Ламонт Саша: другие произведения.

Отчет: Сайлюгем и много разного

• Комментарии: 3, последний от 22/08/2018.
  • © Copyright Ламонт Саша
  • Обновлено: 22/08/2018. 45k. Статистика.
  • Отчет. Горный:Алтай , 120 км , другое
  • Дата похода 22/07/2018 {7 дн}
  • Маршрут: Ак-боом - Саргальджук - оз.Каракёль - Ачик - Сайлюгем - Эбелю - Катунь - Сарнах,

• Сайлюгем

22.07.2018, день первый

Ко второй части похода мы подготавливались как могли. Я стирала одежду и лечила поврежденную ногу, Беркут и Фалькон поднялись на скалу Ак-Боом - поснимать и в очередной раз проверить сатком. Гоблин отсыпался.
    Сборы в день выхода опять были торопливыми, и несмотря на это умудрились забыть сахар. Впрочем, сгущенки и печенья хватило, от недостатка сладостей не страдали. Мы были и в этом походе такие голодные, что кто притащил обратно банку сгущенки, кто тушняк, кто каши... Я протаскала в арчимаке колбасу. Но это забегаю вперёд.
    Опять вышли в предгрозовое жгучее солнце. Напряженный участок по Чуйскому тракту - всё-таки федеральная трасса. Потом перешли саму Чую по автомобильному мосту без перил. Меня спрашивали, было ли страшно. Нет, совсем не было, спокойно проехали верхом. И кони шли спокойно - они привыкли.
    Аржан проводил нас на мотоцикле. Шли по старой дороге, недолго - вверх по течению реки. Потом повернули на юг.
    Часа через два подошли к озеру, почти превратившемуся в болото. Оно так заросло травой, что нельзя было определить, где кончаются его берега.
    Кони почти не упрямились, по крайней мере, по сравнению с первым походом. Попили из ручья, причём Резидент не упустил шанса искупаться. И дальше - по той же старой дороге. Мимо нескольких одиноких домиков на берегу речки Саргальджук. Пейзаж выглядел милым и пасторальным.
    Понемногу поднимались по течению.
    В одном месте сделали остановку у смородиновых кустов, все жадно накинулись на созревающие ягоды. Я принесла горсть Гоблину - ему было неудобно собирать из-за ноги и еще ноющих ребер.
    Встали относительно рано и очень спокойно. Непривычно спокойно - это первым подметил Беркут. Ни дождя, ни падений, почти ничего не надо сушить, светло... Даже уговорили Резидента замариновать шашлык из взятого с собой мяса. Насколько помню, тоже маралятины.
    Аня стукнула-таки палкой курильщика Борю. Её немногим меньше, чем меня бесит табачный дым, и она объявила нашему конюху комичную войну. Впрочем, отнимала у него сигареты и брызгала водой вполне серьёзно. При общем одобрении - её подбадривали возгласами и аплодисментами.
    Борю не слишком любили. За курение, за крики, за вечное стремление подгонять на ровном месте, за грубые шутки, фамильярность - ту фамильярность, которая характерна для пьяных. Именно на Саргальджуке он распил бутылку водки. Этим, мягко говоря, не привёл никого в восторг. После всего нам только пьяного конюха не хватало! Боря же все время кричал на нас, требуя жесткости по отношению к коням. Мог ударить во время ходьбы чьего-то коня, причём когда не требовалось подгонять. Мы с самого начала предпочли бы одного конюха. И лучше - более спокойного и рассудительного Володю.
    После такого я не удержалась и попросила Грома Борю лягнуть. Через 5 минут было сделано, хотя Гром вообще лягается редко. Куда он попал, я не видела. Но судя по ругани - метко. Я обещала Грому морковку - и на стоянке сдержала своё слово.
    Есть он не стал, не заинтересовался даже. Как объяснили, алтайские кони просто не пробовали её и не знают вкуса. Отвергнутые корнеплоды мы разделили между собой.
    Остаток вечера мы обвывали половинку луны,ждали когда замаринуется в лимона шашлык. Я пила чай и писала дневник, Беркут расчехлил сатком и через несколько тысяч километров обсуждал.
    Поджаренный на шампурах из сырых веточек шашлык показался божественным. Вероятно, таким они был. В походе действительно меняются вкусы, и я слопала чуть не полусырым. Остальные тоже долго не ждали. Только Фалькон сохранил свое предпочтение хорошо прожаренного мяса.

23.07.2018, день второй

Мы проснулись не поздно и не рано. Собрались без особых происшествий. Начался подъём по течению Саргальджука с постепенным уклоном влево, на перевал.
    Довольно сложный для коней, они вспотели и тяжело дышали. По сравнению с Кадрином было легко. Но в наличии весь набор - камни, крутая тропа, ветки в лицо, деревья, между которыми надо пробираться.
    У самого перевала тайга избирательно выгорела, зрелище было жутковатым. Не страшным, а именно жутким, как в сказочном зловещем лесу.
    Какая-то странность в этих пожарах, от которых сгорают отдельные деревья или группы. А стоящие рядом - точно такие же зелёные кедры остаются невредимыми.
    Гром, как обычно, не упустил возможности отстать. Он был верен себе - а ещё моему коню не нравились подъемы.
    Перекусили мы наверху, привязав коней к камням. На перевале, с которого открывался захватывающий дух вид.
    Прямо перед нами уходил крутой спуск к глубокой долине, чуть слева, часов на 10-11 - Северо-Чуйский хребет. На 2-3 часа - далёкие вершины "белков" - гор со снегами.
    Я сделала не меньше десятка снимков, Фалькон запустил дрона.
    Какое-то время шли пешком, Беркут показывал вершины - он хорошо ориентируется в этих местах. По прямой было совсем недалеко до Ак-Боома - прямо через Чую. Но её не было видно.
    По-хорошему, весь спуск надо было снимать на видео.
    Тропа была местами крутой, а Грому наконец надоело быть замыкающим.
    Видами впечатлился, что ли... Кстати, на дрона кони реагировали удивительно спокойно. Мой гнедой ушёл вперёд и довольно часто шёл рысью, в том числе на спусках. Я старалась фотографировать с минимальным использованием зубов и хватательного хвоста.
    Врезалось в память то, каким предстало перед нами озеро Каракель. Часто произносят Караколь. Я буду использовать местный вариант.
    Когда мы спустились, встретили небольшой - и вполне обитаемый домик. Местных коней. С той стороны, с которой мы подходили, озеро окаймлено невинной на вид трясиной. Прямо такая яркая, сочная травка... По словам Володи и Беркута, там тонут кони.
    Аня и Петя устроили скачки. В этой джигитовке приняли участие и мы с Фальконом, ещё Беркут. Точнее, я сперва протестовала, да и Фалькон опасался за порванный арчимак. Но на галопе, по крайней мере по ровному месту, держаться в седле удобнее, чем на рыси. И что интересно - запыхавшийся на подъеме Гром даже не вспотел. Хотя был под арчимаками. Только немного раздражала короткая уздечка, у меня от неё вставали руки и нервничал конь.
    Пока подтянулся Гоблин, палатка была почти готова. Каракёль - означает "чёрное озеро".
    Вода там и впрямь тёмная, с нашей стороны заросла осокой. По словам Резидента, очень тёплое, но я этого не проверяла. Опять было чувство лёгкого и спокойного вечера. Как ни странно, почти не было комаров.
    Когда сидели у костра, немного накрапывал-таки дождь. Неожиданный сюрприз в виде местного жителя. Он предлагал купить копченое мясо, сметану и лепешки. Поели? Пофигу. Мясо мы брать не стали, но отдали должное вкуснейшим жареным лепешкам. Сметана только называлась так. На самом деле это были свежие жирные сливки. Очень сытные, нежные и вкусные. Я не люблю кисломолочные продукты, но эту " сметану" оценила в полной мере. Мало кто взял в тайгу много наличности, и лично у меня остался только НЗ. У Гоба, насколько помню, тоже. Одна из самых вкусных покупок за год.
    Вечером Боря продолжал отравлять воздух, а Аня - ему жизнь путём изъятия табачных палочек. Перед сном дети играли на телефоне. Мы с Тан Ялой пытали Фалькона по его специальности - астрономии. Он объяснял что такое параллакс и рассказывал про взрывы сверхновых.

24.07.2018, день третий

В этом походе у меня прорезалась интересная закономерность. Стоило мне увидеть во сне неприятное - пакость случалась наяву. Могла быть совсем другой, не связанной логически. Мне приснилось что меня обвинили в убийстве родственницы. Та дама особа малоприятная и обращалась со мной не лучшим образом, но статья в УК - перебор. Даже во сне. Собирая палатку, я хотела ещё раз заснять спокойное гладкое озеро уже в утреннем свете,и обнаружила разбитый экран фотика.
    По словам Гоблина, дело скорей всего в нём. Но на тот момент я не понимала - он лежал в шляпе, на ярко-желтой бандане, шляпа стояла на арчимаках ...
    Поэтому ВСЕ фотографии после Каракёля сняты абсолютно вслепую. И я приношу извинения за возможное низкое качество.
    День был ярким и солнечным. Вчера мы ещё не были уверены какой дорогой пойдём.
    Поднялись без всяких приключений на перевал Чан-хан. Потом спустились в болотистые места. Невинные на вид - просто поляна, заросшая яркой, сочной травой. Но довольно опасные.
    Кони пыркались, даже самые спокойные. Не хотели идти. Если честно, я их понимала - не то чтобы боялась, но пульс отдавался даже в живот. Особенно нервничал Талпар Резидента - в обычных условиях один из самых спокойных коней. Он чуть не понес от страха. Я успокаивала Грома, впрочем, он как раз держался молодцом.
    После нескольких попыток Боря перевёл, почти перетащил моего коня за повод. При этом отчаянно ругаясь. Вслед за моим перешли и остальные - не видела подробностей. Надо было выходить на сухое место. Копыта сильно вязли, забрызгались мы с ног до головы.
    Шли по долине, по дороге. Колеи были отчётливо заметны.
    Слева журчал ручеек. Аня разряжала обстановку, обливая горе-курильщика из бутылки. На одной остановке прихватила здоровенную, метра 3 длиной деревянную кувалду - инвентарь сборщиков шишек. И чуть не стукнула ею Борю.
    Поднялись на следующий перевал. К сожалению, не помню названия. Там на открытой вершине стояли 2 перевалочные турЫ - пирамиды из камней, где алтайцы оставляют подношения духам этих мест. У меня странное ощущение почти во всех местах силы - как будто там особое пространство. Сгустившееся, что ли. Не знаю как объяснить точно. Я атеистка и скорее скептик, но там точно что-то есть.
    Рядом с турами мы перекусили. Володя шаманил на добрый путь нам всем. Как объяснил Беркут, хорошо бы или положить или монетку, или 4 камня в туру, или просто оставить что-то. Обязательно что-то ценное, небезразличное для себя. Гоблин положил камни, я - серебряное кольцо, которое носила несколько лет. Денег у меня не было, и просто возник в голове образ в ответ на моё желание что-то отдать. До сих пор уверена, что мне подсказали.
    Спускались сперва пешком, но я даже с палкой ковыляла слишком медленно и Володя приказал мне сесть в седло чтобы не задерживать всех. Спуск был крутым, но не очень. Теоретически проходим даже для автомобиля.
    Потом шли через лог Ачик. По долине Гром вредничал - то еле плелся, то обязательно рвался если не в галоп, то на рысь. Бабырган подгонял Кок-Пуру, вернее, его и не надо подгонять. За 7 лет не изменился - любит идти первым. И по уму вполне может. А вот Гром не знает середины. То идёт медленным шагом, отставая. То твёрдо решает не дать себя обогнать.
    Потом мы с Гобом обсуждали интересное явление. Под тем же Володей, молчу про Борю, кони идут намного быстрее. Вроде, одним аллюром, шагом. А через несколько минут приходится переходить на рысь чтоб не отстать. Беркут потом объяснял что кони боятся жёсткого обращения алтайцев, а с нами более расслаблены. Но дать пойти в галоп было нельзя - могли понести, потом не остановишь.
    Прошли по логу реки Ачик, мимо Байтушкинского хозяйства. Места очень красивые и приветливые.
    Почему-то запомнились очень много муравейников. Буквально каждые 2 - 3 метра. Что они едят - биологическая загадка.
    Тан Яла шла в хвосте. С одной стороны, это было необходимостью - у неё лягучий конь, с другой - она плохо себя чувствовала. На подтяжной попросила у меня то ли колдрекса, то ли активированного угля.
    Поднялись по дороге ещё на один перевал. Было очень больно видеть в тайге сигаретные пачки, бутылки и прочую дрянь. Просто передергивало, как пощёчина. Мы уже устали, но перевал оказался не последним. В том логе, куда нас привели сперва конюхи, не было воды. Начинал накрапывать дождь. Беркут повёл нас вверх, без тропы, по дурелому.
    Я к тому времени уже устала, да и не я одна. Было часов 7-8 вечера. Продрались через несчетное количество тупильных брёвен, не задерживаясь, пошли вниз.
    На спуске Гром рвался в рысь. Я сдерживала его как могла, получалось, откровенно говоря, не всегда. Но вот чего у него не отнять - отлично выбирает дорогу. Очень редко застревал или бил меня о стволы. Нет, приходилось вертеться и кланяться, прилетало ветками по лицу - все как положено. Но чутье масштабов у него отменное. Я со своей стороны старалась его не дергать и всегда с ним считаться.
    На этом спуске между 2 стволами не смог пройти Гоб. Его конь Боян ("Благодарный" по-алтайски, пишется именно так) ненадолго забыл, что везет всадника. Но за весь поход это стало единственным падением Гоба. Правда, он все оставшееся время щеголял роскошной царапиной на пузе и дырой в майке, выставлявше царапину напоказ.
    Постепенно вышли на тропинку над обрывом. Рысить было опасно - круто и влажная земля, места мало. Идти было можно только гуськом. Слева внизу текла река, справа - склон. Мы постепенно спускались. Прошли мимо охотничьей базы, стали уже в сумерках, сильно уставшие. Справа от нашей стоянки была река Сайлюгем и круто уходил заросший кедрами склон.
    За спиной - относительно ровное место и чуть поодаль - долина закрывалась. Когда варили ужин, нас накрыло вполне серьёзным дождём.
    Я завалилась спать даже не почистив зубы.

25.07.2018, день четвёртый

Не помню сейчас, в вечер нашего прибытия на Сайлюгем или во время дневки выяснилось, что один из нас сделал невероятную глупость. А именно - прихватил сувенир с перевалочной туры. Конкретнее меня просили не писать, не называть предмета и имени. Но мнение выскажу - это идиотизм высшей пробы, который легко мог подставить всю группу. При этом "сувенир" подкинули Гоблину в арчимак.
    Я знаю, что автор этого действа прочитает мой отчёт. Предупреждаю - шутка такого рода не первая, и я пишу публично. Что ещё один такой номер - и я перестану щадить и деликатничать. Надоело.
    Утро было ленивым и дождливым. Мою робкую надежду вымыться и постигать разбил мокрый холодный дождь. Опять, уже знакомо, ползли буквально по верхушкам кедров тяжелые облака. Беркут, Резидент, Фалькон и Тан Яла решили сходить к Шавле. Ни я, ни Гоб с ними не пошли. Дети тоже во что-то играли у себя в палатке. Там нужны здоровые ноги и желательно хорошая фото-видеотехника. Жаль, конечно. Места там невероятно красивые. Но зато отоспались. От Гоблина исходили такие мощные, осязаемые волны храпа, что заразительность была как у кори - 98%. В результате установился мощный тоталитарный лежим. Дремать в палатке в такой холодный день очень уютно.
    Я всё-таки пыталась заснять хоть немного Сайлюгема. Сама не забуду, видела это своими глазами. Но очень хочется поделиться.
    В целом все травмированные отлеживались в палатках. Мне снилась какая-то экскурсия в подземный бункер, причём спокойный и чистый, без разрухи и трагического надрыва. Причём помню во сне уверенные и доброжелательные голоса жителей, но хоть убей не помню, были ли они людьми.
    Исследователи вернулись вымокшие и довольные. Со снимками, видео и рассказами. Долго сушились и уплетали горячее.
    По поводу истории с подкинутым артефактом - было решено вернуть как можно быстрее. С извинениями и объяснениями.

26.07.2018, день пятый

Утро началось с побудки в армейском стиле. Я сова и это самый неприятный для меня момент дня, хочется злиться и шипеть на всех. Дождь перестал... Ну, как перестал. Почти условно.
    Собственно, торопились из-за дождя, хотели побольше пройти пока относительно сухо.
    Пошли вверх, снова по дороге. Сайлюгем остался справа и снизу. По крайней мере в этом месте снова собирался дождь. У меня есть личный метеоролог - цветы, которые распускаются только вечером или перед дождём. Почему и какой механизм - не знаю. Познакомилась когда писала статью для ботанического сайта. На Алтае они тоже растут. За 5 с лишним лет мои синоптики не ошиблись ни разу.
    Если интересно, могу рассказать о них подробнее.
    Подъём на перевал шёл по долине, а потом пологой дороге. Отчётливо было видно как недавно прошла снежная буря, выбелив несколько вершин. Беркут - любитель жариться на солнцепеке - даже шипел чтобы я не шаманила на тучи. До сих пор не знаю, получал ли он тепловой удар раз за разом и знает ли что такое +44 в тени. У меня опыт жизни в таком климате надолго отбил вкус к солнечным и жарким дням.
    Дорога не была слишком крутой, но кони вспотели. Лес по сторонам казался знакомым, хотя я точно знаю, что никогда не была на этом перевале. Мощные кедры, иногда ягоды на обочине. У одного упавшего ствола наши собаки загнали мышь, и пытались достать её из укрытия.
    На самом перевале было холодно и очень ясно. Видно далеко, я как могла фотографировала и виды и заснеженные вершины. Всё-таки фотоаппарат у меня не первый год и старалась вспомнить как именно он ловит кадр. Снимала сериями, и из кучи хлама удавалось выудить приличные снимки.
    Мы стояли и обсуждали как идти.
    Володя хорошо знает эти места. Беркут тоже. Оба они решили идти по логу реки Эбелю. Я пишу название так, как видела его на карте. Алтайцы произносили Дебелю, у нас вообще получился Дембель. "Идем по дембелю".
    Спустились вниз между деревьями, без тропы. Особенно внизу круто, чем-то напомнило Улюстон. У речки много камней, кустов и очень мало ровного места. Дорога там была, как рассказал Володя, ещё в 70 годах прошлого века там гнали скот, целые стада. Но все успело зарасти наглухо. Тупильных бревен хватило на каждого. Я раза два чудом удержалась в седле, один раз даже не рискнула прыгать. Володя нашёл на стволе дерева медвежью шерсть. Тан Яла шла последней, часто пешком. Не только из-за коварных привычек коня Миши, но и из-за плохого самочувствия.
    Конюхи нас поторапливали. Если честно, хотелось ехать не спеша, разглядывая каждый уголок. Там было на что посмотреть пока мы шли вниз по течению.
    Из заросшего крутого лога вышли на более открытый склон, пошли траверсом. Над нами справа нависал обрыв.
    Потом вышли к более обжитым местам. Пейзажи казались прямо-таки идиллическими. Мирная долина, домик, извилистая река, край леса и зелёные горы на горизонте. Мне до сих пор жаль, что не было возможности там остановиться на день, побродить и полюбоваться. Продуктов у нас бы хватило, запас времени тоже был.
    В том же спешном порядке устроили привал, обрывать со смородиновых кустов уже сладкие ягоды или перекусить. Я лично с большим трудом успела то и другое. Резидент, большой любитель смородины, тоже ворчал. А тут ещё Гоблин забыл свой тактический рюкзак, ему пришлось возвращаться. А нам - ждать.
    Поворчу тут и я - мне кажется, в этой спешке много теряется. Смысл похода - увидеть лично, пройти - по каждому метру маршрута. Подышать этим воздухом, все ощутить и попробовать. Своими руками, ногами, носом. Просто устать можно и на любом тренажёре, даже с демонстрацией снимков на экран. Но это не то.
    Ещё один смородиновый привал сделали ближе к вечеру. Кусты с красными ягодами были просто картинно красивыми. Я больше люблю чёрную смородину, и нарвала с ягодами листьев - заваривать. Когда шли, в топком месте разминулись с охотниками - не туристами, местными. Врезалось в память как сильно мой Гром испугался мотоцикла и понес. Еле успела остановить, пришлось резко дергать.
    Петя с Аней снова устроили скачки. Уже на подступах к Катуни, на равнине. Я на этот раз в них не участвовала. За пару километров до Катуни Гром понес второй раз - но тут я балда сама, не уследила и он наступил на уздечку. Удержалась, как только позволила нога слезла и все поправила. Остальные не остановились, Гром пошёл когда я садилась. Только кошачьи рефлексы дали усидеть, адреналин просто взорвался гейзером. Метров триста ехала скособочившись и с одним стременем.
    Длинноногий и лёгкий Фалькон много шёл пешком. Часто спешивались Резидент и что уж совсем странно, Гоблин. Тан Яла так же часто отставала.
    На закате вышли к Катуни. Слияние Эбелю и Катуни - красивешее и популярное место. Даже сделан деревянный стол для еды. Рельеф там удивительный - широкая долина реки, плато и горы. Мы стояли почти на пляже. Через Катунь на другом берегу тоже стояла палатка.
    Здесь ещё сильнее, чем на прошлой стоянке казалось, что я внутри картины великого мастера. Светло-зеленая вода Катуни, склоны, вечереющее небо. Невероятно коробили мусор и пивные бутылки. Старались сжечь, конечно... И Беркут ещё называет Кавказ человейником!
    Собиралась вымыться, но подгибались ноги. Не у меня одной - дорога ушатала даже выносливого Резидента. Если честно, у нас не все даже регулярно умывались. Я вместо этого села у реки и стала смотреть. Катунь - очень мощная река. Не совсем прозрачна после какого-то землетрясения. Течение сильное, но вода кажется шёлковой.
    Опять хотелось остаться там и побродить без экспресс-режима.
    Ещё раз прошу прощения за качество фотографий.

