Леснянский Александр Абрамович: другие произведения.

Отчет: Велопоход через Гоби, 2007

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 05/09/2012.
  • © Copyright Леснянский Александр Абрамович (lesnchita@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 21k. Статистика.
  • Отчет. Вело:Забайкалье , Велосипед
  • Дата похода 17/08/2007 {24 дн}
  • Маршрут: Говь-алтай - - Баян-цаган - - Гурвантес - - Даланзадгад
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предварительный конспективный отчет о путешествии через пустыню Гоби. Более подробное описание в материале http://turizm.lib.ru/l/lesnjanskij_a_a/gobi-bike.shtml


  •    Гобийская Экспедиция 2007
       Предварительный отчет или, попросту,
       короткий рассказ о путешествии

      
       0x08 graphic
    Идея и подготовка
       Очень многие люди знают или что-то слышали о пустыне Гоби. Причем, слышали в основном мало хорошего. Но для тех, кто любит приключения плохая репутация и труднодоступность территории лишь добавляет ей притягательности.
       У меня желание посмотреть на пустыню зародилось еще в студенчестве. Еще бы, ведь Гоби - это величайшее кладбище динозавров. Позже рассказы коллег-геологов, поработавших в Монголии, укрепили идею посетить загадочную местность. А после того, как лет 10 назад я увидел замечательный телевизионный сюжет о Гоби, не вполне определенная мечта превратилась в конкретную цель. Меня поразили изумительные по красоте кадры, где путешественники на джипах пробирались по каменистой равнине на фоне причудливых красных скал. Камни были черные, а скалы, напоминающие старинные замки и крепостные стены, будто светились в закатных лучах. Ничем не хуже фантастических марсианских пейзажей. И, главное, намного ближе.
       С этого момента я с друзьями периодически стал обсуждать возможность подобного путешествия. Но, для того, чтобы осуществить такую мечту, одного лишь желания недостаточно. Нужна хорошая команда и у нее должен быть руководитель. Когда у нас определился лидер и организатор - Сергей Якунин, мечты начали материализоваться. "Все, - сказал Сергей, - идем в Гоби на следующий год на велосипедах". С этого момента мы перешли от слов к делу. Сложный поход - это соответствующая серьезная подготовка, в том числе и физическая. Это решение массы вопросов, начиная от сбора информации и разработки маршрута до получения виз.
       Сложилась команда из восьми человек: Сергей Якунин (руководитель), Вадим Иванов, Андрей Шаманский, Дмитрий Закс, Александр Леснянский, Антон Кауров, Евгений Трофимов, Артем Власевский. Еще один, "внештатный" участник - Роман Коробков, участвовал в организации и, оставаясь в Чите постоянно находился с нами на связи.
       Сергей прорабатывал маршрут с учетом возможности посещения наиболее красивых и интересных мест. Учитывались такие факторы, как наиболее благоприятное время года, роза ветров, расстояние между источниками воды и т.д. Дима занимался продуктами. Другие члены команды решали технические вопросы с велосипедами, со снаряжением, с энергообеспечением. Некоторые вещи пришлось изобретать самим, например конструкцию передних багажников. Ее придумал Андрей.
       Сплоченность команды - очень важный момент для продолжительного и сложного путешествия. Из восьми человек пятеро сходили вместе уже не в один поход, и таким образом, составляли костяк предстоящей экспедиции.
       Возраст участников от 23 до 49 лет. Род занятий тоже разный. В основном,- инженеры и предприниматели. Вадим - профессиональный спасатель. Артем - работник госучреждения.
       Вместе тренировались. Съездили за двести километрорв от Читы в национальный парк Алханай в полном обмундировании, с 20 литрами воды на человека, пробовали, как велосипед идет с грузом. Хотя асфальт, конечно, не сильно похож на гобийские камни и песок.
       Очень было важно собрать максимум информации о пустыне и, особенно, хотелось почитать отчеты о подобных походах. То, что мы смогли узнать, особо не радовало. Страшилок про Гоби написано предостаточно. А вот сведения об успешном пересечении пустыни на велосипедах отсутствовали (относительно благополучный велопробег вдоль железной дороги - не в счет). Нашлась информация, о двух неудачных попытках команд из Питера и Москвы.
       Но зато было собрано достаточно сведений о существующих в Гоби уникальных природных объектах.
       Прекрасно осознавая, что мероприятие довольно серьезное и рискованное, мы, тем не менее, ехали в Монголию, главным образом за новыми впечатлениями. Тяга к экстремальным испытаниям и спортивное стремление "быть первыми" все же вторичны по отношению к желанию увидеть экзотические пейзажи, прикоснуться к быту кочевников, почувствовать дух этой страны. Поэтому только фото и видео аппаратуры я вез 12 кг. Это притом, что список вещей и продуктов тщательно продумывался.
       Для проблемных участков, где совсем будет туго с водой, взяли специальное "космическое" питание. В кружке заварил - вот тебе и обед. Часть продуктов - сахар, крупы - покупали уже в Монголии. Там же взяли бензин,- он служил топливом в тех местах, где нет растительности.
      
       Предполагая, что поход, возможно, окажется самым трудным в нашей спортивной карьере, и, не будучи авантюристами, мы застраховались. Тут смысл не в получении денег, если вдруг чего, а в возможности в случае ЧП быстрой эвакуации вертолетом и последующей компенсации затрат страховой компанией. У нас был спутниковый телефон, GPS навигаторы, карты, компасы, зарядные устройства от солнечных батарей.
       На случай непредвиденных непреодолимых трудностей был запасной вариант. Минуя самую сложную часть Гоби, спрямить маршрут и выехать по короткому пути через обжитые места.
      
       Маршрут
       Целый год подготовки закончился торжественными проводами на читинском вокзале.
       14 августа электричкой мы выехали до Улан-Уде, оттуда поездом - до Улан-Батора. Затем самолетом перелетели в поселок Говь-Алтай на западе Монголии. Поселок, кстати, находится на высоте 2200 метров над уровнем моря. И оттуда, уже на велосипедах поехали на восток.
       Маршрут был спланирован с запада на восток, потому что в Монголии преобладают ветра такого же направления. Хотя, на практике, когда мы были на маршруте, дуло попеременно со всех сторон света. Ветра очень сильные и устойчивые. Если вентилятор в небе включается, то работает, долго и без перебоев. Не то, что у нас в Забайкалье: "...порывами до двадцати". Тут если началось, то будет все время 20 метров в секунду. Против встречного ветра даже с горы ехать трудно.
       Вообще Гоби славится ветрами такими, что срывают и перетаскивают юрты. А что будет, если стихия настигнет группу безрассудных велосипедистов?..
      
       По законам жанра в любой экспедиции у путешественников происходят непременные интересные встречи с местным населением, и потом герои похода по обязательному требованию слушателей рассказать что-нибудь смешное, с удовольствием вспоминают забавные случаи.
       Встреча с интересным человеком случилась уже на старте. Пока мы докупали и упаковывали продукты, к нам привязался русскоговорящий местный житель: "Откуда, куда и когда едем..."
       - Мы едем уже сегодня, прямо сейчас
       - Не! Сейчас надо отдыхать. Давайте сегодня отдыхать!
       Мы стали деликатно объяснять:
       - Нет, нам некогда отдыхать... мы не устали... у нас маршрут...нам надо ехать
       Заботливый монгол продолжал настаивать:
       - Ничего! Надо отдыхать. Давайте мы сегодня отдыхать. Пойдемте ко мне. Я вас приглашаю! Тут близко. Я буду угощать! Всего одну бутылка водка отдыхать!
       Видно было, что наш новый друг отдыхает уже с самого утра.
       Потом возникла его жена и молча уволокла за руку. А фраза "давайте уже сегодня отдыхать!" стала дежурным лозунгом нашей экспедиции.
      
       Начало пути было обнадеживающим. Во-первых, ветер правильный - в спину, во-вторых, дорога накатанная, хотя и вся в острых камнях. Уже на первых километрах - первый прокол колеса. Но это даже не проблема. Первые сложности начались, когда дорога стала подниматься в горы к перевалу. Груженые велосипеды пришлось толкать руками уже в первый день.
       Дальше трудностей прибавлялось с каждым днем все новые. Но, что здорово, они не портили нам настроения, а только добавляли интерес путешествию и приносили новые эмоции.
       Когда, порой усталость доходила до определения "смертельная", или например, в том месте, где по координатам должен быть источник, не оказывалось даже признаков воды, впору было спросить друг у друга: "Ну, кто тут хотел экстрима? Налетай, отхлебывай!". Тогда наш руководитель отеческим заботливым тоном произносил: "Все у нас будет хорошо. Мы все умрем - И после небольшой паузы добавлял: - Но не сразу".
       И действительно, ведь мы же до сих пор не умерли, хотя он и в прошлом году так говорил. Значит пока все идет хорошо. Хотя, конечно странный какой-то мираж. Настоящий мираж - это когда воду видишь, а ее на самом деле нет. А тут наоборот, воду никто не видит, но она же есть!?
       Но если не паниковать, а логически поразмыслить, куда мог подеваться родник, то можно предположить, что в книжке была опечатка и запятая в координатах стоит не на месте. А потом пойти на разведку на ближайшую горку и с нее разглядеть пятно зеленой травы в нескольких километрах... И все-таки найти родник, и убедиться, что в путеводителе была-таки опечатка. И значит все просто прекрасно!
       Вообще проблема воды в Гоби реально ощутимая. Когда знаешь, где ее взять и сколько километров до оазиса, ты чувствуешь себя спокойно и уверенно. Но стоит немного уклониться с пути или из-за пыльной бури задержаться в дороге и у тебя может не хватить запасов и времени добраться до следующего источника.
       Воду мы экономили самым серьезным образом. На проблемных участках везли по двадцать литров воды каждый. Из расчета пять литров в день на человека. Зубы чистили и умывались только у родников. О том, чтобы искупаться... Это стало самым большим желанием уже на второй день пути. Безветрие, камни, песок и страшная жара, доходящая на солнце до 50 градусов. В тени температура неизвестна в связи с отсутствием этой самой тени. Разве, что тень от велосипедных спиц. И впереди по карте речка. Первая и, возможно последняя на всем пути. Когда мы, наконец, до нее доехали, и я упал в воду, она показалась мне Средиземным морем. Даже, пожалуй, лучше. А всего-то - мутный мелкий арык, шириной не больше полуметра.
       Оазисы в Гоби тоже сомнительная вещь. Может оказаться, что это болотистая травянистая мочажина, истоптанная и загаженная животными. Лужицы воды между кочками имеют характерный запах скотного двора и для питья не пригодны.
       Одна из главных достопримечательностей Южной Гоби - оазис Зулганай. Вот это на самом деле место красивое. Среди желтых барханов, покрытых песчаной рябью разбросаны мелкие голубые озерца, в которых отражаются освещенные солнцем нежно зеленые или золотистые саксаулы. Скользкие илистые берега покрыты сетью причудливых трещин. Была середина похода, когда мы доехали до Зулганая. Я сделал тут несколько сотен фотоснимков, но верхом удовольствия было искупаться в мелком (ниже колена) глинистом озере.
      
       Большинство людей при слове "пустыня" представляют песчаные барханы, никакой растительности и только редкие саксаулы, среди которых ходят неторопливые задумчивые верблюды. Ну, еще, конечно миражи - обязательный атрибут пустыни. Все это в Гоби в изобилии. Миражей в пустыне мы насмотрелись вдоволь,- это когда верхушки гор или отдаленная юрта в знойном мареве вдруг отрывается от земли и перед ней растекается "настоящее" озеро. Причем видно отражение юрты в воде, а по самому озеру, прямо в воде бродят животные: кони, верблюды. Приближаешься к этой красоте и видишь, что все реальное, кроме воды.
       Нельзя также сказать, что в пустыне ничего не растет. Есть реденькая трава, даже цветочки,- мы как раз застали пору второго цветения, Есть целые саксауловые рощи. Каждое дерево настолько художественно искорежено, будто над ним работали японские специалисты по искусству бонсай.
       Есть также совершенно безжизненные, уходящие за горизонт каменные равнины. Но и в этих лунных пейзажах заключена своеобразная эстетика.
      
       Все современные путешественники в своих отчетах обязательно упоминают монгольские дороги. Страшный вывод, который можно сделать, начитавшись этих записок: дороги в Гоби - это едва различимые на местности следы от колес, которые веером расходятся по пустыне и никуда не приводят. Непонятно, как героические монгольские водители по ним ориентируются.
       Если бы так было на самом деле, мы бы не рискнули соваться в коварную ловушку. К счастью, основные направления дорог просматриваются на космических снимках и нанесены на картах. Другое дело, что дорога частично может проходить по сухому руслу реки, и там несложно ее утерять. Тогда навигатор - единственное средство выбраться на верный путь. И действительно, есть много не наезженных следов.
       А есть участки грунтовой дороги настолько твердые и гладкие, что едешь почти как по асфальту, особенно при попутном ветре.
       Огромные площади Гоби покрыты бесчисленным количеством сайров - русел временных водных потоков. Это такие извилистые сухие реки ручьи и овражки, идущие параллельно или расходящиеся веером. На снимках из космоса они похожи на густые ветви саксаула, отпечатанные на поверхности пустыни. Плоское дно сайров - это беспорядочное чередование промоин и намывов из песка и глины, галечных кос и островков с растительностью. Езда по сайру на велосипеде - увлекательное занятие, - это настоящий кросс-кантри. В русле тоже полно песка, но вполне можно двигаться, маневрируя по сухим глинистым коркам или галечным участкам. После дождя, правда, и тут ехать невозможно; как пишут, даже УАЗы не в состоянии передвигаться по размокшей глине.
      
       В отличие от других известных пустынь Гоби - каменная. Это каменистые холмы и скалистые горы, равнины усеянные гравием и щебнем вперемежку с песком. Местами больше песка, местами - сплошной камень. Горы относительно невысокие, но вся пустыня в целом значительно приподнята над уровнем моря: средняя высота 1500-1700 метров.
       Песчаных интервалов на нашем маршруте было намного меньше, чем каменных, но вполне достаточно, чтобы именно они оставили о себе яркие воспоминания. На песке велосипед перестает быть средством передвижения, и езда начинает походить на цирковые упражнения. Становится очень даже нескучно. Пятьдесят метров едешь, изо всех сил крутя педали, потом все равно вязнешь и падаешь, как правило, обдирая при этом ноги. Велосипед и то, что на нем навешано, естественно, тоже валится на землю. С трудом поднимаешь все это богатство, катишь его до твердого грунта и снова, пытаешься оседлать непослушное железо. Метров этак тридцать, отталкиваясь одной ногой, стараешься поймать равновесие и поехать. С пятого раза удалось, - поехал. Продержался двадцать метров, снова свалился,- и все сначала. И так ровно пять километров. Ровно пять, потому что на сложных участках - это длина перегона, после чего мы останавливаемся и отдыхаем. Пятнадцать минут,- и перекур закончился, а песок продолжается дальше. Четыре-пять переходов и начинаешь все чаще посматривать на часы,- может пора обедать?
       Есть в Гоби вообще большие территории, покрытые песками с барханами. Пески Хонгорын-Элс тянутся полосой на сто километров. Здесь настоящая Сахара, только в оазисах нет пальм.
       Табуны полудиких лошадей с пылью проносятся вдоль подножия песков, а по барханам неторопливо бродят верблюды. Два дня мы посвятили этому удивительному месту.
       Первая половина похода сопровождалась дневной жарой, хотя с утра бывало даже прохладно. Мы вставали в пять утра, чтобы пораньше тронуться в путь.
       Позже погода сменилась, по небу забродили облака, иногда они собирались в грозовые тучи и мы каждый день любовались радугами. Пустыня, степь тем хороша, что тебе открыт весь горизонт. В одной части неба висит туча, и струи дождя с нее спускаются до земли. В другом месте сияет радуга, а дальше - чистое небо и солнце. Такого количества радуг, как в Гоби и такой яркости и чистоты я нигде не видел.
      
       Монголия - самая малонаселенная страна в мире. Гоби - самое безлюдное место в Монголии. Тем не менее, изредка в отдалении виднелись юрты, а на дороге встречались люди, в основном на мотоциклах.
       Кульминацией нашего путешествия и самым труднодоступным и безводным местом был каньон Хэрмэн-Цав в южном Гоби. На этом участке маршрута мы неделю вообще не видели признаков человеческого присутствия. Хэрмэн-Цав с монгольского можно перевести как "ущелье отшельника". Это самое красивое место в Гоби. Каньон подобный Большому американскому в Колорадо, но меньших масштабов.
       Слоистые, как пирог пласты, столбы и обособленные фигуры красноцветных песчаников бастионами возвышаются вдоль обрывистых стен ущелья. На солнце они приобретают яркий кирпично-красный цвет и контрастируют с разбросанными здесь же песчаными барханами. В узких ответвлениях каньона, где благоухают густые заросли розового тамариска, воздух влажный и насыщенный. В трещинах прячутся огромные полуметровые ящерицы, а в окрестностях живут дикие верблюды.
       Хэрмэн-Цав - одно из самых известных местонахождений динозавров. И, кажется, здесь до сих пор царит их дух. Настоящий Затерянный Мир.
       Среди загадочных мифов и легенд о Гоби самым любопытным является предание о таинственном животном - олгой-хорхое, обитающем в пустынных песках. Это огромный червяк длиннее и толще руки, который обладает непонятной убийственной силой, способной поразить подошедшего к нему близко человека насмерть. Слухи настолько устойчивые, что ученые неоднократно пытались найти червя. Экспедиции зоологов безуспешно искали загадочного монстра в 1920-е годы, в конце 1990-х годов и летом 1996 года.
       Местные жители абсолютно уверены в существовании олгой-хорхоя, хотя ни один европеец его до сих пор не видел. Единственное изображение - деревянная скульптура червя в натуральную величину - находится в музее Гоби в пади Елым-Ам.
       Счастливый случай дал возможность нам высказать собственную гипотезу о происхождении мифа. Когда я с фотоаппаратом бродил по пескам оазиса Зулганай, в одной из промоин вдруг обвалился песок и в толще обрыва обнажился фрагмент серовато-желтого червеобразного неподвижного тела, покрытого характерной змеиной чешуей. Толщиной оно было примерно с руку, его начало и конец скрывались в песке. Вот он, спящий олгой-хорхой!
       Конечно, я быстро разобрался, что чешуйчатое чудовище имеет растительное происхождение, но сходство с туловищем ящерицы или змеи настолько велико, что человеку не нужно большого воображения, чтобы домыслить увиденное. Так у монголов давным-давно могла появиться сказка, превратившаяся впоследствии в народный миф об ужасном песчаном черве-убийце.
       Мы вернулись к обрыву с лопатой и убедились, что имеем дело с мясистым побегом саксаула, отпочковавшимся под землей от корня соседнего дерева.
      
      
       Деревянный музейный олгой-хорхой похож на огромного красно-коричневого слизняка, почему-то с головой суслика и большими глазами. Но, главное, на спине у него вырезана чешуя, очень сходная с "нашим зулганайским хорхоем".
      
       Такой мы увидели пустыню Гоби.
       Проехав в общей сложности 1080 км в течении 24-х дней, мы завершили поход в г.Даланзадгаде, откуда самолетом вернулись в Улан-Батор. Каждый из нас похудел. Кто на три, кто на семь, а кто и на двенадцать килограммов. Серьезных трав не было, головой никто не ударился, но синяки и ушибы от падений есть у каждого. Досталось и нашим велосипедам. Колеса прокалывались, даже покрышки лопались, и багажники ломались от "конской" нагрузки, но в целом и люди и техника, как говориться, выдержали.
       И сегодня можно с гордостью сказать: "Первыми прошли пустыню Гоби на велосипедах - читинцы".
      
      
       Александр Леснянский
       Октябрь 2007г
      
       p.s. Более подробно читайте в материале: "Гобийская экспедиция. Записки восьмого" http://turizm.lib.ru/l/lesnjanskij_a_a/gobi-bike.shtml
  • Комментарии: 2, последний от 05/09/2012.
  • © Copyright Леснянский Александр Абрамович (lesnchita@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 21k. Статистика.
  • Вело:Забайкалье
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка
    гранитный щебень и условиями доставки