Крылова Галина Николаевна: другие произведения.

Отчет: Кругобайкалка и пик Черского

• © Copyright Крылова Галина Николаевна (gala2107@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 32k. Статистика.
  • Отчет. Пеший:Забайкалье , Ноги
  • Дата похода 07/06/2004 {12 дн}
  • Маршрут: Иркутск - пос.Слюдянка - пик. черского,пос.Листвянка

Вокруг и около Байкала.

В моей жизни произошло приятное событие. Им стала поездка на Байкал.
       Но все по порядку.

Принимали участие: Валерий, Сергей, Галина.
    Все началось с досадной заминки в аэропорту "Пулково". "Задержка вылета рейса до 20-00 часов". С надеждой, что это самый неприятный момент нашего путешествия, мы остались в а/п еще на 2,5 часа. Хорошо иметь друзей. Благодаря им, мы ожидали наш "борт" не в отстойнике со всеми, а в приятной компании. Самолет взлетел и взял курс на Иркутск только в 21-00, а почти в 3 утра по Московскому времени мы приземлились на благодатную землю Байкальскую.

1 день
       Дальше все шло гладко. Быстро получили багаж, взяли такси до ж/д вокзала (всего-то 200руб). Водитель, крайне озабоченный политической обстановкой в стране, жестоко склонял всех. Быстро доехав до вокзала, мы убедились, что нашей электрички до Слюдянки ждать еще 1,5 часа. Когда объявили о ее прибытии, то мы поняли что войти-то в нее мы войдем, а вот присесть - вряд ли получится. Так много народа! Мы не пропали - сидели на рюкзаках. Мучительно борясь со сном, мы ехали от Иркутска к Байкалу. Воспоминания об этом отрывочные, бессвязные. Я окончательно проснулась, когда увидела Байкал. Голубое озеро в обрамлении горных вершин. Дорога по горе огибала озеро, спускаясь всё ниже. Проехали 2 тоннеля. 1-й из них, достаточно длинный, Сергей проспал. Потом и он встрепенулся. Остаток пути простоял у окна. Слюдянка имеет статус города. Это достаточно большой поселок. Интересен своим минералогическим музеем, а также ж/д вокзалом, построенным целиком из мрамора. Но наша задача - попасть на пик Черского. Прочитав в описании, что идти нужно от вокзала по дороге, перпендикулярной ему, мы так и сделали. И не ошиблись, о чем нам подтвердили местные жители и бесконечная череда туристов, возвращающихся с оного. Причем, глядя на то как они одеты, мы решили, что либо они все сделали прививку от клещевого энцефалита, либо клещей здесь нет. Мы, опасаясь этой заразы, опрыскали штаны аэрозолью "Антиклещ", и принимали таблетки (Йодантипирин).
    Мы уходили из Слюдянки в сторону синеющих гор. С каждым нашим шагом горы приближались всё ближе, и становились всё выше. Горы были разные: полностью поросшие лесом, кое-где с проплешинами и редколесьем или просто отвесные голые скалы.
    Встречались доселе невиданные цветы и травы, названия которых мы не знали. Шли мы по дороге вдоль речки Слюдянки. Она камениста и маловодна в этой части, и удивительно чиста и прозрачна. Вскоре мы убедились, что и вода в ней достаточно холодна.
    В первый день нашего путешествия мы в брод ее пересекли 3 раза, и каждый раз босиком по камням. Кое-где глубина доходила до колен и чуть выше. В последний брод я с трудом заставила себя войти, от холодной воды ломило ноги. Остальные переходы через реку были по мосткам. Наконец, остановились на ночлег в хорошем месте у реки. Только потом мы поняли, что расположились на довольно оживленной тропе. Делать нечего - поставили палатку. Разница во времени ощущалась (5 часов), поэтому легли спать поздно. Ночью я вылезала из палатки. Было довольно тепло, шумела река. Небо было усеяно звездами и казалось, очень низко нависло над нами. Утро было солнечным и с обильной росой.

