Лукоянов Илья Викторович: другие произведения.

Рассказ: Путешествие по реке Шугер 2006 г.

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 3, последний от 27/08/2021.
  • © Copyright Лукоянов Илья Викторович (iglss@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 45k. Статистика.
  • Рассказ. Водный:Урал , 300 км , 1 к/с (2) , Байдарка
  • Дата похода 06/07/2006 {14 дн}
  • Маршрут: Верховье р.Шугер - Усть-шугер
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:


    ЩУГЕР 2006 г. СПЛАВ

    Рассказ о путешествии по р. Щугер 16.07.2006 - 3.08.2006 г.

      

    ОГЛАВЛЕНИЕ

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    ЦЕЛЬ ОПИСАНИЯ

       Целью данного описания НЕ ЯВЛЯЕТСЯ подробное изложение маршрута по Щугеру (первый день, второй день и т.д.). Здесь описаны лишь ключевые моменты, которые могут быть полезны читателю при организации собственного путешествия. Все остальное УЗНАВАЙТЕ САМИ в процессе прохождения маршрута, который в этом случае станет для вас маленьким открытием.
       Когда мы путешествовали по Чусовой, передо мной была подробнейшая лоция с картой масштаба 1:50000, в которой был описан каждый поворот реки, каждый остров, каждый камень, куст и стоянка на берегу, и даже же расставлены километровые знаки. Честно говоря, это не очень интересно.
      

    НИТКА МАРШРУТА

      
       Екатеринбург - Пермь - Киров - Сыктывкар - Ухта - Вуктыл - верховья р. Щугер (1850 +130 км - авто); верховья р. Щугер - Усть-Щугер (300 км - сплав); Усть-Щугер - Вуктыл (50 км - катер "Заря"); Вуктыл - Ухта - Сыктывкар - Киров - Пермь - Екатеринбург (1850 км. - авто).
      

    СОСТАВ ГРУППЫ

      
       Капитан и организатор - Лукоянов Илья (37 лет)
       Первый помощник и ответственный за все - Лукоянов Иван (14 лет)
       Старший матрос и рулевой - Лукоянов Роман (9 лет)
      

    СНАРЯЖЕНИЕ ГРУППЫ

      
       1. Транспорт: автомобиль легковой Пежо-206; байдарка Вуокса-3 (3-х местная), весла, спасжилеты, юбки, ремнабор (ацетон, клей для ПВХ, куски ПВХ, лента клеевая, скотч, плоскогубцы, ножницы, проволока)
       2. Кухня + костер: горелка газовая + зажигалка пьезоэлектрическая (работает даже под дождем); баллоны с газом общей вместимости 1500 г.; топорик Fiskars, пила ножевка 400 мм с каленым зубом, банка Уайтспирита 0,5 л. (на всякий случай - костер разводить); алюминиевые котелки 3,5 и 2,5 л. с крышками-сковородками; нержавеющие тарелки и кружки, алюминиевые ложки, маленький ножик; мыло в мыльнице и кухонная губка
       3. Еда: говядина тушеная ОАО Калининградский тарный комбинат (красная литографическая плоская банка), консервы рыбные разные, зеленый горошек, сгущенное молоко, манка, рис, гречка, овсянка, макароны разные, картошка, картофельное пюре сублимированное, сухари, курага, изюм, печенье "Мария", конфеты "Былина" (и пр. аналогичные), масло подсолнечное, сахар, сухое молоко, чай, какао.
       4. Жилье: палатка Ferrino Summertime Air 4-х местная; спальники Freetime 3 шт.; - коврики пенополиуретановые 3 шт.
       5. Одежда: - нижнее белье и футболки х/б, термобелье THAW, термобелье Полартек 100, свитера Полартек 200, анораки (дельтапланка), непромокаемая одежда "Regatta", шапки лыжные, тапки пляжные, сапоги кроткие, носки х/б, носки шерстяные, платки носовые.
       6. Связь: телефон сотовый SonyEricsson К-500i (Мегафон); телефон спутниковый Ericsson R290 (ГлобалТел)
       7. Карты и ориентирование: Листы 1:100000 (генштаб) на весь маршрут, карта южной части заповедника ЮГЫД-ВА 1:200000.
       8. Аптечка: царапины, ранки, занозы, раны, ожоги и пр: бинты (стерильные), марлевые салфетки (стерильные), ватные тампоны (косметические), лейкопластырь (рулончик), йод, спирт, перекись водорода р-р, Пантенол-аэрозоль (ожоги, обширные ссадины, раны), Пантенол-ратиофарм (стимулятор заживления ранок), Левомеколь (лечение гнойников открытых), Мазь Вишневского (лечение гнойников закрытых); отравления, расстройства пищеварения: Эрсефурил (антимикробное), Смекта (сорбент), Линекс (восстановление микрофлоры), Лактофильтрум (сорбент + восстановление микрофлоры), Фестал (восстанавливающее), уголь активированный, Регидрон (восстановление водно-солевого баланса при диарее), Фталазол (от диареи - устарело); профилактика простуды и простуда: Доктор МОМ (пастилки и мазь), горчичники, "любимые" антибиотики; антиаллергенты: Кларитин или Супрастин (устарело); обезболивание + жаропониж.: Парацетамол, Найз в табл. (средство не содержащее парацетамола), Анальгин (устарело); ушибы, боли в суставах: Индовазин, Фастум-гель; глаза: Левомицитин р-р (капать в глаза если поцарапана роговица); уши: Отипакс (при отите); - слизистая рта: Ингалипт (оч. быстро лечит разные повреждения слизистой рта - ожоги, стоматиты, ранки); кожа: крем для рук косметический, лосьон антибактериальный, Лориндент (профилактика герпеса на губах и в носу); прочее: фурацилин, марганцовка, пипетка, градусник электрон., нитка с иголкой, перчатки стерильные, ножницы, груша маленькая, скальпель одноразовый, бритвенные лезвия, булавки английские, пинцет, а так же "Любимые" лекарства.
       9. Прочее и необходимое: фонарик налобный, спички, бумага туалетная и салфетки (в том числе в качестве полотенец, тряпочек, прихваточек), веревка основная 30 м., обвязка нижняя (детская) + 2 карабина, веревки и веревочки разные, резинка бельевая 10 м., резинка 20 мм - 5 м, фотоаппарат с пленками, видеокамера, запасные спички, очки, зажигалки, ножик и т.д.
       10. Адреса, телефоны и расписания: дирекция ГУ НП ЮГЫД-ВА - Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 5. т. (82146)24763; директор - Фомичева Татьяна Савватовна, т. (82146)21263; менеджер - Валентина Владимировна (занимается в том числе организацией заброски), т. (82146)24739; факс для заявок (82146)24763.
       МЧС г. Инта т. (82145)61911, 62725. Интинский ПСО т. (82145)26328. Ухтинский ПСО т. (82147)10707. Коми-республиканская ПСС т. (8362)432284, 421540. МЧС России справочная, т. (495)6263901.
       Вуктыльское газопромысловое управление т. (82146)21096, 21167, 23130, 21360
       Расписание катера "Заря" (сейчас он называется КС) по пос. Усть-Щугер - вторник, четверг около 13-00. Такси г. Вуктыл (82146)22222.
      

    ВЫБОР РЕКИ

      
       В прошлом году мы с детьми ходили по реке Чусовая от села Чусовое до г. Чусовой 240 км за 8 дней. Слов нет, Чусовая - река очень красивая - до тех пор пока не сходишь на берег... а на берегах все загажено так, что часто негде поставить палатку (именно загажено - сплошной общественный туалет вдоль реки на 100 м от берега). На реке очень много туристов, вечером невозможно найти свободного места для ночевки. На плесах стоят ларьки с продуктами, у камня Великан вообще организован развлекательный центр. Ночами на моторках шастают субъекты бандитской ориентации и пр. Поэтому в этом году захотелось проложить маршрут в большем удалении от населенных мест.
       Учитывая состав нашей группы, для сплава нам необходима относительно спокойная река длиной не менее 250 км (лучше без волоков), желательно с возможность совершения радиальных выходов на интересные объекты. Так же нужна удобная заброска и выброска. Север Урала меня притягивает больше Юга - он менее обжит туристами, здесь намного интересней ландшафты, отличная экология, рыба...
       Практически идеальным выбором стала река Щугер (встречается произношение с ударением на первом и втором слоге, или произношение Щугор и даже Щегур), протекающая на стыке Северного и Приполярного Урала, длиной около 300 км. Судя по описаниям река достаточно спокойная, со средней скоростью течения порядка 3 - 4 км в час. Вокруг реки в изобилии имеются интересные объекты, которые можно посетить. Важным преимуществом Щугера является возможность простой заброски в верховья и выброски после окончания маршрута. Итак выбор был сделан.
      

    ЗАБРОСКА

      
       Из Екатеринбурга добраться до Вуктыла можно двумя способами. Первый - общественным транспортом: поездом от Екатеринбурга до Кирова, затем поездом от Кирова - до Ухты, затем автобусом от Ухты до Вуктыла. Это довольно хлопотный вариант, учитывая объем груза и число пересадок (когда-то в Ухту из Екатеринбурга летал самолет Ту-134, но сейчас туда похоже вообще ничего не летает).
       Второй - на собственном авто от Екатеринбурга до Вуктыла. Первоначальный вариант маршрута был взят с проекта www.ati.su. Он предполагал движение от Екатеринбурга к Перми (с объездом разбитого участка федеральной трассы через Нижние Сергии - Михайловск - Манчаж - Красноуфимск), от Перми к Кирову через Афанасьево и Омутинск, от Кирова к Сыктывкару, от Сыктывкара к Ухте и от Ухты к Вуктылу (1850 км). Это весьма мудрый маршрут который и был пройден практически без изменений.
       Несколько моментов: объезжать разбитый участок пермской трассы надо обязательно (+80 км, но -2 часа) если не хотите потерять время или колеса; от Перми до Афанасьево прекрасная новая дорога, от Афанасьево до Кирова обычный асфальт, иногда новый, иногда старый, разбитых участков почти нет. От Кирова до Ухты - то же самое. От Ухты до Вуктыла сначала асфальт, затем 20 км отличной бетонки, затем 25 км грунтовки отсыпанной из чистого кварцевого песка, затем паромная переправа через Печору (паром ходит каждые пол часа), затем еще 15 км грунтовки и 10 км бетонки до самого Вуктыла. В момент нашей поездки там шло интенсивное строительство бетонки, так что возможно к тому времени как вы соберетесь на Щугер, грунтовки уже не останется.
       Мы ехали не спеша два дня. Выехали рано утром, ночевали в поле в палатке (больше ночевать негде), приехали поздно вечером и устроились в гостинице.
       Вуктыл - город газовщиков. Часть населения работает на Вуктыльском месторождении газа, часть на газопроводе "Сияние севера". Город представляет собой прямоугольник 500 на 500 метров (может чуть больше) плотно застроенный пяти- и девятиэтажками, между которыми проложены ужасно разбитые дороги - этакий оазис цивилизации в бескрайних печорских лесах и болотах. Полно обычных городских магазинов со стандартным набором продуктов и товаров.
       В городе есть гостиница (гостиница "Вуктыл"), которая представляет из себя двухэтажное здание с 1-4 местными номерами и автостоянкой. Здесь можно неплохо обосноваться в ожидании заброски в верховья Щугера.
       В городе есть и платная автостоянка (она здесь одна), где можно спокойно оставить машину на время путешествия.
       Заброска в верховья Щугера производится по грунтовке, отсыпанной вдоль газопровода "Сияние севера" (130 км). Осуществляет заброску дирекция ГУ НП ЮГЫД-ВА. Перед заброской необходимо оформить разрешение на посещение заповедника. Обращаться по вопросам заброски и разрешения необходимо либо к директору Татьяне Савватовне Фомичевой, либо к менеджеру Валентине Владимировне (телефоны есть выше). Согласовывайте дату заброски заранее - еще из дома.
       Автотранспорт для заброски - грузопассажирский УАЗ (буханка). Необходимо отметить следующую особенность - въезд на грунтовку осуществляется через КПП на КС-3 (КС - компрессорная станция); перед въездом надо прослушать инструктаж по ТБ в зоне газопровода; если инструктора нет на месте - возможна задержка перед КПП на некоторое время.
       До верховьев р. Щугер вдоль газопровода ехать около 3 часов. УАЗ спускается к самой реке. Здесь есть полянка, где можно собрать лодку. Я рекомендую сразу загрузится, уйти метров на 500 вниз по реке и встать на широком плесе, где можно поужинать, переночевать, нормально упаковать вещи перед стартом.
      

    ОСОБЕННОСТИ РЕКИ

      
       В верховьях, до впадения Поньи (8 км от старта) Щугер может быть довольно мелким - где то приходится вылезать и проводить лодку вручную. Нам разгружаться полностью ни разу не приходилось. За Поньей число проводок быстро сокращается.
       В верхнем течении река часто течет между островами в узких протоках, полностью заросших кувшинкой (или чем то похожим). Тем не менее течение быстрое, лодка идет прямо по кувшинкам - смотрите за камнями - их не видно под кувшинками.
       Останавливаясь, вытаскивайте лодки дальше от воды - подъем уровня на 10-15 см - дело обычное.
       Участок порогов на реке - не столько пороги с большим падением уровня воды, сколько хаотичное нагромождение камней, плюс довольно быстрое течение. Проходить их можно двумя путями - либо ходом, либо по левому берегу, ведя лодку на веревке. Ходом - лучше без вещей и на резиновой лодке. А на байдарке и с вещами лучше по левому берегу, здесь есть тропинка.
       Вода в Щугере питьевая, но к концу реки темнеет и ее желательно кипятить. В начале реки вода относительно теплая, вполне терпима на порогах, а к Тельпосу становится совершенно ледяной из-за обильного стока со снежников.
       Избушки на реке встречаются довольно часто. Многие из них, после некоторой приборки, вполне годны для ночевки и сушки.
       Подъем на Тельпос производится по третьему слева после впадения р. Няртсюю, ручью (к сожалению не знаю его названия). Первые два приведут в обрывистые карры (хотя, может есть любители...). Метрах в 50 после впадения ручья в Щугер, на берегу есть стоянка, с площадкой под костер, выложенной камнем. Там можно остановится на дневку перед восхождением.
       Ручей очень красивый и очень шумный. Подъем лучше осуществлять по правой части водосбора (если смотреть со Щугера) с постепенным набором высоты по куруму. Ориентироваться нужно на дальльнюю часть водосбора (но не стремится набирать максимальную высоту заранее), а затем на стену Тельпоса. Этот путь приведет к красивому горному озеру прямо под вершиной горы. Затем, если позволит погода, можно продолжить подъем, обходя озеро справа. Если планировать восхождение с детьми, необходимо обязательно разбивать лагерь у озера для последующего обеда и отдыха или даже ночевки. Малышей придется страховать - берите снаряжение. Подъем на вершину от реки занимает около 8 часов, если идти без остановки, до озера можно дойти за 4 часа. С детьми, конечно, медленней. Одежда должна быть теплой и непромокающей. Желательны кожаные перчатки. Тельпос - смесь снега и дождя в это время года.
       На спуске обязательно зайдите к снежнику в верховьях ручья - там очень красиво. Спуск проще всего осуществлять по пути подъема, несколько набрав высоту от снежника.
       Если спускаться по берегам ручья, то, переходя со стороны на сторону, пройти можно довольно далеко вниз, однако затем левый берег становится обрывистым, а правый представляет собой изрезанную старыми руслами, заваленную камнями и поваленными деревьями труднопроходимую местность (тем не менее мы там прошли), перейти же на левый берег без наведения переправы уже затруднительно.
       В месте впадения ручья в Щугер прекрасно ловится хариус (он ведь не знает, что ловить его нельзя).
       После Тельпоса река становится шире и несколько медленнее. Острова увеличиваются в ширине и все чаще напоминают картинки из детских книжек - бесподобно красиво.
       У Верхних ворот обязательно сходите на водопад - его не видно и не слышно с реки, но на картах он обозначен. Если есть время и снаряжение - спуститесь к водопаду и очистите русло от сваленных деревьев - будет еще красивее (у меня не было не времени ни снаряжения). От водопада можно подняться на край скалы над рекой.
       Средние ворота могут быть интересны для скалолазов - 60-80 метров скалы с отрицательным уклоном прямо из воды, как на левом так и на правом берегу реки. Кому охота - берите снаряжение для лазания.
       Нижние ворота грандиозны, особенно когда прямо из них навстречу дует жуткий ветер.
       Для последней ночевки есть два варианта. Первый - ночевка на правом берегу реки у последнего острова. Здесь есть несколько домиков в которых можно обогреться, упаковаться и полностью высушится. До Усть-Щугера остается около 2 часов хода. Учтите, что после прохода домиков, встать будет негде (в том числе и на берегу Печоры) - поэтому либо в домиках, либо рядом с ними, либо второй вариант - ночевка в самом Усть-Щугере, но следует учесть, что жителей в деревне мало и туристов они не очень то любят. Мы ночевали в Усть-Щугере, поскольку домики на правом берегу были заняты. К слову, ночевали очень удачно.
       Щугер - река совершенно пустынная - никаких людей, кроме случайных туристов здесь нет. Варианты эвакуации с маршрута включают: скоростной сплав до Усть-Щугера (на байдарке, при хорошей физической форме можно дойти от Тельпоса до Усть Щугера за 2 дня); вертолет (газовщиков, МЧС, ПСО); СВП рыбнадзора (телефона рыбнадзора не знаю - обязательно узнайте в администрации ЮГЫД-ВА). Но для вызова спасателей необходима связь, поэтому, особенно при путешествии с детьми, не пренебрегайте связью. Кроме того не забудьте оформить страховку на каждого участника путешествия (она называется "Полис страхования путешествующих по России"). Этот полис, в случае чего, позволит погасить расходы на эвакуацию.
      

    ВЫБРОСКА

      
       Катер "КС" который по прежнему зовут "Заря" поднимается в Вуктыл от Усть-Щугера по вторникам и четвергам около 13-00 (время здесь московское). Катер очень маленький (салон на 20 пассажиров), остальные - на палубе. Катер идет до Вуктыла порядка 3 - 3,5 часов.
       От пристани до гостиницы Вуктыла около 3-4 км. Проще всего добраться, вызвав такси (телефон выше). Такси так же может вызвать дежурная по пристани. В гостинице отличный душ (если есть горячая вода), можно взять электрочайник в номер, посмотреть телевизор.
       Обратный путь на автомобиле отличается от вышеописанного, только тем, что за две недели участок от Омутинска до Афанасьево успели подремонтировать и ям стало меньше.
      

    ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ В ПУТЕШЕСТВИИ

      
       Питание. Тушенка. Путем большого числа экспериментов установлена самая лучшая тушенка из всего доступного набора (по крайней мере для Екатеринбурга). Название ее указано выше.

    0x01 graphic

       Ответственно рекомендую только ее. Проверена по крайней мере 50-60 банками в течение 2 лет. Покупая иное можно вполне, в половине банок (а то и во всех), попасть на "собачатину третьей категории" (именно ту, что рубится вместе с будкой и цепями).
       Завтрак - каша на молоке (сухом) манка, рис или овсянка с изюмом или курагой. Изюм можно добавлять в конце варки, а курагу только в тарелки - иначе молоко свернется. Чай с сахаром, 4 печеньи "Мария", 1 конфета.
       Обед - макароны с картошкой (2 картофелины) с тушенкой. Сухари. Чай с сахаром, 4 печеньи, 1 конфета.
       Ужин - гречка с тушенкой. Сухари. Чай с сахаром, 4 печеньи, 2 конфеты. Завтрак и обед можно менять местами. Вместо чая можно какао или бруснику. Вместо сахара - сгущенку. К рыбе можно картофельное пюре. Рыбные консервы в суп, вместо тушенки, на дневках или в качестве холодной закуски перед едой или как перекус. Зеленый горошек больше брать не буду - неинтересно.
       Не очень разнообразно, но на 15 дней - нормально. Вообще надо брать муку, дрожжи и яичный порошок - печь оладьи и блины. В следующий раз обязательно возьмем. Печенье, сухари и конфеты на 15 дней в указанном объеме занимают чудовищно много места - годится только для сплава.
       Рыба (хариус) в среднем течении реки ловится... слово бы подобрать... глупо. Мушка - крючок 5 номер, пучок волос, кусочек пенки. Бросаешь - вытаскиваешь, бросаешь - вытаскиваешь и т.д. от 0,5 до 1,5 кг. Даже рыбу жалко. Ели рыбу три раза - варили и жарили, третий раз объелись и больше не ловили. Вообще рыбу в заповеднике ловить нельзя. Каюсь. Черника, голубика - очень много, ягоды большие как яблоки, но совершенно зеленые. Грибы - есть немного красноголовиков, но на жареху ни разу не хватало.
       Лодка. Тритоновская Вуокса-3 вызывает только положительные эмоции. Сборка 20-30 минут, разборка 10 минут. Грузоподъемность реальная - килограмм 400, груз можно класть под фартук и на фартук. Сиденья (после того как их немного подняли и для заднего сделали спинку из фанеры - удобные. Сзади сидеть можно как в лодке, так и на лодке. Крейсерская скорость (два гребца) - 5 км в час по спокойной воде. С некоторым усилием - 7 км в час. Если напрячься изо всех сил (на пустой лодке) можно выжать на пару минут 10 км в час.
       Шкура много раз скребла по камням и дну - нет даже царапин. Вообще у меня по дну проложены протекторы из пенки между трубами и шкурой - они амортизируют удары от камней. На Щугере побить лодку можно только на перекатах - если идти по ним "в лоб". Мы же получили две маленькие (3 мм) дырки, после удара незамеченного камня сбоку по шпангоутам. После этого обмотали шпангоуты пенкой. Лодка при ветре или течении, не совпадающем с направлением движения, стремится развернуться. Веслами рулится довольно трудно, а рулем - отлично. У нас Рома был рулевым и при необходимости держал курс. Особенность этой байдарки - довольно большой вес. Мокрая она в упаковке с веслами и протектором весит килограмм 40. Отмеченный недостаток - обода для юбок сплющились при хранении и не дают надеть юбки. Для приведения в нормальное состояние их надо нагреть (кипятком) и разогнуть. В общем у нас до юбок ни разу дело не дошло.
       Топор, пила и зажигалка. Топорик Fiskars, по моему - воплощение мечты туриста.

    0x01 graphic

       Из всех топоров, что у меня были - этот идеальный. Легкий, сбалансированный, не выскальзывает из руки, покрашен в оранжевый цвет - легко найти, точится вручную наждачным камнем или вообще об твердый камень на берегу. Рукоятка из пластмассы, которую не сломаешь, даже если захочешь, свалится он вообще не может. В общем проверено - рекомендую особо для пешеходных маршрутов. Ножовка с оранжевой ручкой и каленым зубом тоже жизнь облегчает очень-очень - елки пилить куда легче, чем рубить. Несколько слов о обычной газовой пьезозажигалке (у нас было две с синими фонариками). Можно бросить в воду, достать, щелкнуть и загорится огонек. Носил зажигалку в кармане анорака не заботясь о ее сухости - работала отменно.
       Авто. Автомобильчик мой (кому интересно) Пежо-206 пробежал весь путь туда и обратно без нареканий. Байдарка путешествовала на крыше, остальные вещи заняли багажник и часть сложенного сиденья. Дорога, даже для маленького Пежо, вполне сносная, однако когда я в пропускаю слева, справа или между колесами очередную Яму (именно с большой буквы, от уважение к ее глубине и отвесности стенок и неожиданности появления), у меня появляются мысли о приобретении автомобиля с Большими колесами. Скорость держал от 70 до 100 км в час в зависимости от состояния дорожного покрытия. Расход топлива составил 6,4 л. на 100 км.
       Палатка и спальники. Легкая двухслойная Ferrino Summertime Air показала себя отлично - не промокает, не продувается (после хорошей обкладки юбки), мгновенно сохнет. Включенная в палатке горелка почти сразу поднимает температуру градусов на 30 относительно температуры за бортом. Спальники Freetime с синтетическим наполнителем занимают довольно много места, но зато медленно мокнут и быстро сохнут, сносно греют - в общем их вполне хватало. Коврики использовались самые обычные - пенки. У них есть важное преимущество - можно соорудить у костра диванчик (т.е. не очень их жалко).
       Одежда. Полартек материал теплый, легко сушится (сначала вытряхивается, до тех пор пока не перестает лететь водяная пыль, а затем немного прогревается у костра и все), а термобелье THAW намочить, по моему, вообще нельзя - непонятно то ли оно сухое, то ли мокрое. Анораки из дельтапланки (или из тонкого авизента) сохнут вообще мгновенно. Отдельно нужно сказать про непромокаемую и непродуваемую одежду "Regatta". Через два дня использования этой одежды мембрана (или что там у них наклеено изнутри) на штанах на местах сгибов облезла сначала на коленях, потом в паху, затем везде, затем у штанов оторвался подгиб, а затем они вообще разлезлись на полосы снизу вверх. Благодаря этим штанам мы всегда были мокрые до пояса, что не очень то приятно на холодном ветру. Роме пытались чинить штаны лейкопластырем, скотчем, но скоро они вообще порвались от низа до самого верха. Интересно, что куртки при этом вполне сохранили внешний вид и непромокаемость. Печатки мы забыли, но что можно предложить в качестве перчаток для ледяного дождя? Не знаю. Если было холодно, гребли, одевая на руки полиэтиленовые пакеты - очень удобно. в общем выбирайте надежную непромокающую одежду - дождей хватает.
       По поводу обуви - на хорошую погоду лучше тапки пляжные, а на плохую - сапоги. Сапоги должны быть сантиметров на 10 выше осадки лодки и абсолютно голые внутри. Если промокнут - накидал туалетной бумаги и сразу высушил. Носки нельзя, только портянки. Шерстяные носки проще сжечь чем высушить. У нас были носки. Больше никогда носки не возьму.
       Х/б тряпки - футболки, плавки сохнут очень плохо. Надо одеваться в современную полиэстровую, полипропиленовую синтетику.
       Упаковка. Сыпучие продукты питания засыпаются в пластиковые бутылки, а сами бутылки привязываются резинками к стрингерам. Очень удобно - место не занимают, всегда под рукой, можно доставать и обратно под резинку вставлять. Тушенка, плитка, газ, топор, пила и прочие вещи не боящиеся воды ехали в квадратной базарной сумке - она очень прочная и легкая. Прочие продукты питания и одежда упаковывались в большие полиэтиленовые пакеты (двойная упаковка - пакет завязывается на узел, затем укладывается в другой пакет и снова завязывается) и затем в прочные авизентовые мешки, которые предохраняют пакеты от повреждения. Надежность 100%. А вообще в следующий раз я возьму только базарные сумки - исключительно надежно и удобно, носить их и вещи из них доставать куда лучше чем из мешков или герм.
       Связь. Связь ГлобалТел отличается от сотовой лишь тем, что в некоторых случаях надо подождать когда спутник выйдет из-за горизонта. Как правило ожидание длится минут 5-10. Слышимость отличная - разговаривая с женой Аленкой, я слышал как чирикает наш попугайчик в другой комнате. В общем рекомендую.
       Расходы. Здесь я укажу только те расходы, которые списаны за время путешествия. Расходы на приобретение вещей, которые будут использоваться и далее, не указаны. Амортизация автомобиля так же не указана. В порядке очередности:
       Приобретение продуктов питания (вместе с питанием в дороге и Вуктыле) 3800
       Газ израсходованный 500
       Страховка группы на 75 т.р. 300
       Бензин (95) Екатеринбург - Вуктыл 2300
       Паром на участке Ухта - Вуктыл 100
       Гостиница за сутки (3-х местный номер) 1050
       Разрешение на посещение заповедника (15 дней, 1 взр., 2 реб., фото, видео) 1990*
       Заброска УАЗ 4500*
       Связь 500
       Ночевка в Усть-Щугере 500
       Выброска - Заря (2 взр., 1 реб., багаж) 1350
       Гостиница за сутки (3-х местный номер) 1050
       Паром на участке Вуктыл - Ухта** 100**
       Бензин (95) Вуктыл - Екатеринбург 2300
       Прочее по мелочам 500
       Итого 20840
      
       * Благодаря стараниям Татьяны Савватовны и Валентины Владимировны (спасибо им огромное) в нашем случае здесь стоят нули.
       **Паромщик на обратном пути сказал "200", но взял почему-то 100
      

    ФОТОАЛЬБОМ

      

    0x01 graphic

    Последняя проверка перед выездом

    0x01 graphic

    Очень теплое утро ПЕРВОГО дня. 500 м вниз по течению от газопровода.

    0x01 graphic

    Это наш Чик-чирик проснулся, умылся...

    0x01 graphic

    Платочки на шеи повязали - чтоб не сгорели - ну-ну...

    0x01 graphic

    Столетний лес со "столетними" дедами

    0x08 graphic
    0x01 graphic

    Красивый КЕДР

    0x01 graphic

    Кто кашу варит...

    0x01 graphic

    А кто замки из песка строит

    0x01 graphic

    Ну, а есть то все молодцы

    0x01 graphic

    На камнях Щугера часто сидят птицы...

    0x01 graphic

    Уже ВЕЧЕР

    0x01 graphic

    И опять УТРО

    0x01 graphic

    Берегись Тельпос-Из, мы идем!

    0x01 graphic

    Не страшны, нам, Щугер, твои перекаты!

    0x01 graphic

    Раз...

    0x01 graphic

    Два...

    0x01 graphic

    Ну может не совсем уж "раз-два"...

    0x01 graphic

    И наконец - три!

    0x01 graphic

    И проплыли! Теперь посохнуть не мешает.

    0x01 graphic

    А это мокрый Капитан

    0x01 graphic

    Что Тельпос-Из, испугался? Спрятался?

    0x01 graphic

    Ну как тебе нас не боятся!

    0x01 graphic

    Мы ведь и дрова горазды пилить...

    0x01 graphic

    И рыбу ловить!

    0x01 graphic

    Итак, вперед вдоль ручья и вверх

    0x01 graphic

    С короткими передышками...

    0x01 graphic

    Все выше...

    0x01 graphic

    Выше...

    0x01 graphic

    Выше...

    0x01 graphic

    Выше

    0x01 graphic

    Выше и круче - под самые тучи...

    0x01 graphic

    Туда где вечная зима

    0x01 graphic

    И можно круглый год кататься с горки и играть в снежки!

    0x01 graphic

    А вот и горное озеро, которое прячет Тельпос-Из под своей вершиной!

    0x01 graphic

    Ох и рассердился Тельпос-Из, наслал на нас туман, и дождь, и ветер, и холод!

    0x01 graphic

    Скорее вниз, по ручью, под облака

    0x01 graphic

    Вот так снежничек, а шуму то...

    0x01 graphic

    Ну а мы не унываем,

    0x01 graphic

    Быстро высоту теряем, вот и теплее стало, только сыро...

    0x01 graphic

    Но пасаран!

    0x01 graphic

    Пасаремос!

    0x01 graphic

    Дорога к дому по ручью

    0x01 graphic

    Такая же кривая как ствол этой березки.

    0x01 graphic

    Но мы дошли. Хорошо, после трудно пути, согреться у примуса и получить пару дополнительных конфет к чаю

    0x01 graphic

    Но мы вернемся к тебе, Тельпос-Из и покорим тебя до самой верхушки!

    0x01 graphic

    И снова вперед - переходы, привалы и ночевки!

    0x01 graphic

    Камни в реке,

    0x08 graphic
    0x01 graphic

    Скалы на берегу,

    0x01 graphic

    Плесы и острова

    0x01 graphic

    И лесные дебри с ручьями и водопадами.

    0x01 graphic

    Убежали мы от Тельпос-Иза, догнали солнышко.

    0x01 graphic

    Нашли водопад.

    0x01 graphic

    Заглянули в Дырку в скале.

    0x01 graphic

    Прыгнули с обрыва в реку...

    0x01 graphic

    Папа прыгнул, теперь наша очередь! А мы не хотим - вода холодная!

    0x01 graphic

    И снова против ветра и дождя, без устали!

    0x01 graphic

    И не теряя бодрости!

    0x01 graphic

    Средние ворота. Эх, сюда бы погоду да веревочку, обвязочку да восьмерочку,

    карабинчик, жумарчик да капельку (только не дождевую)

    0x01 graphic

    Гриб: "Не трогай меня Ромка, я тебе пригожусь..."

    0x01 graphic

    Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом...

    0x01 graphic

    Хорошо погреться в лесной избушке, но дорога зовет...

    0x01 graphic

    Вперед, против ветра

    0x01 graphic

    Такой силы, что сдувает поднятые весла!

    0x01 graphic

    Но все когда-нибудь заканчивается.

    Этот теплый дом в Усть-Щугере стал последней ночевкой нашего сплава.

    0x01 graphic

    Но не путешествия! Рано расслабляться! Впереди еще вселенские хляби...

    0x01 graphic

    Бескрайние болота...

    0x01 graphic

    И сама Печора. А так же 1800 км асфальта, которые легли под колеса нашего

    автомобильчика, прежде чем мы увидели Любимый дом.

    МАРШРУТ НА КАРТЕ 1:100000 (сетка 2 км) (скачать в DOC файле)

    0x01 graphic

    0x01 graphic

    0x01 graphic

    0x01 graphic

    0x01 graphic

    0x01 graphic


    0x01 graphic


    0x01 graphic

    0x01 graphic


    0x01 graphic

    0x01 graphic


    0x01 graphic

    0x01 graphic

    0x01 graphic


    0x01 graphic


    0x01 graphic

    0x01 graphic


    0x01 graphic

    0x01 graphic


    ПОЖЕЛАНИЯ ТУРИСТАМ

      
       Огромная просьба ко всем путешествующим по реке Щугер - старайтесь уничтожать следы своего пребывания на реке - только в этом случае сохранится ее уникальность, большая часть которой заключается именно в том, что она не несет на себе следов цивилизации.
       Я думаю, что каждый человек, будь то одинокий путник или организованная группа туристов способен быть чистоплотным и выполнять несложные действия, по охране речных ландшафтов от засорения.
       Сверхтщательно тушите костры, особенно если стоите в лесу. Обжигайте консервные банки - обожженные они полностью разрушатся за 5-10 лет и забрасывайте их подальше в тайгу от реки или закапывайте. Обязательно сжигайте полиэтилен, пластиковые бутылки, ненужные тряпки и вещи - все это может лежать на берегах десятилетиями. Не бросайте сигаретных пачек и окурков, не оставляйте банок и бутылок - это можно или сжечь или закопать. Закапывайте экскременты и туалетную бумагу, особенно на больших стоянках.
       Остановившись на организованной стоянке или в домике не ленитесь и не брезгуйте прибраться за прошлых нерадивых путешественников - когда-нибудь и вам встретится чистая и ухоженная стоянка.
       Давайте сохранять места наших путешествий в абсолютно первозданном виде, что бы и нашим детям и внукам было где путешествовать.
      

    КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ АВТОРА

       Почтовый адрес: 624093, Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Мичурина, дом 8Б, кв. 10. Лукоянову Илье Викторовичу
       Телефоны: (34368)44289 дом., 89222102130 сот.
       E-male: iglss@yandex.ru
      
  • Комментарии: 3, последний от 27/08/2021.
  • © Copyright Лукоянов Илья Викторович (iglss@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 45k. Статистика.
  • Водный:Урал
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка