Пахтусов Сергей Сергеевич: другие произведения.

Рассказ: Русский Север. Майские под Вытегрой

• © Copyright Пахтусов Сергей Сергеевич (sigurd88@mail.ru)
  • Обновлено: 19/05/2010. 20k. Статистика.
  • Рассказ. Водный:Вологодская обл. , 2 к/с , Каяк
  • Дата похода 07/05/2010 {5 дн}
  • Маршрут: Москва - Вологда - пос.Депо - д. Янишево - р.Андома - онежское озеро - д. Ольково - Вытегра - р.Тягажма (просмотр) - Вологда - Москва
    Рассказ о водном походе в Вологодской области, совершённом 7 - 12 мая 2009 года по маршруту: Москва - Вологда - пос. Депо - д. Янишево - р. Андома - Онежское озеро - д. Ольково - Вытегра - р. Тягажма (просмотр) - Вологда - Москва.

• Русский Север. Майские под Вытегрой

Поток мыслей вместо пролога

(на основе письма, отправленного участнице, в данный поход не ходившей, за несколько часов до отправления поезда до Вологды 7 мая 2010 года, внесены небольшие косметические изменения, не искажающие смысла послания и не нарушающие тот поток сознания, который лился из меня, истосковавшегося за год по водным походам)

Неужели сегодня в поход...

Весь день идёт с таким состоянием души и мысли. Не пойму, какое у меня настроение - грустное или весёлое. С одной стороны, перед отправкой в леса Вологодской области, особенно остро понимаю, как тут (на работе, на учёбе, в городе, полном метросексуалов и волосатых обезьян) всё заело, и с каждой минутой оно заё.ывает ещё больше. Но ведь радостно же от того, что я ото всего этого уйду на несколько дней. Уйду, чтобы не просто отдохнуть, а чтобы переосмыслить, обновиться, вырасти, пропасть и найтись.

Уже с утра я с наслаждением почувствовал небольшую тошноту и головокружение. Как я им был рад! Это верный признак того, что скоро в дикость. Я уже не удивляюсь этому состоянию, потому что знаю, отчего и зачем оно. Перестройка организма, видать...

Правда, день в душном офисе тянется очень долго, уже дольше, чем предыдущие несколько дней. Но я представляю, как я в тесной машине (спасибо выручающему папе) поменяю надоевшие городские шмотки на пропахшую лесом и костром, хранящую память о всех четырёх ветрах, одежду, с каким борзощенячьим восторгом накинусь я на Костика с Олькой на вокзале, накинусь и на тех, ещё незнакомых мне, участников, начну их обнимать и, может быть даже целовать))) Потом погружусь в поезд, увозящий меня на северо-запад, край Бузы и болот, откупорю заготовленную вчера вечером банку вкусного пива и забуду на 4 долгих и прекрасных дня обо всём плохом, вспомню хорошее и буду радоваться. И мне будет плевать, что будет потом, после возвращения. Курсовые, контракты, гранты и проекты - это ничто, ничем было, ничем и останется. Мне они будут не нужны, потому что уже скоро я выгружусь прохладным утром из машины в полузаброшенной деревне, перекрещусь на покосившуюся деревянную церквушку, надую свою лодку и поставлю её на воду...

Как всё было

Как сейчас помню я пару дней стоянки в какой-то помойке у посёлка Шальский после похода 2007-го года по Илексе, Ваме и Водле. И говорил нам тогда наш адмирал Костя что-то в духе: 'А ещё тут, немного южнее, есть речка Андома, непрерывная мощная шивера, по которой идти дня три'. Звучало заманчиво: бурная речка в Вологодской области. И вот пришло наше время посетить её.

Из Москвы мы выдвинулись впятером: Костя, Оля, Валя, Яна и я. Уже около 3 ночи предстояло выходить, поэтому в самый раз было поспать, но что-то мне не спалось... помню, как постоянно что-то мешало заснуть: то девушка из соседнего купе, по 10 минут размешивавшая сахар в чае и притом стучавшая ложкой по стенкам стакана как молотом по шпале, то громкие разговоры проводниц с типичным северным акцентом, льющимися как скороговорка словами и бесконечными свойственными северянам 'дак'. Помню, как пока все спали, выходил в Ярославле подышать прохладным воздухом и только после этой прогулки смог немного подремать. Но скоро уже мы добрались до Вологды.

На вокзале быстро нашли Женю, который приехал с другой стороны - из Питера, встретили своего водителя и поехали на северо-запад, к Онежскому озеру. В дороге тоже в основном пытались выспаться впрок. Так, долго ли коротко ли доехали до посёлка Депо, где была назначена встреча со второй нашей подгруппой, из 4-ёх человек, добравшихся туда на своей машине. В Депо начался для нас север, не тот, что со льдами и белыми медведями, а тот, что с запахом древесины, растворяющимся во влажной свежести, водными системами, флотом и разнообразными деревянными постройками. Депо является местным транспортным узлом: посёлок находится на Волго-Балтийском водном пути, связывающем его с районным центром - Вытегрой. А также там находится одна из станций вымирающего ныне вида транспорта - узкоколейная железная дорога [подробней об узкоколейке Депо (Девятины, Белый ручей) - Янишево можно прочитать здесь: http://narrow.parovoz.com/RU35.php ].

Прокатившись после небольшой прогулки по Депо до Вытегры и обратно, мы посмотрели из окна автомобиля на участок Мариинской водной системы, с его шлюзами, в которых шлюзовались корабли и также бегло увидели Вытегру - небольшой спокойный северный городок.

Наконец, когда все подготовительные дела были улажены, мы поехали через Янишево к Андоме, слушая жалобы водителя на разбитую дорогу.

Шёл дождь, он кончился, только мы приехали на место нашего стапеля на берегу реки, что была ни узка, ни широка, а цветом обладала торфяным. А через несколько часов сборов наша небольшая флотилия: две 'Маринки', 'Свирь', одноместный 'Скаут', 'Ласточка' и, кажется, чешская, надувная лодка, названия которой я не запомнил, внешне напомнившая мне гибрид 'Скаута', 'Егеря' и БМП-1 - была готова к старту.

За первые полдня сплава мы не встретили на Андоме ничего бурлящего, потому спокойно шли по тихой гладкой воде, наслаждаясь окрестными пейзажами, и встали вечером там, где река втекает и скоро вытекает из озера Речного.

Следующий день после небольшой разминки на гладкой воде, подарил нам Андомские шиверы. По всей видимости, мы попали в самый пик половодья - всё было залито, надводных камней вообще замечено не было, да и обливники были редкостью. Шивера совсем не была сплошной, как когда-то рассказывал Костя, скорее гладкой воды было больше. Однако стоит признать: даже на спокойных участках река текла с довольно приличной скоростью. Шиверы же представляли быстроток с валами, не превышающими 1 м, да и очень редко приближавшимися к этой цифре. Сплав был развлекательным, а не напряжённо-спортивным. До какого-то момента Солнце жарко грело землю, воду и наши каски, но в районе 5 часов вечера довольно резко установилась предгрозовая серость. И на наше счастье она установилась в очень благоприятном для стоянки месте - в районе урочища Кагулы.

Уже через пару часов, когда мы встали лагерем и даже поели, снова установилась солнечная погода, которой мы воспользовались чтобы подняться на крутой правый берег и с этого угора полюбоваться окрестными лесами и синей лентой реки с белыми бурунами валов. Потом помянули Дедов-Победителей (дело было 9-го мая) и отправились спать. Только мы разбрелись по палаткам - началась новая гроза.

Вставая утром, я почувствовал небольшое головокружение, непонятно откуда взявшееся. Вследствие этого или просто оттого, что 'поднять подняли, а разбудить забыли', я немного кильнулся, стартуя от берега, даже не дойдя до основной струи. Холодная вода мигом подействовала и ободрила меня. Самое время для этого было. За впадением речки Чекша начинались самые мощные шиверы Андомы, которые уже заставляли хорошо работать (по крайней мере, меня в лёгкой вертлявой 'Ласточке'). Валы, накрывавшие с головой, встречались уже нередко. В определённый момент я понял, что лодка моя очень трудно управляется, тогда же увидел, что у берега стоят Володя и Саша с Яной, ждут отставший экипаж Саши и Наташи. Пристал к ним - осмотрел своё судно, и нашёл, что на днище отклеилась старая заплатка. В тот момент всем казалось, что у Саши с Наташей, которые экстренно причаливали выше по течению, должно быть какое-то повреждение, поэтому ремнабор понесли им, а мне оставалось только ждать возвращения. Примерно через час после причаливания пришла и отставшая байдарка, оказавшаяся целой и невредимой, и Володя с Сашей с ремнабором. Мы начали клеить мою заплатку, и именно в этот момент не преминул пойти сильный дождь. Час ковыряний под дождём над повреждённой лодкой - и работа окончена, но первые же метры возобновлённого сплава показали, что успех достигнут не был: дно также моментально спускало - дальше мне предстояло идти на одних бортовых баллонах. Пошёл и не испытал серьёзных трудностей. А скоро и шиверы кончились. Этот участочек мне в целом понравился: кроме того, что валы были повыше и били посильнее, чем раньше, так ещё интереса добавлял режим полуподводной лодки, в котором я шёл.

Весь предыдущий путь был очень хорош тем, что почти не было следов человеческой деятельности - не было деревень, леса не были загрязнены, приятно было находиться в дикой природе, но всему приходит конец, и с концом шивер кончилась эта благодать - началась населёнка.

