Силин Олег: другие произведения.

Дневник: Путешествие мазохистов

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 4, последний от 26/02/2005.
  • © Copyright Силин Олег (nve@pulkovo.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 48k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Ленинград и обл , 2 к/с , Байдарка
  • Дата похода 28/04/1990 {9 дн}
  • Маршрут: р.Новая - р.Генуя - р.Капша
  • Оценка: 7.46*6  Ваша оценка:


      
       Путешествие мазохистов
      
       (отчет о водном туристском походе 2 категории сложности по рекам Новая-Генуя- Капша Ленинградской обл.)
      
       автор отчета: руководитель похода О.А.Силин
      
      
      
       состав группы:
      
        -- Силин Олег 1960 г. г. Елгава
        -- Поляков Юрий 1963 г. г. Елгава
        -- Калашников Владислав 1966 г. г.Рига
        -- Никулин Валерий 1963 г. г.Ленинград
        -- Дубинин Александр 1963 г. г.Архангельск
        
        
         маршрут движения:
        
         г.Елгава - г.Рига: электричка отпр. 16:41 ц. 0.35
         г.Рига - г.Ленинград: поезд 36 отпр. 18:05 ц. 9.00
         г.Ленинград - Волховстрой: электричка отпр. 7:25 ц. 2.10
         г.Волховстрой - г.Тихвин: автобус отпр. 13:10 ц. 1.05
         г.Тихвин - п.Пашозеро: автобус 165/170 отпр. 18:10 ц. 3.00
         п.Пашозеро - п.Лукино: автобус по дог. отпр. 21:00 ц. дог.
        
        
        
        
         1 день 28.04.90
        
      Прибыли в Ленинград в 5:30 по моск.времени.
      В Ленинград мы приехали втроем, весь остальной народ раздумал в последний момент, и поэтому вместо шести человек из Риги нас оставалось только трое.
      В ленинском зале Московского вокзала встретились с Валерой и Шуриком.
      Валера сообщил нам пренеприятное известие: никаких поездов до Заборья, согласно рекомендованному маршруту Заборье - Красн. Бор - Кенозеро, раньше 16 часов нет, а если мы выедем на этом поезде, то будем в Заборье ок.22 часов и там нам придется ночевать. Никому это не понравилось, хотелось уехать раньше. Тогда Валера предложил другой маршрут подъезда. После недолгого совещания решили ехать по-другому и сэкономить время на полсуток.
      Уехали из Ленинграда в 7:25 вышеуказанным маршрутом. Почти 3 часа тащились на электричке до Волховстроя. Когда, наконец, приехали , то оказалось, что ничего хорошего в направлении Тихвин - Заборье в ближайшее время не будет. Тогда решили продолжить маршрут на перекладных и уехали в 13:10 на автобусе
      Волхов - Тихвин - Бокситогорск до Тихвина. ( в Волхове пообедали отбивными бифштексами - имеются только там!)
      В 15 часов прибыли в Тихвин - центр востока Ленинградской области, Шурик с Валерой здесь уже были. Они и показали нам авто и ж.д. вокзалы. Результат разведки нас не обрадовал, оказалось, что поезда из Тихвина в сторону Заборья идут только ленинградские, т.е. те, на которых мы не захотели ехать. Автобусы в Заборье вообще из Тихвина не ходят.
      Поизучали карту области и отказались от последнего шанса вернуться на рекомендованный маршрут - поездом до Заборья. Мы поехали автобусом Тихвин -Шугозеро - Пашозеро с мыслью снять трактор в Лукино, чтобы он довез нас до озера, но, к сожалению, все наши расчёты не оправдались.
      По дороге мы расспрашивали других пассажиров, как лучше добраться до Кен- или Лерингского озера, один пьяный мужик оказался большим "знатоком" тех мест. После многократных объяснений, от которых мы уже устали, он посоветовал нам обратиться к бывшему леснику, проживающему в деревне Лукино. Зовут его вроде-бы Кочетов Василий Николаевич.
      По мере подъезда к Пашоэеру, пьяный перестал нам объяснять и начал нас жалеть. Он говорил, что мы не дойдем, заблудимся, что нас задерут медведи, предлагал нам купить ружье или хотя-бы сделать рогатину. Когда переезжали Пашозеро и одну речку, впадающую в р.Пашу, советовал нам остановиться и начать плавание там, но народ был непреклонен. Победа или смерть!
      Доехали до Пашозера - конечной автобуса.
      Договорились с водителем автобуса. За 5 руб. он довез нас до деревни Лукино (8 км). Оттуда до Кенозера или Лерингского (начала маршрута) по прямой оставалось ок. 12 км.
      Когда мы прибыли в Лукино ок. 22 часов и нашли бывшего лесника, он указал нам на наши глубочайшие заблуждения!
      На картах от Лукино указана почти прямая дорога в том направлении. Лесник сказал, что дорога завалена деревьями и непроходима, он показал другой путь: через заброшенную деревню Сяргозеро, затем свернуть налево и через 6 км направо и пойти в сторону д.Корвала. Выслушав его внимательно и выпив предложенного молока мы отправились на поиски приключений.
      Пока перетаскиваешь груз из одного транспорта в другой, то как-то,не замечаешь его тяжести и количества. Теперь началась пешая часть похода. Оказалось, что у нас абсолютно лишняя палатка, которую пришлось таскать с собой всю дорогу (7 кг). Из-за отсутствия шестого человека имелся лишний рюкзак, который мужественно взялся нести Славик (ок. 25 кг) не считая своего, а также сумка с продуктами, которую тащили Шурик с Валерой.
      Было решено выйти из деревни и за ней заночевать, однако с двумя рюкзаками обшим весом ок 55 кг и неудобной и тяжелой сумкой с продуктами не особенно разгонишься. Олег, Юра и Славик поочередно несли лишний рюкзак. Шурик и Валера несли сумку.
      Прошли поселок, штурмом взяли крутой подъем на холм с уклоном градусов в 45 по скользкой дороге и заночевали на краю поля у ручья, полные решимости за следующий день дойти до места старта - озера Мурмозера, оттуда в Лерингское и реку Геную и далее по маршруту. (ха-ха-ха!)
      Кстати, через поселок протекают два больших ручья, которые водопадами стекают со склонов холма. Говорят, очень красиво. Мы их не видели,но слышали- довольно громко.
        
        
         2 день 29.04.90
        
         маршрут движения:
         д.Лукино - д.Сяргозеро пешком 9км
         д.Сяргозеро - ЛЭП пешком ок. 8км
        
      Утром перепаковали все вещи, чтобы равномернее распределить груз на каждого участника. В байдарочные укладки засунули тяжелые продукты, перепаковали рюкзаки и в 10:30 вышли.
      Дорога оказалась такой, что по ней пройти мог разве что гусеничный трактор. Она вся состояла из сплошной глинистой грязи толщиной до полуметра Края дороги были завалены упавшими деревьями. Постоянно приходилось лавировать, чтобы не попасть в какую-нибудь яму. Юра, у которого не было сапог, лавировал больше всех, выбирая сухие места, часто продирался через лес, так что придя в Сяргозеро он, по-видимому, прошел на километр больше ocтальных.
      Остальные шли как могли. Валера, проходя по тому месту, где только что прошел Олег, провалился в грязь по колено и застрял настолько прочно, что не мог без посторонней помощи выбраться. Шурик и Олег сняли с него байдарку и помогли вылезти на сухое место, однако сапоги пришлось вытаскивать отдельно от Валеры.
      Сначала дорога шла всё вверх и вверх. Появился снег на земле. Затем мы прошли водораздел и стали спускаться вниз в долину реки Паша, перешли ее по мосту и снова стали подниматься. После реки дорога стала лучше: суше и тверже. Вскоре перешли небольшой ручей, примерно через 300 м справа небольшое кладбище, а затем слева внизу открылось Сяргозеро. Дорога шла по берегу озера, огибая его. Прямо по курсу виднелась деревня.
      Переход Лукино - Сяргозеро мы осуществляли в следующем режиме: 30 минут ходьбы - 10 минут отдыха На этом переходе тяжелее всего пришлось Шурику - он постоянно отставал. На пятом, последнем до деревни переходе, мы потеряли Шурика с Валерой.
      Это случилось следующим образом: перед самой деревней дорога раздваивается, более худшая идет по берегу озера, лучше наезженная - отворачивает вправо вверх, на холм. Олег и Славик пошли по берегу озера, Юра пошел вправо, но вовремя понял, что идет не туда и прямо через поле вышел на старую дорогу. Валера с Шуриком немного отстали от головной группы и не увидели куда все пошли. Они свернули направо.
      Почти час мы ждали их в центре деревни, в которой не живёт ни один человек. Как оказалось, дорога по которой пошли Валера с Шуриком делает большую петлю и все равно приходит в деревню. Через сорок минут мы их увидели.
      Первая часть нашей группы пришла в Сяргозеро в 14 часов, совершив пять переходов по 30 минут Когда мы все снова соединились, устроили обед, осмотрели дома деревни и в 16 часов двинулись дальше.
      Сначала пошли правильно, но затем свернули вниз с холма к ферме ( надо было идти прямо ), а за фермой дорога кончилась. На поиски дороги отправили разведку, в которую пошли Олег и Славик. Они обнаружили дорогу идущую по гребню холма и вывели группу на нее Потеряли на этом 40 минут.
      Пошли по дороге. По ней давно никто не ездил. Прошли чере несложное болото. Было очень тепло. На выходе из болота дорога раздвоилась. Когда мы спрашивали у лесника, будут ли какие-нибудь развилки у дороги, он сказал, что не будет. А вот теперь нарвались!
      Мнения, по какой дороге идти, разделились. Олег немного прошел по правой
      дороге. На ней лежал снег и поваленные деревья. По возвращении Олега решили провести более глубокую разведку по обеим дорогам на полчаса: по левой дороге ушли Олег и Славик, по правой - Валера и Юра. Шурик остался дежурным.
      В результате разведки выяснили, что правая дорога огибает небольшое озеро, не отмеченное на карте и уходит в сторону, левая дорога огибает это же озеро с другой стороны и выходит на ЛЭП, идущую в северо-восточном направлении.
      Народ вспомнил, как наш пьяный "проводник" в автобусе на Пашозеро
      упоминал о движении вдоль ЛЭП, когда узнал о наших намерениях. В связи с этим решили идти по левой дороге.
      После обеда шли по графику: 20 минут хода - 10 минут отдыха,но с непривычки все равно сильно уставали. Юра сначала пытался обходить мокрые места, но с выходом на ЛЭП началось сплошное болото. Он махнул на все рукой и пошел напрямую, закатав штанины до колен.
      Валеру опять дважды засосало, но теперь уже в болото выше колена. Первый раз его вытаскивали вдвоем, второй раз уже пришлось принять участие в операции спасения всем четверым. Каждый раз сапоги приходилось вытаскивать отдельно от Валеры. Олег и Шурик тоже намочили ноги, хоть и были в сапогах. На ночевку стали на берегу небольшой, но бурной речки, которая пересекала ЛЭП. Через речку переправились вброд около 20:30.
      В связи с тем, что всем требовалось отойти от перегрузок дня, а также с тем, что платить за трактор оказалось некому, распечатали одну бутылку алкоголя. Народ повеселел, появились предложения плыть по этой речке, а также предположения о дальнейшем маршруте.
        
        
         3 день 30.04.90
        
         маршрут движения:
        
         ЛЭП - узкоколейка пешком ок. 3 км
         движение по узкоколейке до конца пешком ок. 6 км
        
         Все наши вчерашние предположения о вариантах дальнейшего движения вылились в одно - двигаться дальше по ЛЭП до д.Корвала. У части народа наблюдалось небольшое похмелье. Собрались и вышли прим.в 10:40.
      После речки дорога, идущая по просеке ЛЭП, кончилась, двигаться стало гораздо труднее, местность стала сильно пересечённой, с крутыми спусками и подъемами, часто приходилось идти по склону, с риском соскользнуть вниз, лавируя между деревьями. Сама просека заросла мелким кустарником в рост человека, в низинах и на склонах лежал глубокий снег. И сплошное болото.
      Неважно, где - на вершине холма, в низине или на склоне - везде было болото, только на вершинах было чуть посуше.
      В самом начале продвижения случилось небольшое происшествие: примерно, через сто метров от речки просеку пересекал ручей, берега его были покрыты сплошным снегом. Каждый переходил его, выбирая свой путь. Валера решил перейти его в самом узком месте, но, когда он шагнул на противоположный берег, покрытый снегом, нога провалилась чуть ли не по пояс - одним словом снова Валеру "засосало". На этот раз не спасли и рыбацкие сапоги - пришлось выливать из них воду.
      На второй день Шурик стал идти быстрее и вместе со всеми, а Валера, наоборот, начал отставать. Поменялись с ним грузом (у него была самая тяжелая укладка), но все равно из-за пересеченной местности скорость движения была невелика.
      Пересекли две заброшенных дороги, обе они оказались заваленными большими деревьми. А в 11:45 вышли на третью дорогу. Было видно, что ею пользовались. Кроме того, она шла в нужном нам направлении и почти параллельно ЛЭП Недолго раздумывая, свернули на нее и через 15 минут вышли на узкоколейку.
      До этого момента мы держали курс на поселок Корвала, находящийся на берегу Мурмозера. Если пересечь это озеро, то можно было бы по короткому волоку попасть в Лерингское озеро, а из него в р.Геную.
      Но мы вышли на узкоколейку. У Валеры была пятикилометровая карта местности, на которой была отмечена эта узкоколейка. Оказалось, что она проходит недалеко от Кенозера (место начала водной части маршрута согласно маршрутной книжке).
      После совещания было решено выйти на заявленный маршрут, и мы пошли по узкоколейке влево, в противоположную сторону от п.Красный Бор.
      Идти по узкоколейке было легко (особенно в сравнении с просекой ЛЭП). Очень скоро дремучий лес по сторонам ж.д. кончился и мы попали в зону сплошной вырубки. Это напоминало "зону" в романе Стругацких "Пикник на обочине", не хватало лишь инопланетных предметов, но их с успехом заменяли кучи металлолома, в изобилие валявшиеся вдоль дороги, а также гнилые стволы деревьев, спиленные, но не вывезенные и лежащие вдоль и поперёк по всей вырубке.
      После получасового движения остановились на привал. Юра влез на ёлку, пытаясь разглядеть озеро справа от дороги, но кругом виднелся лишь сплошной лес и вырубки. Двинулись дальше. Шли по узкоколейке до обеда (14:00), на привалах делая небольшие разведки вправо. Но все было безрезультатно.
      Пока дежурные готовили обед, Олег с Шуриком пошли в глубокую разведку вправо через вырубку, а Юра дальше по узкоколейке. Пройдя примерно 1 км через всю вырубку, затем через небольшое болото Олег с Шуриком уткнулись в дремучий лес, стоящий на болоте, с массой поваленных деревьев. Дальше ничего не было видно и они вернулись ни с чем. Юра дошел до конца узкоколейки и тоже не нашел Кенозepa, но нашел другое, небольшое, на конце левого уса дороги. Чтобы дойти до конца дороги он потратил 45 минут в одну сторону.
      На следующем привале, после обеда Славик пошел в глубокую разведку, но тоже вернулся ни с чем. На разведки тратилось много времени, поэтому продвижение вперед было очень медленным. Узкоколейка стала разветвляться, вправо пошел ус, который вроде бы был направлен в нужном нам направлении, но, пройдя по нему, Олег увидел, что он тянется прямой стрелой до самого горизонта, и все время вдоль дороги лес, и в конце тоже виднеется лес. Возле отошедшего влево уса находилось какое-то огромное сооружение, напоминающее блиндаж. Озеро находилось справа, поэтому левый ус мы даже не стали разведывать и двинулись дальше прямо.
      Дорога становилась хуже. Появились гнилые шпалы, над канавами рельсы вообще висели без шпал и в конце-концов, после очередного разветвления, насыпь дороги кончилась, а узкоколейка пошла прямо по болоту, по насыпанным под рельсы бревнам.
      Остановились на привал. Олег пошел на разведку по правому усу, Валера по левому. Левый ус скоро кончился на берегу маленького озера, в которое ничего не втекало и из которого ничего не вытекало. Олег прошел примерно 2 км до места, где кончались рельсы, поднялся на холм, но ничего кроме унылой вырубки не обнаружил. Вернувшись назад к развилке Олег с Валерой решили обследовать озеро на байдарке, надеясь найти выход, а ребята пошли немного назад, чтобы обследовать небольшую будку у дороги, сделанную из автоприцепа.
      Выхода из озера не оказалось, и Олег с Валерой вернулись ни с чем. С будкой оказалось лучше. Она была с дверью и окошками, внутри был лежак на 4-5 человек, с матрасами и подушками, печка-буржуйка, стол, керосиновая лампа, туалетная бумага и пр. Рядом с будкой валялась тележка на рельсовом ходу с перегнутыми осями.
      Народ не унывал. На вечернем совещании было принято решение в связи с ненахождением Кенозера вернуться на место выхода на узкоколейку и продолжить поиски Мурмозера. Транспортировать свой груз решили на найденной тележке.
      Ремонт тележки начали незамедлительно, но быстро стемнело, и решили продолжить завтра. Заночевали в будке. Радуясь такому комфорту при свете керосиновой лампы играли в кункен до часа ночи восседая на лежаке, рядом с жарко натопленной печкой.
        
        
         4 день 1.05.90
        
         маршрут движения:
        
         назад по узкоколейке пешком с тележкой ок. 7 км
         вперёд по узкоколейке на мотовозе ок. 7 км
         брожение по лесу пешком ок. 3 км
        
        
      Утром продолжили ремонт тележки. Для этого соорудили станок из шпал и стволов деревьев, подтащили две рельсы и стали разгибать оси методом взаимоуравновешивания усилий. Двое при помощи рельсы фиксировали тележку, а двое-трое разгибали оси другой рельсой. На все ремонтные работы ушло около часа. Юра провел окончательную доводку осей, поколотив по ним огромным булыжником.
      В 11 часов установили тележку на рельсы, при помощи репшнуров приделали к ней упряжь и погрузили на нее все наши вещи, кроме одного рюкзака, который на нее уже не влазил. Рюкзак вызвался нести Славик. Отправились.
      Двое впереди тянули тележку за репшнуры, двое толкали сзади и поддерживали, чтобы груз не упал. Славик шел сзади. Тележка отчаянно скрипела, визжала, но двигалась вперед довольно легко. Движение без груза было настолько быстрым, что уже через полчаса мы прошли место вчерашнего обеда ( вчера мы это расстояние прошли за 3,5 часа ). Здесь рельсы уходили под воду. Мы , не видя рельсов, стали двигаться осторожно и оказались правы. Под водой рельсы резко сузились, и одно колесо тележки сошло с рельсы. Всей группой бросились ликвидировать аварию и груз был спасён от намокания. Затем тележка eщё трижды сходила с рельсов, теперь уже по причине их расширения,но мы уже к этому были готовы, и ничего плохого не произошло. Боялись только за ось одного из колес, которая треснула, когда ее разгибали.
      Через два часа прошли большую часть пути до развилки, и когда нам осталось около 1 км, вдруг впереди увидели мотовоз, который двигался нам навстречу по узкоколейке. За эти дни мы уже настолько отвыкли от людей и от какой-либо цивилизации, что вначале просто обалдели, затем стали кричать и размахивать руками, требуя, чтобы мотовоз остановился и одновременно пытаясь лихорадочно разгрузить тележку, боясь, что ее собьют.
      Мотовоз остановился в 2 метрах перед тележкой, на передний мостик из кабины вышел мужик в нетрезвом виде, приветственно помахал рукой и сказал:"Товарищи! Я вас приветствую на территории лесоповала!"
      Мы спросили куда они едут. Они ответили, что на Кенозеро. Наша радость была настолько велика, что в одну секунду все вещи были перегружены на мотовоз, тележка снята с рельсов, и мы помчались туда, откуда только что пришли.
      Мотовоз со свистом пролетал по разошедшимся рельсам, над рухнувшими мостами из шпал, каждую секунду мы ждали , что перевернёмся, но, к счастью, всё закончилось благополучно. Менее, чем через 15 минут мы находились на месте нашего утреннего старта. Водитель мотовоза сказал, что такса за провоз - бутылка алкоголя. Мы отдали ему неполную бутылку , которую народ в кабине мотовоза тут же опустошил. Эта бутылка оказалась для многих той каплей, которая переполнила желудки и головы. Некоторые начали блевать. Не дожидаясь конца этого мероприятия мы захватили с собой мужика , который нас приветствовал (оказалась, что его зовут Саша) и под его руководством пошли на Кенозеро.
      Саша повел нас по правому усу узкоколейки, который вчера разведывал Олег и ничего не нашёл. Саша сказал, что когда рельсы кончатся, надо свернуть направо и через лес выйти на озеро. На наших глазах он начал отключаться, пока наконец несколько раз не упал с дороги в болото и в конце-концов не остался в нём сидеть. Юра отобрал у него палатку, которую Саша помогал нам нести и спросил, куда идти дальше. "Вперед, по дороге!",- сказал Саша, вылез из болота и поплёлся следом за нами.
      Дойдя до конца рельсов Саша скомандовал остановиться, а сам встал на колени и начал беспрерывно бить поклоны и креститься перемежая свои действия молитвой. Затем он достал бумажку в десять рублей и по ней начал пытаться определить направление движения. За это время он несколько раз пытался упасть, но успевал схватиться за различные предметы. Наконец сумел выпрямиться и указал рукой направо: " Туда, к лесу!"
      Через густой молодняк и болото мы пошли в сторону леса, неся на себе все свои пожитки. Саша сначала отстал от нас, и мы испугались, что он хочет нас бросить, но тут его что-то толкнуло, и он бросился бегом за нами с диким криком: "Правее! Правее! Все на горку! Все на горку!" Мы поднялись на горку и вошли в лес. Быстро его прошли, вышли на болото, Тут Саша снова закричал:
      "Правее! Ищите просеку! Через болото нельзя! У вас нет веревки! ".
      Народ послушно свернул правее,затем снова в лес пока не уткнулся в сплошной бурелом. Тогда Саша сказал:"Надо сходить на разведку." Он пошел с Юрой, остальные устроили привал. Через двадцать минут Юра вернулся и сообщил, что они ничего не нашли, но нужно пройти чуть-чуть вперёд. Мы все двинулись вперёд через бурелом. Наступил пик мазохизма. Люди всячески перелезали через деревья, с риском для жизни прыгали со ствола на ствол, обходили деревья по болоту, но двигались вперёд. Славик поскользнулся на стволе дерева и упал. Его заклинило между двумя деревьми таким о6раэом , что он повис на них. Нижний рюкзак тянул его к земле, верхний придавливал, так что некоторое время он никак не мог выбраться оттуда.
      Когда все достигли вершины следующего холма, Саша снова остановил нас, загнал Юру на дерево и попросил посмотреть вокруг. Вокруг всё было как и раньше - сплошной лес. Юра с Сашей снова пошли на разведку, Олег пошёл немного в сторону - обший результат оказался тем же самым - никакого озера, сплошной лес. Саша привёл нас назад и, о чудо , после обратного перехода через бурелом и поднятия на другой холм, он обнаружил просеку.
      Испытав очередной приступ радости Саша, Юра и Олег почти бегом бросились по просеке в указанном направлении. Однако, просека скоро вышла на вырубку и затерялась на ней. Юра пошёл по вырубке дальше в том направлении, Саша забрался на высокий пень и стал рассматривать окрестности, Олег повернул назад. Олег решил просмотреть просеку в обратном направлении и вдвоем со Славиком, они отправились через болото в рыбацких сапогах. Саша вернулся со своего НП и пошёл в кроссовках следом за ними уговаривая:"Куда вы идете? Там ничего нет! Вы заблудитесь!" Ребята отправляли его несколько раз назад, но он упрямо шёл за ними. В конце-концов он остался на просеке, а Олег со Славиком свернули направо и в результате 40-минутных хождений по лесу обнаружили озеро. Но это оказалось совсем не то озеро, очень маленькое и не имеющее выхода. Позже Саша сказал, что оно называется Ненозеро. Вернулись ни с чем - Саша оказался прав.
      Валера с Шуриком приготовили обед, все поели, после чего замерзший и протрезвевший Саша признался, что он заблудился и даже не знает, как выйти обратно на узкоколейку. Народ его успокоил, что знает направление. Юра и Славик собрали вещи и двинулись к узкоколейке вместе с Сашей-сталкером, как мы уже успели его прозвать. Валера решил ещё раз пройти по просеке в указанном направлении, но опять ничего не нашёл и через 45 минут вернулся. Вскоре мы все вышли обратно на правый ус дороги.
      Саша заявил, что теперь он точно знает где Кенозеро и повёл всех назад к будке. Олег, Валера и Шурик ему уже нисколько не верили и решили дойти до самого конца, куда был проведен правый ус дороги.
      Местность, где кончалась узкоколейка ещё больше напоминала "зону" из "Пикника на обочине". Дорога шла в небольшом ущелье между холмами, на краю холма стоял сломанный трактор-лесовоз. Вечернее освещение ещё сильнее усиливало колорит "зоны".
      Были обнаружены ещё два озера, одно маленькое, другое большое. Из большого, по-видимому, что-то вытекало. Решили стартануть с большого озера, если "сталкер" не найдет Кенозера. После этого вернулись обратно к будке. Там нас поджидал довольный Юра, который сообщил, что видел Кенозеро своми глазами. Саша его всё-таки туда вывел.
      Так как было уже позднее время, решили переночевать возле будки, а утром уйти на озеро На этот раз спали в палатке. Будка была занята приехавшими на мотовозе.
        
        
         5 день 2.05.90
        
         маршрут движения:
        
         конец узкоколейки - Кенозеро пешком ок. 2 км
         Кенозеро - р.Новая байдарки ок. 1 км
         Движение по р.Новой байдарки ок. 5 км
        
        
      На,этот раз вышли относительно рано - в 9:30, так хотелось плыть. Юра пошел первым, в качестве проводника. Саша-сталкер ещё спал.
      Снова, уже в четвёртый раз, пошли по узкоколейке (второй раз назад), прошли около 1 км. Если смотреть в конец дороги, то налево в этом месте было ответвление от узкоколейки. Метрах в 50 от стрелки, у отходящей ветки, находилось огромное сооружение, смахивающее на блиндаж огромных размеров. Саша нам тогда говорил, что это верхний склад древесины.
      Далее путь будет описываться, если смотреть в начало дороги.
      Возле развилки свернули налево, на холм, под углом примерно в 45 градусов к дороге пересекли его, затем небольшое болотце, по вырубке перешли ручей и снова поднялись на холм. По нему шла еле заметная тропинка, по ней пересекли холм, болотце, и снова на холм, на его вершине повернули направо на 90 градусов , прошли ещё немного, пока не уткнулись слева в болото. Весь путь от места ночёвки до болота занял 40 минут.
      Посреди болота виднелось маленькое озерцо, а за ним большое - Кенозеро,наша цель.
      Никаких происшествий за время перехода не случилось, за исключением того,что при переходе через ручей Валера в него провалился, но к счастью, не очень глубоко. Мы к этому уже все привыкли и, практически, не обратили внимания.
      На краю болота собрали байдарки и перепаковали рюкзаки. На это ушло всё время до обеда. Затем через болото (прим. 200 м) перенесли байдарки на берег озера. Берег очень болотистый, ноги иногда вязли чуть не до колена. На берегу у места старта лежали две лодки - долблёнка и металлическая, по словам Саши-сталкера, они находятся там всегда.
      Пока перетаскивали байдарки, встретили трех человек, приплывших на лодке. Они шли к будке, где ночевал приехавший народ. Юра успел их немного распросить и узнал жуткие новости. Оказывается, ещё три человека должны были присоединиться к компании, приехавшей на мотовозе. Они выплыли из деревни на дырявой долблёнке, дырку заткнули тряпкой и двинулись через озеро. Все были пьяны. На середине озера тряпку выбило, и лодка начала тонуть. Спассредств ни у кого не было. В результате двое выплыли, а третий пропал без вести, возможно утонул. И вот теперь двое оставшихся вместе с местным егерем шли проверить, может третий смог выбраться и дойти сам до будки.
      Рядом с берегом расположен небольшой холмик, поросший соснами, с полянкой посередине. Вокруг сплошное болото, на холмике мы устроили обед и в 15:15 наконец-то начали водную часть нашего путешествия.
      Вышли следующими экипажами: Шурик с Валерой, Олег со Славиком. Юра шёл один.
      Сразу пошли на мыс слева, затем обогнули его примерно на 45 градусов и двинулись сразу поперёк озера, к истоку реки Новой. Шли мы так уверенно лишь потому, что Юра в разговоре с местными узнал у егеря дорогу. Вначале русло Новой было чистым, хоть сама река сильно петляла. Затем прошли остатки искусственной плотины из бревен и камней и после неё начались завалы из деревьев. Первые завалы 6ыли легко проходимы,однако минут через 15 появилась первая бобровая плотина. Начиная с этой плотины начался самый трудный этап водного путешествия.
      Постоянно приходилось лавировать между затопленными деревьями, упавшими стволами и топляками. Примерно каждые 40 минут встречалась бобровая плотина, которую обносили по берегу. Русла, как такового, совсем не было видно (только метров 50 после очередной плотины). Постоянно крутились между стволами засохших ёлок, пару раз прорубались, при помощи топора, через завал. После третьей по счёту плотины русло сузилось, речка стала мелкой, бурной и каменистой. Здесь пришлось делать проводку, которую осуществляли Валера и Славик, имеющие длинные сапоги. Вскоре речка снова привольно разлилась перед очередной плотиной.
      В течение 6,5 часов быстрые участки сменялись разливами и завалами, пока около 21 часа мы не уткнулись в завал из вековых деревьев на спокойной воде. Олег со Славиком пошли на разведку и обнаружили ещё одну бобровую плотину у красивого места на берегу. Здесь решили заночевать. Вещи и байдарки перенесли к месту ночевки. Ничего особенного больше в этот день не случилось.
        
        
        
         6 день 3.05.90
        
         маршрут движения:
         р.Новая, через озера байдарки ок. 5 км
         блуждание по озеру байдарки ок. 2 км
         р.Новая - 5 озеро байдарки ок. 6 км
         р.Генуя байдарки ok. 7 км
        
        
      После проклейки небольших царапин на лодках (результат перетаскивания через завалы) в 10:45 двинулись дальше. Долина реки стала красивее, течение более быстрым. Прошли несколько бобровых плотин. К ним мы уже привыкли и больше не обносили их по берегу. Способ преодоления был следующий: подплывали вплотную к плотине и высаживались на неё. Затем перетаскивали лодку через плотину и опускали её на воду, с гребня плотины по верху лодки залезали на свои места.
      После очередной плотины течение ускорилось, и мы попали в первое небольшое озеро. Прямо напротив нашего выхода виднелся вход в дальнейшее русло, прегражденный заросшими травой и кустами длинными деревянными мостками. Эти наплавные мостки тянулись в два ряда через всё озеро.
      Сначала мы не могли понять их предназначение, но потом догадались, что мостки должны ограничивать растекание брёвен, которые когда-то сплавлялись по реке, по всему озеру. Возраст этих мостков мы определили лет в 40-50.
      Сразу на выходе из озера русло раздваивалось. Налево шла прямая мелкая канава ( сразу было видно, что она искусственного происхождения), направо шло основное русло, широкое и глубокое. Недолго думая, мы сразу решили плыть по основному руслу и через 100 м вышли в другое озеро, гораздо больше первого.
      По пути преодолели два завала, один из которых разрубили, а другой обнесли.
      Как только мы вышли в озеро, то повернули налево, вокруг мыса, на угол 90 градусов и затем по прямой пошли к другому берегу. Справа обогнули болотистый остров и уткнулись в небольшой залив, заканчивающийся небольшой разломанной искусственной плотиной. Из этого залива вытекал небольшой ручей, настолько мелкий и заваленный, что там даже некуда было поставить байдарку.
      Славик отправился разведать ручей, а Олег пошёл проверить свою догадку, что главным руслом является искусственная канава. Шурик с Валерой исследовали берега озера, в надежде найти другую протоку. Догадка Олега блестяще подтвердилась, но, к сожалению, мы потеряли 1.5 часа убеждаясь в правильности этого предположения ( пока болтались вдоль берегов тупикового озера и проходили туда-сюда старую протоку ). А Юра, кстати, предлагал сразу повернуть налево, но к нему не прислушались. Поэтому мы вернулись назад, к выходу из первого озера и свернули налево. Действительно, в канаве было течение (в протоке его не было ), но было очень мелко и русло засыпано некрупными деревьями. Решили делать проводку, так как другого пути всё равно не было.
      Олег с топором пошёл вперед и прорубал дорогу в канаве, остальные вели 6айды по руслу. Через 0,5 км слева из небольшого oзерца в канаву впала ещё одна речка, отчего сразу стало больше воды и меньше завалов. Течение ускорилось. Сели в лодки, прошли по руслу минут 15 и вышли в очередное озеро. В концe пришлось опять делать проводку, так как было мелко.
      Теперь нам стало ясно, почему река называется Новая. Когда только начинались лесоразработки в этих местах, то для удобства сплава леса изменили русло реки. Старое закрыли плотиной, а новое прокопали прямо через несколько холмов. Так и назвали новое русло - река Новая.
      Второе озеро тоже было перекрыто мостками таким образом, что идя вдоль них попадаешь в продолжение реки. После второго озера завалов стало меньше, река стала полноводнее, практически исчезли бобровые плотины. Вдоль берегов виднелись остатки брёвноотражательных стенок ( столбы от стенок ).
      Пройдя после второго озера около 30 минут, мы попали в третье озеро, более крупное, чем два предыдущих. Выход из него был на противоположной стороне.
      Пока проходили протоку между вторым и третьим озёрами, пришлось перелезть через несколько несложных завалов следующим образом: выскакивали носом лодки на завал, передний гре6ец вылезал на него и перетаскивал байдарку через завал до середины, затем на завал вылезал задний гребец. Передний садился в лодку, задний перетаскивал вторую половину байды и потом садился сам. Все так натренировались в этом деле (т.к. завалов на реке пришлось преодолеть несколько десятков), что всё получалось автоматически, безо всяких предварительных согласований.
      Юре, который шёл один, было немного потяжелее. Он, в одиночку, перетаскивал лодку через завалы, проявляя чудеса виртуозности, однако один раз во время перетаскивания под ним сломалась ветка дерева, и он провалился одной ногой в речку почти до пояса. Остальные смогли избежать таких сюрпризов.
      В третьем озере также были остатки мостков. Справа они тянулись параллельно нашему движению, в конце озера пересекали его поперек, так, что нам пришлось перетаскивать через них лодки, чтобы продолжить путь дальше. Глубина под ними была большая (не хватило длины весла), однако на поверхности воды лежали настолько жёстко, что казались твёрдым берегом.
      Сразу за озером, справа по искусственному руслу в Новую впала какая-то речка, по ширине равная самой Новой. Течение, однако, в ней совсем было незаметно. Река сразу стала широкой и глубокой, завалы исчезли окончательно. Через 15 минут вышли в следующее, ещё большее озеро. Слева, почти сразу виднелся выход из озера, но Олег захотел удостовериться, что нет других выходов. Они со Славиком прошли вдоль берегов и обнаружили ещё одну, втекающую в озеро реку. Это была река Генуя. Тот выход из озера, что мы увидели слева, являлся продолжением Генуи. На выходе из озера ширина Генуи составляла примерно 15-20 м, сильное течение и большая глубина.
      Такая спокойная река была на протяжении 30 минут хода, затем её характер изменился. Начались сильные перекаты с большими камнями. Прошли их за 10 минут, но пришлось сильно лавировать, чтобы не налететь на камни.
      Около часа потом мы плыли спокойно, пока течение снова не стало ускоряться. Появились первые перекаты, начинались мощные генуйские пороги. За это время мы успели несколько растянуться, так что друг друга не видели.
      За очередным поворотом мы вдруг увидели слева на берегу две перевёрнутые байдарки. На склоне прибрежного холма были разложены разные мокрые вещи, а у самой воды стояли четверо мокрых ребят лет 16-17 и кричали нам: "Куда вы?! Там камни, перевернетесь!" Мы поблагодарили их за предупреждение и помчались дальше. А дальше началась сплошная чехарда из мощных бурунов, стоячих волн и камней, разбросанных в беспорядке по руслу реки. Тормозить было невозможно, разворачиваться боком нельзя - мгновенный переворот при налёте на камень. Поэтому мы мчались на полной скорости через буруны, стараясь, по возможности, уклоняться от различных препятствий. Более-менее это нам удавалось. Пороги продолжались около получаса. За это время мы заметили ещё несколько вытащенных на берег байдарок, возле которых народ сушился, либо собирал вещи. Из нашей группы дырок в лодках и пострадавших не было. Произошло только одно происшествие. Валера с Шуриком при прохождении отвлеклись на секунду, увидев мокрых ребят и налетели на камень. Лодка наклонилась и её стало заливать водой. Ребята сумели выровнять лодку и сняться с камня, однако неуправляемая байда тут же выскочила на мель. Пришлось вылезать в воду и стаскивать лодку с мели. Далее прошли без приключений.
      Пороги кончились и почти сразу после них, на повороте реки, мы увидели стоянку туристов. Там царил полный бардак: лодки и вещи валялись в диком беспорядке, между ними бродил кое-как одетый народ. По ним было видно, что многие из них измерили температуру воды в Генуе своими телами. Когда мы подошли к ним поближе,на берег выбежала девушка и стала просить у нас резиновый клей, затем подошла пожилая женщиина, мы с ней разговорились. Оказалось, что это группа школьников из Москвы, руководителем у них была эта женщина. Они pешили поплавать по Генуе и Капше, хотя многие из них сидели в бйдарках в первый раз. Соответственно, когда они попали на пороги, результат оказался плачевным. Пять байдарок перевернулось, большинство из тех, что смогли пройти эти пороги, получили дырки различной величины. Дырок оказалось такое количество, что кончился весь резиновый клей, а ремонт был далеко не закончен. Теперь у этих горе-туристов было лишь одно желание: добраться до ближайшей автобусной остановки и уехать домой.
      Посочуствовав им, мы отправились дальше и примерно через 2 км встали на ночёвку на красивом левом берегу.
        
        
        
         7 день 4.05.90
        
         маршрут движения:
        
         р.Генуя - Капшозеро байдарки ок. 8 км
         движение по Капшозеру байдарки 15 км
         Капшозеро - р. Капша байдарки ок. 20 км
        
      Вышли в 10:35, после проверки лодок. Дырок не нашли, только небольшие прошоркивания. Генуя в этих местах глубокая и полноводная, быстрое течение, сильно петляет. До самого конца реки порогов больше не было. В 10:45 справа в трёх метрах от берега увидели озеро средних размеров, соединённое короткой протокой с Генуей. Думается, что раньше Генуя проходила через это озеро, но потом в интересах лесосплава русло провели в стороне.
      В 11:15 слева в Геную впала небольшая речка.
      Пройдя сложные пороги, Шурик с Валерой расслабились и налетели на сук упавшего дерева. Дыра получилась величиной с кулак, пришлось срочно вылезать на берег и клеиться. Валера сказал, что-бы мы их не дожидались, они нас догонят. Мы двинулись дальше.
      В одном месте на берегу нас всех встречал какой-то ручной заяц, который долго смотрел на нас и прыгал по берегу. Пока Валера с Шуриком клеились, он всё скакал вокруг них и совсем замучил своим вниманием.
      В 11:42 вышли в Капшозеро. На выходе нас встретил сильный ветер, поднимающий высокую волну, которая иногда даже нас заливала. Приходилось двигаться вдоль берега, где ветер был немного слабее из-за прибрежных зарослей, справа прошли две деревни - сначала Нюрговичи, затем, через 0,5 км д.Берег. В 14:20 причалили у деревни Корбеничи на обед. Там имеется почта и магазин. Мы этим воспользовались - отправили телеграмму в турклуб и купили хлеба и пряников в магазине. Пока мы готовили обед, нас догнали Валера с Шуриком.
      В 15:35, пообедав, пошли дальше и через 15 минут дошли до понтонного пешеходного моста через всё озеро, сделали обнос. Сразу за ним слева находится исток реки Капша, возле него на берегу Олег видел гадюку большую и толстую - первую и последнюю увиденную нами змею в Ленинградской области. В 200 м от истока появился первый порог, который преодолели с ходу, затем немного чистой воды и начались самые мощные пороги в нашем путешествии (согласно описанию маршрута).
      Опытным туристам ( а мы считали себя таковыми) пороги можно проходить с ходу, ориентируясь по обстановке. Советовать все равно особо нечего, кроме того, что предварительно можно просмотреть пороги с берега. Впрочем, с берега намечаешь всегда одно, а на реке идешь, как правило, совсем по другому. Непроходимых мест на них нет, однако нужно опасаться крупных подводных камней и мелей, они грозят переворотом или дыркой. Лучше всего идти везде по главной струе, лавируя между камнями.
      Мы прошли немного по порогам и решили зафиксировать это прохождение. Группа пристала к берегу, Олег и Славик вылезли на твёрдую землю и начали снимать прохождение. Первыми прошли Валера и Шурик без каких-либо осложнений и причалили к берегу в 300 м ниже по течению, чтобы заснять прохождение остальных. Когда Шурик выбирался из байдарки, он, как обычно,положил весло поперёк лодки, но абсолютно не учел силы течения на порогах. Весло мгновенно было сдёрнуто водой в речку и унесено течением Больше мы его не видели.
      Затем пошёл Cлавик ( в этот и последующий день он шёл один, а Юра с Олегом ). Он удачно прошёл основные препятствия, но в конце выскочил на мель и ему пришлось слезать в воду, чтобы стащить байдарку. Последними вышли Юра с Олегом. Старт был весьма неудачен. Не дойдя до середины реки, они пошли вперёд и налетели боком на три камня подряд, но, к счастью, без дырок, далее проход был без происшествий.
      Пороги продолжались около 3 км. Сильно заливало байдарки (сколько раз собирались сделать нормальные "юбки " и "фартуки" на лодки, да так и не сделали - теперь расплачивались). Потом препятствия постепенно сошли на нет, река стала спокойной и глубокой. Под вечер пришлось проходить через деревенский мегаполис, состоящий из четырёх деревень, следующих одна за другой: Ребовичи, Пирово, Олехово, Чидово.
      При этом пришлось пройти под тремя мостами. После первого моста был мошный слив с высокими стоячими волнами. Нас , уже немного обсохших после порогов, снова залило. Сразу после моста большая общая баня, куда нас с берега звали помыться, но времени было мало и мы пошли дальше. По пути помогали местным, в частности, одному рыбаку отцепили крючок от куста.
      Деревни начались в 17:35, кончились в 20:28, аж надоело среди них плыть.
      После деревень лес от берегов отступил, река стала спокойной и глубокой.
      На ночлег стали в 20:45 у неограниченных запасов дров ( заброшенных штабелей бревен и мелких дров ). Шурик распалил громадный костер, который горел не переставая до глубокой ночи.
        
        
        
         8 день 5.05.90
        
         маршрут движения:
         р.Капша до д.Пирозеро байдарки ок.30 км
        
        
      Вышли на маршрут в 10:35. На протяжении 15 минут река была очень спокойная, но затем берега повысились, лес подошёл вплотную к берегу и началась серия перекатов. Эти перекаты не представляли никакой сложности, не нужно было только выскакивать на камни, но с этим все блестяще справились. Перекаты продолжались в течение часа. Затем еловый лес сменился на сосновый, течение замедлилось, река спокойно и величаво несла свои воды среди песчаных берегов до самой деревни Пирозеро.
      С места ночёвки и до самого Пирозера плыли практически без остановок и очень устали. Никаких впечатлений, по сравнению предыдущими днями, практически не было. У Славика, который шёл один , сильно разболелась спина, поэтому, когда увидели деревню и изучили карту, почти единодушно решили закончить активную часть маршрута здесь. Только один Олег хотел идти дальше, хотя-бы до следующей деревни, но он подчинился мнению большинства.
      В 14:20 остановились перед деревней и устроили полудневку, на которой высушили лодки и все вещи. Юра и Славик ушли ловить рыбу и через два часа принесли штук 30 уклеек, с которыми никто не знал, что делать.
      Светило яркое солнце и дул сильный ветер. Его порывы временами достигали такой силы, что поднимали в воздух вещи. Одним из таких порывов унесло в реку пенополиуретановый коврик, протащило по воде метров 300 и прибило к противоположному берегу. Лодки были уже разобраны и хорошо, что рядом был мост. Шурик перешёл по нему и подобрал коврик.
      Пока путешествовали по лесам вепсовской возвышенности, за три дня не встретили ни одного человека, а когда вышли на Капшу, то показалось, что попали на Гаую - столько на ней было туристов. Мы встретили группу из Москвы (4 лодки) и две группы из Ленинграда ( 4 байдарки одна, и два катамарана - другая). Когда шли по Новой, тоже не встретили ни одного человека, а на Генуе, кроме группы горе-туристов школьников, больше никого не встретили. Местность эта весьма малонаселена.
      Вечером собрали свои вещи и упаковали их так, чтобы ехать домой. Спать легли на том же лугу, где и сушились.
        
        
        
         9 день 6.05.90
        
         маршрут движения:
         д. Пирозеро - п.Алеховщина автобус
         п. Алеховщина - г.Тихвин автобус
         г. Тихвин - г.Волховстрой поезд
         г. Волховстрой - г.Ленинград электричка
         г. Ленинград - г.Рига поезд
        
      Встали в 7:00 и, хотя все вещи были собраны ( кроме палатки и спальников), на остановку автобуса, которая была в 100 м от места ночёвки пришлось бежать бегом. Водитель автобуса нас великодушно подождал, пока мы все загрузимся и лишь после этого отправился дальше. (подходит к Пирозеру по расписанию в 8:50).
      Автобус был полупустой и через 40 минут мы с комфортом прибыли в Алеховщину.
      Через 20 минут оттуда отправлялся прямой автобус на Ленинград, однако мест в нём не оказалось. Сначала мы уже думали устроиться сзади на моторе и в проходе но появились конкуренты, которые нас опередили. В предыдущий день в Алеховщине закончила поход другая группа туристов и они купили билеты на этот автобус заранее. Нам на нём больше ловить было нечего. ( для справки - этот автобус отправлялся в 9:50, а следующий на Ленинград в 17:20 ).
      В это же время отсюда отправлялся автобус на Тихвин - полупустой. По предложению Юры решили ехать на нём. Заняли в нём весь зад. Там были 4 кресла поставленные навстречу друг другу, и мы всю дорогу играли в кинга. Мешала только пыль, которая летела со всех щелей. С ней мы боролись методом избыточного давления, открывая вентилятор на крыше автобуса. Однако из-за этого в автобусе был сильный сквозняк,
      В Тихвин прибыли на уже знакомое всем место - автостанцию, и, как обычно, в Тихвине, отправились на разведку транспорта (идиоты! побывав в Тихвине дважды, а некоторые и четырежды, так и не догадались переписать расписание поездов и автобусов).
      На этот раз нам повезло, в 13:26 отправлялся поезд до Волховстроя. Тут всё прошло без происшествий. В поезде играли в кинга и кункен.
      Из Волховстроя на Ленинград шла через 40 минут электричка, так что мы успели поесть в привокзальной столовой. К сожалению, отбивного бифштекса, какой был, когда мы ехали на маршрут, не нашлось. Пришлось довольствоваться гуляшом из сала. На электричку сели нормально. По пути в неё набилось столько народа, что было прямо не продохнуть. Но это уже было не важно. В Лленинград мы прибыли около 20 часов.
      Заехали к Валере в гости, попили чай и на Варшавский вокзал. В 7:30 прибыли в Ригу, в 7:52 уехали в Елгаву, и на этом наше путешествие закончилось.
        
         *** *** ***
         дополнение 1
        
         Перечень продуктов, взятых в поход
         (расчёт на 8 человек с переполнением)
        
         рис 2,6 кг
         вермишель 2,5 кг
         лапша 2 кг
         рожки 1 кг
         гречка 2 кг
         картофель 8,5 кг
         масло 2,2 кг
         лук репчатый 2 кг
         огурцы свежие 1 кг
         колбаса 2,6 кг
         тушёнка 11 банок x 0,4кг
         сыр 3,9 кг
         хлеб 12 буханок
         сахар 2 кг
         чай 550 г
         пряники 4,5 кг
         кофейный напиток 250 г
         сухофрукты 0,5 кг
         кисель-брикет 0,5 кг
         супы сухие 33 пачки
         сушки 0,5 кг
         конфеты 200 г
         ройский деликатес 1,5 кг
         банка свёклы 0,5 кг
        
         осталось несъеденным:
        
         вермишель 0,5 кг
         масло 0,5 кг
         чай прим 200 г
         кофейный напиток прим.50г
         супы 10 пачек.
        
  • Комментарии: 4, последний от 26/02/2005.
  • © Copyright Силин Олег (nve@pulkovo.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 48k. Статистика.
  • Водный:Ленинград и обл
  • Оценка: 7.46*6  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка