Нейман Виктор Леонидович: другие произведения.

Дневник: Кутсайоки(с Красненькой) на Вьюне

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 11/06/2012.
  • © Copyright Нейман Виктор Леонидович (nejman_victor@mail.ru)
  • Обновлено: 15/08/2004. 24k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Кольский п-ов , 100 км , 3 к/с (4) , Байдарка
  • Дата похода 04/07/2004 {10 дн}
  • Маршрут: Кандалакша - р.Красненькая - р.Кутсайоки - р.Тумча - Кандалакша
  • Оценка: 4.20*5  Ваша оценка:

    Кутсайоки(с Красненькой) на каркасной байдарке "Вьюн"
    Или что делать, если есть ненужная байдарка, и нету мозгов!

    По следам Сергея Рыбкина
    ( http://lib.ru/TURIZM/kutsaj10.txt_with-big-pictures.html )

    ВНИМАНИЕ

    Оригинал отчёта с фотографиями находится тут:
    ( http://www.waterturizm.narod.ru/kutsa/Kutsa.htm )

    Куда подевалась моя байдарка?
    И откуда взялась тут эта тряпочка?
    © Пятачок

           Я не буду утверждать, дескать, мы прошли и именно прошли эти речки. Да, кое-что мы обнесли. Но то, что было пройдено, как мне кажется, тоже заслуживает уважения.

           Началась эта история чуть больше года тому назад, когда на глаза нам попался очень известный в сети отчёт Сергея Рыбкина: "Кутсайоки "98 на тайменях". Тайменя у нас нету, а вот зато есть каркасная байдарка с надувными элементами непотопляемости Вьюн! Вот и решили мы её использовать для этой цели. Тем более, что в руководстве к ней было написано:
    ""Вьюн" - лодка для бурной воды. Достоинство лодки - высокая управляемость на бурной воде. Для сплава по порогам горно-таежных рек как нельзя лучше подходит байдарка "Вьюн". Прочная, надёжная и маневренная, как каяк, и в то же время достаточно вместительная. Эта лодка отлично "крутится" между препятствиями в пороге, а также прекрасно ведёт себя в условиях бурной воды."
           Забегая вперёд, сразу могу сказать, что лодка эта действительно хорошо управляется на воде, легко вертится, но с каяком она не сравнима. Уж слишком Вьюн инертен. Ну, а с прочностью.... Ну, это смотря с чем сравнивать. Но Таймень НАМНОГО прочнее. Ну вот, на следующий год мы(Я и Андрюха) и собрались в этот поход. Год не был потерян даром. Начиная с ноября мы занимались 2 раза в неделю греблей. Зимой - один раз в неделю гребная яма, один раз в неделю - бассейн. Весной - 2 раза в неделю на Сходне слалом. Всё это происходило в "Три стихии"(всем рекомендуем http://www.tristihii.ru/). Весной сплавлялись на каяках по рекам Волгуша, Мста, Явань, на майские праздники - спортивно-тренировочные сборы на кавказе на реке Аксаут. Также заказали из Питера некоторые запчасти к байдарке, такие как новый кильсон, около десяти стрингеров разного диаметра, кучи всяких пластмассовых книц и металлических муфт. Собрали неплохой ремнабор (правда его, как впоследствии оказалось, было мало, но группа у нас была большая, и добрые люди в ней тоже присутствовали).

           В ремнаборе обязательно должны присутствовать:

    Всё это нам в походе пригодилось. А ещё пригодились ВСЕ ЗАПЧАСТИ, которые мы с собой взяли. Но обо всё по порядку. Так вот, к самому походу группа у нас собралась не маленькая, аж 23 человека. (9 суден: 3 кат-4, 4 кат-2, полиэтиленовый каяк и наш "Вьюн") И мы, кроме руководителя и ещё пары людей, никого из них ни разу не видели. Первая встреча - на вокзале.

           Каждый, кто с нами знакомился и узнавал, что мы идём на байдарке, считал своим долгом предупредить нас, что речка это не байдарочная, что мы её(байдарку) там оставим, и вообще, мы что, катамаран что ли не смогли найти??? Спрашивали, какой у нас байдарочный опыт, какой совместный(он всего-то дня 3, не больше). И повторяли, что мы - сумасшедшие. Но, это ничего. К такому повороту событий мы были готовы. Хорошо ещё, что нам сразу на вокзале не предлагали заказать ритуальные услуги.

          По старой традиции капитана байдарки мы выбирали на вокзале при помощи.... простой монетки. Им выпало быть мне, хотя капитанством я бы это не назвал, т.к. при прохождении порога линию движения (глобально) мы выбираем вместе при просмотре, а локально куда плыть байдарке говорит передний (вернее сказать не "говорит", а просто делает соответствующие телодвижения: зацепы, дугу...)

           Чуть больше, чем через сутки, мы уже оказались в Кандалакше, и увидели, что вместо 2-х машин, нас встречает один не очень большой Зил, а нас 23 человека. Правда, водитель нас "обрадовал", что в своей тачке он и по 32(!!!) человека с вещами возил. Оказалось, что всё не так уж и плохо. В общем, с большим количеством остановок, но мы всё-таки добрались до этого "Чёртова моста".

           Байдарку мы собрали довольно таки быстро, и решили пойти поплавать и реализовать давнюю мечту: эскимосский переворот на байде. Надо сказать, что не очень это тривиальное занятие - эскимосский переворот на байдарке, в которой НЕТУ УПОРОВ! Я бы даже сказал, что это не очень реальная затея. Но, упоров там действительно нет, а вот кое-как распереться о фальшборта можно(будем впоследствии называть это упорами, хотя вернее говорить, что это хрень для распирания), что мы и сделали. Начать решили с опоры, но договорились, что в случае переворота пробуем вставать слева рычагом. Первая опора прошла удачно, а на второй мы, типа, перевернулись. Первая попытка встать - и Андрюха вываливается из так называемых упоров, а я со второй попытки встаю без него. Следующая попытка сделать эскимос была более удачной. Всё получилось, и мы услыхали аплодисменты с берега, как впоследствии оказалось, нас такими наградами(аплодисментами) ещё не раз наградят! Всё! Немного потраверсировав струю, тренировки закончились, и мы пошли готовить обед и паковать вещи.

           Здесь нас тоже ждала маленькая неожиданность. Мы считали, что если в группе есть кат-4, то такому катамарану не проблема взять себе рюкзачок с нашими вещами. Но, то, что мы увидели, сильно превзошло наши ожидания. Один из кат-4 оказался объёмом 1,4м2!!!! Эта штуковина и без нашего рюкзачка почти полностью сидела под водой. Так что настаивать на том, чтобы они его взяли, мы не стали, а с большим трудом упихали этот рюкзак в байду. Вскоре мы сплыли. С вещами байдарочка идёт похуже, чем без них, но с этим пришлось смириться.

           Через несколько минут - порожек, которому наш руководитель дал 2к.с., что для него достаточно странно, т.к. категории он любит занижать, а здесь завысил. Минут через 10 приплыли к каньону "Короткому".

    Каньон "Короткий"

           Да, братцы... Каньон это, конечно же, весьма условный.... Но... ТАКОГО на байдарке мы ещё никогда не ходили.

           Короткий представляет из себя 2 ступени по два и три слива в каждой соответственно. Ступени разделены грязной шиверой. Всё, кроме первого слива второй ступени, очень узко. Вещи мы, понятное дело, сразу обнесли в конец каньона, а вот что делать дальше - не знали. Первые мысли были следующего содержания: "Фигля мы ваще сюда на байдарке пришли, ведь говорил же Афанасенков, что Красненькая АБСОЛЮТНО НЕПРИГОДНА ДЛЯ КАРКАСНЫХ СУДОВ". Смотрим первую ступень. Два слива, не большие, но очень не хочется в первом кильнуться. Хотя, решаем, что в киле в первом сливе ничего страшного нету. Также было страшно во втором сливе упереться носом в дно, но было решено рискнуть. Обносить первый же порог не круто, так что надо идти. Понадеялись мы на русское "авось". Пошли после нескольких катов и каяка. Почти все они словили зуб перед вторым сливом. Мы прошли чисто, хотя чуть не налетели на зуб, а хотели уйти заметно правее. Стало понятно, что воду мы читаем плохо, хотя раньше нам казалось, что с этим элементом всё ок.

           После прохождения радости нету предела. НО, есть ещё и вторая ступень. Начинается она широким водопадным сливом неправильной формы, "лапы". Слив очень маловодный, и нам не удалось найти в нём место, где можно пройти на нашей байдарке, т.к. основная часть воды стекает справа, но очень вероятно, что байдарка после него упирается носом в дно. Было решено так сильно не рисковать, а слив обнести по левому берегу(хотя просмотр справа). После чего прошли второй и третий сливы. После порога - озеро, на котором мы и остановились на ночёвку в каком-то болоте, т.к. единственная хорошая стоянка на нём уже была занята.

    От "Короткого" до Кавказского

           На выходе из озера - порожек с островом. Справа - грязный слив на камни. Все наши суда именно этим путём и шли. Мы же пошли с самого лева левой протоки; попасть туда трудно, но зато там просто шивера без грязных сливов.

           Дальше есть странный момент в лоции Афанасенкова. После этого препятствия у него сразу идёт порог "Каменистый", хотя до него есть ещё один порог, который мы сначала и приняли за каменистый. Я бы его оценил как 2а. Мы достаточно долго вокруг него ходили, но в итоге прошли. А вот каменистый мы решили обнести. Нет, это не трудный порог, там нету какой-нибудь особенной линии движения, там нету мощной струи или бочки. Просто мы там были в достаточно малую воду, и не было ни одного чистого прохода. Почти все каты там неплохо сидели. Так что Каменистый - обнос.

           Следующий порог - Островной. Слева - очень грязный слив на камни. Справа - всё достаточно чисто. После достаточно продолжительного осмотра мы туда и ушли, хотя для байдарки этот манёвр не был уж совсем тривиальным.

           На Прыжке у нас был обед. Пожалуй, это первый порог, где, как мне кажется, байдарке лучше, чем катамарану. В левой части слива есть неплохой язык-трек, но очень узкий. Слева от него - большой камень с отбойником, справа - крутой слив на камни. После продолжительного просмотра прошли по этому языку-треку. Киля удалось избежать лишь с помощью грамотно сделанной опоры. Один из катамаранов четвёрок кильнулся там через диагональ, а с другого смыло человека.

           Сразу после него - Щёчки. Длинная входная шивера, сужение русла между скал до нескольких метров, небольшой слив со слабым прижимом к левому берегу, затем резкий поворот в узкую щель - основной слив. Тут просто нету вариантов обноса. А для того, чтобы просмотреть, требуется скалолазанье. Так что после беглого просмотра прошли. Я даже не сомневался в нашем киле в главном сливе, но, я даже не успел испугаться, как мы его уже прошли. Просто мне казалось, что слив должен быть метров через 10. В общем, порог оказался халявным.

    Кавказский и Горка

           Тут-то и произошёл переломный момент в нашем походе. Переломный он, как водится, во всех смыслах. Длинная(более 200м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов), заканчивающаяся сливом, бьющим в зуб. Прошли вдоль порога и решили: обносим его. Тут подходит руководитель и говорит: "Ребята, вы идёте третьими".

           Здесь надо сделать маленькое замечание-отступление. Наш маршрут был зарегистрирован, и в маршрутной книжке нам написали, какие пороги нам нужно обносить. Так вот, Кавказский был как раз таким.

           Мы его спрашиваем: "А мы идём???" Он: "Как хотите". Но, "раз руководитель сказал, значит надо идти", - сказали мы и стали готовиться к прохождению. На самом деле идти хотелось лишь по одной причине: уж очень трудный там обнос. И длинный.

           Когда собрались плыть, полил дождь. Но время поджимает. Делать нечего, поплыли. Плывём, типа, нормально. Как всегда, что там впереди мы уже забыли, ориентируемся на ходу. Какой-то слив, и нас прижимом сносит влево. Вон виден уже конец. НО...не успеваем уйти на центр струи, как ЛАГОМ ЗАХОДИМ В ПРЕДПОСЛЕДНИЙ СЛИВ И БОРТОМ(СЕРЕДИНОЙ БАЙДАРКИ) УПИРАЕМСЯ В КАМЕНЬ. Байдарка намертво села на этот камень, вода льётся толстым слоем поверх неё.

           Я ногами начинаю чувствовать, как байдарка начинает проминаться. Принимаем решение: "ОТСТРЕЛ!". Вёсла бросили вниз по течению ребятам, "страховавшим" нас. А сами вцепились в байдарку. Попытались снять её руками. Но, не тут то было. Байдарка намертво сидит в воде. Ну, с третьей попытки нам кинули 2 морковки, и, "всего за 30 минут", байдарка была сдвинута с места, правда, к этому моменту она уже была очень сильно изогнута. Вытаскивала не только наша группа, но ещё и параллельная. Вместе человек 15 тянули за верёвки через множество полиспастов.

           Обрадовавшись, что байдарка сдвинулась с места, все сразу расслабились, и.... она сразу намоталась на тот самый зуб в конце порога. Тут-то она и доломалась пополам. И, ещё через 30 минут, многострадальное судно(можно ли его было в тот момент так называть - не знаю; но один из участников похода сразу эту штуковину прозвал КОНСТРУКТОРОМ) удалось вытащить на берег.

           Итог прохождения такой:

    1. Поломанный пополам кильсон
    2. Два поломанных стрингера
    3. Два поломанных шпангоута
    4. Все остальные стрингеры фальшборта центральной части байдарки ОЧЕНЬ сильно покорёжены и искривлены.

           Да, хочу заметить, что под словом "поломанные" я понимаю ПОРВАННЫЕ НА ДВЕ ЧАСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ТРУБЫ!!!

           Сумеет ли эта "байдарка" плыть дальше - было большим вопросом. Но, одно обнадёживало: запчасти, которые лежали в корме, никуда не уплыли, и вообще, уплыла всего одна железка. Так что Горку мы с останками байдарки обнесли, катамаран эти останки переправил на другую сторону озера, где мы и остановились на "ночёвку".

           Почему я слово "ночёвка" поместил в кавычки? Да потому, что этой ночью поспать нам с Андрюхой не было суждено, ведь плыть-то дальше было не на чем, а днёвку из-за нас никто не собирался устраивать. Пришлось всю ночь сверлить, пилить, закручивать шурупы, шить шкуру, а как только наступило утро, солнце появилось, прошла сырость, то начали клеиться. В итоговый успех сего мероприятия не верил почти никто, но всё получилось. Единственное, с чем мы колупались до конца похода, так это сильно травящие непонятно откуда баллоны. Но, не может же сиё мероприятие(излом пополам) не оставить след на байдарке. Так что с этим пришлось смириться.

    Сомнительный, Муравей, БСТ

           Сомнительный - первый порог на Кутсайоки. Очень красивые 2 слива, потом отстойник, а затем ещё один маленький слив. Очень хотелось пройти, тем более, что он был абсолютно безопасен для судна(не все, правда, разделяют такую точку зрения), но, было решено обнести. Уж больно "крутое" было наше состояние после ночи "любви"!!!

           Муравей выглядел достаточно страшно, но его обнос был очень труден. Решили пройти и не разочаровались. Очень высокие валы, такие, что даже меня, сидевшего сзади, умыло с головой. Прикольно.

           Следующий порог - БСТ. Почти вся вода течёт справа, петляя между камней, а в конце упирается в "камень-убийцу"! Решили не рисковать и "проканализировали" справа, где вода тоже достаточно сильно течёт.

           А вот катамаранам там было весело. Одна девушка там сильно ногу ушибла, а другой катамаран там просидел около двух часов. Для меня с Андрюхой это был очень напряжённый момент, т.к. на нём был наш рюкзак с вещами в плохо закрученной герме, а этого самого рюкзака над водой не было видно. Но, нам повезло. Промокла только половина вещей.

    Оба-На и Маманя

           Это два порога-водопада. Да-да. Именно порога, т.к. нашей группой был спущен кат-2 в Маманю, и прошёл он идеально, припарковавшись в конце водопада. Видеоподтверждение сего факта можно найти на сайте клуба водного туризма МГУ(http://turclub.progressor.ru/). Мы их обносили, т.к. уверенности для прохождения не было вовсе. Салаги мы пока для таких дел.

    Тесный

           Да уж... Река тут действительно кончается. Но порог кажется достаточно простым. Два слива, затем уход влево и третий маленький слив. Очень тяжело, мучают воспоминания отчёта Рыбкина: поломанная пополам одна лодка и изрядно порванная другая. Решаем, что если каждый сможет нормально пройти на каяке руководителя, то пойдём и на байдарке. Андрюха прошёл легко, а я в печально известном втором сливе кильнулся, после чего встать не смог, отстрелился, и прошёл через мышеловку самосплавом. Через пару минут выплыли и каяк с веслом. Байдарку обносим!

    От Тесного до Ступеньки, Ступенька, Струя

           В отличии от Рыбкина, порожки и перекатики после Тесного нам ничем особенным не показались, хотя уровень воды был достаточно низкий. Но один раз мне всё-таки пришлось вылезти из байдарки для её проводки.

           Ступеньку долго просматривали, перечаливались к другому берегу. Очень мало воды, очень каменисто. Итог - обнос порога и трофейная хоккейная каска, найденная в воде.

           Порог Струя запомнился лишь одним: валы так брызгали в лицо, что мы, непонятно как, и нам за это очень стыдно, врезались на приличной скорости носом в скалу, после чего прошли часть порога лагом, но сумели удержать равновесие.

    Водопадный

           Порог Водопадный - один из самых мощных и красивых на всей реке. Он состоит из четырёх сливов: 3,5м, 1,0м, 1,0м, 2,0м. Последние два слива мелководны, хотя даже по нашей низкой воде вполне проходимы. В первый слив не очень хороший заход для байдарки, достаточно мелко. Но, к этому моменту нам и так уже казалось, что мы слишком много обносим. Решили идти. Надо сказать, что на водопадном в это время стояло три или четыре группы, и, как только они услышали, что пойдёт байдарка, то сразу высыпали к первой ступени порога. Получилось человек 30 зрителей. Первый слив прошли очень удачно, услышали аплодисменты с берега, расслабились и... решили пойти во второй слив в самый центр бочки, но попали в левый край на сбойку+вал слева, где и произошёл наш первый за поход киль!

           Сэскимосить не получилось, так что на последующих после порога камнях мы байдарку перевернули, сели в неё и зачалили. Немного занесли байдарку наверх и прошли ещё раз второй слив, но уже более удачно. После чего прошли и третий слив. А вот четвёртый идти не решились. Уж больно там всё криво, много шансов кильнуться, а выход там через камни, так что велика вероятность всё поломать.

    От Водопадного до Тумчи

           После Водопадного на Кутсайоки всего два порога: Лесенка и Три протоки. Лесенка - это такой слив, достаточно кривой, который надо проходить по центру. Мы его проходили сходу, зашли намного левее и вылетели на камни, но, удачный манёвр - и всё в порядке. После этого Три протоки решили посмотреть. Пошли сначала влево, нас сильно снесло к берегу, мы зашли в уловешник и оттуда вышли на центр струи. Удачно.

    Котёл и Яма

           Вплыли в Тумчу и поднялись до порога Котёл. После чего поднялись ещё выше до Ямы. Первое ощущение - что порог ничего из себя не представляет. Просто два вала, а после них - довольно большая по карельским меркам бочка. С первого раза пройти не получилось: байдарка почти прошла эту бочку, но бочка с нами не хотела прощаться. Подсосала нас назад, развернула полулагом и кильнула. Андрюха отстрелился, а я попробовал сэскимосить. Получилось тока с третьего раза с помощью Андрюхи, который плыл рядом с байдаркой. К этому времени байдарка была уже полная воды, но доплыть до берега удалось. Второй раз решили заходить не правой протокой, а левой, не отлили до конца воду из байдарки, посильнее разогнались. И удачно пробили бочку.

           Приплыли назад к Котлу. В сам котёл зашли очень криво, немного левее, чем надо, так что слились мы по камням, после чего и кильнулись. Сразу не удалось выбраться из упоров и немного приложило по камням. Вытащили байдарку немного на берег, и в этот момент шедший следом катамаран врезается в байду и прорезает в борту дырку около 10 см. Не страшно, но жутко обидно, т.к. повреждение сделано на пустом месте. Идти порог ещё раз после всего этого не хотелось, да и плыть дальше уже пора было.

    Карниз

           Порог Ночной на всякий случай просмотрели. Оказалось - ничего особенного. Было принято стратегическое решение о траектории движения: куда хошь, туда и плыви.

           Карниз очень долго просматривали. Высаживались на камни посреди реки(пока к ним чалились, чуть не улетели в порог, т.к. там здорово несёт). Все наши катамараны в первой ступени сливались с водопадного слива у правого берега. Нам этот вариант не подходил, есть опасность уткнуться носом в дно. А вот в самом центре реки есть язык. На него достаточно трудно попасть, перед этим надо преодолеть ещё один слив, да и слева от этого языка - камни, а справа - здоровенная бочара, в которую мы тоже не хотели, т.к. после этого нужен был манёвр влево для удачного прохождения второй ступени порога - слива. Очень боялись, но прошли просто идеально. Даже почти не забрызгались. После прохождения радости не было предела.

    Шляпа

           Оба последующих порожка(Каньонный и Змея) просматривали. Но толку от этого нету. Всё прекрасно читается с воды, и ничего особенного там нет.

           Шляпу проходили левой протокой, обходя бочку под самым левым берегом. Прошли без проблем. Всё, после этого мы разобрались и сели в катер, поджидавший нас после порога.

    Техническая информация

           Поход проходил с 4 по 10 июля 2004 года. Группа Турклуба МГУ 23 человека, руководители Чесноков Н.С., Никулин А.А. Уровень воды - ниже среднего.

    Итоги:

    1. Байдарка "Вьюн" показала себя очень хорошо, но для таких речек велик шанс стать ей одноразовой. На Красненькой и Кутсайоки на ней надо быть очень аккуратными.
    2. Мне кажется, что Афанасенков М.А не прав говоря, что Красненькая абсолютно непроходима для каркасных судов. Поломались мы там только из-за своей глупости и спешки.
    3. Из всех порогов на реке непроходимыми для нашей байдарки нам показались только первый слив второй ступени каньона Короткого, а также водопад Маманя. Для прохождения Оба-ны нужно побольше опыта, чем было у нас. Обносы Каменистого и Ступеньки были связаны с низким уровнем воды, Сомнительного - с плохим самочувствием после бессонной ночи с байдаркой, а Тесного - потому , что жажду прохода мы утолили, проплыв его на каяке.
    4. Лоция Афанасенкова М.А очень хорошая, но плёсы на байдарке проходятся где-то в 1,5 раза быстрее. Это надо учитывать, если вы на подобном судне.
    5. Если Вам кажется, что вы хотите экстрима, хотите бурных речек и при этим не хотите катамаранов, то подумайте: не стоит для этого убивать байдарку, просто становитесь КАЯКЕРАМИ. В Москве и других городах есть множество клубов, где Вас этому научат.

    Заключение:

           Я прошу прощения у всей группы за то, что в данном дневнике описаны только байдарочное прохождение. Это сделано с целью уменьшить объём дневника, т.к., как правило, посторонним людям читать длинные дневники не очень интересно.

           В заключение, я хочу поблагодарить Тарарухина Данилу и Корепанова Лёшу за неоценимую помощь в воссоздании байдарки после порога Кавказский, руководителя похода Чеснокова Никиту за доверие и благосклонность при прохождении порогов, его же и Никулина Лёшу за ценные советы по прохождению порогов, а так же всю группу(и не только нашу) за помощь при вытаскивании байдарки из порога Кавказский, а в особенности Блохина Сашу. СПАСИБО ВАМ!

    НЕЙМАН В.Л.
    nejman_victor@mail.ru
  • Комментарии: 1, последний от 11/06/2012.
  • © Copyright Нейман Виктор Леонидович (nejman_victor@mail.ru)
  • Обновлено: 15/08/2004. 24k. Статистика.
  • Водный:Кольский п-ов
  • Оценка: 4.20*5  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка