Марчук Александра Сергеевна: другие произведения.

Статья: Крым. Такой обычный и такой необычный (мезозой под ногами)

• © Copyright Марчук Александра Сергеевна (ksantipa@rol.ru)
  • Обновлено: 05/02/2005. 16k. Статистика.
  • Статья. Вело:Крым , 330 км , Велосипед
  • Дата похода 01/05/2004 {9 дн}
  • Маршрут: Севастополь - Балаклава - Инкерман - Эски-кермен - Мангуп-кале - Ай-петри - Алушта - Судак - Новый свет - Мыс Меганом - Солнечная долина - Коктебель - Феодосия
  • Иллюстрации/приложения: 12 штук.
    Крым. Такой известный и такой неизвестный… (Мезозой под ногами) Это рассказ о том, как мы путешествовали на велосипедах по Крыму. Кроме замечательной природы Крыма, скальных городов и монастырей, генуэзских крепостей, мы изучали то, что застыло в камне…Читайте журнал "Экспедиция"!

•   Крым. Такой известный и такой неизвестный...
      Александра Марчук
      Рассказ Александры Марчук "Мезозой под ногами" был опубликован в журнале "Экспедиция", номер 9.
      Печатается здесь с разрешения редакции журнала.
      Здесь представлен оригинальный вариант рассказа, без редакторской правки.

Такой странный пробел... За мои двадцать пять лет путешествий я ни разу не была в Крыму. Я дивлюсь разным далеким чудесам, а ведь чудеса есть совсем рядом - в Крыму.
      В основном, мы, конечно, смотрели там на то, на что смотрят многие и многие. Но смотрели своеобразными глазами. И, может быть, права была судьба, что так долго не пускала меня в Крым, чтобы я туда попала с палеонтологом.
      Меньше года тому назад я была на Анабарском плато (север Красноярского края). То, что я там увидела, глубоко потрясло меня и заставило заинтересоваться прошлым нашей планеты. Благо, было к кому обратиться по интересующим вопросам, ведь палеонтологи - ближайшие друзья.
      И вот, менее чем через год я попадаю в Крым. Помоложе здесь, конечно, земные пласты. Не архей, не протерозой. Более поздние здесь отложения - мезозой, кайнозой. Но сколько же здесь окаменевших доисторических животных, сколько их отпечатков на камнях! Сколько ископаемых просто в почве и под ногами! Ученый-палеонтолог, поднимая в любом месте камешек, находит на нем отпечатки нуммулитов, белемнитов, кораллов, морских ежей. И быстро-быстро определяет возраст породы.
      Так вот. Крым.
      Наша команда: я, мой 13-летний сын Дима и наши друзья Саша и Миша - отец и сын.
      На велосипедах с рюкзаком все впервые, да и Марковы - не совсем походный народ. Путь наш лежит из Севастополя с заездом в Балаклаву, далее через Инкерман, Эски-Кермен, Мангуп-Кале, подъем на Ай-Петри, далее по побережью через Новый Свет, Судак, Меганом и Карадаг в Феодосию.
      В Севастополь поезд прибывает в 2 часа ночи. Мой непоходный люд сурово сопротивляется сну на вокзале. Но куда деваться? Расстелили в уголке коврики, спальники...
      Утро туманное, свежее. Сладкий запах цветущих деревьев смешивается с соленым запахом моря.
      Пробуем, что такое велосипед с рюкзаком. Ох, заносит... Но, ничего, поехали...
      Город чарует. Справа от нас серебрится море. Слева вверх убегают холмы, подпираемые крепостными стенами. На склонах цветут красные маки. В разнообразие запахов вмешивается степной запах полыни...
      Сразу на набережной Саня бросается изучать здешние породы. Склон, вдоль которого мы едем, сложен из молодого ракушечника. Ему, как говорит наш палеонтолог, вряд ли больше десятка миллионов лет.
      Катим по городу. Подъем - спуск, подъем - спуск... Узкие улочки... Южные деревья...
      В общем, любовь с первого взгляда.
      Осмотрев Херсонес, мы поняли, что побывали в Греции.
      Среди плит, из которых сложен древний город, Саня радостно обнаружил нуммулитовый известняк. Восторг палеонтолога не сложно было разделить, ведь белый камень сплошь
      состоял из маленьких "летающих тарелочек", которые, собираясь в группы, образовывали причудливые узоры, напоминающие цветы.
      Найти бы такое в природе!
      Что же это за "летающие тарелочки"?
      Эти простейшие, напоминающие плоскую спираль, называются нуммулитами. В Крыму эти существа из отряда фораминифер образовывали породы в раннем или среднем эоцене. А значит, той плите, что мы нашли в Херсонесе, не менее 35 миллионов лет.
      На берегу очень много устриц и гребешков. Это так называемые четвертичные террасы, отложения последних тысячелетий.
      Теперь наш путь лежит в Балаклаву. Дорога идет все время в гору. Жарко.
      Но вот дорога весело покатила вниз. Обратно-то как выбираться будем?!
      Не знали мы, что приключения нас ждут еще сегодня.
      Прокатившись по маленькому уютному городку, подъезжаем к крепости.
      Крепость, состоящая из нескольких башен и кусочков стены, стоит на высоком морском берегу. Лезть высоко! Но, вылезешь, и замрешь от восторга.
      И вот нашим взорам предстало бирюзовое море, в которое обрывами спускались белые скалы. А с другой стороны, как на ладошке, лежал сказочный городок.
      Сказка сказкой, но вечереет. Узнали, что близ Балаклавы есть бухта, и не просто бухта, а с родником. Только до нее высоко-высоко по серпантину подниматься, а потом не меньше спускаться. Ну что ж. Делать нечего. В путь!
      Да... Бухту мы увидели. Хорошо, вовремя поняли, что спуск туда в несколько сот ступеней.
      Ночуем у моря. Всего метрах в 30-40. Но только по вертикали...
      Следующий день начался с веселого спуска обратно в город. Завтрак совсем не походный - в кофейне на набережной.
      На пути из Балаклавы нас ждал приятный сюрприз - подъем был совсем не так велик. Оборачиваясь назад, любуемся кружевной крепостью, летящей на фоне моря.
      Спуск в Инкерман. Хорошо...
      Строгий мужской пещерный монастырь. Воздушная парящая в высоте крепость.
      Обед в кафе. Тягун по шоссе.
      И вот мы, наконец, сворачиваем с асфальта и бросаемся в дебри неизвестности.
      Дорожек здесь во много раз больше, чем показано на карте, но, интуитивно выбирая подходящую, временами обнаруживаем, что это именно та, что показана на карте.
      Едем по замечательному лиственному лесу. Кругом цветут пионы. Носятся зайцы. В общем, цивилизация осталась позади.
      Место, где мы встали на ночлег, глубоко поразило нас. Просто "край непуганых идиотов"! Сперва мы никак не могли понять, что за шуршание нас окружает, думали, все те же зайцы. Выследить существо удалось Диме. И оказались, что это просто мыши. Но сколько! И как же они топают! Когда перестали топать мы, ставя лагерь, настало их время. Весь вечер они носились вокруг нас стадами. Над головами же тоже порхали мыши, но только летучие.
      А ночью нас разбудил страшный хрюко-лай. Стадо "кабанопатамов" пронеслось совсем недалеко от наших палаток. Судя по всему, это были кабарги.
      Утром продолжили путь на восток. Сейчас мы уже хорошо понимали, что сошли с основной дороги, предпочтя направление. Наша дорога превратилась в тропинку и выскочила на перемычку между двумя оврагами. И тут... Лес приоткрыл слегка свои объятия, и мы увидели... Далеко вниз уходили обрывы. Светло-серые, белые, бурые изрытые пещерами скалы обрывались слева и справа в глубокое ущелье. А вдали, как на ладошке, лежали маленькие селения.
      И тут раздался ликующий вопль. Это Саня нашел нуммулитов. Вот он, нуммулитовый известняк в природе! Везде вокруг! У нас под ногами!
      Теперь мы знаем и то, сколько лет этим скалам - не менее 35 миллионов.
      Минут через 10 тропинка привела нас к обрыву. Залитая солнцем лесистая долина с выходами белого известняка, изрытого пещерами, манила нас. И не зря. Перед нами был старинный город - Эски-Кермен.
      Вниз, к подножию города, убегала все та же узенькая тропинка.
      Ох! Не для велосипеда этот путь!
      Интересно, казалось бы самый маленький, самый слабенький (вес - 35 кг.) Дима - ему должно приходиться хуже всех. Но ехать он втянулся, и почти не отстает, а вниз летит даже там, где нам и пешком с велосипедами идти страшно!
      Так, волоча за собой велосипеды, спустились мы на вспаханное поле. Обалдевший от спуска Саня, только решил "поумирать", как понял, что поле не простое и, встав на четвереньки, бодро двинулся по нему. Поле все было усыпано нуммулитами...
      Потом бродили по улицам Эски-Кермена. Мы заглядывали в храмы и жилища, заходили в пустоты огромных камней и все дивились тому, какой же был трудолюбивый народ. Ведь выдолбить такие огромные пространства, пусть даже в мягком известняке, великий труд!
      Путь из долины - опять вверх. Жарко. Тяжело. Много приходится велосипеды вести. Теперь стало понятно, что всех монастырей нам не найти - очень уж на это много времени уходит. Но Мангуп-Кале посетить хочется.
      Может быть, это было ошибкой. Потому что "цивилизанутый" (как выражается мой сын) город был не так интересен, как предыдущий, подъем к нему отобрал массу сил и времени. А до ночи нам надо было добраться до начала подъема на Ай-Петри.
      На холме Мангуп-Кале Дима спросил: "Мама! А где Ай-Петри?"
      "Вон там!", - ответил какой-то мужчина и стал показывать, где именно.
      "Там, у подножия, и заночуем", - бросила я.
      Мужчина усмехнулся: "Да! Да! По паре бы крыльев - быстро бы там оказались..."
      Он шутил, но мы-то с Димой хорошо знали, что у нас есть по 2 ноги и по 2 колеса и что нам ночевать сегодня, действительно, там.
      Надо заметить, что у подножия Мангупа наш неутомимый палеонтолог нашел пласт мергеля. Это что-то среднее между глиной и известняком. Время образования мергеля -поздний мел или ранний палеоген. То есть тому, что мы увидели, возможно, более 60 миллионов лет. А найден там был четкий отпечаток правильного морского ежика с тонкими иглами.
      С утра мы начали карабкаться на Ай-петри. Если до сих пор мы двигались четко друг за другом, то здесь, на подъеме, каждый выбрал свой способ передвижения. Миша на большой скорости влетал на несколько сот метров вверх, и всех ждал. Саня сразу ставил самую маленькую скорость и медленно, но верно, лез в гору. Мы с Димой двигались схожими способами. Начинаешь на средней скорости, а как становится тяжело, переходишь все на меньшую и меньшую, пока не останавливаешься совсем.
      Уж не знаю, сколько времени занял бы этот подъем, и где бы нам пришлось ночевать, если бы нас не подбросили до верху на автомобиле.
      Моря почти не видно. Все южное побережье в пушистом молоке облаков...
      Спуск - это восторг. Дорога, обрамленная огромными буками и соснами, вьется по склону, убегая все ниже и ниже к морю.
      Дорога по побережью - это особое развлечение. Сначала долго-долго ползешь по серпантину в гору. Идешь, едешь, и снова идешь, обливаясь потом. А потом... потом стремительный спуск вниз. И так много-много раз. Оглянешься, откуда приехали, и глазам своим не веришь!
      А с палеонтологией здесь как-то худо. Вдоль нас тянутся фиолетово-бардовые триасовые (триас: 200-250 миллионов лет) отложения, образованные в безкислородных условиях, так называемая таврическая серия. Здесь нет ископаемых.
      Вот очередной спуск - и мы в Судаке. Над высокими холмами парит огромная целехонькая Генуэсская крепость.
      Дорога на Новый Свет тоже не порадовала нас отсутствием подъемов.
      С "цивилизанутой" тропы в грот Голицина спускаемся к морю. Мальчишки пытаются купаться. Мы с Саней ползаем среди камней, отыскивая все новых и новых древних существ. Здесь полно и стеблей морских лилий, и 6-и лучевых кораллов, иголок и панцирей морских ежей, белемнитов. Похоже, это самые древние из найденных нами ископаемых! И относятся они к юрскому периоду (200-140 млн. лет).
      Еще рывок - и нам удается встать на ночь на морском берегу близ Меганома. Над морем садится солнце. На розовом, красном, лиловом, оранжевом фоне чернеют мысы причудливых форм.
      Ночью все небо усыпано звездами.
      Утро прозрачное. Все вокруг залито солнцем, но еще прохладно. Тихо плещется море...
      Зачем мы поднимались на Меганом - трудно сказать. Ведь спуститься со стороны моря и полазать по пещерам мы уже никак не успевали.
      Но, поднявшись, мы не пожалели об этом. Далеко, у нас под ногами, серебрилось море. В разные стороны разбегались мысы Судака и Нового Света, Медвежья гора, Карадаг. Шелестели травы. Порхали легкие бабочки. И везде вокруг гудели белые ветряки, как стая огромных птиц, летящих к морю.
      На озерце у подножия Меганома нас ждали очередные палеонтологические находки. Пока я готовила обед, Саня откопал несколько ежиков и аммонитов, определив, что они относятся к меловому периоду (140-65 млн. лет).
      По "козьей тропе" пересекли котловину и оказались в Солнечной долине. Оттуда - на трассу, по ней три километра по вечному серпантину вверх, а потом - вниз, вниз и вниз...
      Уютное местечко близ Коктебеля, где мы устроились на последнюю ночевку, порадовало нас отпечатками иноцерама - гигантской устрицы конца позднего мела.
      Здесь опять, как в начале пути, шуршали мыши и бегали кабарги.
      А в последний день мы как-то совсем превратились в курортников, съездив на водную экскурсию вдоль Карадага, посетив Дом Волошина в Коктебеле и Галерею Айвазовского в Феодосии.
      Мы уезжали из Крыма, приоткрывшего нам столько тайн из прошлого Земли. Правда, Саня говорит, что опытный палеонтолог, специалист по Крыму, только глянув на гору, на растительность, покрывающую ее, на цвет земных пластов, сразу определит их возраст. И, конечно, возраст Крыма давно известен. Но нам так интересно было чувствовать себя исследователями, погружаться в далекие-далекие времена жизни Земли.

Общие комментарии к поездке в Крым

Путешествовать на велосипеде по Крыму - одно удовольствие. Многовато людей, правда. Видимо, лето для этих путешествий подходит меньше всего. А весной, осенью - замечательно. В наши майские праздники было очень жарко. Хотя была и пара дождливых дней. Море, к сожалению, было еще холодным. Например, октябрь с этой точки зрения существенно лучше.
      Отношение людей замечательное. Туристы очевидно там нужны. Нет никаких проблем с транспортом - его везде предлагают. Нет проблем снять комнату, причем совсем не дорого (порядка 50-60 рублей за сутки).
      Практически везде на пути можно поесть в кафе. Опять же совсем не дорого. Обед нам стоил от 40 рублей на человека в Севастополе до 80 - в Коктебеле.
      Проблем с переездом через границу с Украиной у нас никаких не возникло. Достаточно для этого как Российского паспорта, так и заграничного. Российский - просто смотрят, в заграничном - ставят отметки о въезде и выезде. Деньги мы меняли в поезде. В городах везде есть обменные пункты, но они работают как-то несуразно. Меняют, как рубли, так и доллары.
      Мы ехали из Москвы до Севастополя. Ехать в любую точку Крыма из Москвы примерно сутки. На удобный 25 поезд, прибывающий в Севастополь утром, за месяц билетов уже не было. Пришлось ехать на 111-ом. Он приходит ночью, и ночевать пришлось на вокзале. Ночью, к сожалению, никто жилья не предлагает. Можно попробовать куда-то уехать. Есть телефон Севастопольских перевозок: (0692) 54-90-50. Почта: sevavtotur@rambler.ru, sevavtotur@ukr.net. Мы ими не пользовались, но, может, кому окажется полезным. Вообще, много транспорта встречает поезд.
      Обратно мы ехали из Феодосии. В это время года из Феодосии ходит один поезд, через день, утром. В Феодосии с жильем проблем никаких не возникло - на вокзале нам его предложили тут же. Вот телефон, по которому об этом можно договориться заранее: (06562) 2-37-38 (Нина, Света).
      Также можно и туда и обратно ехать через Симферополь. Там поездов много. Приходят они в Симферополь все удобно - утром. Уходят в разное время. Но есть и вечерний.
      Дрова есть почти везде, но только почти. Удобно взять с собой газовую горелку. Ручьи весной встречаются, но на них мы не рассчитывали. В последнем поселке, который проезжали во второй половине дня, всегда набирали воду и везли ее с собой.
      На дороге, подходящей с запада к Эски-Кермену стоит домик лесника. Там останавливают туристов, говоря, что эти края закрыты, мол, пожароопасность. Но все это рассчитано на сбор денег. Причем предлагается их платить где-то в Балаклаве, в какое-то турагенство. Мол, здесь проходит только платный маршрут. Как-то надо быть заранее к этому готовыми.
      За посещение таких мест, как Мангуп-Кале, Большой каньон и т. д. деньги собирают почти официально.

Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств Музей-квартира И. И. Бродского
    г. Санкт-Петербург, пл. Искусств, д. 3
    С 16 по 27 февраля 2005 года состоится выставка фотографий 'Путевые зарисовки', на которой будут представлены работы Александры Марчук, Лады Денисовой, Александра Северина.
    На выставке вы сможете познакомиться с разными уголками нашей страны: увидите разноцветную тундру Ямала, величественные водопады Саян, красочные закаты Белого моря, гладь озер и шум рек Карелии, загадочные скалы Таймыра, похожие на замки, зимнюю сказку Кавказа и средней полосы, ковры цветов, игру бликов на воде, а также сплав по бурным рекам и коллажи из фотографий.
    Время работы выставки:
    Ежедневно с 11 до 18 часов.
    Выходные понедельник, вторник.
    Телефоны для справок: (095) 310-80-55, (812)314-36-58.

• © Copyright Марчук Александра Сергеевна (ksantipa@rol.ru)
  • Обновлено: 05/02/2005. 16k. Статистика.