Крылова Галина Николаевна: другие произведения.

Дневник: Горные туристы это те, кто ищет как бы похуже перезимовать лето...

• © Copyright Крылова Галина Николаевна (gala2107@yandex.ru)
  • Обновлено: 14/09/2009. 18k. Статистика.
  • Дневник. Горный:Кольский п-ов , Ноги
  • Дата похода 17/07/2006 {11 дн}
  • Маршрут: имандра-аку-аку-зап.Арсеньева-академическое-безымянный-ксс-сев..чорргор

1 день
       Поход оказался не пешим, а горным, о чем я не догадывалась, пока не пошли на первый перевал.  А на перевалах еще и снег лежал, но было не холодно, правда, почти всегда сыро. Но это естественная погода для Мурманской области. Мы были в 3 часах езды на поезде от Мурманска, станция  Имандра. Но всё по порядку....

Начало похода ознаменовалось поиском перехода через реку. Должен был быть мост. Он там конечно же когда-то был, но время и буйство природы не оставило нам никаких шансов. Переправлялись через реку обычным способом, сняв штаны, на ногах оставили кроссовки, камни-то острые. Так и пошли, сцепившись по трое-четверо, дабы, если один начнет падать, то другие его подхватят, не дадут пропасть! А вода ледяная, ноги ломит, за плечами рюкзак, не дает с легкостью побыстрее пройти этот водный поток. Зато взбодрились и дальше в путь.
       Шли до обеда долиной, а потом круто полезли в гору. Вот так кто-то сказал, что пора идти вверх - и пошли! Что называется "с места в карьер". Идти тоже было не просто, скользкие сыпучие камни под ногами. Шаг вперед, на два отползаешь назад. Конечно же, мы поднялись на гору! Вид красивейший. Отдохнули и вниз. И тут я задумалась, а что было легче, подняться или спуститься? Тоже место спуска не особенно выбирали, собственно и выбирать было не из чего, более отвесный или менее. Даже хотелось уже остаться там наверху, но народ требовал спускаться, и я пошла, очень неуверенно, боязливо, с трудом спускаясь по скользким, шатким камням. Внизу тонкой лентой вилась заветная тропка, по которой нам идти в ущелье Аку-Аку. И не зря спустились. Ущелье потрясает своими видами, здесь уже можно идти неспеша, любуясь и чаще отдыхая. Впереди замелькало озеро, которое преградило нам путь. На том берегу дым костра, люди, палатки. Проход только один, по узкой тропке у отвесной скалы. Оступился и в воду. Мы с Татьяной попробовали обойти верхом, но я быстро вернулась на тропу. Олег обещал донести мой рюкзак, я шла налегке. Таня пошла выше в гору, оказалось зря, потом ей пришлось подсказывать путь вниз. Всё-таки оптимальым был проход по этой узкой полочке над обрывом. Удивительного цвета вода в озере, да и вообще в тамошних водоёмах вода ярко голубого цвета, потом то мы уже привыкли к этому. Нашли стояночку и отдыхать.
       2 день
       Погожим утром продолжили дальнейший путь. Не переставая любоваться окрестными пейзажами, продвигались вперед и понемногу вверх. В это день мы должны пройти первый перевал Юмъёкорр (да, вот такие  замечательные названия). Перевал тоже оказался под стать названию, при подъеме не сложный и красивый, а может еще солнечный день, заранее определил наше настроение. В общем, было восхитительно красиво! Нами не были ни разу замечены северные олени, зато по гребням гор активно сновали группы туристов. Вот и теперь, во время одной из передышек, в бинокль наблюдали движущиеся по склону (выше над нами) фигурки, сосчитали их. Пока мы неспешно с отдыхами взбирались на перевал, эти туристы уже успели спуститься с отрога горы, обогнать нас на перевале и скрыться в неизвестном направлении. Вообще, в этом походе нами насчитано более 30 групп туристов, встретившихся на нашем пути. На самом перевале посидели на теплых камешках, погрелись на солнце (в тени лежал снег). Спуск вниз был веселым и каким-то уж очень стремительным. Мы как будто летели как птицы, такой простор перед нами. Там внизу лежала долина, травы, деревья, ручей. Виды красивейшие! Ноги, от такого неожиданно быстрого спуска, дрожали в коленках. Спустились в долину Меридианального ручья, пошли по ней искать стоянку. Хотелось встать на ночевку поближе к следующему перевалу. Выбрали красивое место, да собственно там других-то и не было. Мы в долине, а вокруг нас горы! Вечер был тёплый, помылись в ручье, Андрея Копилова посвятили в туристы, повеселились. Сильно уставшие остались в лагере зализывать ноющие раны. Кому силы не куда было девать пошли взбираться на ближайшую гору. В бинокль я подробно ознакомилась с их склонами и мне они совсем не понравились(серо-грязного цвета  камни, сплошная сыпуха). Не внушали они мне никакого доверия, и гулять по этим горам желания не появилось. А народ пошёл вверх по склону навстречу закатному солнцу. Какое-то время я понаблюдала за ними в бинокль, потом они скрылись из виду. Вернулись уже после часа ночи. Поздний вечер и ночь были холодными. А уж утро,... так просто слов нет!
       3день
       Под утро поднялся ветер, чем дальше, тем сильнее, стало понятно, что погода портится. Действительно, небо затянули серые облака, превращающиеся в дождевые тучи. Похолодало. Стало неуютно на нашей стоянке в долине среди гор, продуваемой всеми ветрами. А впереди перевал. Оказывается, недалеко от нас стояли еще палатки. Мы поинтересовались, на какой перевал лучше идти Западный или Восточный Арсеньева. Сказали, что на Западный недалеко идти, но он покруче, а на Восточный идти дольше, но легче. Решили идти на Западный. Погода к тому времени совсем испортилась, начался дождь, порывы ветра усилились, низко спустились тучи. Сначала подъем был постепенный, все время вдоль ручья, периодически переходя через него. Выше в горах пришлось идти по снежнику, ноги скользили, сверху поливал дождь, а ветер отбрасывал назад. Но это было еще сносно.
       А вот когда подошли к горе (она вставала перо мной каким-то крутым лбом) и оказалось, что на перевал нужно идти прямо взбираясь на неё, как-то совсем уж стало нехорошо. Перевал где-то там наверху, его не видно, он в облаках/тучах. Вот здесь и началась песня....Камни скользят оттого, что мокрые от дождя. Сыпуха сыплется по определению, и ступая на неё ты не рассчитываешь даже просто устоять на месте, можешь скатиться назад и очень далеко. А тут еще и ветер, порывы которого отбрасывают тебя назад, несмотря на то, что ты утяжелен рюкзаком. Шли по-разному, кто где и как. Самый опытный Гена взбежал на перевал и мерз там, ожидая нас. Мы, чайники, проклиная все на свете как могли продвигались вверх. На четвереньках было плохо карабкаться, потому что рюкзак придавливал голову к камням, не видно  куда ползти дальше. Идти ногами было тяжело, потому что скользко, по горам стекали потоки воды, да и крутовато было. Но мы поднялись на этот перевал (назвав его Хреновым)! Там дул сильнейший ветер, хотелось скорее вниз. Спуск начался со снежника, аккуратно его прошли, а дальше по камням. Скользя и чертыхаясь, шли вниз. Все совершенно мокрые хотели только насущного: погреться, обсохнуть и поесть. То есть нужно быстрее идти до уровня леса. Там дрова и значит костер. Дошли, срубили ёлку, запалили костер. Совсем уж  к вечеру дождик утих, так что даже обсохли. Но "Хренов" перевал запомнился всем!
       4 день
       Следующий день похода запомнился полудневкой, отдыхом, да и много чем еще.... Утром мы, конечно, продолжили наш путь. Стояли мы в долине реки Мал.Белая и пошли вдоль этой самой реки до начала следующих гор. Хотелось подойти максимально близко к горе Юдычвумчорр, с тем, чтобы все желающие могли бы покорить её, т.е совершить восхождение. Должна сразу сказать, что она является самой высокой точкой Хибин (1200 м). Как раз к обеду прошли долину и выбрали стоянку. Вокруг горы, рядом шумит река, растут небольшие березки. Почти с самого утра начался дождь, и не думал прекращаться, а только усиливался. К тому же дул сильный ветер. Была жуткая влажность: туман - не туман, а как будто периодически проносится заряд мелкой мороси, накрывает тебя облаком и ты постоянно мокрый. Палатки и всё что было в них быстро отсырело. Желающие, а таковых набралось 6 человек (кроме нас с Таней) пошли в горы, причем в разные. Молодежь (двое) - налево, на гору Тахтарвумчорр, она была совсем рядом. Остальные (4 человека) направо к самой высокой вершине... Мы с Таней остались в лагере на отдых, заодно пожарили оладьи, приготовили ужин, и просто отдыхали. У меня еще свежи были впечатления от подъема и спуска с Зап.Арсеньева, поэтому никуда из лагеря идти не хотелось. А погода все портилась, ветер совсем ошалел! Нам с ней довелось наблюдать интересное явление. Как все потом решили, это было зарождение и прохождение фронта. Как я уже сказала, дул сильнейший ветер, а в небе, над горами( собственно даже не над, а на них) обраовалась огромная вихревая воронка. Было и красиво и жутко одновременно. Она спиралью заворачивалась, разметаясь по небу, отползая в нашу сторону. Мы всё время опасались как там наши, на высоте да в такую погоду. Первым пришел Гена, но один. Оказалось, что в горах при плохой видимости они потерялись, и он вышел к стоянке в одиночестве. Но он то самый опытный! Спустя пару часов подошла наша молодежь, но они были совсем в другом месте, по сути рядом с лагерем, даже видели нас с горы. Мы стали нервничать, где же наши остальные. Ветер не утихает, туман сильный, а на верху, совсем как в молоке, да и ночь уже спустилась на лагерь. Но к счастью, все закончилось благополучно. Они смогли найти нас, хоть и спустились с горы поначалу немного не туда. Отужинали, поделились впечатлениями и спать.
       5 день
       Ночь выдалась холодная, ветер из всех сил трепал нашу палатку, казалось еще немного и нас унесет в какой-нибудь "Изумрудный город". Однако, бодренькие после полудневки(некоторые всё-таки отдыхали), взяв свой вес (удивительно, что рюкзак легче не становился, хоть запасы регулярно употреблялись по назначению) пошли к очередному перевалу. Он именовался перевал Рамзая, или ущелье Рамзая. И это хорошо, что ущелье, так высоко забираться вверх не пришлось. Место удивительно красивое, хоть и погода нам, как водится, подгадила. Ветер не утихал, и периодически шел дождь. По дороге встретили туристов, которые сошли(свалились) с перевала вост.Петрелиуса. Свалились не все удачно, некоторые в буквальном смысле, и теперь, бедняги, зализывали раны. Подход на перевал долгий, длина самого ущелья 300 метров. Пройти его не составило труда, как-то всё обошлось без приключений. На ночевку остановились у озера Мал. Вудъявр. Здесь уже была цивилизация - недалеко Кировск. В озере вода удивительно чистая, прозрачная. Видели рыбаков, сами попробовали ловить, но тщетно.
       6 день
       А следующий день было 21 июля, т.е мой день рождения. И утро было погожим, и солнце светило, и настроение у всех было приподнятым, вобщем, сплошной позитив! Днёвку делать мы не планировали, следовательно впереди очередной перевал - "Безымянный" Что-то не внушал доверия он своим названием. Прошли мимо некогда существовавшей стоянки Ферсмана. Шли к перевалу окольными путями. Водители самосвала, работающие на карьере,- весёлый народ, посоветовали нам не идти по дороге. "Да, там прохода нет! - тупик, надо вокруг идти по тропинке, потом через гору". Вот мы и погуляли, вокруг да около, вверх да вниз, пока не вышли на ту же самую дорогу. Пошли по ней вверх, перевал еще не виден, а Кировск уже как на ладони. Навстречу, туристы с перевала идут. Рассказали, что там наверху ими оставлена шоколадка (приз победителю), и чтобы мы поспешили вверх, а то перед нами тоже группа идет, они могут нас опередить. Еще немного вперед, и перед нами открылся подъем на перевал. Это уже не ущелье, какое-нибудь, а именно перевал. Подъем весьма крутой, помесь мелкой сыпухи с крупными валунами. Там наверху, видны фигурки людей, совсем маленькие, карабкаются там потихоньку, но до финиша еще далеко. Я было заупрямилась,хотелось уже в Кировск и домой, но народ меня не поддержал. Собрав всё свое мужество, я полезла вместе со всеми вверх. Гена, как всегда был на вершине первым, а потом спустился, и как настоящий джентльмен взял мой рюкзак. Остаток пути я прошла (карабкалась)налегке. На перевале нас действительно ждала шоколадка, которую мы на радостях слопали. Навстречу попались туристы, они шли в Кировск. Но что самое удивительное, когда мы подошли к склону, на снегу не было никаких следов! Как они забирались на перевал, до сих пор загадка. Склон - сначала долгий снежник, а потом мелкая и средняя осыпь, крутизной до 30®. Конечно, мы спустились, мне уже не было так страшно, как в первый раз. Да и погода по-прежнему была хороша, солнце светило и пригревало! Внизу посидели, любуясь перевалом,с которого только что сошли. А потом с месту ночевки...
       7 день
       Стоянку организовали в долине реки Тульйок. У нас сложилось впечатление, что именно здесь любимое место размножение комаров и прочего гнуса, даже возле костра сидели в москитных сетках. Но мес то весьма живописное, впрочем, там везде красиво: внизу бежит река, до горизонта горы, а с другой стороны мы прижались к склону горы! На утро по этому склону мы полезли вверх на плато, дабы дойти в этот день к прекрасному озеру. Озеро Академическое - самое высокое из крупных местных озер, имеющих свое название. Оно лежит на высоте около 750 метров, то есть, всего на две сотни метров ниже седловин окрестных перевалов. Двигались довольно быстро, всё-таки вес за плечами уменьшился, а мышцы привыкли к нагрузке. Обед(если это можно назвать обедом) был на берегу озера. Он включал в себя сухари белые и ржаные, сало, т/к колбасу, сыр, пару печенин и всё это запивали водой из озера(без ограничений). Поскольку дров не было, то и воду пили сырую, холодную. Сало с сухарем - это круто для моего желудка, поэтому я обошлась печеньем и водой. В следующие дни тоже был подобный обед, а поэтому к окончанию похода у меня заметно улучшилась фигура. Озеро, каким бы прекрасным оно не было, пришлось покинуть. Далее путь проходил к очередному перевалу Южный Рисчорр. Его перешли без затруднений. На вершине установлен памятник, и несколько табличек. Очень долгий спуск привел нас в долину очередной реки. Организовали стоянку в получасе ходьбы до станции КСС. На следующий день запланирован поход на станцию с целью помыться в бане.
       8день
       Итак, очередной день был посвящен отдыху. Но самое главное, на сегодня у нас запланирована банька. О ней явно или тайно мечтал каждый из присутствующих в походе. Но сначала мы прошли к станции КСС. Проделали совсем недолгий путь по хорошей дороге, навстречу встречались группы туристов, проезжали автомобили (в общем, Бродвей). По пути встретили указатель "Очень красивый водопад". Побывали на нем после обеда. Действительно, он стоит того, чтобы там отметиться! Постояли, полюбовались водопадом, а заодно и завтрашним перевалом. Он идеально просматривался с того места, и уже поселил в моё сердце тихий ужас. Это я теперь понимаю, что издалека все они кажутся невероятно крутыми, уходящими куда-то в небеса. Но тогда я снова стала подумывать, а не махнуть ли как-нибудь окружными путями, минуя этот перевал ("нормальные герои всегда идут в обход!"). На базе КСС договорились о бане на поздний вечер, но зато нас никто не будет подгонять. Пообщались с дежурным. Он рассказал, что для них вчерашний день выдался нелегким, так как на перевале Западном Арсеньева несколько человек пострадало (на снежнике вниз посыпались). К ним вылетали на вертолете спасатели, все живы! Кошмар! А завтра нам на очередной перевал идти. Ужас окончательно овладел мной. Но, делать нечего, идти придется. Латыши вырезали на доске указатель "Елгава", знай наших! В баньке мылись последними. Попарился, - и в реку! Наши мужчины в лагерь пришли уже почти на рассвете, чистые, бодрые, довольные.
       9 день
       После баньки хорошо спалось, но вставать всё равно надо и продолжать свой путь. Еще накануне я вдоволь налюбовалась на очередной перевал "Северный Чорргор". Красив, нечего сказать, только не слишком ли крутоват. В этот день погода стояла солнечная, теплая, даже было душновато идти. Часто останавливались на отдых, любовались ускользающей красотой долины реки Кунийок. Вот заберемся на перевал и скроется долина навсегда. А на той стороне новые красоты... Видимо потому, что я боялась оглядываться назад (даже боковым зрением лучше не видеть панораму вниз), и каждый камень, на который я вставала, был настолько ненадежен, что нужно было срочно перескочить на следующий, я скакала довольно резво. И к вершине прискакала тоже в числе первых. А там уже и не страшно было, преодолела снежник налегке, помог всё тот же Гена. Вот и перевал. Там между не очень высокими, но отвесными скальными стенками тоже лежал снег... "Боже мой, неужели я только что поднялась на этакую горищу? Но ведь с неё еще и спуститься нужно! И вот перед нами открылась панорама на другую сторону, далеко внизу копошились людишки. Спуск был долгим, оказывается, те туристы из камней выкладывали названия городов, и для них поход еще только начинался. А для нас задача найти стоянку на ночь. Долго шли по ручью до леса, а потом нашли дивное местечко. Небольшой ручей сбегал с горы, образуя в одном месте ванну с чистейшей водой. Почти курортное место. Вот невдалеке мы и встали лагерем. Желающие могли искупаться, освежиться после трудного восхождения и спуска, благо погода позволяла, можно ходить в купальниках. Следующий день уже будет последним походным днем, потом отъезд домой.
       Последний день порадовал хорошей погодой, правда собралась гроза, но нас зацепила стороной. Снова дошли до Гольцовки, и на том же месте заночевали.

• © Copyright Крылова Галина Николаевна (gala2107@yandex.ru)
  • Обновлено: 14/09/2009. 18k. Статистика.