Олейник Денис Сергеевич: другие произведения.

Отчет: Эпоха небесных слез: Горный Крым -2005

• Комментарии: 3, последний от 27/08/2021.
  • © Copyright Олейник Денис Сергеевич (den-falco@ukr.net)
  • Обновлено: 17/02/2009. 35k. Статистика.
  • Отчет. Пеший:Крым ,Украина , Ноги
  • Дата похода 01/05/2005 {4 дн}
  • Маршрут: Бахчисарай - вод. Серебрянный - Большой каньон Крыма - Т/с Бойка - Ай-петри

Наконец-то ОНА пришла!...ВЕСНА...
       Вот они - долгожданные весенние птичьи трели и запахи первых луговых цветов. За окном теплое яркое солнце и приятный легкий ветер, гонящий стаи белых, похожих на мягких ватных зверей, облаков. На север уносятся последние стаи зимующих у нас птиц, а на смену им прилетают домой хозяева.
       Как же я устал от зимней спячки!!! Даже не верится, что теперь снова смогу вдохнуть пропитанный ароматами первоцветов свежий горный воздух, омыть чело холодной родниковой водой, а главное насладиться пейзажами своих любимых мест...
       КРЫМ - такой небольшой и такой разный. Как много подарил ты незабываемых мгновений!
       Приходилось мне наблюдать закат солнца в типчаково-ковыльных степях Керченского п-ва, где медовые солнечные лучи, пронизывая белый пух ковыля, обволакивают тебя бесконечным золотым покрывалом...
       ...стоять на известняковых обрывах п-ва Тарханкут, будучи окутанным лунным серебристым светом и теплым морским воздухом ночи...
       ...встречать рассвет на солончаках Сиваша, среди куртин кермека и бескрайнего ковра огненно-бардового солероса.
       И конечно же горы!!! Да, пусть это не Памир и не Тянь-Шань - но этого и не нужно! Крымские горы имеют свою неповторимую красоту. Я мало видел в жизни людей, чье сердце не трогали бы неповторимые пейзажи Горного Крыма. И я очень рад, что сумел привести сюда близких мне людей, тем самым, привив им вечную любовь к этим местам. Каждую весну мы стремимся попасть в эти чудные края, несмотря на заботы и житейские тяготы. Каждую весну, посещая хорошо изученные места, мы находим для себя массу новых ощущений, вдохновляя себя этим на будущие походы.
       Итак, вперед! Вперед к вершинам и новым приключениям!!!

Эпоха небесных слез: Горный Крым-2005г.

Все, как всегда, началось с долгого обсуждения маршрута еще за несколько месяцев до похода. В последние годы мы базировались в районе Чатыр-Дага, и там тропили и без того знакомые места. Это конечно доставляет массу удовольствия, однако в этом году мы решили посетить новые, или давно забытые старые, места. Выбор пал на Большой каньон Крыма. Я там бывал и ранее, но для некоторых членов нашей группы эти места оставались неизведанными. По-моему, нет ничего чудеснее, чем счастье в глазах человека, впервые посещающего прекрасный и неизвестный ему край.
       Как часто бывает, практически до выезда не был известен окончательный состав группы. Предполагаемое количество идущих колебалось от 6 до 15 человек. Нашей главной потерей, безусловно, было отсутствие так любимого нами Андроса. Немного попытался взбунтоваться Олежка, но после приятного общения по телефону с Женей (...да ты даже не лох... Это я то не лох???) он принял верное решение. В итоге я перестал предпринимать какие-либо попытки, чтобы узнать состав будущего похода. Главное, что идет основная часть команды, а это значит, что все будет замечательно!
       За неделю перед выездом я впервые посетил метеосайт. Шок!!! На время похода обложные дожди! Но как тогда показалось, ничего страшного - прорвемся!
       Вышло так, что основная группа выезжала из Мелитополя и прибывала в Бахчисарай в 5 утра 29.04. Я же, выезжал из Николаева и прибывал в 9-30 только в Симферополь, поэтому посоветовал народу провести свободное время изучая достопримечательности г.Бахчисарай.
       Вечером в поезде не происходило ничего особенного - распаковал спальник и отправился в страну грез.
       Проснувшись утром, сразу прилип к окну. Крым, к сожалению, встретил пасмурным и хмурым небом, зато буквально сразу оправдал свое название "птичьего рая". В течение получаса, на своем пути к г. Красноперекопску, постоянно встречал поливидовые колонии птиц, расположенные в лесопосадочных полосах. Костяком здесь были грачи - важные иссиня-черные хозяева, построившие свои гнезда в центре колонии. Периферию занимали белоснежные цапли, с развивающимися на ветру эгретками, кокетливые красавицы кваквы и небольшие красноногие сокола кобчики. В стороне от всего этого птичьего "народа" среди ветвей деревьев встречались одиночные пары лесных голубей - вяхирей и обыкновенных горлиц. На поле изумрудной озими отметил группу красавиц-пеганок и переливающегося золотом и малахитом самца фазана, гордо выхаживающего по своим владениям и совершенно не реагирующего на громыхающий состав поезда. Изредка вдоль проселочных дорог на опорах ЛЭП встречались огромные гнезда белых аистов.
       Вот так вот, смотря в окно, я и прибыл в г. Симферополь. Теперь мне необходимо было как можно скорее добраться в г. Бахчисарай. Немного подумав, решил ехать автотранспортом, что намного быстрее электрички. На перроне прибывших облепили местные таксисты. Пробившись сквозь людские массы, выбрался на привокзальную площадь, где после слова "Бахчисарай" был подхвачен каким-то дедушкой и усажен в легковой автомобиль. Оказалось, меня усадили в попутно направляющийся транспорт. Сорок километров живописных ландшафтов на серпантинах крымских дорог обошлись мне в 20 грн.
       В Бахчисарае вышел у автовокзала. Почему-то, кроме таксистов, которым я долго объяснял, что мне никуда не нужно ехать, никто меня не встретил. Оказалось, ребята посещали пещерный город Чуфут-Кале и возвратиться должны были через полчаса. Я пошлялся по местному рынку, зашел в винный магазин, купил недостающие мелочи.
       Вот она - долгожданная встреча! Обнимания, целования, пинки под зад - в общем как всегда. Теперь мы были в сборе! Наша группа состояла из 9 человек (5 парней и 4 девушки).
       Итак, в нынешней команде были:
      -- вечнозеленый хвойный дует им. Пикачу - Денис Сосновских и его прекрасная половина Люба;
      -- трио людей в белых халатах - Евгений и Лилия Пироговы и Светлана (потенциально также Пирогова);
      -- два исследователя, изучающих особенности воздействия алкоголя на человеческий организм в условиях, близких к естественным - Олежка и Александр;
      -- ваш покорный слуга Денис Сергеевич Кондор-Зябликовский и его непокоренная вершина - неприступная скала св. Катерина.
       Дальнейший наш путь лежал к с. Соколиное. Мы загрузились в пригородный автобус, заняв всю его заднюю площадку. В попутчики нам попались две приятные женщины, которым мы сначала очень мешали. Вскоре, найдя общий язык в виде обсуждения красот местных достопримечательностей, мы общались как старые знакомые.
       За окнами светило весеннее солнце, бросая блики на проносящуюся мимо листву. В тот момент я даже не задумывался о том, как резко может измениться погода в горах.
       Прибыв в Соколиное начали разгрузку. К нам подошли два аборигена-татарина. Сказав, что до каньона около 6 км ходу, предложили перевести вещи (ну и нас, конечно, тоже) на своих авто. Во время поездки, наслаждаясь пейзажами горных дорог, у меня возник вопрос: "А не превратится ли наш долгожданный труднопроходимый поход в стандартное матрацничество ? ".
       Наша машина подъехала к площадке у входа в каньон первой. Выйдя на свежий горный воздух почувствовал, что наконец-то нахожусь там, где хотелось находиться последние холодные месяцы - пенье птиц, шум воды, шелест листвы...
       Времени было около 14-00. Решили сразу идти к водопаду Серебряный (Серебряные струи). Пройдя буквально 50м, ощутили тяжесть рюкзаков (самый загруженный у нас был Женя) и влажность почвы. Изначально все старались обходить лужи, содержащие в себе грязи в три раза больше чем воды. Если бы мы знали, что за тропа ждет нас впереди! К этому времени солнышко, которое до этого времени хотя бы временами выглядывало, скрылось за облаками окончательно - раз и навсегда на весь предстоящий поход. Через 30 минут неспешной ходьбы мы были у водопада.
       Таким полноводным я его еще никогда не видел! На покрытых мхом скальных участках образовались красивые изумрудные каскады. Зеленые растения, покрывающие его большую часть, спускались длинными, изумительными по красоте побегами. Серебряные брызги воды разлетались во все стороны, покрывая нас мелкой прозрачной росой - водопад полностью оправдывал свое название. Здесь мы сделали замечательные снимки.
       Денису Сосновских как всегда этого было мало. Ему просто необходимо взбираться на самые неприступные скалы и вклиниваться в самые узкие теснины. Он не успокоился, пока не перетер руками каждый уступ и впадину этого прекрасного места. Переходя в очередной раз водный поток, он прочувствовал на себе температуру местной водички, омыв в ней свои походные кеды.
       Рядом с водопадом работники лесничества соорудили столик и скамейки для отдыхающих. Именно здесь мы и остановились перекусить. Обедали еще дома приготовленной пищей. После перекуса решили искать место для ночевки, и этим самым окончить на сегодня столь недлительную пешку.
       Разделившись, начали поиск удобной поляны, главным критерием для которой были труднодоступность (для лесников) и относительная сухость. Мы с Женей и девочками буквально сразу нашли красивую и обширную стоянку, располагающуюся в 30 м выше водопада. Она была действительно труднодоступной. Вернее к ней легко можно было добраться двумя способами. После первого ты по колено мокрый, а после второго - весь грязный, а если немного постараться, то и с несколькими переломами...
       Спустя 30 минут мы сидели на груде перенесенных вещей у нового места жительства на ближайшую ночь. После того как поставили палатки, занялись сбором дров. Хвала Всевышнему, их здесь было предостаточно, и уже через час у нашего лагеря красовалась гора сухой буковой древесины. Огненным шаманом у нас был Жека. Не знаю, что он там рассказывает огню, но на протяжении всего похода ему удавалось уговорить гореть костер буквально в воде. В общем, в лагере как всегда, каждому нашлась работа - кто-то готовил ужин, кто-то поддерживал горящий костер, кто-то наводил порядок в палатках, кто-то традиционно кидался копченой колбасой... я же поставил в ручей охлаждаться бутылку водки и смотрел, чтобы ее не унесло горным потоком .
       Чуть позже часть команды отправилась посмотреть на расположенную выше по течению искусственно созданную запруду. Мы шли по берегу лесной горной речушки, наслаждаясь шумом стекающей с камней воды и местными пейзажами.
       Тут, видимо, настало время чудить... Денис Сосновских решил испробовать, получиться ли у него свернуть себе шею в первый день похода (к сожалению не вышло). Переходя реку по скользкому бревну, он "капэльку поскользнулся". Сориентировавшись в полете, по-обезьяньи обхватил ногами бревно, он повис вверх ногами, при этом черкнув волосами лежащий в реке огромный валун. Из ртов наблюдавших за этим действием раздалось облегченное "Фу-у-ух!!!". Удивился, потому что у некоторых оно прозвучало как: "Твою м....ь!!!".
       Через 5 минут подошли к запруде. Это построенная из камня и цемента плотина. На месте 3-4 метрового углубления, шириной 30х30 м, скапливается стекающая с горы вода. Прозрачность воды цвета аквамарин просто не поддается описанию! Сделав несколько фотоснимков, мы отправились на стоянку. Я переживал, что Олежка не сбережет оставленную на его попечение охлаждаемую в реке водку - типа ее унес прошедший сель или отобрали злые лесники. В конце концов - исчезла при смещении литосферных плит. Оказалось, я плохо знаю настоящее человеческое чувство ответственности (ему было плохо еще после вчерашней вечеринки в поезде).
       Вечером кушали у костра. Вот он, долгожданный ужин!!! Бананы запеченные в беконе, голубей в мадере и куропаток, тушенных с апельсиновой цедрой... нам заменила гречка. Выпили немного коньяку (потому что много не было), водки, посидели у костра и отправились спать.
       Мы спали вчетвером в старенькой двухместной палатке - я, Катя, Люба и Денис (девченки в средине). Вообще самая лучшая палатка в походе была у Жени - хорошая новая (по-моему 4-х местная) иностранная палатка с тентом. Олег и Саня ночевали в одноместной летней палатке (2х2м). Ночью зарядил дождь, который не переставал лить до самого утра. Результат - резкое понижение температуры (до +6-7). Наша палатка была не накрыта полиэтиленом, поэтому прикасаться к крыше стало небезопасно. Боковые стенки также промокли. Прижимаясь к ним спальниками, мы имели все шансы остаться без сухого и теплого места ночлега. В принципе, ночь прошла относительно нормально. Намного все сложнее было у ребят в маленькой палатке. Она не пропускала воду с наружи, но и конденсат, образовавшийся за ночь из-за разницы температур, оседал на спальники и разложенные сухие вещи. В итоге, все вещи были сырыми, а палатка, при такой погоде, просто не подходила для использования. Мы решили Катю и Любу на следующую ночевку отправить к Жене, а ребят забрать к себе. У Жеки палатка вообще не пострадала, поэтому было очень тяжело вытащить живущий там народ из теплых спальников на бодрящий холодный дождик.
       Женька снова взялся "за разговор" с костром. Когда пламя запылало, ребята принялись сушить влажные вещи. Дождь временами прекращался, но через некоторое время начинал идти снова. Приготовив "Мивины" на завтрак начали решать, что будем делать дальше. Никак не хотелось идти в дождь по тропам из грязи, мокнуть и мочить рюкзаки, становиться на новое влажное место, заново разводить костер из сырых дров (люди из сухой палатки дружно махали головами), а с другой стороны - погода не предвещала ничего хорошего, улучшения видно не было, а идти все равно нужно (промокшие нынешней ночью поддерживали второй вариант).
       Так мы провели первую половину дня: пили чай, ели сгущенку, надеялись на жалость природы и спорили. Лично мне было все равно, идти или нет, меня больше донимал самец зяблика, который постоянно прилетал к нашему костру, и прыгая вокруг нас хамовито с "чириканьем" требовал свою долю пайка. Как только мы пытались сделать фото, он то улетал, то садился слишком далеко, то ракурс принимал не эстетичный. Зато если мы относили фотоаппарат в палатку, он с наглым видом и хитрой физиономией минутами прыгал в паре метров от нас...
       Досидев так до часу дня, все же решили идти (дождик в это время прекратился). Как только мы собрали лагерь, он припустил с новой силой. Так как что-либо менять не было смысла, наш отряд двинулся вперед. Мы прошли целых 20 метров...Тропа, по которой мы вчера с трудом поднимались, представляла из себя месиво, состоящее из грязи, жухлой листвы и стекающих ручьев воды. Слева был крутой спуск, переходящий в реку. Для находящихся внизу у водопада туристов наш спуск был, наверное, настоящим шоу. Сначала пошел Женя, за ним я и Саша. Мы стали на разных участках тропы и начали принимать рюкзаки, складывая их в конце спуска. Потом подстраховали остальных участников похода. Пару раз я действительно испугался, когда были возможности сорваться с тропы в воду. В общем, мы чудом избежали травм, оставшись при этом относительно чистыми. После этого была опасная переправа по скользкому бревну через реку, которую мы так же удачно преодолели.
       Дальше наш путь лежал к входу в Большой Крымский каньон. Дорога очень отличалась от вчерашней, всюду была грязь, мокрая и скользкая листва - поход обещал быть захватывающим. Сначала мы даже пытались идти аккуратно, не намочив ноги и не пачкая одежду с обувью. В это время природа постоянно хныкала и посылала на наши головы пелену серебряных слез.
       Вход в каньон перекрывал шлагбаум. Лесник сразу хотел взять с нас по 5 грн. Когда я согласился, Сосновских меня чуть не загрыз за то, что я не торгуюсь, и лесник для моего спасения сам снизил цену, пожелав нам при этом удачи.
       Я знал, что весной, да еще и в такую погоду, каньон можно пройти только верхней тропой, но я не ожидал увидеть, во что превратилась Аузун-Узень. Летом это небольшая речушка, в которой хорошо просматриваются выточенные водой ванночки, которую во многих местах можно запросто перейти. Сейчас это была настоящая горная Река - река, которую нужно уважать и относиться к ней с почтением.
       Я часто читал отчеты водников, старался уловить то возвышенное чувство, которое выплеснуто на бумагу, вжиться в образ и пережить те эмоции и мгновения, ради повествования которых и пишутся эти отчеты. В данный момент я вспоминал слова из шедеврального рассказа о реке Хара-Мурин киевлянки Супруненко Софии. Если бы мне предстоял сплав по такой реке, я бы, наверное, разговаривал с ней, и просил ее сохранить меня.
       Вода просто кипела - повсюду сплошная белая пена! Говорят, чтобы понять бейсбол, его нужно увидеть живьем. Только тут, наблюдая с берега, я понял, что такое буруны, бочки и сливы (хотя до этого сплавлялся на рафте по Южному Бугу). Рев воды и пролетающие как щепки обломки деревьев дополняли общую картину. Где-то глубоко внутри, за пеленой панического страха, я, вероятно, чувствовал тот вызов, который заставляет людей делать попытки противостоять стихии, быть той щепкой в пучине, которая будет цепляться всеми своими зазубринами, что бы доказать самому себе значимость в этом огромном мире.
       Очень жаль, что у меня не было возможности побыть у реки длительное время. У нас был длинный путь, ограничение во времени и полное отсутствие информации о предстоящем переходе. Сделать несколько фотографий нам удалось у Голубого озера. Летом это ванночка, заполненная изумрудной водой. Сейчас это была бурлящая теснина, очень напоминающая фотографии горных рек Кавказа.
       Дальше нас ожидал подъем. Тропа местами хорошая - щебнистая, идти по ней относительно легко, но не безопасно. Там же где образуются понижения, скапливаются огромные лужи, состоящие в основном из грязи. Присыпанные листвой, они иногда совершенно незаметны, и поэтому очень неприятны. Тяжело было и с привалами - нет желания разгоряченным пешкой телом садиться на мокрую и холодную почву или древесину, сразу возникает мысль о болезни. Зачастую приходилось идти прямо по образовавшимся в выбитой тропе потокам воды. После часа подъема сухих вещей на нас практически не осталось. У меня, Кати, Дени и Любы были дождевики, они нам хотя бы немного помогали. Саше и Олегу было намного сложнее. Чтобы не замерзнуть и не заболеть, приходилось практически не останавливаться. В обуви хлюпала вода, а дождь и не собирался прекращаться. Пальцев на ногах мы давно уже не чувствовали. У Олежки левую ногу часто сводило судоргой. Чем выше мы поднимались, тем сильнее становились порывы ветра, а соответственно и ниже температура. Прибавив сюда густой влажный туман, который нас окутывал, можно получить общий вид этой чудесной пешей прогулки. Больше других я переживал за Катюшку. Она предрасположена к простудным заболеваниям, и я изначально был уже настроен на возникновение трудностей. Когда думал о предстоящей ночи в мокрой палатке, с возможно мокрыми вещами и спальником, совсем становилось плохо.
       От нехороших мыслей отвлек один чудесный момент. Выйдя на открытую площадку у края обрыва, мы думали, что в очередной раз ничего не увидим из-за тумана, но тут между идущими в каньоне облаками образовался огромный разрыв, и нам открылся прекрасный вид с высоты 300 метров. На дне каньона, шириной в несколько метров, ураганом неслась река. На другой стороне ущелья каскадами изливался 300 метровый водопад, образовавшийся стекающимися массами воды в одном из понижений каньона. В голове сразу возник образ водопада Анхель из учебников по географии. Пусть у этого водопада и не было такого внушительного потока, но он просто восхищал падением воды со столь высокой отметки. Спустя 3-5 минут от прекрасного пейзажа не осталось и следа - огромное сизое облако напомнило о суровой действительности, хотя после этого идти стало гораздо веселей. Столь редкое чувство в этот день, что все это не зря, вновь посетило наши головы.
       Дальше в основном шел спуск, но спускаться по размытым тропам и бегущим ручьям вещь не намного приятнее подъема. Целью дня была т/с "Бойка". Уже невдалеке от точки окончания сегодняшней пешки выдал фишку Саша. Идя по тропе, он в очередной раз ухватился за дерево. С виду приличный бук, оказался трухлявым бревном и всей своей массой грохнулся перпендикулярно тропе, при этом, чуть не накрыв собой кого-то из наших девушек. Хорошо, что все обошлось без травм. Сашу после этого постоянно подкалывали - не пускайте его за дровами, он весь лес погубит, а на завалах деревьев говорили, что Саня здесь уже был раньше и.т.д.).
       Вскоре мы вышли на шикарную поляну. На ней базировались несколько групп. Очень хорошее место, но не при нынешней погоде. У ребят мы узнали, что т/с "Бойка" находится в 300 метрах ниже среди букового массива. Оставив рюкзаки, мы пошли глянуть, где нам лучше остановиться на ночевку, при этом "глянуть" отправилась большая часть группы, так как стоять и бездействовать означало одно - замерзнуть. Стоянка оказалась сильно залита водой, по этому вернувшись, мы принялись за установку лагеря. К этому времени дождь идти перестал, и у нас появилась надежда, что, возможно, нам хоть теперь немножко повезет. Оказалось, что мы стали в месте, куда стягиваются облака, переваливающие через Ай-Петринскую яйлу. Соответственно дождь в этом месте утихал максимум на полчаса.
       Поставив палатки на очищенную предварительно от камней площадку и отправив девушек греться, мы (вернее Женя) занялись разжиганием костра. Дров здесь было меньше чем на прошлой стоянке, но в принципе, что-нибудь найти было можно (Саша притащил пару деревьев). Распаковав вещи, обнаружил, что они частично сухие, что очень обрадовало, но вот спальник пострадал больше. С Сашей выловили уже местного турика, и он отвел нас к роднику, где можно было набрать дождевой воды, скапливающейся в копанке среди корней деревьев.
       Из-за тяжелого походного дня и плохой погоды внутри накопилась масса негативной энергии, которая теперь искала выход...В общем сорри друзья - товарищи. В этом отношении меня больше других поражал Олежка. Было такое ощущение, что ему вообще все по фигу: промокли все вещи - ничего, высушим; упал в грязь - сама отпадет; замерз - дома отогреюсь. Лично я от него за весь поход не слышал не одного разочарованного возгласа. В общем - молодец!
       Спать отправился намного раньше других так и не поужинав - просто не было сил. Ребята решили сушить мокрые вещи, и это при том, что дождь шел полным ходом. Я опять улегся у края палатки. Вскоре почувствовал, что спальник намокает. Оказалось, в палатке уже стояла лужа (Это не я). Женька дал мне каримат (у меня не было, я спал в спальнике на пледе). Несмотря на пенье наших соседей, отключился практически моментально. Проснулся от того, что весь наш провонявшийся костерным дымом коллектив начал укладываться спать. В палатке можно было коптить рыбу - лично я спать мог только уткнувшись носом в мокрую и пахнущую свежестью боковую стенку палатки. Олежка отрубился как мертвый, мы с Деней крутились как две юлы, Сашка же, бедный, по-моему, практически не спал всю ночь - был весь мокрый и очень замерз. Это был его первый поход, и уверен, что его то он запомнит на всю жизнь.
       Ночь на пролет, как и прежде, лил дождик. Мне даже стало казаться, что другой погоды в природе не существует. Утром проснулись пораньше, для того чтобы выйти как можно скорее. Сегодня мы решили дойти до цивилизованных мест - подняться на Ай-Петринскую яйлу и спуститься через ущ. Тарак-Таш к водопаду Учан-Су. В теплой женькиной палатке народ снова торопиться не спешил. Чтобы не затягивать время, мы практически ни завтракали. Выйти удалось около 10 часов. На этой стоянке я оставил пару штанов и футболку - их состояние было просто критическое. Спустившись к т/с "Бойка", у остановившихся там туристов узнали необходимый нам маршрут (когда я был здесь раньше, мы шли по другой тропе, идущей по нижней части каньона).
       Нас немного припугнули качеством тропы, но после "вчерашнего", как мне казалось, нас уже ничем нельзя было удивить. Пройдя всего 50 метров, я понял что "вчера", это далеко не все что приготовил нам каньон. Тропа..., да вообще то тропой это назвать сложно - сплошное грязное месиво в виде просеки. Нас предупредили, что впереди будет развилка, и нам нужно будет уходить вправо от основной дороги. Эта тропа вправо, на данный момент, была 45-градусным спуском, по которому бежал ручей.
       Мы спустились на еле заметную тропку, идущую параллельно главной дороге. В это время дождь в очередной раз лить перестал. Идти стало хоть немного веселей... Веселей до самого подъема. Тяжелый подъем, достоинствами которого можно считать лишь малое количество грязи, и то, что он оказался не таким затяжным, как мы предполагали. На тропе постоянно встречались завалы, которые приходилось обходить, или пробираться сквозь них, если была возможность. Вскоре впереди замаячили куртки людей. Лично моей радости не было предела, потому что я не до конца был уверен, что мы идем по верной тропе. Это была группа из Симферополя, которая шла в обратном направлении. Они рассказали о сложностях маршрута, обрадовали, сказав, что в Ялту сегодня мы не дойдем, потому что сильно разлилась река и форсировать ее практически невозможно (они шли по другой тропе без переправы, но описать тропу спускающейся с яйлы на ЮБК не смогли). Так как Женя планировал покорить несколько диких пещер на Чатыр-Даге, он нес с собой 100 м веревки, систему, карабины и прочее. Он все время сетовал на то, что у него не будет возможности испробовать все это тяжелое "барахло". Как раз пахло тем, что он сглазил. Попрощавшись, мы отправились в путь.
       Дальнейший отрезок пути был очень сложным. Впереди шла параллельная реке тропинка, располагающаяся на склоне букового леса. Она полностью состояла из размокшей глины, что не обещало нам ничего хорошего. Во время спуска к ней я, упал пару раз, показав всем как не нужно спускаться. Однако это не помогло - на этом отрезке пути, как выразился Деня, все члены группы падали периодически в строго хаотичном порядке. На тропе оказалось не намного легче. Постоянно приходилось идти траверсом в гору, потому что раз за разом появлялись возможности скатиться с 30-ти метрового спуска в реку. Тяжелей всего было нам с Катей и Денису с Любой. Мы зашли слишком высоко по склону. Мокрая листва постоянно скользила под ногами, и без посохов идти просто не удавалось. Кое-как мы шли парами, перетаскивая друг друга через опасные участки. В одной руке я нес котелок (мы несли его по очереди). Однажды возник момент, когда его пришлось просто швырнуть вниз по склону, чтобы не сорваться самому. На прохождение этого двухсотметрового, но очень нелегкого участка мы затратили минимум 20 минут.
       Через 15 минут группа вышла к реке. На стоянке, у которой мы оказались, я останавливался 5 лет назад. Тогда мы дурачились в этой речушке, купались в ванночках, устраивая себе джакузи. Теперь это была река шириной в 7-8 метров, которую без приспособлений форсировать было невозможно. Мы пошли вверх по реке посмотреть места для переправы. То, что будем натягивать перила, мы решили окончательно. Была правда небольшая проблема - раньше мы этого никогда не делали. Выше по течению на другой стороне реки мы встретили группу туристов, как потом оказалось спелеологов из Харькова.
       Мы переговорили с руководителем их группы (вернее перекричали, так как из-за грохота реки ничего не было слышно). Ребята без каких либо уговоров согласились нам помочь. Я был очень рад, что нам удалось получить неожиданную и столь необходимую помощь. По их действиям было видно, что данная проблема для них не новинка (позже мы узнали - руководитель их группы работал спасателем).
       Итак, переправа! С того берега нам давали четкие указания, что нужно делать, а мы их безоговорочно выполняли. Женя распаковал все свои "прибамбасы". Один конец каната был точно переброшен на другой берег с первого раза. Тут невдалеке от места планируемой переправы мы заметили большое бревно, которое ложилось как раз на ширину реки (видимо раньше так и было, но его смыло водой). Решено было перейти по бревну с помощью горизонтальных перил. Харьковчане обвязали один конец бревна веревкой и попытались подтянуть его к месту переправы. Течением бревно поджало к нашему берегу. Они зафиксировали свой край, а мы обвязали свой. Теперь нам предстояло тащить бревно двумя группами против течения. Это практически не удавалось. Все что мы могли, это удерживать его на течении. Тогда мы сменили тактику - я бы назвал это водным кантованием. Мы подтягивали свой край к своему берегу, а харьковчане попускали веревку.
       В этот момент один из помогающих нам ребят поскользнулся, и его с головой накрыло водой. Товарищи во время его подхватили. Уже через несколько секунд он стоял на берегу и выкручивал свои вещи. Хорошо, что все обошлось, ведь его могло запросто утянуть течением.
       Вытащив наш край бревна, мы приподняли его, для того чтобы с того берега легче было тащить против течения. В итоге, с натертыми до боли руками, мы окончательно установили это злополучное дерево. После этого очень крепко, чтобы не проседали, натянули перила. С того берега к нам направился руководитель группы. Все проходило нормально, но внезапно, после прохождения середины, бревно с треском раскололось и в мгновение ока, словно щепки, было унесено течением. Переправляющийся повис на канатах, находясь по колено в воде. С трудом он перебрался на наш берег.
       Идея с бревном провалилась, и теперь нужно было придумать что-то другое. К счастью, у нас собой была каретка и несколько человек в помощь на том берегу, поэтому мы могли переправиться с помощью навесной переправы. Мы закрепили веревки немного по-другому и приступили к этому испытанию. Первым отправили Женю. Подцепив его к системе и приподняв канаты (для того чтобы Жека не провисал) мы с опаской наблюдали за первопроходцем. Все прошло благополучно - ребята на том берегу знали свое дело. Вслед за ним отправили девушек и вещи. Последними пошли Саша и Денис. Они уже практически касались спиной поверхности воды, так как на нашем берегу уже некому было поднимать и удерживать веревку, да еще и вода поднималась с каждой минутой все выше. У самого конца переправы Дениса не выдержало дерево, на котором крепились канаты. Хорошо, что он не сорвался в реку (я просто не смог бы найти столько алкоголя, что бы отпраздновать столь радостное избавление).
       На нашем берегу остались лишь руководитель харьковчан и я. Нам пришлось заново перенатягивать веревки. Во время этого процесса руководитель постоянно рассказывал всякие черные истории из туристической жизни о неблагополучных переправах. После того, как я одел на себя систему, меня всего колотило.
       Моя переправа закончилась благополучно, как и харьковского руководителя, который без чьей-либо помощи быстро по-спортивному перебрался на другой берег. Только после того как собрали веревки, мы окончательно выдохнули с облегчением.
       Харьковчане пригласили нас выпить горячего чаю. Теперь перед нами стоял вопрос, как поступить дальше - идти, или стать на ночлег здесь. По словам руководителя пешки по нынешним дорогам минимум 8 часов. Сейчас было около 2 часов дня. Соответственно, спать где-то на склоне в грязи не очень хотелось, но у жениной сестры Лили на завтра был куплен билет на поезд, и у нас просто не было другого выхода, как отправиться в путь. Нам показали тропу, и мы тронулись вверх по склону.
       Впереди ждал подъем, называемый туристами "С легким паром!". Судя по моим воспоминаниям пятилетней давности подъем тяжелый, затяжной. Перемещались мы с помощью подобранных по пути посохов. Тропа, кстати, была не столь "болотистой" как пройденный отрезок пути. Мы взяли хороший темп и, стараясь не сильно задумываться о возможности плохого исхода, шагали вперед. Через пару часов пешки перекусили сгущенкой и печеньем. В принципе участок был довольно интересным и не таким непроходимым, как нам рассказывали. Маленькой неприятностью могу лишь назвать момент, когда слетевшая крышка котелка укатилась от меня по склону метров на 20 вниз. Судя по снижению температуры и садившемуся туману, мы приближались к выходу на яйлу. Еще через час пешки мы, сами того не замечая, как-то неожиданно выскочили на плато. После постоянных спусков и подъемов, очень приятно передвигаться по горизонтальной поверхности. Подойдя к дороге, ведущей к Ай-Петри мы глянули на часы. Весь наш "восьмичасовый" поход занял 3,5 часа!
       Понимая, что при такой погоде и ограничении во времени нам не спуститься по тропе, идущей через ур. Таракташ, решили добраться до Ялты на транспорте. До места пересечения дорог, где можно было остановить что-то подходящее, было пару километров ходу по живописной дороге, на которой мало что было видно из-за густого тумана.
       Пройдя необходимое расстояние, мы тормознули авто, если его можно было так назвать. Машина походила на ту, что была в фильме "Кавказская пленница", которая вечно не заводилась, только меньше размером. Внутри она вся была покрыта монтажной пеной. Колорит данной ситуации дополнял стоящий на полу ящик водки. Кое-как мы затарились в этот катафалк и отправились вниз по дорожному серпантину.
       К середине спуска поняли, что лучше бы мы спускались пешком. У меня все время возникал вопрос: "Сколько же авто покоится здесь на дне ущелья?". По пути пару раз останавливались, так как нас с непривычки укачивала езда по бесконечным извилинам. Прибыв в Ялту, мы с Денисом отправились на троллейбусный вокзал, что бы узнать расписание маршрутов. Ближайший троллейбус, который отвез бы нас к т/б "Сосновка" у подножий Чатыр-Дага, отправлялся через 15 минут. По возвращению узнали, что часть группы хочет остаться в Ялте на ночевку. Таким образом, мы разделились - Женя со своей девушкой Светой и сестрой Лилей остался в Ялте, а мы вшестером отправились в дальнейший путь. Мы сели в предпоследний по сегодняшнему расписанию троллейбус. Перед поездкой купили бутылочку вина и водки, что бы согреться вечерком...
       Когда приехали к турбазе, была глубокая ночь. Накинув рюкзаки и включив фонарик, зашагали по ночному лесу. Подошли к сторожке лесничего и позвали нашу старую знакомую бабушку Валю. К нашему огромному сожалению (а возможно и к радости), ни одного места в домиках у нее не было. При такой погоде отовсюду сбежались туристы, и у нас был единственный вариант, становиться где-то рядом в лесу. Мы прикинули: у нас не было ни одной сухой вещи, не было сухих дров и возможности насобирать ночью в лесу хотя бы сырых, все ужасно замерзли и устали. Поэтому было принято решение на последнем троллейбусе отправляться в Симферополь.
       Через 15 минут мы забрались в относительно теплую кабину. В конце троллейбуса работал калорифер. Мы прижали свою мокрую обувь к горячим спиралям. В итоге, Катюшка расплавила подошву своих кроссовок. На симферопольском ж/д вокзале мы выбрались словно группа бомжей. Если бы это было в другом городе Украины, нас бы точно забрали блюстители порядка. Почти сразу взяли билеты на поезд, подкупили "бумажной" еды в McDonalds'е и стали ждать своего поезда.
       Спустя полчаса мы ехали в пустом вагоне (еще ехала одна женщина), пили обжигающие горло напитки и беседовали о проведенных в тяжелых боях днях.
       Итак, прощай гордый и непокоренный Горный Крым! А лучше - до новой встречи!!!
  • Комментарии: 3, последний от 27/08/2021.
  • © Copyright Олейник Денис Сергеевич (den-falco@ukr.net)
  • Обновлено: 17/02/2009. 35k. Статистика.