Лучин Евгений Анатольевич: другие произведения.

Дневник: По Вуоксе на резиновой лодке

• Комментарии: 1, последний от 11/06/2013.
  • © Copyright Лучин Евгений Анатольевич (zenja2005@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 29k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Ленинград и обл , Лодка
  • Дата похода 23/04/2006 {14 дн}
  • Маршрут: г.Приозерск - пос.Горы - пос.Ромашки
    Ис тория про то как я плавал на резиновой лодке по Вуоксе Фотографии иллюстрирующие дневник можно посмотреть здесь: http://photofile.ru/users/zenja2005/1368546/

•    По Вуоксе на резиновой лодке:
       (август 2005)

Весело гребсти,

не .... трясти

(народная мудрость)

Часть первая: Свой остров

У кого свой личный материк,
       Ну, а у кого остров.
       В. Высоцкий

16 августа

Вот и начался лодочный поход, о котором я мечтал всю свою жизнь. Но, несмотря на такой долгий срок (34 года) подготовился я к нему плохо (видимо не хватило времени - шучу).
       14 августа я прилетел в Петербург, но вопреки моим ожиданиям на той квартире, где я остановился, не оказалось никакой одежды и обуви, а так же многих других важных вещей. За 15 минут до закрытия магазина, я побежал покупать резиновый сапоги, поскольку мои пришли в полную негодность. Забегая вперёд, скажу, что уже в Приозерске, перед тем как непосредственно отплыть, я пошел и купил себе шапку.
       Планы у меня такие: доехать до Приозерска на поезде, а дальше сесть в лодку и плыть в направлении поселка Лосево.
       Да! забыл написать, специально для этого похода я купил резиновую лодку. Это первая резинка в моей жизни. Опыта плаваний на таких лодках меня нет (на пластмассовых "Пелах" я плавал довольно много). В Мюнхене, я испытал свою лодку на крохотном озерке и остался доволен. Но одно дело Фельдмохинское озеро, а другое дело Приозерский плёс. Главный вопрос для меня состоял в том - возможно ли вообще использовать резиновую лодку как средство передвижения.
       В Питере я рассказал друзьям нашей семьи (заядлым байдарочникам) о своих планах и поделился сомнениями. Они ответили, что при таком прогнозе погоды мой поход закончится тем, что меня прибьет ветром к берегу ещё в городе Приозерск. На прощанье они сказали: "...главное бери поменьше продуктов, чтобы не тащить обратно".
       Всю ночь я ворочался в кровати и думал...
       В тот момент, когда я принял решения никуда не ехать, прозвенел будильник. Я встал, выпил кофею и в 7.20 уехал на поезде в город Приозерск.
       На пристани в туристы наговорили моей лодке кучу комплементов. Правда, все удивлялись идее плыть на ней через большой Приозерский плёс. Сам же я просто обалдел, когда увидел, какая она маленькая. В неё не то что два человека (как было написано на коробке), туда я и мой рюкзак поместились, а мои ноги уже нет. С огромным трудом, я переплыл через озеро. Напротив лодочной станции я сделал вынужденную остановку. Разложил поудобнее вещи и поплыл дальше. Сидеть и грести сразу стало легче.
       В начале я двигался вдоль острова Чудный, а потом острова Большой средний.
       В Улькином проливе (пролив между островами Большой средний и Малый средний), я сделал привал.
       На картах название "Улькин пролив" не фигурирует. Но, однажды когда я ловил там рыбу, ко мне подплыл на лодке мужик, мы разговорились о рыбалке, потом он рассказал, что раньше на Малом среднем острове жил пасечник, у которого было много ульев, поэтому пролив называется "Улькин". В подтверждение своих слов он сказал, что и сейчас на острове Малый средний можно увидеть фундамент дома. Фундамент я видел, а историю про пасечника никогда больше не от кого не слышал.
       У меня с этим местом связанно много личных воспоминаний. Впервые я поставил палатку на маленькой полянке большого среднего острова 7 лет назад. С тех пор я бываю там почти каждое лето. Несколько раз я останавливался там с моей девушкой.
       Во время одной из первых наших с ней совместных поездок произошла смешная и трогательная история.
       Я ловил в Улькином проливе рыбу, которая, кстати, клюёт там очень хорошо, вдруг поворачиваю голову и вижу - моя подруга стоит и внимательно на меня смотрит. Я подплыл на лодке и спрашиваю: "ты меня звала?" Она отвечает: "...нет..." и уходит к костру. Я поплыл дальше ловить рыбу, через некоторое время поворачиваю голову и вижу: подруга опять стоит на берегу и внимательно на меня смотрит. Я опять подплыл к берегу и спрашиваю: "Ты меня звала?" Она отвечает: "Нет".... Этот диалог повторялся раз пять.
       Сейчас, когда я проплывал в этом месте на лодке, я закрыл глаза и увидел её стоящую на берегу и смотрящую на меня...
       По Улькиному проливу можно проследить, как загрязняется природа на Карельском перешейке. За эти сем лет маленькую полянку туристы растоптали до размеров футбольного поля, на котором находится 4 больших мусорных кучи и множество маленьких кучек.
       Вообще изобилие мусора на этих островах - моя боль и почва для бесконечных раздумий. На сегодняшний день проблему экологического кризиса на Карельском перешейке нужно решать на уровне государственной программы.
       Прежде всего, создавать места сбора мусора, откуда он увозился бы и перерабатывался. Организовывать бесплатные площадки для постановки палаток со стационарными помойками и туалетами, а так же запретить ставить палатки во всех остальных местах.
       Но! Этого не достаточно. Люди должны вести себя по-человечески. Конечно консервные банки, пластиковые бутылки самостоятельно переработать нельзя. Но пачки от чая, газеты легко сжечь. Почему люди этого не делают?
       Однажды на одном из островов я увидел такую картину: стационарный дощатый стол, скамейки стоят в двух метрах от огромной, воняющей мусорной кучи. Глядя на эту картину, я придумал афоризм: "для г... привычной средой обитания является г... ." или: "Г... живёт в г...".
       Дальше мой путь лежал вдоль правого берега озера на т/б "Яркое".
       В "Ярком" я впервые очутился, когда мне было семь лет. Меня привезла туда мама. По её рассказам всё время лил дождь, и летали тучи комаров.... Я всего этого не помню, но зато я помню скалистые острова - камни, порытые соснами, простор озёрных плёсов, подосиновики, растущие прямо на территории турбазы и многое другое. Во время первой поездки я прямо влюбился в озеро Вуокса, и любовь эта прошла через всю мою жизнь. Когда я стал взрослым, я стал ездить туда чаще. Вокруг базы Яркое у меня есть куча своих мест.
       На таком "своем месте" я поставил палатку, пошел, отщипнул щепок от "моего" пня (от этого пня я отщипываю щепки уже в 3 - й свой приезд, но он почему-то не становится меньше) и развел костер на "моем кострище".

17 августа
       Проснулся рано, но очень долго собирался. В 11 00. я сел в лодку и поплыл в сторону посёлка Горы. Выйдя на простор плеса, я сразу столкнулся с сильным встречным ветром. Прямо в сторону Гор плыть было нельзя. Я взял влево, переплыл озеро и поставил палатку на небольшом островке, расположенном около Оленьего острова.
       Остров имел одну странную особенность - вход на него как бы загораживала небольшая изгородь. Пообедав, я пошел в очередной раз за дровами и увидел змею. Вернувшись к костру, я обнаружил на изгороди прибитую кожу другой змеи. Через несколько минут змея проползла в трёх метрах от палатки. Тут я не выдержал и поддался страху. Я быстро собрался и поплыл в обратном направлении.
       Переплыв озеро, я предпринял (поскольку все места под палатки были заняты) ещё одну попытку пробиться в сторону Гор. Но после часа борьбы с волнами я бросил весла.... Ветер понёс лодку с такой силой, что меньше чем через час я очутился на своём старом месте.

18 августа
       Проснулся около 8.00 и решил сделать дневку. Позавтракав, я поплыл в т/б "Яркое".
       За последние два года база сильно изменилась. Появилось больше коттеджей, но с другой стороны ассортимент в магазине поражает своей скудостью, столовая опять не работает. Оставив рядом с магазином лодку, я пошел гулять.
       Пройдя по разваливающемуся мостику, я оказался на материке. В 70 -х - 80-х. годах здесь находилась основная территория турбазы. Потом столовая сгорела и т/б превратилась в базу проката, почти одновременно с этим она стала уменьшаться в размерах, а её центр переместился на остров ближе к пристани. Сейчас на материке я увидел одни пустыри, заросшие диким малинником.
       Я побродил по пустырям, видел зайца, объелся малиной и вернулся на мой остров. Вообщем, день прошёл не интересно.
       Засыпая, я вспоминал, как мы жили на этом месте с моей подругой.... Однажды я сварил "Мишину кашу".
       Подруга все время говорил: я тут тебе готовлю и вообще.., а ты ничего не делаешь. Я сказал ну, пожалуйста.... И пошел варить кашу.
       Я налил воды в котелок, положил туда гречу, повесил его над костром и стал смотреть, как она варится. Через некоторое время каша полезла из котелка. Я стал её оттуда вынимать и раскладывать по тарелкам. Очень быстро все тарелки (их было две) я занял. А каша всё лезет и лезет... Вообщем, всё как в рассказе Носова. В итоге подруга проснулась (она в этот момент спала) и мы вместе кашу как-то сварили.
       Каши получилось так много, что мы её ели сами, кормили рыб; потом подруга уехала в Питер, а я не надолго остался и ел кашу один. Я не помню, доел я её или нет, по-моему, остатки я, уезжая, выбросил рыбам.

19 Августа.
       Вчера во второй половине дня ветер почти успокоился. Я с трудом дождался утра.
       Утром, быстро собравшись, я, не теряя времени, поплыл в сторону поселка Горы. Около часа я двигался по хорошо известной мне дороге.
       Недалеко от странной могилы я сделал не долгий привал. Около западной оконечности острова Снегирь установлен могильный обелиск. Над ним растёт рябина, поют птицы, могилу со всех сторон обдувает ласковыми Вуоксовскими ветрами.
       Проплыв мимо могилы я очутился в большом заливе в центре, которого торчат из воды два похожих на сказочные корабли огромных камня.
       Потом вдали показался, затонувший лет 10 назад катер, туристы прозвали его "Титаник". Он сыграл роль маяка, поскольку я знал, что за катером начинается дорога на посёлок Горы.
       После Титаника начинается та часть Вуоксы, которую я никогда не видел. Проплыв ещё около километра, я устроился на ночлег. При выборе места меня привлекла икона, висевшая на дереве, я решил, что в таком месте со мной не может произойти ничего плохого (в памяти были живы воспоминания о змеях).
       Рядом с палаткой я обнаружил красные поляны брусники, чёрные кусты черники между которыми сверкали своими разноцветными шляпками сыроежки.
       Очень сильно улучшилась погода, можно даже купаться.

Была удивительно красивая ночь, почти белая. Кстати, Вуокса севернее Петербурга, поэтому белые ночи здесь на две недели длиннее, чем в Петербурге. Хочется написать: остановись мгновенье ты прекрасно.

20 августа
       Проснулся в 9 утра, собрался, и взял курс на поселок Горы. Довольно быстро я очутился на очередном плёсе. Народу очень много. С права от меня на огромной скале был устроен туристский лагерь, над которым на ветру полоскался Андреевский флаг. Рядом с ним в том месте, где туристы ставят лодки, был укреплен ещё один флаг (только я не понял какой). Флаги и христианская символика это новшества появившиеся на Вуоксе в течение последних лет, два года назад я всего этого не видел.
       После первого плёса был второй, он больше волна там сильнее, плыть пришлось против ветра, который с каждой минутой усиливался. Я подналёг на вёсла..., и тут одно весло треснуло и переломилось на две части. Лодка потеряла управление, ветром меня понесло на камни. Довольно быстро я сообразил, как грести сломанным веслом и смог причалить к первому попавшемуся островку. Вот думаю: "...наконец-то мне повезло, и я попал в кораблекрушение...." Весло я быстро починил и поплыл дальше в некотором шоке - как можно делать весла, которые ломаются от волн на Вуоксе?
       Встретив местных жителей, я узнал, что нахожусь в 15 минутах от поселка Горы. Я решил не плыть дальше, а устроится на ночлег, и с утра сплавать в магазин. Но тут я понял, что ставить палатку абсолютно негде. Проискав место около двух часов, я плюнул и поставил палатку в 20 метрах от чужого лагеря.

21 августа
       Утром, я выпил последнюю чашку кофе, съел последнюю конфету и поплыл в посёлок Горы. Действительно, минут через 15 показался посёлок. Я стал искать, куда бы причалить и увидел шикарную пристань. Я решил, что это какая то т/б, но, подплыв поближе, услышал от охранника, что это частное владение, и совет максимально быстро отсюда убраться.
       Он же на вопрос: "где находится магазин?" ответил: "...плыви вдоль берега и увидишь пристань..."
       Что я и сделал, ещё через 15 минут показалась настоящая "пристань", хотя пристанью это назвать уже нельзя. Когда-то из Приозерска сюда ходил рейсовый катер. Потом он, временно затонул (позавчера я мимо него проплыл), пристань стала приходить в негодность. Сегодня это несколько торчащих свай из воды и превращённая в туалет деревянная будка.
       Горы оказались крохотным абсолютно новым посёлком. Ни каких холмов я там не увидел. Я спрашивал у местных жителей, что означает название Горы. Один мужик мне ответил, что он не знает, но потом подумал и сказал что, вероятно горы это острова.
       Купив в магазине продукты, я вернулся на Большой плёс. Палатку я поставил на острове (в районе острова "Степанов").
       С лева от моего бивака находятся два красивых острова камня похожие с северной стороны на приладожские сопки, а с южной стороны они напоминают уснувшее в воде чудовище. Один камень поменьше и почти не покрыт растительностью это голова чудовища, второй побольше, на нем растет небольшая роща это туловище. Я мысленно назвал эти острова "Ящер".

22 - 23 августа
       Два дня ловил рыбу и думал плыть мне в Лосево или не плыть. Очень не хотелось покидать красоту, среди которой я нахожусь. Но с другой стороны район Яркое - Приозерск - Синево я вроде бы уже видел. Хотя, конечно сложно представить себе что-либо более красивое: Огромные плесы, камни, торчащие из воды, сосновые рощи на островах...

Часть вторая

Мне накаркали беду с дамой пик,
       Нагадали,
       Что найду материк.
       Нет, гадалка, ты опять не права,
       Мне понравилось искать острова.
       В. Высоцкий

24 августа
       Утром, быстро собравшись, я взял курс на поселок горы....

16.00 Ура, Я прошёл первый в своей жизни перекат!

Впрочем, всё по порядку. До посёлка Горы меня донесло ветром. В Горах я разговорился с мужиком, который рассказал, что из посёлка никакие автобусы никуда не ходят. Летом местные жители ездят на попутках, а зимой на санях по льду. Странно в наше время абсолютно отрезанная от основного мира деревня и всего в 200 км. от Петербурга.
       Он же мне рассказал, что за мостом, который виднелся вдалеке, меня ждёт перекат, и лодку нужно будет тащить на верёвке. Минут через десять я действительно увидел порог. Но лодку там протащить не смог. После недолгой борьбы с течением, я сдался (больше всего я боялся порвать мою резинку о камни), быстро разгрузил лодку и, перепрыгивая с камня на камень, перенес её на тихую воду.
       Возможно, я совершил ошибку, пойдя вдоль левого берега, если бы я двигался вдоль правого берега, я бы возможно смог провести лодку не разгружая её.
       Не успел я, насладится плаванием по спокойной воде, как показался второй перекат - теперь уже совсем маленький, который я с лёгкостью преодолел.
       Вуокса здесь представляет собой тихую протоку с большим количеством русалочьих заводей. По берегам много построек есть среди них и очень богатые.
       Палатку я поставил на большом острове, на берегу заросшей кувшинками заводи с "Васнецовским камнем в центре".

25 августа
       Проснулся с больной головой. Заставил себя поесть, сел в лодку и поплыл в Мельниково.
       Мельниково (старое название RДisДlД) посёлок городского типа. Есть две церкви - русская (Церковь св. Троицы) и финская, а также несколько старых финских построек.
       Церковь св. Троицы построена совсем недавно в 2002 году, она деревянная и чем-то напоминает современные финские домики. В храме я разговорился с женщиной - свечницей. Она рассказала, что недалеко отсюда есть удивительная по красоте "Церковь Николы на воде". Кроме того, она показала мне альбом фотографий, иллюстрирующий различные этапы постройки храма и жизнь местной общины. Особенно меня заинтересовали фотографии празднования рождества. В Вуоксе вырубается во льду крест, священник светит воду, в которой люди купаются.
       За церковью находится мемориальное кладбище - памятник героям Отечественной войны, Большая его часть ещё советская, но есть и недавно поставленный деревянный крест, на котором написано: "Слава героям, погибшим за отечество".
       В пяти минутах ходьбы от православной церкви стоит финская Кирха. Финны лютеране, поэтому финские церкви в России называют немецким словом Kirche (Кирхе).
       Кирха, не действующая, но ощущение заброшенности не производит, рядом стоит каменный столб, на котором написано по-русски: "Это святое место" и много надписей по-фински. Видимо это финское кладбище.
       Выйдя из Мельниково, я опять очутился на заросшей камышом протоке. На очередном перекате я познакомился со Львом Толстым. Мужик отдыхал, на берегу Вуоксы, в окружении многочисленных родственников, которые называли его Лев Толстой.
       Он ходил босиком по берегу озера и восхищался красотой карельской природы. Я спросил у него дорогу на Васильево. В ответ он вместе со своей многочисленной роднёй помог мне перенести лодку через порог. Мы разговорились. Мужик несколько лет прожил за границей, в том числе был в Швейцарии, Австрии и Германии. Но, по его словам, такой красоты как на Вуоксе, он не видел нигде и никогда. Когда я сказал, что ради Вуоксы я приехал из Германии, он вообще обалдел. Я спросил у его дочери, а почему Лев Толстой. Она ответила: "...потому отца зовут Лев, и он босиком ушёл от семьи...", видимо она хотела добавить в народ, но не стала, поскольку народ в этом случае был бы я.
       После переката Вуокса опять превратилась в узкую камышовую протоку, т.е. русло было нормальное, но оно до такой степени заросло, что участки свободной воды в некоторых местах достигали 2 - 3 метров. Протока была очень извилистая, с большим количеством ответвлений. И если бы не байдарочники, у которых вовремя спросил дорогу, я бы точно заблудился в этих зарослях. Потом русло опять расширилось, и я оказался на небольшом плёсе, видимо рядом с деревней Васильево.
       Уже в сумерках поставил палатку на огромном камне с видом на Вуоксу. Место красивое, но вот участков, куда можно вбить колышки, почти нет. Если ночью пойдёт дождь, я проснусь в луже.
       По берегам много строений, есть очень богатые, способные по роскоши сравнится с королевскими замками Европы.
       Разводить костёр не стал, поскольку было уже темно. Лёг спать около 11 вечера.

26 августа
       Ночью дождь не пошел и я нормально выспался. Хотя плохо поставленная палатка обвалилась. Проснулся на огромном валуне. За палаткой стеной стоял сосновый бор - полный сыроежек и брусники. В час дня сел в лодку и поплыл в деревню Васильево. Через пятнадцать минут вдали в солнечных лучах заблестели купола церкви.
       Правильно она называется - "Церковь Андрея первозванного на Вуоксе". Храм совсем маленький находится по середине озера на таком же крохотно островке. С материка туда можно попасть на пароме или водном велосипеде. Церковь имеет три купола, построена стилизованно под древнерусскую архитектуру. Дно рядом с островком усеяно монетками, я тоже бросил рубль.
       Не хотел писать, но напишу. В церкви со мной произошла неприятная история. Когда я высадился на островке, я находился в какой-то эйфории от красоты, которая меня окружала. Я привязал лодку, перекрестился и вошел в Храм, не заметив, что крыльцо было только что покрашено, когда я вышел из церкви, к островку подплыли рабочие и показали мне следы, оставленные мной на крыльце. Мне стало очень стыдно, эйфория прошла, на душе стало паскудно.
       Отчалив от островка, я стал двигаться дальше в направлении виднеющийся вдали лодочной станции. Дул сильный встречный ветер, плыть пришлось зигзагами. В итоге до лодочной станции (километр) я плыл часа два.
       На лодочной станции сторож мне подробно и долго объяснял дорогу. Но, к сожалению, из его объяснений я понял только то, что за деревней Васильево меня ждёт огромное количество волоков, проток, проливов и бухт и я обязательно завтра заблужусь.
       В деревне Васильево есть турбаза, это значит, что туда можно приехать на несколько дней, но цены на ней по дороговизне способны сравнится с ценами на курортах Европы.
       Палатку поставил около первого волока. В сумерках согрел чая и лёг спать.

27 Августа
       Волоки
       Палатку я поставил плохо (кругом одни камни), ночью дул сильный ветер и лил дождь - в итоге я почти не выспался (хотя палатка, вопреки моим ожиданиям не протекла). Утром, второпях позавтракав, я пошел на волок. За первым волоком был сразу второй. После второго волока я разговорился с двумя туристами. Они показали мне карту, и подробно объяснили дорогу. Вообщей сложностью, на карте, было, обозначено пять волоков. Я с лёгкостью прошёл ещё два. После четвертого волока, я уткнулся в небольшое озерко, на котором заблудился.
       Я случайно проплыл мимо нужного мне волока, и сунулся в несуществующую протоку. Это была сильно заросшая "камышами протока". Я довольно быстро понял, что проплыть тут нельзя. Но меня ввёл в заблуждение слёд от лодки - здесь явно кто-то до меня прорывался, а точнее перетаскивал лодку сквозь камыши. С огромным трудом, я добрался до крохотного озерка - болотца. Дальше дороги не было. Тропинка в камышах, по которой я плыл, привела в брусничник. Обратно через камыши плыть не хотелось, к тому же я проколол лодку.
       Я очень не люблю болота. Утонуть в озере конечно тоже не приятно, но медленно захлебываться в болотной жиже страшнее в несколько раз.
       Я причалил к берегу (с трудом выбрав не топкое место). Очень быстро я понял, что нахожусь на острове со всех сторон окружённым болотами не проходимыми и не проплываемыми. После долгих поисков, я нашёл тропку, ведущую на крохотный островок, с которого был выход на чистую воду. Я перетащил вещи и лодку, в итоге я оказался опять на том плесе, с которого начались мои блуждания. В композиционном центре этого озерка стоит большой камень, а за ним красивый сосновый бор. Туда я и направился. Я решил, что дорогу дальше мне не найти, поставлю палатку, поживу тут один день, а потом выйду на трасу и уеду в Питер на попутке.
       Только я поставил палатку, как увидел пару на байдарке. Я спросил у них дорогу, которую они мне подробно объяснили. По их словам я находился на расстоянии одного волока от Балахановского озера.
       Я покидал свои вещи в лодку, быстро собравшись, поплыл к волоку... и меньше чем через час был на просторах Балахановского озера.
       Но тут меня ждала большая проблема..., все места для палаток были заняты.
       После долгих плаваний я устроился на большом камне, место очень красивое, но вот колышки вбить негде к тому же, дует сильный ветер, который мешает кипятить воду. В центре каменной поляны стоит на большом валуне камень чуть поменьше (но все равно размером с человеческий рост). Рядом с ним моими предшественниками оставлено множество надписей. Среди прочего там написано: "Вкусно значит много" а так же, "Весело гребсти не х... трясти".
       P.S. Лодку я, кстати, не проколол, просто случайно выскочили клапаны из запасных баллонов.

28 Августа
       Решил устроить дневку. Я нахожусь не в самом Балахановском озере, а в южной части Тростникового залива (MЖmmЖsalmi), рядом с бывшим финским хутором Pulkkila на котором сейчас находится охотничья база. Целый день отдыхал и ловил рыбу. Был и на охотничьей базе, там можно переночевать за сто рублей, но не магазина не столовой там нет. Добраться туда можно только на собственном автомобиле.

29 августа
       Всю ночь шел дождь. Поскольку палатка была поставлена плохо с утра там можно
       было пускать кораблики, все вещи вымокли. Я проснулся в пять утра, развел костер (благо у меня был запас сухих дров) и стал собираться.
       Сегодня мне предстоит выйти в сам бассейн Балахановского озера (TorhonjДrvi) от которого меня отделяет длинная тростниковая протока. Вид у неё очень устрашающий. Дважды я пытался её проплыть, и оба раза даже не увидел её конца. По моим подсчетам её длина около 3 километров.

------------------------------------------------------------------------------------

Вчера на вечернем клёве видел странную птицу - вся чёрная с длинной шеей. Когда я к ней случайно подплыл, она резко с шумом прыгнула с камня, на котором сидела в воду, проплыла метров 20, вынырнула, хлебнула воздуха, нырнула опять. Через минуту она уже скрылась из виду. Может быть, это была выдра. Собственно я успел разглядеть только длинную, чёрную змеиную шею, торчащую из воды, в форме двойки.
       Очень не хочется лезть в протоку. Я придумал афоризм: Плавать по болотам это всё равно, что ездить по туннелям на велосипеде, а плыть против ветра это почти тоже, что крутить педали в гору.
       Перед сном, уже во время дождя, наблюдал потрясающую картину. Попробую нарисовать её при помощи слов. Возьмём лист бумаги и две краски: черную и белую.
       Сверху нарисуем светло- белую полосу неба, потом черную полосу леса на горизонте (горизонт сильно сдвинут к верхнему краю) Потом белую полосу воды. Внизу листа (занимает почти половину картины и имеет слегка полукруглую форму) черный силуэт огромного валуна (берег озера), на котором блестят белые пятна луж. В композиционном центре, сдвинутом к правому краю силуэт ещё одного валуна - он чёрный.
       Очень не хочется лезть в протоку (поэтому сижу у костра и тяну время).
       Два или три дня назад в районе деревни Васильево я видел смешную старушку. Тощая, маленькая и какая то кривоватая старушка ловила кривой самодельной удочкой рыбу, а рядом сидел большой рыжий кот и внимательно смотрел на поплавок.

- - - - - - -

Протоку (правильнее сказать искусственно прорубленный канал в тростнике) я прошёл легко. Хотя конечно очень не приятно, когда в радиусе 1-2 километров одни тростники. Если что случится с лодкой то мне, например, приятнее тонуть в озере, чем в болотной жиже.
       На Балахановском озере меня немного покачало, на выходе из протоки берега сильно заросли камышом, и я где-то ещё час плыл вдоль тростникового поля.
       Название озера происходит не от слова "балахан" (хотя по форме оно сильно его напоминает, и качало там не только меня), а от фамилии комиссара времён финской войны.
       В пять вечера, я вышел из Балахана и вошёл опять в Вуоксу. Хотел сразу поставить палатку, но вначале вокруг было много турбаз, а потом болотистые берега, я плыл дальше и дальше. Уже в сумерках я очутился около деревни Ромашки, Нормального места для палатки я так и не нашёл. Пришлось ставить палатку на деревенском пляже, на очень сильном ветру. Дров почти не было. Я выпил остатки воды из термоса и лёг спать.
       30 августа
       Проснулся от холода. Спать больше не мог. Было 5 утра. Я оделся, и пошёл гулять по посёлку. Ромашки по-фински называются (Kuninkaanristi). Это большой посёлок городского типа. Видел несколько старых домов и две официальные достопримечательности: запущенный обелиск с советской символикой, а также недавно поставленный каменный крест.
       На другом берегу Вуоксы (напротив Ромашек) находится главная местная достопримечательность - остатки старого финского населённого пункта Vuoksela. Если судить по моей карте там есть финская церковь и кладбище. Я не знаю, название населённого пункта произошло от названия озера или наоборот, но они явно взаимосвязаны.
       Поскольку было ещё раннее утро, я с огромным трудом нашёл работающий киоск, купил там сока и орешков, которыми позавтракал. На душе сразу стало спокойнее. Я вернулся к палатке, быстро свернулся и переплыл озеро.
       Бывший населённый пункт Вуоксела я смог увидеть только издали по берегу бегали с лаем собаки, и я не стал высаживаться. Я проплыл немного в сторону Лосево и устроил себе нормальный завтрак. В Ромашках я узнал что, из поселка ходит множество маршруток, в том числе есть маршрутка до поселка Сосново. Меня разморило от чая, и я подумал, что через Сосново выбираться легче, чем через Лосево (ходит больше поездов). И тут мне впервые пришла мысль закончить своё путешествие в поселке Ромашки, которую я, впрочем, сразу прогнал.
       Я собрался, вывел лодку на фарватер и вдруг обнаружил, что ветер изменился, он стал впервые за 14 дней попутным! От радости я бросил весла. Но тут неожиданно (хотя я читал об этом в приключенческой литературе) подкралась новая напасть - меня жутко укачало и стало клонить в сон. Я поддался минутной слабости и повернул обратно в Ромашки. Через 4 часа я уже был в Петербурге. Когда я ехал в поезде я очень жалел, что не продлил себе путешествие ещё на один день.
       Но это ещё не конец. Дневник хочется закончить строчкой из песни Ю. Визбора: ...Дали Карельских озёр, будут, нам вечно снится...
       Вот теперь конец.

P.S. Поскольку до конца моего отпуска оставалось ещё три недели, а просидев в Питере пять дней поехал в Ладожские шхеры. Но это уже следующая история.

• Комментарии: 1, последний от 11/06/2013.
  • © Copyright Лучин Евгений Анатольевич (zenja2005@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 29k. Статистика.