Берлин Геннадий Владимирович: другие произведения.

Впечатления: Урал-2001

• Комментарии: 1, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Берлин Геннадий Владимирович (dimensio@yandex.ru)
  • Обновлено: 25/07/2013. 37k. Статистика.
  • Впечатления. Водный:Урал , 2 к/с , К4
  • Дата похода 11/08/2001 {15 дн}
  • Маршрут: р.Ауспия - пер.Дятлова - р.Унья

САГА О ПОХОДЕ.
    Урал. Река Ауспия - перевал Дятлова - река Унья.
    Субъективные заметки любителя.

11.08.2001
       Мы собрались идти в поход. На Урал. Куда точно - я пока не знаю. Приведут - увижу. Писать некогда. Только сели в поезд до Перми, а пиво уже заканчивается. Бриг уже хочет есть, а это плохой знак - значит, скоро полезет за спиртом... Он на перроне успел променять две пустые бутылки от пива на два огурца. Выгодный курс - что значит деловая хватка!
       ...Подготовились к походу быстро. За неделю. Собирались у меня каждый день. Как большие. В результате рюкзаки складывали в последний день. За два часа до поезда первый раз прибежал Андрюша, посидел, сказал, что так тщательно он к походам еще не готовился и убежал искать фотоаппарат взамен своего, который неожиданно оказался сломанным и даже покрытым изнутри плесенью...
       Играли в преф, пока не погас свет. Бриг пообещал в 6 утра в Кирове купить пива.

12.08.2001
       Легли спать. Спим. Я на верхней полке. Слышу - внизу открывается бутылка. Дай, думаю, быстренько гляну, что за пиво Бриг взял. Открываю глаза вниз посмотреть - Игорёха с соседней полки свесился уже по пояс. И когда только успел! Что значит молодость, слух хороший! А там - облом!! Времени 5:05, Бриг открыл минералку. Гад...
       Киров - скучный город. За 30 минут стоянки по перрону прошла всего одна красивая девушка, и та мимо... Картошку не продают, пиво дорогое, зато все таскаются с плюшевыми уродцами в пакетах. Видимо, на местной фабрике мягкой игрушки недавно выдали получку натурой. Мои шорты, потерянные в недрах одного из рюкзаков, по-прежнему никто не ищет. Ну и ладно, в Перми сам найду... Закончили партию в преф. Бриг посчитал неправильно - как это так, я в минусе остался, а он в плюсе? Наверняка, смухлевал где-то по ходу...
       6 часов провели в Перми. Спокойно, народу мало, машин тоже. С сотовыми телефонами почти никто не ходит. Зато видели контору, предлагающую NMT-450 и GSM-900. Перекусить у вокзала практически негде, пришлось на ходу пробовать местное пиво. "Рифей" - ничего пиво. "Золотой Урал" - невнятное. За пиво "Шихан" хотели поколотить Брига - как такое странное пиво можно расхваливать? "Пермское губернское" тоже не впечатлило. В дорогу взяли нашего "Янтарного" Ярпива. Наше - лучше. Здание вокзала в Перми дурацкое. В зале ожидания на втором этаже очень душно и не слышно ни одного объявления по вокзалу. Правда, в окошко виден наш первый путь.

13.08.2001
       Утром проезжали Свердловск. Народу много снует - понедельник, утро. Я, кстати, с сегодняшнего дня в отпуске. Начало романтическое.
       Весь день спим, допиваем пиво, играем в преферанс. Андрюху видел зашивающим лямку на шкуре от байдарки. Это ему трудовая повинность за "активное" участие в сборах.
       Городок Серов, точнее, его вокзал, нам всем понравился. Погода хорошая, стоянка - почти час. Кто хотел - позвонили в родные пенаты сказать последние "прости". Прямо у вокзала можно купить практически все, что простому человеку в дорогу надо. Много пива. Разного. Но жалкие остатки общака тратить на пиво не разрешают. Зато полакомились мороженым. До Ивделя - два часа. Собираем новый общак - нам предстоит непонятный участок пути. Как добираться дальше, куда, на чем, за сколько?
       Едем... Вдоль железной дороги, в лесу, у полотна, периодически попадаются будки. Некоторые даже похожи на жилые. Зачем они? Загадочна ты, Россия...
       Лежу на полке. Прямо в глаза бьет солнце, из чего мы с Игорем заключаем, что едем на север. Что значит образованные люди! Вспомнилось - Андрюша тоже грозился вести путевые заметки. Во первых строках он грозился записать, как я уронил на пол два кусочка шоколадки и даже не бросился их поднимать. В его глазах это самое страшное, что я мог сделать. Сомневаюсь, что у него дойдут руки до записей... Андрюша, ау! исполняю эту работу за тебя, расслабься. В Серове хотели купить одноразовых чайных пакетиков, но потом решили не отбивать хлеб у проводницы Насти. Купим на обратном пути. Если у нас останутся деньги. И сахар.
       УРА !!! Мы на Ауспии ! Но обо всем по порядку...
       Время дальше попробую указывать местное (MSK +2), хотя часы никто не переводил. 23:00. Прибыли в Ивдель. Выгрузились. С нами высадилась и странноватая старушка из нашего вагона. Прямо на перроне ушлый дядечка - водила "буханки" - предложил нам за 2500 рублей прокатиться до Ушмы ("мост спалил шальной лесник, добираться дальше никак невозможно"). Решили пока не соглашаться. В 23:30 подошел автобус и за 4р. с носа увез нас на автовокзал. Ночью уехать никуда не удалось и нас в 2 часа ночи благополучно заперли со старушкой вместе в зале того, что здесь гордо именуют автовокзалом. Перед этим проходивший мимо пьяный мужик сообщил нам магическое число "5.9". Что значит - не сказал, как пользоваться - тоже. На всякий случай решили запомнить. Я единственный спал, как настоящий турист - в спальнике на полу. Остальные кантовались на лавках. В том числе, и старушка.

14.08.2001
       Встали в 6:00. Метания у вокзала ни к чему не привели, поэтому в 7:30 на вахтовке выехали в Вижай (за 35.50 с носа). В Вижае почти сразу нашли аборигена с "Уралом", который за один тыр согласиля подбросить нас до Ушмы, а дальше скромно замялся. Он попытался усомниться в нашей платежеспособности, но в конце концов дал уговорить себя на две тысячи рублей, за которые он довез нас до самой Ауспии. Там мы перед выходом попробовали спирт, которого в вахтовке сквозь худую канистру ухитрились потерять аж 4 литра. Паша из герметичного рюкзака поварешкой вычерпал еще 0,473 литра мутного спирта. С салом потянуло...
       Убедились, что природу еще не всю угробили. По пути видели куницу, что перебегала дорогу. Она не кошка, поэтому посчитали добрым знаком. На глухарей почти наехали колесом, и только тогда они сдвинулись с дороги. Грибов - навалом, я пару раз даже из кабины выпрыгнуть за ними хотел. Взлетел вальдшнеп, но мы люди мирные...
       По просьбе Игоря записываю, что когда все пьют спирт - он НЕ пьет (спирт, только Зуко)...
       Впечатления от нашего первого дня пешего похода удобнее всего выражать символами цифрового ряда клавиатуры с нажатым шифтом - @#%@*%^&... Цензурных выражений совсем мало. Даже я раза три не удержался и употребил непечатную часть великого и могучего... Каюсь, слаб. Итак... Взяли вещи и пошли. Угораздило меня взять в первую перемену шкуру и пенал с железом от байды (к концу дня даже один пенал стал наказанием для несущего). Правда, Андрюха немного помог мне нести пенал. Второй моей ношей стала боевая единица под кодовым названием "рюкзак Макса" (ау. Макс Жижин, спасибо тебе за рюкзачок!). Передо мной его нес Саня, он поздоровее меня, поэтому нес молча. Когда я в буреломе завалился с этой единицей и не смог встать самостоятельно, я молчать не стал. Первые 30 минут с этими тяжестями измотали меня больше, чем весь остальной переход до ночевки. Вещи перераспределили по рюкзакам, но через пару перемен решили отказаться от кругового обмена и то, что потяжелее доверили тем, кто посильнее. Тропа, #$%$%..., вместо того, чтобы расшириться и заматереть, наоборот, постоянно чахла и пропадала. Поэтому вскоре решили идти прямо по воде. Ноги промокли даже у Паши с его сапогами по пояс. Идти было одинаково погано и по воде, и по берегу. Периодически терялась основная река и мы шли наугад. Видели слева гору, но что это за гора - никто не знает (Бриг уточнит, если найдет карту. Нашел. Хойэква. Хорошее название). В конце концов потеряли речку Ауспию, тропу, твердую землю. Проваливаясь в болотину и матерясь, прошли еще немного и решили стать на ночевку. Сколько прошли - не знаем, ориентировочно 5-6 км. Подозреваю, если бы нас не довезли до Ауспии, мы бы даже до этой глуши добирались пару дней. Читаем отчеты предыдущих экспедиций. Помогает слабо. Андрюха взъелся, что я долго пишу, и потому не работаю. Андрюша, ты не прав! Обидеть художника может каждый. А вот написать, что у Ауспии много мелких и мерзких рукавов, что сбивают честных туристов с толку - это не каждый в своей жизни может сделать. Завтра отбатрачу и специально для тебя поставлю палатку. Если снова не буду писать отчет... (Кстати, поставил :-)

15.08.2001
       Сразу скажу, вечером отчет продолжить не удалось, пишу на следующий день утром. Заночевали на болотине. Встали поздно, приготовили суп. Некоторые, видимо, от усталости не ели вечером (а ведь устроили праздничный ужин в честь начала пешего похода...) и почти не ели с утра. Зря. Поели, собрались, вышли поздно. Куда идти никто не знает. Компас не взяли, поэтому по солнцу пошли на запад. Хорошо хоть солнце проглядывало весь день. Тропы нет, поэтому идем через лес. Мне выдали еврошоповский фотоаппарат. (За час до отъезда из Ярославля, когда уже собирались ехать на вокзал на автобусе, ко мне все-таки подъехал Диман. Срочно сгоняли к нему и он из дочкиных игрушек вытащил и щедро отдал нам это чудо техники. Ау, Дмитрий Саныч, привет тебе с реки Ауспия!). Взял, хотел взвести, покрутил какую-то ручку. Оказалось - перемотка пленки. Игорь решил, что выскочила пленка и открыл крышку фотоаппарата. Начало пленки засветили... На одном из привалов решил сделать круговую панораму типичного окружения - сплошной бурелом. Идти очень тяжело. Вещи тяжелые, ноги проваливаются, дороги совсем никакой, идем зигзагами через чащу. Но хуже всего неопределенность. Что значит - накануне все так устали, что даже отказались пить спирт. Тост за ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ так и остался невысказанным... Воды не было, поэтому обед не делали, пожевали в сухомятку кураги. Дошли до какой-то горы и тут мнения разделились. Андрюха слазил на дерево и предложил идти вправо. Бриг предложил левый вариант. Поспорили, и стало совсем ничего не понятно. Кстати, скажу сразу, прав оказался Андрюха. А пока решили взобраться на гору и с нее оглядеться по сторонам. Мало того, что идти отвратно, так еще и в гору! Все уже давно зареклись ходить в пешие походы вместо водных, да еще и в неподготовленные по маршруту. На привалах, когда мои соратники - апологеты движения только вперед - Андрей и Бриг - уходят на разведку, Паша сеет тихую смуту, предлагая вернуться по Ауспии и сплавиться дальше вниз. Игорь боится не уложиться в сроки, Юра не любит неопределенность. Саня никуда особо не спешит, поэтому не против идти вперед. Но мне в одиночку уговаривать колеблющихся сложно. Да еще все хотят пить, а воды нет. Потихоньку произносится мысль, что спирт - это тоже жидкость. Кто-то с надеждой заглядывает в сапоги и прикидывает, за сколько вода в них отстоится до питьевого состояния. Идти вверх заколебались, время поджимает - пора готовиться к ночевке. Поэтому свернули вправо и постепенно стали спускаться. И, о чудо! вскоре услышали отдаленный шум реки. Бриг слетал на разведку, пока мы посидели у хилого ручейка, и нашел целый пляж с камушками и островком посреди реки. Бросились к нему (к пляжу). Андрюша попробовал требовать грибок и кабинку для переодевания, но потом сдался и согласился на то, что есть. Напились воды - просто чудо как хороша и вкусна! Разбили стоянку (как сказал бы Саня - "место не идеальное, но шикарное"). Андрей бросился ловить рыбу. Поймал 5 небольших хариусов. Видел медвежонка. Возможно, перед ним и медведица перебегала, но он не заметил. Устроили праздничный ужин - у Андрюхи, вдохновителя наших славных подвигов, сегодня день рождения. Наелись, напились, и спать завалились...

16.08.2001
       Юра завел будильник, но забыл включить звук в часах. Поэтому провалялись минут на 30 больше намеченного. Встали, кто смог - по упавшему дереву перешел через реку на островок на экскурсию. Приготовили уху из хариусов (Юра почему-то назвал ее рыбным супом. А мне говорили, что из царской рыбы хариус получается только уха). Поели, собрались, и с твердым намерением сегодня дойти до предгорья и встать вблизи перевала, вышли. Нашли тропку, которая почти сразу вывела на хорошую утоптанную туристическую тропу. Ура! Что значит накануне тяпнули спирта за определенность. Погоду тоже упоминали, поэтому погода весь день радовала. Тропа первые полдня была замечательная, настроение такое же (даже у Паши, который уже не предлагал вернуться), поэтому идти было хорошо, хотя рюкзаки у всех тяжелые. У меня, Юрика и Игоря - полегче. Пенал приспособили в чехол от шкуры пока еще дохлой (собранной) байдарки. Он легкий, но трет плечи. Им меняются - дают отдохнуть. На тропе попадаются свежие следы, фантики от конфет - значит, здесь недавно были люди.
       Обед решили не готовить, но отдыхать встали на хорошем большом месте с кострищем. Приготовили чай, разделись, посушились, заклеили стертые ноги пластырем. Бриг испросил дозволения походить по мусору босиком и дальше идти с грязными ногами. Хотя у него такие носки... Ноги они покрывают лишь частично и крайне неравномерно. Посовещались и разрешили Бригу побыть грязнулей.
       Вскоре встретили группу туристов - человек 15-20. Школьники и несколько взрослых. Первый пионер пролетел мимо нас так быстро, что мы даже не успели с ним заговорить. Остальные сказали, что идут с перевала Дятлова. Игорь практически у всех спросил, успеем ли мы за сегодня подойти вплотную к перевалу и получил достовернейшие сведения - успеем! После этого он чуть не бегом рванул вперед, а мы за ним.
       В этот день распаковали аптечку. Вначале Бриг содрал руку - замазали йодом и заклеили пластырем. Потом он зацепился за корень и упал головой на камень. Упавший следом Паша попытался пнуть Брига, чтобы тот не разлеживался долго, но ответа не получил. Подошли - истекает парень кровью. Полили его водичкой, нарисовали зеленкой аккуратненькое пятнышко в ползатылка и пообещали лишнюю стопку спирта вечером (если доживет). Неизвестно, что его больше вернуло к жизни. Дали рюкзак полегче и двинули дальше. Ориентиры были - ложка и через 30 минут последняя большая стоянка у перевала. Чем выше поднимаемся в гору, тем хуже тропа. Грязь, болотина, камни. Парадокс... Дошли в этот день только до ложки (ее кто-то вырезал из цельного дерева, почти метр длиной) - устали до безобразия, дальше идти ни у кого нет сил. В пути Андрюха, родственная душа, поддержал меня и мы набрали немного грибов. Устроили праздничный ужин в честь подхода к горам: сварили замечательный грибной суп, макароны с тушенкой, тяпнули спирта для сугрева - и действительно согрелись. Андрюха пить отказался, мотивируя тем, что и так не заболеет - он последний раз в шестом классе болел. А ему вчера уже 31 стукнул...

17.08.2001
       Ночью шел дождь. Встали достаточно рано, в 8 утра, позавтракали, и снова полил дождь. Забрались в палатку - я пишу эти строки, Паша шьет рюкзак и ведет с Игорем разговор "за жизнь". Мы с Юрой слушаем... Очередной раз убедились, какая замечательная и многоцелевая штука наши коврики то ли из пластмассы, то ли из пенопласта - сидеть на них тепло и мягко.
       По напоминанию Брига записываю, что вчера ночью, перепутав в темноте стороны света, пытался удивить всех и вломиться в палатку через окно. Вовремя меня предупредили...
       Двинулись в путь. До большой стоянки перед горами дошли быстро, за 25 минут с коротеньким перекуром. Последний раз испили водицы из Ауспии, которая стала бойким горным ручьем, и двинули в гору. Почти до самого верха, пока был лес, тропа заболочена. Лес кончился, карабкаемся в гору. Ветер крепчает. Короткими переходами добрались до перевала. Там на огромном камне стоит памятник и две мемориальные доски. На одной - годы 1959-1989 и эпитафия, на другой - посвящение группе Дятлова из УПИ, которая погибла здесь 2 февраля 1959 года. Их было 9. Говорят, их всех нашли с выражением ужаса на мертвых лицах... Моросит дождь и дует сильный ветер. Стоять на привалах холодно и мерзко. Как же народ сюда в феврале забрался?! За памятником тропу как отрезало. Снова приходится идти в неизвестность. Волшебное слово "компас" мы сегодня вспомним еще не единожды. А вот сам компас Андрюша перед походом покупать не стал - понадеялся на авось, разгильдяй. И мы хороши, никто не проконтролировал... Прошли перевал и решили обойти справа одну из левых гор. Идем по склону. Бриг начал забираться вверх и на него все дружно накричали, обвинив в измене линии партии (нашей, туристической). Заставили спуститься вниз, что в одиночку оказалось совсем непросто. Решили, что это немножко не та гора, что нам нужна, а целый хребет, и поэтому нам нужно спуститься вниз и обойти соседнюю гору правее. Позже убедились, что ошиблись. Очень много грибов, в основном подберезовиков, в жизни столько не видел. Если вам будут говорить, что грибы растут на земле под деревьями - не верьте, настоящие грибы растут на камнях во мху в горах. Я сам видел. Много черники, но нам не до нее, даже на привалах (коротеньких) обдираем только кустики вокруг рюкзаков. Спустились ниже в лес, поели чернослив и изюм, попили взятой с собой воды. Очень замерзли, надо идти. Игорь единственный на перевале разобрал рюкзак и утеплился. Я иду в майке и ветровке. Так вроде и не холодно, если бы не дождь и сильный ветер. Еще немного прошли и вышли к реке. Ура!
       Мы, наивные, полагали, что это Унья или ее приток. Паша вскоре усомнился сам и убедил всех, что это вовсе даже не Унья, а Лозьва и идти нужно, мягко говоря в другую сторону, а попросту, почти назад. Мы почему-то этого не сделали, а снова стали карабкаться в гору, которую собирались обойти. Облака носятся со страшной скоростью, где-то в районе Ауспии светит солнце, а над нами с редкими перерывами моросит дождь. Поминаем юных сурков с их энциклопедией и кроликов. Паша наматерился на пять лет вперед. Бриг осознал, что горы - не его стихия - ему тяжело дышать. Зато теперь он это знает. Все считают, на сколько лет вперед они наелись горными походами. Почти зашли на вторую гору и там решили пройти через перешеек между нашей первой горой и соседней. Правда, седловина временами полностью пропадает в тумане, поэтому идем далеко не кратчайшим путем. Все устали и даже не спорят, куда идти. Бредем, как ежики в тумане. Андрей предложил оставить вещи на горе под тентом, а ночевать спуститься вниз, но ему вяло отказали. Будем идти до победы. Наконец мы перестаем подниматься, а начинаем спускаться в ложбину. Видели малюсенькое озерцо или большущую лужу, но даже не подошли посмотреть - всеми овладела усталая апатия. А вот и настоящая река! Чуть подальше она сливается еще с одним притоком и мы решаем, что теперь это похоже на то, что мы искали. Это река Хозья. На ночлег останавливаемся на хорошей площадке с кострищем. Еще один этап славного пути преодолен...

18.08.2001
       Суп вчера доварить не успели, сварили только грибы и покрошили картошку. Сегодня с утра доварили и с удовольствием съели. Только Бриг не ест грибной суп, сало тоже почти не ест, и потому сидит на диете. Юля! Мы привезем тебе его стройным и сильным.
       Устаем прилично. Вчера сидим ужинаем, тихо-мирно - и вдруг вопль: "За...колебали меня эти горы!!!!!" Это Паша выронил плошку с гречей и она рассыпалась по всему коврику, на котором мы ужинали. А пару дней назад он ухитрился разлить себе суп на основание ног. Не везет ему с едой. Хорошо хоть, что ее много...
       С погодой нам повезло сегодня. Еще до выхода в путь показалось солнце - и уже на весь день. Идем вдоль реки, которая ширеет, впитывая многочисленные ручьи с гор. Виды открываются изумительные по своей красоте - река, лес, горы вдали. Несколько раз переходили с одного берега на другой - тропа то появляется, то пропадает. В обед приготовили суп и чай и двинули дальше. За день встретили два кострища, а на третьем встали на ночевку. Андрюха ухитрился забить колышек для палатки и только тогда заметил сантиметрах в 5 от колышка замечательный подберезовик. Их много, вот и перестали даже внимание на них обращать. Андрюха великий знаток рек и рыб и сегодня расширил наш кругозор замечательной фразой: "в реке Илыче стадо семги насчитывает три с половиной тысячи голов". Завидуем его способности запросто оперировать рыбным поголовьем целой реки!
       Саня почти каждый день раздевается и моется в реке. Больше у нас таких закаленных нет - водичка, мягко говоря, прохладная. По ночам пока вроде никто не мерзнет. Спим в двух палатках 3 + 4. Третья палатка лежит мертвым грузом в рюкзаке.
       Андрюха попробовал ловить рыбу на протухшего червя, выкопанного еще в Азии (сейчас мы уже в Европе), но река еще очень быстрая и мелкая. Ничего не поймал. Паша тоже хотел, но ему ловить не на что. Он поискал (безуспешно) ручейников, а потом, как настоящий Паганель, принялся ловить мух, которые долго не хотели признавать его своим повелителем. Зрелище еще то... Поймал одну и заточил ее в пустую бутылку из-под спирта. Изверг...

19.01.2001
       Игорь сегодня подхватился в 5.00 по Москве. Местное время, мы полагаем, +1 час. Что значит, человек хочет быстрее домой попасть! Почти час с переменным успехом будил остальных. Его энтузазизм поддержали очень вяло и неохотно. Выяснилось, что приболел Бриг - его всю ночь знобило. Сначала хотели добить его, чтобы не мучался, а тушку закопать в камнях прибрежных, но потом решили ограничиться фервексом. Тает парнишка на глазах - ест редко, спирта пьет все меньше, курит паршивую "Приму", да еще и сдает мне ее на хранение во время переходов, чтобы самому идти легче было. По мобильнику за неделю ни разу не поговорил... Впрочем, это из-за того, что мобильники мы с собой и не брали. Игорь пробовал включать радиоприемник, но ничего не поймал. Цивилизация дает о себе знать только гулом пролетающих в высоте самолетов.
       Вышли в хорошем темпе, только больной Бриг плелся невесело. Но уже через час у меня разболелась растянутая пару дней назад нога, да так, что я даже без рюкзака, который у меня взял Андрюха, едва дотащился до привала. Приняли решение спускать на воду байдарку. Андрей с Саней быстренько собрали ее, пока закипал чай. Переформировали рюкзаки, часть вещей убрав в байду, и для меня с Андрюхой начался водный этап похода. Остальные с облегченными рюкзаками бойко рванули вдоль берега. Река уже достаточно широкая, но все еще мелкая и быстрая, поэтому за день мы раз 10 выскакивали в воду и проводили байду. Холодно, но по берегу идти мне все равно было бы сложнее. Больного Брига иногда переносят через притоки. Из-за наших проводок движемся с примерно одинаковой скоростью и по воде, и посуху. Вдруг послышался гул вертолета, а потом показался и он сам. Развернулся и сел буквально в 200 метрах от нас. Мы уж подумали - что-то от нас нужно. А оказалось - привезли туристов. На слиянии Хозьи и Уньи, к которому мы как раз подошли, стоит изба, вот там-то они и собрались отдыхать. Я думаю, они здорово удивились, увидав выходящую из леса к вертолету нашу группу, а потом еще и байдарку. Когда улетел вертолет, мы зашли в домик оставить запись в журнале посетителей у хозяина. Нечасто сюда заходят люди! За этот год всего две записи. Одна месячной давности, за июль, а другая ... сегодняшняя. С утра вертолет забросил еще одну группу, которая уже ушла. То есть, за сегодняшний день здесь объявились аж три группы. Народ отдыхает конкретно - забросили вертолетом, посидели на одном месте или немного сплавились, снова улетели вертолетом. Только мы пешком забрались в такую глушь. Пашина ежедневная фраза "Хеликоптер нихт, попистофали" - это про нас. Отошли немного от избушки и встали лагерем. Будем собирать катамаран. Еще километров 15, и пойдет относительно спокойная вода. Самое интересное, что на катамаране у нас никто раньше не ходил, и как его собирать никто точно не знает. Да еще и дождь зарядил...

20.08.2001
       Ночью шел дождь, поэтому встали поздно, даже Игорь не настаивал. Дождь накрапывает с переменным успехом, хотя пару раз и солнце выглядывало.
       Вчера ели настоящий грибной суп - полкотелка грибов, четверть котелка картошки, лаврушка, перец, соль, два пакета супа и чуть-чуть воды. Ложка не стояла, но была близка к тому. Всем очень понравилось. Кроме Брига - он по-прежнему не ест грибы.
       Устроили дневку. Весь день с перерывами идет дождь. Собираем катамаран. Нарубили жердей, связали, накачали. Предложение устроить ходовые испытания не прошло - тяжело будет тащить собранный кат обратно по берегу меж елок. Еще было предложение утопить баллоны в воде и посмотреть, не идут ли пузырьки, но не нашли подходящего тазика. Поэтому решено идти на том, что получилось.
       Подлечили Брига, который отлежался в палатке, наевшись таблеток. К вечеру он вылез и рассказал нам все о фобиях, что смог вычитать из старого "Огонька". В длинном списке так и не нашли боязнь вареного лука (это у Юрика), зато узнали, что Наполеон страдал лейкофобией - боялся белого цвета. На следующее утро Бригу стало совсем хорошо и он даже исполнил нам с бревнышка песню "От улыбки хмурый день светлей". Почти сорвал аплодисменты...

21.08.2001
       ...Утро. Боремся за суп. Юра уронил в котелок крышку, но Андрюха мужественно спас суп, выдернув из кипятка инородное тело. Так что будем есть просто гороховый суп...
       Спустили плавсредство на воду. Поплыли. Погода отвратительная. Холодно и идет дождь. Я, Юра и Андрей на байде, остальные на кате. Юра в середине нашей двушки пытается дремать - весло ему не положено - но холод не дает. Мы с Андрюхой несколько раз вылезали провести байду, поэтому вымокли. Через пару часов нашли на каменистой отмели кострище с дровами и с удовольствием погрелись, подсушились и попили чаю. Делать нечего - приходится идти дальше. Протерли байду на камнях, вода потихоньку сочится. После остановки больше не вылезаем - река стала спокойнее и глубже.
       Много непонятных заводей и островков, которые сбивают с толку. Увидели Уньинскую пещеру, вылезли, сфотографировались. Пещера небольшая. Догнали группу из Лысьвы, заброшенную на вертолете перед нами. Видно, что мужики здесь далеко не первый раз - встали на Адмиралтейской яме, все названия знают. Собираются сплавиться до реки Кисуньи и улететь оттуда на вертолете. Ловят рыбу.
       Видели белку, переплывающую речку. Бросились на байде за ней, но она успела выскочить на берег. Ушел теплый воротник...
       Около 7 вечера увидели избушку и с огромным облегчением встали на ночевку. В избушке нашли листок, где напечатано, что Унья с притоками - заказник. Для проживания туристов в заказнике у Комсомольского лесхоза имеется турбаза в урочище Чамейный Плес. Их адрес: 169431, респ. Коми, Троицко-Печорский р-н, ул. Набережная, лесхоз, тел. 98-121. Город в листке указан не был.
       Ловили рыбу на спининг. Игорь поймал трех небольших хариусов, Паша и Андрей - без улова. Протопили буржуйку в избушке, разогнали дым и легли спать. Лепота...

22.08.2001
       Замечательно переночевали в избе - спасибо Климентию Суслову, который поставил ее в 1938 году, и тем, кто ее сейчас поддерживает. Нашли тетрадь с записями проходящих, откуда и черпаем эти сведения. Изба называется "Ключевая". Завещает жить по законам тайги. Стараемся.
       Народ по тайге ходит круглый год. Лесники и Великие Охотники здесь и на зиму остаются. Выяснили, что народ вертолетами перелетает из Красновишерска до слияния Хозьи и Уньи, где мы видели избу, сплавляется до Кисуньи и улетает. Хотя маршруты у всех разные. Вода в этом году высокая, хоть в этом нам повезло. Бывали годы и похуже. Из тетради вычитываем ужастики один другого краше. От Ушмы сюда добирались кто 15, кто 17 дней. Нам здорово повезло, что удалось проехать еще и участок Ушма - Ауспия. Хоть лысьвинцы и предположили, что у нас крыша поехал - мы не одни такие ходоки.
       Здесь меняется автор повествования. Перо в свои крепкие руки берет Бриг...
       Вышли в тех же составах на катамаране и байде. В избушке узнали, что до Бердыша 70 км, поэтому наша задача-максимум - быть там вечером. Течение более-менее нормальное. Проблема одна - катамаран постоянно уводит влево, поэтому его движение идет не по прямой, а зигзагами. Вообще-то, кат - штука хорошая, но большая. По инерции уносит, как не выгребай. Скорость небольшая. Идем обычным темпом, в 12.30 проходили Кисунью - наш первый сегодняшний ориентир. Минут через 15 после нее впереди увидели вертолет. Подгребаем, останавливаемся. Ни одной живой души. Хотели улететь, да права дома забыли, поэтому погребли дальше. Сразу за поворотом увидели хозяев коптера, ребята из Перми, за червонец подбросить отказались. Байда умчалась вперед. Договорились встретиться в Чамейном - пермяки сказали, что он будет на полпути до Бердыша.
       Идем, вокруг резвятся утки, но еды у нас еще достаточно, поэтому веслами их не сшибаем. Около 14.30 встретились со знаменитым по книге записей в избушке лесником Афанасьевым. Сначала он хотел нас оштрафовать, потом продать пропуска на посещение реки, но потом понял, что мы люди мирные и просветил нас: Чамейный Плес - это база отдыха, стоимость проживания там - 30 рублей с носа в сутки, зато баня бесплатно. Самое важное, что он нам сообщил - 24.08 в обед из Усть-Уньи в направлении Троицко-Печорска выходят пустые УРАЛ и УАЗик. Если мы на них успеем - молодцы, если нет - есть риск погулять по Усть-Унье не один день - из транспорта там только почтовая машина, что ходит два раза в неделю, и свободных мест на ней не бывает. Дал расстояния: Чамейный Плес - 12 км, Бердыш - 37 км, Усть-Унья - 80 км. Ну что ж, в путь. Решили быть сегодня в Бердыше. Не пройдя и 1 км, вода встала. Течения нет - практически стоит и катамаран. Короче говоря, благодаря героическим усилиям и мату экипажа ката, через два часа достигли Чамейного. Походили, посмотрели. Надо идти дальше. Спускаемся к воде - нет катамарана. А в этом месте течение-то как раз сильное. Рванули за ним. Байда нашла его в 200м в уютном месте (как им показалось). Экипаж ката пробирался туда через такой бурелом, что просто... Ну ладно, все хорошо, что хорошо кончается. Времени 17.30. Договорились, что байда идет до 19.00 , встает на стоянку и, пока подходит кат, ребята готовят ужин и ставят палатки. Двинулись. В 19.10 в 300м мы видим впереди байду, которая старательно от нас улепетывает. Мы в недоумении. Вокруг места для стоянки ЕСТЬ, а байда еще идет. Все уже замерзли, устали, уже темнеет. В 19.30 мы встретились, сказали все, что думаем друг о друге и встали на первом попавшемся месте. Не успели развести костер, уже и стемнело окончательно.

23.08.2001
       Историческая справедливость восстановлена - идем двумя экипажами, поэтому вчера давали слово катамарану, от которого речь держал Бриг.
       С утра встали с твердым намерением дойти до Усть-Уньи. Только собрали вещи, и пошел дождь. Дождь шел целый день - это самая большая неприятность. Все продрогли и вымокли, даже весла не очень выручают. В 11.30 дошли до Бердыша, где у костерка замечательно поговорили с местным "Кузьмичем". В числе прочего узнали, что Великий Охотник - это конкретный человек, прозвище у него такое, типа Бледнолицего Брата или Быстрого Оленя. Купили хлеба. От Бердыша решили идти порознь - мы на байде доходим до Усть-Уньи, договариваемся о ночлеге и пропитании и встречаем кат.
       Вчера я весь день отдыхал в середине лодки без весла, погода была неплохая, несколько раз даже солнце выглядывало, специально для меня. Места были замечательные - тайга, то с одного берега, то с другого вплотную к воде подступали величественные скалы - красота! Сегодня все совсем по-другому. Скалы исчезли, берега однообразные. Идти под дождем мерзко. В один из моментов на байде появляется четвертый пассажир - белка. Она переплывала реку, но, увидев нас, повернула назад. Мы зашли с другой стороны и ей, твердо решившей попасть на берег, осталось только идти напролом - впрыгнула в байду прямо из воды, сердито зыркнула на Юрика, потопталась по Андрюхиной руке и спрыгнула с другого борта. Серьезный зверек и шустрый. По ходу провел гидрологические исследования - капли дождя, попадая в реку, не сразу сливаются с водой, а некоторое время катятся по поверхности отдельными шариками. Первый раз такое увидел. Занятно.
       Светлый родник. Полпути пройдено (чуть больше). Жилых домов 5-10, как и в Бердыше. Дальше, быстрее дальше... По берегам попадаются стожки сена. Чуем - близко жилье. Наконец, на горке замечаем дома. Дошли! 5 вечера. До поселка нужно немного подняться вверх по Печоре. Это совсем непросто. Переправились на другой берег. Пока ковырялись, на лодке подплыл трезвый абориген Серега и на весь вечер завладел нашим вниманием. Дотащил нас на моторе с острова (как оказалось) вверх до деревни и повел к себе в баню. Мы обсушились, отогрелись и пообещали Сереге спирта. Только вышли встречать кат и увидели идущих по острову Игоря и Пашу. Славно! Они тоже дошли, отстав на 2 часа. Дотащили кат вверх и довольные собрались в бане греться и ужинать. Поужинали со спиртом и местными рыбными пельменями, абориген Серега рассказал нам о своих четырех ходках в зону и предложил продолжить веселуху под гармошку. Сославшись на усталость, отказались и легли спать.

24.08.2001
       Переночевали в тепле замечательно, а вот с раннего утра началось алко-шоу. Сначала появился Серега, бормотал невнятно, просил спирта и Пашины сапоги-бродни. Не получив ответа, удалился, и его место заняла сестра Галя, поведавшая, что в 3.00 по местному времени состоялась пьянка в честь подругиного дня рождения и теперь за спирт или маленькую копеечку размером в 10 рублей она (Галя) готова поделиться с нами своими запасами грибочков. Сговориться не дал бдительный Серега, считавший нас своей добычей и пинками прогнавший сестрицу. На улице у них состоялся первый, но не последний раунд боев без правил. Победила Серегина сила. Чуть позже мы договорились о завтраке и Галя со словами "А ты, золотой мой, пойдем со мной" увела Брига куховарничать. Там они и познакомились поближе.
       Позавтракали. Пока собирали байду, стали свидетелями очередного акта шоу. Серега выклянчил у нас еще немного спирта и стал пробираться с добычей в дом. Только открыл дверь - а оттуда из засады выскочили Галя и ее муж Рома. С криками "А помнишь, гад, как ты нас выгонял??" и "Пусти меня, Рома, я его еще раз пну" они повергли оппонента наземь и принялись руками и ногами втолковывать, как же он не прав. Веселая семейка, чувствуется слаженность в действиях. Как мы потом выяснили, в этом семействе кроме бабушки сидели все, а кто-то и сейчас "на посту".
       Принимаем решение не злоупотреблять гостеприимством алкоголиков и передислоцироваться к леснику. Постоянная ругань и драки рушат идиллию деревенского этапа нашего водного похода. Но Галя так просто не сдается. Она заходит к нам в баню и угощает Игоря, приняв его за Брига, засохшей грязной мармеладинкой. Чуть позже, осознав свой промах, с громким воплем она восстанавливает справедливость: "Я тебя, Сашенька, одного здесь знаю, золотой ты мой, мы с тобой вместе костер жгли". Бриг, боясь после этого нарваться на сентиментальность, со двора уходит последним, крепко прижав к себе шкуру от байдарки и прикрывая ею лицо. На грудь к нему уже не броситься, и мы спасены от слез. Добрая женщина, она даже о бабушке вспомнила, когда мы рассчитывались спиртом, выклянчив лишнюю ложку для лечения бабушкиной эрозии желудка.
       Лесник доподлинно сообщил нам, что финны сегодня будут, на двух машинах, причем УРАЛ будет из Троицко-Печорска. Нам остается только ждать, что мы и делаем целый день во дворе у лесника. Он с нами даже чайку испил, все рассказал, предупредил, что штраф за одного выловленного хариуса 450 рублей и разрешил нам сходить на рыбалку. Хороший мужик, Сергей Соломатов, спасибо ему за приют.
       Ходили в местный магазин, на обратном пути видели мутного аборигена Серегу со здорово подпорченным интерфейсом. Второй раунд боев оказался явно не за ним.
       Рыбачили на Печоре. Ничего не поймали, но об этом в дальнейшем можно и не упоминать, важен факт - "Печора? Бывали, рыбачили..."
       В 22.30 наконец подъехали финские студенты (точнее, это были в основном студентки). Они собирались изучать девственную тайгу Урала. У нас прирост ели - до 40 сантиметров в год, а у них в Скандинавии в лесу деревья практически не растут. Вот они и пытаются с лупами в руках выяснить причины этого. Бойцы невидимого фронта, мы бесплотными тенями кружили за забором в темном ночном дожде, слушая финский смех и с нетерпением ожидая, когда же их увезут спать и освободится машина, на которой мы двинем в обратный путь. Пока Бриг отслеживал финскую очередь "туалет-баня-чай", я узнал, что УРАЛ остается здесь на 2 дня, до понедельника, зато потом с удовольствием захватит нас с собой. Нас такой вариант совсем не устраивает, поэтому соглашаемся на "буханку" до Комсомольска.

25.08.2001
       0.30 - выехали в Комсомольск. Дорога отвратительная, да еще нахальные зайцы, попав в луч света от фар, бегут впереди, мешая ехать быстро. Впрочем, все мы уже устали и вскоре все дремлем, насколько это возможно в прыгающей на ухабах машине. Главное, что мы едем домой. В Комсомольске договариваемся с водилой, что он повезет нас и дальше, до Троицка. Вся дорога с ним обошлась нам в 150 рублей с носа.
       В 4.45 мы уже заступаем на вахту перед запертой автостанцией Троицко-Печорска, откуда в 7.30 благополучно выехали в Ухту, где и просидели до ночи. Городок небольшой, но приятный. Всем понравилось местное пиво "Бочонок".

26.08.2001
       2.25. поездом "Лабытнанги-Москва" отбываем в Ярославль. Наш поход закончен. Вместо легкого отдыха на воде у нас получилась пеше-горно-водная гонка на выживание в сжатые сроки. По общему мнению, это самый тяжелый наш поход. Зато нам еще долго будет что вспомнить...

• Комментарии: 1, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Берлин Геннадий Владимирович (dimensio@yandex.ru)
  • Обновлено: 25/07/2013. 37k. Статистика.