27.07.2018, день шестой

Вроде выспались, но потом я даже не успела причесаться. Упаковавшись, поднялись на плато. Окружающее разительно отличалось от заросшего лога. Широкая долина, слева текла зеленоватая масса воды. Реку обрамляли и оттеняли почти безлесные изящные горы. Степь, трава и запах нагретой солнцем полыни. Кузнечики стрекотали как одержимые и при каждом шаге разлетались из-под ног. Из всех мест, где была, я только на Алтае видела такие резкие переходы.
    Намоченная от жары бандана высохла уже через полчаса. Гром шёл за Резидентом - на этот раз на Талпаре. Но измучил меня неровным аллюром. Все ещё болела нога и когда он срывался на рысь, было трудно стоять на стременах. Альтернатива - отбитая пятая точка и весь хвост в синяках. Нога, которой не могла правильно опираться на стремя - тоже.
    Таким темпом шли по течению Катуни параллельно реке примерно километров 10. Я старалась снимать все, что видела - на окружающее можно было смотреть бесконечно. Помню, как удивилась, увидев в степи грибы. Конечно там воды хватает. Но это степь! И без реки рядом идти там было бы страшно.
    Прошли Инигень - вспоминали тех самых сусликов. Знаменитых инигеньских сусликов Резидента. Посёлок очень разросся с того времени. Так, что уже похож на маленький городок. Инигень стоит в ошеломительно красивом месте, Катунь там изогнулась, огибая остров. Мы объехали справа, по обрывистом берегу над переливчатой массой воды. Тропинка там узкая,по изгибу реки. А еще ее перегородили чтобы не ушли местные кони и коровы. Нашим конюхам пришлось буквально разбирать ворота.
    Прощаться с Катунью было грустно. Когда ещё к ней приеду! Повернули направо, по логу реки, название которого не помню, к сожалению. Вокруг неё был этакий мини-оазис, пышные кусты и деревья. Напоили коней и принялись подниматься.
    Интересно, что росли березы. Пейзаж неожиданно был совсем среднерусским - словно мы телепортировались из степей. Только немного портило настроение нашествие гусениц. Мерзкие твари с одинаковым аппетитом жрали все - от берез и до кедров. Видеть оголенные деревья было тяжело. Мой фотоаппарат от возмущения даже окончательно отказался снимать.
    Когда взобрались выше, подъём стал крутым. Но зато шли по нормальному живому лесу и лично у меня с души упал камень. Нашествие, ЕМНИП, непарного шелкопряда видела в детстве. И знаю, на что способна эта мерзость. Надеюсь, они не доберутся наверх и передохнут в ближайшую зиму.
    Ближе к вечеру и вершине тропа исчезла. Большинство шли пешком. Примерно каждые 10 - 15 метров требовали решения новой задачи. Мы то превращались в психологов - убедить коня пройти, то в акробатов - уворачиваться от веток. Иногда даже в танкистов - проломиться сквозь кусты. Утомительно, но очень интересно. Здорово прокачивает предвидение. Были огрехи - Резидент вписался в ветку, я снова споткнулась, Гоблин перед очередным тупиком сорвался и крыл всех матом. Но чего было в избытке - разнообразия. Я, например, до Алтая и не представляла, что конь может взобраться на склон крутизной около 60 градусов.
    Встали немного раньше, чем собирались. Во время очередного прыжка сильно ударил руку Петя. Не упал, просто ударился о луку седла. От боли он не мог ехать, мы испугалась перелома. Встали на первой относительно ровной поляне, я распотрошила аптечку. Беркут наложил шину, подержал руку в холодной воде. Довольно скоро обезболивающие подействовали и мы занялись обычной лагерной работой.
    Самое интересное в горных стоянках - это выбор более-менее ровного места. В этот раз вопрос был особенно острым и даже ровность одного участка не удовлетворила Резидента. Собранную палатку тащили как муравьи - большого жука.
    Последняя ночевка всегда грустновата. Мы долго сидели у костра, набивали животы вкусью - наваристым супом, колбасой, пряниками. Беркут вызывал Натали по саткому, рассказать о случившемся. Остальные коллективно шаманили, уводя в сторону дождь.

28.07.2018, день седьмой

Ночью по стенам палатки скребся дождь. Я-таки продрогла в своём спальнике и утром обнаружила себя почти в объятиях Гоба. Ночь и утро были в самом деле холодными и он совершенно не возражал. Хотя оба после вчерашнего подъёма ковыляли чуть посильнее. Замечательно смотрелись вместе, ну прямо спецназ после лёгкой разборки!
    Петя проспал ночь спокойно. Он поехал сам, благо, его Кок-Пуру - умница каких поискать!
    Сначала было немного дурелома. До намеченной стоянки не дошли буквально метров 400. В высоту. Кто был в горах хоть раз - поймёт что я имею в виду.
    Потом шли по хребту к перевалу Ачик. Гром очень сильно отставал - не выспался, что ли? На рысь переходить не хотелось - у меня что-то гремело в арчимаке и протестовала нога. Восле Ачикской вышки на седловине ветер ударил так, что на пару секунд перехватило дыханье. Мне показалось что на мне не шляпа, а шлем. Привет дельталету и незабываемым ста километрам в час на собственной морде.
    Ассоциация так окрылила, что я тогда даже не поинтересовалась на месте - в самом ли деле тут есть интернет. И фиг с ним, всемирная паутина никуда не денётся.
    На подтяжной Боря полез на кедр за шишками. К сожалению, в этом году их мало. Как Володя объяснял, идут сезонами: то 3-4 года почти нет, то столько же времени много.
    Пережидали проехавшую машину, как привет из цивила. Или предупреждение, что скоро нас ждёт. Гром опять сиганул, до сих пор не понимаю, почему. В Ак-Бооме он спокойно стоял рядом с Чуйским трактом.
    В сам Ачик мы шли по мертвому лесу. Сначала продирались через горельник, и было очень интересно наблюдать разницу в характере коней. Какое препятствие каждый выбирал тупильным. Тайга уже понемногу начинала восстанавливаться. Потом - просто через мёртвый лес.
    Я до сих пор не знаю причин. То ли дело в прожорливых гусеницах, то ли болезнь... В тех местах вроде не горело, деревья целые. Мне за оба похода бывало интересно, больно, радостно, страшно - все что угодно. Но нигде не испытывала такой жути. Вроде безопасно, идем спокойно, без особого труда. Но эти серые, словно сделанные из гематита стволы... Как на другой планете, мистически чужеродные. Царство мертвых.
    Где-то на склонах рядом как сиреневая пыльца рос кипрей, где-то были поразительной красоты виды на соседние горы.
    Гром тоже нервничал, один раз так рванулся, что порвал лямку арчимака. А в живом лесу чуть не впал в истерику, надрывно ржал, не видя впереди других коней.
    Потом перекусили, и, насколько помню, Фалькон ещё раз запускал дрона.
    И мы начали спуск. Дорога, которую пересекал ручей Сарнах, была каменистой и крутой. Окружающие горы не могли испортить даже линии электропередачи. Беркут рассказывал, как поднимался (!!!) по ней на велосипеде. Даже спуск на конях требовал внимания.
    Алтайские кони не любят камней, потому что берегут копыта. Гром рвался на рысь и настаивал на желании идти по обочине, где была трава. Я не хотела ни того ни другого - с обочины шёл крутой склон и Гром успел уже крепко приложить меня ногой о дерево. В этих дискуссиях еле успевала фотографировать. Как могла - вслепую, сериями, каждый снимок - как лотерейный билет. Пара гигабайт лотерейных билетов.
    По течению Сарнаха уже ближе к Чуе росли кусты смородины. Роскошные, надо признать. Я облизывалась на них - как раз чёрная, моя любимая. Беркут попытался было сорвать с седла. Но Князь решил, что раз ему не дают перекусить на ходу, то не даст и он. Справедливо, хотя и обидно. Резидент спешился и вроде даже успел что-то сорвать, но не больше одной-двух ягод. Жаль, что конюхи так сильно нас подгоняли!
    Не сказать и чтоб было поздно. Перед самой Чуей я вела коня на поводу, по мосту тоже. До Ак-Боома оставались считанные метры по обочине Чуйского тракта. Я была настороже, помнила утренний прыжок Грома от машины. Но он только усиленно жался к ограждению, рискуя порвать арчимак. Его примеру следовал и Талпар - или он следовал дурному примеру, как ни уговаривали и я и Резидент. Остальных не видела, но не исключаю такого же.
    В Ак-Боом мы прибыли около 8 часов вечера. Конечно, имеется в виду местное время. Вечер был ясным и прохладным, каким-то удовлетворённым.
    По традиции сфотались - жаль, что не на мой фотик. И, оттащив арчимаки в наш аил, отправились ужинать. Помню нашу компанию в кафе - в пропахшем дымом камуфляже постройневшие, с дикими глазами, какие-то совсем нездешние. Особенно эпичен был Гоблин - с расцарапанной мордой лица и гордо распахнутой майкой на пузе. Хромал он тоже эпично. Запоминался и Резидент. Он сверкал самым главным элементом снаряжения - рваной сиреневой банданой. Приличнее всех из нашей компании выглядела Аня.
    Мысленно были ещё там, за Чуей.
    Предстояла адаптация к цивилу...
    ***
    Артефакт с перевала вернули. Судя по всему, духи простили нас. По крайней мере, я очень на это надеюсь.
    Ягод набрали через пару дней, устроив небольшую экспедицию за смородиной и костяникой. Я набрала почти полный кан. У Резидента целый контейнер. Фотографировал это действо, к сожалению, один Фалькон.
    Золотой корень мне не удалось выкопать во время похода, его пришлось покупать. Но не так страшно и дорого, как ожидала.
    У Пети, к счастью оказался только сильный ушиб и ему стало легче еще до отъезда. А Гоблин продолжал величественно хромать и отбрыкиваться от медицинской помощи. Примерно как кот, которого несут к ветеринару. Но только масштаб был за 80 кило, и пригалалось виртуозное владение русским нелитературным. Отбрыкивался он три с половиной тысячи километров,как минимум и на момент загрузки отчёта на сайт - 19 дней. Именно столько прошло с нашего второго возвращения в Ак-Боом. Судьба его ребер так и осталась неразрешенной загадкой.
  • Комментарии: 3, последний от 22/08/2018.
  • © Copyright Ламонт Саша
  • Обновлено: 22/08/2018. 45k. Статистика.
  • Горный:Алтай

• Техподдержка: Петриенко Павел.