Недолго мы после этого шли единой группой, вскоре откололись Вололя и Саша с Наташей, а мы на 4-ёх байдарках продолжили продвигаться к Онежскому озеру. Река вышла из лесов и часто становилась широкой, с минимальной скоростью течения, в омутах крутило - не мёд для 'Ласточки', в которой сначала шёл я, а потом некоторое время Костя. В районе Гуляево застал нас сильный ливень, который несколько минут реально был 'стеной', так что за потоком воды было не очень хорошо видно, что прямо по курсу. Но ливень кончился (как оказалось ненадолго), а мы тем временем уже шли по финальным километрам Андомы, где она, раздваиваясь, течёт по обширному болоту. После небольшой паузы в 'Ласточку' посадили лёгкого Женю и стали поочерёдно буксировать её каркасными байдарками.

Уже на подходе к Онежскому озеру с новой силой разразился ливень, который, правда, не испортил ничуть настроения. Озёрная гладь, открывавшаяся за устьем Андомы и растекающаяся от края до края горизонта, радовала глаз и грела душу. Сколько раз я стоял на берегу Онежского озера или ходил по нему на пассажирских катерах - но только тогда я впервые вошёл в него на вёслах. Пройти по озеру нам предстояло немного, мы сразу взяли курс на местный природный памятник - Андома-гору, которую было видно издали, и вскоре пристали к берегу, чтобы заночевать. Несмотря на то, что мы стояли среди нескольких населённых пунктов, никаких проблем и вообще контактов с местным населением не было. Зато ночью мы приятно походили по высокому берегу, вертикально обрывающемуся красной глиняной поверхностью в озеро, который и зовётся Андома-горой.

С утра под дождём разобрали байдарки, дождались воссоединения группы и поехали через Вытегру к речке Тягажма, посмотреть, что на ней за чудо-Падун имеется. Да и вообще про реку сказывали, что её нижние 4 километра имеют вполне себе 'саянский' характер. Когда мы, пройдя сквозь заболоченный частый лес, спустились к гремящему Падуну, байки о буйном нраве Тягажме показались мне небезосновательными. Река течёт в глубоком по меркам центральной России каньоне, берега которого поросли лесом, таким, что не везде можно к воде спуститься, Падун вполне себе внушает уважение, хотя как локальное препятствие не сильно отличается от многих похожих карельских Падунов, но выше и ниже него река неспокойна: бочечки, обливники, валы. А на правом повороте, на котором кончалась наша видимая область, вообще происходило нечто такое, из чего фантазия дорисовывала серьёзное препятствие с навалом большей части струи на крутой берег. В общем, Тягажма стоит того, чтобы когда-нибудь разведать и пройти её каньон.

После просмотра Тягажмы мы простились с Володей, Наташей и Сашами, которые отправились дальше путешествовать, сами вшестером пообедали, дождались машины, которая приехала за нами в район деревни Сперово, и пустились в обратный путь. Водитель, который несколько дней назад так ругался на дорогу и на то, что он нас по ней везёт, уже не скупился на комплименты в наш адрес и разговоры за жизнь. Всё вокруг было родным и приятным, за окном мелькали покосившиеся избы, леса, реки, простой край вологодский. И было радостно.

Приложение: частушки

Нет сомнений, что Вологдчина - это одно из тех мест, 'где русский дух, где Русью пахнет'. Всё там родное, душа радуется в таком краю, да ещё солнечным маем. И как-то особенно напористо в голову лезут традиционные формы творчества - частушки. Мало кто в наше время понимает толк в них, частушка воспринимается либо как какой-то умерший фольклорный жанр из разряда 'баляляйка, водка, калашникофф', либо сквозь призму совково-перестроечно-демократического опошливания, из-за которого она представляется чем-то вульгарным, обязательно с матом, про пьянство и блуд. А ведь частушки - это в широком смысле песни, песни на все случаи жизни - под драку, на праздник, любимому или любимой... Это живой жанр, который создаёт поющему их определённое настроение, нужное в определённой ситуации.

Вологда часто упоминается в традиционных частушках (например, 'Из тюремного окошка вижу город Вологду...'), потому на Вологодской земле я спонтанно и естественно начал придумывать что-то для себя и напевать, то тихонько под нос, то перекрикивая шум волн. Так как жанр забыт, перед прочтением нижеследующих строк, пришедших в мою 'покуда не убитую гуляющую головушку', если оно конечно интересно, для попадания на нужную волну крайне рекомендуется ознакомиться с хорошим образцом исполнения настоящих частушек, например: ансамбль 'Братина' (Санкт-Петербург) - 'Скобаря. Припевки под гармонь'.

Я на горочке сидел

Мигом окунулся.

У моей, у жёлтой лодки

Дырка крупная на дне,

Как бы средь валов высоких

Не остаться навек мне!

Серёжа Пахтусов,

7-19 мая 2010,

Вологодская область, Москва

• © Copyright Пахтусов Сергей Сергеевич (sigurd88@mail.ru)
  • Обновлено: 19/05/2010. 20k. Статистика.