2 день.
       Ясная жаркая погода. Дорога по-прежнему идет вдоль реки, периодически пересекая её. Сама дорога широкая, разъезженная машинами. Идти по ней удобно, правда она всё время неуклонно забирает вверх. Через реку был 1 мосток, ног мочить не пришлось, потом перебирались по поваленным через нее деревьям. Но она уже не такая спокойная, как внизу. Русло её сужается. Следующие 2 перехода через реку, нам дались уже сложнее. Не было ни мостков, ни бревен. Разулись, пошли, почувствовали насколько бурная река. Вода с высоты несётся с большой скоростью. Когда я вышла на середину реки, в сильный поток воды, то с трудом удалось переставлять ноги. Скользкие камни и сильная струя. В этом броду мною были потеряны очки от солнца и подмочены кроссовки. Голова начала кружиться от долгого смотрения на воду и невозможности сдвинуться с места. Рюкзак иногда хотел перетянуть меня в реку. Вовремя Валера подал мне руку помощи. Я была спасена! Таких было 2 брода подряд, потом шли мостки, причём самые настоящие. Перейдя первый, мы увидели сруб дома (будущее кафе), а неподалеку Слюдянский леспромхоз. Второй мост носит название "Надежный", о чем гласит табличка перед ним. Мост удобный с перилами. С этого моста удивительно красивый вид. Вниз уносится речка, а вокруг высятся горы, поросшие лесом. По дороге нам встречается много стоянок удобных и для ночлега, и просто для обеда. Дорога уводила нас все выше и дальше. Снова пришлось пересечь речку по мосту с названием "Мост перемен". Живописное место. Дальше была развилка. Мы пошли направо, по наезженной дороге. Вскоре и дорога закончилась. Начался ступенчатый подъем по тропинке, по большим и не очень камням. Тропинка не отходила от русла реки, и вскоре нам снова пришлось её пересечь. Было два вида переправы: на приличной высоте скреплены 2 бревна без перил и без натянутой над ними веревки, и просто с камней 2 бревна над самой водой. Мы выбрали второй вид и благополучно переправились. Теперь мы должны были идти все время по левой стороне реки (согласно карте) до крутого подъема в гору.
    Погода стояла весь день очень жаркая. Я шла в футболке и плавках, т.е.с голыми ногами. И за сегодняшний день я очень хорошо познакомилась с местными клещами. С меня их сняли за весь день пути штук 6 или 7. Правда, цепляются они, только если ходить по высокой траве. По дороге безопасно. Встали на ночлег. На сегодняшную ночь, договорились встать смотреть звезды. Для этого выпили много чая со смородинным листом. Я сильно восторгалась увиденным небом. Встанем ли?

3 день.
       Ночью все-таки вставали смотреть звезды. Почему то небо в эту ночь
       выглядело по-другому, звезд было много, но мы из созвездий узнали только Медведиц. Видели 2 летящих спутника.
    Ночь была теплая, а утро жаркое, почти совсем нет росы. После завтрака пошли. Тропа вела нас заметно вверх. Без проблем перешли несколько небольших ручьев. Вышли на большую поляну. С нее открывается прекрасный обзор на долину реки Слюдянка.
    На поляне хорошие места для стоянки. На этой поляне уже стали встречаться красиво цветущие кустарники - Рододендроны (это теперь я их знаю). Пересекли ручей и набрали воды там, где тропа последний раз вышла к реке. Дальше наш путь проходил круто вверх, до Казачьей поляны. Пришлось попотеть. Встречались ручьи, образовавшиеся вследствие таяния снега. В низких тенистых местах его лежало много. Наконец-то увидели бурундуков. Это забавные маленькие зверьки размером с белку, с яркими полосками вдоль спины. Очень шустрые, даже сфотографировать не удалось. Казачью поляну нужно обходить по тропе слева. Есть места для стоянок. Там мы и пообедали. Здесь хорошо слышно пение птиц. До этого их пение мы почти не слышали из-за шума реки. Где-то за горами прогремел гром.
    С этой поляны тропа очень круто забирает вверх. Несколько раз отдыхали. Когда показался деревянный туалет, то поняли, что подъём окончен - пришли к метеостанции. Небо сильно затягивало облаками, а от метеостанции стала видна грозовая туча. Мы с рюкзаками собрались на пик Черского. Прошли немного вперед и увидели палатки, стоящие в разных местах. Нам посоветовали здесь же неподалеку разбить лагерь, а уже потом налегке путешествовать. Так мы и поступили. Грозовая туча попугала нас громом и прошла стороной. Поставив палатку, мы решили посмотреть окрестности и набрать воды. Солнце скрылось за облаками, и жара спала. Туристы нам подсказали, что тропинка выведет нас к ручью. На всякий случай взяли с собой куртки от дождя, и пошли по дорожке в сторону хребтов. Тропинка неуклонно вела нас наверх. Пройдя большое расстояние, и не наткнувшись на ручьи, мы поняли, что этот поход за водой окончится для нас покорением пика Черского. Упрямо шли вперед по серпантинной дорожке. Прошли дерево, увешанное тряпочками, сами тоже привязали. Снова сбоку от нас вдали увидели грозовую тучу, но отступать поздно, решили идти вверх. Часа через полтора мы пришли на вершину горы и с нее уже увидели пик Черского. До него еще нужно было идти примерно столько же. Там наверху просматривался флаг и тренога с тряпочками. К очередной горе перед пиком ведет хорошо заметная тропа. По пути встретился обелиск, трагически погибшей девушке в 1963 году. Пожалуй, после этой встречи я и решила для себя, что на пик не пойду. Поднялись на очередную высоту, где я и решила остаться. Среди больших валунов я укрылась от ветра, а Валерий с Сергеем пошли покорять пик. Вокруг меня , сколько видел глаз, всюду лежали горы. Прямо передо мной внизу расположилось озеро-сердце, скованное льдом. На всем пути сюда встречалось много не растаявшего снега, по которому приходилось пробираться. Уже гроза отошла подальше, но на вершине холодно и ветрено. Я сидела и любовалась горами. В той стороне, откуда мы пришли, горы пониже и поросли лесом. Там, где пик Черского, они высокие, скалистые, на многих вершинах местами сохраняется снег. Горы были всюду, и такие разные! Чем больше смотришь на них, начинаешь различать все новые хребты в дали. Туча ушла. Небо разъяснивалось. Очень далеко впереди вверху была видна гряда гор розового цвета, они были над облаками. Зрелище восхитительное! А когда выглядывало солнце, то оно золотило дальние вершины гор, и они выглядели как сказочный мираж. Две маленькие фигурки Валеры с Сергеем упрямо поднимались все выше. Тропа, по которой они шли, была перед моими глазами. Их подъём продолжался минут 40, столько же на спуск. На их пути было одно опасное место. Они очень осторожно, проверяя каждый камень, переползли его. Дальше было менее опасно. На пике они провели минут 15 и стали спускаться вниз. Первым пришел Валерий и сказал, что Серегу потерял, когда переползал опасное место. Его не было видно, мы стали его звать. Он откликнулся совсем в неожиданном месте, но главное что оба спустились. Ребята сказали, что выброс адреналина во время пути был хороший, а сам пик их не поразил. "Ну да, куда не посмотришь, всюду горы, но ниже нашей вершины" - их слова. Было уже 9 часов, и нужно было возвращаться к лагерю. Стали спускаться, но дорога показалась незнакомой. Снова взобрались наверх. Стали искать другую. Пока искали, нас накрыло облако. Ходили как в молоке. Видимость метров 5-8. Где какие горы, и где метеостанция не видно. Тропы не нашли, и снова пошли по той же дороге, причем я эту дорогу помнила. Но мне не поверили и снова полезли наверх, уже из последних сил, и частично утратив ориентацию в пространстве. Времени больше 10 часов вечера. У нас примерно 1,5 часа, чтобы добраться до палатки дотемна. Снова стали искать тропу. Внезапно порывом ветра разогнало облако, и мы увидели внизу перед собой м/станцию.
    Пошли искать тропу, и нашли. Ею оказалась та самая дорога. В третий раз пошли спускаться по ней и все-таки вышли к палаткам.
    Вышли из лагеря в 17 часов, а вернулись в 23 часа. Успели разжечь костер, и окончательно стемнело. Да горы надо уважать! Пошли за водой - и надо идти за водой, а не карабкаться на пик Черского. Воду по дороге мы все-таки набрали. С большим аппетитом поужинали. Когда легли спать, пошел дождик.

4 день.
       Утро хмурое. Вокруг серая мгла и совсем не видно гор. Обильная роса и что-то беспрерывно моросит с неба. Отдыхаем в палатке, никуда не спешим.
    Встали только после 12 часов. Решили сразу пойти к водопадам, потому что воды у нас все равно нет, еду готовить не можем. С собой взяли на перекус колбасу и сыр. К реке стали спускаться по тропинке возле лагеря. Она почти отвесно уходит вниз, но в самом опасном месте протянута веревка. Очень быстро по тропке дошли до каменистого русла бывшего ручья. Пошли по нему тоже вниз. По пути встречалось много шустрых бурундуков. Дойдя до реки, умылись и перекусили. Сил немного прибавилось, а настроение и так хорошее, несмотря на хмурую погоду. От реки пошли налево по дорожке. Она всю дорогу хорошо просматривается, только возле самых водопадов мы сбились с тропы. Стали карабкаться вверх по скалам, а оказалось - зря. Вернулись и обнаружили тропу, спускающуюся вниз к водопадам. Вот она перед нами "Долина водопадов". Впереди мы видим большой водопад, с ревом обрушивающийся с гор. Справа стекают, переплетаясь как 2 косы, мелкие ручьи-водопады, и все это сливается в одну реку и мощным потоком уносится вниз. Мы подошли поближе к одной из ступеней большого водопада. Вода бурлит беспрерывно, как будто кипит и обжигает руку своим холодом. Купаться не решились - довольно прохладно, в теплую погоду народ купается. Может быть по причине плохой погоды, или какой еще, но водопады у нас бурного восторга не вызвали. Обратный путь занял у нас меньше времени, но как всегда не нашли тропу, по которой спускались вниз от лагеря. Пошли по другой дороге. И она вывела нас почти к нашей палатке. По дороге мы запаслись водой. Можно приготовить вкусный ужин. К 9 вечера стало растягивать облака, выглянуло солнце. Валерий предложил прогуляться на соседнюю гору, где мы еще не были. Подойдя к ней, увидели широкую наезженную дорогу, очевидно идущую от метеостанции. Пошли по ней, благо она забирала вверх к вершине. В какой-то момент подъема, перед нашим взором снова предстал пик Черского. Уже ближе к вершине много встретилось тающего снега. На обратном пути решили набрать здесь воды. Еще немного подъёма, и дорога стала спускаться вниз. Зато направо открылся прекрасный вид на долину реки Слюдянка.
    Среди холмов, спускающихся всё ниже, в зарослях молодой зелени просматривается речка. Это наш путь сюда. Вдали внизу виден дымок от костра - туристы еще не спят. Вдоволь налюбовавшись, пошли в обратный путь. Посмотреть вид с другой стороны горы мешал лес. Вернулись к 11 часам. Начало быстро темнеть. Ещё долго сидели у костра, пили чай, слушали пение птиц.

5 день
       Утро встретило нас свежестью, но дождя не было. Сегодня должны идти в обратный путь. Вышли в 12 часов дня и бодрым шагом двинулись вниз. Если дорога к вершине заняла у нас 1,5 дня, то обратный путь мы преодолели за 6 часов. Уже зная о коварных переходах реки в брод, мы запаслись оставленными кем-то кроссовками. Не побрезговали и были правы. Конечно, от них остались только подошвы и немного верха, но нам это и нужно. Все встретившиеся на пути броды, мы прошли бодрой рысью. К нашему счастью погода наладилась. Светило и очень согревало нас солнце. Решили остановиться на ночлег на нашей первой стоянке возле реки. Этот вечер посвятили мытью и стирке. До сна еще немного погуляли. Все-таки 5-и часовая разница во времени еще сказывается. На завтра задача - дойти до Слюдянки, закупить продукты. Далее доехать или дойти до ст. Култук и встать на ночлег в хорошем месте на Кругобайкалке.

6 день
       Сегодня встали рано, чтобы всё успеть. Погода неплохая, даже солнце выглядывает. Мимо нас проходит много туристов идущих "туда". Некоторые заговаривают с нами, интересуются, много ли клещей, лежит ли снег в горах. Вообще с клещами все очень просто. Главное - после прогулки по высокой траве сразу и качественно осмотреться. Но мы все равно пьём таблетки Йодантипирин.
    Быстро добрались до Слюдянки, и закупили продукты для дальнейшего похода. Конечно, купили омуля горячего копчения(15 руб.)
    и холодного (20 руб.) за штуку. Очень свежий и обалденно вкусный. Больше такого мы уже нигде не видели и не ели. Еще захотелось попробовать черемшу. Оказывается, она много где растет. Это все на ужин. А пока качественно и не дорого поели в привокзальном кафе. Пошли по автодороге к КБЖД. По пути остановилась маршрутка, и водитель предложил подвезти нас до Култука за 8 руб. с че
    ловека. Лихо домчались до пункта назначения и пошли пешком по тропе вдоль ж/д. Когда тропка закончилась, пошли по шпалам.
    Вокруг очень красивые места, много, доселе невиданнх, цветов. Прошли 1 галерею. Как всегда в жизни все новое вначале сильно привлекает, потом привыкаешь, и интерес постепенно утрачивается. Вот и галереи с тоннелями на КБЖД, в начале пути вызывали большой интерес. Много фотографировали. Потом уже они воспринимались как укрытие от непогоды (если был дождь). Нашли неплохое место для ночлега, а вокруг уже грохочет гром. Видим, что на том берегу, где Слюдянки и пик Черского, идет сильнейшая гроза. Пока нас минует. Я, набирая воды из Байкала, случайно поймала маленькую креветку. Оказывается, их там очень много плавает. Грозы над горами бушуют весь вечер. Уже не слышно грома, но на горизонте над Байкалом полыхают зарницы.

7 день
       Заночевали мы на 147 км. КБЖД. Утро теплое и солнечное. Над горами дымка и небольшие облака. Похоже, что день будет жарким. Сегодня рано утром мимо проехал поезд. Так как палатка стояла метрах в 10 от ж/д , то было ощущение, что едет он по голове. Пришлось вставать, палатка уже прогрелась на солнце, и в ней было душно. Позавтракали и вышли в путь, как никогда, рано.
    Идем бодро, хотя уже на солнце совсем жарко. Если бы, не висящий за плечами рюкзак, можно было бы идти в купальнике. Да, почти на всем пути по Кругобайкалке, вдоль дороги очень много цветет земляники. Как я сожалела, что это только еще цветы! Скоро будет полно ягод. Правда, в этом случае наше продвижение вперед было бы значительно медленнее. Нас обогнал экскурсионный поезд. Состав из 8 вагонов, выкрашенных в красивый голубой цвет. Возле поселка Ангасолка он долго стоял, пока туристы осматривали тоннель и мост через реку Ангасолку. В этом поселке живут и пишут свои картины Рериховцы. Далее по пути, они нам встречались, увлеченно пишущие свои полотна. Нас обгоняет большое количество туристов. Очевидно, сегодня многие решили выбраться на 3 выходных дня на природу. Сегодня как раз праздник - День Независимости. Побольше бы праздников приходилось на летние месяцы! Прошли один длинный тоннель - вот где прохладно! С трудом отыскали место для обеда. Когда собирались уходить, на наше место уже образовалась очередь! Можно себе представить, что делается в этих местах в разгар сезона. Какие толпы туристов посещают КБЖД за летние месяцы. Ну вот! Как и вчера после 2-х часов загрохотало в горах на той стороне Байкала. Видимость противоположного берега стала хуже. Мы упрямо идем вперед. Прошли несколько тоннелей и галерей. В одном месте видимо была не достроена галерея. Получилось, что на скалистом мысу вынут кусок скалы и, в образовавшейся нише, проходит дорога. Мне понравилось! Вся дорога проходит по самому берегу Байкала и в очень живописных местах. Не всегда можно найти спуск к озеру. Во многих местах сделаны набережные, защитные стенки. Вокруг красота необыкновенная! Прошли 2 турбазы. Очень не плохо построены, но без отдыхающих. Может еще не сезон, или очень дорого. Солнца уже нет, но душно. Вокруг громыхают грозы и проходят мимо нас. Только уже ближе к ночи пошел дождь. Все небо затянуто низкими серыми облаками.

8 день
       На 136 км. КБЖД. Всю ночь шел дождь. Утро тоже дождливое, правда, палатку не подмочило. Дождь шел противный. Ветра не было, и он монотонно, беспрерывно стучал по палатке. Вылезать наружу не хотелось никому, но я настояла , и мы вскипятили воду и позавтракали. Очень удобно в походе с малым количеством людей брать быстрорастворимые каши. Готовятся быстро и легко. После 3 часов дождь утих, и мы двинулись в путь. Прошли немало тоннелей и галерей, расположенных среди изумительно живописных мест. Проходя по одному из тоннелей, увидели лаз к берегу Байкала. Проползли по нему и оказались на скале. На этой 300-метровой скале место гнездования серебристых чаек. Они с криком пролетали мимо, не тронули. В этом лазе мы оставили книгу (отпустили). http://www.bookcrossing.ru/ В других тоннелях тоже встречались подобные лазы. По пути встречаются речки, вернее их назвать ручьями, шумным потоком сбегающие с гор. После пролитых дождей в них воды стало больше, но она мутная. Прошли деревушку Баклань. Местная девчушка нас всю дорогу преследовала и задавала вопросы: "Есть конфеты?", "Есть пряники?", "Есть хлеб?", и тому подобное. Местные жители возле домов стояли угрюмые. Очень мрачное место. Но за этой деревней потрясающе красивые места. Живописные скалы, водопады. Прошли длинный тоннель (635 м.), очень влажный внутри. Оказалось, что сверху построен водоток. Со временем он засорился, и вода подтекает внутрь тоннеля. Водоток, построенный из таких же блоков что и тоннель, спускается с гор вниз ступенями. За ним расположен еще один тоннель, который уже давно не используется. Интересное и красивое место. Снова нас мочит дождь. Идем, поглядывая в основном под ноги. Нас обогнали одни туристы, а другие попались навстречу, такие же мокрые, как и мы. Нужно подыскивать место для ночлега. Конечно места вокруг живописные, но нам нужно удобное, с подходом к воде. Такое нашли между 2-х тоннелей. Впереди уже видна очередная деревенька. Удалось-таки разжечь костер, приготовить еду. Валера в тоннеле собрал палатку. Её уже готовую, с тентом, перенесли на выбранное место. Наконец, можно переодеться в сухое бельё и обогреться. А вокруг низкие серые облака. Байкал почти не просматривается. Идет дождь.

9 день
       На 122 км. КБЖД. Всю ночь шёл дождь. Утром поднялся ветер. Байкал волнуется, зато сверху ничего не капает. Вышли в 11 часов. На этом участке пути уже не так много тоннелей и галерей. Прошли станцию Маритуй, в недавнем прошлом одну из самых крупных станций на КБЖД. В поселке хорошо сохранились деревянные строения начала 20 века. Сохранилась водокачка для паровозов. Встречались местные жители с приятными открытыми лицами, очень неплохое место. Поскольку идти приходиться по шпалам, мало обращаю внимания на окружающую природу. А жаль! Тем не менее, успеваю заметить и сфотографировать интересные цветы, не характерные для средней полосы России. Прошли еще одну станцию - Половинная. Она расположилась в долине реки Половинная. Река довольно широко разливается перед впадением в Байкал. А за станцией идет самый длинный тоннель на КБЖД - Половинный (807 м.) и совсем прямой. Проходили его минут 10. Без фонарика не обойтись. По пути дальнейшего следования встречались живописные места, ручьи, сбегающие с гор и образующие водопады. Миновали еще один поселок и лабораторию физиков. Вокруг красивые скалы. Из описания знаем, что здесь выход мрамора с редким сочетанием пород и минералов. Так называемая "Белая выемка". Образовалась при строительстве дороги. Жаль, некогда облазить это все. Поискать какие-нибудь камни. Подошли к живописной галерее с Итальянской подпорной стенкой. Ведь могли же сложить обычную стену. Функционально она нужна просто для защиты от камнепада. А такую красоту соорудили! Полюбовались и дальше. Байкал по-прежнему волнуется, но ветер утихает. Еще миновали довольно длинный тоннель и стали искать место для ночлега. Уже 101 км. За сегодняшний день пройдено 21 км. На нашей стоянке хороший спуск к озеру, можно умыться. Волны мешают поближе подойти к воде. Вода кажется еще холоднее. Пока готовили ужин, несколько раз принимался моросить дождь. Неужели над Байкалом мы больше никогда не увидим солнце? Я мечтала или встретить восход или увидеть закат над Байкалом.

10 день
       На 101 км. КБЖД. Утро можно назвать приличным. Почти не идет дождь, но небо затянуто тучами , как и вчера. Решили сегодня пройти побольше. К сожалению, время растянуть не возможно, и близится окончание нашего путешествия.
    Позавтракали и в путь. Быстро подошли к бухте "Березовская". Сначала прошли одноименный тоннель, с красиво оформленными порталами. Выйдя наружу, стали осматривать местность. Обнаружили дорогу к еще одному тоннелю, уже давно не используемому. На берегу бухты этот тоннель обрывается в воду. Исключительно интересное и красивое место. Ранее здесь существовал мост длиной 124 м., сохранились остатки опор на том берегу. Как нам стало известно, промежуточных опор не было из-за большой глубины бухты. Уже полностью собранный мост перебросили с мыса на мыс. Чудное место. Пройдя немного, увидели т/б "Хвойная". Возле нее стоят два, хорошо сохранившихся, старых паровоза: Американский и Советский. Мы их облазили снаружи и внутри. В Американском большая панель с приборами, чего не скажешь о Советском. Весь дальнейший путь мы прошли под дождем. Туча незаметно подкралась к нам сбоку и начала сбрасывать на нас накопившуюся воду. Было ощущение, что мы и туча движемся в одном направлении и с одинаковой скоростью. Иногда дождь шёл очень сильный, и как назло на этом участке пути уже мало тоннелей и галерей. Негде было укрыться, и мы совсем мокрые двигались вперед. Тоннель "Толстый" укрыл нас от дождя, но в нем было холодно, и был сквозняк. Тем не менее, отжав мокрые вещи, мы еще и перекусили. Пока окончательно не замерзли, бодрым шагом двинулись дальше. Впереди нас ждал переход через тоннель "Каторжанский". Кроме того, что в длину он 540 метров, так еще и изгибается буквой S в более сглаженном виде. Без фонарика там делать нечего. Поскольку идем мокрые и холодные, то и восторга тоннели уже не вызывают. По ним идти становится зябко. Остановились на ночлег на 77 км. КБЖД. Уже дождя не было, но опускался сильный туман. Облака расползались, и иногда выглядывало солнце. В последний вечер на Байкале хотели полюбоваться на озеро и на берега, но из-за сильного тумана ничего увидеть не смогли. Поздно вечером прошлись по дороге и на шпалах увидели светляка. Маленький забавный червячок крепко спал, а на животике его ярким светом сияло пятнышко. Ложились спать без дождя.

11 день
       Встали рано, в 7 часов. Если верить расписанию, паром из Листвянки уходит в 10 утра. Без завтрака бодрой рысью двинулись в сторону Порт -Байкала. Погода хорошая, встало солнце над горами, но внизу держится сильный туман. Когда пришли, нас ожидало разочарование. Паром в 10 часов не идет, а только в 15-50. Вот и верь после этого расписаниям! Лучше бы мы еще спали, а потом хорошенько обсохли на берегу. Купили в местном магазине йогурт и булочку позавтракать. На всякий случай с пристани никуда не уходим, чего-то ждем. И ведь не зря! Вскоре подошёл катер, который в 10-30 идет в Листвянку. Согласились нас подвезти за 60 руб. с человека. Очень довольные мы погрузились на катер. С катера смотрели на воды Байкала. Мы ошалели! Насколько удивительно прозрачная вода в Байкале, с берега это не оценить. Пока катер потихоньку двигался вперед, мы сполна смогли налюбоваться этим чудом. Берега из-за тумана просматривались плохо. Быстро домчались до Листвянки, а там сразу автобусом до Иркутска. Уже подъезжая к автовокзалу, увидели гостиницу "Бабр". В ней решили и остановиться. Деревянная 2-х этажная гостиница, бывший купеческий дом. Как и у всех деревянных домов Иркутска, ее фасад примыкает к высокому деревянному забору. За ним небольшой дворик и крыльцо наверх в коридор, а там уже по номерам. Нам предоставили 3-х местный номер. Туалет на этом же этаже, а душевая кабина, внизу на первом. В общем, мы остались довольны. Стоило это удовольствие по 250 руб. с человека. Месторасположение гостиницы просто замечательное. Это места вольного поселения декабристов. Из окон нашей гостиницы был виден дом князя Волконского, а за гостиницей, на параллельной улице - дом князя Трубецкого. Устроились - и гулять по Иркутску. Погода стоит жаркая.( +25 С в тени). В городе сохранилось много деревянных домов 2-х этажных на несколько квартир. Окна в домах со ставнями, хозяйственные постройки обнесены глухими заборами. А за ними кипит жизнь. Кто-то сидит, а то и лежит, отдыхает на лавке, курит. Кто-то стирает бельё в тазу, воду носят с колонок. Дети бегают босиком, кто-то в грядках копается. Многие дома украшены ажурной резьбой. Незаметно вышли на улицу Карла Маркса. И почти сразу наткнулись на вывеску "ГОРЯЧИЕ ПОЗЫ". Готовят их на пару, а соусы к ним выбираешь сам. Очень не дорого и вкусно. Решили завтра обедать тоже здесь. Прошли по этой улице до набережной Ангары. Понравилось здание краеведческого музея, построенное в мавританском стиле. На набережной возвышается удивительно гармоничный монумент Александру 3, на гранитном пьедестале. Несмотря на рабочий день, много людей гуляет по набережной.
    Добрели к Детской железной дороге. Оказалось, что мы немного опоздали, и прокатиться не сможем. А жаль! Очень понравился весь комплекс Детской ж/д. Новые красивые здания, видимо дети там же и обучаются этой премудрости. Ходят 2 состава по расписанию. Дорога располагается на острове, проходит среди зелени. Договорились на следующий день обязательно сюда вернуться и проехать. Но сразу скажу, что не получилось. Четверг и пятница выходные дни. Очень понравилось местное мороженое. Всегда считали, что наше Питерское самое вкусное. В Иркутске много видов мороженого, хотелось бы перепробовать все - жаль, времени не хватило.

12 день последний

Утром встали не спеша. На улице светит солнце, поэтому в 10 утра уже тепло. Может быть здесь такой замечательный климат. Зимой морозно, но зато летом хорошо, тепло. За лето можно успеть отогреться на солнце, чего не скажешь о нашем Питере.
    А может быть, нам просто повезло. Еще до завтрака решили посетить 2 музея: усадьбы декабристов Волконского и Трубецкого. Больше понравилось у Трубецкого. Служительницы музеев с большой охотой рассказывали нам о представленной экспозиции. Конечно, пообедать сходили в "Горячие позы". Снова долго бродили по старому деревянному Иркутску. Посмотрели самый старый деревянный дом города. К сожалению, он уже не жилой. Когда-то сгорел верхний этаж, и вообще, не похоже, чтобы его хотели законсервировать, с тем, чтобы впоследствии восстановить. Многие деревянные дома до середины окон ушли в землю. Да что дома, целые кварталы деревянных строений, как бы выглядывают из-под земли, открытыми ставнями упираясь в тропинку. Именно этот старый деревянный Иркутск мне очень понравился. Конечно, я понимаю, что жить в таких условиях очень не просто.
    На дворе 21-ый век, а не 19-ый. В ЦПКиО прокатились на колесе обозрения. Обозрев окрестности, не увидели для себя ничего нового и хоть сколько-нибудь примечательного. Гулять в этот день было тяжело - +26 С. Просто как на юге. Лучше бы такая погода была, когда мы шли по берегу Байкала. Снова пожирали в большом количестве мороженое. Да, в городе на перекрестках почти нет светофоров. Машины пропускают пешеходов. А машины в основной своей массе с правосторонним управлением. За речку Ушаковку прошли, посмотрели церковь Казанскую. Вообще много церквей увидели, а также синагогу и мечеть. Серега посетил крест на предполагаемом месте расстрела Колчака. С покупкой омуля получился облом. На центральном рынке его не много, и он не свежий, т.е. не чего и сравнивать со Слюдянкой. Там мы покупали только что выловленного и закопченного омуля. Абсолютный свежак. Так что, в Питер прилетели без омуля. На следующий день улетали. Задержки рейса не было. Самолет уже приземлился, а Серега с Валерой еще сидели в позной возле аэропорта. Не могли они себе отказать в удовольствии еще раз поесть горячие позы. Я ела мороженое, кстати очень вкусное. Вот и все.
    До свидания, Иркутск. До свидания, Байкал. Здесь тот же отчёт с фотографиями. http://www.livejournal.com/users/gnk/2004/06/19/
  • © Copyright Крылова Галина Николаевна (gala2107@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 32k. Статистика.