Пахтусов Сергей Сергеевич: другие произведения.

Рассказ: Карпаты. Рваными клочьями

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 1, последний от 23/10/2024.
  • © Copyright Пахтусов Сергей Сергеевич (sigurd88@mail.ru)
  • Обновлено: 12/03/2009. 36k. Статистика.
  • Рассказ. Водный:Карпаты , 130(вода)+20(радиалка) км , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/05/2008 {10 дн}
  • Маршрут: Москва - Ивано-франковск - р.Чёрный Черемош - с.Устерики - р.Белый Черемош - р.Черемош - с.Вижница - г.Говерла - р.Прут - с.Микуличи - р.Прут - яремча - Ивано-франковск - Москва
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сразу же хочу заявить, что это не лоция и не дневник путешествия, а неподдающаяся определениям благородных наук мешанина разной смысловой окраски и стиля изложения, основанная на событиях, произошедших в означенный в подзаголовке период. Это именно клочья, рваные клочья, плохо стыкующиеся между собой в единую цельную картинку. Однако я постарался включить в эти клочья как можно больше информации о районе, подъездах, отъездах, препятствиях и прочих составляющих похода, которая может быть полезна для планирования новых походов по пройденному нами маршруту.


  • Карпаты. Рваными клочьями

    Рассказ о походе в районе Карпатских гор (Западная Украина), совершённом 1-11 мая 2008 г. по маршруту Москва - Ивано-Франковск - р. Чёрный Черемош - с. Устерики - р. Белый Черемош - р. Черемош - с. Вижница - г. Говерла - р. Прут - с. Микуличи - р. Прут - Яремча - Ивано-Франковск - Москва

      
      

    -1. Предупреждение

      
       Сразу же хочу заявить, что это не лоция и не дневник путешествия, а неподдающаяся определениям благородных наук мешанина разной смысловой окраски и стиля изложения, основанная на событиях, произошедших в означенный в подзаголовке период. Это именно клочья, рваные клочья, плохо стыкующиеся между собой в единую цельную картинку. Однако я постарался включить в эти клочья как можно больше информации о районе, подъездах, отъездах, препятствиях и прочих составляющих похода, которая может быть полезна для планирования новых походов по пройденному нами маршруту.
      

    0. Нелитературное предисловие

      
       Жаркое украинское Солнце греет кожу и даже немного слепит глаза. На воде сверкают блики его лучей. Промокшая насквозь одежда сохнет очень быстро, и даже как-то совсем не холодно, несмотря на то, что ещё недавно шёл проливной дождь, и накрывало валами, так что вода плескалась во всех возможных местах тела и снаряжения. Самое время снять с себя что-нибудь и подставиться под ультрафиолетовые лучи. Вокруг зелёные лиственные деревья и кусты, многие из них цветут и радуют глаз тёплыми красками - чем не курорт? А тем, что уже через пять, десять или пятнадцать минут пойдёт новый ливень. Согревшаяся в гидрокостюме и под драйтопом вода будет вытолкнута свежей, прохладной водицей, пролившейся с неба или ударившей снизу, из реки. Вот тогда и деревья с цветами станут казаться дальше, чем они есть, и серых камней вокруг станет как будто больше, быть может, опять застучат зубы. В этом нет ничего страшного: тучи развеются, и Солнце появится опять, станет тепло и светло. Правда потом опять, как не странно, пойдёт дождь.
       Просто это - Карпаты. И здесь просто такая погода. Её никак не назовёшь плохой (ещё бы - поход на майские праздники без нуля градусов по ночам!), примечательно то, что изменяется она в считанные секунды и с очень высокой периодичностью, "рваными клочьями" так сказать. Но погода - не единственная причина того, что поход получился какой-то рваный, разделённый, нецельный - называть это можно какими угодно словами. Весьма непривычными были частые автомобильные переезды. Обычно ведь как: приехал на машине к верховьям реки, собрался, прошёл её, в низовьях разобрал суда и на машине или поезде уехал домой. Ну, раз или два, может, придётся пешком пройтись, чтобы перебраться на реку в связке или на горку ближайшую подняться. А тут что было? Через день сплав прерывается: надо сдувать каты, кидать их в грузовики, садиться в промежутках между рамами, ехать куда-то на колёсах, выгружаться, снова надуваться. Так и проходит, прерываясь, поход в условиях сильной населённости региона, где текут интересные карпатские речки.
       Вот и текст нижеследующий, как и сам поход получился составленным из разных пёстрых клочков, представляющих собой мысли и размышления по поводу отдельных моментов похода. Не ищите в нём отчёта или технического описания маршрута (прим. - если кому интересны технические или справочные сведения, обращайтесь - с радостью поделюсь всем, что буду помнить), он наполнен до краёв авторским субъективизмом, если даже не сказать эгоизмом, ну или ещё каким-нибудь "...измом".
       Если предупреждения и вступление показали, что вам это неинтересно - самое время послать меня лесом. А ещё лучше рекой - я не прочь лишний раз побывать в лесу, а уж тем более на интересной реке. Если же вам правда интересно узнать, что было у нас в походе и что я об этом думаю - вперёд!
      

    1. Обзор. Как оно было

      
       В начале странного мая 2008 года, того самого мая, когда в Москве и Санкт-Петербурге периодически шёл снег, наша дружная (и огромная по моим представлениям) команда из девятнадцати человек совершила поход третьей категории сложности на Западной Украине.
       Встретились мы с утра 1 мая возле Киевского вокзала в Москве. Кто-то поменял деньги, кто-то закупил еду в поезд, потом мы все покидали рюкзаки и катамаранные рамы, а также полиэтиленовый пакет типа "каяк" в поезд. Таким вот "необычным" образом начался наш поход.
       В поезде была почти сразу открыта швейная мануфактура - в основном народ пришивал к загривкам спасжилетов ручки, я подшивал застёжки к герме для ремнабора, Костя чинил с помощью иглы и нити свои ботинки, но дальше всех пошёл Илья, который немного-немало зашивал каску. Постепенно дело близилось к вечеру, швейная мастерская закончила свою работу, когда прилетела замечательная новость - "Зенит" на Петровском обыграл "Баварию" 4:0. Такая новость просто не могла не послужить знамением будущих успехов. Илья некоторое время пребывал в странном шоковом состоянии, а Антон мне долго не верил и весь поход пытался перепроверить эту информацию.
       Утром 2 мая мы приехали в Ивано-Франковск, где нас и часть дружественной группы ждал автобус. На этом автобусе мы благополучно добрались до верховьев Чёрного Черемоша. Пейзажи, которые мы видели из окна, были совершенно разными: цветущие фруктовые сады, деревеньки с отделанными серебристым металлом церквями, панорамы Прута, потом Чёрный Черемош, заполонённый ордами водников - как нормальных туристов, так и бестолковых мудаков, сплавляющихся без касок и спасжилетов. Дорога заняла больше времени, чем ожидалось, так что в верховьях Прута мы были, когда до заката оставалось 2-3 часа, поэтому стапель мы заканчивали уже в темноте.
       3 мая мы прошли большую часть Чёрного Черемоша с его основными препятствиями - каскадами порогов Дземброня и Гуки. Стояли на левом берегу где-то недалеко от села Верховина. В первой половине 4 мая дошли Чёрный Черемош до конца, а говоря точнее - до села Устерики. Там пересели на два грузовика и, не разгидряясь, поехали к верховьям Белого Черемоша. Когда мы доехали в нужную точку, перед началом основного участка реки, было ещё довольно много времени, так что решили отработать часть этого участка без вещей с последующим возвращением в базовый лагерь, что успешно и сделали.
       На следующий день прошли весь Белый Черемош, пообедали на слиянии Белого и Чёрного Черемошей и отправились дальше по вобравшему в себя воды обеих рек Черемошу до порога Амиго недалеко от с. Вижница. 6 мая группа разделилась на две части: первая (или вторая) осталась обкатывать порог, вторая (или первая) ушла гулять по местным горкам. Вечером все снова собрались вместе, собрались, чтобы вновь разделиться, и уже надолго: 9 человек уезжало из Карпат, а остальные продолжали поход и двинулись на Прут.
       К верховьям Прута в районе кордона национального природного парка мы доехали довольно быстро и без лишних проблем. Прут встретил нас неприлично низким уровнем воды, что, конечно, было не очень приятно. 7 мая было совершенно дерзкое (ибо служащие национального природного парка строго-настрого запретили нам это делать) восхождение на высшую точку Украины - гору Говерла.
       Утром 8 мая была попытка пройти верховья Прута. В общем-то, она не была обречена на провал, но развлечение это довольно нетривиальное, и днём мы всё-таки свернули программу прохождения Прута целиком и на найденной в Ворохте машине доехали в район деревни Микуличи, где воды уже было достаточно для нормального сплава. Там же и заночевали, а на следующий день снова встали на воду и прошли участок до Яремчи, включая порог Прикарпатский. Погуляв по Яремче, вечером уехали на автобусе до Ивано-Франковска, из которого отправились ночью на поезде в Москву, заполненном украинскими гастарбайтерами, всё время падающими с полок.
      

    2. Чёрно-Белый Черемош. Реки под дорогами

      
       Утром первого дня похода, быстренько завершив все дела, оставшиеся с вечерне-ночного стапеля, было начато прохождение Чёрного Черемоша, который является очень популярной и посещаемой рекой Карпатского региона, что было известно ещё при планировании и подтверждено картинами, которые мы увидели из автобуса при заброске. На первых порах никаких серьёзных требований река не предъявляла - можно было спокойно срабатываться с экипажем и привыкать к своему судну.
       Судно мне в этот раз досталось своеобразное - кат-4 от "КС", правда, водоизмещение его было ненамного больше, чем у двоек, которые составляли основную массу судов нашей группы. Важной особенностью было также то, что нас на этой четвёрке шло 5 человек. Этот вопрос мы долго обсуждали с Костей перед походом. Я долго сопротивлялся тому, чтобы идти на четвёрке впятером - и дело не в том, что это может как-то помешать успешному прохождению препятствий, а в том, что я не могу понять смысла водного похода для человека, сидящего пассажиром. Мне кажется, что этому человеку может быть очень плохо морально, во всяком случае, сам я никогда и ни за что так не пойду. Предпоходные изменения состава группы и судов привели к тому, что от избыточности экипажа никуда нельзя было деться. Оптимальное решение данной задачи пришло с озарением в поезде - родилась идея, каким образом рассадить пятерых человек так, чтобы все участвовали в гребле и управлении судном, и при этом соблюдался баланс сил. И как я потом радовался, что нас на кате, который, кстати, называется "Бабслей", было именно пятеро, и именно пятеро конкретных человек: Хейт, Таня, Илья, Володя и я! И эксперимент по превращению четвёрки в пятёрку без пассажира стоит считать завершившимся успешно.
       Чёрный Черемош казался весьма интересной рекой с быстрым течением и постоянной шиверой с малым числом камней. Сплав был приятен и несложен. Среди общего фона могу выделить несколько препятствий довольно странной структуры, странной в том плане, что я подобных ещё не видел: цепочки плоских бочек через всю реку после маленьких-маленьких сливчиков, которые сливами язык никак не поворачивается назвать. Завариться, а уж тем более кильнуться в них шансов не было, но вот сбить с курса и полностью погасить скорость при недостаточной отработке на входе и пробивании бочки могло спокойно. Судя по всему, это были пороги Верх. и Ниж. Берды, Верх., Средн. и Нижн. Дземброни - однозначно идентифицировать их не было смысла.
       Более-менее интересным был каскад порогов Гуки. Порог Верхние Гуки был оккупирован украинскими каякерами, у которых там проводились слаломные соревнования. В пороге была поставлена трасса из двадцати ворот, часть из которых мы собрали при прохождении порога. Препятствия порога были обычными для Ч. Черемоша: валы, небольшие бочки. Никаких сложностей прохождение порога не вызвало, но массу радостных эмоций принесло. Вскоре мы подошли к порогу Нижн. Гуки, который из окон автобуса показался многим весьма страшным. Но ни с берега при просмотре и съёмке, ни, тем более, с воды при прохождении, ничего страшного увидено не было. Хотя косые валы у левого берега, пожалуй, достигали полутора метров и можно согласиться, что это самое мощное препятствие на реке, как и было отмечено в лоции.
       Далее река успокаивается и снова превращается в беспрерывную шиверу без препятствий, которые сильно выделялись бы из общего уровня. Неизменным было и постоянное присутствие населёнки, которое создавало странный эффект: что это такое -вроде сплавляемся в походе по горной реке, а вокруг дома, машины разъезжают, дети из школы идут, и через каждый километр висит новый мост. Так и хочется назвать Чёрный Черемош какой-нибудь "рекой ста мостов". Часто на мостах нас встречала местная ребятня. И помыслы у неё были разные: кому-то из нас везло меньше, и их закидывали комьями грязи, а кому-то, в частности нашему экипажу, посчастливилось получить букетики из красивых горных цветов, ласково собранных местными девчушками.
       Весь Ч. Черемош до его стрелки с Б. Черемошем мы прошли за полтора дня. В с. Устерики сдули первый раз свои каты и закинули их в кузова ГАЗонов. Судов и вещей у нас было много, и людей тоже, так что людям приходилось в самых изощрённых позах и хитросплетениях друг с другом ютиться в кузовах между рамами и рюкзаками. Не успели мы далеко отъехать от Устериков, как зарядил очень сильный ливень, который на протяжении большей части дороги усердно поливал нас. Больше всего было обидно нескольким участникам, которые решили переодеться в сухую "береговую" одежду. Когда все уже вымокли насквозь, а ливень никак не прекращался, отчего было очень холодно, наконец-то додумались развернуть над кузовом тент. Тент сразу придал нашему временному жилищу поистине домашний уют, а позы, в которых наши тела сплетались, стали ещё изощреннее, чем были до того. Так мы и доехали до начала спортивного участка Белого Черемоша.
       Времени до темноты было ещё очень много, а потому, чтобы не терять его даром, после обеда было решено пройти часть каскада порогов Б. Черемоша. В лагере остались Настя, Илья, Дмитрий и Женя, а остальные да присоединившийся к нам в тот день экипаж катамарана "Стриж" пошли на разгруженных судах кататься по Б. Черемошу. Белый Черемош значительно меньше по расходу и ширине русла, чем Чёрный, и по ощущениям более техничный, то есть абы где не пройдёшь - постоянно нужны осмысленные и очень точные манёвры.
       Стоит признаться, что никто не знает, где точно мы начали сплав по Б. Черемошу, но есть мнение, что где-то в районе деревни Галошина, как раз перед всеми основными порогами, которыми являются Горбы, Каляла, Дудки и Воротца. Судя по всему, в тот вечер мы прошли все кроме последнего. Кататься на катах без вещей было довольно приятно. Кроме того, что интересной была сама вода, где основными препятствиями были бочки шириной во всё русло, небольшие сливы перед ними и скальные выступы берегов, которые необходимо было обходить, так ещё и не видно особо следов цивилизации по берегам, хотя понятно, что они были совсем близко. Хороших уловов на участке достаточно, мы этим пользовались и шли походным порядком, отрабатывая промежуточные чалки, взаимостраховку и прочие элементы тактики прохождения горных рек. Снова никаких особых сложностей и море позитивных эмоций. Экипаж уже нашёл определённое взаимопонимание, и все манёвры выполнялись как надо. При этом вместо оставшегося в лагере Ильи, с которым я хожу в экипаже уже второй год и не сомневаюсь в нём, на правом носу сидел Лёха, обычно шедший на двойке с Настей. Но он сразу же удачно влился в наш дружный коллектив и работал очень технично, с огромнейшей самоотдачей, просто монстр (в хорошем смысле слова, естественно). В Володиной стабильности сомневаться не приходилось. Ну а то, как работали Хейт, для которой это был первый серьёзный водный поход, и Таня, самый младший участник нашей группы, просто приводило меня в неописуемый восторг. Не ожидал я, что они смогут так сильно грести, несмотря на всё их девичье изящество, что так быстро освоят технику, несмотря на малый водный опыт. Не прав был, дурак.
       Закончить решили возле живописного подвесного моста над рекой. По идее, там нас должны были ждать те же водители, которые везли нас утром. Костя пошёл искать их, и пока он там бегал, мы любовались местными пейзажами, цветущими и излучающими чудесный запах деревьями. Костя вернулся, водителей не нашёл. Ну что делать? - взяли каты и потащили. Пока тащили, увидели в одном из дворов ГАЗ и быстренько договорились, чтобы его хозяин подвёз нас до лагеря, тот согласился с оплатой по формуле "за бензин плюс ещё, сколько дадите".
       На следующее утро пошли по Б. Черемошу уже с вещами, в походном порядке. Тот участок, который катали вчера, и на этот раз проехали без приключений, но самое интересное - порог Воротца - было ещё впереди. Порог заметно сложнее, чем всё остальное на реке, и в одном из его ключевых мест мы хорошенько посидели на камнях над сливом, причём дважды на одних и тех же. Воротца представляют небольшой каньон, где река сужается, и образуется ряд неплохих (под метр) сливов с бочками. При этом линию движения выбирать почти не приходится - она в основном единственна. Проходили порог со взаимостраховкой с воды и без дополнительного просмотра с берега.
       А дальше, когда скалы и лес по берегам расступились, мы снова увидели привычную для Карпат картину: дороги с разъезжающими по ним машинами, деревни, мосты, горы мусора, нескрываемые следы "мусорных селей". К естественным препятствиям в реке добавилось множество искусственных, таких как сваи старых мостов, всякие железяки, электроплита, холодильник - на любой вкус и цвет. Интересных препятствий почти не было, а вот занятных разговоров предостаточно. Особенно интересно было слушать Володины рассказы с наглядными примерами о геологии, а точнее о строении гор.
       Благополучно миновав все подстерегавшие нас на пути холодильники, мы снова пришли в Устерики. Там мы пообедали, попрощались с бравым экипажем "Стрижа", который решил от нас отделиться, и пошли дальше по реке Черемош (тот, который Чёрно-Белый). Черемош вбирает в себя всю воду из Белого и Чёрного Черемошей, а потому техничных препятствий в нём нет, но зато валы побольше будут, чем в истоках. Часто встречаются мели, но как правило рядом с мелью, где шкура царапается об дно есть хорошая цепочка валов, куда устремляется большая часть воды реки, где можно пройти и весело попрыгать вверх-вниз. С реки открывается достаточно хороший вид на горы, в которых она протекает. Здесь горы уже не очень высокие, во всяком случае снега на вершинах нет, при этом зачастую вся их поверхность от подножья до вершины используются в хозяйственной деятельности: там расположены жилища, пастбища горных коров (прим. - термин "горная корова" введён в научный оборот нами), сады. Местные дети здесь отличаются большей жестокостью - это проявилось в том, что кидались они с дороги в нас уже не цветами или грязью, а камнями. Спасибо, что жестокость в них не уживается с меткостью.
       Как-то, в очередной раз причалив, чтобы подождать Олю с Тимой, у которых в тот день что-то всё никак не ладилось, мы услышали в рацию Дмитрия. Он говорил, что мы достигли того, к чему шли - порога Амиго. При этом все шедшие впереди его уже прошли, оставались лишь наш кат и кат Оли с Тимой. Дмитрий описал порог и порекомендовал не лезть влево, ибо там находится основная бочка, в которой его с Женей и Лёху с Настей уже поварило при прохождении. Когда мы отчаливали, он ещё добавил, что на раздвоении реки перед порогом нужно идти в правую протоку, ибо именно в ней находится порог. Оля с Тимой либо не услышали этого, либо не прислушались и усвистели именно туда, где ничего не было. Мы же, увидев, что они благополучно вышли из за острова, разделяющего реку, ринулись в порог. Общая высота сливов Амиго - около двух метров, и они достаточно крутые (в смысле: не пологие), поэтому с воды не очень понятно, что находится за сливами. Заходили где-то по центру, но в процессе маневрирования в пороге ушли влево и попали в ту самую злобную бочку, благополучно продавили её и даже не сбились с курса. Всем прохождение Амиго в тот вечер очень понравилось. Ночевали мы тогда возле порога, рядом с дачей какого-то начальника ФСБ Украины, на небольшом клочке пригодной для стоянки земли между грунтовой дорогой и болотцем.
       Так мы прошли Черемоши: Чёрный, Белый и просто. Учитывая постоянные переезды, общие пейзажи, примерно одинаковую сложность рек, из всего этого получился какой-то единый Чёрно-Белый Черемош. Река под мостами, река под дорогами, река с горами мусора по берегам и горами настоящими в поле зрения. Так и течёт она, река эта, с пережатым человеком горлом, выражая своё огромное возмущение громким рёвом своих порогов и недовольным ворчанием шивер.
      

    3. Амиго. Очередное звёздное безумие

      
       "...порог Амиго за три километра до Выжницы, которого вроде как и не существовало до 1997 года (по крайней мере в старых описаниях, до этого года о нём никто не упоминает, а он того вполне стоит). Судя по местности в районе порога, река просто забила галькой свою левую протоку, и постепенно большая часть воды переместилась в правую часть довольно широкой долины, встретив на своём пути каменную гряду", - так описывается главный порог Черемоша в лоции, которой мы пользовались в походе. Гипотеза о его происхождении довольно странна, но оставим это на совести авторов того описания. Что здесь важно - так это то, что на Черемоше действительно есть весьма занятный порог Амиго, в основной бочке которого при первом прохождении поварилось хорошенько два наших катамарана.
       Амиго Читатель, рассказать я хочу вовсе не о том, как мы, беспредельничая, катались на этом пороге. Как после первых робких прохождений по наиболее безопасной траектории, осмелевший народ стал заходить в основную бочку, так как ему вздумается: кормой вперёд, лагом, не гребя, и при этом всё равно не имея никаких шансов повариться или кильнуться. Как круто пришлось там каякеру-экстремалу Паше, которой дважды ложился в основной бочке и кувыркался в бурлящей воде с каяком или без него десятки секунд, и как страхующие вылавливали его голубую лодку. Как Артём, решивший поиграть в Спасителя, дошёл пешком по реке до самого слива прокатился самосплавом через всё ту же бочку. Как часть нашей группы во время обкатки порога гуляла по окрестным горкам я, и подавно, не знаю.
       Всё это довольно обычно - сколько подобных порогов было, сколько ещё будет. Рек на наш век хватит. Амиго Читатель, знай: наибольший отпечаток в дебрях моей души остался от очередного восторженно-экстатического состояния, которое приходит, когда замираешь очарованный стихией, когда сходишь с ума от одного только вида звёздного неба, слыша ещё и голоса этих манящих блистающих золотом светил, когда в голове роятся мысли о сущности человеческой и о месте Человека в Природе. Я испытал это в очередной раз ночью на Амиго. Сидя у костра и слушая песни и музыку наших гитаристов, иногда подпевая им своим хриплым бездарным голосом, я постоянно окидывал взглядом чистое ночное небо, на котором горели тысячи звёзд. Всё больше и больше я проникался этим зрелищем и начал слышать исходящую от них музыку яснее и чётче, чем звук гитары, игравшей в непосредственной близости от меня. Чтобы побыть наедине с космосом, я отправился к порогу.
       Но и там, стоя в полный рост на скале над бушующей водой и дыша полной грудью, я не остался один. Фонари участка у порога, эти великие порождения прогрессирующего человеческого разума, эти жалкие электрические подобия настоящих светил, проходя сквозь моё тело, рождали мою тёмную безликую тень. Тень эта, двойник, отражение, проекция, которая не может существовать без своего оригинала, находилась прямо в пороге, будучи намного большего роста, чем я сам. Я задавался вопросами, друг это, показывающий мне тёмным перстом верную линию движения сквозь ярость волн или враг, подло заманивающий меня в кипящую бездну.
       Поначалу мне хотелось отождествить этого двойника с собой и проникнуть посредством его внутрь порога, но вскоре я понял, что это создание намного более жалко, чем я сам. Меня создала Природа, его - творения людских рук, он существует лишь постольку-поскольку, а я по какому-то Высшему Закону. Он полностью в моей власти: я делаю шаг назад - он растёт, занимая всё ширину русла, шаг вперёд - он уменьшается, становясь игрушкой в белой пене бурной воды. Что я ему скажу - то он и будет делать. Моё тело твёрдо стояло на земле, тень купалась в воде, но была и третья моя сущность - душа, которая всё это время вольно летала в далёком небе. Там она беседовала со звёздами, рассказывая последние новости нашего мира и слушая мудрые истории внеземной жизни, слушала их мелодичные песни и набиралась сил, чтобы снова вернуться в тело и зарядить его на новые свершения.
       Как искусственным светилам далеко до высоких звёзд, так и искусственным людям, отдалившимся от естественного мира, далеко до настоящей жизни.
      

    4. Говерла. Восточнославянское единение

      
       "Русские - хорошо, украинцы - хорошо, но всё же лучше жить отдельно", - в таком ключе говорили про отношения братских народов местные жители, с которыми нам по каким-либо причинам приходилось общаться в походе. А ведь ещё меньше двадцати лет назад, когда мне было ещё не до политики, а, впрочем, мне и сейчас до неё особо дела нет, мы были одной грозной империей. У империи была великая мечта, к которой долго русские, украинцы и десятки других народов шли вместе. Но мечта эта не была достигнута, и империя развалилась на куски, пёстрым одеялом покрывшие карту мира. Как живётся лучше - вместе или отдельно - покажет история.
       На эти мысли меня спровоцировала одна интересная случайность, произошедшая в самом начале второй части нашего похода.
       Приехав вечером к кордону национального природного парка в верховьях Прута, мы встретили группу людей весьма цивильного вида на двух машинах. Как позже выяснилось, это были латвийцы. Они также как и мы прошли Черемоши и переехали на Прут. Приятно поговорили, но разговор был недолгим - мы разошлись по своим лагерям и стали строить планы на следующий день.
       Влекла нас находящаяся неподалёку гора Говерла, которая является высшей точкой Украины. Возвышается она, судя по карте, на 2060,8 метра выше уровня моря. По словам Ани, за восхождение на неё зимой даже дают какое-то звание типа "альпинист Украины". Служители природного парка запретили нам восходить на Говерлу, объясняя это опасностью лавин, и мы согласились с ними, сказав, что просто погуляем и никуда лезть не будем. Естественно, целью нашей была "крыша Украины", и отказываться от этой цели мы не были намерены, тем более что Аня и Володя имеют очень приличный горный опыт со всеми вытекающими. От границы до вершины идёт маркированная тропа длиной около 11-ти километров. Половину из них, проходящую по отнюдь не живописной дороге, где к тому же активно ведётся рубка и сжигание леса, мы проехали на подвернувшемся микроавтобусе за символическую плату. Далее путь наш лежал через лес, пронизанный ручьями, питающими Прут в его самых верховьях. И сам Прут, который берёт начало прямо из-под Говерлы, часто открывался нашим взорам. Пока шли по лесу, сделали себе из палок простейшие альпенштоки. Снега было немного, но проваливаться в него по колено иногда приходилось. Проще всего, пожалуй, было порхавшей впереди лёгкой Ире, которую снег держал безотказно.
       Потом лес кончился, и мы вышли на заснеженный склон Говерлы, по которому стройной колонной двинулись к вершине. Пару раз встречались участки без снега и заросли низкого кустарника. Куда не кинь взгляд - увидишь живописные виды Карпатских гор с белыми шапками или зелёных предгорий. Добавляло радости то, что небо было ясным и ничто не предвещало осадков или других неблагоприятных погодных условий. Если задуматься, то это, кажется, был самый погожий день за весь поход. Хорошо, что восхождение своё мы совершили именно тогда. А ведь ещё за день до этого район Говерлы был затянут чёрными тучами, обрушивающими на землю массы воды. Чем было ближе к вершине, тем плотнее становился снег, так что в нём приходилось с усилием продалбливать ногами ступеньки. Здесь уже впереди уверенно шествовал Артём. Крайние метры перед вершиной вообще были покрыты коркой льда, что, впрочем, не помешало нам их преодолеть и оказаться выше, чем кто-либо в тот момент на украинской земле.
       На вершине стоят крест, металлический герб Украины и какой-то бетонный столб. Пока мы любовались карпатскими пейзажами и фотографировались у перечисленных объектов, к нам подошла другая группа, а потом и ещё одна. Оказалось, что первая была из Минска, а вторая из Чернигова.
       Вот так, случайно, с разницей в несколько минут поднявшись на гору с разных сторон, на вершине вместе оказались представители трёх восточнославянских народов. Очень символично. Сила наша - в нашем единстве! Пусть политики творят свои безрассудные дела, пусть продаются западным коронам, пусть журналисты говорят лживыми языками что попало - народы, которые от корней родны между собой, родны и сейчас. Как раньше они вместе брали самые сложные вершины, так и сейчас они делают это вместе.
       Добрые белорусы, уходя, весело напомнили, что на спуске людей погибает больше, чем на подъёме. Оставшись на вершине снова одни, мы вспомнили, что где-то рядом были и латвийцы. Так ведь можно и весь бывший Союз встретить в одном месте. Но, подумав, что кто-нибудь, да не появится, мы тоже отправились на спуск. Спуск каждый осуществлял в своём стиле: кто-то размеренно шёл пешком, кто-то пробовал глиссировать, кто-то, включая меня, занимался snowjoping-ом (это такой спорт, заключающийся в спуске с заснеженной горы на сидушке). Дима вообще решил в один момент просто быстренько пробежаться, что в итоге вылилось в красивое падение и акробатический этюд из нескольких кувырков.
       Обратно к лагерю мы шли уже своим ходом, периодически посматривая на Прут. Ближе к кордону осмотрели порог, который по большой воде проходим и весьма интересен, но у нас большой водой и не пахло. В лагере нас встретили Антон с Димоном, которые, пока нас не было, пытались половить рыбу, но неудачно.
       Очень приятно и символично было встретиться на горе с украинцами и белорусами. Это помогло мне действительно понять нашу общность и единый исторический путь. Но жизнь есть жизнь, история есть история, сейчас мы разделены границами, и, проезжая в обратном поезде над Днепром, я поймал себя на мысли, что Волга то всё-таки шире.
      

    6. Прут. Прорываемся

      
       Несмотря на экстремально низкий (летний) уровень воды в верховьях Прута, было принято решение проходить его, начиная от кордона природного парка. Идея, конечно интересная, но, на мой взгляд, не очень правильная - было очевидно, что катамараны в реку влезут с трудом, и часто их придётся проводить. Но с другой стороны, адмирала, который объяснял своё решение тем, что надо уметь проходить маловодные техничные препятствия, тоже можно понять, ибо это вовсе не лишено смысла.
       Как бы то ни было - мы пошли. Глубина реки была такова, что весло нельзя было на всю лопасть опустить в воду. Кругом торчали очень неприятные камни, часто принимавшие форму гребёнок, направленных под острым углом против течения. Но, в целом, маневрировать было можно, и совсем не всегда, как я предполагал, приходилось идти ногами по дну.
       Мне всё происходящее даже начинало понемногу нравиться, но недолго удовольствие продолжалось - часа через полтора после снятия со стоянки мы с Володей поставили дырку в правом баллоне. Заметили мы это только тогда, когда баллон спустило на половину объёма. Вытащили катамаран на берег, где по счастливой случайности оказалась очень хорошая сухая площадка, пригодная для ремонтных работ. Посмотрели: дыра была не очень большой. Тогда состоялось единственное, если мне не изменяет память, действительно необходимое применение раций - так как мы шли замыкающими, надо было предупредить авангард о нашей проблеме.
       Мы начали ремонтировать кат, а дождь в это время начал идти, поэтому приходилось ремонтируемые места хорошенько сушить и закрывать от капель. Управились примерно за час и догнали основную группу, которая собралась под автомобильным мостом дороги Кривополье-Ворохта. Пока думали, что делать дальше, увидели, что кат Артёма и Димы тоже повреждён. Раньше этого не заметили только потому, что сам поддув был цел. Но на шкуре зияли рядом друг с другом две приличные дырки. Что делать дальше, придумали быстро: Костя поехал в Ворохту искать машину для переброски по Пруту ниже, остальные занялись обедом, ремонтом и подготовкой судов к очередной перевозке. Так попытки прорваться по верховьям Прута действительно закончились прорывом, да только несколько в ином смысле, чем нам хотелось.
       Снова ГАЗ, снова его уютный кузов, снова в дороге настигает дождь. Норматив "натягивание тента в кузове грузовика" у нас уже был доведён до автоматизма, и при вспышках дождя мы очень быстро закрывались от воды. Где-то в районе деревни Микуличи мы решили, что воды в реке уже достаточно для нормального сплава и встали на стоянку. Уже приближался вечер, и кат Артёма с Димой был не до конца отремонтирован, а потому мы не могли сплавляться дальше. Я на Пашином каяке прошёл небольшой порожек рядом со стоянкой. Потом мы всё с тем же Пашей на правом берегу добывали дрова, что было весьма похоже на, извините уж, дровосексуализм, так как берег был довольно крутой, дрова росли или валялись не там, где удобно, так что их добыча и транспортировка к берегу были весьма нетривиальными задачами. Тогда же мы попробовали летнюю разновидность snowjoping-а под названием dirtstonejoping. Честно - зимний вариант мне понравился больше, хотя и летний имеет свои достоинства.
       Как-то так прошёл вечер, а за ним и ночь, наша крайняя ночь в походе. Следующий день ещё был в нашем полном распоряжении, но около полуночи мы должны были быть в Ивано-Франковске.
       За первые пару часов сплава по Пруту мы прошли несколько довольно интересных препятствий. Основной технической составляющей было маневрирование между камнями, основной опасностью - техногенка в русле и по берегам. Вдоль реки раскинулись индустриальные пейзажи: тоннели железных дорог, охраняемые автоматчиками, мосты (уже не навесные или деревянные, как на Черемошах, а настоящие, суровые, из бетона и металла), газопроводы, укреплённые автотрассы и так далее по списку.
       Когда Солнце было в зените, мы дошли до ключевого места Прута - порога Прикарпатского. Порог состоит из нескольких отличных друг от друга ступеней. Начинается всё мощной шиверой с шахматами из камней, продолжается полуметровым сливом через всё русло, потом - пожалуй, ключевое место порога где, несколько скал делят реку на протоки со сливами среди этих скал, а у правого берега находится сильный прижим в карман под скалой, и завершается всё ещё одной каменистой шиверой. Порог просматривали по частям и проходили. При просмотре ключевого места по неосторожности в воду был столкнут полиэтиленовый каяк, который очень красиво прошёл половину порога, поварившись в некоторых бочках. За ним сразу ринулись Артём с Димой и вроде смогли его поймать, но хитрый каяк не сдался и продолжил свои приключения. Следующие два часа он жил в Прикарпастком, мотаясь на морковках на струе, варясь в бочках и приковывая к себе чрезмерно большое внимание со стороны участников операции по его спасению. Подробности приключений каяка в пороге описывать нет смысла, да и не очень я их помню. Но точно помню, что впечатления от ловли каяка были намного больше, чем впечатления от прохождения самого порога.
       Недалеко от Прикарпатского мы произвели антистапель, погуляли по Яремче, уехали на автобусе в Ивано-Франковск, и Прут остался где-то позади.
      
      
      
      
      
      
      

    Сергей 'Сигурд' Пахтусов,

    20-24 мая 2008,

    Крым, г. Судак

      
  • Комментарии: 1, последний от 23/10/2024.
  • © Copyright Пахтусов Сергей Сергеевич (sigurd88@mail.ru)
  • Обновлено: 12/03/2009. 36k. Статистика.
  • Водный:Карпаты
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка
    магазины игр с оптимальной ценой