|
|
Цель: Исследование местных дорог Северного, Среднего и Южного Урала. Основные задачи:-определение наличия и состояния Бабиновской дороги, построенной 400 лет назад;-пропаганда здорового и активного образа жизни.Экспедиция была проведена со 2-го по 24 августа 2004 года по территории Северного, Среднего и Южного Урала. 2 августа команда выехала из г. Соликамск ( Пермская обл. ), а 22 августа прибыла в город Соль-Илецк ( Оренбурской обл. ).За 18 ходовых дней команда проехала 1541 км, с общим набором высоты 17643 метра.Достигнутые результаты. 1. Бабиновская дорога, построенная 400 лет назад существует, проезжая и сегодня, хотя местами сильно зарастает. 2. Дороги ( местные ) Северного, Среднего и Южного Урала интересны и вполне пригодны для эстремального велотуризма. 3. Маршрут успешно пройден, команда целая и невредимая вернулась домой в срок ( кроме нескольких кг лишнего личного веса ), приобретён опыт позволяющий проходить маршруты высшей категории сложности.Главные отличительные особенности. Экспедиция, в основном, проходила вдали от крупных населённых пунктов по местным дорогам. Для успешного прохождения маршрута потребовалась максимальная концентрация физических и моральных сил и надёжная техника. Первопрохождение. |
Дорогу не нужно бояться,
её нужно уважать.
И тогда она приведёт Вас
к намеченной цели!
Праслов Михаил Александрович
1946 г. рождения, механик, летописец, зав. примусом, фотограф,
член экстрим клуба портала VVV.ru
В быту электрик на заводе.
Шаповал Оксана Владимировна
1960 г. рождения, штурман, завхоз, повар, фотограф, санитарка.
В быту заточник на заводе.
Надо купить немножко еды и доехать сегодня до Яйвы. Когда загрузились в вагон, к нам прицепилась с расспросами какая-то тётка из соседнего купе. Мол я сама
из Яйвы, впервые вижу велосипедных туристов и на все лады нахваливала тамошнюю гостиницу - очень дешёвая и хорошая. Ну мы и
поверили.
Всё хорошо, только иногда очень пыльно, когда проходит машина, но это очень редко. Примерно в 7 км от Яйвы первая развилка и, конечно, никаких указателей,
пока мы размышляли куда нам - показалась машина, На ходу выясняем направление и едем направо. И только после этого замечаем, что налево нет бетонных плит и
дорога менее накатана. Когда знаешь всё очень просто.
На плитах нас донимают стыки и иногда попадаются торчащие прутья арматуры - зазеваешься и кирдык или колесу или ноге. Некоторые плиты проломлены, тогда мы
съезжаем на грейдер. На гравии тоже не сладко, там или торчащие бульники или довольно глубокие промоины, между ними приходиться лавировать и трясёт тоже
прилично. И вверх и вниз постоянно от 180 до 340 метров.
Мы там, честно говоря, ничего не увидели. Сфотографировались на память и он исчез в чаще, а мы поехали дальше, помня наказ, налево не поворачивать.
Это 20 км от Чикмана. Зная, что там у них полевая кухня, мы, конечно, к ним завернули - утром позавтракать толком не удалось, так торопились.
Урочище Молочай это 336 м высоты, дальше мы непрерывно, но плавно едем вверх и постепенно дорога становится все хуже.
Набрав метров сто высоты дорога становится узкой и втягивается в лес, слева и справа непроходимая стена. Неожиданно (карту надо было лучше смотреть)
крутизна резко возрастает, но ещё видны следы какой-то машины (наверное газика). Когда высотомер стал показывать больше 500, они исчезли.
В один из них я воткнул нашу визитку, там где щепки не было, видимо потерялась. После 550 метров крутизна возрастает ещё сильнее
и мы уже с трудом продираемся вверх, часто отдыхая, но это всё длится недолго. Мне показалось - вечность.
Я считала шаги - 10
шагов отдых. Фактически до перевала от урочища Молочай около десяти километров, но нам кажется, что мы идём целый день... По мере возрастания
трудности растёт и наша тревога, какие сюрпризы нас ожидают дальше?
Но вскоре дорога пошла на спуск и опять пешком. Слева и справа появились сильно размытые канавы, видно, что иногда тут бывают
небольшие сели и слава Богу, что сейчас тепло и сухо, а по камням струится прозрачная водичка...

Ксюша вся
извелась от нетерпения. Выехали только к часу, до Лесоучастка доехали быстро, дорога хорошая. Укатанный грейдер, ну лужи попадаются иногда - я ожидал, что
будет хуже. Погода прекрасная, вообще уж слишком всё хорошо началось в этих диких краях. В посёлке никого, всё брошено и не понять давно ли? Некоторые дома
сильно разрушены, а в иных вроде всё в порядке даже цветы в полисадниках ещё цветут, но нежилое.
Тут мы услышали звук мотора и побежали смотреть, как машина будет брод переезжать, но это оказался мотоцикл с двумя раздолбаями. которые тут же
утопили его в реке. Мужик над ними посмеялся и скомандовал быстро вынимать и сушить, чем они и занялись. А мы сняли рюкзаки приспособили их на плечи и
пошли.
Вообще мы всё делаем вместе, но не под копирку, а согласно личным пристрастиям. Поэтому, хотя в целом рюкзаки одинаковые, в
деталях они сильно отличаются. Так у меня на крышке сделаны спецкарманы для карт, а Ксюша перепутала у материала лицо с изнанкой и переубедить мне её не
удалось и к некоторым частям её рюкзака интенсивно липнет грязь. Лямки тоже пришила посвоему и рюкзак у неё свешивается, а если учесть, что рост её
значительно меньше моего, а рюкзаки одинаковые, то её рюкзак почти волочается по воде.
Причём самой ей
ничего не грозило, так как она от тяжести еле передвигала ноги, зато лёгкий велосипед пытался отправиться в свободное плавание и она с трудом выволокла его
на мелководье. Путь Ксюша выбрала тоже свой, как ей показалось более мелкий, но длинный. Рюкзак на спине я несла однажды, когда мы шли
от станции Тасино до речки Бужа км 2-3. После этого я с жалостью смотрю на всех пеших туристов, а уж велотуристов с рюкзаками за спиной - даже не знаю как
назвать... Дома я примерила свой рюкзачок - вроде не тяжело. На берегу перед бродом, когда Миша помог мне его одеть я думала что рухну на спину и больше не
встану. Спас меня велосипед . Когда же я вошла в воду, велосипед перестал быть моей опорой. Он решил плыть... С трудом, переступая ногами по камням, я тащила
себя, рюкзак и велосипед на другой берег. Только мысли о сухой еде и одежде за спиной не дали мне упасть в воду. Люди, как вы с рюкзаком на спине ездите на
вело - я и ходить-то с ним не могу!? Зато мне удалось сделать несколько интересных снимков. Специальной обуви для бродов у нас нет и мы шли в чём и
ехали, причём у меня вообще одни универсальные ботинки под контакты, как говорят: и в Пир и в Мир и в Божий Храм.
Зато они почти
не намокают (там один пластик и немного подкладки), а Ксюша едет в кросовках адидас рязанского производства, но речку переходила в сандалях неизвестной фирмы
(они после этого расклеились). На берегу мы вылили лишнюю воду, одели носки и поехали через перевал, причём я перепутал листы карты и долго нудил, что едем
мы не туда, но Ксюшу так просто с дороги не собьёшь (не зря я её штурманом назначил), она нашла на дороге ещё одного охотника и тот тоже рассказал, что я не
прав.
Охотник, это громко сказано,
парнишка лет 17-ти с ружьём, а руки он не мыл, наверное, с месяц.
одна, более
накатанная на юг, другая на север и уходит в кусты. Сначала мы поехали по более накатанной: так бывает, что она может объезжать чего-нибудь. Но проехав
километра полтора, стало ясно, что эта дорога поворачивать не собирается и мы вернулись.

тут нам
очень пригодились налобные фонари на светодиодах. Обычно я беру с собой фонарь с криптоновой лампочкой, который светит очень ярко (метров на 300), но
недолго. По сравнению с ним фонарик даже на 4-5-ти светодиодах не имеет фокусировки и светит метров на 10-15 странным светом, но зато горит 25 часов. В
кромешной тьме на лесной дороге света этих двух малюток нам хватило с лихвой, а одного комплекта пальчиковых батареек ААА на всё путешествие.
Значит и мы
пройдём.
Смотрю - на икре сплошной синяк. Это от того что вожу вело только с правой стороны и педаль и рюкзак на подъёмах подбивают ногу. Лечилась
гепариновой мазью - со временем прошло.
Часов в
одиннадцать решили передохнуть капитально, а заодно и позавтракать - расположились прямо на так называемой дороге, больше напоминающей каменистое русло
пересохшей речки. Теперь смотря на карту я понимаю, что мы обедали в том месте, где на карте обозначен брод, просто лето было сухое и речка пересохла.
Дальше ещё четыре км
подъёма, но дорога постепенно улучшается. Через 8,5 км от Кытлыма подъём закончился - высота около 750 метров. Здесь мы уже поставили педали и поехали,
дорога постепенно превращается в лесовозную и мы катимся под горку. Речка, первый мост и первая машина стоящая за мостом. Мы громко, на ходу, комментируем
это событие (мол кого это чёрт занёс в такую глушь) и неожиданно в кустах замечаем людей - они собирают дикую чёрную смородину и улыбаются нашим словам,
потому что если кого-то занесло то это нас, а они фактически дома.
Тут же попалась колонка, сразу набрали воды во все фляжки, так на всякий случай - мы ещё не определились где будем ночевать. Собственно
выбора-то и не было, надо ставить палатку. Но можно проехать ещё немного, а можно пристроиться на озере за околицей.
Там на спусках было очень опасно, заносило только так, но здесь практически равнина, а Ксюша всё равно боится и едет чересчур осторожно,
как мне кажется.
Но постепенно сыпучки стало
меньше и ехать стало полегче.
Верхняя Баранча (местные называют её Плотинкой) превращается из обыкновенной деревни в дачный посёлок для Кушвы, другие дома, много машин вокруг, меньше
огородов и больше газонов. До Кедровки ехали целый день, дорога постоянно вверх вниз, кругом дремучий лес, животные постоянно попадаются - зайцы, белки,
птицы какие-то крупные через дорогу ходят. По мере приближения к Кедоровке общий пейзаж меняется и становится похожим на Западносибирский. Я когда-то был в
командировке в Кемеровской области - в Белово, Новокузнецке, Междуреченске и всегда с восхищением вспоминаю тамошнюю природу. Так вот здесь я увидел нечто
подобное. Я пытался даже это сфотографировать, но сейчас не могу толком опознать эти кадры. Вообще с этой поездки мы привезли мало фотографий, или снимать
было нечего из-за однообразия дороги, проходящей сквозь стену леса или моментами было не до фотографий, так было тяжело.
А некоторые моменты
начисто выпали из нашей памяти, на проявленной плёнке вдруг обнаруживаешь нечто неожиданное - помним, что это было, а где выпало.
Так и здесь - вот мы у сооружения напоминающего часовню, но без креста.
На ней памятная надпись, что здесь в 1868 году проезжал Великий Князь Владимир Александрович, поставлено купцами в честь пересечения его
Высочеством Уральского Хребта. Где это мы видели, вспомнить не удалось, Ксюша говорит, что после Кедровки. А я с трудом вспомнил даже где мы обедали. Помню
пилим и пилим по этим трясучим горкам и съехать некуда, так на обочине у какого-то мостика и присели - главное вода рядом. За всю дорогу попалось только
несколько машин.
Но
скорости не сбавляем едем и как только с этим местом мы поравнялись, где он стоял вдруг раздаётся оглушительный выстрел. Думаете это медведь стрелял, ничуть
не бывало - это у меня покрышка задняя лопнула. Если мишка этот за нами из леса наблюдал, то я ему не завидую и себе тоже - приехали называется!
Ещё она рассказала как к
ним в Харёнки господин Россель приезжал, мост там построили бетонный, так он принимал работу. Когда настала пора шампанское о сваю разбить, то он и говорит,
чего добро портить - давайте лучше бутылку эту подарим кому-нибудь. А тут бабушку Азу и увидел, ей и подарили.
До Харёнок доехали быстро, дорога всё та же, мелкий укатанный гравий.
Вот и Чусовая, в Ёкве мы про неё и забыли, теперь очухались немного - красиво. Вид с нового бетонного моста замечательный, достал
фотоаппарат - не работает, электроника намокла и он повжикал- повжикал, а не снимает. Мыльница тоже мокрая, но работает.
В связи с аварией пришлось поменять планы. Задумано было прокатиться до Усть-Утки, а там вдоль Чусовой до Сулём. Но с такой покрышкой нечего и думать лазить
по грязи, поэтому едем до ближайшей железнодорожной станции и оттуда в Екатеринбург. Ближайшая от Харёнок - Колпаковка, вот туда кинув прощальный взгляд на
реку мы и двинулись помаленку.
И несмотря на умоляющий
взгляд Ксюши, мы с мужиком этим не поехали, а поехали в магазин за продуктами, а потом в лес отдохнуть и подкрепиться немного.
Погода пасмурная, но дождя
нет. Едем мимо Зюраткуля, это озеро расположенное высоко в горах, говорят что там очень красиво. Но мы прикинув, сколько нам ещё ехать до Соль-Илецка и
оценив свои силы, поняли что мы не уложимся в срок, если будем отвлекаться. У нас совершенно нет сведений о дороге до Тюлюка,
скольких водителей мы не
спрашивали, не нашлось ни одного, кто хоть раз туда ездил из Сатки.
До Сибирки ездят. а дальше ни ни. Чтобы попасть на дорогу до Сибирки надо вернуться в старую часть города. По пути пытаемся купить молоко,
но рынки ещё не работают и, сделав несколько попыток, покупаем молоко в частном доме, на выезде из Сатки. Заодно хозяин показывает нам короткую дорогу на
Сибирку без машин. Для этого придётся спуститься по грунтовому серпантину к пруду и проехать по берегу до моста. Поднявшись от моста в горку, видим город как
ладони.
Переведя дух едем до
пересечения с шоссе М5, после чего асфальт кончается и начинается опять грейдер сквозь стену леса.
Душица уже растёт по
обочинам, но резкого запаха нет - это хорошо, значит дождя в ближайшее время не предвидится. Неожиданно быстро доезжаем до Сибирки, но это ещё не деревня, а
только река и пару домиков на берегу. За рекой информационные плакаты о заповедной зоне вокруг Зюраткуля.
Когда он вспомнил, что надо сфотографироваться и заставил меня пройти вперёд, то два шага сделала и всё, не могу - трава не пускает. А он
шёл и шёл... Продирались - вечность, хотя по карте 1,5 - 2км.
Не знаю как
здесь жить, а отдыхать комфортно. Я имею ввиду активный отдых, а не прожигание денег в ресторанах. Хотя жажда наживы любой ценой проникает и сюда. Вчера на
рынке, когда покупали мёд, одна пчеловодка пыталась всучить мне подделку, ну Слава Богу обоняние ещё не потерял. Я ей так прямо и сказал, что мёд у неё не
настоящий, так обиделась вроде, губы поджала - ах оскорбили недоверием. Но настоящий башкирский мёд ни с чем не перепутаешь, стоит только один раз
попробовать!
Сегодня мы решили доехать до
Бурзяна, а это около 140 км, но дорога идёт по плато и наверняка везде асфальт, так как Старосубхангулово это любимое место отдыха Башкирского
Президента.
Тумана уже нет и в помине, всё сильнее припекает солнце, а место всё не попадается,
то одно не нравится, то
другое. Наконец, отчаявшись и почти в полуголодном обмороке, после очередного подъёма, просто сворачиваем на обочину и располагаемся прямо на траве,
загородившись от шоссе, небольшим бугорком.
Тоже, конечно, синтетика, но что делать? Здесь мы проезжали мимо горы Фавор с надписью СЛАВА ТРУДУ.
Достаточно быстро нашли
проспект Терешковой, а там и вокзал недалеко. Оренбург, красивый, но запущенный город, дороги просто ужас, канализационные люки большей частью отсутствуют.
Не знаешь куда смотреть, то ли вокруг, то ли под колёса, потом приспособились, просто поехали по тротуарам. Названия улиц не рязглядишь, буковки
мелкоскопические, прям хоть бинокль вози. До Соль-Илецка ходит местный поезд, уходит с Оренбурга в 19 час, ещё можно доехать на маршрутке, но нам это ни к
чему у нас свой транспорт. Проехав до вокзала почти через весь город, мы решили, что достаточно с ним ознакомились и стали искать выезд в нужном нам
направлении. На улице Чичерина заскочили в гостиницу, посмотрели цену, всё вроде устраивает и вокзал близко, но в подробности не вникали.
Повсюду плакаты Вас
приветствует город-курорт. Ещё за городом стоят машины с плакатами о сдаче жилья. Почти на каждом доме висит объявление: "сдаются комнаты".|
|
Это наша кнопка |