|
Бабушка, испеки ты мне волшебный колобок, Пусть он уведет меня в леса дремучие, За синие моря, за океаны. Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, сусеку помела, набралось муки пригоршни с две, и сделала весёлый колобок. Он полежал, полежал да вдруг и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, По полу да к дверям... из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше, дальше... Я за колобком куда приведёт... М. М. Пришвин |
Я с детства мечтал побывать в Кижах. Но, почему то, это место казалось мне трудно достижимым.
В 2012 году я, наконец, проплыл вдоль берега Ладожского озера. Вернувшись, я стал думать о следующей поездке и вспомнил о своей мечте побывать в Кижах. Я посмотрел на карту и придумал маршрут: от Медвежьегорска до Кижей.
Можно было бы сделать проще: доехать до Петрозаводска, там сесть на ракету. Но этот путь показался мне слишком простым. Во-первых, хотелось после Ладоги побывать на втором по величине озере Европы, а во-вторых, в мечту своего детства не приплывают на метеоре, чтобы туда попасть, надо сжевать железные хлеба и сносить железные сапоги (иначе сказки не будет).
Я решил доехать до Медвежьей горы, сесть в лодку и двигаться в сторону Кижей.
Утром поехал на Ладожский вокзал и взял билет до Медвежьегорска. Когда я вернулся домой, вдруг выяснилось, что О. тоже хочет поехать со мной. Если опустить наши рассуждения о том как всё это устроить, то в 0.29. минут мы отъехали на поезде от Ладожского вокзала с сторону Медвежьегорска.
Наш сосед - шахтер. Он имеет 1,5 месяца отпуска в году. Эти полтора месяца он проводит в лесах и на озёрах.
Я, наконец, открыл Пришвина "В краю непуганых птиц". Это заметки, которые родились в результате поездки Пришвина в Карелию в 1906 году, во время которой писатель побывал в Заонежье. Ещё зимой, когда я планировал эту поездку, я решил, что обязательно возьму с собой книгу Пришвина.
Первые страницы книги меня несколько разочаровали: большую часть поездки Пришвин провел не на берегу Онежского озера, а на берегах Выгозера. Это немного севернее тех мест, где планирую побывать я.
Планы у меня такие: доехать до Медвежьегорска, пожить на ближайшем острове три дня, посадить О. на поезд (она собирается меня покинуть), самому сесть в лодку и двигаться в сторону Кижей. В Кижах на катере доплыть до Петрозаводска, погулять по Петрозаводску и на поезде уехать в Питер.
В 10 утра мы приехали Медвежьегорск.
Что я знал о Медвежьей горе? Это относительно молодой город. Он возник в 1915 году в связи со строительством железной дороги, которая соединила Баренцево море и Петроград. Вначале это был рабочий поселок при железнодорожной станции Медвежья гора. В 1938 году ему присвоили статус города с название Медвежьегорск. Сейчас на карте можно увидеть город Медвежьегорск и ж.д. станцию Медвежья гора.
В городе есть симпатичное здание ж.д. вокзала, краеведческий музей, финские фортификационные сооружения времён Великой Отечественной войны.
Не далеко от города проходит Беломоро-Балтийский канал. А в годы его строительства посёлок Медвежья гора был административным центром стройки.
Город встретил нас толпой торговцев. Что только они не принесли к поезду?: ведра с морошкой и черникой, сушёных и копченых метровых щук, лещей, вареных раков и т. д. Кстати, "свежие раки" - это первая надпись, которую я прочитал, выйдя из поезда.
Оставив вещи в камере хранения, мы пошли гулять по Медвежьегорску. Первым делом подошли к озеру.
"Онежское озеро - это северный водоем, раскинувшийся на карте в виде громадного речного рака с большой правой клешнёй и маленькой левой. Водоем значительно меньше Ладожского озера и переливается в него рекой Свирью. На севере между клешнями рака заключен громадный весь изрезанный заливами полуостров Заонежье. На левом берегу, если смотреть на рака от хвоста к голове, расположен губернский город Олонецкой губернии Петрозаводск, недалеко от правого - Пудож, Вытегра, в самом северном уголку правой клешни - Повенец, где и "всему миру конец"" - так описывает М. М. Пришвин Онежское озеро. В книге "В краю непуганых птиц" Пришвин дает ещё одно более поэтичное описание, но нам сейчас лучше подойдёт это.
Мы находились "в самом северном уголку правой клешни", но не в Повенце, а в Медвежьегорске. До Повенца тут 22 километра.
Во время путешествия Пришвина в 1905 году Медвежьегорска ещё не существовало, он возник позднее. Сегодня Медвежьегорск является самым северным населённым пунктом на Онежском озере. Поэтому сейчас правильно было бы сказать Медвежьегорск - "всему миру конец".
Озеро нас ошарашило: прозрачная очень вкусная вода, огромный пляж с мягким, как на море, песком, нежные круглые камушки.
Постояв на берегу озера, мы пошли в город: осматривать достопримечательности и покупать продукты.
Медвежьегорск нас немного разочаровал. Три памятника эпохи ВОВ, здание краеведческого музея, в котором раньше находилась гостиница управления Беломоро-Балтийского канала - вот и все достопримечательности.
Купив продукты, мы сели в лодку и отчалили. Дул попутный ветер и за два часа нас донесло до мыса преграждающего вход в Медвежьегорский залив.
Рядом с мысом лежат остатки деревянного корабля. Сколько он тут лежит? - для меня так и осталось загадкой. С одной стороны уже давно деревянных кораблей не делают, а с другой дерево не может долго сохранятся в воде.
К вечеру ветер стих, но за ночь опять усилился. Я решил дальше не плыть и пожить на этом мыске, поскольку через два дня мне отвозить О. в Медвежьегорск. Ветер дует прямо в сторону Кижей. Я чувствую себя собакой, которую держат на цепи, хочется плыть дальше, а надо сидеть и ждать непонятно чего. К тому же в Кижи можно плыть, а вот в Медвежьегорск мне против такого ветра не пробиться. Целый день гуляли и собирали чернику.
Онега успокоилась. Я, помня вчерашние волны, предложил перенести палатку ближе к Медвежьегорску. Мы быстро собрались и поплыли. Палатку поставили в километре от города почти на территории небольшого садоводства. Только мы поставили палатку, как к нам подошел мужчина и спросил: "кто вы?". Мы разговорились. Его зовут Николай Иванович. Он угостил нас рыбой и рассказал много интересного.
Я из Олонецких карел. Вырос в небольшой деревне около Олонца. Бабушка перед войной бурлачила. - Как это бурлачила?(1) - Как Бурлаки на волге у Репина. Только это было тут в Карелии.
Имена у нас у всех русские. Моего отца звали Иван, бабушку Мария. В семье было двое сыновей.
В Олонце всё время была действующая церковь, в которую мы с бабушкой ходили.
До 5 лет я по-русски не говорил. Потом пошёл в школу. Сейчас свободно говорю по-русски и по-карельски.
Помню в детстве, когда приезжал в пионерский лагерь, то быстро начинал забывать карельский язык
Я был в Финляндии, финнов понимаю на 50 процентов и могу объясниться.
Во время войны мой отец несколько раз попадал в плен, бежал, потом командовал штрафбатом. После войны нас всё время проверяло НКВД... - Как проверяло? - Ну, ходило, узнавало, что мы делаем...
В конце заговорили о рыбалке. Я спросил: а как быстро приготовить рыбу? - Рыбу можно пожарить в воде без масла. Карельский рецепт.
К вечеру Онега совсем успокоилась. Ночью тут почти всегда штиль.
Ветер изменился. Теперь он дует в сторону Медвежьегорска. Мы собрались и быстро доплыли до Медвежьегорска. Я посадил О. в автобус, купил продуктов и отчалил.
Дул сильный встречный ветер. Я с огромным трудом доплыл до разрушенного корабля и поставил палатку не далеко от места нашей первой ночёвки.
Гуляя днем по Медвежьегорску, я внезапно сквозь листву увидел белую скульптуру. Я решил, что это Ленин. Но подойдя ближе, я увидел, что это воин времён второй мировой войны. Это памятник он стоит в маленьком сквере и утопает в зелени. Рядом лежат венки. Видно, что за всем этим ухаживают.
Утром, быстро собравшись, поплыл дальше. Впереди меня ждёт Шуньга (первый населенный пункт по дороге в Кижи).
Проплыв метров 300, я увидел шикарный песчаный пляж и две палатки в сосновом лесу. Длина пляжа более километра, мелкий нежный песок, пологий берег. В общем, для любителей купаний тут Рай. Жаль, что с О. мы до этого пляжа мы не доплыли.
Потом были другие пляжи и песчаные бухты, но этот пляж мне запомнился, потому что он был первый и потому что мы с О. не доплыли до него совсем чуть-чуть.
Целый день плыл вдоль ровного берега. Бухт и заливов мало. Очень мелко, чтобы причалить к берегу нужно метров тридцать тащить лодку по камням. Вдоль берега озера проходит дорога, периодически слышу звук проезжающих машин.
Вечером остановился на ночлег на одном из песчаных пляжей. Рядом со мной поставили палатки группа подростков, которые приехали сюда из Медвежьегорска на мотоциклах. Ребята приехали на рыбалку, а рыба не ловится.
Берега немного изменились. Появились длинные заливы, по берегам много лиственных деревьев, по-прежнему очень мелко. Дорога проходит совсем близко к берегу.
Ближе к вечеру проплыл мост. Это значит, что близко Шуньга.
Поставил палатку на очередном пляже.
Берега ещё больше изменились: появились острова и сосновый лес, на островах много старой колючей проволоки. Один полуостров был прямо отгорожен от Онеги колючей проволокой.
Погода портиться: несколько раз приходилось причаливать, чтобы переждать дождь. Кажется, что наступает осень.
Дует сильный ветер, несмотря на это я собрался и поплыл дальше. Лодок и кораблей не видно. Я плыву один.
Ветром меня понесло в нужном направлении. Онега здорово разгулялась. Я, конечно, не измерял, но, по-моему, волны были метра полтора.
Уставший, как собака, я увидел в 18 часов вечера несколько каменных домов и пристань с подъемным краном. Это был посёлок Толвуя. Я решил посещение поселка отложить до следующего дня и остановился на ночь в километре от поселка.
Поселок Толвуя встретил меня банями, стоящими на берегу озера, мычанием коров, лаем собак и звуком едущих машин.
Оставив лодку, я пошел осматривать поселок.
В русской истории поселок Толвуя известен тем, что здесь находилась в 1601-1606 годах в ссылке мать первого царя из рода Романовых Ксения Ивановна Романова (ок. 1570 - 1631).
Поселок древний, но сейчас я увидел: деревянные дома - бараки, реставрирующуюся церковь без креста, братская могила и несколько магазинов.
Несмотря на дождь, который-то стихал, то усиливался, я довольно долго гулял по поселку. Подошел к церкви Георгия Победоносца. Здание не очень старое по виду 19 век, рядом с ним ведутся работы. Позднее я узнал, что церковь на этом месте существовала с 1751 г., это была деревянная шатровая церковь, в 1845 году она сгорела, а в 1876 году на её месте была освещена каменная церковь того же посвящения. В советское время она была закрыта, разорена, частично сломана. Сейчас она возвращена верующим.
Рядом с церковью находиться кладбище времён второй мировой войны и здание поселковой администрации. Здание находиться на возвышении и от него открывается вид на Онегу и поселок Толвуя.
Погуляв по поселку и купив продуктов, я отчалил и поплыл в сторону острова Палей.
Еще в Медвежьегорске я прочитал в путеводителе, что рядом с поселком Толвуя, есть бывший старообрядческий монастырь на острове Палей. Выйдя из залива, я направился к острову, а потом пошел вдоль его берега.
Внезапно из-за небольшого мыса появилось здание монастыря. Монастырь находиться в небольшой бухте. Справа бухту защищает от ветра огромная каменная скала поросшая лесом, а с лева берег более пологий. В центре я увидел большое полу разрушенное старинное каменное здание, рядом с которым находятся современная деревянная церковь и несколько домиков. В впереди виднелся небольшой пирс. Я направил лодку к нему.
Через несколько минут я услышал голос читавший молитву. Я решил, что в церкви идет служба, но подплыв поближе, увидел на пирсе людей: монаха и человек в мирской одежде которые сидели на пирсе и читали молитвы или священное писание.
А теперь представьте: белая ночь, зеркальная гладь озера, остров со скалистыми берегами и над всем этим плывут древние слова.
Может быть, они громко читали, или вечерний воздух хорошо распространяет звук, но я слышал каждое слово. Я остановился и зачарованно минут 15 слушал.
Отойдя немного от монастыря, я поставил палатку на ближайшем мысу.
Проснулся от звука дождя и сильного ветра. Когда вылез из палатки, то увидел, что под порывами ветра она напоминает закрывающую скобку. Я стал лихорадочно её перетаскивать на другое место. Поскольку я пытался это сделать, не вытащив вещи, то кое-какие вещи у меня подмокли, а сам я вымок до нитки.
Дождь лил почти целый день, под вечер, когда он успокоился, и выглянуло солнышко, я пошел гулять по острову. Через несколько минут я оказался на каменной скале находящийся напротив монастыря. На скале установлен деревянный крест, от которого открывается вид на монастырь.
Позднее я прочитал, что во время Никоновских реформ в Палеостровский монастырь был сослан епископ Павел Коломенский - единственный архиерей, который поддерживал старообрядцев. Монастырь, на какое-то время стал прибежищем старообрядцев. Их собралось около 2 тысяч. Далее последовали трагические события, которые вошли в историю как "Палеостровская гарь". Это было либо массовое самосожжение, либо массовое убийство старообрядцев подошедшими сюда царскими войсками.(2)
Старообрядческий крест рядом с Палеостровским монастырём. |
М. M. Пришвин в свое книге "В краю не пуганных птиц", так же останавливается на этих страшных событиях и помимо общих слов цитирует историка И. Филиппова: "Когда разошелся первый дым и зашумело пламя, то из церковной главы вышел о. Игнатий с крестом в великой светлости и стал подниматься к небу, а за ним и другие старцы и народа бесчисленное множество, все в белых ризах рядами шли к небу и когда прошли небесные двери стали невидимы".(3)
Позавтракав, я двинулся дальше, обойдя полуостров Клим, а точнее протащив сквозь него лодку по маленькому канальчику. Я увидел огромный даже по курортным меркам пляж.
Это кстати одно из самых узких мест Онежского озера. Даже на моей резинке я мог бы легко переплыть на другой берег.
Дул попутный, но не сильный ветер и я довольно быстро двигался на юг. По мере удаления от полуострова Клим берега стали меняться: появилось много лиственных деревьев. Дойдя до оконечности Калгос губы, я поставил палатку на небольшом островке.
На моем острове почти нет хвойных деревьев.Погода опять портиться. Ночью была страшная гроза, утром было ясно, но пока я валандался (завтракал и собирал вещи) погода испортилась. Я опять поставил палатку, но тут погода опять улучшилась, я собрал палатку и отчалил.
Проплыв метров 300 я увидел населенный пункт и двух рыбаков. Они мне сказали, что я нахожусь недалеко от деревни Вицино. Я приятно обалдел: дело в том, что я ошибся километров на 20 в своем местоположении (хотя, конечно, хренов я мореплаватель).
Деревня Вицино стоит на небольшом мысу и очень живописно смотрится с воды. Пока меня проносило ветром мимо деревни, я с удовольствием рассматривал бани и гаражи для катеров.
Высаживаться в д. Вицино я не стал, хотелось, используя попутный ветер, подойти ближе к Кижам.
Пройдя мимо пос. Кузаранда и Лисицино, я увидел, что начинается гроза. В ближайшей бухте я остановился на ночлег. Высаживаясь на берег, я внезапно увидел перевёрнутую байдарку. Это два пенсионера из Москвы, на Онеге они не первый раз, говорят, что дальше 20 километров не будет бухт и от волны будет не спрятаться, а ещё говорят, впереди меня ждёт большая скала, на которой обычно стоит много палаток.
Пенсионеры долго дивились моему снаряжению: лодке, резиновым сапогам и самодельному топору. Говорят на резиновых лодках, по таким большим озерам не плавают и в болотных сапогах в лодке не сидят. По поводу сапог я с ними согласен: если я не дай бог окажусь в воде, то мне в таких огромных сапогах не выплыть. А топорик у меня почти антикварный его делал мой отец лет 15 назад. Он не кованный, а фрезерованный из цельного куска метала.
А ещё пообщавшись с ними, я придумал сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был капитан, у него был большой красивый корабль. Сел он в свой корабль и поплыл в дальнее путешествие.
Дует попутный ветер, трубка в зубах дымит исправно, штурвал не скрипит, птички поют, а кругом раскинулось синее - синее море...
Вдруг видит капитан, небо заволокла страшная грозовая туча, надо останавливаться на ночлег. И тут как раз необитаемый остров прямо по курсу. Причалил капитан к острову и стал его осматривать, видит капитан остров не необитаемый, на нем есть жители, а точнее такие же путешественники, как и он. Пошел капитан с ними знакомиться...
Разговорились они, о кораблях, островах и многом другом, незаметно разговор перешёл на политику. А надо сказать, что в этом некотором царстве - государстве очень не любили правительство, причем любое и всегда, но особенно нынешнее.
И стали они по сложившееся традиции это правительство ругать, а еще в этом некотором царстве было много иностранцев, которых местные жители презрительно именовали - "чернокрылые".
Слушал это капитан и молчал, не то что бы он был большим поклонником правительства или "чернокрылых", просто сейчас на берегу синего - синего моря всё это было не важно.
А на утро путешественники быстро собрались и отчалили. Капитан остался один и пошел прогуляться по острову. На месте где стояло жилище путешественников, он нашел пустую бутылку, банку из-под пива и свежий след оторванной коры на берёзе.
И подумал капитан: "Здесь на берегу синего - синего моря нет ни плохого правительства, ни "чернокрылых". Здесь мы абсолютно свободны. И как мы распоряжаемся своей свободой? - ГАДИМ.
Мне кажется в жизни каждого из нас (и капитана в том числе) есть загаженный маленький участок чистого берега. И вернуться, чтобы убрать там за собой - это важнее всех рассуждений о "чернокрылых" и "плохом" правительстве.
Капитан сел в свой корабль и поплыл дальше, а вслед ему смотрели берёзы пустыми глазницами оторванной коры.
Утром увидев, что ветер попутный я собрался и быстро отчалил. Ветер усиливался на глазах и нес меня на юг.
На мысу Тамбиц - Нос волнение было очень сильное, я даже думал, что перевернусь, причем вдоль по килю, а не поперёк.
У маяка я сделал небольшой привал. Я залез на маяк и любовался разбушевавшимся озером. К сожалению или к счастью со стороны оно выглядело не так устрашающе, как из резиновой лодки.
После маяка начинается большая бухта, которую я решил пересечь. Поскольку ветры у берега дуют из бухт, а посередине Онеги с севера, то есть точка, где они сталкиваются. Когда я оказался в этой точке, мне было особенно тяжко. Если раньше ветер плавно нес меня в нужном направлении, то теперь волны били мою несчастную лодочку со всех сторон. Натерпевшись страха (что было, то было) я пересек бухту, а точнее более сильный северный ветер отнес меня к противоположному мысу.
Пройдя мимо деревни Олений остров, я поставил палатку на очередном пляже.
По берегам много берёз, встречаются ели, а сосен нет. Мне это не нравиться я люблю хвойные леса. |
Ночью был дождь, а сейчас сильно похолодало. Я сел, в лодку пытаясь ответить на глобальный вопрос: "где я?" Вчера я встретил ребят, которые меня сильно обескуражили относительно моего места нахождения.
Если за ближайшим мысом я увижу деревню, и она называется Типиницы, значит, ребята мне вчера наврали, если не увижу деревню, то не знаю, что это значит.
Когда из-за ближайшего мыса показалась деревня, я решил в неё зайти. Это оказалось не просто, поскольку ветра здесь дуют из проливов. Около часа я не мог подойти к деревне.
Но зато когда я, оставив лодку на берегу вошел в деревню, она поразила меня этнографическими домами.
Это, кстати оказались Типиницы, это, значит, с ума я не сошел и картой пользоваться умею, а ребята вчера меня дезинформировали.
Купив не много продуктов (это последняя возможность перед Кижами посетить магазин) я отчалил.
Ветер быстро вынес меня из Типиницкой бухты, опять бушевали волны и опять впереди меня ждал большой мыс (ветер надо сказать, как с ума сошел).
Я пересёк очередной залив и оказался на мысу Леймнаволок. На мысу есть маяк, фонарь на вершине, которого я вначале принял за матрёшку.
Около час я провёл рядом с маяком, любуясь бушующей Онегой.
Отдохнув, я пошел направо от маяка к той части Онеги, которая называется Губа Великая. Можно было бы идти напрямик в Кижи, но при такой волне пересекать большой залив я не рискнул.
По мере отдаления от большой Онеги, берега стали меняться: появились ели.
Совсем нет следов людей, видимо все туристы идут напрямик через залив.
На маленьком островке около острова Барг, я, найдя следы, чей-то стоянки, поставил палатку. Остров продувается насквозь ветром, но здесь есть ели (надоели мне лиственные деревья).
Утром долго смотрел на противоположный берег залива и думал: как его лучше пересекать и где? В итоге решил дойти до группы виднеющихся вдали островов и, переплывая с острова на остров, пересечь пролив. Ветер, кстати, не стал слабее, к тому же грести, теперь, приходилось против ветра.
Зайдя за ближайший островок, я внезапно вдали увидел деревянную церковь. Естественно я решил к ней подплыть. Это оказалось очень не просто, если до этого я плыл против ветра, то теперь у меня появилось ощущение, что я гребу против ветра вдвойне.
Подойдя поближе и взглянув на карту, я понял, что это Часовня Георгия Победоносца в д. Усть-Яндома. Плохо читаемая табличка сообщает, что это памятник архитектуры 18 века.
Все производит впечатление заброшенности, на двери часовни следы вандализма (замок несколько раз сбивали). Рядом с церковью кладбище. Есть несколько старых могил, но есть и относительно свежие.
Полакомившись малиной и напугав змею (она выползла прямо из под моего сапога) я сел в лодку, пересёк, наконец, пролив и оказался в районе острова Шуневский.
Поражает удивительное безлюдье. Во второй половине дня я, подойдя к острову Волк, наконец, увидел людей: двух рыбаков на моторке. Они мне объяснили, что в Кижи я плыву правильно, можно даже уже увидеть церковь (я как не всматривался увидеть её не смог), но тут нигде нельзя ставить палатки.
Проплыв ещё полкилометра, и увидев вдали, какие-то строения, я остановился на ночь на небольшом острове.
Рядом со мной одни лиственные деревья, есть малинник.
Очень меня беспокоит запрет ставить палатки. Когда под утро по озеру начали ездить туда-сюда моторки, я всё опасался что это по мою душу.
Проснувшись, я быстро собрался и поплыл дальше в сторону острова с виднеющимися вдали музейного вида деревянными домами, церковью и мельницей. Подплыв поближе, я увидел пристань и направился к ней. Но на пристани мне объяснили, что причаливать на острове Кижи можно только в одном месте: за мысом есть ещё одна пристань, где причаливают туристские суда.
Когда я обогнул мыс, у меня перехватило дыхание: я увидел знаменитый Кижский погост.
Я греб, любуясь Покровской и Преображенской церквями. В настоящий момент Преображенская церковь находиться в стадии реставрации. Нижние венцы (метра 2-3 высотой) отсутствуют. Верхняя часть церкви висит на лесах. Позднее уже в музее мне объяснили, что это такой специальный проект: церковь не раскатывается по брёвнам и потом собирается (как это делается обычно), а, не разбирая полностью сруб, заменяются сгнившие венцы.
Уже вернувшись, домой я прочитал, что такая методики реставрации называется "лифтинг" и у неё много противников. Например, с резкой критикой "лифтинга" выступил академик В. П. Орфинский.(4) Я не берусь судить кто прав в этом споре, но если бы церковь разобрали по брёвнышкам, я бы её не увидел (это факт). |
Из последних сил я догрёб до пристани и вышел на берег... и оказался за границей: иностранные надписи, куча сувениров, многие люди говорят не по-русски, всё чисто и все нарядно одеты. Я обалдел.
Зарядив аккумуляторы и переодевшись, я пошёл осматривать музей.
Вход в музей платный при входе можно взять МП3 плеер с экскурсией, что я и сделал. Когда мне давали плеер, меня предупредили, что на острове много змей. И они тут действительно есть - добавила после паузы сотрудница музея.
Пересказывать то, что мне рассказал аудио гид, я не буду. Это была обзорная экскурсия вокруг Кижского погоста. Почти рядом с каждым памятником сидят торговцы сувенирами в народных костюмах, которые эти сувениры часто и изготавливают прямо на глазах у туристов.
С одной такой женщиной я разговорился. Она живёт в Петрозаводске, сюда приехала на заработки. Изготавливает плетённые из бересты изделия.
Очень много туристов, которые ходят тут стадами.
В конце дня я прошелся по магазинам. Ассортимент поражает своей скудостью и очень высокими ценами.
Утренние милиционеры мне объяснили, что на острове, естественно, ставить палатку нельзя, но можно поставить палатку на окрестных островах и порекомендовали мне хорошее место. Это т. н. "летняя кухня", которая находиться напротив деревни Воробьи. Я направил туда лодку и через полчаса уже ставил палатку на маленькой полянке со скошенной травой и небольшим сарайчиком.
За последние дни очень похолодало. Моя полянка окружена густой высокой травой и малинником. Учитывая предупреждение о змеях, я с большой опаской в него сунулся и прошел к центру полуострова.
На полуострове много лиственных деревьев, встречаются сосны, много малины, видел следы каких то зверей.
Утором я услышал звон колоколов в деревне Воробьи, которая находиться напротив моей полянки на другом берегу залива.
Я сел в лодку и оказался на часовенном празднике в д. Воробьи. После того как в 1994 году в Преображенском соборе возобновились богослужения музей стал проводить в окрестных деревнях часовенные праздники.
Праздник начинается с приезда священника и службы в часовне Кирика и Улиты.
После богослужения часть участников праздника стала накрывать столы, а другая часть пошла вереницей по деревне.
Потом были танцы и игры. Играли в болвана. Смысл игры в болвана в том, что идет ручеек, и каждый зовет себе в ручеек пару. Тот, кто в результате остается один тот болван. В конце два болвана отплясывали.
Были и другие игры. Временами это становилось похоже на фильм "Любовь и голуби". Ведущий также говорил: фигура первая, фигура вторая... Ближе к концу праздника пили чай из настоящего самовара (на дровах).
Я попытался разговориться с одним из гостей праздника. С 80 -х годов деревня не жилая, сейчас туда съехались люди, которые родились этой деревне или, жили в ней, или их дети, также приехал из Кижей фольклорный ансамбль.
Еще вчера, гуляя по моей полянке, я увидел вдали ветреную мельницу. Мельница находиться прямо в конце залива с одной стороны, которого стоит моя палатка, а с другой находиться д. Воробьи. Я дошел на моей лодке до конца залива, но высадиться не смог: там сплошные болота.
Я вышел из заливчика и стал огибать полуостров с другой стороны. Не много проплыв я увидел большую деревянную пристань, а за ней мельницу. Я высадился на пристани, но пройти к мельнице не смог из-за высокой травы.
Пристань огромная но, несмотря на свою запущенность, не производит впечатления заброшенности. Недалеко от пристани стоит большой трёхэтажный деревянный дом. Дом явно не жилой и разрушающийся, на нем развивается флаг Карелии.
День подходил к концу, я вернулся назад, подплыл к Кижам и долго любовался Кижским погостом на закате.
Утром двинулся к Кижам. Сегодня я собираюсь осмотреть часть экспозиции "Кижские деревни".
На пристани я встретил супружескую пару туристов-пенсионеров из Москвы, которые только сегодня приплыли. Они мне рассказали, что в Кижах есть ещё один магазин для работников музея и цены там ниже, чем на пристани. Очень удивились моему желанию второй раз посетить музей.
А я пошел осматривать музей и через некоторое время оказался на самой высокой точке о. Кижи Нарьиной горе. Там стоит часовня Спаса Нерукотворного (XVII - XVIII). Часовня была перевезена сюда из д. Вигово в 60-х годах при этом она была отреставрирована и обследована А. В. Ополовниковым.
Академик А. В. Ополовников в Кижах "это наше всё" им было обследовано и по его проектам было отреставрирована большая часть памятников. В музее и в литературе о Кижах его фамилию можно встретить "на каждом углу".
Родная часовня этого места - часовня во имя Святого Духа сгорела в 1944 году. Но по легенде здесь раньше стояла большая церковь, которая сгорела во время смутного времени.
Во время смутного времени паны (польско-литовские интервенты) напали на остров Кижи. Местное население укрылось в церкви, но паны ворвались туда и стали всех убивать. Одна стрела даже попала в икону. Тут свершилось чудо. Паны ослепли, стали рубить друг друга и все легли.
После такого осквернения служить в церкви было нельзя. Богослужения там прекратились. Потом церковь сгорела от молнии, а новая после нескольких чудес была построена на том месте, где стоит сейчас Кижский погост.
Легенда, кстати, не подтверждается археологическими находками.(5)
Слушая эту легенду стоя на Нарьиной горе, её рассказывал экскурсовод, я рассматривал окрестности в теле объектив.
Пройдя вперёд по тропинке, я оказался в этнографической Пудожской деревне. Это несколько домов находящихся по одну сторону дороги. Для осмотра ни один из этих домов не открыт.
Пройдя еще в перёд я оказался рядом с часовней Трех Святителей (18 - 19 век).
Постояв рядом с часовней, я вернулся назад в д. Ямка. Ямка это поселок, в котором живут работники музея. Меня удивило что деревянные дома стоят прямо у воды. В путеводителе, купленном мной в музее, было написано, что планировка в один ряд и очень близко к воде это характерная планировка для всего Заонежья.(6)
В Ямках действительно есть магазин, но цены там, на мой взгляд, не очень отличаются от цен в магазине на пристани.
Погуляв по музею, я сел в лодку и через полчаса был на "моей полянке". В моё отсутствие у меня появились соседи: группа студентов архитектурного техникума из Москвы. Ребята приехали на парусную регату, которая будет проходить в Кижах через два дня.
Они приплыли на деревянных парусно-моторных тримаранах. На этих судах можно не только плавать в них можно даже жить.
Ребята сказали, что полянка забронирована участниками Кижской регаты. Скоро тут будет много людей.
Всё утро потратил на варку собранной накануне малины. "Школьники" уплыли, а на моей полянке показались косари и стали косить траву, расширяя полянку для участников регаты. Мужики сделали привал и подошли ко мне. Стали расспрашивать, кто я?, откуда? В разговоре прозвучало слово: "Однесь". Я спросил, что это значит? Косари ответили: "это по заонежский - одни приехали?"
Законсервировав малину, я поехал осматривать часовню Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в деревне Подъельники.
О деревне Подъельники я узнал вчера в музее она находиться на материке прямо, напротив о. Кижи. Собственно никакой деревни давно нет, но есть часовня второй половины XIX века. О том что здесь жили люди свидетельствуют только груды камней: ровницы, или за"боры. Эти камни крестьяне убирали со своих полей, чтобы можно было обрабатывать землю. Иногда это просто кучи камней, а в деревни Подъельники я увидел целый забор из камней.
Но главной достопримечательностью д. Подъельникм естественно является часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского. Маленькая часовня стоит среди огромных елей, которые делают её ещё меньше.
От часовни Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского начинается т. н. "Экологическая тропа" по территории, бывшей деревне Подъельники. Это небольшая в не которых местах еле заметная тропинка, которая то проходит вдоль болота, то забирается в лес, то идёт через луг. Её протяженность 2 километра, через каждые сто метров на ней сделаны смотровые точки с пояснительными табличками: мокрое место, странное место и т.
Надписи мне показались такими добрыми и душевными, что в конце было очень жаль расставаться с моим виртуальным экскурсоводом (как с человеком).
Вечером на моей полянке появились, ещё одна группа участников регаты. Ребята меня уговаривали принять участие в соревновании. Правда, в специфической форме: "на гондонах еще никто в регате не участвовал". Но я не обиделся, тем более что ребята меня уговаривали для того, чтобы я мог увидеть этот праздник парусов и вёсел и уплыть с ними на пароходе в Петрозаводск. Будет специальный рейс для участников регаты.
Но мне хотелось ещё путешествий.
Утром я собрался и, зайдя последний раз в Кижи, поплыл дальше. Теперь мой путь лежит в Великую губу. Формально поводом для меня послужило то, что билет на автобус до Петрозаводска стоит значительно дешевле, чем билет на метеор. Но это только повод, на самом деле мне просто очень хотелось ещё поплавать.
Рядом с часовней в деревне Еглово я сделал небольшой привал. Часовня в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость" (XVIII -XIX века) находиться на маленьком островке от деревни её отделяет болото. Часовня отреставрирована и находится в очень хорошем состоянии, вокруг неё проложена пешеходная тропинка, очень чисто.
Это последняя точка музея заповедника.
Сидя у часовни, я вдруг понял, моя поездка начинает подходить к концу. Мне стало очень грустно. Мой путь лежит в Великую Губу, вечером я поставил палатку в районе Звонецких островов.
Утром сидя у костра с грустью опять подумал, что моя поездка начинает подходить к концу. Очень долго завтракал и в результате только около 14.00 двинулся в путь. Пройдя мимо деревни Вигово, я к шести вечера был в Великой губе.
Великая губа встретила меня лаем собак, банями и гаражами для катеров подходящими вплотную к берегу. Оставив на пристани лодку, я пошел узнавать про возможности отсюда выехать.
В поселке я увидел полуразрушенную церковь, рядом с которой патриархально паслись коровы, несколько старых домов и воинское кладбище времён ВОВ.
С узнаванием возможностей отсюда уехать возникли проблемы: первые два человека, с которыми я заговорил, оказались дачниками, следующий человек был пьян, потом я встретил двух безумных.
Я растерялся, но потом увидел здание местного клуба и зашел в него. На втором этаже я услышал пение. Это была репетиция местного хора. В небольшом помещении сидело с десяток женщин старшего поколения, которые пели русские народные песни. Руководительница хора мне всё объяснила и даже записала на бумаге расписание автобусов и метеоров.
Из Великой губы можно уехать автобусом, но он выезжает очень рано утром, а можно уехать в пятницу на социальной комете.
После долгих сомнений я выбрал комету.
Переплыв озеро, я поставил палатку на ближайшем островке. Чувствуется близость населенного пункта: есть свалка но, в общем чисто.
Очень много летающих муравьёв.
Неужели это последнее утро... - первая мысль, которая пришла ко мне в голову, когда я проснулся.
Позавтракав, я переплыл озеро и оказался в лесу. Через лес вдоль озера проложена дорога, по которой я долго гулял.
В 18.30 я причалил в Великой губе. Оказавшись на пристани, я погрузился в атмосферу патриархального поселка: причал старый и деревянный, много провожающих, дети шепчут: только бы пришла седьмая комета (она новее), отдельной группой, как местная элита, стоят милиционеры...
К слову комета - самый удобный и быстрый способ связи между Великой Губой и Петрозаводском. Автобус в Петрозаводск идет вокруг через Медвежьегорск и идет долго.
Погрузив вещи в комету, я сразу прошёл на открытую палубу и стал смотреть, как уходят в воспоминания те места, по которым я ещё вчера плыл. Катер делает остановку в Кижах, и я ещё раз увидел Кижский погост, потом комета пронесла меня мимо моего мыса (на котором стояла моя палатка), потом была остановка в д. Корба и мы вышли на просторы Онежского озера. Левого берега было не видно, а правый смотрелся как очень узкая полоска земли... в общем море. В это бескрайнее море садилось солнце, а мы неслись к Петрозаводску.
Петрозаводск меня ошеломил. Широкая красивая набережная, нарядные жители, велосипедисты на дорогих велосипедах, атмосфера всеобщего праздника.
Целый день гулял по Петрозаводску. Два раза прошёл по знаменитой набережной, был в музее изобразительных искусств, в губернаторском парке.
Самое красивое место в Петрозаводске это набережная, её протяженность около 2-х километров, она тянется от водного вокзала до небольшого ресторанчика. На набережной много каменных и деревянных скульптур, есть две игрушечных пушки.
Экспозиция музея изобразительных искусств - это на 60 процентов иконы, но есть немного классической и современной живописи.
Особенно мне запомнилась картина "Знахарь", поскольку уж очень эта картина дополняет книгу Пришвинна "В краю не пуганных птиц" и выглядит как иллюстрация.
Петрозаводск, кстати, - очень советский город: главная площадь города пл. Кирова с памятником Кирову, есть площадь Ленина, проспект К. Маркса и много других подобных названий.
В 22.50 я сел в поезд, идущий до Санкт-Петербурга. Стоя в тамбуре, я смотрел, как уходит в воспоминание Петрозаводск, Кижи и вся эта поездка.
P. S. За 24 дня я проплыл 230 километров.
М. М. Пришвин пишет, что бурлаками называли в Заонежье крестьян "уходящих на лесосплав" См. Пришвин, М. М. В краю непуганых птиц // Пришвин, М. М. За волшебным колобком. - М., 1984. - с. 54
Поморцев, Ф. Ф. Палеостров. Крест поставленный старообрядцами хотели снести... но передумали // Староверы в рыбацком: сайт прихожан храма Знамения Пресвятой Богородице в Санкт-Петербурге (http://pomorian.narod.ru/module6/module203.htm) Интересная статья о монастыре: Ореханов, С. Необитаемый остров и его обитатели //"Нескучный сад", ? 11, 2009 http://www.solovki.info/?action=archive&id=445 Сайт Палеостровского монастыря: http://paleostrov.ru/
Пришвин, М. И. В краю непуганых птиц // Пришвин М. Е. За волшебным колобком. - М., 1984. - с. 108
Орфинский В. П. Открытое письмо министру культуры: Реставраторы могут исказить ансамбль Кижского погоста (// http://www.regnum.ru/news/fd-nw/1313786.html)
Кижи: путеводитель по музею заповеднику. Петрозаводск, 2011. - С.34-35
Там же С.105
|
Это наша кнопка |