Сизон Олег: другие произведения.

Обзор: малые реки карпат - техотчет

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Сизон Олег (o.sizon@gmail.com)
  • Обновлено: 29/04/2009. 13k. Статистика.
  • Обзор. Водный:Карпаты ,Украина , Каяк
  • Дата похода 01/01/2003 {10 дн}
  • Маршрут: Малые реки карпат
  • Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    не очень старый техотчет по малым рекам карпат


  • Обзор для методички ТСС.

    Возможно, опубликовано

    Малые реки Карпат.

      
       В этом обзоре, не претендующем на всеобщность охвата, рассмотрим несколько малопосещаемых, но перспективных (особенно для маломерных спортивных судов) карпатских рек. Общие особенности: практически сплошная населенка; малая длина сплавных участков; доброжелательное отношение населения; непременным условием успешного сплава является достаточный уровень воды, характерный для весеннего паводка.
      
        -- Левые притоки р. Черный Черемош.
      
          -- Р. Быстрец
      
       Левый приток, впадает в Ч.Черемош в неск. км выше пос. Зелене, в устье автомобильный мост и указатель: "Быстрец - 4 км". По ЛБ грунтовая дорога до пос. Быстрец и выше, проходима для грузовика или джипа. Расход в нашем случае - не более 10 м3/сек., уклон 10-12 м\км. Начать сплав целесообразно от устья левого притока, в пос. Быстрец (около 6 км от устья р. Быстрец). Река практически всегда течет одним руслом, каньонов нет, завалов нет, есть низкий мост ниже поселка. Нет ни плесов, ни выраженных порогов, весь сплавной участок - быстрая узкая шивера. Наиболее интересны последние два километра реки. Рекомендуется начинающим каякерам на полиэтиленовых лодках, лучше - после раскатки на Ч.Черемоше; желателен опытный каякер-лидер; при большой численности группы лучше разбиться на пары-тройки в соотв. с классом участников. Возможен, но представляется малоинтересным, и сплав на небольших катамаранах-двойках. Время сплава, со взаимостраховкой и сьемкой в одной-двух точках - не более 2 часов. Родео-плейспоты отсутствуют. Найти стоянку для ночевки проблематично, долина узкая, полян нет - только река и дорога. Есть смысл разведать реку выше пос. Быстрец.
      
       1.2. Р. Дземброня
      
       Левый приток, впадает в 3-4 км. выше устья Быстреца. Дорога по правому берегу до поселка, проходима для любого транспорта. Расход около 8 м3/сек, уклон 12-15 м/км. Начать сплав можно от лесопилки в центре поселка, (не более 4 км от устья) выше впадения правого притока (мутного ручья). Река постоянно разбивается на протоки, много завалов, на первой половине участка необходим сплошной просмотр, местами обносы завалов, иногда приходится выбирать маловодные протоки. Сплав довольно нервный, начинающим не рекомендуется. Никакие суда, кроме полиэтиленовых каяков, для сплава по Дземброне не подходят. Найти место стоянки/ночевки нетрудно, много дров. Родео-плейспоты отсутствуют. Посещение реки имеет смысл только в плане более-менее комфортабельного ночлега, сплав по Дземброне представляется неинтересным и опасным одновременно, как ни странно это звучит.
      
          -- Резюме по р. Ч.Черемош и притокам
      
       При посещении района р. Ч.Черемош на своем транспорте с ночевками в полевых условиях, представляется целесообразным следующий план действий (для каячной группы):
      -- Заезд на р. Дземброня, устройство базового лагеря в 1-2 км от устья;
      -- Раскатка от устья р. Дземброня по р. Ч.Черемош - не более 10 км;
      -- Сплав по р. Быстрец, возможно - несколько заездов;
      -- При желании - сплав по предустьевому участку р. Дземброня.
      
        -- Закарпатье
          -- Р. Черная Тиса
      
       Основная река региона, достаточно известная и посещаемая. С нее и стоит начать при посещении Закарпатья, сплав возможен на любых судах, традиционный сплавной участок от Ясини до Рахова, подьезды идеальные, по ПБ отличная асфальтированная дорога, по ЛБ железная дорога (местами). Расход (в нашем случае) до 40 м3/сек, уклон не более 3 м/км, в каньоне до 5 м/км. Основные препятствия сосредоточены в бетонированном каньоне, начинающемся от двух ЖД мостов (ориентиры: за Ясиней характерный поворот реки вправо и два жд моста подряд) - несколько порогов струйного типа, просмотр опытной группе не нужен, на некоторых порогах неплохие условия для повторного заноса судов и катания. За каньоном - многочисленные родео-плейспоты, есть и валы, и большие мягкие бочки. Место для полевой ночевки найти довольно проблематично. При наличии транспорта целесообразно проехать каньон несколько раз. Возможно также доплыть до устья Белой Тисы и переброситься в ее верховья.
       В верховьях Ч.Тисы (не менее 20 км вверх от начала каньона, выше населенного участка) есть один или два порога. Вверх по левому берегу уходит дорога на перевал, при желании осуществить пешую заброску в верховья р. Турбат (см. ниже) есть смысл заехать как можно выше по ней, заодно оценив перспективы сплава по верховьям р. Черная Тиса.
      
          -- Р. Белая Тиса
      
       Участок р. Белая Тиса от впадения р. Говерлы (правого притока) до устья (около 20 км) интереса для сплава не представляет. На всем протяжении участка река течет в поселке, видимых препятствий нет. Грунтовая дорога по ПБ проходима для любого транспорта, за мостом в устье р. Говерлы - развилка, вверх по р. Говерле уходит дорога аналогичного качества. Р. Белая Тиса выше впадения р. Говерла нами не исследована, по сообщениям местных жителей - интереса для сплава не представляет.
      
          -- Р. Говерла
      
       Начало сплава - от кордона Карпатского биосферного заповедника. Грунтовая дорога проходима практически для любого транспорта, ночлег на кордоне недорог и относительно комфортабелен, а стоять в произвольно выбранном месте вам все равно не разрешат. Перед сплавом есть смысл осмотреть полуразрушенную плотину-"гамованку" в 300 м выше кордона. Расход в нашем случае - не более 10 м3/сек., уклон 10-15 м\км. Река долгое время использовалась для лесосплава, представляет собой довольно живую шиверу с многочисленными искусственными ступеньками через все русло; за ступеньками - водопадные сливчики от 0.3 до 0.7 метра высотой, с довольно глубокими бочками, застревать в которых лагом не стоит. Много удобных мест для чалки и сбора группы, даже многочисленной; много мест для сьемки. Рекомендуется начинающим каякерам на полиэтиленовых лодках, лучше - после раскатки на Ч.Тисе; желателен опытный каякер-лидер. Возможен, но представляется малоинтересным, и сплав на небольших катамаранах-двойках. Перед первым заездом рекомендуется просмотр участка от "гамованки" до моста (2,5 км); повторный и последующие заезды приятнее с ходу. От моста до устья характер реки несколько меняется: практически исчезают ступеньки, чуть увеличивается уклон; если группа не имела проблем на предыдущем участке, то ее уровень достаточен для прохождения оставшегося до устья участка с ходу. При организации лагеря на кордоне заповедника и нежелании гонять вверх-вниз транспортное средство, возможно (и довольно забавно) катание на верхних двух-трех километрах, с заносом судов своими силами по дороге.
      
          -- Р. Турбат
      
       Возможны два варианта заброски на реку: сверху и снизу. Оба трудоемкие. Вариант заброски с верховьев (из долины Ч.Тисы) предполагает пешую часть через перевал, что достаточно тяжело физически. Вариант заброски снизу требует привлечения транспортного средства повышенной проходимости (реально заброситься на вахтовке, доставляющей на Турбат лесорубов), т.к. дорога по правому берегу Брустурки (15-20 км), потом - по правому берегу Турбата (4-5 км) для пассажирских транспортных средств непроходима. При заброске снизу в принципе возможно пройти вверх по Турбату пешком, целесообразность такого предприятия пока не ясна. Доехать можно до лесозаготовительной базы в среднем течении Турбата, на реке здесь участок разбоев без выраженных препятствий. При наличии только одного дня на сплав и отсутствии снаряжения для организации лагеря (а в нашем случае - еще и при стоянке базового транспорта экспедиции в низовьях Брустурки, 20-25 км от лесозаготовительной базы) наше решение не подниматься вверх по Турбату выглядит вполне логичным, но теоретически возможны и другие варианты.
       Показания для сплава: каячная группа численностью от двух участников, опыт желателен не ниже среднего уровня (не для начинающих). Требуется как навык сплава с ходу, так и умение чалиться в минимальные суводи при наличии сомнений в проходимости последующего участка реки (или при отсутствии обзора). Сплав на катамаранах (лучше двухместных) представляется нецелесообразным, хотя теоретически возможен. Родео-плейспоты отсутствуют.
       Сплавной участок от лесозаготовок (расход 5-10 м3/сек., уклон 3-5 м\км) начинается километровым быстротоком по разбоям, заканчивается упором в крутой склон ПБ и левым непросматриваемым поворотом. Здесь необходима чалка (лучше ЛБ) для просмотра и возможного обноса порога 1 (два водопадных слива общей высотой около 2 метров), в нашем случае - глухой завал вровень с водой, обнос. Далее река входит в нижний каньон (длина 2.5 км), уклон плавно увеличивается, достигая к середине каньона 20 м/км, в конце первой трети каньона выраженный порог 2 водопадного типа, падение около трех метров на 15 метров длины, от порога плесы исчезают и начинается сплошной порог-шивера с большим количеством камней в русле и возможными завалами. Ничего особо криминального в каньоне нет. Береговая обстановка довольно техногенная, по ЛБ проходила узкоколейная ЖД, полностью разрушенная паводком, в русле, кроме камней, много бревен, встречаются рельсы. Базовый берег сначала (до порога 2) левый, далее правый до конца каньона. Ориентир конца каньона - после 200-метрового прямого порога-шиверы ПБ улово (большое), слияние долин Турбата и Брустурки (подходит справа), дорога, идущая по ПБ Турбата спускается к реке. В улове необходимо собраться для просмотра последнего порога р. Турбат - полутораметрового слива на крутом правом повороте, с навалом на острую глыбу в центре узкого слива. В 300 м за последним порогом р. Турбат впадает в р. Брустурка.
      
          -- Р. Брустурка
      
       Сплав по р. Брустурка отдельно от р. Турбат вряд ли целесообразен - река достаточно длинная (ок. 20 км), но выраженных препятствий немного: два порога в конце первой трети сплавного участка и водопадный участок в низовьях. Расход в нашем случае - 15 - 20 м3/сек., уклон около 5м\км, несколько отличных родео-плейспотов (большие неглубокие бочки). Сплав возможен на любых судах, кроме каркасных байдарок. На всем протяжении, кроме трех километров в нижнем течении (район водопада) река течет в поселке, дорога по ПБ. Можно плыть с ходу вплоть до плотины в нижнем течении (ориентир - конец поселка, через 500 м за поворотом видна плотина), чалка для осмотра не проблематична. Целесообразность прохождения плотины зависит от уровня воды, необходимо оценить на месте. От плотины до водопадного порога около 300 м, это сплошной порог-шивера, необходим просмотр всего участка и чалка непосредственно перед водопадом, для обноса или прохождения.
       Водопад представляет собой прямой пологий сброс по плитам с небольшим навалом на ЛБ, высота около 4 м, длина метров 20, далее плес и вторая ступень - невысокий слив через гряду камней. Препятствие достаточно мощное, проходимость может существенно упроститься при повышении уровня воды, при низкой воде (расход до 25 м3/сек) препятствие опасно для каякеров, т. к. при оверкиле практически неизбежен контакт с обливными камнями, возможны травмы. Сплав целесообразно закончить в районе водопада, поскольку отсюда можно уехать на любом транспорте, а препятствий за водопадом больше нет, далее ровная вода до самого устья. При нежелании проходить участок от плотины до водопада (что не рекомендуется при неуверенном зачаливании или значительной усталости) следует закончить сплав у плотины.
       Общее время сплава по Турбату - Брустурке, учитывая просмотры и сьемку на Турбате, а также возможное родео на Брустурке - полный день. Старт (начало заброски от устья Брустурки) в 7 утра, финиш (водопад на Брустурке) в 17 - 18 часов.
      
          -- Резюме по Закарпатью
      
       Для повышения эффективности мероприятия (организации сплава по нескольким рекам, что обусловлено незначительной протяженностью рек и относительной простотой сплавных участков каждой) необходим автотранспорт - личный или арендованный. Переезды рекомендуется планировать только по асфальтированным дорогам, даже в случае их сравнительно большей, относительно "прямых" грунтовых, протяженности. Есть смысл добавить к перечисленным в настоящем обзоре несколько других рек - Свичу, Мизунку, Косовскую; на них описано и пройдено несколько достаточно интересных препятствий (водопадный порог на Мизунке и т.д.). Исследование новых рек представляется целесообразным осуществлять силами автомобильно - каячной группы, как наиболее мобильной и наименее зависящей от уровня воды.
      

    18.11.2003, О.Сизон, Харьков.

      
      
      
       4
      
      
      
  • © Copyright Сизон Олег (o.sizon@gmail.com)
  • Обновлено: 29/04/2009. 13k. Статистика.
  • Водный:Карпаты
  • Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка