Шаповал Оксана Владимирвна, Праслов Михаил Александрович: другие произведения.

Отчет: Жигули

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шаповал Оксана Владимирвна, Праслов Михаил Александрович (veloturizm@rambler.ru)
  • Обновлено: 29/11/2011. 44k. Статистика.
  • Отчет. Вело:Россия средняя , 878 км , Велосипед
  • Дата похода 01/05/2002 {12 дн}
  • Маршрут: Пенза - Городище - Кузнецк - Сурские Вершины - Новоспасское - Сызрань - Шигоны - Жигулёвск - Рождественно - Самара - Рождественно - Жигулёвск - тольяти.
  • Оценка: 3.27*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ещё в прошлом году, весной, когда выбирали маршрут на май, Ксюша рассказывала, что по телевизору она видела очень красивые горы в виде вертикальных столбов и что это, кажется, показывали Жигули. В связи с тем, что намечался велопробег посвящённый 60-летию родного завода, мы ждали начала оргмероприятий по этому случаю, но не дождались, а когда это выяснилось, то билетов в кассах никуда, кроме Смоленска уже не было, туда мы и поехали, а мечта посетить Жигули осталась. Вот мы её и осуществили, но год спустя. Кстати о горах, Ксюша, оказывается перепутала Жигулёвские "Горы" с Красноярскими Столбами, но мы ни о чём не жалеем, это было замечательное путешествие.

  • Жигули 2002


    Состав группы:

    Праслов Михаил
    Шаповал Оксана


    Оборудование:

    Горные велосипеды.

    Маршрут:

    Пенза - Городище - Кузнецк - Сурские Вершины - Новоспасское - Сызрань - Шигоны - Жигулёвск - Рождественно - Самара - Рождественно - Жигулёвск - Тольяти. Всего 878 км. Набор высоты 6638 м.


    Почему Жигули?

       Ещё в прошлом году, весной, когда выбирали маршрут на май, Ксюша рассказывала, что по телевизору она видела очень красивые горы в виде вертикальных столбов и что это, кажется, показывали Жигули. В связи с тем, что намечался велопробег посвящённый 60-летию родного завода, мы ждали начала оргмероприятий по этому случаю, но не дождались, а когда это выяснилось, то билетов в кассах никуда, кроме Смоленска уже не было, туда мы и поехали, а мечта посетить Жигули осталась. Вот мы её и осуществили, но год спустя. Кстати о горах, Ксюша, оказывается перепутала Жигулёвские "Горы" с Красноярскими Столбами, но мы ни о чём не жалеем, это было замечательное путешествие.

    1. 29 апреля 2002 г. Дом - поезд - Пенза - Ахуны - Золотарёвка - Шнаево - Канаевка - р.ц. Городище. 108 км за 7 час. 48 мин.; ср. скор. 13,8км/час; макс. ск. 48,6 км/час; набор высоты 1018 м.


       В поезд сели идеально, даже никто билетов не спросил. Отопление ещё работает, но мы на всякий случай взяли у проводников одеяла и правильно сделали, т.к. на ночь подогрев выключили и стало весьма прохладно. Часа в два ночи попутчица с ребёнком стала собираться на выход и не давала спать ни ему ни нам часа два, а в шесть нас уже подняли всех - подъезжаем. Выгрузились мы удачно - всё на месте, немного подкачали задние колёса и поехали смотреть Пензу. Сначала, правда, съели по пицце с чаем в буфете вокзала: сэкономили время на приготовление завтрака.
       По городу ездили долго - намотали около 30км и метров 300 высоты. Доехали до конца проспекта Победы, потом поехали в центр. Он похож на центр Воронежа - дома в старо-московском стиле, есть пешеходная улица. Хотели зайти в краеведческий музей, но он оказался закрыт. Попытались найти памятник основателю Пензы - не нашли, заехали в городской парк, встретили там группу старшеклассников, которые нам рассказали, что недалеко от Нижнего Ломова в Наровчате есть песчанные деревни - вырытые в песке. У фонтана разговорились с художниками. Миша, если его не остановить, может часами говорить с местными "за жизнь", про велик и его оборудование. Но время к обеду: я канючу - хочу есть и мы уходим искать столовую. Нашли при типографии Пензенской Правды, я сходила спросила можно ли пристроить велики в уголочке зала и пообедать у них. Ответили - да пожалуйста. Но только мы с велосипедами подошли к дверям, из них выходит какая-то мымра с бумагами и начинает причитать: "в греческом зале..." мол директор увидит..., мы обиделись и поехали на выход из города. До Сосновки было много машин, но доехали быстро - очень хотелось есть. Там мы купили копчёную курицу, вафли и хотели во дворе магазина пообедать, но дальше по карте были озёра и мы решили, что там будет получше. Только отъехали - заморосил дождь, к автобусной остановке у лесничества мы примчались изрядно подмокшие. Там, под крышей, мы и пообедали, отдохнули и ещё прослушали замечательный хор лягушек под аккомпанемент дождя и проходящих мимо машин. Пока мы получали скромные радости путешествия - дождь кончился. В дороге солнце и ветерок нас обсушили. Дорога от Сосновки до Ахун идёт через болота, а дальше по лесу. В Ахунах построили красивую деревянную церковь. Наконец-то выбрались из города. Машин стало меньше, кругом сосновый лес, асфальт хороший, местами идёт мелкий дождик - БЛА-ГО-ДАТЬ.
       В Золотарёвке замечательный спуск к магазину, а раз есть спуск, то будет и подъём. Решили передохнуть - съели по мороженному и вперёд на гору. Перед Шнаево кончился асфальт и начался грейдер очень хорошего качества. Все деревни находятся внизу, а дорога идёт поверху, т.е. от деревни поднимается на 100-120м , а потом у следующей деревни на столько же спускается. Сначала было ничего, но потом мы притомились и на подъёме от Канаевки я прошлась пешком. Взобравшись на холм, остановились полюбоваться видом. Внизу по лугу петляет узенькая речушка, таких выкрутасов я ещё не видела. На карте такой речки нет, деревню проехали - как называется не спросили . Закрались сомнения - где это мы едем? В Мордовском Ишиме мы успокоились - всё правильно и скоро Городище, а там отдых. Дорога от Золотарёвки совершенно без машин - ехать одно удовольствие, хотя асфальт разного качества. В Канаевке он начался снова и хороший до самого Городища.
       Пока ехали в поезде до Пензы в окно видели - чернозём и всё сырое. После Суры - почва подзолистая и гораздо суше, хотя сырые места есть и в канавах лежит снег. Вообще в Москве деревья распустились гораздо сильнее, чем здесь. Конечно, надо было заехать в Тарханы на родину Лермонтова, но это нам совсем не по пути. Время у нас немного, 10 мая из Тольятти мы должны вернуться домой. Люди удивляются - от Пензы до Самары 400 км по М5 - что тут ехать ( конечно, они-то машину имеют ввиду ), но мы стараемся избегать магистралей и поэтому, добираясь до Жигулей галсами, накрутили > 850км.
       Городище обычный р.ц. для глубинки. Дороги частично асфальт, строится несколько красивых зданий, много магазинов в которых всё есть, цены выше чем у нас - кроме хлеба 4р70к÷5р, молоко в пакетах от 22р до 27р. Гостиницы своей нет, но на М5 есть очень хороший мотель со столовой и магазинами продуктов и автозапчастей и переговорным пунктом. Номер стоил недорого, но душ платный. Платить надо за расход горячей воды. Мы люди не очень бедные, но мылись вместе и сверхбыстро. Дежурная была поражена нашей экономией воды и денег. День был длинный - мы устали.

    2. 30 апреля; Городище - Дмитриевка - Пичилейка - Тешнярь - Сосновоборск - Индерка - Никольское - Кузнецк. 98 км за 7 час 5 мин.; ср. скор. 13,9 км/час; макс. скор. 46,8 км/час; набор высоты 709 м.


       В восемь уже встали, выспаться из-за вчерашней усталости толком не удалось, но болезненные симтомы в мышцах исчезли. В Городищах позвонили домой, сказали что мы живы-здоровы и едем дальше на Кузнецк. Ехали по замечательной безлюдной дороге с небольшим постоянным набором высоты. Вокруг живописные холмы с прозрачными берёзками , птицы чирикают, день солнечный, машин нет и мы с Мишей едем рядом и я тоже чирикаю. Перед озером стадо коров и новый летний загон, пастух на лошади... После озера асфальт повернул направо и мы машинально, не посмотрев карту, тоже, хотя прямо была грунтовка. Проехали ещё километра четыре началась деревня - асфальт кончился и заподозрили мы неладное. Спросили, что за деревня? Никаких указателей - особое отличие местных деревень. Сказали - Дигилевка, а нам нужна Дмитриевка. Опять проскочили. Едем назад до поворота. Там грейдер с колоритным спуском и подъёмом. Дорога неплохая, но попадались огромные лужи. а вскоре пошла по полю, как на карте и уперлась всё же в допотопный указатель Дмитриевка. Домов не видно. Почудилась Зона из Сталкера. Вскоре остатки деревни показались, все дома разрушены, линии электричества порваны, вспахан только один огород. Место настолько тоскливое, что хочется поскорей убраться отсюда. Поехали вдоль деревни по мало наезженной колее. Проехали овраг с ручейком, повернули направо и выехали на то же поле откуда приехали - нам явно не сюда. Стали смотреть - эта дорога на Водолей туда мы не хотели. Вернулись к оврагу - дороги на север нет, и мы пошли искать другой мост, дальше вдоль деревни . Еле заметная колея привела нас к мосту или точнее к тому что от него осталось. Перекосило его градусов на 30-40. Миша предложил разведать, есть ли дорога за мостом. Мне было так жутко, что ни идти, ни оставаться одна я не согласилась. Оставили велики пошли вдвоём. За мостом заваленная тропа перешла в колею. Вздох облегчения - значит будет дорога и люди! Сверились с картой, с компасом - всё верно это наша дорога на север. Сфотографировать деревню не смогли - такое надо снимать на видео.
       Когда перетащили велики через мост - пошёл дождик. Дорога стала размокать. Она сделана в виде насыпи из песка с гравием, а сверху зачем-то присыпана слоем глины. Наверное хотели делать нормальную дорогу, но передумали, Дмитриевка-то умерла. Дождь моросил и глина стала налипать на колёса. Мы наученные предыдущим опытом старались перемещаться по траве и обошлось без эксцессов. Обувь вообще чистить не пришлось, а колёса только сбоку. Погода вскоре улучшилась - кончился дождь, глина тоже - начался грейдер. На опушке леса встретили двух лесорубов - молодого и пожилого. Очень доброжелательные - поговорили о жизни, они показали нам дорогу на Пичилейку, рассказали немного об окрестных деревнях. Попрощались, поехали, ни с того ни с сего начался отличный асфальт - недоделанная дорога на Дмитриевку. Быстро доехали до Пичилейки. Очень хотелось есть, но в колонках нет воды и пришлось обратиться к местным жителям. У них оказывается водопровод. Получив литр воды, пристроились в беседке около школы на обед. После мытарств в "Зоне" - горячий чай, мясо с огурцом, сгущёнка с очень вкусным хлебом - это блаженство. После обеда прокатились с местными ребятишками - точнее они проводили нас до крутого спуска - от села км три. По дороге расспросили друг друга: они нас о путешествиях - мы их о жизни деревни. На заработки взрослые ездят на Север и в Москву.
       После поворота на Тешнярь стало попадаться много местных велосипедистов. В Сосновоборске проехали в центр узнать насчёт гостиницы - оказалось нет. Пришлось вернуться на трассу и ехать в Кузнецк. В Индерке три мечети, население явно мусульманское: женщины в ярких бархатных или шёлковых халатах, мужики в пиджаках, как в Турции. Следущее яркое пятно село Никольское. Очень длинное богатое село с красивыми домами. Они сделаны в одном стиле и на фронтоне есть дата изготовления. Глаз не оторвёшь от красивых наличников и узоров под крышами, не дома, а картинки и так на протяжении восьми км. Затем почти сразу началось село Посёлки. Еле пристроились пописать между двух сёл. Посёлки такое же красивое село как и Никольское и в обоих очень много людей ездят на великах, от 5 до 70 лет. Сразу за Посёлками начался Кузнецк. Долго ехали по ул. Белинского. У офицера милиции узнали где находится гостиница, нашли быстро - на ул. Ленина в центре. Приехали в гостиницу в 20 часов. Быстро заселились (номер 2х местный 188р с ванной и горячей водой), я быстро сбегала в магазин, быстро поели; помылись, правда, неторопясь и спать. Кайф!

    3. 1 мая; Кузнецк - Бутурлиновка - Козляковка - Монастырское - Часы - Русское Тимошкино - Сурские Вершины. 64 км за 5 час 55 мин.; ср. скор. 10,7 км/час; макс. скор. 33,2 км/час; набор высоты 457 м.


        Утром выехали около десяти. Несмотря на комфорт, полностью восстановиться не удалось. У Миши ещё вечером свело внутреннюю бедерную мышцу, но спали хорошо и долго. Окна номера выходили во двор, поэтому ночью было тихо и спокойно (редкий лай собаки в расчёт не беру).
       На площади милиции больше чем митингующих, как никак 1 мая. У офицеров распросили про дорогу на д. Часы. Они нам всё подробно рассказали, показали направление и мы поехали. Дорога из города просто отвратительная - хуже не бывает, хотя и асфальт. Машин много - народ рванул на дачи и к родне в деревню огороды копать. Когда такое вижу, думаю: как хорошо что у нас нет дачи!
       Этот кошмар (нескончаемый поток машин, вонь, пыль, асфальт как после бомбёжки) кончился только после Бутурлинки. Напротив Козляковки свернули налево. Свершилось чудо - машины изчезли, дорога приличная, воздух чистый, поля, перелески - отдых для глаз и души. До Тихменево доехали и незаметили, только сидеть после вчерашнего больновато. Тихменево большое село, есть мощная электроподстанция. В конце села рванули направо по шоссе, но вовремя остановились и поехали по просёлочной разбитой дороге на мостик-дамбу через Суру. Но речки почти не видно, так... болото. В последнем доме спросили дорогу на Часы. Показали - песок сплошной (как в Мещере). Сначала немного пешёчком в гору, а потом и поехали. На карте дорога с покрытием, но фактически гравий с песком, правда сухо и везде ехали. Дорога проходит через сосновый лес.
       За мостом через речку Час есть красиво оформленный колодец и столик с лавочками. Сначала хотели набрать воды из речки, но она мутная и течёт из деревни. Решили проехать дальше и на подъёме увидели этот колодец. Пока обедали, подъехали две легковых машины набрать воды. Разговорились с одним мужиком. Он нам рассказал, что Часы названы так потому, что Пугачёв останавливался здесь на один час. В деревне купили литр молока и познакомились с автором колодца, его зовут Александр. Семья большая - приехали копать огород под картошку, а может уже сажать - я в этом не разбираюсь. Добрые приветливые люди дали нам картошки и рассказали про дорогу на Русское Тимошкино. Сказали что восточнее находится заповедник. Сфотографировались в приятной компании и поехали. В конце деревни дорогу перегородила речушка, а моста нет. Как переползли - не помню. Дальше пошла колея по которой ездят только на тракторах. Несколько раз переправлялись через мокрости которые невозможно обойти такие длинные. Один раз пришлось самим сделать мостик из брёвен. Дорога идёт точно, как показано на карте. Даже большой луг среди леса показан. На опушке мы видели лису. Перед нами проехал мотоцикл, и что удивительно, в деревне, когда спрашивали дорогу дальше попали на этого же мотоциклиста.
       Дорога опять недоделанная - есть и насыпь и гравий, но нет асфальта. Машины проделали такую глубокую колею, что теперь обьезжают насыпь по полю. Мы тоже ехали по полю. Сухая укатанная грунтовка - это хорошо, но я хотела ехать на Барыш (р.ц.) и ночевать в гостинице. А едем мы на Сурские Вершины и ночевать будем в палатке. Я была очень недовольна. В деревне, местные называют её просто Сура, действительно есть место откуда берёт начало р. Сура, мы туда спустились. Местные дети помогли сфотографироваться и потом вытолкать велосипеды из оврага. Проехав 2-3 км мы стали искать место для ночлега и вскоре заехали обратным ходом в молодой лесок. Палатку поставили недалеко от дороги. До темноты всё успели сделать, Миша даже смог немного описать прошедший день.
       Помня ночёвку под Узянбашем (август 2001г на Урале), оделись на ночь тепло: шерстяные деревенские носки, Миша тонкие шерстяные рейтузы и свитер, я термобельё, флисовые шапочки. Спальники соединили. Всё это не помогло - замёрзли как бобики. С тоской вспоминаю наши старые спальники - в них было тепло спать даже раздетым, и мягко как на перине. Миша отказывается брать эти замечательные спальники - они очень объёмные, значит нужны большие велорюкзаки, а это громоздко и тяжело. Новые спальники необъёмные но и нетёплые. Когда на улице ночью +15®C в них комфортно, но ниже... бессонная ночь обеспечена. Уже после этого путешествия, перед поездкой на Украину август 2002) мы купили ещё одни спальники. Обещано - до 0®C комфорт, но в полевых условиях их испытать не удалось (см. отчет по Украине).
       Итак, тихая и прохладная ночь под Сурскими Вершинами. Миша считает, что заснула я сразу и спала пока не замёрзла, но у меня такое ощущение, что я уснула только с рассветом, когда потеплело. Миша долго не спал, а потом заснул и проснулся, когда захотел писать, но вылезать ему было лень - долго терпел, но потом всё же сходил и под утро поспал ещё немного. В общем, не отдых, а одни мучения.

    4. 2 мая; Сурские Вершины - Нов. Бекшанка - Кочкарлей - Татарский Сайман - Топорнино - Головино Тепловка - Канадей - Новоспасское. 81 км за 5 час 50 мин.; ср. скор. 13,9 км/час; макс. скор. 48,2 км/час; набор высоты 494 м.


        Встали после девяти часов, когда уже вовсю пригревало солнце. Проковырялись со сборами долго, выехали только в 11.30. До Нижней Бекшанки спуск по асфальту. В магазине купили чай и булки. На выезде из деревни спутали в какую сторону ехать (всегда хочется вниз и по ветру, а нужно в гору и против ветра). Едем на Сайман, дорога очень живописная по левой стороне - крутой склон с деревьями разной степени зелёности. Ветер с утра и до обеда дует в лицо. После Татарского Саймана начался плохой грейдер - крупный и не прикатанный шебень. Дорога идет мимо сел. Попытались купить молока, но не смогли - нет лишнего и всё тут. В Топорнино пообедали на крыльце фельдшерского пункта - прятались от сильного ветра, чтобы разжечь примус. С трудом доехали до Головино - под конец дорога принялась петлять и метаться вниз-вверх.
       С утра, разрабатывая маршрут на сегодня, мы хотели добавить экстрима в поездку, и проехать от Головино через Канасаево на Троицкий Сунгур - это более 20км, судя по карте жутко пересеченной местности и грунтовой дороги. Но в Головино сторож обьяснил нам, что мост на Канасаево снесло прошлой весной и надо переходить речку в брод (по колено). Мы, уже изрядно уставшие, да и дело к вечеру, решили ехать на Тепловку (благо там асфальт) и дальше на Канадей. В Тепловке нам молока тоже не продали, но дорогу на Канадей показали. Дорога (песчанная и плотная) идет по высокому правому берегу реки. В Канадей приехали, а молока и там нам не продали, хотя при нас пригнали стадо. Тогда мы плюнули на местных жмотов и на их молоко и выехали на трассу М5. В Канадее сделали мост через р. Канадейку (на карте его ещё нет). По трассе мы очень быстро доехали до Новоспасского и поселились в гостиницу.

    5. 3 мая; Новоспасское - Мал. Андреевка - Нов. Томышево -Красный - Марьевка - Нов. Ризадей - Сызрань. 78 км за 6 час 35 мин.; ср. скор. 11,8 км/час; макс. скор. 36, км/час; набор высоты 448 м.


        Наш номер на втором этаже, туалет на первом. Зато в комнате есть умывальник с холодной водой. Вечером нагрели кипятильником воды и отдельные части тела смогли помыть. Встали как обычно - выехали около десяти. Кашу я сварила у дежурной на газу. По М5 мы ехать не захотели и поэтому повернули на мост через Сызранку в сторону Малой Андреевки. До Нов. Томышево асфальт, потом плохой грейдер - дорога идет вдоль реки и траверсом по холмам. Жарко.
       Разморенные потихоньку кандыляем по камням, вдруг кто-то как свиснет. Я чуть с велосипеда не свалилась, такое чуство было что меня разбудили. Немного погодя опять резкий свист. Смотрим вокруг никого, Миша говорит - наверное птица какая-нибудь, а может соловей-разбойник. И тут мы его увидили - стоит на задних лапах, толстый такой, пушистый в черной шапочке, а сам бежевый. Ручки на животе сложил и когда свистит кланяется. Сурок. Едем дальше, смотрим, наверху вдоль вершины холма кто-то бежит - на собаку не похоже больно толстый. Бежит галопом, а за ним ещё один. Видно как жир у них перекатывается. Подбежали к норе, встали столбиками и стали пересвистываться. Ну прямо, в мире животных наяву, и так до с. Красного. Там мы съели по мороженному и стали искать дорогу на Марьевку.
       Водой в Красном не запаслись - думали, что литр на обед у нас есть - ошиблись. В Марьевке воды нам не дали. Колонки там не работают, колодцы - личные. Народа на улице нет. Один молодой жмот сидел на лавочке перед домом. Подъезжаем просим: не наберёте ли литр водички. Отвечает - не наберу... Мы просто ошалели. Колодец во дворе... Путнику отказать в глотке воды... Короче, остались к обеду без воды и питьевая тоже заканчивалась. Дорога от Красного до Марьевки идёт сначала по берегу реки, а потом по оврагам вверх - вниз, иногда, чуть обозначена, по траве. После Марьевки грунтовка забирается на высокий берег и идёт поверху вдоль поля. Пришлось нам без обеда и воды тянуть до Сызрани. Устали, как собаки за 40 км. На окраине Сызрани зашли в первый же магазин и купили литр молока и сладкий хлеб. Всё умяли в пять минут. После этого сил осталось ещё меньше. Узнав у милиционера о ближайшей гостинице, мы туда сунулись. Там домофон, но нас впустили. Номер 650руб. с человека. Девушка сочуственно посоветовала ехать в "Чайку" - в центр. Но наученные опытом Брянска мы у таксиста спросили: есть ли в городе дешёвая гостиница? Оказалась есть - гостиница "Мечта" Кирпичного завода, что на западе города. Нашли не быстро, просто это оказалось очень далеко, но не плутали. Семейное общежитие, где часть квартир отдано под гостиницу. Нас поселили в 2х комнатной квартире, где 2х и 3х местные номера со всеми удобствами (даже с горячей водой) - вот уж действительно мечта. Пока мы одни. Когда мы заселились было часа четыре дня, ещё можно покататься по городу. Попили чайку, сняли рюкзаки и налегке отправились смотреть Сызрань. Центр города одноэтажный. Красиво смотрится Советская улица. Отреставрированные домики позапрошлого века. Есть остатки Кремля. В гостиницу приехали в часов восемь, помылись, постирали, поели и спать. Кровать у Миши оказалась с промятой сеткой, но даже это не помешало ему уснуть.

    6. 4 мая; Сызрань - Кушниково - Шигоны - Муранка - турбаза Дружба. 62 км за 4 час 17 мин.; ср. скор. 14,4 км/час; макс. скор. 44,9 км/час; набор высоты 336 м.


        Встали в 8 часов. Всё постиранное высохло. На газу сварили кашу. Собрались сегодня быстрее обычного - за 1ч 20мин. Выехали в сторону старой части города. Узнали где краеведческий музей - на центральной площади с фонтаном и зелёной ящерицей. Сходили в музей, но все это зря, т.к. краеведческого там почти ничего нет, кроме купца и графа Орлова - мецената города, которому Екатерина II подарила Усолье.
        Разочарованные поехали искать выход из города по направлению. В результате приехали на ж.д. вокзал, где нас атаковали таксисты и замучали советами, как ехать. (Скучно стоять без клиентов) А потом стали рассказывать, что посмотреть в округе и послали нас в Шигоны и Усолье. Подумав, мы решили последовать их советам вместо того, чтобы пилить до Жигулёвска по М5. Они нам подробно рассказали, как проехать через депо и как проскочить под железной дорогой. Мы последовали их рассказу, и очень быстро и удобно выехали на трассу в Шигоны. Дорога - хороший асфальт, погода до обеда тёплая, солнечная. Напротив Пионерского блокпост со стальными башнями с бойницами. Там же симпатичная беседка, но у нас не было воды и мы решили проехать до Шигон. Село Шигоны - р.ц., чисто и аккуратно.
       Заметив на горизонте больщую чёрную тучу, мы нашли укромное место у кинотеатра на крытой лестнице, ведущей в кинобудку. И точно, к концу нашего обеда пошёл таки дождь. Пришлось ехать под дождём. Мокли до Муранки (10 км). После Муранки пошли турбазы, спортбазы и детские лагеря. Первые 6 км мы проехали мимо, а после стали спрашивать про ночлег. На третьей базе сторож Дима пустил нас за 140 руб. в фанерный домик. Домик на четыре комнаты. На базе полно машин с бизнесменами, но воды, душа, кухни нет. Есть электричество - и на этом спасибо. Предвидя неспокойную ночь, мы заселились в самую дальнию комнату от ценра базы. Дима сказал что воду они берут в реке Усе (водохранилище). Ужинали на веранде с видом на соседнию базу. Людей на ней нет, веранды домиков открыты. Миша посетовал: можно было поселиться бесплатно.

    7. 5 мая; турбаза Дружба - Львовка - Карловка - Усолье - паром - Тольятти - ГЭС им. Ленина - Жигулёвск. 71 км за 4 час 53 мин.; ср. скор. 14,3 км/час; макс. скор. 52,8 км/час; набор высоты 567 м.


        Спали в общем неплохо, под одеялом в спальнике было тепло, я собрала одеяла и матрасы получше со всего домика. На термометре утром было +11®С. Вечером только легли спать, в соседнюю комнату пришла парочка. Порнографических звуков мы наслушались сполна - хорошо не долго. Опасались что будут ещё визиты, но нам повезло - больше никто не приходил. Утром мы позавтракали и, не попрощавшись с Димой, уехали. Так как мы с вечера проехали вдоль берега достаточно далеко, то сегодня решили не возращаться в Муранку, а проехать до асфальта дальше. Дима и его приятель вчера говорили, что жигуль там не проедет, а мы сможем (из-за песка). По асфальту мы ехали ещё км 5. Через ручей сделан хороший мост. Дальше действительно песок, местами глубокий, так что машины сильно чиркают днищем, выравнивая дорогу. В некоторых местах пришлось ехать прямо по лесу, грунт там твёрдый и ровный. Потом дорога начала ветвиться, чтобы не заблудиться мы ехали как нарисовано на карте - вдоль береговой линии. В конце концов мы упёрлись в забор за которым начинался асфальт. Пролезли в дырку в заборе и поехали по территории, на которой никого не было видно. Потом увидели закрытые ворота и, недоезжая, свернули к очередной дырке в заборе. Залаяла, охранявшая ворота собака - поздно дружок, крикнули мы, катя по асфальту вглубь леса. Ехали как по тропинке в глухом лесу, так тихо, красиво, спокойно. Дорога с подъёмом, и мы иногда шли пешком, чтобы передохнуть и подышать воздухом весеннего леса. Миша на обочине увидел цветы Венерин башмачёк, говорит большая редкость. Около поворота на Львовку нагнали группу пеших туристов школьников с учительницей. Ребята шли усталые и грустные. Экипированы они неплохо, но рюкзаки явно очень тяжёлые. На велосипеде всё же путешествовать комфортнее, даже если идти с ним пешком.
       До Усолья хороший асфальт. Когда подъехали к воде увидели как отчалил паром (13 часовой). На пристани узнали - следующий в 14.40. Немного потолкавшись, поехали обратно в магазин перекусить что-нибудь. Съели по мороженному с кексом. Пьяненький шофёр поздравил нас с Пасхой и подарил пасхальное яичко. Паром пришёл вовремя. Загрузились спокойно. Оплата на месте - 30р с чел., за провоз велосипеда платить не надо! Попутчица рассказала много интересного об Усолье (1550 г.). Там сохранились развалины усадьбы Орловых и остатки их парка. Жаль сами не посмотрели. На высоком берегу Жигулей была сторожевая башня, где зажигали огонь при приближении врагов. Сейчас на живописный берег ни пройти, ни проехать, ни приплыть - оздоровительный комплекс для Ельцина, который так туда ни разу и не приехал. Паром шёл довольно долго, но за разговором мы не заметили что надо уже выгружаться. Поехали вдоль набережной на восток. Было очень жарко. Воды мы набрали в Усолье и присматривали место для обеда. Народу на берегу гуляет много - местечка свободного нет. Во уже и набережная кончилась, дальше уходит грунтовка в низинку - нам туда не надо. Круто вверх идёт тропинка к дырке в железном заборе, вот в неё мы и залезли и оказались на территории какого-то детского санатория. На удобной лавочке устроились обедать. В санатории, похоже, был родительский день, нас приняли за чьих-то родственников, и не беспокоили обычными дурацкими вопросами. Хотя такое отношение удивило: как-будто к ним каждый день такие "яркие" велотуристы заезжают. Правда, детей было мало - одни с родителями гуляли в лесопарке, другие с воспитателями пели песни в корпусах. Насладившись отдыхом, обедом и детским пением, мы покатили вдоль берега. Ехали мимо череды санаториев, баз отдыха, лагерей, пансионатов. Сфотографировали памятник Татищеву (установлен 1985г.). Затарились едой в магазинах в Портовом и Комсомольском р-нах и выехали, наконец-то, на ГЭС им. Ленина. Там проезжая часть ремонтировалась и проезд был по очереди через светофор, но мы сторонкой проехали без очереди. Вскоре уже въехали в Жигулёвск, нашли гостиницу и заселились.

    8. 6 мая; Жигулёвск - Бахилово - Бахилова Поляна - Зольное - Солнечная Поляна - Ширяево - Подгоры - Выползово - Усинский - Рождественно - база отдыха Молния. 85 км за час 35 мин.; ср. скор. 13,2 км/час; макс. скор. 50, км/час; набор высоты 908 м.


       Утром нас разбудили придурки из соседнего номера. Начали ходить туда-сюда, громко разговаривать. А потом вообще стучать в нашу дверь и требовать какие-то ботинки, но кроме брюк, расчёски, презерватива (неиспользованного) и немытых стаканов Миша накануне ничего не обнаружил, и поэтому послал соседей на хрен. Спали, в общем-то, хорошо. Вечером нагрели воды и намылись в туалете при свете свечи, т.к. лампочка не горит. Гостиница принадлежит ЮКОСу и в ней идёт ремонт (почти евро) - половина здания уже готова. Цены после ремонта, наверное, жутко поднимутся. Но мы жили в полуфабрикате - окна уже новые, а остальное нет. Наш номер пятиместный и заплатили мы по 70р с человека. Здание напоминает гостиницу в Абрау. Фасад с балконом, перед лестницей скульптуры и две огромные ели. Пока искали выезд на Бахилово - посмотрели город. В центре на площади есть стенд где очень подробно расписано : кто, когда и как жил в этом месте (Самарская Лука). По моему это очень умно придуманно - приезжие сразу узнают о городе и окрестностях много интерестного. Мы прочитали о музее Репина в селе Ширяево и решили заехать. Закупив еды и молока, едем в сторону радиозавода. За заводом асфальт кончился и пошли глинянные колдобины вверх-вниз по холмам.
       В Бахилово нас ожидало разочарование - буквально у каждого дома стояла бутылка означающая, что продаётся молоко и банка - сметана. В колонке набрали воды, а гостиничную вылили, уж больно воняла хлоркой.
       На Бахилову Поляну едем под гору. Напротив Б.П. поворот на местный лагерь типа Артека. Наконец мы увидели горы Жигули. Дорога на Ширяево идёт траверсом по склону берега - она как бы вырублена на высоте 15-20 м от воды. Асфальт очень хорошего качества. Профиль отличный - небольшие подъёмы и спуски позволяют с комфортом разгоняться и заежать наверх. Внизу у реки растянулись садовые участки и посёлки - ничего примечательного. Отдельное впечатление о посёлке Солнечная поляна. Двухэтажные белёные домики сталинского типа создают впечатление, что едешь по Крыму. Это маленькое яркое пятно на длинной дороге. Сегодня безоблачно и жарко (25®С). Ветер северный. Машин немного, но часто идут большие самосвалы с гравием от грузовой пристани перед Ширяево.
       Почти вся Самарская Лука заповедник, и очень странно видеть в щелях в лесу нефтекачки ( некоторые из них работают). Местами пахнет свежей нефтью. Периодически попадаются магазины, в которых есть все продукты. Дорогу довели до самого Ширяева; подъехали к музею Репина (здесь он написал "Бурлаков на Волге"), как всегда нам "везёт" - сегодня понедельник - музей закрыт. Два года назад сюда приезжал В. Путин и к музею срочно (за одну ночь) сделали асфальтовую дорожку.
       Дорога на Подгоры совпадает с нарисованной на карте. Сначала немного ехали, но потом стало очень круто и пошла така-а-ая колея, что пришлось идти пешком. Жарко, влажно - мухи и комары достали! Хорошо что глина подсохла и не липла к колёсам. Когда поднялись до 300м и пошли по плато стало хуже. Глубокие колеи заполнены водой, глина размокла, лужи как озёра. Пришлось некоторое время ломиться прямо по лесу, петляя между тонкими клёнами. И так километров 6-7: немного едем, обносим лужи-озёра, продираемся сквозь лес... Через 8 км от Ширяево дорога вышла из леса на поле. Мы отчистились от глины и пое-ехали! Тут уже был кайф. Гладкий просёлок - ехали 15-18 км/час не крутя, только притормаживая. На горизонте в дымке белела Самара. Уставшие, но довольные собой - и это преодолели, мы подъехали к деревне Подгоры.
       Маленькое отступление. Позже, летом катаясь в окрестностях Коломны мы встретили парня на велике. Разговорившись, мы рассказали о поездке в Жигули, о том с каким трудом шли от Ширяево до Подгор. А парень нам сказал, что он и компания не смогли пройти этой дорогой. Бальзам на душу... Правда, когда они там были шли дожди и дорога была совсем непроходимая. Нам просто повезло.
       Перед деревней Подгоры начался асфальт. К этому времени мы прошли и проехали от Ширяева примерно 15 км. До Рождествено по асфальту доехали за 30 мин. Купили молока и творога. Половину утреннего молока мы выпили на обеде в Ширяево, а половину я потеряла в лесу. У нас на велорюкзаках снизу пришиты широкие резинки. Они держат бутылки - у Миши литровые у меня 600 грамовые. Так вот бутылка с молоком у меня выскочила, пока мы продирались через лес. Узнали у местных насчёт турбазы. Сказали есть - за птицефабрикой - называется "Молния". На "птичке" уточнили направление и поехали в сторону Шелехмети. Ехали долго, уже отчаялись увидеть эту самую базу отдыха. Палатку ставить не хотелось: холодно да и спальники... Наконец, мы доехали. Сразу наткнулись на начальника. Он удивился нашим подвигам и открыл для нас домик где стояли 4 кровати (без матрасов), стол, тумбочки и стулья. Матрасов нам Евгений не дал, мол туристам и так хорошо, но и денег не взял и помыться разрешил в душе. Вода градусов 30, но на таком холоде и это кайф.

    9. 7 мая; б.о. Молния - паром - Самара - паром - б.о. Молния. 48 км за 4 час 20 мин.; ср. скор. 11 км/час; макс. скор. 37,9 км/час; набор высоты 264 м.


        Миша считает (я пишу по его записям), что спали сносно. Я этого сказать не могу. Наши коврики узки для панцирной кровати, плюс на нас вся тёплая одежда и ещё фумитокс-спиралька дымит, аж в глазах режет. У окна отбит краешек стекла - комарьё так и лезет. Пришлось коптить спиральку - розетки для фумигатора нет. Встали как обычно. На 11 часовой паром, по Москве 10 ч, мы опоздали. Следующий через два часа. Поболтались по селу. В Рождествено много старинных зданий, но очень всё запущено.
       У меня жутко разболелись шея и плечи, видно сильно продуло и ночлег не ахти. На пристани Миша провёл надо мной лечебную экзекуцию - растирал так, что орала от боли. В кассе взяли билеты на паром. При посадке выяснилось, что на велики нужны билеты. Провоз их на пароме дороже чем в электричке! С утра погода была ещё ничего, но потом стало резко холодать и поднялся сильный северный ветер. В Самаре пока проехались по набережной околели окончательно. Утеплились. А тут и время обедать подошло. Пристроились около двух студентов, которые сдавали напрокат роликовые коньки. Они одолжили нам два стула, а мы их напоили горячим чаем. После обеда проехались вдоль реки по некоторым улицам, то ли от чая, то ли от крутого подъёма с набережной нам стало весьма жарко.
       Красивые дома - местами очень, но всё очень сильно требует ремонта. Поразил своим видом костёл. Немного пофотографировали и на 19,45 по местному отплыли назад в Рождествено. По дороге на базу встретили Евгения. Он дал нам ключ от домика, а сам поехал в село. На улице холодает и усиливается ветер.

    10. 8 мая; б.о. Молния - Шелехметь - урочище Родниковый - Винновка - Осиновка - Берёзовый Солонец - Сосновый Солонец - Александровка - Жигулёвск. 70 км за 6 час 15 мин.; ср. скор. 11 км/час; макс. скор. 60,1 км/час; набор высоты 905 м.


        Утром в домике было +6®С. Спали только до 3-4 часов утра (если это можно назвать сном), потом сильно замерзли у Миши ноги, у меня - всё. ( Миша вышел пописать - сказал, что на улице чуть ли не иней.) И это в полной амуниции, т.е. деревенские носки, шерстяной свитерок (у меня термобельё ), шерстяные рейтузы. Миша на ноги набросил флисовую куртку, а я куртку засунула в спальник и накрылась ей. В нашем домике разбито окно (мы его занавесили клеёнкой) и в двери большая щель. Мы прошлую ночь занавешивали её велосипедным чехлом от комаров, а в эту от ветра. Утром Миша накрыл меня чехлом, но какое тепло от пластика если я сама как замороженная курица. Заснули только когда пригрело солнце, но надо было уже вставать. Встали, открыли дверь настежь и долго грелись на солнце в дверном проёме (ветер уже дул с другой стороны). Выехали, ключ отдали сторожу, т.к. Евгений ещё с вечера предупредил, что утром рано уедет. Накануне, вечером мы с ним долго обсуждали нашу экскурсию в Самару, жизнь в Москве и на турбазе.
       До Шелехмети отличное шоссе и ветер сбоку. Ветер северный с сильными порывами. Дальше пошла грунтовка, но её видно грейдером или скрепером причесали и укатали так что мы ехали 18-20 км - правда не долго, т.к. дорога резко пошла в гору и нам пришлось пройтись метров 200 пешком. С 50 м поднялись на 250 м. Когда основная крутизна кончилась мы смогли ехать, но с постоянным подъёмом. Дорога пустынна - проехала лишь пара машин. Через 16 км доехали до развилки и решили повернуть на юг,чтобы проехать более длинной дорогой (через Осиновку). Дорога идёт вниз вдоль высохшей речки и сильно ветвится. Через 7 км большая развилка. Мы снова поехали на юг и через 3 км приехали в д. Винновка, там начался асфальт. В деревне набрали воды и полезли в гору на Осиновку. В Осиновке мы пристроились обедать за пустым хранилищем удобрений - спрятались от ветра. После обеда дорога повернула на север, и нам пришлось пробиваться против ветра 12-13 км в час, а на спусках 17-18 км. Вымотались страшно. Руки устали от напряжения, шум ветра в ушах просто доканывал. В Берёзовом Солонце купили 1,5 л молока. Перед Александровкой находится Тольятинская птицефабрика, там мы купили куриные копчёные грудки (86 р\кг цена 2002 г) и поехали на Жигулёвск по новому шоссе. Гостиницу нашли благодаря моей памяти. Вся сегодняшняя дорога исключительно живописна - всё цветёт: вишня, груша, яблоня. Пока я покупала продукты к Мише подошёл мальчик и спросил, не соревнования ли у нас, потому что пару дней назад он видел группу велотуристов из 5 ребят и одной девушки. Интересно кто они? В гостинице тепло (+18®С). Нам дали тот же номер, только убрались в нём. Поужинали по праздничному - с бутылкой вина. Мылись как и в прошлый раз в туалете - частями. Котелок воды нагрели кипятильником.

    11. 9 мая; Жигулёвск - ГЭС им Ленина - Тольятти. 80 км за 6 час 15 мин.; ср. скор. 12,9 км/час; макс. скор. 39,2 км/час; набор высоты 428 м.


        За прошлый день мы так "наветрились", да и высоты набрали почти километр - так что утром еле встали. На трассу выехали быстро - гостиница оказалась совсем рядом. Заехали на плотину ГЭС и сфотографировали сброс воды с одной и с другой стороны. Потом проехались по косе между шлюзовым каналом и водосбросом, посмотрели базу отдыха, но там не оказалось воды, да и далеко это от Тольятти. После этого поехали искать ж/д вокзал, попутно заезжая в гостиницы, базы отдыха, пионерские лагеря. Цена в гостиницах совершенно неприемлемая - от 300р за койку. В базы отдыха не пускают. Договорились задаром в пион. лагере "Чайка". Я сходила посмотреть домик. Окно разбито, на полу груда грязных матрасов - типичный бомжатник. Хозяйка сама очень удивилась состоянием своего "жилья".
       Напротив памятника Татищеву в кафе нам не дали воды (счётчик), а жаль недалеко есть симпатичные деревянные домики, где можно удобно пообедать. Доехали до пр. Разина, там в магазине купили хлеба. В санатории, где шёл ремонт, добрые строители (кавказской, между прочим, национальности) разрешили набрать воды. Пока я ходила в магазин, Миша разговорился с двумя подвыпившими мордовскими мужиками. Они рассказали, что есть недорогая гостиница около какой-то "Базы-Оборудование". Более точных координат нам от них добиться не удалось.
       Обедать пристроились в лесопарке на огромном бревне. С трудом нашли спокойное место в этом большом лесу. Народ по случаю 9 Мая гулял по полной программе. Поразило обилие молодёжи под кайфом. После обеда едем искать вокзал. Вообще-то и искать не надо, едешь по широкому и длинному проспекту Юбилейному и, в конце улицы, справа будет вокзал. Здание большое, пустынное и закрытое. Народу мало, торговых точек тоже - поезд приходит один раз в два дня вот тогда вокзал и открывают. Вдоль проспекта расположен сквер. Там посажены фруктовые деревья - яблони, вишни, груши. Сейчас всё цветёт! Не город, а цветущий сад! В центре проспекта почти построен огромный собор в стиле "Храма Христа Спасителя".
       С помощью распросов: шофёра автобуса, вахтёрш восточной проходной ВАЗа (они предложили нам заночевать прямо у проходной под их охраной и даже напоить чаем), дежурной ведомостной гостиницы, мы нашли таки гостиницу при "ВАЗ Экспресс Сервис". Она находится на территории этого сервиса за забором. Ворота открывает вахтер. В гостинице все комнаты свободны, благодаря празднику. В будни мест свободных нет - живут деловые люди, которые закупают и развозят по стране запчасти для жигулей. Нас поселили на первом этаже (всего их два). Мы положили вещи и поехали кататься по скверу. Уж очень там красиво! Катались по скверу, смотели на людей, себя показывали. Заехали в магазины купили продуктов, сфотографировали строющуюся церковь на проспекте и домой. Поужинали с пивом и спать.
       Утром мы особенно не торопились: поезд вечером чего по городу без толку болтаться, но горничные сдавали смену и поэтому старались выпроводить нас из гостиницы по раньше. Они ходили мимо нашего номера с громкими разговорами с шести часов утра, вытряхивали и складывали постельное бельё напротив нашего номера, при этом говорили друг другу, как им важно сегодня пораньше уйти с работы. Достали! Мы неторопясь позавтракали, собрались и выехали. Прокатились опять по Юбилейному проспекту, нашли мелкооптовый магазин, где закупили всё что нужно в дорогу. Когда я вышла из магазина Миша переругивался с пьяным. Меня удивила фраза, сказанная мужиком своим приятелям(они были потрезвее). Он сказал:"Катаются тут за наш счёт..." Это чудо решило, что мы на гособеспечении, на народные деньги катаемся. (Знали бы они, что нам даже родной завод помогать перестал). Вступать в дискуссию не хотелось и мы покатили в сторону вокзала.
       Утром ветер был южный - нам встречный, к обеду резко поменялся на северный - нам опять встречный. На вокзал приехали загодя, там была только пара водников со своим огромным катамараном. Я спросила у них в каком вагоне они едут. Не в нашем. Ну и хорошо. Катамаран такой длинный, как они его размещают в вагоне? Постепенно народ стал прибывать, но не очень сильно. Поезд подали за 20 мин до отхода. Похолодало и заморосил дождь. Быстро разобрали велики. Проводницы никаких претензий не выразили и мы спокойно загрузились в вагон. С нами в купе ехала старушка до Рузаевки. Всего в нашем вагоне было 7 пассажиров.
       Всё вроде хорошо, но в первом купе (мы - во втором) ехала подруга наших проводниц тоже проводница. Она не смолкала ни на минуту. Весь вагон узнал много "интересного" из жизни Тольятинского и Самарского депо. Кто сколько выпил и кого голым нашли на утро после попойки. Эта сорока очень торопилась рассказать все сплетни, т.к. сходилаа на остановке перед ГЭС. Поезд по городу ехал часа 3, перед плотиной минут 30 стояли. Основной народ пошёл после Сызрани - особенно много в Рузаевке,а это было уже после 23часов. Поезд пассажирский - народ входит и выходит, но нам всё же удалось выспаться и встать до 7 часов. Прибыли мы строго по расписанию. Собрали велики, взяли билеты и доехали на Голутвинской электричке до Быково, а там своим ходом до дома. Пообедали и легли спать. Спали до 16 часов. Потом поехали ко мне и на рынок. Вечером смотрели "Звездные войны" и всё подряд до двух ночи. Вот и всё. Майские каникулы закончились. Летом поедем через Белоруссию, Украину, Молдову, Карпаты, родную Рыбницу на Одессу - скорей бы.

    12. 10-11 мая; Тольятти - поезд - Дом. 24 км за 2 час 14 мин.; ср. скор. 10,6 км/час; макс. скор. 26,7 км/час; набор высоты 104 м.


       В итоге: от дома до дома 878 км. Поездка была очень интересной, спокойной и разнообразной. Никуда не годятся для такой погоды только наши спальники купленные в Баске. Они вообще дерьмо - холодные и ткань шуршит не уснёшь. Всё остальное просто замечательно, несмотря на постоянный встречный ветер, особенно восьмого мая. Не было длительного однообразия ни в покрытии дорог, ни в рельефе местности. Техника наша вела себя очень хорошо. За всю поездку не было ни одного прокола. По приезду в Пензу - подкачали велики и второй раз подкачали только при сборке в Москве. Ездили со старым примусом, на котором Миша поставил новый сальник из фторопласта. На поездку ушло примерно 0,7 л. бензина. Котелок практически не использовали, даже в гостинице воду грели в кастрюльке, а в котелке только носили мыться. Посуда у нас была такая: ложки, вилки, ножи(складной комплект), 2 кружки по 200 гр. полиэтиленовые, но кипяток выдерживают, 2 кружки по 600 гр. пластмассовые, большая миска 500 гр. из нержавейки, кастрюлька 1,5 л. и котелок на 3 л. Если не останавливаться в гостиницах, а ночевать только в палатке, то возникает проблема стирки и помывки - погода и местность не располагали к водным процедурам.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шаповал Оксана Владимирвна, Праслов Михаил Александрович (veloturizm@rambler.ru)
  • Обновлено: 29/11/2011. 44k. Статистика.
  • Вело:Россия средняя
  • Оценка: 3.27*4  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка