Кульчицкая Анна Михайловна: другие произведения.

Впечатления: Нерль Клязьминская. или "Трое в лодке не считая собаки" май 2004

• Комментарии: 5, последний от 20/01/2006.
  • © Copyright Кульчицкая Анна Михайловна (NushaKul@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/06/2004. 21k. Статистика.
  • Впечатления. Водный:Россия средняя , 130 км , Байдарка
  • Дата похода 01/05/2004 {4 дн}
  • Маршрут: д.Плечево - р.Нерль - ж.Д.мост Беклемишево - д.Лучки - г.Мирславль - Петровский

Впечатления о походе по Нерли Клязьминской 1.05.04 - 4.05.04 или "Трое в лодке, не считая, собаки".
      Плавсредство: Нева-3
      Экипаж: мамАня, папСаша, Никита, 5-ти лет отроду, "такс" Багет.
      Маршрут: д. Плечево - ж/д мост. Беклемишево-Итларь - Лучки - Мирславль - Петровский.
      Дата: 1 - 4 мая 2004 г.
      Предисловие.
       В первых же строках своего письма хочу выразить благодарность Рыжавскому Г. Я. за его гигантский труд. Далее в тексте я буду ссылаться на его описание реки и даже, (О, да простит мне мою наглость многоуважаемый) немного подвергну критике его текст.
      Весна 2004 года для моего семейства выдалась небывалой. Прикупив, как я уже писала ранее, новую байдарку, мы 14 марта прошлись по Истре и замерли, ожидая погожих апрельских деньков. В период ожидания мы атаковали книжную ярмарку в "Олимпийском", скупили все имевшиеся в наличии атласы и занялись поисками маршрута. Куда только не заводили нас алчные пальцы, двигавшиеся по картам: муж тянулся в сторону Пры, Угры (Вори), Протвы, а я металась между Ловатью и Керженцем. В эти метания периодически встревал мой папа, "самый знающий, матерый водник". Я всегда умиляюсь на его высказывания: "Вот в 1970 (69-м, 74-м и т.д.) году я был на реке такой-то, там абсолютно дикие места (в 30 км от Москвы), нет никаких деревень (дач?), автобусы ходят, электрички ездят и т.д.(по тому же расписанию), поезжайте туда!!!"
      И вот, ура, погода замечательная, близятся выходные и ... ребенок заболевает ветрянкой. Ровно через 10 дней я начинаю собирать рюкзаки, надеясь выбраться из дома даже в снег с дождем, но мои надежды не оправдались, т. к. ветрянкой заболевает и муж. Тихонечко поскрипывая зубами, я стала мечтать о майских праздниках, пообещав всем, что мы уплывем, не взирая ни на что.
      К концу апреля было решено идти на Нерль Клязьминскую, т.к. стало стыдно, что все были, а как же мы? Почитали Рыжавского, описания из Интернета, посмотрели карту и решились. Небольшое недоумение вызывал только вопрос доставки наших бренных туш в Москву, но решили не заморачиваться и положиться на "Авось".
      Заброска и "доставка на дом".
      Самая популярное начало маршрута - это ж/д мост Беклемишево - Итларь. Доезжать необходимо до станции Беклемишево на рабочем поезде от г. Александров, до Александрова ходят электрички с Ярославского вокзала.
      Расписание поездов от Александрова: 08:10, 14:07, 17:25, 20:10, в пути до Беклемишево 74 мин. Расписание электричек до Александрова:
      Отправление из Москвы Прибытие в Александров
      23.31
      00.32
      01.26
      Обратно чаще всего выбираются из славного поселка Петровский на чем-нибудь, в крайнем случае, на поезде, который ходит в 23.55. Об этом приятном действе расскажу в самом конце.
      Очень не хотелось тратить целый день на заброску, поэтому пытались придумать, как выбраться из Москвы пораньше. Вариантов в голову влезло очень много, правда, при их озвучивании, окружающие начинали задумываться о нашем умственном развитии. Можно: уехать на последней электричке в 23.25 и целую ночь ждать в Александрове утреннего поезда (отпал по причине наличия 5-го ребенка), уехать на электричке в 17.50, пересесть на последний вечерний поезд и быть на реке часов в 11 вечера (привлекательно, но 30е рабочий день, не успели), уехать на первой электричке в 4.58 (встает вопрос, как добраться до Ярославского вокзала к 5 утра, мы живем в Митино). Пришлось звать тяжелую артиллерию в лице "матерого водника". "Матерый водник" так проникся идеей похода, что вызвался довести нас прямо до реки, чему мы были несказанно рады.
      День первый. 1 мая.
      Из города наша компания отправилась в 4.25 утра (из района Черкизовской, где и проживает добрый самаритянин), путь лежал по Ярославскому шоссе, за город Переславль-Залесский. Трасса хороша на протяжении всей Московской области, но не забудьте сбросить скорость после указателя "Владимирская область", дорога будет соответствовать указателю. Ярославское шоссе пересекает Нерль не доезжая деревни Говырино. Мы подъехали, притормозили и решили, что поедем дальше. Река в этом месте довольно привлекательная: ширина русла метров 5-6, но до сухого берега, без залитых водой камышей еще метров 100. В любом случае на воду встать можно (только в половодье!), но у нас в запасе было мало дней и мы с сожалением поехали далее. Совместными усилиями было решено попытать счастья на дороге от д. Вашка (Яр. ш.) к ст. Итларь. Атласы, обещающие асфальтированную дорогу не врут, ее покрыли асфальтом лет этак 20 назад, с тех пор такая. Медленно, но верно мы приближались к реке, а точнее к д. Плечево. В 7 утра мы увидели реку, к воде ведет удобный спуск, ровная полянка для сборки байдарки - все удобства налицо.
      Обалдевшие, счастливые и голодные мы выскочили из машины и побежали в разные стороны, причем я не утрирую. Я неуклюже выбралась из машины попозже всего на пару минут, а увидеть сразу всех уже не получалось. Один орет: "Ах, какое течение, песчаное дно, воды много!", другой вопит: "Здесь вы поймаете кучу рыбы, дикие, дикие места", ребенок судорожно собирает камни (надеюсь, что бросит в воду), собака подрывает берег, собрались все вместе только после волшебного словосочетания: "Кушать подано!". Чуть выше по течению на берегу собирались еще люди, как мы увидели позже пара на Т-2, я думаю мы доставили им пару приятных моментов.
      "Матерый водник" поел, ехидно пожелал счастливого пути и отправился домой. Погода была приятная, бодрящий ветерок и спрятавшееся за тучами солнце. На воду встали в 9. 25, т.к. оттаскивали от развалин дома ребенка, от навоза - собаку, а при сборке байдарки мы почему-то не могли вспомнить, куда что надо ставить. Река шириной метров 15, течение быстрое, препятствий нет, берега очень красивые, местами сосновые. Не знаю, что будет летом, но весной можно вставать практически в любом месте. Прошли два моста, один в районе деревни Охотино, другой в районе Старово. Перед первым мостом остатки старого, левый пролет моста забит мусором. В майские празднике на реке много туристов, но вода от байдарок не кипит и никто друг другу не мешает.
      Участок реки до железнодорожного моста самый красивый на всей реке, поэтому мы очень радовались стечению обстоятельств, позволившему нам увидеть его.
      Отдельную "страницу" я хочу посвятить бобрам. Совсем недавно я прочитала, что во всей Центральной России осталась всего 1000 бобров, видимо большая часть из этой тысячи сгруппировалась на Нерли. По-моему, нет ни кусочка берега, где не было бы "следов работы бобра". Эти Грызуны! сожрали все, причем особое удовольствие им доставляет подгрызть большое дерево, оставить совсем чуть-чуть и, видимо, ждать, когда же оно упадет на голову незадачливому байдарочнику, а то "расплавались тут, поесть спокойно не дают". Еще очень приятно подплыть к берегу и обнаружить милые заостренные колья, прикрытые поднявшейся весной водой. А еще в наш лексикон прочно вошло сочетание "бобровые тропы". Было это так. Плывем, смотрим - на берегу щит, что написано не видно, а от него к воде несколько тропинок, широких, растоптанных, как будто мокрых. Я предположила, что там такая убойная информация, что после нее все идут топиться, ну, или, что это бобры читать ходят. Посмеялись, назвали тропинки "бобровыми тропами", поплыли дальше. Спустя час мы поняли, что в каждой шутке есть доля правды. Эти тропинки на самом деле натоптаны бобрами, т.к. на протяжении всего маршрута мы встречали эти дорожки от обгрызенных деревьев к воде.
      Немного не дойдя до ж/д моста встали на перекус на правом берегу, нашли в лесу один сморчок, увидели много первоцветов (ветрянку обыкновенную, медуницу, хохлатку и др.). Животный мир на Нерли очень богат, много птиц, в лесу следы пребывания лосей, кабанов, ощущение дикой природы не пропадает на протяжении всего маршрута.
      Под ж/д мостом перекат, проход свободный. На всех свободных местах около моста собирались группы байдарочников, правда мы так и не поняли, куда все эти люди делись потом. На протяжении всего маршрута синхронно с нами шли всего три группы, остальных мы так и не увидели, может они планировали маршрут на все майские.
      Минут через 20 после моста по левому берегу появляется село Пречистое с церковью и мостом, по Рыжавскому после должен быть перекат, но при нашем уровне воды мы его не видели. Хочу процитировать Рыжавского " после ж.д. моста река продолжает быть живописной и почти до с. Мирславль, на протяжении более 70 км, течет по холмистой долине в берегах, поросших, преимущественно, сосновым лесом. Отличные места, сосны на высоких косогорах". Прошу понимать эти слова дословно, а именно. Там где есть лес, он, конечно же, преимущественно, сосновый. А есть он далеко не везде. Весной со стоянками проблем нет, т. к. нет высокой травы, да и кусты голые, а что будет летом, тот еще вопрос.
      Перед д. Конюково нас ждал сюрприз в виде полностью залитого моста. Пару слов хочу сказать тем М-м-милым жителям прибрежных деревень на Нерли, которые строят мосты. МОСТЫ НАДО СТРОИТЬ НА СВАЯХ!!, а не бросать в воду бревна, придерживаемые рельсами. Эти самые рельсы так мило торчат от берега к берегу, что пройти нет возможности. Обносить удобнее по левому берегу, метров 20.
      После моста, через 2 км встали пообедать. Место очень приятное: внизу площадка метров 20, ровная и покрытая сухой травой, а далее косогор, метров 50, покрытый соснами и маленькими елочками. Пока "мужики" готовили обед, я в недобрый час и явно не в здравом состоянии ума решила забраться на косогор и сфотографировать вид сверху. Где-то на полпути я поняла, что не понимаю альпинистов, да и в горы мне расхотелось. То ли байдарка, "сижу, никого не трогаю, примус починяю". Как я спускалась вниз, даже писать не буду, во всяком случае комментарии к моему поступку приводить в письменном виде явно нельзя.
      Спустившись таки к костру, я увидела радостную картину. Дымящийся "Доширак", термос с чайком и ... вспаханный берег. Дело в том, что наш "такс Багет" вспомнил предыдущие походы и понял, что пора начинать питаться. Этому упоительному занятию он предавался на протяжении всего похода, жуя все, что плохо лежит, бежит и прыгает. Правда, несмотря на усиленное вспахивание окрестностей в поисках мышей, он был постоянно голодный, видимо мыши не ловились. Пока мы обедали мимо прошла "группа сотоварищей" на 4х тайменях.
      В этот день мы прошли чуть дальше деревни Чернокулово, встали на левом берегу, недоходя 1 км до впадения р. Шоса. Времени было 17.30-18.00. Пока готовили ужин, пошел дождь. Недалеко от нас ловил рыбу мужик (приехал он на мотоцикле), его возмущению, слава богу, молчаливому, не было конца. Он пару раз пробегал мимо нашей стоянки, всем своим видом демонстрируя, как мы ему мешаем ловить рыбу.
      Место для стоянки не очень удачное, т. к. недалеко деревня и к реке, по-видимому, приезжают местные, но мокнуть под дождем не хотелось.
      День второй. 2 мая.
      Проснулись с утра от яркого солнца, нагло светившего в лицо. Попробовали ловить рыбу - не ловится, собирать грибы - не собираются. Папа сделал ребенку рогатку и он довольный пошел собирать шишки, дабы использовать их как снаряды. Мы сидели на берегу и слабо надеялись, что любимое дитяте не выберет нас мишенью для артобстрела. Пес перешел на подножный корм, лазил по прибрежным лужам в поисках еды.
      Отплыли в 12.30. Погода замечательная, ясно и солнечно. Сразу за поворотом на берегу разрушенный кирпичный дом, что это такое мы так и не поняли, может быть летом появятся какие-то препятствия в воде.
      В этот день мы собирались пройти за д. Куменево и встать в диких безлюдных местах где-то в районе впадения р. Селекша.
      Часам к 2м подошли к д. Лучки. Перед деревней остатки старой плотины, проход справа, далее низкий мост - проход по струе ближе к правому берегу, а далее самое веселое. Сразу после моста необходимо развернуться и пристать к левому берегу, т. к. реку перегораживают остатки предыдущего моста, смытого в прошлом году. Наверное на всю реку Нерль выделили одного талантливого "архитектора-мостостроителя", который отлично учился в институте. По-другому это "мостовое" явление на реке объяснить я не могу. Все те же толстые, в обхват бревна перегораживают реку от левого берега до острова, справа от острова остается узкий и извилистый проход в кустах. Пока мы занимались просмотром, походом в местный магазин (правый берег реки, за охотхозяйством, работает целый день без выходных и праздников, есть промтовары), подошла еще одна группа. Одна Т-2 протиснулась через правую протоку, еле-еле, держась руками за кусты. Как сказали они сами, на трешке там делать нечего.
      Мы обнесли завал по левому берегу, метров 100, правый берег перегорожен забором охотхозяйства.
      Дальше начинается самая веселая часть похода. Если вы решили ориентироваться на участке до Мирславля по прибрежным деревням или, не дай бог, притокам, оставьте эту затею. Одни "умные" уже попробовали. Сказать могу одно, если вы увидели остатки плотины, то вы уже явно в тех самых "диких местах". Ищите стоянку, потому что "преимущественно сосновый лес" достаточно редко встречается. Если же вы увидели какие-то строения на правом берегу, рядом впадает какой-то ручеек, то поиск места для стоянки надо ускорить. Вот мы например так расслабились, так хорошо нам греблось, что к 19.00 мы выскочили к деревне и долго не могли понять, откуда она здесь. Когда же поняли, что это д. Быстри, и что впереди на все 10 км не будет мест, где можно остановиться, да еще грозит обнос в Мирславле ... писать я не буду, что было сказано.
      На весь участок до д. Быстри могу дать несколько ориентиров: плотина (краснокирпичное здание по левому берегу), дома на правом берегу, сильно шумящий правый приток, видимо с какой-то плотинкой, не видной с реки, и с бетонным кольцом в устье. Если после этого шумящего притока на правом высоком берегу-повороте вы увидите оборудованную стоянку со столом под березой - имейте в виду, это последняя приличная стоянка.
      Ударными темпами дошли до Мирславля, часам к 20.00 были у плотины в д. Новая. Днем ее можно было бы пройти по главной струе, ближе к правому берегу. Необходим просмотр, т.к. из воды торчит арматура. Обнесли по левому берегу, загрузились, проплыли метров 50 и уперлись в ЕЩЕ ОДИН НИЗКИЙ, ЗАЛИТЫЙ ВОДОЙ МОСТ. Обнос по левому берегу.
      Солнышко уже почти село, вопрос с местом для стоянки встал очень остро. Ждали обещанного Рыжавским места на левом берегу. За все мытарства мы были вознаграждены: на высоком правом берегу увидели семейство бобров, впереди к воде бежал папа, за ним детеныш, а замыкала шествие мамашка. С оглушительным всплеском они прыгнули в воду. Встали на левом берегу в 2х км ниже деревни Новая.
      Пока готовили ужин стемнело, слышим голоса, да не понимаем откуда они. Смотрим, а по воде то байдарки скользят, 4 штуки, одна даже с фонарем! Апофигей! Группа сотоварищей выбросилась на берег метров на 100 ниже нас.
      День третий. 3 мая.
      Отсыпались. Погода замечательная, торопиться нам теперь некуда, до конца маршрута часа 4 хода, поэтому мы отдыхали и телом, и душой. Погуляли по лесу, видели ежа, белку, зайца, ужа, много лосиного помета, цветочки, веточки, ящерки и т. д. Ловили рыбу, поймали несколько плотвичек на ручейника, пес окончательно перешел на водную живность: ловил улиток, разгрызал раковины, как орехи и лопал за обе щеки, француз. Пообедали и часа в 3 отплыли. Наши соседи отплыли за полчаса до нас.
      Тут есть тоже тонкий момент со стоянками. Берете карту и ищите те маленькие кусочки берега, где лес подходит к берегам. Река здесь уже широкая, течение заметно, но подгребать все равно надо. Мы, в основном, баловались, жевали конфеты, веселились. До деревни Мальтино месть для стоянки нет, далее к правому берегу подходит лес, но он малопривлекательный, да и дорога там рядом. Так что первое место, где можно остановиться будет ниже, по левому берегу, после впадения р.Черная.
      Именно на этом месте и встали наши соседи. Когда мы подплывали, они как раз разгружались. Посмеялись и поплыли дальше. Слева поле, на нем по карте должно быть кладбище. Смотрим, впереди место шикарное: берег не высокий, сосенки маленкие стоят, рядом березки повыше, полянка ... и могилки, могилки, могилки. Оказалось, что кладбище на правом берегу.
      Наученные горьким опытом, мы решили не рисковать и встать на первую попавшуюся стоянку. Она попалась на том же высоком берегу, на км ниже кладбища. Внизу маленькая площадка для байдарки, наверху удобное красивое место для палатки, кострище, поваленное дерево, шикарный лес. Решили остановиться. Времени 18.00.
      Ниже по течению, на левом берегу, на повороте еще две стоянки, но к ним близко расположена деревня. В следующем лесу на правом берегу тоже есть стоянки, довольно удачные. На участке реки от Мирславля до Петровского других мест для стоянки нет.
      Пока готовили ужин, мимо прошла еще одна группа туристов, они очень интересовались не беспокоят ли нас соседи сверху. Я сказала, что пока нет 12 ночи, они беспокоить не будут.
      День четвертый. 4 мая.
      На следующий жаркий и солнечный день мы не торопясь встали, собрались и в 11.00 отправились в конечный пункт назначения, пос. Петровский. Река широкая, течения нет, ближе к поселку стали собираться все байдарки. Собирать байдарки надо перед плотиной на правом берегу, при впадении ручья. Можно собираться и на полянке под церковью.
      Пос. Петровский - это отдельная песня. Встретил он нас натуральными, неубиенными ароматами. Видимо канализация, как ненужное сооружение не прижилась в этом населенном пункте. Байдарку собрали быстро, под пьяно-протяжные песни местных красавиц, отмечавших очередной праздник на берегу. Железнодорожная станция в 3 км от берега, добрели туда к 16 часам. Сервис в этом поселке полный. Когда покупали билеты, кассир предложила нам горячий ужин часов в 8 вечера, открыла подсобку, куда мы сбросили вещи. Билеты купили в общий вагон без указания мест, договорились, что придем к ужину и пошли гулять по поселку. Поездов до Москвы два: в 22.47 и 23.55, стоянка 2 минуты. В поселке есть центр: несколько пятиэтажек, магазины, коммерческие палатки, телеграф, телефон и даже нотариальная контора. Купили пива, бананов, воды, мороженного, воблочки и пошли смотреть плотину. Около плотины главная достопримечательность города - Спиртоперерабатывающий завод, обнесенный колючей проволокой, распространяющий стойкий запах браги.
      Над плотиной переброшен подвесной мост, рядом с ней - городские бани. Красота. Уже через пару часов мы принюхались и вопрос о том, как же здесь жить не возникал.
      Вернулись на станцию, кстати, с шикарным залом ожидания, к 8 часам. Нас уже ждал горячий ужин: пюре, сосиска, соленый огурец, чай, хлеб. После нас кормили еще одну группу из 7 человек. Все удовольствие, вместе с билетами нам обошлось в 400 руб., причем ужин получился по 30 руб. на человека. Поезд прибыл по расписанию, правда, пришлось бежать еще 2 вагона по насыпи, т.к. перрона не хватило. Все благополучно загрузились, вагон был даже не переполнен, в Москве были в 4.31.
      Расписание поездов на ст. Петровская:
      Юрьев-Польский - Иваново 15.40 еж.
      Юрьев-Польский - Иваново 6.25 еж.
      Иваново - Юрьев-Польский -19.32 еж.
      Иваново - Юрьев-Польский - 11.52 еж.
      Александров - Иваново - 20.09 еж.
      Иваново - Александров - 6.29 еж.
      Общие впечатления.
      Река красивая, несложная, очень богатый животный мир (мы слышали и видели громадное количество птиц: уток, цаплю, жаворонка, удода, сову, филина и др.). Идеально подходит для походов с детьми, видимо хороша и летом.

• Комментарии: 5, последний от 20/01/2006.
  • © Copyright Кульчицкая Анна Михайловна (NushaKul@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/06/2004. 21k. Статистика.