Показаньев Александр Иванович: другие произведения.

Отчет: Пять перевалов.

• © Copyright Показаньев Александр Иванович (pokazanev.aleksa@mail.ru)
  • Обновлено: 14/04/2010. 37k. Статистика.
  • Отчет. Пеший:Кавказ , 50 км , 1 к/с , Ноги
  • Дата похода 29/09/2008 {5 дн}
  • Маршрут: Майкопский перевал - г.Пшехо-су - Фишт-оштенский перевал - Приют Фишт - г.Фишт - Белореченский перевал - Черкесский перевал - Озеро Хуко - Перевал Джугурсан - Ручей водопадистый.
    В горах мы проверяем себя на прочность!

обстоятельства препятствовали подъёму на эту самую высокую вершину Западного Кавказа. Вершину с вечными ледниками. Даже Оштен, который ниже Фишта всего на каких-то пятьдесят метров, мы с дочерью Дианой покорили, как-то шутя - поднялись на
      Эта гора долго мне не давалась. Сколько я не ходил вокруг, да около, и всё какие-то него без особых проблем с Фишт-Оштенского перевала за два с половиной часа. Также и Пшеха-су (2743,8) мы прошли полностью, побывав на самой вершине, где нас в тот день застала гроза. Когда одна из молний ударила недалеко от нас, в металлическую пирамидку, которые обычно устанавливают на вершинах, мы быстренько сбежали вниз, в горную лощину. И ничего, хотя и шли всё время в облаках, ловя редкие разрывы в них, чтобы сориентироваться, прошли эту, в общем-то, довольно сложную гору благополучно. Может быть бывалый альпинист, читая эти строки, снисходительно улыбается, но для нас с дочерью всё это было впервые, на этих восхождениях мы учились ходить по горам, карабкаться по скалам, изнемогая под тяжелыми рюкзаками.
      И вот, 29-го сентября, взяв отпуск, я стал выдвигаться в к подножию горы Фишт, с недвусмысленной целью расставить все точки над "и", в этом давно задуманном предприятии. Начну всё по порядку.

День первый.
       С утра всё шло по плану. Я вышел к утреннему автобусу, который привёз меня в город, который находится ближе к горам. Там, на автостанции, я успел пересесть в другой автобус, готовый к отправлению, на котором приехал в отдалённое село, за которым кончалось автобусное сообщение и, соответственно, асфальт. Вышел за село, прошёл мост через горную реку Пшеха, и стал дожидаться попутной машины. Подошёл человек, средних лет и кавказской наружности с небольшим рюкзачком за спиной, встал рядом, поздоровался. Поговорили о горах, о восхождениях. Он рассказал о тех местах, где я ещё не бывал - мне интересно - я стал его расспрашивать подробнее. Нашу беседу прервала появившаяся автомашина. Это "Уазик" - самый распространенный джип здешних мест. Взмах рукой - останавливается, мне по пути, я бросаю рюкзак на заднее сиденье и сажусь рядом с водителем. Мой недавний собеседник остаётся ждать попутное средство в нужном ему направлении.
      Доехал я до первого водозабора, а дальше попуток не было, и пришлось мне с десяток километров, до последнего, самого верхнего водозабора тащиться пешком с весьма внушительным рюкзаком, в котором было всё необходимое для моего жизнеобеспечения в горах, включая бензиновый примус. Только вытер пот со лба у шлагбаума водозабора и поздоровался со сторожем, как опять едет "Уазик", но в этот раз грузовой, и в нужную мне сторону. Объясняю водителю, где мне надо выйти и лезу в кузов - в кабине нет места.
      Ещё семь километров удалось проехать, и вот, я стою у дороги, идущей круто вверх, к Валентинову летнику, от которого идёт тропа к Майкопскому перевалу. Здесь попутку ждать бесполезно - дорога настолько крута и камениста, что пробуют здесь проехать вверх лишь водители-экстрималы на полноприводных авто. В прошлом году я вместе со своей дочерью Дианой, частой спутницей моих горных восхождений поднялся на своей "Ниве" по этой дороге, длинною 1300 метров и больше этого делать не хочу. Сильное испытание и для водителя, и для автомобиля. Мне пришлось, кроме пониженной первой передачи, ещё включить блокировку межосевого дифференциала и держать обороты двигателя не ниже четырёх тысяч. Когда мы выехали наверх, охлаждающая жидкость начала закипать. И спуск был не многим лучше подъёма - машину силой гравитации упрямо тащило вниз, а тормозить можно было лишь двигателем, иначе блокировались передние колёса, и велика была вероятность опрокидывания.
      Диана в этот раз осталась в городе - уже начались занятия в университете, и она с сожалением отпустила меня одного, взяв с меня обещание, не рисковать понапрасну. Хотя мой отпуск начинался послезавтра, первого октября, но, используя выходные дни, я чуть раньше отправился осуществлять давно намеченное восхождение.
      Через час подъёма по дороге я решил подкрепиться чаем с бутербродами. Да и пора, время неумолимо двигалось к трём часам пополудни. Когда я уже снова укладывал рюкзак, собираясь двигаться дальше, ко мне подошёл молодой, крепкий мужчина с мальчиком лет десяти, видимо своим сыном. Они спускались с горы, идя налегке, без поклажи. Как выяснилось во время разговора, они искали брызговик от "Тойоты", оторвавшийся во время подъёма на этой дороге. А вообще они приехали сюда, чтобы отдохнуть у Валентина, который сдаёт желающим небольшие летние коттеджи. Мужчина помог мне надеть рюкзак, и мы расстались, пожелав друг другу удачи.
      Более не останавливаясь, я добрался до тропы, ведущей к перевалу, и полез вверх. Здесь по тропе часто поднимались на плато лошади, пасущиеся в горах вольно, без пастухов, о чём свидетельствовали следы копыт, а более всего помёт, разбросанный на всём протяжении подъёма. Удивительные животные, они преодолевали такие крутые места, где и человеку впору спасовать. Чем выше я поднимался, часто останавливаясь, чтобы несколько сбавить частоту сердечных сокращений, тем более величественная панорама открывалась моему взгляду. Прав поэт: "Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал".
      Ещё немного усилий и я на плато. До захода солнца осталось чуть более часа. Поскольку я задумал идти до приюта "Фишт" не по маршрутной тропе, а через Пшеха-су, которая вытянулась в том направлении, как небольшой горный хребет, то решил не искушать судьбу и искать место для ночлега здесь, в начале подъёма, где есть лощинки, поросшие густой травой. Задумано - сделано. Ставлю палатку, ужинаю и внутрь, в спальник.
      Ночью меня разбудил сильный ветер, который несколько раз всколыхнул полотнище палатки. Спросонья я подумал, что это медведь, и громко закричал: "Пошёл прочь, скотина". А что я ещё мог сделать, упакованный с головой в спальник. Но, как потом оказалось, медведям до меня не было никакого дела - они в это время паслись гораздо ниже, в зарослях черники. Ещё несколько сильных порывов ветра, и по полотнищу застучали капли дождя.
       День второй.
      Рано утром снялся и пошёл вверх. Погода не баловала, вскоре дождик стал переходить в мокрый снег. Пришлось достать кусок плёнки и накрыть сверху рюкзак и голову. Низкая облачность, периодически обволакивающая местность, мешала ориентироваться. Когда я добрался до вершины Пшеха-су, облака на короткое время рассеялись, и мне удалось сфотографировать Фишт, вершина которого, однако, была плотно закрыта тучами. Зато хорошо был виден ледник, лежащий во впадине северного склона.
      Здесь, на верху, ветер бесновался и сёк лицо снежной крупой. Плёнку я давно спрятал в рюкзак из-за её бесполезности. Облачность усилилась настолько, что я никак не мог сориентироваться и найти спуск к Фишт-Оштенскому перевалу. К какому краю я не подходил, везде было очень круто или откровенная пропасть. Вскоре одно местечко мне показалось - насколько позволял туман - подходящим для спуска. Решил - попробую, а если дальше будет невозможно спускаться из-за крутизны, то поднимусь опять вверх и пойду назад, к Майкопскому, пока не стемнело. Но каньон оказался вполне безопасным для спуска, и лишь в одном месте, на сыпухе, меня понесло вниз и я ушиб колено. Вскоре выбрался на знакомую тропу, ведущую к Фишт-Оштенскому перевалу, пройдя глубокую впадину. В горах шёл снег, а здесь, на плато, дождь. Я уже достаточно устал и не обращал на непогоду внимания. А вот и перевал, на котором установлен памятник защитникам Кавказа в прошлой войне. За перевалом тропа пошла вниз, в лесную зону, где бывать мне ещё не приходилось, что всегда интересно.
      Так шёл я, шёл, автоматически передвигая ноги, и в сумерках добрался до приюта "Фишт", перейдя два раза неглубокий, каменистый ручей - начало реки Белой.
      Два домика с красными крышами, расположились в десяти метрах друг от друга на уютной полянке. Из длинной трубы одного из них тянулся вверх дым, что вселило в меня надежду на уютную, теплую ночёвку. А главное - надо было высушить промокшую одежду. Но, увы! Когда на мой стук в дверь, за которой топилась вожделенная печка, вышел небольшого роста мужичок в камуфляже, средних лет, с короткой бородкой и усами - как потом оказалось, заведующий приютом, Сан Саныч - то он указал мне путь вверх по лестнице, на мансарду. Добавив, что двое туристов, пришедших чуть раньше меня, уже располагаются там на ночлег. Когда я поднялся наверх, то моя надежда на тепло и уют рассеялась, как тот дым, что поднимался из трубы приюта. Моему взору предстало обширное чердачное помещение с нарами у одной стороны и проходом с другой. На нарах лежали грязные, комковатые матрацы. Но здесь не капал дождь и мало продувал ветер, и даже, на один или два градуса было, наверное, теплее, чем снаружи. Туристы, пришедшие на сорок минут раньше меня, уже приготовили кашу на газовом примусе и поставили кипятить воду для чая. Стол освещала свечка, а остальное помещение затянули вечерние сумерки.
      Мы познакомились. Володя и Таня пришли из Сочи, пройдя Черкесский и Белореченский перевалы. Прошлую ночь они ночевали у пастухов, балаганы которых стоят на Черкесском.
       Оказалось, что у нас общая цель - покорить Фишт. Тут же договорились - выходить утром вместе, если не подкачает погода. Пока я переодевался и развешивал мокрую одежду, мне положили в миску гречневой каши с тушёнкой. Володя достал фляжку с коньяком и разлил по кружкам, а Таня положила передо мной настоящий горький шоколад. Выпили за дружбу! За чаем делились впечатлениями и рассказывали о себе.
       День третий. Фишт!
      Проснулся рано. В спальнике я согрелся и неплохо выспался. Начинало светать. Помня наш вчерашний уговор, я не стал залёживаться и скорей полез наружу. Брр, холодно! Снаружи всё покрыто инеем. Знаю, что главное - быстрей одеться и начинать двигаться. И не обращать внимания на холод. Что и делаю. Бегом к речке, умываться. Ещё побегал по поляне и сделал гимнастику. Вчерашней усталости как не бывало и дождя тоже. Возвращаюсь на чердак. Мои компаньоны ещё лежат, но уже разговаривают между собой. Начинаю их подгонять, сейчас время очень дорого. Обычно для подъёма на вершину выходят в пять утра, чтобы успеть вернуться засветло. И ещё у этой верхушки такая особенность, к полудню её обязательно обложит тучами, что потом и получилось. И тогда прощайте хорошие фотографии. А если из туч повалит снег, то недолго и застрять на вершине. Бывало тут всякое! Посему, собирая рюкзак, беру с собой спальник и небольшой запас продуктов.
      Вышли с опозданием, но вышли. Идём по той же, знакомой мне тропе. Главное, не прозевать ответвление, ведущее к началу подъёма. Все мы идём на Фишт первый раз, поэтому предельно собраны. Хотя Володя бывалый альпинист и теоретически знает дорогу. Но практически всё получилось не совсем так, как планировалось.
      Ответвление мы не прозевали, но когда вышли к подножию горного массива, то потеряли тропу, ушедшую круто влево, и полезли вверх по каньону, где и следов ничьих не было. Шли с удовольствием, соревнуясь в умении лазать по скалам. Совсем отвесные стенки обходили по узким местам, где всегда было за что зацепиться. Сначала я шёл в паре с Татьяной, помогая ей в особо трудных местах, потом меня сменил Владимир, вырвавшийся до этого вперёд. Теперь я пошёл первым и оторвался от моих спутников, сначала на сто метров, а потом и более. Видимо я увлёкся и слишком уклонился вправо, куда вела меня щель, поэтому Володя издалека, когда расстояние между нами увеличилось до трёхсот метров, крикнул мне, чтобы я потом шёл в левую сторону. Но сейчас мне уже некуда было деваться - из щели каньона, по которой тёк ручей, невозможно было выбраться, везде были отвесные стенки. А Володя повёл Татьяну в обход, по узкому карнизу, огибающему скалы слева. Когда до выхода на плоскую часть горы осталось немного, я увидел неглубокую щель в отвесной скале, которая давала возможность намного сократить путь, если её удастся пройти. Полез! Как всегда в подобных случаях, в середине щели попалось трудное место, которого не было видно снизу, когда я оценивал возможность подъёма. Упираясь спиной в одну сторону и ногами в другую, прошёл и это место и без проблем выбрался на плато, точнее на Пшеха-су, где она через перемычку соединяется с Фиштом. Панорама, открывшаяся мне, была изумительна, тем более учитывая, что я поднимался здесь впервые и шёл без проводника. Вправо уходил хребет Пшеха-су, на крайней, южной оконечности которого я стоял, а слева возвышался горный массив Фишта со многими вершинами, за которыми, где-то дальше пряталась главная. Прямо передо мной лежала неглубокая впадина - перемычка, соединяющая две горные вершины. А за нею, как спина дракона, уходил ввысь и влево скальный гребень со многими зубцами, придающими этому горному массиву особое очарование. Мои спутники, издалека казавшиеся маленькими букашками, вскоре скрылись за скальным выступом, продолжая идти обходным путём.
      Во мне загорелся азарт исследователя, и я не пошёл сразу влево, как советовал Владимир, а решил исследовать перемычку и осмотреть эту сторону Пшеха-су, по которой, как мне говорили бывалые альпинисты, можно было сразу спускаться на перемычку, не предпринимая столь длительного обходного манёвра. Действительно, когда я продвинулся вперёд, метров на пятьсот - семьсот, то, разглядывая южный склон Пшеха-су, нашёл его вполне пригодным для спуска.
      Впереди, далеко на перемычке, мелькнули фигуры двоих человек. Мне показалось, что они уходят в сторону от меня, и я припустился бегом, чтобы выйти на контакт. Бегать в горах, в том, общепринятом смысле, конечно невозможно, скорее, это были прыжки с камня на камень. Ещё нужно было остерегаться скальных трещин, коих здесь преогромное количество, как после сокрушительного землетрясения. Хотя трясёт здесь довольно часто, ведь Кавказские горы молодые. Так, кажется, учили нас в школе.
      Догнал я двоих молодых ребят, которые шли в полном снаряжении, с палками, ледорубами, в тёмных очках. Ребята стройные, загорелые, с лицами, на которых проступали явные признаки интеллекта. Да, таких парней у пивного ларька не встретишь! А здесь вот, в горах, пожалуйста. Переговорили. Они провели эту ночь на перемычке, ставили палатку, а рано утром сходили на вершину Фишта по правой стороне, там, где "спина Дракона". Я спросил их - есть ли другой путь на вершину, минуя ледник? Ответ был однозначен - альтернативы нет. Мы расстались, пожелав друг другу удачи.
      Значит, придётся идти через ледник, чего я, признаться, побаивался. Ещё раньше, в прежние годы, "бывалые" люди мне говорили, что там глубокие трещины, в которые можно свалиться, если понесёт по льду. Нужны, мол, "кошки", ледорубы, и всё, такое прочее. А у меня лишь палки, и то, деревянные. Однако деваться некуда - заявка сделана, нужно выполнять. Вперёд, на Фишт!
      Вскоре я запыхался и сбавил темп. Ощущались признаки легкой горной болезни - как-то всё не удавалось вдохнуть полной грудью. Явно не хватало воздуха. Шёл я в левую сторону, обходя неприступный горный массив, который высился посередине. И вот здесь, когда я, не только продвинулся влево, но и поднялся на приличную высоту, я увидел Володю с Таней. Они сидели на горном выступе вдалеке от меня и, как видно, отдыхали после пройденного пути. Я покричал им, но услышали они меня или нет, я так и не понял. Времени для подъёма оставалось мало и, вдобавок ко всему, начала ухудшаться видимость - поплыли рваные клочья облаков. Отыскивая проход между скалами, я скоро вышел на тропу, обозначенную каменными пирамидками - туриками. Не успел расслабиться, как она потерялась среди огромных валунов. Но она мне уже была не нужна - впереди явно обозначился ледник, тонущий в густом тумане. Когда я ступил на лёд, притрушенный снегом, то остановился в нерешительности. Ориентиров никаких! Меток нет! Куда идти? У кого спросить? И времени для раздумья нет! Хотя один ориентир у меня был - наклонная поверхность льда. Поэтому я и пошёл строго вверх, аккуратно прощупывая палками лед, впереди себя. Создалось впечатление, что я плыву в нереальном пространстве, оторванный от всего мира, чему немало способствовал густой туман. Тишину нарушал лишь стук моих палок, да потрескивание ледника, который "дышал", как живой организм. На пути мне попадались огромные камни, иногда целые обломки скал, которые скатились с вершины. Я старался запоминать их конфигурацию, чтобы было легче найти обратную дорогу. И тут я заметил, что лёд не особо скользкий - выпавший накануне снег примёрз к поверхности и сделал её шершавой. А вот и первая трещина! С полуметра шириной, она перечеркнула мой путь в обе стороны. Аккуратно перешагнул её, пошёл дальше. Вскоре попалась более опасная, широкая и - насколько я мог увидеть в тумане - метров пятнадцати глубиной. Эту я обошёл стороной, слегка уклонившись влево. На мелкие трещины я вскоре перестал обращать особое внимание, так их было много. Мне казалось, что я двигаюсь уже целую вечность, а ледник всё не кончается. И вот, впереди на меня надвинулось что-то огромное и тёмное. Это оказались скалы, перед которыми ледник обрывался глубокой расщелиной. Прошёл всё-таки ледник! Скалы в этом месте были для меня неприступны. Снег, лежащий на них, делал их непроходимыми. Осторожно двинулся в правую сторону. И здесь, правее себя, увидел огромную трещину, настоящую ледовую пропасть. И наклон в этом месте уж очень покатый... Ледник, как бы, вздыбился перед скалами. Делать нечего, идти всё равно надо! С максимальной осторожностью, затаив дыхание, двинулся в двух метрах от трещины, стараясь наступать на лёд всей подошвой, чтобы не поскользнуться. На более крутом месте пришлось ставить ногу боком, делая ступеньки в снегу.
      Ура! Прошёл и это место и, наконец-то, вышел к правой стороне горного массива, где можно было подняться наверх.
       Здесь круто, даже очень круто, но технически подъём возможен. Двигаюсь по леднику вверх, пока не нахожу место, где можно перейти на скалы. Перехожу, оставив палки на льду - уже не нужны, мешают. Ещё немного усилий, и я забираюсь по уступам скал на западный склон, где снова вижу пирамидку из камней. Милый турик, как я тебе обрадовался. Тысячу раз спасибо тому, кто его поставил для меня, и для тех, кто пойдёт после меня!
      Присел на камни, чтобы слегка передохнуть. И вдруг, в туманной тишине услышал какой-то, как бы стон. Поднялся, стал озираться кругом. И на выступе скалы увидел птицу с тёмным оперением, величиной чуть больше куропатки. Как потом мне сказал Володя, это улан - горная индейка. Потом я увидел ещё несколько особей. Они почти не боялись человека, подпускали меня довольно близко, а потом улетали. Оказывается, эти горы не такие уж безжизненные. Потом, на снегу, я ещё увидел паука, но муху, признаться, не увидел. Чем он здесь питается? Не уланами же? Это осталось для меня загадкой.
      Пора вверх, только вверх! Вершина притягивает, завораживает, зовёт. Как я правильно понимал, идти осталось немного. Главные трудности остались позади. Путь на вершину пролегал по гребню. Местами приходилось идти по краю пропасти, но по-настоящему опасных мест - как я понимаю это термин - не встретилось. Но до вершины было не близко, особенно когда идешь впервые и приходится постоянно быть начеку. Я знал, что саму вершину венчает православный крест, установленный кубанскими казаками, и вглядывался в туман, надеясь скорей его увидеть. Местами идти приходилось среди огромных камней, как по лабиринту, но сбиться с пути было невозможно, он пролегал в одном направлении - ввысь.
      Долгожданная верхушка выплыла из тумана буднично и неинтересно. Небольшая скальная площадка, около пяти - семи метров в диаметре с обрывистыми краями. В самой середине стоял металлический крест, забетонированный в скалу. Под ним две таблички с текстом на русском языке. Одна посвящалась защитникам Родины, другая с православной тематикой. Рядом смятая металлическая пирамидка, из тех, что устанавливались на вершинах в стародавние времена. А чуть в стороне, на скальном выступе, красовалась ещё табличка, посвящённая столетию теории относительности под эгидой ЮНЕСКО. Вот и все достопримечательности самой вершины. А главного - возможности обозреть с такой высоты окрестности и увидеть Черное море - не было, непроницаемые облака захватили в плен вершину Фишта надолго. Но все, же я некоторое время пребывал в состоянии эмоционального подъёма, я бы даже сказал, эйфории. Ещё бы, не каждый день удаётся преодолеть себя, проверить свои силы и возможности. Я знаю многих, которые при малейших трудностях поворачивали обратно, не пройдя и половины пути. Захотелось поделиться своей радостью с близкими людьми. Я включил сотовый телефон, и приставил его к основанию металлического креста, чтобы использовать крест как антенну. Сеть появилась почти сразу! Позвонил Диане, которая в это время находилась в аудитории на лекции. Она сразу вышла в коридор, чтобы поговорить без помех. Представляю её состояние, когда она разговаривала со мной, стоящим на вершине, о покорении которой мы мечтали вместе. Она выразила его словами: "Хочу к тебе!".
      Когда все звонки были сделаны, и уровень адреналина пришёл в норму, я почувствовал сильный голод и холод. Сразу вспомнились слова песни В. Высоцкого: "Здесь не равнина, здесь климат иной". Пока ел, присев на камень, продрог окончательно. Прошло сорок минут моего пребывания на вершине, пора в обратный путь. И здесь слышу голоса, и на площадку выходят Владимир с Татьяной! Радостные поздравления продолжались несколько минут. Затем общая фотография у подножия креста - Володя поставил камеру на камень и включил задержку. А в финале распили на троих банку пива, по традиции. Теперь осталось написать записку, и в обратный путь. Что и сделали.
      Спускаться назад было легко и приятно. Ледник прошли по своим же следам. Идя всё время по "тугрикам", вышли на тропу, которую прозевали на подъёме. Здесь Володин опыт выручил нас, так как времени для спуска оставалось в обрез. А ночью по скалам не лазают. Пришли в приют, когда уже стемнело. За ужином выпили на троих бутылку сухого красного вина, которую я взял с собой для этого случая, и договорились на следующий день идти на озеро Хуко, про которое говорили много интересного.
       День четвёртый. Озеро Хуко.
      Утром опять был заморозок. На небе ни облачка - день обещал быть чудесным. В лучах восходящего солнца горы окрасились розовым цветом. Очень красиво! Мы не торопились - спокойно завтракали, собирались в путь. Утром пришла группа инструкторов по туризму, сдававших зачёт. Среди них две симпатичные девчонки. Пообщались, пока они завтракали кашей, приготовленной с дымком, на костре. Они сказали нам, что наше восхождение на Фишт было бы категорийным, поднимись мы после пятнадцатого октября. Но нам то что, зачёт мы сдавали для себя.
      Тронулись в путь незадолго перед полуднем. Пошли по тропе в сторону Белореченского перевала. Здесь я ещё не бывал, мне интересно. Через пять километров, идя лесом, вышли к подножию Фишта. Здесь он для нас неприступен. Почти отвесные скалы. Увидели вверху, у подножия, отверстие пещеры. Володя остался у рюкзаков, а мы с Таней, налегке, полезли вверх по тропинке. Взобрались, зашли. Ничего интересного - пещера, как пещера. Метров через тридцать ход сузился до полуметра, и дальше двигаться можно было лишь ползком. Пришлось прекратить исследование и вернуться назад.
      Володя, ожидая нас, разулся и заклеивал пластырем ранки на ступнях. Ноги были изранены не только у него. Обычное дело, после крутых спусков.
      Вскоре мы поднялись на Белореченский перевал. Как всегда, обилие памятных знаков и надписей. Здесь же, по тропе проходил медведь - нам встретились чёткие отпечатки его лап. Начали попадаться пасущиеся лошади, значит скоро балаганы пастухов. Мы стали по очереди подползать к лошадкам, чтобы сфотографироваться. Метров до трёх они нас подпускали, а потом убегали. При подходе к Черкесскому перевалу, когда мы растянулись по тропе в пределах видимости, и я шёл один, мне встретился всадник - настоящий горец, который, сидя на коне, говорил по мобильному телефону. Я знаком попросил разрешения сфотографировать его. Всадник был в камуфляже, а по бокам лошади висели настоящие перемётные сумки. Очень...колоритно! Кстати, здесь в горах, на высоких и открытых местах, можно было связаться по мобильной связи. Но только - "Мегафон", сети других операторов не было.
      А вот и балаганы пастухов. Володя был уже там и с интересом наблюдал, как объезживали лошадь. Я подошёл к изрытой копытами площадке, поздоровался с обступившими лошадь парнями, и стал снимать происходящее на фотокамеру - не каждый день увидишь такое. Вскоре лошадка присмирела, и крепкий, плотный наездник погнал её на открытое место, чтобы подчинить себе окончательно.
      Подошла Таня. На её рюкзаке, вверху, был привязан красный шарик. Она сняла тяжёлый рюкзак и присела передохнуть у стены балагана. Теперь моё внимание переключилось на балаганы, мастерски обитые дубовой дранкой, и я заглянул в открытую дверь одного из них, где навстречу мне вышел пожилой человек, в клетчатой рубашке и джинсах. Мы познакомились. Стройный, подтянутый, с гладко выбритым лицом и аккуратно подстриженными усами, он, когда узнал, что мне 60 лет, сказал, что я, по их понятиям, ещё мальчишка. .Сам Ардаварс Вартанович, житель Верхнего Лоо, нисколько не ощущал своих 77 лет, работая наравне с молодыми. Вскоре, после нашего разговора, он принялся чистить скребницей жеребца, который вывалялся в грязи, катаясь по земле, как обыкновенно делают лошади от избытка сил.
      Нам ненавязчиво предложили остаться, но Володя поблагодарил и отказался, сославшись на то, что мы запланировали добраться сегодня до озера Хуко.
      Мы снова на тропе с рюкзаками за спиной, которые, как кажется, с каждым пройденным километром становились всё тяжелей. Перед нами опять перевал, на этот раз Черкесский. Местность кругом изумительна. Обширные заросли рододендрона перемежались с зарослями лавровишни, рябины и черники. Листья растений, в это осеннее время, отображали всё разнообразие цветовой гаммы. Особенно выделялась в этом плане гора Маврикоша, заросшая многочисленными кустарниками. За перевалом наша тропа запетляла по склону другой горы, поросшей лесом, и пошла слегка вниз. Многочисленные ручейки текли у нас под ногами, а заросли черники сопровождали нас долгое время. Ягоды уже давно созрели, и мы часто останавливались, чтобы набить себе оскомину кисловатой кавказской черникой. Травы, в основном, уже пожелтели, и контрастировали с зелёными листьями буковых деревьев. Шли мы очень долго, да и не удивительно - расстояние от Черкесского перевала до нужного нам озера около двенадцати километров. А, учитывая, что до перевала мы прошли примерно столько же, так, сколько всего получается? И, вдобавок ко всему, с нелёгкими рюкзаками. Посему, последние километры мы шли, стиснув зубы, и, каждую новую ложбинку принимали за озеро.
      В конце концов, оно появилось, долгожданное озеро Хуко, уютно раскинувшееся среди высоких берегов, поросших уже пожухлой осенней травой. Само озеро небольшое, около ста пятидесяти метров в диаметре, и почти круглое. Ах, с каким удовольствием мы сбросили с себя надоевшие рюкзаки и расправили усталые плечи. Но расслабляться особенно было некогда, солнце неумолимо клонилось к горизонту. Начали ставить палатки - Володя современную, быстро воздвигаемую, а я старинную, с кольями и растяжками. Когда жильё было готово, занялись приготовлением ужина. Пища самая простая - макароны с рыбными консервами и чай с сахаром. Но поверьте, даже сухая корка хлеба, размоченная в кипятке, показалась бы нам лакомством после такого перехода, в течение которого мы практически ничего не ели, не считая нескольких карамелек и кислой черники.
      После ужина я выразил желание искупаться в озере. После моих слов, Володя с Таней поёжились от холодного осеннего ветра, гнавшего рябь по поверхности воды, оглядели низко нависшие свинцовые тучи, предвещавшие непогоду, и скорей нырнули в свою палатку, где, наверняка, тут же забрались в спальники. Я хотел последовать их примеру, но вдруг выглянувшее солнце слегка согрело окружающую местность, и я, более не раздумывая, быстро разделся до трусов и зашёл в воду. Дно было пологое, и мне пришлось около десяти метров забредать на более глубокое место, ощущая, как немеют от холода ноги. Нырнул, проплыл немного, и скорей назад, к палатке. Подбежал, схватил полотенце, и услышал голос Владимира: "Ну, как там водичка?" "Да ничего, купаться можно" - был мой дрожащий ответ.
      Купание освежило меня, и я, одевшись, вскипятил на примусе полный котелок воды, заварил крепкий чай и с удовольствием выпил полную кружку, сидя в темноте у палатки и слушая плеск волн, набегающих на прибрежную гальку, да крик ночных птиц.
       День пятый. Обратный путь.
      Проснулся я в сумерках, прекрасно выспавшись, так как времени для сна было предостаточно - ночи в октябре уже довольно долгие. Спал в одежде, чтобы не замёрзнуть, и даже куртку не снимал. И не зря, трава и палатка были в утреннем инее. Небо за ночь прояснилось, и звёзды, своим отражением ещё нежились на глади воды, пока не взошло солнце, застрявшее на некоторое время за высокой горой.
       Как обычно, сделал гимнастику и пробежался вокруг озера, чтобы окончательно согреться и, заодно, исследовать берега. Ничего нового я не нашёл, кроме нескольких старых кострищ, портивших первозданную красоту. Мы, за всё время нашего похода, костра ни разу не разжигали, пользуясь примусами, не оставлявшими никаких следов.
       Володя с Таней не торопились выходить из палатки, ещё лежали, тихо переговариваясь.
      Ночью, обдумывая сложившуюся ситуацию, я решил не идти дальше с моими спутниками в Сочи, где мне и делать то было нечего, а выходить на ручей Водопадистый, в то место, куда доходила лесовозная дорога, и где можно было встретить попутную автомашину. О чём я и объявил им, когда они соизволили выйти. Мы последний раз позавтракали вместе, затем обменялись адресами и номерами телефонов и распрощались. Я пошёл назад, к Черкесскому перевалу, а им предстояло выйти к Солох-аулу, откуда начиналось автобусное сообщение до Сочи. Забегая вперёд, сообщу, что по окончании путешествия, я звонил Володе, и он сказал мне, что они в тот же день, поздно вечером были дома, хотя, идя от озера, не сразу вышли на нужную тропинку и немножко заблудились. Я был восхищён их выносливостью, ведь им в тот день пришлось пройти не менее тридцати километров. Но по хорошей тропе и постоянно вниз, что, видимо, и явилось причиной такого успеха.
      Дорогу к перевалу я преодолел за два с половиной часа, почти не останавливаясь для отдыха. И успел вовремя к захватывающему зрелищу - пастухи гнали табун одичавших за лето лошадей через перевал, вниз в долину. Лошади не хотели идти в нужном направлении, испуганно вздрагивали, подгоняемые всадниками и собаками. Парни, что-то кричали друг другу на родном языке, координируя свои действия, и, вдобавок, ужасно матерились по-русски. Усевшись на пригорке, в безопасном месте, записал действо на видео. Когда табун скрылся из виду, я надел рюкзак на отдохнувшие плечи, и пошёл по знакомой мне тропе, где мы ходили с дочерью два года назад, пробираясь к морю через горы.
      А вот и перевал Джугурсан, высота 1856 метров, место которого обозначено металлическим столбиком с табличкой. Хотя всё сделано добротно, из крепкого металла, но зимние снега и непогоды погнули и это. За перевалом развернулось грандиозное строительство горнолыжного комплекса. Слева, у лесного массива, огороженные забором, высились красивые здания для гостей. Говорят, это место облюбовал Владимир Путин, будучи президентом, и строилась здесь горнолыжная трасса. В условиях горного бездорожья, все строительные материалы в это место забрасывали вертолётами, которые целый день стрекотали в небе, сменяя один другого. Видимо поэтому и вели сюда нитку автомобильной дороги с северной стороны, может быть, желая снизить стоимость строительства, а может быть с другими целями. Как знать. Но строительство дороги сейчас прекратили из-за протеста "зелёных", ввиду того, что сама горнолыжная трасса уже находится в непосредственной близости к Кавказскому заповеднику, в буферной зоне, рядом с биосферной станцией. Так меня информировали местные жители и рабочие, непосредственно строившие эту дорогу.
      Около тропы я увидел двоих туристов - мужчину и женщину. Женщина, сидя на траве и разувшись, занималась своими ногами, видимо набила мозоли. А мужчина стоял рядом, пытаясь позвонить по сотовой связи. Я поздоровался и, поскольку завязался разговор, снял рюкзак, чтобы передохнуть. Мужчина представился корреспондентом "Комсомольской правды", и, в поддержку своих слов, показал удостоверение члена союза журналистов России. Чтобы не ударить лицом в грязь и несколько уравнять наше положение, и я предъявил своё корреспондентское удостоверение. Ажиотаж был полный, и мы сразу почувствовали расположение друг к другу. А после того, как он попросил помочь ему со связью, и я протянул свой мобильник, мы стали разговаривать как старые знакомые. Они спросили меня, как пройти на озеро Хуко, намереваясь сегодня посетить его. Я сообщил им, что иду оттуда с самого утра, почти не останавливаясь, так что их затея никак не увенчается успехом, из-за слишком большого расстояния. Выяснилось, что они приехали на Водопадистый на своём автомобиле, полноприводной Тойоте, который и стоит сейчас там, внизу, на площадке. Я пожелал им удачной прогулки и отправился дальше, надеясь сегодня ещё увидеться с ними. Так и получилось.
      В пути я встретил ещё группу туристов, шедших к приюту. После взаимных приветствий, они предложили мне пообедать с ними. Предложение было сделано во время - мне уже давно пришла пора что-нибудь съесть. Расположились тут же, у тропы, на травке. Угощали, в основном, меня. А у меня уже мало, что осталось из продуктов, да и то, варить надо. Ели копчёную колбасу, жёсткую, как кожаный ремень; ещё сыр с хлебом. Выпили по тридцать граммов коньяка. Допили мой чай, приготовленный на воде озера Хуко, о чём я и сообщил им. Расстались, пожелав друг другу доброго пути.
      Вскоре начался крутой спуск к Водопадистому. Мои бедные пальцы на ногах добивались окончательно. А рюкзак, как это всегда бывает в конце пути, настолько врезался в плечи, что терпел я его из последних сил. Но ничего, немного осталось, впереди виден ручей, в котором, правда, я потом не нашёл воды. Вся вода в этом месте, почему-то, протекала под землёй. Выйдя на небольшую площадку, которой заканчивалась грунтовая дорога, доведённая до этого места строителями, я увидел на ней два легковых автомобиля - Жигули и Тойоту. Людей рядом с ними не было, кроме парня кавказской национальности, искавшего свою корову. Вскоре он её нашёл, и погнал к строящимся неподалёку коттеджам, в которых, как я узнал позже, планировали размещать туристов, приезжающих в эти места. За деньги, конечно. А места здесь неплохие: из скалы, с высоты 80ти метров, падает вниз поток воды, давший такое оригинальное название ручью, начинающемуся здесь, от водопада; слева от скалы возвышается вершина Пшеха-су, на которую в этом месте подняться почти невозможно, а справа уходит ввысь своими драконьими зубцами неприступный в этом месте Фишт. Очень впечатляет! Особенно жителей равнин, увидевших горы впервые.
      Но мне не до впечатлений, настолько я устал и весь пропотел. Разделся я около Тойоты, чтобы не прозевать моих новых знакомых, так как другого транспорта, как я понял, мне сегодня уже не дождаться. Слегка ополоснулся водой из бутылки, которую я предусмотрительно набрал наверху, когда переходил через ручей, берущий начало почти у самой скалы горного массива, и оделся в чистую одежду. Время медленно потянулось в ожидании.
       Часа через два они вернулись, мои знакомые, усталые, но довольные. По ним было заметно, что такие пешие прогулки для них всё-таки редкость. Я поставил их перед фактом, что кроме как с ними, мне больше не с кем уехать. Пришлось им освобождать место в машине, заваленной под завязку всяким туристическим скарбом, чтобы посадить меня. Сидеть мне пришлось на своей палатке в багажнике, так как заднее сиденье в машине было сложено, но, как говориться, лучше плохо сидеть, но ехать, чем хорошо стоять на месте.
      Вскоре мы проехали то место, с которого начиналась дорога вверх, к Валентинову летнику, где я начал подъём в горы пять дней назад, выходом на плато через Майкопский перевал. Круг моего путешествия замкнулся. За пять дней, пройдя, пять перевалов, я обошёл кругом горный массив Фишт, да ещё сходил на озеро Хуко. Неплохая разминка для начала отпуска.

• © Copyright Показаньев Александр Иванович (pokazanev.aleksa@mail.ru)
  • Обновлено: 14/04/2010. 37k. Статистика.