Сизон Олег: другие произведения.

Статья: транспортировка грузов в водных путешествиях

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Сизон Олег (o.sizon@gmail.com)
  • Обновлено: 18/02/2009. 17k. Статистика.
  • Статья. Водный:Статьи и обсуждения ,.Информация , другое
  • Дата похода 18/02/2009
  • Маршрут:
  • Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    обзор методов транспортировки и герметизации груза


  •   

    Как перевозят вещи в водном походе?

      
      
        -- Транспортировка груза
      
          -- Палубные суда (катамараны, плоты, надувные байдарки и каноэ)
      
       Задача сохранения вещей при сплаве на палубных судах решается упаковкой их в прочные контейнеры (часто рюкзаки), обеспечивающие возможность надежного крепления к силовым (желательно - жестким) элементам конструкции судна. При этом количество контейнеров минимизируется - один человек\один рюкзак на туристских судах, или даже один контейнер\несколько человек на коммерческих.
       На судах с жесткой рамой груз размещаются на раме, в местах, предназначенных для груза. Это может быть свободное пространство на баллоне или грузовая площадка на раме между баллонами. Практикуются оба варианта, при сплаве на катамаранах по рекам с большим расходом и струйными порогами груз вяжут на раму между гребцами (на "двойках" - перед гребцом), а на слаломных малорасходных речках - между баллонами. Резон тут такой: груз на баллонах меньше "вязнет" в валах и бочках, а груз между баллонами меньше сказывается на поворотливости судна, так как размещен прямо на центре масс.
       При большом количестве груза и наличии пассажиров (в простых, прогулочно-рыбацких походах) грузом часто приходится занимать все свободное пространство между гребцами - как на баллонах, так и между ними - а пассажиры размещаются на оставленном свободным "пятачке" посреди рамы.
       Для крепления груза на палубных судах категорически неприемлемы эспандерные резинки - во всяком случае, неприемлемы для крепления рюкзаков. Не годится также общая веревка для фиксации всего груза - каждый рюкзак вяжется своей веревкой достаточной прочности. Привязывая рюкзак, необходимо задействовать силовые элементы его конструкции - продеть веревку в ручки, под силовые стяжки и т.д. (поэтому нельзя выворачивать рюкзак наизнанку). Пристегивать рюкзак к раме только его собственными боковыми стяжками в общем случае неправильно (если стяжки не проектировались специально, особо длинными и мощными), поскольку стяжки промышленных рюкзаков часто выполнены достаточно халтурно (вшиты в боковой шов рюкзака, не замкнуты вокруг емкости, снабжены недостаточно мощными пряжками). С другой стороны, при сплаве по сложным рекам иногда бывают случаи перебивания грузовой стропы, попавшей между рамой судна и стеной каньона, камнем и т.д. Поэтому в сложных местах необходимо перестраховываться, фиксируя к раме все элементы конструкции рюкзака, какие только возможно. Ни в коем случае не должны свисать с судна всяческие лямки и петли - зацепившийся груз может быть сдернут, кроме того очень опасно при перевороте зацепиться за неубранные петли и лишиться необходимой свободы передвижения.
       Как на баллонах, так и на палубе иногда устраивают транспортник - общий закрывающийся мягкий контейнер для транспортировки всех вещей. Транспортник на палубе между баллонами удобен в несложных походах, где вероятность переворота судна стремится к нулю - вещи могут быть просто свалены в него, никакие особые предосторожности, кроме надежного закрытия транспортного контейнера, не практикуются, экономится масса времени и усилий, улучшается внешний вид судна, возможно даже добиться снижения парусности при встречном ветре. Транспортники катамаранов, применяемых в технически сложных экспедициях, устроены принципиально иначе. Это замкнутые грузовые емкости на баллонах, вписывающиеся в общую геометрию судна, максимально закрытые и очень надежно запирающиеся после загрузки - обычно клапаном типа "рояльная петля", иногда шнуровкой. В них всегда есть надувная емкость, которая накрывает уложенные (желательно еще и привязанные к раме) вещи, после чего транспортник закрывается и емкость поддувается для обеспечения дополнительной защиты и герметизации. Эта же емкость в полностью надутом состоянии заполняет весь объем транспортника при сплаве на разгруженном судне. Такая система упаковки обеспечивает максимальную сохранность груза (иногда даже при многочасовых спасработах, на протяжении которых судно остается в перевернутом положении).
       В любом случае при наличии транспортника конструкция судна должна позволять перевозить некоторые нужные "на ходу" вещи в более доступных для оперативного пользования местах. Спасконцы, фотобоксы, лоция, насос, рыболовные снасти и пр. нужные мелочи размещаются в карманах судна или в отдельном быстросъемном контейнере (выделенном для этого небольшом рюкзачке).
      
          -- Кокпитные суда (каркасные и каркасно-надувные байдарки, каноэ, каяки)
      
       При перевозке груза в кокпите байдарок (каноэ) и каяков значительная часть груза (иногда весь) пакуется отдельно от рюкзака, в различные (как герметичные, так и мокрые) специальные емкости.
       Общий принцип - тот же, что и для палубных судов. Всякая вещь должна быть прикреплена к силовому набору судна или помещена в такое место, выпасть из которого она не может по габаритным соображениям.
       Если кокпит (обычно двухместного каркасного судна) настолько просторен, что часть груза может быть помещена в рюкзак - груз пакуется в гермотару (чаще всего один большой гермомешок-вкладыш), укладывается в рюкзак, рюкзак стягивается до превращения в более-менее плотный и компактный тюк, после чего укладывается в кокпит. Желательно укладывать рюкзаки не вдоль, а поперек кокпита каркасной байдарки - при этом они уходят под фальшборта, рационально используя объем кокпита и закрепляясь в нем более надежно. Естественно, при этом следует ограничить высоту наполненного рюкзака - она должна быть больше расстояния между фальшбортами, но меньше габарита лодки в районе мидельного сечения.
       В тесных кокпитах каркасно-надувных судов для размещения и крепления вещей удобны длинные, узкие транспортировочные мешки, эффективно заполняющие пространство вдоль борта. При сплаве на таких лодках рюкзак обычно не используют на всем протяжении похода, убирая его в самое недоступное место (за пяточные упоры носового гребца, в корму, под банку и тд.).
       Даже при отсутствии фартука, торчащие над фальшбортами рюкзаки и прочие грузы - крайне дурной тон. Максимум, что можно привязать сверху (желательно за кормовым гребцом) - транспортировочная тележка, при ее наличии.
       Для однокорпусных судов (это касается также надувных байдарок и каноэ, рассмотренных в предыдущем разделе) весьма существенна правильная "развесовка" транспортируемых грузов. Общий принцип - тяжелые вещи размещаются как можно ближе к центру тяжести судна, в двух- и многоместных судах - между гребцами, в одноместных - как можно ближе к гребцу, обычно сразу же за банкой. В оконечности судна - в идеале - желательно вообще ничего не паковать, полностью заняв их надувными элементами аварийной плавучести (разумеется, надувным судам такие элементы не нужны). Если же это невозможно - допустимы легкие объемные вещи (обязательно в гермомешках, для дублирования аварийных воздушных емкостей). В крайнем случае в нос или корму байдарки можно положить мешок с котлами. Но размещение там, к примеру, запаса питьевой воды - нежелательно.
       В судах с ненадувной оболочкой груз не должен создавать опасности повреждения оболочки судна - "просечки" ее между грузом и камнями, корягами, антропогенным мусором. Недопустимо размещение на дне жестких и угловатых грузов, в том числе и небрежно упакованных в рюкзак.
       Груз должен быть размещен так, чтобы гребец без малейших затруднений мог выполнять все технические приемы гребли и управления судном.
       Груз ни в коем случае не должен затруднять покидание судна гребцом!
       Подробнее об упаковке вещей в каяки - В.Юрин, "Сольфеджио белой воды".
      
      
        -- Герметизация груза
      
          -- Общие принципы:
       В настоящее время для транспортировки груза, намокание которого недопустимо (далее Сухие Вещи - СВ) используются в основном пластиковые (ПХВ) гермоупаковки промышленного производства, реже - упаковки из прорезиненных тканей. Объем упаковок обычно указывается в литрах, 100-литровая упаковка вполне годится как вкладыш в рюкзак, занимающий весь его объем. Более вместительные упаковки используются редко, как правило - это склеенные специально по требуемой форме и размеру вкладыши в жесткие (полиэтиленовые или стеклопластиковые) лодки.
       Полиэтиленовые мешки в настоящее время практически не используются - они чрезвычайно непрочны. При необходимости все же паковаться в полиэтилен - надо брать максимально объемные мешки из максимально толстого полиэтилена, желательно дублировать мешки (паковать вещи в один мешок, герметично его закрывать, потом паковать в другой и закрывать так же тщательно). Необходимо иметь большой запас мешков. Необходимо крайне бережно паковаться и обязательно защищать мешок от механических повреждений наружным чехлом из плотной ткани.
       При использовании для транспортировки СВ рюкзаков - недопустима упаковка наполненных рюкзаков в гермомешки (что иногда практикуется для сохранения рюкзака сухим). В таком варианте плохо всё:
      -- гермомешок легко повреждается при закреплении на судне и сплаве;
      -- надежно закрепить гермомешок практически невозможно, поскольку у него нет силовых конструкционных элементов (в отличие от рюкзака, который можно прикрепить к судну с использованием элементов его собственного силового каркаса. На промышленных гермиках в районе горловины иногда есть пара колечек, но это скорее декоративный элемент, чем надежная точка крепления.
       Напротив, вещи, которые необходимо держать сухими пакуются в гермомешок, а уже его (или несколько гермомешков) надо упаковать в рюкзак и прикрепить к судну.
       Паковать в гермоупаковку необходимо только то, что действительно должно остаться сухим. Чем меньше и легче гермоупаковки - тем проще с ними работать и проще сохранить их в целости. Естественно, надо стремиться упаковать в разные гермики продукты и спальник (одежду). При необходимости упаковать в гермик жесткие СВ (фото-видео, аптеку и тд) надо обязательно завернуть их в мягкие вещи, исключив возможность повреждения гермика изнутри.
       Нельзя набивать гермоупаковки "под завязку". Как минимум, четверть высоты (лучше треть) надо оставлять для надежного закрывания упаковки.
       Сложив СВ в гермик (делать это можно только на коврике, желательно в палатке, в крайнем случае - на жестком днище лодки), необходимо сложить горловину гермика и слегка утрамбовать его содержимое, выпуская воздух из горловины и по возможности не впуская его обратно. Максимально выпустив воздух, можно приступать к герметизации.
       Герметизация промышленных гермоупаковок с жесткой лентой и пряжкой-фастом проще. Горловина расправляется на жесткой ленте (не впускайте при этом в гермик воздух), аккуратно, без складок сворачивается не менее чем на три оборота (чем больше, тем лучше), фаст застегивается.
       Герметизация промышленных и самодельных мягких резиновых (и полиэтиленовых, в крайнем случае) гермиков достигается путем завязывания горловины. После выдавливания воздуха оставшийся свободным участок горловины складывается пополам в длину и туго стягивается завязкой. Необходимо сделать достаточно много оборотов завязки вокруг сложенной пополам горловины (минимум пять оборотов), герметичность обеспечивается именно суммированием усилий от затяжки каждого витка. Гермики завязываются только со сложенной пополам горловиной, просто перетягивать ее без перегиба по принципу завязки воздушного шарика - бессмысленно, поэтому мешок никогда не должен быть наполнен под самый обрез, всегда должна оставаться длинная пустая горловина. Не имеют смысла попытки завязать саму горловину мешка узлом без применения отдельной завязки - такой узел пропускает воду.
       Удобны гермоупаковки с воздушным клапаном - он позволяет, по вашему выбору, либо полностью удалить воздух для достижения максимальной компактности гермовкладыша в рюкзак, либо, напротив, поддуть закрытый гермик, уже упакованный в отсек лодки, для создания запаса плавучести.
       Для завязки лучше всего использовать тонкую эспандерную резинку с крючками (концы крючков полезно скруглить, во избежание повреждения материала гермомешка). Возможно применение веревочек, лент с пряжками, скотча. Хорошая привычка, исключающая потерю завязки - держать ее всегда привязанной к углу распакованного мешка.
       Ни в коем случае не бросайте упакованные гермики, не садитесь на них, не кладите их на грунт, не вешайте на деревья - упакованная герма должна либо находиться на своем месте в лодке, либо быть защищена наружным чехлом (рюкзаком).
       В ремнаборе обязательно должны быть материалы и принадлежности для ремонта гермотары (соответственно материалу гермиков) и запасные завязки.
       Перед походом необходимо проверить целостность всей гермотары, при необходимости - произвести ремонт.
      
       2.2. Возможные варианты упаковки СВ
      
       2.2.1. Упаковка вещей в драйбэг - наиболее удобный и экономный с точки зрения "лишней тары". Драйбэг - это непромокаемый рюкзак или сумка из очень прочного пластика, используемый как на воде, так и на подходах (подъезде) к реке. Из недостатков - как правило, недостаточный для размещения всех вещей туриста-водника объем, подвеска драйбэгов бывает менее удобна для длительной переноски на спине в сравнении со специализированной подвесной системой хорошего рюкзака, конструкция горловины хорошо держит брызги и выдерживает кратковременное погружение в воду, но при длительных заплывах может протечь (чем толще материал горловины, тем ниже надежность герметизации). Очень удобны драйбэги в коммерческом сплаве (при небольшом количестве личных вещей клиента) и на всяческих покатушках.
       2.2.2. Упаковка в большой гермомешок - стандартный или спец. вкладыш по форме рюкзака или отсека лодки - оптимальна с точки зрения удобства загрузки и минимизации объема груза, если есть возможность поддува - экономим на поддувной емкости безопасности. Недостатки - необходимость изготовления на заказ (для гермиков под конкретную лодку), большая ширина горловины (как следствие - меньшая надежность герметизации, полная невозможность применения застежки на пряжку-фаст, вообще большой объем завязанной горловины. Неудобно также паковать вместе разнородные грузы, приходится применять дополнительные внутренние мешочки или использовать в качестве разделителей груза вещи, которым это несвойственно (одежду). При повреждении большого вкладыша имеем 100% намокания груза.
       2.2.3. Упаковка вещей в несколько небольших стандартных гермомешков очень удобна с точки зрения пользования грузом. Можно распаковывать только те гермики, которые содержат нужные сегодня вещи, и в том порядке, который удобен для работы (распаковываем и ставим палатку, потом заносим в тамбур упакованные гермы и загружаем ее спокойно). При повреждении одного гермика мокнет только его содержимое. Недостатки метода - общая масса гермотары больше, чем в предыдущем случае, объем судна тоже используется менее рационально.
       2.2.4. Упаковка вещей в жесткие гермобоксы - идеальный вариант для компактных жестких грузов - фото, видео, аптеки. Дополнительный плюс - возможность всегда иметь нужные вещи под рукой. Недостатки - дороговизна и некоторая громоздкость боксов.
       2.2.5. Упаковка вещей в гермоотсек судна - скорее экзотический вариант. Известны конструкции катамаранов с довольно высокой степенью герметизации грузового отсека, есть также полиэтиленовые и композитные экспедиционные каяки (гораздо реже - байдарки) с грузовыми гермоотсеками. Очень удобный вариант там, где повреждение отсека маловероятно. К сожалению, в реальных условиях технически сложного экспедиционного сплава вероятность аварийной разгерметизации грузовых отсеков существенно отлична от нуля - поэтому в реальной обстановке часто СВ укладывают в гермоотсек, упаковав еще и в обычный гермик.
       2.2.6. Упаковка вещей (обычно продуктов или добычи) в герметично завинчивающиеся бочки удобна на рафтах и больших плотах. Достоинства метода очевидны - быстрота и удобство упаковки, высокая надежность герметизации. Недостаток, в общем, один - в силу большого обьема и отсутствия достаточного количества крепежных точек бочку довольно трудно надежно закрепить на судне. Если применяется сетка (стандартный рафтинговый вариант) или общий "конверт" на шнуровке для всех вещей одновременно - эту проблему можно считать решенной на удовлетворительном уровне. Во всяком случае, до переворота. На участках, где возможен переворот груженого судна, транспортировка больших, слабозакрепленных грузов малоприемлема.
      
      
      
  • © Copyright Сизон Олег (o.sizon@gmail.com)
  • Обновлено: 18/02/2009. 17k. Статистика.
  • Водный:Статьи и обсуждения
  • Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка