Олейник Денис Сергеевич: другие произведения.

Отчет: Горный Крым 2004

• Комментарии: 15, последний от 10/01/2007.
  • © Copyright Олейник Денис Сергеевич (den-falco@ukr.net)
  • Обновлено: 11/04/2007. 21k. Статистика.
  • Отчет. Горный:Крым ,Украина , Ноги
  • Дата похода 30/04/2004 {4 дн}
  • Маршрут: Ангарский перевал - Мраморная пещера - Т/б Сосновка - Эклизи-бурун - ю.Демерджи - Джурла - Джур-джур - Алушта
    Навстречу ветру...

ГОРНЫЙ КРЫМ 2004

Это один из многих походов в Горный Крым с моими друзьями, регулярно проходящий во время 'майских праздников'. Небольшая наша компания организовалась как-то сама по себе из любителей активного отдыха, но совершенно разных людей.
      Стоит рассказать о 'завсегдатаях' наших походов.
      Я - Денис. Со школьных лет хожу в горы и всевозможные туристические походы. Начиная со студенчества, работал на Азово-Черноморской орнитологической станции, поэтому полевая жизнь не в новинку. В принципе, весь наш народ и повел когда-то впервые в горный Крым. Любимое занятие: всем надоедать. Увлечение: птицы, пинать сонного Елкина.
      Мой друг Денис Сосновских ('Елкин') - будущее украинской математики и кибернетики. Ушедший с головой в туризм бродяга. В отличие от меня размеренный и рационально действующий. Любит футбол и покемонов.
      Люба (девушка Елкина) - будущий филолог. Спортсменка, комсомолка и просто красавица...Любит - 'Елкина'. Не любит - мой украинский.
      Андрей (Андрос) - добрейшей души человек... будущий хирург. Любит - все что шевелится. Любимое занятие - напившись крымского вина бросаться сырокопченой колбасой. Не любит - шныряющих повсюду в Горном Крыму зябликов (слишком быстро шевелятся).
      Жека - представитель интеллигенции нашего отряда. Травматолог. Любит - вправлять суставы. Не любит - когда после 2-ух часов моего вождения народа по лесу я говорю: 'По моему мы заблудились!'
      Олежка - еще один представитель медицины в отряде. Любит - посещение дегустационных залов крымских винзаводов. Не любит - когда там перерыв.
      В этот раз с нами ходили также моя девушка Катя, сестра Жени с подругой, его девушка, девушка Андроса и Олежки (в смысле у каждого своя). В общем, народу подтянулось достаточно много (11 человек).
      За месяц, как всегда, был разработан маршрут (который редко соблюдался). В виду того, что все мы обитаем в разных городах, добираться решили каждый сам по себе. За неделю перед выездом выяснилось, что из-за учебы и работы у нас возникла 'накладка'. Ребята из Запорожья выезжали на 3 дня раньше, а соответственно оставаться в горах могли меньше. Мы четверо (Я, Денис, Люба и Катя) решили все же соблюдать традиции и хотя бы пару дней побыть с нашей компанией.
      Сборы начались из обсуждений необходимого количества горюче-смазочных материалов. Денис говорил 'две'. Я настаивал на 'четырех'. Победил опыт (а так же нервное высказывание '..езжайте тогда сами..). Взяли 'четыре' при условии, что перемещаться они будут в моем рюкзаке.

30.04.04. Для себя и Кати взял старенький 'Ермак' и пару спальников (один из них с неработающей змейкой) с надеждой на хорошую погоду. Елкин с Любой экипировались в спортивном магазине, и при нашей встрече на ж/д вокзале в Симферополе больше походили на НАТОвских миротворцев. У Дениса на шее болтался наш тотем - желтый покемон Пикачу. 'Ермак' был набит хорошо, но никакие отмазки не помешали бутылкам с непонятной белой жидкостью перекочевать в мой рюкзак. На вокзале купили хлеба, девченкам йогурт на завтрак, и на 'рогатом' отправились к месту нашей сходки, находящемуся между с. Перевальным и Ангарским перевалом недалеко от т/б 'Сосновка'. Ехали хорошо, я смотрел в окно и пускал слюни от радости. Приехав к нужному месту и выбравшись, начали поиск группы. Оказалось, команда стояла в двухстах метрах от нас, на левом берегу р. Ангара.
      Увидел блуждающего по лагерю Жеку. На лице угадывалось: 'Кому б призаподлить?'. Решил отыграться. Позвонил на мобильный и сказал что мы не приедем. На обиженный вопрос 'Почему?' на всю округу заорал: 'Потому что мы уже здесь!!!'. Обнялись... Выпили... Вылез Олежка... Выпили повторно... Пришло время познакомится с незнакомыми... Я решил, что лучше знакомится с чашкой чая, или мы никуда уже сегодня не пойдем. Если без шуток, ужасно был рад увидеть своих друзей.
      После завтрака (помогли девочкам съесть их йогурт) обсудили ход нашего отдыха. Ребята, оказывается, уже дружненько сбегали через сев. Демерджи на Джур-Джур, побывали в Кызыл-Кобе (Красной пещере). Сегодня собирались на нижнее плато г. Чатырдаг - посетить Мраморную пещеру. Мы не стали вносить коррективы в маршрут.
      Была небольшая проблема. Из-за большого количества новичков в группе, решили идти на легке, оставив в лагере дневального. Выпало Андросу. Андрюшка отвел меня в сторону и с хитрой физиономией Бормона сообщил о 2-ух литрах припрятанного пива и сушенной рыбе. Я разорвав полосатую майку на груди сказал: 'Врешь...Не возьмешь...'.
      Идти решили по Красной тропе. Пройдя через буковый лес вышли на безлесую каменную россыпь. Погода стояла замечательная. С улыбками на лице начали подъем. Породы, слагающие западный склон горы, богаты железом, в связи с чем тропа имеет тона красного цвета. Подъем с непривычки был нелегким, особенно для слабого пола. Минут через сорок мы вышли на нижнее плато Чатырдага (улыбка с лица исчезла). Вся яйла, словно пятнами, была покрыта стелящимся можжевельником. Кое-где, среди карста, синел прострел крымский, который Люба давно уже нарекла 'мохнаткой'. К Мраморной решили идти через группу 'диких' пещер, однако ни к одной из них, почему-то, выйти не удалось. Нашли лишь огромный карстовый карниз, под которым нерадивые туристы устроили свалку.
      Для себя (и для современной орнитологии) провел интереснейшее наблюдение. Нами были встречены пара белоголовых сипов (Gyps fulvus) и пара воронов (Corvus corax) кружащих над яйлой. Жека заорал: 'Кондоры!!!'. У меня от злости глаза стали красными (кондоры в Крыму!!!). Здесь произошел интереснейший случай: из травы выскочил заяц, и один из сипов вместе с воронами спикировал на добычу. Таких бросков было несколько, во время которых наблюдались межвидовые конфликты между атакующими птицами. Для обычных людей объясню: сипы - некрофаги, т.е. питаются падалью, и активная охота для них нехарактерна. Нужно было в этот момент видеть мои глаза...
      Далее по турам двинулись к Мраморной пещере. Решили не идти через Эмине-Боир-Хосар, что бы не делать лишний подъем, а пойти в обход, восточнее. Идти дольше - но легче. Немного уставшие подошли к пещере. Народу - огромная масса и еще чуть-чуть. В основном организованные туристы на транспорте. Посещение платное. Общая экскурсия ведется около 2 часов и стоит 16 грв. Денег на просмотр жалеть не стали - одна из красивейших пещер Европы, а так же одна из самых посещаемых. Так как я бывал там уже не раз, свой свитер одел на Катю (внутри очень холодно) и вместе с группой отправил на экскурсию. Сам с радостью начал поглощать банку сгущенки (вернее ее содержимое) и рассматривать купленные тут же календарики... Через пару часов народ обрадованный и замерзший вышел на белый свет!
      Возвращаться решили по тому же пути. Идти по яйле местами одно удовольствие. Это там, где очень высокая плотность проективного покрытия почвы растительностью. Идешь будто по подушке. Очень приятные ощущения.
      Вышли к месту спуска - к той же Красной тропе. Вечером здесь чудесная панорама. Сколько раз здесь бывал, каждый раз все по иному... Закат в безоблачном небе омывал цветами теплых тонов буйную травянистую растительность. Порывы ветра волнами качали высохшие куртины типчака и ковыля... Место с которого не хочется уходить...
      Однако пора делать спуск. Идем мини группками по 2-3 человека. 'Старики' помогают новичкам. Спуск здесь - дело нелегкое. Мелкие камешки (западлючки) постоянно норовят выскочить из-под обуви, для того, что бы ты всем своим телом почувствовал твердость подстилающей поверхности. С горем пополам спустились к нашей турстоянке.
      Вечер был чудесный - пили ЕЕ, а так же чай, играли на гитаре. Андрос спец в этих делах, очень хорошо играет и поет песни Розенбаума. Я так же попробовал. Под свет костра в своей тетрадке мало что разобрал. По памяти только вспомнил 'Короля и Шута'. После второй песни напряжение выросло до предела, и я понял что пора прекращать. Покушали привезенных нами еще домашних харчей, ну и конечно 'Мивинки'. Спать было не холодно (спали вчетвером). От усталости моментом вырубился.

1.05.04.
      Утро было чудесное - голова не болела. Умылись в Ангаре и взялись за приготовление пищи. На скорую руку позавтракали и принялись обсуждать маршрут. Сегодня решили идти снова на Чатырдаг, однако, через Тисовое ущелье на Ангар- и Эклизи-Бурун. Идти решили все, оставив рюкзаки у лесничего (Баба Валя - представитель рекетирского движения аборигенного типа). С собой взяли маленький рюкзак с обедом и водой. Нести решили по очереди. Перебравшись на троллейбусе к Ангарскому перевалу, начали подъем по маркированной и нахоженной тропе. Сразу вспомнилось восхождение сюда двухгодичной давности, когда я, сам не пойму как, завел наш народ на г. Сахарная головка с умным видом что 'все так и задумано', а потом вертикальный спуск по буковому лесу на пятой точке. Я привычно шагал замыкающим - люблю не спешить, слушать птиц, дышать чистым горным воздухом. Шагалось немного тяжело после вчерашнего (в смысле похода), но через полчаса организм полностью адаптировался. Подойдя к подъему, был поражен напором девченок - из под ног рвали почву с опавшими листьями, только комки грязи летели (со стороны очень смахивало на бегущий отряд орков из 'Две крепости'). Думаю: 'Подождите, посмотрим что будет дальше!' Однако после двухчасового перехода все наши девочки были метрах в двухстах от матерых горных лосей. Когда приполз на смотровую площадку, не было желания даже дышать, а они сидят цветочки нюхают и природой любуются. Молодцы в общем!
      Ушли правее, и спустились в Тисовое ущелье. Это чудо природы - мини-копия Большого крымского каньона, поросшее тисом ягодным (красивое реликтовое хвойное растение). Сделали фото, отдохнули, и двинулись в направлении Ангар-Бурун. Путь лежал мимо карстовых воронок, поросших можжевельником. Слева открывалась прекрасная панорама на г. Демерджи с ее каменными причудливыми изваяниями. Перекусили и пошли... Тропа была не сложная, но подъем очень затяжной. Голень ужасно устала. Кто-то из ребят взял у меня рюкзак. Стало немного легче - даже начал слышать поющих в небе жаворонков. До вершины добрался весь разгоряченный, а тут нас ожидал пронизывающий ветер, поэтому был очень рад спустится в низинку для продолжения маршрута. Идти стало легче. Повсюду под карстовыми нишами лежал снег. Так как вода у нас закончилась, пустые фляги забили снегом, с надеждой через некоторое время попить водички. Ребята обнаружили небольшой, метров пять, заснеженный склон. Ужасно стало интересно, как много снега набьется под рубашку после спуска на пятой точке. Мы с Елкиным были второй парой спускающихся. Во время этого процесса нас щелкнули на фото. Снежную массу, набившуюся в штаны, измерял в жменях...
      К подъему на Эклизи-Бурун подошли бодренькие. На вершине была масса народа, и у нас было огромное желание побыстрее стать ее составной частью. Начали восхождение. Наши девушки снова были впереди. Минут сорок подъема по узенькой тропке и мы на вершине. Красотища!!!! Одна из самых высоких вершин Крыма - 1527м (если память не подводит). Вид отсюда восхитительный! Однако оставались здесь не долго - слишком холодный и пронизывающий ветер. Далее продолжили свой путь по гребню на северо-запад.
      На одном из отрогов нашли длинный снежный спуск. У народа загорелись глаза... Я прикинул, и сразу сказал, что лучше буду фотографировать со стороны. Их было трое - Андрос, Деня и Олежка. Поехали все вместе. Елкин как математик просчитал все верно, и при приземлении вскочил на ноги. Андрос как на лыжах проехал по грязи в конце пути. Олежка решил не утруждать свое Величество - на чем ехал, на то и приземлился.
      Спускались к Кутузовскому озеру (на которое почему-то не вышли). Спуск был довольно опасный, но народ на это реагировал слабо. Прибыли на то же место, откуда стартовали.
      Добравшись до сторожки забрали свои рюкзаки у бабульки и отправились на старое место разбивать лагерь. Приготовили ужин, и перед нами стал вопрос - что делать с пятью оставшимися бутылками водки. Дело в том, что ребята завтра уезжали в Запорожье, а из нас четверых иногда 'лечусь' только я. Понимая, что нести весь этот груз мне, уговорил ребят побороть своих 'врагов' на месте. Все было здорово - жаль мало что помню....

2.05.04г.

...Тяжело вздохнул...Организм вставать отказывался. Настояли боевые товарищи с помощью убедительных пинков по болящему, каждой клеточкой, телу. Откинул створ палатки. На растяжке висела опустошенная вчера тара из под водки... Зло ... Жека все таки призаподлил - исполнил поставленную для себя задачу. Качаясь, отправился к ручью...Мокрое белье напомнило о вчерашнем купании в реке...Друзья предложили опохмелиться. Зло...За завтраком обещал никогда не брать с собой ни капельки (P.S. Через три месяца сказал, что одна нужна на всякий случай, еще через три - надо брать 2 - вдруг промокнем и нужна будет растирка...).
      Немного посидев, начали прощаться. Мы (я, Люба, Катя и Денис) накинули на себя рюкзаки и отправились в путь. Добравшись до 'родного' Ангарского перевала свернули налево, и пошли через буковый лес к подножью г. Демерджи. Однажды, идя на Южную Демерджи мы пришли на Северную (угадайте, кто вел?), поэтому, наученные опытом, придерживались правой тропы.
      Буки, дубы, листья, камни...все мелькает перед глазами. После вчерашнего застолья идти невыносимо тяжело (хотя со временем и в этом нашел '+' - в то время как всем из-за долгого перехода становится все сложнее, меня 'попускает' и мне все легче и легче). Наконец мы выходим на лавандовое поле и перед нами открывается грациозная и фантастическая по красоте г. Демерджи. Полюбовавшись и отдохнув, отправились к подножью горы. Через часик подошли к ур. Фун - остатки древнего греческого поселения. За вход с нас конечно содрали по паре гривен, но зато теперь здесь работают экскурсоводы и можно послушать интересное повествование. Нанюхавшись запаха древности, отправились мимо квакающего болота к россыпям каменного хаоса. Гору накрыла конкретная обезьяна. Прошли мимо ореха и камня из 'Кавказской пленницы', дошли до Чертового пальца - известняковой огромной фигуры, от которой начинается тяжелый подъем на Ю. Демерджи. Тут мы с Деней повздорили по поводу кому нести котелок, причем по-дружески обложили друг друга трехэтажным матом. Я так и не успел преподать ему урок хороших манер, с помощью своей правой нижней конечности, так как Катя подхватила зерно раздора и ускакала с грацией серны по горным выступам. Мы пожали плечами, накинули рюкзаки, обнялись и отправились в путь.
      Тропа очень тяжелая, постоянные осыпи, спасают лишь растущие покрученные деревца, за которые можно уцепиться руками. Тропок здесь много, и главное не потерять маркер, иначе нужно будет ползти по почти вертикальным откосам. В одном из ущелий увидел что-то похожее на барсетку. Елкину не сказал, иначе он продемонстрировал бы нам показательные выступления по лазанию на скалах без страховки, а соответственно и прыжкам со скал без парашюта. С горем пополам добрались на поляну с огромными валунами. Здесь туристы останавливаются перед последним штурмом вершины. Отсюда открывается красивейший вид на Алушту. Немножко повалялись, походили босыми ногами по изумрудной травке и снова наверх. Рядом с этой поляной видел сапсана (Falco peregrinus), а так же слышал его крики. Вероятно, рядом находится гнездо. Идем по обходной известняковой тропке с корягами, но прекрасным видом на море. Когда уже над собой увидели триангулятор, началась долгая обходная тропа. Здесь наши мнения разделились: народ настаивал пойти вертикально вверх по скалам по более короткому пути, я настаивал на обходе. В итоге каждый сделал по-своему. Я взял котелок и побрел небольшими шагами. Идти было очень трудно. Останавливался через каждые 15-20 шагов. Пару раз ронял котелок. Догоняя его, постоянно вспоминал о чьей-то матери. Минут через 20 выбрался и завалился на бок. Полежав пару минут снял рюкзак и пошел на вершину уже по горизонтальной плоскости. Я то думал что ребята давно уже там, оказалось, что я пришел первым. О-о-о!!! С каким умным и гордым видом я их встречал. Отдохнув и пофотографировавшись отправились к месту ночевки - к туристической стоянке Джурла. Вверху на Демерджи масса прекрасных для стоянки мест, однако, здесь нет воды (насколько я знаю). Подойдя к спуску в ущелье, увидели поднимающуюся группу людей, несущих на плечах носилки. Оказалось, женщина травмировалась, и группа туристов спускала ее в поселок. Все сразу начали идти аккуратнее чем прежде. На турстоянку пришли уже в сумерках. Времени для сбора дров и разведения костра не было. К счастью соседи накормили нас вкусным супом и напоили чаем (да, да - такое еще бывает!!!). Очень уставшие за день мы завалились спать.

3.05.04г.
      Утро было теплое и солнечное. Вчерашние соседи повторно оказали нам услугу, предоставив свое кострище и массу дров. Умывшись и покушав, наконец рассмотрел место нашей стоянки. Это красивейшее ущелье с озером и зелеными полянами, поросшее по краям березовыми рощами, буковыми, сосновыми и дубовыми лесками. Ручей, образовавший озеро, ниже по течению образует водопад Джурла. Именно к нему лежал наш дальнейший путь.
      Перейдя ручей, мы пошли по левому его берегу. Часто встречались группы туристов. Время летело, поэтому, даже не заметив, мы уткнулись в водопад. В это время Джурла маловодна и водопад не так красив как осенью, однако, красивых мест для стоянки здесь предостаточно. Немного облились водой, наполнили свои фляги и тронулись к конечной точке нашего похода - водопаду Джур-Джур. Тропа постоянно выходила к восточному склону гор, и перед нами открывались чудесные панорамы Южного берега. Шли мы не спешно, часто отдыхая. Подъемов почти не было, в основном был постоянный спуск - мы шли в ущелье Хапкал. Через три часа ходу по засыпанному прошлогодней листвой лесу, вышли к дорожке, идущей к водопаду. Здесь, как и у Мраморной пещеры, была масса 'туристов в тапочках'.
      Водопад Джур-Джур самый полноводный и красивый водопад Горного Крыма. Огромные массы воды стремительно падали с 8-ми (?) метровой высоты с громким рокотом, который был слышен за сотни метров. Ребята оставили рюкзаки (и меня вместе с ними) и отправились к водопаду.
      Отдохнув вдоволь, начали искать место для ночевки. Оказалось что это не так уж легко. Везде была масса народу, а уходить далеко от поселка мы не хотели (утром собирались отправиться на автобусе в Алушту). Побродив по местности, мы наткнулись на группу туристов. Руководитель группы любезно предложил нам остановиться на их турстоянке, однако предупредил о ночных состязаниях по храпу в палатках. Так как нам это совершенно не мешало, мы тут и упали. Разбив палатку и распалив костер мы с Деней отправились в с. Генеральское за вином и информацией по отъезду автобуса. Там нашли и то и другое, а так же супружескую пару из Киева, также искавшую место для стоянки. На последок приобрели у аборигенов 2 литра молока. Киевляне купили 0,5 литра, но, представив коровок, мирно пасущихся на склонах этих прекрасных гор, купили еще 1 л.
      Вечер состоял из вкусного ужина, приготовленного нашими девушками, и обмена воспоминаниями о бывших походах, а так же мечтами о будущих.

04.05.04г.

Рано утром быстренько собрали лагерь и отправились в село на автобусную стоянку. Автобус и пассажиры напоминали колумбийские деревенские автобусы, часто показываемые в американских фильмах. Мирно посапывая на рюкзаках. мы добрались до Алушты. Я предложил отправиться на пляж - подышать свежим воздухом. Народ настоял на посещении нашего любимого дегустационного зала в пос. Пушкино. После недавней попойки мне очень тяжело было на это согласиться. В итоге перед нами знакомые ворота и приятный винный запах...
      Наконец таримся со своим имуществом в проходящий 'рогатый' и едем на место нашей первой стоянки - к подножью Чатырдага. Там отдыхаем до вечера.
      Как бы ты не тянул время, минутки бегут, и вот нам приходится снова прощаться с любимыми горными тропами, однако тепло омывает все внутри при одной только мысли о следующей встрече с этими прекрасными местами.

Пирогову Евгению.

Чатырдаг

Нежный луч восходящего солнца,
      Пробираясь по гладкой стене,
      Моих глаз ненароком коснется,
      'Вот и утро',- прошепчет он мне.

Створ палатки откинул...Стрелою
      Первый вдох обжигает нутро,
      В голове закружилось юлою
      Время то, что без гор утекло.

Предо мной, возвышаясь над миром,
      Разогнав стаю злых облаков,
      Крымским ханом - могучим визирем
      Засиял Чатырдаг без оков.

Две вершины - как братья родные,
      Время лишь красоту в них вплело,
      Их отроги от снега седые,
      Много талой воды с них стекло
      С той поры, как ногою ступая,
      Покорял норовистость тропы,
      Пробирался сквозь буки, сбивая,
      Кожу с дико уставшей стопы.

Черный гриф здесь парит над яйлою,
      Среди карста синеет прострел.
      Сколько лет мы знакомы с тобою?
      Сколько песен в походах пропел?

Вновь навьючен рюкзак за спиною,
      В путь завет беззаботная высь.
      Счастлив я - наши души с горою,
      В этой жизни навеки слились.
       2004г.
  • Комментарии: 15, последний от 10/01/2007.
  • © Copyright Олейник Денис Сергеевич (den-falco@ukr.net)
  • Обновлено: 11/04/2007. 21k. Статистика.