Сизон Олег: другие произведения.

Путеводитель: Реки Крыма

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • © Copyright Сизон Олег (sizon@watersport.com.ua)
  • Обновлено: 04/02/2010. 18k. Статистика.
  • Путеводитель. Водный:Крым ,Украина , 30 км , Каяк
  • Дата похода 01/04/2005 {3 дн}
  • Маршрут: р.Аузун-узень - р.Коккозка - р.Черная
  • Аннотация:
    весенний сплав на каяках по рекам Крыма - логистика, описание, рекомендации


  • Реки горного Крыма

    (Аузун-Узень, Коккозка, Черная)

      
        -- Логистика поездки
      
       В настоящий момент в Крыму разведаны и достаточно полно пройдены:
      -- р. Аузун-Узень (от впадения подземного источника Пания);
      -- р. Коккозка (левый исток Бельбека, начинается от слияния р.р. Аузун-Узень и Сары-Узень)
      -- р. Черная (сплавной участок, представляющий интерес, находится в верхней половине участка между Чернореченским водохранилищем и пос. Черноречье.
       Целесообразно планировать поездку таким образом, чтобы сплавиться по всем трем рекам - для этого достаточно трех дней, по одному дню на каждую. Оптимальное время для такой поездки - достаточно длительный промежуток времени в начале весны, с начала второй недели марта по первую (иногда даже вторую) неделю апреля включительно. Расход воды в реках Аузун-Узень и Коккозка после прохождения снегового паводка (продолжающегося около трех дней в конце февраля - начале марта) остается более-менее стабильным на протяжении (предположительно) месяца, с плавным убыванием к концу периода. Вода в реке Черной, благодаря наличию водохранилища перед сплавным участком, держится более продолжительное время. Предположительно, ее будет достаточно для сплава и в начале мая.
       Логично начинать сплав с р. Аузун-Узень, как наиболее простой и малорасходной из трех, и заканчивать на р. Черной - наиболее сложной и мощной.
       Для сплава по р.Аузун-Узень и Коккозка необходимо добраться до пос. Соколиное (от Симферополя - такси, от Севастополя - рейсовый автобус с ЖД вокзала). Удобнее ехать своим транспортом. При наличии плавающего водителя возврат его к точке начала сплава легко организовать с помощью местных таксистов. В поселке масса возможностей для поселения туристов, есть варианты с питанием по месту проживания, возможно питаться в кафе. Проживание в полевых условиях в принципе возможно, с учетом специфики густонаселенного района (нередки случаи воровства снаряжения из лагерей туристов). Мобильная связь в пос. Соколиное неплохая.
       После завершения сплава по р. Аузун-Узень и Коккозка есть смысл еще раз переночевать в Соколином и выехать на Черную рано утром, не позднее 9.00. Переезд на Черную наиболее логично осуществить по дороге от пос. Голубинка через пер. Бечку, на пос. Передовое и далее, время переезда по этой дороге - не более 1 часа. Сплав рекомендуем начинать ниже моста через р. Черная после слияния проток. Не обязательно заезжать на территорию охраняемой зоны, можно проехать по грунтовой дороге правее столбов забора охраняемой зоны до конца поля (примерно 300 м), далее несложно выйти к реке. Транспорт необходимо переместить в пос. Черноречье к плотине ГЭС или (хуже) в пос. Морозовка, к шлагбауму у поста лесников. После завершения сплава можно уехать в тот же день, особенного смысла ночевка в районе Черноречья - Морозовки не имеет, хотя найти место ночлега при желании легко.
       При желании организовать поездку в режиме "ночь в дороге, день на реке" - такой вариант вполне возможен. Надо иметь в виду, что любые переезды в Крыму уложатся максимум в полночи.
       Большой Каньон, ущелье Коккозки и Чернореченский каньон являются режимными районами, контролируются лесниками и водоохраной (особенно это касается Чернореченского каньона). В описываемый период мы не имели на реках вообще никаких контактов с лесниками - видимо, контроль усиливается с наступлением общепринятого туристского сезона. Тем не менее, при возможной встрече с контролирующими структурами необходимо найти общий язык и, возможно, заплатить какую-нибудь незначительную сумму в гривнах.
       В ущельях много гуляющих пешеходников, при необходимости легко найти место для стоянки. Сплав с вещами в походном режиме совершенно нецелесообразен.
      
       2. Река Аузун-Узень
      
       2.1. Ориентировочные гидрографические характеристики
      
       В начале участка (примерно 300 м ниже устья левого подземного источника "Пания") расход до 5 м3 /сек. Такой расход представляется оптимальным для максимально полного прохождения реки, в принципе при таком расходе идется все. Сплав в паводок (более 10 м3 /сек) вряд ли возможен даже теоретически из-за большого уклона сплавного участка (до 100 м/км, по визуальной оценке), а при расходе менее 3 м3 /сек станет невозможным даже для каяков по габаритным соображениям. Уклон срабатывается относительно равномерно. Препятствия непрерывны. Вода (по ощущению) довольно теплая, не менее 8 градусов, и совершенно прозрачная, голубовато-зеленая. В сливах часто встречаются бревна и нависающие ветки.
      
       2.2. Заброска и выброска
      
       Для заброски к началу сплава необходимо доехать до крутого правого поворота дороги (старой автомобильной дороги Симферополь-Ялта) вверх, в сторону Ай-Петри, 8 км от турбазы "Орлиный залет", расположенной в 1,5 км от начала с. Соколиное (не доезжая села, если ехать снизу, от Бахчисарая), около 1 км вверх от слияния р.р. Аузун-Узень и Сары-Узень. На повороте - каменная стенка с надписью "Большой Каньон", несколько скамеечек. От дороги к реке ведут две тропы: одна прямо вниз, 100 м до воды, здесь примерно середина сплавного участка; вторая с набором высоты, параллельно реке, от дороги (это маркированная туристическая тропа до "Ванны молодости"). Необходимо идти по второй (маркированной) тропе, вначале она уходит вверх через три локальных перевальчика, затем довольно круто спускается к левому притоку и идет по нему в обратном направлении метров 150. Начинать надо прямо отсюда, подниматься к устью Пании смысла нет. Общая длина пешей прогулки - около 1 км.
       Заканчивается сплав по р.Аузун-Узень в районе слияния с левым притоком Сары-Узень, здесь река меняет название и далее течет Коккозка. Удобно доплыть до пешеходного моста (виден с дороги) и по тропе (20 метров пологого подъема на ЛБ) выйти на шоссе.
       При желании можно прекратить сплав за 100 м до 3х метрового водопада в середине сплавного участка - здесь самый удобный и короткий выход к дороге, прямо вверх по ЛБ. Можно прекратить сплав и в любом другом месте, выход на дорогу несложен, тропы многочисленны и хорошо набиты. Легче выйти из ущелья по ЛБ, по ПБ - также без проблем, но придется дойти до моста за слиянием Аузун-Узень и Сары-Узень.
      
       2.3. Сплав
      
       Сплав возможен на последних двух-трех километрах реки (в нижней части "Большого каньона"). Уклон, по визуальной оценке, около 100 м/км. Русло узкое, извилистое, забитое камнями, уклон срабатывается водопадными ступенями высотой до 3 метров (водопад в середине каскада). Наиболее сложный участок - каскад водопадных сливов, начинающийся в 400 м выше водопада и заканчивающийся в 200 м ниже него. Все препятствия пройдены. При прохождении водопада необходима страховка "живцом" - он ставится у воды в кармане ПБ, контролируется веревкой снизу (достаточно 15ти-метрового спасконца), для обеспечения эвакуации человека из кармана под ступенькой или из-под стены ПБ. Движение с ходу нецелесообразно и представляется весьма опасным. Проблем с зачаливанием у подготовленной группы возникнуть не должно.
       Составление подробной лоции с ориентирами и описанием порогов смысла не имеет - сплавной участок короткий и требует сплошной разведки практически на всем протяжении. Помимо этого велика вероятность засорения русла бревнами; не исключены и подвижки камней.
       Везде легко найти место для перехода реки вброд.
       Ориентировочное время сплава с просмотрами, страховкой, съемкой - 5-6 часов.
      
       3. Река Коккозка
      
       3.1. Ориентировочные гидрографические характеристики
      
       Река начинается от слияния р. Аузун-Узень и Сары-Узень (более мелководный левый приток). Расход до 8 м3 /сек., уклон около 50 м/км, срабатывается относительно равномерно. Препятствия разделены короткими плесами. Коккозка несколько шире притоков. Бревен и веток в сливах по-прежнему достаточно.
      
       3.2. Заброска и выброска
      
       Сплав по Коккозке начинается от пешеходного моста, являясь продолжением сплава по Аузун-Узеню. После завершения сплава удобно выплыть в Соколиное и сняться в любой удобной точке (как правило, это один из двух мостов). Дальнейший сплав возможен, но интереса не представляет.
       Аварийное прекращение сплава также возможно в любой точке, выход на дорогу несложен, но возможен только по ЛБ.
      
       3.3. Сплав
      
       Сплав начинается раскаткой по быстротекущему плесу длиной не более 800 м, участок узок и мелководен, по берегам густой кустарник. В конце плеса на левом повороте расположен сложнейший порог реки. Длина порога метров 100, падение до 15 м, характер - прорыв реки через лабиринт огромных глыб, чем-то напоминающий пороги Пскема. В первой ступени проблему представляет узкая (шириной менее 1 м) щель с очень неприятным заходом (ступень пока не пройдена), во второй ключевым местом является трехметровый водопад. Проходы в пороге могут быть перекрыты бревнами. Страховка возможна. Обнос по правому берегу, несложный. Длина сплавного участка - до 3 км, пороги заканчиваются примерно в 300 м за генеральным левым поворотом. Начиная от первого порога, в котором пройдена только вторая часть, каскад пройден с обносом одного (последнего) порога, в нем река просачивается в многочисленные узкие сливы, порог проходим, но удовольствие от сплава представляется сомнительным.
       Составление подробной лоции с ориентирами и описанием порогов смысла не имеет - как и р. Аузун-Узень, сплавной участок требует практически сплошной разведки на всем протяжении.
       Переход реки вброд возможен - местами.
       Время сплава с просмотрами, страховкой, съемкой - 5-6 часов.
      
       4. Река Черная
      
       4.1. Ориентировочные гидрографические характеристики
      
       Черная - наиболее полноводная крымская река. Расход ее в марте-апреле около 12 м3 /сек, на протяжении сплавного участка заметно не увеличивается. Расход воды регулируется плотиной водохранилища. Препятствия сосредоточены в двух каскадах, первый начинается в 500 м от начала сплава (в километре от моста), второй отделен от первого километровым быстротоком. Уклон в каскадах до 80 м\км, на плесах - 3-5 м\км. Разделение порогов в каскадах - весьма условное, можно считать каскады сплошными многоступенчатыми порогами с возможностью чалки в небольшие суводи между ступенями.
       Плесы представляют собой чрезвычайно быстрый и извилистый ручей в густом кустарнике, часто разбивающийся на протоки, встречаются завалы. Длина участка от плотины до ГЭС в пос. Черноречье - около 15 км. Вода теплая, около 10 градусов, несколько темнее и мутнее, чем в описанных выше истоках Бельбека - Аузун-Узене и Коккозке.
      
          -- Заброска и выброска
      
       Сплав по Черной начинается от моста, в районе плотины. Необходимо остановиться за 100 м до моста, съехать с дороги вправо у шлагбаума. Стоит быстро собраться и уплыть, не привлекая излишнего внимания - район является режимной территорией, теоретически посещение его ограничено (официальное разрешение на посещение Чернореченского каньона можно получить в пос. Орлиное в лесничестве, но это может быть связано с существенной потерей времени).
       Завершить сплав лучше всего у плотины ГЭС в пос. Черноречье. Туда очень просто подъехать на любой машине, персонал ГЭС настроен дружелюбно (естественно, необходимо подойти к охранникам немедленно после выхода на берег, наладить контакт и объяснить ситуацию - не дожидаясь, пока они придут наводить порядок на объекте сами). При недостатке времени можно завершить сплав в 5 км выше по течению (это может быть целесообразно при значительной усталости или наступлении сумерек), на поляне у пос. Морозовка. Ориентир - поляна с навесом справа, потом бетонные конструкции (остатки моста) в реке и большая поляна на левом берегу. До кордона в Морозовке отсюда около 3 км, вверх от поляны ЛБ по плохой дороге. Подогнать автобус прямо к реке здесь не удастся, его придется оставить в километре от шлагбаума, оставшиеся 2 км преодолимы на транспорте повышенной проходимости. Для проезда под шлагбаум необходимо получить разрешение (в нашем случае - устное, стоимость разрешения - 2 грн\чел) лесника. От этой же дороги начинается основная тропа ЛБ, проходящая по каньону насквозь, до водохранилища. Есть тропы и на ПБ. От поляны под Морозовкой до плотины в Черноречье - 1 час сплавного времени.
       Аварийное прекращение сплава возможно в любой точке, но выход из каньона с лодками в некоторых местах представляется весьма проблематичным, тропа не везде идет вдоль реки, а в каньонных участках сложно выбраться с лодками на берег и уж тем более двигаться вдоль воды без тропы. Тропа больше подходит для прогулок налегке в подходящей обуви, чем для переноса относительно тяжелых и громоздких лодок. Сопровождение береговой группой в принципе возможно, во всяком случае - до середины второго каскада. От середины второго каскада возможен выход с лодкой к месту начала сплава.
      
          -- Сплав
      
       Сплав начинается умеренно текущим плесом длиной не более 500 м, по берегам густой кустарник. В конце плеса - чалка ЛБ, начинается первый каскад порогов, длина около 500 м, можно выделить три порога. Характер первых двух порогов сходный - бурные, пологие водоскаты в едином русле, между многочисленными крупными глыбами. Третий порог - три протоки, проходима левая, на выходе - пологий водоскат по плите с водопадной ступенькой посредине. Базовый берег в каскаде - левый. За каскадом - плес.
       Длина плеса между каскадами - не более 1 км. Второй каскад существенно сложнее (вначале базовый берег в каскаде - левый), начинается несложным порогом из нескольких ступеней с мощным пологим сливом на выходе. Далее сложнейший порог р. Черная, первая ступень - падение реки сквозь каменный завал, длина завала метров 100, падение не менее 15 метров. Основная сложность - проход по сливам в узких щелях, размеры которых зачастую сопоставимы с размерами каяков. Ступень пройдена, кроме негабаритного в нашу воду входного слива. При необходимости - обнос по тропе ЛБ, проходящей здесь по курумнику, обнос трудоемкий. На выходе красивый пологий водопад высотой метров 7, водопад пройден, условия для страховки и съемки отличные. За водопадом - плес, чалка ЛБ, далее порог длиной метров 150 с пятиметровым водопадом в конце, прохождение также удобно страхуется и снимается. Далее короткий порог под стеной ЛБ, за порогом чалка ЛБ, удобное место для обеда. Здесь река делает крутой правый поворот, тропа подходит к воде.
       Далее река делится на две протоки. Левая спокойнее, но выход перекрыт низким бревном в сливе, правая протока представляет собой каскад сливов через каменные гребенки. Просмотр возможен по острову, но с него видно не всё. Гораздо лучше перечалиться в первую же суводь у ПБ и просмотреть порог по правому берегу - отсюда и далее до конца каскада базовый берег правый. Обносить (при желании) также удобнее по ПБ. От слияния проток - короткий порог с бурным сливом под ПБ, далее прямой участок метров 200 в невысоких стенках с парой сливов, в конце крутой левый поворот, стенки понижаются, на повороте возможна чалка ЛБ. Далее уклон уменьшается, прямой участок длиной метров 300 заканчивается еще одним каньончиком в невысоких стенках. Подробный просмотр препятствия требует перечалки и трудоемкого подъема на тропу ПБ, довольно высоко. Но особых проблем в каньончике нет, поэтому целесообразно пройти участок по ЛБ у воды, убедиться в отсутствии бревен и проплыть его с ходу, сэкономив около получаса времени. На выходе - метровая ступенька (под ней довольно мелко), далее чисто.
       Сложный участок на этом заканчивается. Общая длина сложного участка р. Черная от моста до конца второго каскада - около 6 км. Далее уклон резко уменьшается, река уходит в кусты, участок опасен свисающими ветками, есть завалы. Сплав требует аккуратности лидера и дисциплины участников, технически несложен.
       Время сплава с просмотрами, страховкой, съемкой - 8-9 часов.
      
       5. Страховка и обеспечение.
      
       На реках Аузун-Узень и Коккозка возможна страховка практически в любой точке. Страховка на пор. р. Черная зачастую более трудоемка и возможна не везде, т.к. между некоторыми ступенями чалка проблематична, а необходимого количества людей на страховку у малой группы может не оказаться. Можно ограничиться страховкой ниже ключевых ступеней как с воды, так и с берега. В отличие от рек Аузун-Узень и Коккозка, река Черная не всегда позволяет добраться по камням до ключевого места для постановки страховки "живцом". Сплав возможен только на полиэтиленовых каяках, очень желательно чтобы это были короткие крикинговые лодки. Сплав на родейнике нежелателен (особенно на малообъемном и остроносом, из-за опасности запинивания), но возможен. К стандартному комплекту личного снаряжения неплохо добавить перчатки и налокотники. Необходима аптечка, желательна радиосвязь, спички. Неплохо ознакомиться с обстановкой в Чернореченском каньоне по 500-метровой карте, имеющейся в свободной продаже. Во всех точках заброски-выброски работает сотовая связь.
       Для организации прохождения крымских рек с более-менее полноценной страховкой и съемкой желательна группа не менее, чем из 4 каякеров. Кроме стандартной страховки "живцом", морковкой или с воды - иногда целесообразно ставить свободного участника на берегу в местах возможного пина на заходе в пороги, для оказания оперативной помощи при застревании. На каждую реку нужен полный рабочий день. Группа слишком большой численности может иметь проблемы, связанные с недостатком времени. Сплав для каякеров среднего уровня допустим в составе сильной группы; для начинающих категорически не рекомендуется. Для сильной группы - приятное, не слишком жесткое начало сплавного сезона.
      

    14.04.2005

    О.Сизон.

    Дополнения - И.Архипов, А.Корчмарь, П.Абрамов, С.Хвостенко.

  • © Copyright Сизон Олег (sizon@watersport.com.ua)
  • Обновлено: 04/02/2010. 18k. Статистика.
  • Водный:Крым

  • Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка