяева вели продажу. Очень милая хозяйка, кажется калмыкской национальности, помогла нам выбрать правильную дыню, а потом еще одну, а потом к ним, для комплекта, арбуз. Когда мы признались, что мы издалека и, даже можно сказать, с севера и никогда не видели как растут дыни и арбузы, то она решила показать нам свой огород. Дынь и арбузов там, правда, не было, но была, например, кукуруза, которая в нашей области также не растет. Видя наши бурные восторги на это растение, добрая женщина решила, что мы совсем серые, непросвещенные, из дикого края и начала нам показывать и четко называть на всякий случай все растения подряд, в том числе и помидоры, и огурцы. Произвела впечатление слива, которая в нашем регионе вроде как есть, но по причине холодного климата у нас это не совсем слива, а произрастает на ней что-то типа мелких дичков, очень приблизительно напоминающих настоящие плоды. Здесь же хозяйка сорвала нам прямо с дерева с десяток слив, заботливо вымыла их и дала в аккуратненьком пакетике с собой - "на дорожку".
       Ночевать в этот день мы устроились в мотеле под Волгоградом. Утром выехали достаточно рано, но очень долго проезжали Волгоград. Каждый раз, когда там оказываюсь, удивляюсь: такой большой город, а не имеет объездной дороги. То есть, вместо того, чтобы транзитные автомобили могли спокойно объехать город стороной и не загружать и без того достаточно заполненные машинами улицы, они вынуждены двигаться прямо по Волгограду. Да, по окраине, но, тем не менее, прямо по городу. Это неудобно и в плане скорости движения, и в плане поиска нужного поворота, и в плане остановки перед многочисленными светофорами.
       Волгоград мы все-таки миновали, нашли указатель на Элисту, свернули на нужную трассу, осознали, что сложный городские улицы остались позади и можно вздохнуть спокойно, расслабились и приготовились к дальней дороге. И вот тут-то мы и встретили так ожидаемые нами войска. Дорога делает поворот, перед нами оказывается большое поле, а на поле - танки, БТРы, на броне танков сидят солдаты с автоматами - отдыхают. У нас шок. Что, уже война?! Под Волгоградом?! Так далеко от конечного пункта нашего путешествия?! Уже пора обратно? Притормозили, поколебались (мы ведь в начале путешествия думали, что если встретим по дороге военную технику, то просто развернемся и поедем домой), но, однако, решили еще проехать немного вперед, посмотреть, что будет. А вдруг под Волгоградом просто какие-нибудь учения?
       В общем-то, правильно сделали. Больше военных и военной техники по дороге мы не встречали. Правда, был еще один забавный случай, но это уже в Калмыкии. Едем вечером, темно, далеко у горизонта видны какие-то яркие огни - наверное, это очередной населенный пункт. Подъезжаем ближе - батюшки! Это не населенный пункт, это горит громадное поле. Причем, как-то очень странно горит. Огонь достаточно высокий, распространился на большое расстояние, но горит не по всему полю, а кусочками, то есть такое ощущение, что по всему полю специально, на одинаковом расстоянии друг от друга разожжены костры. У моей подруги не очень хорошее зрение, потому я первая сообразила, что это не ожидаемый нами город, а горящее поле. Я говорю: "Юля, да это же костры!" А у нее свои ассоциации (мы же все войны ждем!): поле, армия остановилась на постой, солдаты жгут костры и варят на них солдатскую кашу... Она меня за руку хвать: "Лена! Поехали домой! Не поедем дальше!" Притормозили... Посмотрели... Солдат, вроде, не наблюдается, военной техники тоже, ничего нигде не взрывается, а встречные и попутные машины спокойно проезжают по трассе... Ну, мы тоже решили ехать дальше.
       К слову сказать, ни армию, ни взрывов, ни войны мы так и не встретили за наше путешествие. Когда мы были в Кисловодске, Пятигорске, то пытались спрашивать у местных жителей, как у них тут с войной. Они очень удивлялись, говорили, что у них все в порядке, ничего такого особого не слышно. Так что хорошо, что мы нашу поездку все-таки не отменили. Единственным указателем на то, что мы были не совсем в спокойном регионе, было то, что по трассе на Эльбрус в Кабардино-Балкарии усилены посты ГАИ. Останавливают все машины с неместными номерами, спрашивают куда, зачем едут. Там у меня впервые за пять лет моего водительского стажа проверили багажник, а также паспорт пассажира, а также сделали компьютерный запрос по поводу того, не в розыске ли я или моя подруга. Мы оказались не в розыске.
       ГАИшники там все приколисты и шутники. Проверяет дядечка на посту мои данные, делает запрос по поводу подлинности прав и паспорта подруги, а я и говорю: "А чего такие сложности? "Оку" что ли угнали? До данного момента меня никогда так серьезно не проверяли". А он говорит таким серьезным тоном и печально глядя мне в глаза: "Да вот, ЧП у нас..." Я спрашиваю: "Какое?" А он: "Да вот, двух девушек у нас украли..." Я, принимая все за чистую монету, в шоке: "Да-аааа?! Да Вы что?! Неужели? А когда?" А он мне: "Да, правда. Совсем недавно. Может, знаете таких, встречали? Их фамилии..." И называет наши с подругой фамилии. У меня сначала ступор. Не может быть, чтобы похищенные девушки имели такие же фамилии, как мы. А потом до меня доходит, что это он так шутит.
       Вообще, ГАИшники у них там своеобразные. Три раза меня останавливали. Следует заметить, что все по делу, то есть в связи с нарушениями, но мелкими: один раз на посту не остановилась на знак "Стоп-контроль", второй - за превышение скорости на 20 км/час (населенный пункт, а в кустах, незаметный, то есть я его по-честному не видела, и на совершенно прямой дороге, где не подумаешь, что он может быть, знак "Ограничение скорости 40 км/час") и третий - превышение скорости на 10 км/час (населенный пункт, я знак населенного пункта видела, но не смогла сразу снизить скорость до 60 км/час так как за мной шла фура под 80 км/час, а они тормозят медленно, я побоялась резко снижаться и попалась ГАИшникам на 73 км/час). Так вот все три раза у меня проверяли права, говорили, что я нарушила, я соглашалась, а после этого мне возвращали права и брали обещание, что я нарушать больше не буду. При чем в двух случаях разговор строился примерно так. Берут права, читают... Раздумывают... Говорят: "Та-аа-ак... Елена Леонидовна... Нарушили... Из какого Вы города?.. Из Кирова... Та-аа-ак.. А где работаете?" Я говорю: "Преподавателем." "Ну, ясно, что преподавателем. А где?" Я: "В университете". "Ну, ясно, что в университете. В каком?" Я: "У себя в Кирове в университете". "Ну, понятно, что в Кирове. А в каком университете?" Я бедная, совсем озадаченная, гадаю, во-первых, откуда это им ясно, что я работаю преподавателем, неужели я так похожа на училку, а, во-вторых, что им может дать название университета, находящегося, можно сказать, почти на другом конце страны и зачем они это спрашивают, говорю: "А что, у Вас знакомые в университетах Кирова есть?" "Нет, знакомых у нас нет". Я пожимаю плечами: "Вятский государственный университет". "Поня-яяя-яятно..." Раздумывают. "Ну, хорошо, Елена Леонидовна, больше не нарушайте". И отдают права. Вот до сих пор я гадаю, что им давало название моего университета и почему после этого они меня отпускали. Версии у меня две. Или господа ГАИшники проникались солидарностью к бедному преподавателю, у которого, скорее всего, низкая зарплата и машина, всего лишь, "Ока". Или они считали, что преподаватель все-таки вроде как интеллигентная и умная профессия, а значит человек, обладающий ею, может быть подкован в законодательстве, и стребовать с него какой-либо мзды за такие незначительные нарушения не удастся.
       Вообще-то, я нигде по стране не видела столько много ГАИшников, как в Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Как уже позже нас прокомментировали местные водители, "... выездных постов у нас очень много, а ГАИшники очень голодные". Стоят они там, особенно вокруг Элисты и по трассе в сторону Нальчика в Кабардино-Балкарии, ну, буквально через каждые несколько километров. Причем останавливают совершенно неприкрыто не с целью повышения безопасности на дорогах, а с целью вытряхивания денег из незадачливых водителей. Несколько раз видели ситуацию, когда они останавливали машинки, идущие с превышением 10, 20 км/час, а когда мимо них нагло проносились с какой-то немыслимой скоростью под 150, 160 км/час, не обращая внимания на махание палочкой, то они даже не делали попытки догнать гонщика или передать информацию об автомобиле на следующий пост.
       Хотя, конечно, я не ГАИшник, могу специфики работы не знать, так что, может, я зря их критикую. И, конечно же, я лично очень благодарна тем инспекторам, которые останавливали меня за мои нарушения и отпускали без штрафа. Так что передаю им здесь привет, если вдруг случайно они будут читать мой рассказ, и большое спасибо.
      
       Сама Калмыкия поразила своими бескрайними просторами. Причем, что для нас, жителей лесного края, было особенно необычно, так это полное отсутствие деревьев и даже кустов. Бесконечная степь. И машин на трассе практически не встречалось. С одной стороны, подобный пейзаж выглядит немного скучным, но с другой - вызывает какое-то чувство восхищения и благоговения своей бесконечностью, неизменностью, незыблемостью.
       Единственным приключением в этой степи была наша встреча с пастухом Николаем. Мы приостановились обмыть лобовое стекло и фары от пыли. Кругом нескончаемая пустота и степь. И вдруг вдалеке, у самого горизонта появляется какая-то точка. Она быстро движется и вот уже видно, что это всадник. Легким галопом он целенаправленно движется к нашей машине. Это красиво. Однако, мы осознаем, что уже вечереет, а мы, две девицы, находимся посреди Калмыкской степи и никого вокруг больше нет. Всадник, мужчина лет пятидесяти, резко осаживает свою лошадку около нашей машинки. Смотрит на нас долгим изучающим взглядом, и только через несколько томительных минут здоровается. Оказывается, он пастух, занимающийся перегоном овец. Лошадку он купил только сегодня, назвал ее Машей. Мужчина выспрашивает, что мы здесь делаем, куда мы направляемся, откуда приехали, а потом застенчиво, потупив глаза, интересуется, нет ли у нас водочки. Водочки у нас нет, и мы разводим руками. Он заметно расстраивается, но мужественно соглашается чуть задержаться, пока мы кормим Машу хлебом. Потом желает нам счастливого пути и удаляется в степь все тем же неторопливым галопом.
       Элисту мы проехали не заезжая - время было уже позднее, а сроки путешествия - ограниченные. К городу Минеральные воды подъезжали совсем по темноте.
       Я все время ждала, а когда же начнутся горы, но так и не дождалась. Потому уже, при свете дня, мы осмотрели местность и оказалось, что горы в этом регионе выглядят совсем не так, как я привыкла. Они скорее похожи на большие высокие холмы. Потому в темное время суток мы и не смогли их рассмотреть.
       Город Минеральные воды оказался небольшим, но милым и аккуратненьким. Это мы опять же рассмотрели уже днем. А вечером, в процессе поиска гостиницы мы в первый опять же раз за мою водительскую практику столкнулись со следующей ситуацией. Обычно, если я оказывалась в незнакомом городе и не могла найти самостоятельно дорогу туда, куда мне требовалось, я обращалась за разъяснениями к водителям такси - они лучше всех все знают в своем городе и, самое главное, умеют толково объяснять. В данном случае мы поступили также - нам требовалась гостиница. Однако, господа-таксисты вместо того, чтобы устно объяснить направление движения, предложили лично сопроводить нас до нужного места на их машинах, но, естественно за оплату их передвижения. Какое-то время мы мило препирались по этому поводу, но, когда они поняли, что платить мы все-таки не собираемся, махнули рукой и объяснили дорогу.
       С такой же ситуацией мы впоследствии столкнулись и в Пятигорске. Но там таксисты оказались не такие сговорчивые, и нам пришлось так-таки заплатить 100 рублей за то, что водитель сопроводил нас до частного пансионата с невысокими ценами за проживание.
       В Минеральных водах мы провели почти целый день - погуляли по городу, посмотрели местный парк, покатались на каруселях. Здесь же мы обнаружили настоящую гору - Змейку. По сравнению с горами (или скалами) которые мы ждали, была Змейка небольшой. Но, по крайней мере, это все-таки была настоящая гора. Вела на нее серпантинная дорога, поднимающаяся почти до вершины. То, что мы не могли проехать, мы прошли пешком, оставив машину на относительно ровной площадке. Вид сверху открывался великолепный. Сделав фотографии горы, нас на горе, а также города внизу, мы отправились в Пятигорск.
      
       Пятигорск - город Лермонтова и зелени. Очень, ну просто очень-очень красивые места.
       Основное место отсчета и дислокации всего - гора Машук. Не сказать, что очень высокая, но достаточно живописная. И, естественно, по обыкновению этой местности более похожая не на гору, а на очень крупный холм-переросток. Склоны горы изобилуют достопримечательностями и просто уютными уголочками.
       Зеленый парк "Цветник", устроенный в 1829--1831 годах на месте болот, образовавшихся из стекавших с горы источников, завлекает современных посетителей своими ухоженными переходами и дорожками. Одна из этих дорожек, неуклонно стремящаяся все выше и выше ведет к знаменитой скульптуре орла - официальному символу всего региона Кавказским Минеральных вод.
       На одном из довольно крутых склонов - красивая беседка Эолова арфа. Когда-то давно здесь был установлен особый музыкальный инструмент - эоловая арфа - который, подчиняясь дуновению ветра, издавал музыкальные (или не очень музыкальные?) звуки. В момент нашего пребывания в Пятигорски инструмента уже не было, а сама беседка была на ремонте и обложена какими-то досками. Но вид с нее на город открывался безумно красивый. Что особенно проявилось в вечерних сумерках, когда в окнах и на улицах начали загораться огоньки и весь город, лежащий далеко внизу, оказался усыпан россыпью мерцающих светлячков.
       Много достопримечательностей связано с Лермонтовым. Все время, пребывая в Пятигорске, я чувствовала, что это его город и его места. Невольно начинаешь воображать, фантазировать, а как здесь все было тогда, в то время? Что за люди здесь жили? Какими были дома? Город? Какой была природа? Такой же как сейчас? Абсолютно неизменившейся? Может быть какие-то деревья, мимо которых мы проходим, видели самого Лермонтова? Его уже нет, мир стал другим, а они, как и прежде, крепко держатся за крутые склоны горы Машук, шелестят листьями и с вековым равнодушным терпением наблюдают за нами, суетящимися вокруг людьми, ведущими то утихающий, то вновь вспыхивающий с прежней силой вечный спор по поводу верований, религий и принадлежности кавказских территорий.
       Грот Лермонтова, который был описан в "Княжне Мери" как место случайной встречи Печорина и Веры, к сожалению был заколочен, закрыт массивной решеткой. Но, тем не менее, пребывание даже всего лишь рядом с ним вызывает щекочущее чувство причастности к тем выдуманным, но, казалось бы, таким реальным событиям.
       Естественно, мы не могли не посетить место дуэли Лермонтова, которое, правда, находится не в центре, а достаточно в стороне. Место, лежащее в парковой зоне среди высоких зеленых деревьев, ничем особым не примечательно, кроме памятника Михаилу Юрьевичу. Памятник, впрочем, тоже достаточно обыкновенен, имеет форму обелиска.
       С горы Машук в ясную погоду видно знаменитый Эльбрус. Об этой нам поведали местные ребята-дельтапланеристы, которых мы случайно встретили на склонах. И хоть Эльбруса нам издалека разглядеть не удалось, но поехать на него нас так-таки соблазнили.
      
      
      
      

    Продолжение следует

  • Комментарии: 22, последний от 02/08/2010.
  • © Copyright Кривошеина Елена (keleny@rambler.ru)
  • Обновлено: 28/08/2011. 19k. Статистика.
  • Путешествие:Кавказ
  • Оценка: 6.11*18  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка