Праслов Михаил Александрович: другие произведения.

Статья: К вопросу о зимнем катании

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 08/02/2019.
  • © Copyright Праслов Михаил Александрович (veloturizm@rambler.ru)
  • Обновлено: 23/01/2014. 16k. Статистика.
  • Статья. Вело:Подмосковье , Велосипед
  • Дата похода 27/10/2005
  • Маршрут: Катание зимой на велосипеде в районе юго-востока м.О.
  • Оценка: 6.63*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выбор одежды и оборудования для катания зимой на велосипеде.

  • Наши зимние поездки


    Состав группы:

    Праслов Михаил
    Шаповал Оксана


     
      Мы живём в городе Жуковский Московской области -
    это там, где раз в два года проводятся авиасалоны. Так получилось, но у нас нет лыж, Оксана вообще не любит на них кататься, я в своё время не купил, а сейчас они уже и не нужны, зимы становятся все нестабильнее, с длительными потеплениями и на велосипеде свободы передвижения гораздо больше.
    Началось всё с поездок на местный оптовый рынок. Он расположен в Жуковском на отшибе и достаточно далеко от моего дома, а продукты летом мы раньше покупали именно там и цены были низкие и как в супермаркете всё под рукой. Как принято в природе, после лета наступает осень, а потом зима и однажды выпадает снег, а на рынок ехать надо.
    С тех многое изменилось, уже и супермаркеты появились и на рынок мы почти не ездим, а привычка кататься круглый год на велосипеде осталась.

    Сначала мы регулярно ездили в Кратово в гости к знакомой лошади, которая без привязи бродила по своему участку и объела там все кусты (хозяева кормили её, в том числе, какими-то деревянными ветками, которыми она смачно хрустела).

    Мы привозили ей чёрный хлеб с солью, она подходила не торопясь, перевешивала через забор мохнатую голову и пока жевала, позволяла себя гладить.
    У неё была длинная каштановая шерсть (не грива, а везде), мягкие губы, шёлковые тёплые уши.
    Ксюша просто млела зарывшись ладошками в тёплый густой мех.
    Летом 2000 года лошадь куда-то продали и зимой пришлось искать новые развлечения.
    Правда мы уже могли уезжать от дома достаточно далеко и вскоре разведали отличную лесную дорогу от Раменского через Рыбхоз на д. Пласкинино.
    Дорога проходит мимо воинской части, поэтому зимой её регулярно чистят, но машин там в выходные практически не бывает.
    Но это было немного позже, а до этого мы часто ездили в Раменское. По инерции еду готовили, как и летом на примусе, но на морозе чай варится несколько дольше, чем летом (при минус десять успеваешь задубеть) и мы придумали брать еду с собой в термосах (с металлической колбой). Получается намного быстрее, к тому же можно обедать в каком нибудь помещении.
    В Раменском мы приспособились обедать в здании автовокзала.
    Помещение большое и мы спокойно умещались там вместе с велосипедами (сейчас вокзал там построили ещё больше, но с великами не пускают, зато можно погреться у железнодорожных касс). Конечно было бы замечательно зайти в какое-нибудь уютное, тёплое кафе и спокойно пообедать в тепле, но во первых их пока ещё очень мало, а во вторых - велосипеды-то куда девать?
    Катаясь зимой с 1999 года, мы накопили некоторый опыт, которым хочется поделиться с начинающими и не только.
    Зимой холодно, это аксиома, причём холодно всем, независимо от возраста, степени закалённости, пола и профессии... Путём закаливания можно научить организм приспосабливаться к холоду почти до бесконечности, но это долго и требуется постоянная тренировка, зато можно обходиться минимумом одежды.
    Так как большинство людей ленивы по сути своей (лень это стимул для прогресса), то придумали одежду. В принципе можно одеться так, чтобы не мёрзнуть на сильном холоде продолжительное время. Для разных случаев жизни это будет разная одежда и её количество.

    У нас частный случай, - катание на велосипеде.

    Что характерно для этого случая: - в целом интенсивное движение, т.е. человек много работает, а при работе выделяется тепло. Причём зимой затраты энергии больше, т.к. накат гораздо хуже, поэтому часто тепла выделяется больше чем надо для комфорта и его избыток надо отводить.
    - всегда дует ветер, т.е. охлаждение гораздо интенсивнее, чем в статике (вспомните, летом, когда жарко вы включаете вентилятор, чтобы охладиться).

    - иногда приходиться останавливаться (обед, ремонт, ожидания различные...) и тогда тепло уже так интенсивно не выделяется. Наоборот, желательно получше сохранить то, что накоплено.

    И ещё, человеческий организм (да в принципе почти всё млекопитающие так функционируют),
    когда работает - выделяет охлаждающую жидкость, т.е. потеет.
    А самое лучшее охлаждение:
    - не обдувание воздухом (воздушное),
    - не обливание водой (водяное),
    самое лучшее охлаждение
    -это испарение.

    Отсюда истекают основные требования к одежде велосипедиста катающегося зимой.
    Одежда должна быть:
    - тёплой
    - лёгкой
    - не стеснять движение (удобной)
    - не намокать
    - не пропускать воздух снаружи (ветрозащита)
    - отводить влагу от тела.
    Требования весьма специфичны и противоречивы, но вполне достижимы.
    Несколько слов об одежде и обуви.
    Перепробовав множество вариантов за много лет, постепенно пришли к многослойному.
    Выше пояса: - Первый слой - термобельё, которое сейчас выпускается на все случаи жизни, но для зимнего катания на велосипеде подходит не каждое. Если человек не болен и накормлен, то ему легко согреться просто интенсивно двигаясь, что и характерно для езды на велике, особено зимой (т.к. крутить большей частью труднее чем летом), Но при этом появляется очень существенная проблемма, организм начинает выделять пот.

    И если в составе слоя, который прилегает к телу есть хлопок,
    который намокает быстро, а сохнет долго, то вы простудитесь почти наверняка.
    Значит основная задача термобелья не греть, а интенсивно отводить влагу в верхний слой, чтобы тело оствалось сухим. Итак хлопок, лён и подобные волокна, которые хороши для лета - исключаем, а синтетику - приветствуем.
    Конкретно: полиэстер, полипропилен, флис и другие подобные чудесные материалы, которые отлично отводят влагу во внешний слой, оставаясь сами практически сухими. Иногда к ним добавляют немного натуральной шерсти, для очень сильных морозов.

    - Второй (более верхний) слой: лучше всего флис или полартек с ветрозащитой. Градусов до - 15*С этого вполне достаточно, (организмы у всех разной холодостойкости и потливости, поэтому привожу усреднённый вариант). При более низких температурах, первое, что приходит в голову, это одеть ветровку. По началу мы так и делали, но несмотря на мембрану, влага отводится плоховато, организм сначала перегревается, а потом замерзает. Опять же люди все разные (может мембрана попадалась не самая лучшая), но в среднем происходит именно так. Поэтому считаю лучшим вариантом, одеть на термобельё тонкую шерстяную безрукавку или велокофту. А ветровку одевать только при длительных остановках (ремонт, ожидание транспорта ...).
    Лично мы с Оксаной использовали (с 1999 года) фирменные (Santini) флисовые велокофты, которые впереди полностью и сзади (только плечи до лопаток) имеют дополнительный ветрозащитный слой (тонкая плащёвка).
    Сейчас эти кофты очень износились и мы сделали себе новые сами. Купили в спортивном магазине толстые флисовые кофты и обшили их, в подобие фирменных, слоем ветрозащиты. Спереди сплошь обычной серебрянкой, а сзади, до лопаток, тонкой капроновой тканью. Для удобства, сзади, ещё пришили (из флиса же) велокарманы.
    В принципе можно купить и готовые, но эти обошлись нам в несколько раз дешевле (раза в три, как минимум).

    Далее ниже пояса: - опять первым слоем идёт термобельё (без хлопка), а поверх эластичные рейтузы, не обязательно фирменные (мы, например, одно время ездили в эластичных с начёсом сирийских, купленных на обычном рынке, за сто с небольшим рублей). Ну фирменные однозначно лучше (они и долговечнее и эластичнее ...)
    (Я, например, ещё одеваю первым слоем старые летние велошорты с памперсом, чтобы некоторые важные части тела не болтались, а потом уже термобельё.) В очень сильный мороз на термобельё одеваем тонкие трикотажные штанишки из натуральной шерсти или синтетики, типа шортиков или рейтуз( кому как подойдёт, по степени мёрзлости коленей и голени).

    На голову флисовая шапочка (балаклава у нас не прижилась, голове холодно, а шее жарко). И обязательно велошлем, который кроме защиты мозгов (ну это для тех у кого они есть), очень хорошо сохраняет тепло, несмотря на дырки. Человек зимой через голову теряет примерно 60% тепла. Иногда на шею одеваем вязанный воротничок с напуском на плечи, отлично греет при при сильном ветре, усталости...

    На ноги что-то свободное, тёплое, дышащее. За эти годы перепробовали много вариантов обуви: - и зимние меховые сапоги, - и кожанные ботинки на натуральном меху... Всё это фигня, греет только поначалу, потом скапливается влага и уже не согреешься.

    Несколько сезонов ездил в войлочных сапогах "прощай молодость" с обсоюзкой, на два размера больше, чтобы можно было положить тёплую стельку из строительного утеплителя и одеть двое носков, - лучше чем в кожанных, но продуваются ветром. Для защиты от ветра, в таком случае, можно использовать суррогат мембраны - один или два слоя обычной газеты на носки (периодически надо обновлять) - дёшево и сердито.

    Оксана использовала т.н. "дутики на манке" с подошвой из пенки, очень тёплые и лёгкие - развалились, к сожалению.

    Сейчас мы с Оксаной однозначно пришли к выводу, что градусов до пяти мороза лучше всего очень свободные трекинговые ботинки с мембраной, а ниже мягкие матерчатые полусапожки с мембраной и опять же сильно увеличенного размера, чтобы уместились толстые носки из деревенской шерсти.
    Сапожки такие бывают в продаже в том же Декатлоне и у них голенище затягивается, чтобы не засыпался снег. Говорят, что появилась и неплохая фирменная зимняя обувь под контакты, но уже привык ездить зимой на топталках, да и цена этих чудо ботиночек зашкаливает разумные пределы.

    И ещё одна хитрость, которую придумали (так говорят) работники ГАИ, это на стельку приклеить женскую прокладку (они разные, нужны для интенсивого влагоотделения) - эффект обалденный:
    - весь день сухие ноги!
    Носки пробовал разные, но лучше всего греют толстые из деревенской шерсти (своевязки), а сверху тонкие, но прочные из синтетики. Пробовал так называемые термоноски, они гораздо прочнее деревенских, но греют всё же похуже. Правда китайцы или кто тут делает сейчас трикотаж, не сидят сложа руки и научились делать отличные очень тёплые тонкие носки из шерсти и эластика, которые замечательно подходят для первого слоя, а поверх уже толстые термоноски или своевязки. Главное - никакого хлопка.
    На руки такое же сочетание, перчатки из деревенской шерсти, а сверху синтетика, купленная на рынке или в магазине спецодежда. Когда не очень холодно, мы используем первым слоем тонкие вязанные перчатки из синтетики. В очень сильный мороз, - однозначно варежки, поверх тонких шерстяных перчаток. Немного неудобно переключать передачи, но приспособиться можно. И, обязательно, ещё одни тёплые перчатки (или рукавицы) в запас - на смену.
    Опять же "китайцы" и иже с ними, выпускают сейчас и перчатки и варежки из многослойного флиса, который и не продувает и греет отлично и замечательно отводит влагу. Буквально недавно (конец 2011 года) купил себе ( в очередной раз) такие перчатки из флиса в спортмастере за 490 р., которые вроде как финские, но сделаны в Китае: ICEPEAK SYLVESTER, водонепроницаемая и воздухопроницаемая ткань: 5000мм/5000г/м.кв./24 час. В них одних можно реально кататься градусов до пятнадцати мороза и даже с ветром.

    Максимальный мороз при котором мы катались минус двадцать пять. Проехали километров сорок, обедали с костром, который еду нашу подогрел, а нас греть почему-то отказался. Иногда в барабан задней втулки попадает вода и собачки "залипают" Устраняется закапыванием керосина, силиконовой смазки, которая продаётся в автомагазинах и работает в диапазоне температур от - 50*С до + 200*С. Подойдёт и WD 40.
    Ещё замерзают тросики переключателей и тормозов, но это из-за того, что туда вода или масло попадает.
    Тормоза для зимнего катания лучше всего подходят дисковые, но и их надо периодически "прогревать", а кантилевер и вибрейк иногда вообще не работают, так как обода покрываются ледяной коркой и узнаёшь об этом в самый неподходящий момент, поэтому не забывайте про велошлем.

    И ещё одна проблема зимнего катания, как не окачуриться во время и после обеда, особенно когда на улице мороз градусов пятнадцать (или десять, но с ветерком). Решается достаточно просто, если научиться быстро разводить костёр. Мы отчаянно мёрзли, особенно после еды, пока не освоили этот процесс.

    У хорошего костра тепло и уютно, только одежду надо оберегать от летящих искр. Брезентовая штормовка и брезентовые руковицы являются отличной защитой и от искр и от ветра и не препятствуют высыханию основной одежды.
    Начинайте с малого
    Сначала мы проезжали в день по 15 - 20 километров,
    потом, по мере приобретения навыка и хорошей одежды, стали ездить по 40 - 50 км. Сейчас мы спокойно можем проехать 70 - 80 км, но на такие расстояния мы отваживаемся ближе к февралю,
    когда организм привыкает к холоду и световой день увеличивается. Не форсируйте события, пусть они нарастают постепенно, не уезжайте сразу в глухие места,
    с зимой шутки плохи.
    Если чувствуете, что начинаете подмерзать, слезайте с велосипеда и идите пешком или ещё лучше бегом - это сильно согревает.
    Если человек движется он не замёрзнет,
    велотуристы из Петербурга однажды шли по льду Ладожкого Озера 28 часов и все остались живы.
    Всегда берите с собой запасные тёплые носки и варежки и ещё пару газет, ими можно подсушить обувь и они отлично сохраняют тепло навёрнутые поверх носков.
    Имейте также всегда на всякий случай сухофрукты (изюм, финики и т.п...) и достаточный запас горячей воды в термосах, зимой тело теряет воды не меньше чем в жаркую погоду.
    Мы регулярно катаемся по субботам, темп у нас невысокий, так что если будете в наших краях будем рады проехаться вместе, пишите заранее, чтобы успеть скоординировать время и место. Питание автономное, в термосах.
    Найти нас можно на веломании
    http://forum.velomania.ru/forumdisplay.php?f=14
    мой ник там Amata
    http://forum.velomania.ru/member.php?u=20847
    Посмотрите наши зимние фотографии:
    http://foto.mail.ru/mail/veloturist/2860
    http://foto.mail.ru/mail/veloturist/2188/
    http://foto.mail.ru/mail/veloturist/2414/
  • Комментарии: 3, последний от 08/02/2019.
  • © Copyright Праслов Михаил Александрович (veloturizm@rambler.ru)
  • Обновлено: 23/01/2014. 16k. Статистика.
  • Вело:Подмосковье
  • Оценка: 6.63*5  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка