|
Текст (C) 2003
Freda,
Olexa, Игорь Таран
Технические данные и оформление (C) 2003 Olexa Фотографии (C) 2003 Rulik, stealth, Olexa |
История одного заполярного дня(По мотивам велопутешествия по Кольскому полуострову)Отражение серого камня в дорожной луже чуть качнулось и постепенно стало приобретать всё более чёткие очертания. На нём даже проступила едва различимая выемка от давней травмы - какой-то дерзкий велосипедист неаккуратно задел педалью. От рядом стоящих сосен-великанов поползли, переплетаясь, длинные тонкие тени, на миг закрывшие отражающееся в луже хмурое и холодное небо. Насмешливое небо, дарящее иллюзию высоты, но при более пристальном взгляде висящее так низко, что можно его коснуться. Скучающее небо, безрассудно запускающее в далекое плаванье сонные корабли-облака. Пробуждающееся небо, вдруг задышавшее сквозь просветы стволов забрезжившим ярким отблеском, заглушившим угрюмую тишину этого хмурого царства теней. Светлый размытый шар, еще миг назад неловко медливший у линии горизонта, вдруг уверенно двинулся ввысь, взорвался ослепительным источником, излучающим ничему неподвластные и всепоглощающие потоки света и тепла, рассыпающиеся по дорогам, лесам, пронзающие овраги и речушки. Озорные яркие лучи, уже близкие и ощутимые, игриво запрыгали по болотным кочкам, придорожным камням, чуть задерживаясь крошечным радужным фейерверком на росинках и спеша далее - им еще так много нужно успеть изменить, ведь Природа здесь совсем отвыкла от яркого света за полгода долгой полярной ночи. Всё ближе и ближе странный постукивающий звук, чуждый этой местности. Это не шум водопада, не всплески речушки, не скрип старой сосны на ветру. Аккуратно ступая, группа велосипедистов, негромко переговариваясь, движется по крупным каменным валунам, хаотически разбросанным на залитой водой дороге, упрямо тянущейся выше, выше к небу, словно желающей объединить нагромождение сизых туч и их отражение в воде. Велосипед приходится вести рядом, внимательно выбирая удобный камень для следующего шага. Пожаром закат застыл На небе заледеневшем, Отвергшем тепло светил, Осунувшемся, поседевшем. Велокомпьютер сообщает о наступлении нового дня. Пронзительно пискнула и затихла какая-то пташка, наверное, его приветствуя. Светло-то как! И тихо... До чего приятно, высвободив саднящие ноги из надоевших за день кроссовок, ступить босиком на прохладный, мягкий мох, пахнущий свежим весенним дождём! Нога в нём чуть утопает. Исцеляется от усталости. Начинает ликовать. Сбрасываю второй кроссовок, изо всех сил разбегаюсь в длинный полярный день. Падаю с разбегу на мягкий, послушный ковер. Спросонья слышу пение ветра и стучание дождя по ту сторону палатки. Значит, отмывка велосипеда от следов вчерашнего грязевого марафона, запланированная на раннее утро, уже началась. Стенки палатки танцуют, послушные порывам ветра. Шумит и трепещет мокрая берёзовая листва, поддавшаяся холодным небесным потокам. Звуки дождя и ветра единственные во всем мире - они везде. И в них - всё... Природа здесь суровая, гордая. Легкомысленной яркостью не балует. Поэтому особенно радостно и тепло смотреть на разбросанную под ногами мозаику из мелких белых и сиреневых цветков, жёлтой, почти поспевшей морошки на болотах, богатой россыпи черники в многочисленных лесах и на горных склонах. После грейдерных трасс и вязких болот катиться по укатанной лесной грунтовке кажется настоящим блаженством. Лес радушно приветствует качающимися раскидистыми соснами, терпким хвойным запахом и многочисленными грунтовыми СПУСКАМИ. Докручиваю последний метр до заветного бугорка, после которого дорога строптивым змеем уносится вниз. Вмиг лесной ландшафт теряет чёткость, галерея сосен сливается в сплошную зеленую стену, азартно начинают гудеть резина на велосипеде и ветер в ушах. Разойдитесь - иду на взлет! Лесные птицы в страхе шарахаются в стороны. Да, вам такой скорости сроду не ощутить, но не печальтесь! Ваш конёк - Высота. Это истинно ваше, то, что вам дано природой, то, что у вас никто не отнимет... Мы же стараемся пронзить все измерения, перерождаясь в универсальных каскадёров и пилотов, порой, путем атомных волевых усилий. Внимание нельзя притуплять ни на минуту - в любой момент этого долгого спуска может появиться резкий поворот, бревно на дороге, яма или овраг. На дорожном песке видны медвежьи следы. Но это осторожные ребята, заблаговременно покинувшие тропку перед движущейся колонной. Лишь однажды, на выезде из Восточного карьера, удалось увидеть мишку, тут же стремительно скрывшегося в зарослях кустарника. Познание третьего измерения, действительно, дается сквозь зубы. Треть пути на хибинский перевал приходится заталкивать велосипед. Высота нехотя поддается. Из-под ног вниз улетают камешки, угол становится круче. Зажимаю тормоз на велосипеде, останавливаюсь перевести дух. От развернувшегося вокруг ландшафта спирает дыхание в груди и бросает в дрожь. До чего же красив этот Мир! Перерождаюсь. Подо мной вот уже столько дней неустанно стелется ягодный ковер. Протягиваю руку вниз, срываю разом горсть прохладной черники. Пара самых спелых ягод лопается в руке, густой черничный сок оставляет длинную синюю дорожку на велоперчатке. Странно осознавать, что единственным звуком, нарушающим тишину в посёлке, оказалось гудение мошкары и унылый скрип покривившейся от времени калитки. Неужели здесь действительно правят бал одиночество и запущение? Как-то не верится - ведь в воздухе вовсю благоухает поспевшая в огороде малина, на столике во дворе выставлена всяческая хозяйственная утварь, и, кажется, вот-вот заструится гостеприимная ниточка дыма из кирпичной трубы. Наступаю на что-то металлическое. Наклоняюсь, поднимаю и кручу в руках старую закопченную кружку. Наливаю в нее воды из фляги. Вода вмиг становится темной. Смотрю на свое отражение, едва различимое. Вода всё мутнеет, вбирая в себя многолетние сажу, копоть, пыль. Точно так же мутнеют, стираются у здешних старинных берёз и сосен, воспоминания о людях, когда-то населявших эти места. Потрясающие места туманных болот и густых хвойных лесов. Пора ехать дальше. Впереди - манящая неизвестность. Над головой взмахнула крыльями чайка. Описав дугу, она ринулась вниз, пронзила морскую гладь и тут же вновь взмыла к облакам. Там действительно происходит нечто привлекательное: на разных высотах облака плывут в разном направлении, разыгрывая в небе грандиозное, лишь им одним понятное действо. Задумчиво и мудро катит свои волны Белое море. С каждым накатом воды чуть прибывает. Почти незаметно, соседний камень, накат за накатом, полностью скрывается под водой. Старый серый камень. Сейчас его даже не видно на поверхности, а когда-то тут была дорога, мимо проносились велосипедисты. Он помнит это наверняка, так как на нём даже осталась зарубка от велосипедной педали. Её, правда, едва заметно - ведь солнце почти уже село. Неспешно скрылось за морским горизонтом, успев попрощаться с этим краем задумчивых лесов, гордых и молчаливых гор. Попрощаться на полгода. |
|
|
Петруха варварски будит меня, непрерывно тряся из стороны в сторону. Проверка паспортов - граница. Больше не спится. Да еще проезжаем Жлобин, насмешивший до коликов. Там, похоже, зарплату выдают плюшевыми игрушками всевозможных пород, цветов и национальностей - существующих в природе и чьём-то воспаленном мозгу. Единственным упущением местных производителей игрушек оказалось отсутствие семейства дятлов и гамадрилов. Взрослые люди с серьёзными лицами ходят по перрону, утыканные, увешанные, одетые и обутые в эти самые игрушки, с завидным упорством крутят их во все стороны, суют в окна, носят по вагону, с трудом протискивая массивных зверей в узкие проходы. Так что, не хлебом единым жив человек. |
На второй день поездной езды начинаю чутко осознавать, что авиаперелёты на расстояния более 2 000 км в особой рекламе не нуждаются. Наверное, от ничегонеделания, Рулика, меня и Петю начинают одолевать недуги - у Пети конъюнктивят глаза, у меня и Руслана свирепствует аллергия. Стараемся не обращать внимания :-). У остальных, похоже, всё пучком. Приехав на центральный вокзал в Питер, узнаём, что поезд на Мурманск отправляется с другого, Ладожского вокзала, являющегося новым даже для питерцев, поскольку построили его к трёхсотлетию города. Покупаем карту и едем на Ладожский. Разгружаем велосипеды, сняв с них нагромождение рюкзаков и ковриков и сдав это всё в камеру хранения по 30 рублей с каждого. Теперь можно кататься по городу до вечера. Многие из нас (я, Игорь, Руслан) в Питере впервые. Лёша с Игорем едут по программе "Моби- и веломагазины", остальные же жаждут зрелищ. Вместе с ребятами едем до Таврического сада. Руслан, Петя, Юра, Миша и Андрей остаются купаться в местном фонтане (когда мы туда только въехали, в фонтане безобидно плескалась лишь местная малышня, их интеллигентные мамаши умиленно поглядывали на своих чад с соседних лавочек), я же еду далее к Смольному, где за 30 рублей (стандартная такса, что ли :-) ) покупаю карту Питера и автоматически становлюсь независимой гостьей длиннющей Невской набережной и окрестных парков. Обменки тут признают, как правило, две валюты - евро и доллар. Хотя найти универсальные пункты обмена (с предлинным перечнем валют) не так уж и сложно. Есть, например, такой ресторан "СССР" на Невском проспекте, 54. Туда и с велосипедом впустили (охранник даже настоял на этом, мол: "Заберут же коня, и что тогда?"). Паспорт при осуществлении процедуры обмена обязателен. Кстати, за сам факт обмена с клиента берут всё те же 30 рублей. Вот так, на ровном месте. За час до отхода поезда встречаемся на вокзале. Попытки запастись тут водой или соком в поезд потерпели полный крах, так как обдираловка на вокзале действительно жестокая. Посудите сами: пол-литра Фанты или Спрайта стоят 24 рубля (~ 4 грн.), литр сока 75 (!!!) рублей - это больше 10 гривен... С нами в вагоне едут байдарочники сплавляться по горным речкам. Как выяснилось, тоже из Киева. И, что меня здорово порадовало, с гитарой. На одной из станций местное ДЕПО решило показать нам весь свой флот, подавая один за другим лучшие паровозы на соседний путь. Из-за этой демонстрации мы чуть было не упустили отход собственного поезда, в который старикам, детям и беременным женщинам пришлось запрыгивать на ходу. Смотрю на часы - время уже не раннее, 22 по местному времени, а светло, как в 7 вечера. А приедь мы сюда месяцем раньше, полярный день был бы еще более явным и светлым. |
В бесконечность уходят рельсы. Им, похоже, доставляет удовольствие просто ТЯНУТЬСЯ среди разворачивающихся озёрных и лесных просторов. Нас же одолевают нетерпение и ничегонеделание. Петро, не найдя себе применения, обречённо взлазит на вторую полку и начинает крутить ногой педаль лежащего на третьей полке велосипеда. Похоже, это занятие - неплохое снотворное, та как через десять минут он просто вырубается. Проносящиеся за окошком ландшафты чуть приоткрывают завесу, постепенно окуная нас в природу загадочного и неизведанного Кольского полуострова. Мелькают горы, озёра, реки... Душа начинает восторженно ликовать, осознавая, что на последующие две недели это наш дом. Справа по курсу течение речки Колы догоняет нас, спешит наперегонки с поездом, то и дело обнажая свои пороги. В окне начинают мелькать скопления рыболовных судов, пароходных свалок, кранов. Подъезжаем к Мурманску. Выгружаемся. Одиннадцатый час вечера. Непривычно светло и людно для такого не раннего времени. Завтра с утра планируем уладить все организационные вопросы, касающиеся получения пропусков. Сейчас же едем разбивать лагерь. Место ночёвки представляет собой местный Мурманский парк, находящийся на берегу озера Семёновское, недалеко от железнодорожного вокзала, под горкой, на которой возвышается огромный памятник героям войны. С этой горки весь Мурманск виден, как на ладони. Петро с Юрой решают ночевать вне палаток и подвергаются жестокому искусанию комарами и гнусом. Впредь попыток холодной ночёвки никто не предпринимал. |
Утро начинается по-боевому, под стать событиям этого дня. Просыпаемся от того, что дежурящий Петруха активно истребляет комаров. Причём, инструментом истребления оных он выбрал пятилитровый котел. В общем, специально будить уже никого не понадобилось :-). Завтракаем мюслями и сыром, сворачиваем лагерь и выступаем на тропу войны. Первая точка, куда мы едем это погранотряд. Здесь нам сообщают, что проблемами, подобными нашей, тут обычно занимаются не раньше 15 часов, но обещают позвонить в ФСБ и сделать всё возможное. Андрей случайно царапает кожу возле правого глаза проволокой. Вместе с Русланом лечим его. "Времени не тратя даром", едем в паспортно-визовую службу на Куйбышева 12. Тут нам, оказывается, повезло... Сегодня вторник, а он является приемным днем в этой инстанции. Энтузиазма, правда, это не прибавило. Очередь таких же желающих попасть тут на аудиенцию маленькой не назовешь, народу в конторку набилось столько, что несмотря на холод, заходить туда не хочется. Выясняем, что, может быть, нам повезет, и может быть, нашу просьбу сегодня заслушают. Без толку протоптавши тут часа три времени, эту самую аудиенцию получаем на ступеньках здания, впопыхах остановленный сильный мира сего, аудиенции которого мы, собственно, и ждали, сказал, что ничем помочь не может, посоветовал для начала зарегистрироваться в одной из Мурманских гостиниц. Выбирать особо не из чего - едем в гостиницу "Полярные Зори". Здесь нам предлагают каждому выложить по 600 рублей для регистрации. От такой милости воздерживаемся. Едем на вокзал и получаем регистрацию там. После - опять в погранотряд, где нам сообщают, что ФСБ желает видеть нас лично, и что нам нужно получить у них соответствующую бумагу и вернуться с ней в погранотряд. В ФСБ Мише и Петру обстоятельно объяснили ПРАВИЛА ПРЕБЫВАНИЯ В ПОГРАНЗОНЕ иностранных граждан, заключающиеся в следующем: За 15 дней до планируемого приезда, в ФСБ необходимо предоставить соответствующую телеграмму. Более того, необходимо обеспечить встречу российской организацией и последующее сопровождение группы иностранных граждан представителем этой организации, а также указать номерные знаки транспортных средств, на которых будет производиться передвижение в погранзоне. Интересно, для велосипедов это номера рам? :-). Ограниченная территория простирается вдоль всего северного побережья Кольского, на глубину около 10 километров, а на участке Печенга - Североморск вдоль соединяющей их дороги. Причём сама эта дорога является открытой только в определённые дни. На сухопутную границу ограничения на распространяются, так что иностранцам проще из Мурманска проехать в Норвегию на мыс Норд Кап (самая северная точка Европы), чем на мыс Рыбачий (самая северная точка всего лишь европейской части России), только предварительно нужно навести справки в ФСБ, в какой день проезд открыт. Понимаем, что первый разработанный маршрут, проходящий через Рыбачий полуостров, нам теперь точно не грозит, возможен лишь второй маршрут, на юг от Мурманска. Едем на ЖД вокзал и покупаем обратные билеты на 17 августа. Опять через Питер. Затем мы едем в КСС, чтобы получить отметку в маршрутной книжке. Там также можно довольно подробно разузнать о возможности проехать в тех или иных местах, состоянии дорог, закрытости определённых территорий и т. п. Все обнуляют счётчики велокомпьютеров. Отсюда начинается первый километр нашего маршрута. В ДОБРЫЙ ПУТЬ! По асфальтовой трассе крутим в Верхнетуломский. На ночёвку располагаемся на озере, увиденном нами сквозь деревья, километрах в семи перед посёлком Верхнетуломский. Съезжаем с асфальтовой трассы в лес, под ногами полно черники. Только тут она не очень сладкая. Но всё равно, вкусно! Озеро оказывается заболоченным, как, в общем-то, и большинство здешних озер... Это первым выяснил Рулик, с вела-пылу-жару бросившийся в него остудить свои уставшие члены и увязший по пояс в гадостной болотной трясине. После него купаться никто не решился. Вокруг нашего болота растет много морошки. Она еще не очень спелая, твердоватая, но вкус очень даже экзотический. Приятный. Терпко-кисло-сладкий. Начинаем варить рисовый суп на ужин, который к концу приготовления традиционно превращается в рисовую кашу. Игорь находит огромный гриб-подосиновик, на который соблазнились он сам, Петя и Лёша. Не ложимся спать до пол первого ночи. Всё никак не могу привыкнуть к полярному дню. Создаётся даже впечатление, что при такой светлой ночи будет трудно уснуть. Ага, как бы не так... Выбор сегодняшнего места ночёвки - первый порыв нашего "руководителя" упростить и сократить маршрут, который мы ему, по неопытности, позволили. Как оказалось на следующий день, мы могли не терять два ходовых часа, которые потратили в Верхнетуломском на зарядку камеры, и стать на ночёвку в красивейшем каньоне, а не на болоте. В дальнейшем подобные "порывы" жёстко пресекались. Вид на топокартеВысотный профиль |
По вчерашней асфальтовой трассе едем в посёлок Верхнетуломский (за которым было запланировано на вчера место ночёвки), где делаем длительную остановку для зарядки камеры Петра и закупки провизии, в том числе местных консервов. К выбору консервов на Кольском нужно подходить осторожно. Тушёнку стоит брать не ниже первого сорта (высшего сорта мы не встречали), и без содержания растительных белков (поскольку в таких банках не мясо, а соя), из рыбных консервов лучше брать сардину с добавлением масла. Хорошим знаком является наличие ГОСТа на банке, это практически гарантия того, что консерва будет съедобная. Если не следовать этим простым правилам, можно нарваться на практически несъедобные виды, мы нарывались, но проблем с желудками, в общем-то, не было. На сгущёнке нужно внимательно читать этикетку, большинство из них восстановлены из сухого молока. Фруктовая консервация Iska, Lorado, Wegda практически всегда хорошая (за редкими исключениями). Из фруктовых консервов мы в основном покупали персики и ананасы, абрикосы и клубника попадались невкусные. От Верхнетуломского едем по асфальтовой трассе, останавливаемся, чтобы посмотреть на ГЭС. Далее едем по хорошо укатанной, удобной для езды грунтовке. По дороге на полном ходу катапультируется оторвавшаяся левая штанина моего новокупленного велорюкзака словацкой фирмы Compo Sport, доставившего в походе мне много приятных минут утренних вышиваний. Вот и мораль: покупая велорюкзак, склоняться к продуктам качественных фирм-производителям и тщательно проверять надёжность креплений боковых его частей к центральной. При этом желательно также советоваться с опытными велосипедистами, поскольку самому по неопытности можно неверно оценить надежность креплений. У Петрухи тоже сюрприз - рукав его сушащейся на багажнике велокуртки наматывается на звёздочки. Разгорячённые, останавливаемся на обед на побережье озера Марфа, в надежде искупаться. Но дно озера оказывается заваленным консервными банками и прочим мусором, можно легко пораниться. Похоже, рядом находится какая-то военная часть, так как пока обедаем, постоянно видим проходящих мимо солдат, несущих чернику... Далее едем вдоль Верхнетуломского водохранилища, на берегу наблюдаем развалины старого судёнышка с дизельком. Пока едем по грунтовой трассе, Олекса теряет свой дождевик. Мост через речку Конья (если можно назвать мостом нагромождение металлолома и досок) до другого берега не дотягивает, поэтому переходим вброд. Далее приходится переправляться аналогичным образом через многочисленные речки с такими же разрушенными мостами. Целым оказался лишь мост через довольно существенную речку Печа, на выезде из Лапландского заповедника. После буксуем по песку. Пытаюсь не упасть с велосипеда на песчаном подъёме, но колесо упорно вязнет и разворачивается. Мимо, поднимая фонтаны песка, проезжает Петруха. И тоже вязнет и останавливается. Встречаем новый день на колесах. Остаток маршрута - спуск по грунтовке с крупными камнями к запланированному месту ночёвки, куда приезжаем уже почти в 3 часа ночи. Перед этими камнями заканчивается дорога, на карте обозначенная как "улучшенная". Что же - завтра всё такое будет? Вид на топокартеВысотный профиль |
С раннего утра оказываю первую помощь своему рюкзаку. На сегодня запланировано 54 км. Но беря во внимание ухудшенное покрытие предстоящей трассы, не расслабляюсь. По мосту переправляемся на другой берег речки Колныш и начинаем крутить вверх по трассе, щедро покрытой крупными камнями, а потому требующей определённой сноровки для прохождения. Ехать вполне возможно, тем более что вчера уже удалось немного отработать технику езды по крупным каменюкам. Тут быстро не разгонишься. На трассе появляются всяческие небольшие болотца. Иногда, правда, со старенькими мостами, но то и дело приходится вставать с велосипеда и переводить его дальше ногами. На дороге тянется след от колес одинокого байкера, проезжавшего тут незадолго до нас. Обед устраиваем на озере Куцколь, раскинувшемуся возле горы Ядвинч, по внешнему виду, как и многие другие здешние горы, очень напоминающую Карпаты. Вода в озере после пары гребков оказывается уже не такой уж и холодной. Встречаем тут единственного местного жителя, похоже, неслыханно обрадовавшегося нашему приезду и подтвердившего, что за неделю до нас тут действительно проезжал одинокий байкер. Местный житель представился как Владимир Александрович. Он предложил нам все блага, которыми сам богат - отведать рыбы, покататься (порыбачить) на лодке и даже попариться в бане. От бани мы отказались, ограничившись купанием в озере, а вот на лодке Миша с Андреем прокатились. Владимир Александрович также принес нам целую сумку копченой рыбы, которую мы подъели на месте, взяли с собой и смаковали еще дня четыре. Мы угостили его своим чаем, а он нас в ответ напоил тем, что сам тут пьет в качестве чая - настойкой из наростов на берёзовой коре (чага), показавшейся терпкой, даже горьковатой. Причём, на мой изначальный вопрос : "А из чего вы тут чай пьете?", он добродушно ответил: "Из кружек." :-) Пока мы все увлеченно расспрашивали Владимира Александровича про здешний быт, рассматривали его охотничье ружьё и принесенную высушенную оленью шкуру, Петро и Игорь ремонтировали велосипед Игоря. В результате проваливания между бревнами моста, там погнулся петух, а также треснул один из роликов на задней перекидке. Жаль, кстати, что оленей тут мы так и не встретили, хотя не единожды на дороге попадались знаки с их изображением. Еще 7 км от пункта нашей стоянки радушный хозяин проводил нас, благодарных гостей, к месту, где у него ловились окуни и снабдил еще и свежим уловом. Сложно крутить по трассе с ухудшенным покрытием после такого расслабляющего и длительного перерыва на обед. Дорога вдоль озера Верхнее до места нашей сегодняшней стоянки упорно продолжает быть каменистой, иногда встречаются размытые грязью грунтовые участки. Опять переправа. Пока ребята камнями выстраивают мосток на другой берег (здешний мост, как это тут часто бывает, оказался полностью разрушенным), нас практически успевают съесть гнусы. Вот ведь зараза - ничего их не берёт! У каждого с собой какая-то мазилка от кровососов - OFF, Москитол-лосьон и т. д. И, действительно, от комаров часа на три они помогают. Но с гнусами этот номер не проходит. Штатный OFF с 7% содержанием диэтилтолуамида, одежда, накомарные сетки им не преграда. Спасают, разве что, герметичная одежда и Москитол, который брал Игорь, да и то, наверное, только потому, что гнус в это время года уже не такой свирепый. По дороге к месту ночёвки насчитала 3 болота. По болоту не проедешь. Обходишь его по кочкам - всё равно обе ноги вымочишь. Заднее колесо постоянно вязнет из-за чересчур нагруженного рюкзака. Быстро идти, поэтому не получается, а когда идёшь медленно, становишься самой ценной мишенью для гнусов. Ох, и много же их тут... Остаётся развлекаться встречающейся тут в больших количествах морошкой и тянуть вел дальше, сцепив зубы. После вязких болот грунтовка с ухудшенным покрытием кажется желанной как никогда. Пока крутим по ней, у Олексы ломается крепление багажника (было отремонтировано и успешно прошло до конца похода). Время не раннее - уже за три часа ночи... Осознаю, что просто крутить не годится, так как важна концентрация внимания на камнях. А она безвозвратно куда-то подевалась - падаю сразу же, как только сажусь на велосипед. Встаю и веду байк пешком, обходя то и дело встречающуюся воду. Возвращается с уже найденного места ночёвки Петро, берет у меня вел - дальше иду еще 2 километра пешком. Причём, осознавая, что с велом, оказывается, идти было проще, так как была хоть какая-то надежная точка опоры. До места ночёвки нас сопровождает закат, освещающий голые стволы торчащих и разбросанных вокруг деревьев, создающих здесь атмосферу нашествия воинственных орков. За день пройден 61 км вместо запланированных 54. Останавливаемся на берегу живописного Кашкозера, возле полуразрушенных заброшенных рыбацких хибар. На берегу тут очень скользкие камни - хоть Петруха меня и предупредил об этом, таки удалось усвистеть вниз в воду :-). Тут-то и понадобились нам накомарные сетки, так как гостеприимные комары дружелюбной стаей участливо окружили нас, уставших, по прибытию. Смешно становится, когда к такой сетке привыкаешь, забываешь, что она на тебя одета, а тебе вдруг захотелось почесать нос, что-то скушать или просто плюнуть 8-). Сегодняшний день действительно получился длинным, и не только по причине высокой сложности трассы, но и из-за затянувшегося обеда, устроенного нами на берегу Куцколи. Вид на топокартеВысотный профиль |
До отъезда успеваем сварить презентованных нам вчера окуней. Дорога поначалу такая же, как и вчера. Но вскорости мы сворачиваем в сторону Кироворогского рудника и направляемся к самому карьеру. Приходится практически плыть в грязной полужидкой мешанине. Замечаю, что мой велосипед постепенно приобретает вид байка, по-детски вылепленного из пластилина. По карьерным отвалам разбросаны огромного размера покрышки, величиной с человека, а может и больше. Подъезжаем к карьеру. Впереди расстилается унылое пространство, засыпанное острой щебёнкой, запорошенное серой пылью. Мёртвое, злое. Ближний край карьера отмечает россыпь крупных обломков, а где-то внизу - уныло потупивший свой ковш жёлтый экскаватор... Осматриваем щебневые насыпи, фотографируемся с гигантами-Белазами. Далее - дилемма. К намеченному месту ночёвки можно ехать в объезд по трассе со сравнительно хорошим покрытием, либо срезать по болоту. Решаем, что на сегодня налипшей на велах грязи достаточно, едем по широкой белазовой грунтовке. Олекса пробивает заднюю камеру ободом на спуске возле выезда из карьера, у Миши же заканчиваются тормозные колодки, причём, запаса, как выяснилось, он не взял вообще. Потому приваливаемся прямо возле злющих карьерских собак, под небом, где часто снуют истребители. Делаем перекус. Юра угощает нас шикарнейшим для походов лакомством, приготовленным его супругой - перекрученными на мясорубку и перемешанными с мёдом орехами, курагой, изюмом, финиками, инжиром, лимоном и кокосовой стружкой. Отличная вещь для прилива сил и поднятия настроения, вот только везти её тяжело. Едем далее по асфальту, пока чувства холода и голода вновь не дают о себе знать. Останавливаемся перекусить в Бистро "1285", что расположилось на трассе Питер-Мурманск. Как же здорово отогреться, умыться горячей водой и поесть теплого борща после сегодняшних грязевых ванн! Ребята заказывают оленину с картошкой. Петруха, пообедав, тут же засыпает, сидя за столом. Какой вид у него был, когда мы его разбудили! :-) Он так и не признался, что ему снилось, но, вероятно, снилось ему, что он дома, в Киеве, дремлет на диванчике перед телевизором после сытного обеда, ему тепло и хорошо... И тут оказывается, что он чёрт знает где, на крайнем севере в маленьком придорожном кафе, а за окном хмурый полярный день, ветрюган, холодина, и километры, километры, километры впереди... После тёплого обеда быть на улице невыносимо холодно, я еще без тёплой одежды. Лёша выдает мне свой полар. Едем дальше. Достаточно быстро, чтобы скорее согреться. Крутим в сторону Оленегорска, по асфальту. В километре от города делаем привал (наш маршрут через сам Оленегорск не проходит), а Игорь, Олекса и Рулик едут тем временем в Оленегорск за продуктами. Мы же пока матрасничаем прямо возле трассы, я заодно яро исполняю обязанности медика, залив Петрухе пятку йодом, а заодно умудрившись щедро полить им и свой коврик. На ночёвку останавливаемся километрах в 20 от Ревды, как и было запланировано. Правда, места непосредственно возле воды для разбивки лагеря оказались непригодными, приходится расположиться по другую сторону трассы, а за водой ходить с бутылками. Если планировать на Кольском ночёвки по карте, стоит выбирать не самые мелкие реки, поскольку они чаще всего оказываются заболоченными ручьями. Андрей собирает грибы и готовит нам на ужин с ними гречку. После дня с промоченными ногами зарываюсь в спальник и пытаюсь согреться. Петруха, наверное, благодарный мне за залитую йодом пятку, приносит водку для растирания ног и великую ценность - сухие носки. Но по-настоящему согреваюсь уже сидя у костра и смакуя горячий чай с лимоном. Всю ночь барабанит дождь и воет ветер. Вид на топокартеВысотный профиль |
Просыпаться, а тем более вставать не хочется. Продолжающиеся дождь и ветер настойчиво напоминают о моём легкомыслии при сборах и оставленных дома поларе и тёплой курточке. С сегодняшнего дня заметно похолодало. Петро с утра отправляется за грибами, заходит достаточно далеко от лагеря и теряется. У него как раз села батарейка в часах, соответственно, компасом тоже не воспользуешься. Пробираясь через болота и чащу леса и ориентируясь на еле слышный звук машин, ему удаётся выйти на трассу двумя километрами ниже стоянки. Не уходите слишком далеко от группы в незнакомой местности! Пока собираемся, ещё моросит дождик. Едем в Ревду, где на рынке покупаем с Петрухой себе по спасительному собственному полару (здесь это называется "толстовка"). Теперь можно и в тундру. Игорь сегодня отстаёт от нас весь день. Он решил провести эксперимент смешивания молочной пшенной каши с сырым грибом. Эксперимент дал незамедлительную реакцию. Вот вам и вывод: Не ходите, дети, по грибы гулять, И не нужно, дети, их с пшеном мешать. :-) Огибаем справа горы Ловозёрские тундры, вдоль Умбозера. Асфальтовая дорога забирает в горы, к какой-то фабрике (обозначенной на карте как Вахтовый посёлок), к которой нас, по словам местных, могут не подпустить, поэтому заранее сворачиваем на грунтовку, идущую вдоль железной дороги. Видим издалека с перекрёстка фабрику в горах. Грунтовка дальше неоднократно пересекается ручьями и речушками. На одной из речек устраиваем показательные покатушки по бурным горным рекам. Смотрю на дно - не очень глубоко, но камешки на дне далеко не ровные. Срабатывает азартная жилка внутри - решаюсь переехать речку верхом. Игорь советует взять побольше разгон. Разгоняюсь с горки и... падаю в воду прямо посредине, намокает правая часть велорюкзака, где лежат запасные, бывшие сухие, велотрусы. Понимаю, что единственной сухой вещью на сегодня у меня осталась пара носков в заплечном рюкзаке. Игорь - второй отчаянный, отважившийся покорить на байке эту речку. Падает в том же месте, где и я. Петруха решает показать высший класс пилотирования МТБ в воде и выезжает сам на арену. Его постигает та же участь. Уже переправившиеся же счастливчики веселятся на берегу вовсю, наблюдая эту комедию. Трасса наша - достаточно удобная для езды грунтовка, только холодная, никак не высыхающая до конца одежда и мокрые ноги добавляют экстрима. Зато движемся достаточно быстро - с промоченными насквозь ногами терять уже нечего, поэтому смело шуруем верхом через встречающиеся ручьи и речки. А их немало. На дороге прокалывается Рулик - делаем привал и разводим костёр прямо посреди дороги. Тут же устраиваем сушилку для мокрых кроссов, носков, ног. Замерзшие и дрожащие, мы так и окружаем разведенное дорожное светило, пока от него нас не отгоняет проезжающий по дороге УАЗик с тащащимися от увиденного мужиками. Пока всё это происходит, Руслан возится со своим колесом. Как потом выяснилось, у него были проблемы с покрышками (Ричи 2.1" , типа "кевларовые"), бывшими уже не новыми и не выдержавшими местного жесткого рельефа. В этот день он прокололся 6 (!) раз. Диагноз таков: резина "устала" от длительной эксплуатации и в жёстких условиях езды по камням боковины покрышек в районе соприкосновения с ободом стали стремительно стираться. Потом дело дошло до корда, на который "наплавляется" резина покрышки. Когда протёрся корд, камеры под давлением начали выпирать наружу, образуя "грыжи", если в этот момент не менять покрышку, камеры будут просто лопаться. Покрышка у нас была всего одна и та взята на пожарный случай - очень лёгкая кросс-кантрийная Maxxis Larsen TT 1.9 весом 480 г. Рулик поставил её назад, но она не предназначена для таких экстремальных нагрузок, так как имеет тонкие стенки, посему при более-менее сильных ударах о камни камера просто пробивалась. На некоторое время помогло переставить её вперед, но когда задняя Ричи тоже убилась, дело запахло Клерасилом. К запланированному месту ночёвки возле озера Пунча ведут две грунтовые дороги вдоль железнодорожного полотна. Местные жители посоветовали нам следовать по дороге, проходящей ниже, как по имеющей более щадящий рельеф. Но, по словам Олексы, они что-то от нас скрывали. Кроме того, они рассказали, что где-то здесь на насыпи есть опрокинутый поезд из паровоза и нескольких вагонов... Вокруг серая влажная мгла. Старая насыпь и теряющаяся во мгле ржавая колея. Где-то рядом озеро, а на востоке горы. Далеко впереди во мгле, за горой лежит карьер. И тут представить себе опрокинутый поезд... Воображение сразу дорисовывает остов расплющенного комариной плешью вертолёта и длинный, тоскливый не то скрип, не то стон, доносящийся из тумана... Перед мостом, за которым мы ночевали, действительно стоит на ржавых рельсах одинокий вагон с породой, за деревьями покинутый посёлок и заброшенный огород. На огороде была обнаружена клубника, хоть и недоспевшая, но показавшаяся безумно сладкой, наверное, потому, что чужая. Лагерь ставим на небольшой возвышенности. Внизу, возле воды, прямо под нашим лагерем, как выясняется, осиное гнездо. Об этом нам сообщает возвратившийся от воды Юра, весь жестоко искусанный осами. Не вняв его предупреждениям, с утра сама подвергаюсь яростной атаке ос, но успеваю спастись бегством. Вид на топокартеТрёхмерный вид на космоснимкеВысотный профиль |
Сегодняшний день многообещающий. С утра солнечно, начинаем ехать по грунтовке с улучшенным покрытием. По карте после озера Пунча дорога обещала быть прежней, фактически же она более удобная для езды, более качественная. Хотя сама дорога неровная, идет плавными волнами, напоминает трассу для гоночных соревнований. Держим путь на Октябрьский. Местные жители называют этот посёлок "сорок пятый". Что такое 45? То ли год, то ли километр - не понятно. Но название "Октябрьский" они тоже воспринимают. Начало посёлка - вполне заброшенная улочка, единственным обитателем которой оказалась крохотная шавка, вдруг воспылавшая дикой ненавистью к Петрухе, исподтишка подкравшаяся сзади и пытавшаяся допрыгнуть до его горла и перегрызть его. В магазине закупаем продукты и обедаем йогуртами, консервированными персиками, колбасой и сыром. За время обеда успеваем также щедро позаниматься благотворительностью для изголодавшихся гнусов. Расспрашиваем местных жителей, подъехавших на жутком мотоцикле-мутанте с огромными колесами для езды по болоту, проедем ли мы по дороге на Умбу. Они говорят: "Мы вот проехали. А вы... Впрочем, и вы проедете." Обнадёживает :-) После Октябрьского, перед рекой Умба, начался асфальт, на карте отсутствующий. По словам местных, долину реки Умба выкупили какие-то коммерсанты для организации водного и другого туризма. Сворачиваем с асфальтовой трассы направо, на грунтовку, в сторону горы Китчепахк. Лёша объяснил, что название это переводится как "гора с округлой вершиной". На вершине горы расположилась тучка, смазав чёткость контура. Так что вершина кажется еще более пологой. Красиво. Переправу через речку Умболка совершаем, сняв обувь. Уж очень не хочется крутить остаток дня в мокрой обуви, по вчерашнему опыту хлюпающих кроссовок и ледяных пальцев ног. На берегу речки Олекса сообщает, что на последнем повороте он забыл коврик. Приходится ему возвращаться, пока мы, совершенно неэффективно, пытаемся бороться с гнусами. Причём, каждый изобретает свой собственный метод борьбы - я начинаю дергать руками и ногами, Игорь яростно мажется своим москитолом, Петруха раздевается, вернее, снимает свои шорты, на мгновенье оставшись голым, и ОЧЕНЬ быстро надевает штаны. Всё это сопровождается потоком ласковых слов, обращенных ко всем летающим паразитам. Наши мучения прекращает возвратившийся с ковриком Олекса - можно ехать дальше. В движении эти гады не беспокоят. За КП на обочине стоит Белаз. Так обыденно, как будто за сигаретами поехал. По политой водой, чтобы не поднималась пыль, дороге нас обгоняют еще штук 10 таких гигантов, уже настолько привычных, что мы их даже не фотографируем. Гоняемся за ними, садимся на хвост, чтобы прокатиться в разреженном воздушном пространстве. От нависающего над головой огромного кузова спирает дыхание. Воздух не такой разреженный, как за обычными грузовиками: из-под днища, меж задних колес вырывается воздушная турбуленция. Увлекшись ездой с Белазами, замечаем, что едем не на перевал, а на верх отвалов карьера, куда они свозят пустую породу. Хотя по карте дорога проходит именно тут... И речки, которая есть на карте, на местности нет. Вернувшись немного назад, находим затаившегося в жилом вагончике рабочего, от которого узнаём о существовании так называемой "инспекторской" дороги, идущей по земле вдоль ЛЭП с бетонными столбами в обход отвалов к скважинам, через которые контролируют уровень и состав грунтовых вод вокруг рудника. Спрашиваем, а перевал-то ещё есть, не засыпан? Он говорит, что не знает, но знает, что они стремятся соединить отвалы с двух сторон хребта, чтобы сделать дорогу через верх. Соединили ли уже, он тоже не знает. Без труда находим инспекторскую дорогу на насыпи, за ней обнаруживается и сдвинутая речка. Объезжаем отвалы. Наш перевал, вроде бы, не засыпан. Рёв от двигателей Белазов и грохот исполинских колёс по гальке остаются за спиной, постепенно стихают, становятся далёким и почти нереальным, когда вдруг слышим откуда-то сверху звук падающих камней, наполнивший всё пространство от верхушек щебневых насыпей до самой глубины долины, заглушивший своим всеобъемлющим гулом всё, что было слышно раньше. Смотрим вверх и наблюдаем, как два Белаза, кажущиеся не больше велосипедов, ссыпают породу на верхушку огромной насыпи. Ранее на дороге мы неоднократно видели медвежьи следы. Сегодня возле карьера Олекса, Петро, Игорь и Руслан успевают увидеть мишку. Он выслеживал Лёшу и Петруху, поехавших вперед на разведку дороги, а затем, когда Петруха съездил за нами и вернулся с толпой, чкурнул в хащи. Увиденное заставляет нас задуматься о том, на сколько ревностно местные мишки относятся к незваным гостям на своей территории. Тем не менее, перебравшись через неглубокую речушку Вуониемйок, разбиваем лагерь. Странно, но по эту сторону карьера растительность отличается от той, что встречалась нам раньше. Появились новые цветки, даже колокольчики. И, кажется, тут всё ещё более карликовое. Вид на топокартеТрёхмерный вид на космоснимкеВысотный профиль |
С утра льет дождь, который я, вообще-то, люблю, но при звуке будильника приходит осознание того, что мы сегодня дежурим, а только в спальнике - самое лучшее место на земле. Вчера с вечера мы не накрыли дрова клеёнкой, поэтому Лёше приходится помудрить над костром. Даже сосновые дрова, источник смолы, никак не желают разгораться. После завтрака Юра меняет переднюю и заднюю покрышки местами и делает косметический ремонт с помощью пластиковой бутылки, так как пару дней назад какой-то каменюкой пропоролся первый слой корда боковины на заднем колесе. Кстати, вот 2 недостатка подготовки нашей аптечки:
Дорога со злым каменным покрытием, да еще уходящая резко вверх - таково начало перевала. Что же там выше? Встречаем лагерь пешеходников. Ребята удивленно смотрят на наши велосипеды и говорят, что перевал этот исключительно пеший и что велы придется именно НЕСТИ. Тем не менее, крутим до победной грани, до самого крутого угла, где начинает отрываться от поверхности переднее колесо. Казавшийся огромным карьер остается позади, чуть внизу. На верхушке хребта виден спускающийся ему навстречу отвал другого карьера. Вокруг нас только горы, поросшие трёхцветным мхом. Мох растет прямо на камнях. Создаётся впечатление, что тут уж можно падать с велосипеда сколько душе угодно. Совершенно без травм. На спуске опять прокалывается Рулик - у него серьёзные проблемы с задним колесом. На низеньком и пологом перевале останавливаемся, чтобы подождать Руслана. Хочется прислониться к большому, почему-то лысому, без мха, камню, и, спрятавшись от ветра, просто смотреть вокруг. Вершины чуть приглушены туманом. Тишина, слышно лишь какую-то птичку-одиночку да шум водопада. Последние 400 метров до перевала несём велосипеды в руках, сначала по грунтовке, потом по сыпухе. Спуск проходит также через сыпуху, выше начинаются большие каменные глыбы. Мне приходится снять рюкзак и переносить вещи в два захода. Проход по этой трассе действительно оказывается затруднительным. Дополнительные трудности создаются разбросанной на пути запутанной стальной проволокой и периодически встречающимися скользкими, поросшими мхом, камнями. Вижу две таблички на скальных стенках - памяти погибшим тут альпинисту и геологу. И оборванный кусок веревки внизу. Встретили пару небольших снежников. Вершину перевала можно обойти с двух сторон. Мы прошли слева. Как мы потом узнали, справа идти выше, но легче (меньше каменюк). Хибины, издалека казавшиеся необъятными, холодными, скрывающими свои вершины за туманной пеленой, оказались совершенно иными - открытыми, уютными, доступными, СВОИМИ. Без подавляющей огромности. Живыми, вторящими в унисон птичьему свисту плеском горных ручьёв. Чуткими, вмиг улавливающими все посторонние шорохи и скрадывающие их мягким ковром. Взбежать бы, вот так, налегке, стрелой до самой вершины, покрытой мелкой сыпухой. Кажется, 20 минут - и ты уже созерцаешь сверху соседние склоны в зеленовато-лиловом убранстве и лабиринты петляющих пешеходных тропок внизу. Снова колёса катят по равнине. Встречаем тоннели, останавливаемся, чтобы получше их рассмотреть. Подъехав ближе, видим рабочих, которые участливо спрашивают, есть ли у нас запасные камеры, так как дорога далее - далеко не масло. На склоне, по дороге к городу Кукисвумчорр, замечаем бугельный подъёмник. В городе совершаем набег на продуктовый магазин. Чувствую, что с первого раза довольно трудно понять, чего же действительно хочется купить из этого позабытого изобилия ярких баночек, бутылочек и пакетиков. Для восстановления избирательных способностей магазин приходится посещать раза три. Замечаю это также и за остальными. Пока все увлечённо поглощают консервированные персики, йогурты и булки прямо на ступеньках магазина, Миша совершает героическую попытку разузнать у аборигенов наш дальнейший путь. Это оказались как раз те товарищи, которые "матом не ругаются, они на нём разговаривают". Как и можно было ожидать, никаких конструктивных указаний от них он не получил. Спустившись с перевала, едем по грунтовой трассе мимо будоражащих своей красотой озёр с настоящей голубой водой. По дороге встречаю остановившихся Руслана и Петра, угадайте по какой причине. Рулику придётся-таки заехать в ближайший вело-магазин и купить новую покрышку. Приезжаем на местный пост МЧС (бывший пост КСС), где нам не отказались поставить подпись в маршрутке. Тут мы надеялись помыться в бане. С баней не получилось, зато пообщались со здешней детворой-энтузиастами. Это маленькие туристы-пешеходники, сбежавшиеся посмотреть на велосипеды и взахлёб рассказывающие нам про свои уже состоявшиеся походы и про грядущий поход пешком в Кировск. Место ночёвки - в 5 км от запланированного. Это Гольцовое озеро, являющееся, похоже, излюбленным местом отдыха здешних жителей, та как берег достаточно людный. Непривычно видеть, что люди семьями отдыхают на берегу озера, надев антимоскитные сетки на головы себе и своим детям и совершенно забыв о них. Привыкли, наверное. Идём вброд (а Петро и Андрей едут прямо по воде, достающей до половины колеса) дальше от скоплений народа, вглубь. Находим удобную поляну для стоянки, с видом на притихшее озеро Гольцовое, возвышающиеся над ним горные склоны. Вечером устраиваем купание в озере с практически ледяной водой. Полностью окунуться в воду можно лишь с разбегу. И вмиг миллиарды одновременно обжигающих и до невозможности колючих брызг окутывают тебя, заполняют все поры и клетки, но тут же гонят назад, на более теплый берег. Как будто озеро не желает нарушать свою безмятежную гладь и теребить зыбью отражение гор. Вид на топокартеТрёхмерный вид на космоснимкеВысотный профиль |
С утра Андрею удаётся выудить из Гольцового озера рыбу гольца, успешно приговоренную нами к съедению. Сегодня нам предстоит один из самых живописных участков маршрута - вдоль озера Большая Имандра. Но сперва нужно переправиться через речку Кунийок. Брод тут с очень сильным течением и достаточно глубокий, в некоторых местах выше колена (как и предупредили нас на посту МЧС). Мощность течения, как выяснилось, ничуть не была преувеличена - цепь Олексы, например, сбрызнутая с утра WD-40, после брода оказалась девственно чистой от смазки, а сам велосипед чуть не вырвало из рук водным потоком. С другой стороны речки начинается лесная грунтовка. Едем до станции Имандра. Перед самой станцией нужно переправиться через пешеходный подвесной мост, показавшийся не очень надежным из-за шатающихся досок. На станции Имандра, к своему разочарованию, не находим ни одного работающего киоска или магазина. Петруха и Рулик начинают свою ежедневную процедуру воскрешения покрышки Рулика, остальные едут 20 км до станции Хибины. Едем по лесной грунтовке, с двумя шикарнейшими затяжными, крутыми и достаточно экстремальными спусками, и большим количеством менее затяжных, но не менее интересных. На втором из них я даже пожалела, что была без шлема, поскольку навернула свой второй в жизни "через руль". Петро и Руслан ехали до станции Нефелиновые Пески 8 км по железнодорожному полотну, отделившись от группы для ремонта колеса Руслана и не найдя другой дороги. Поездка по шпалам их, похоже, не вдохновила и вызвала резко негативную реакцию Петрухи. Делаем легкий перекус и едем в Апатиты (это 5 км отсюда по грунтовке и 10 км по асфальту), так как новая покрышка на колесо Руслана становится вещью первой необходимости для всей группы. Апатиты - настоящий промышленный очаг. Въезжаем в город через гигантский завод, с дымящими трубами и гудящими цехами. Фотографируемся на фоне пульсирующей апатитской индустрии и едем в центр города. Дорога к центру - трасса, с которой отлично видны расположившиеся рядом Хибины. Выясняем, что в городе два веломагазина. Завтра с утра Руслан с Петром совершат набеги на них, пополнив заодно и запасы тормозных колодок для группы. Сегодня же закупаем провизию в магазине и ищем ночёвку под городом. Это сделать не так легко, поскольку лагерь нужно разбить возле воды, а тут, похоже, всего две реки, причём одна из них (река Белая) течет прямо с химического комбината, вторая, кажется, комбинат минает, но тоже не внушает особого доверия. Подозреваем, что купаться в ней нежелательно, а употреблять в пищу эту воду и вовсе запрещено. По дороге на ночёвку, правда, замечаем какой-то источник, где местные жители набирают воду. Опять же, полной уверенности в чистоте этой воды нет. Не имея выбора, останавливаемся в лесу, прилично загаженном горожанами. Недалеко от аэродрома. Вид на топокартеТрёхмерный вид на космоснимкеВысотный профиль |
С утра Петруха с Руликом не смогли найти нужной покрышки в Апатитах. Едем за ней в Кировск (это значит, что от запланированного маршрута отклоняемся на 10 асфальтовых километров). Адрес веломагазина в Кировске: Олимпийская 50. Это не только магазин, но и веломастерская, и клуб под названием X-KANT , где Рулика, наконец, осчастливили парой новых покрышек. Ребята рассказали, что зимой они устраивают катания на снегоходах, что тут есть и горнолыжный курорт, что полярная ночь не такая уж и темная, обычно день, хоть и непродолжительный, но есть. Держим курс на уже знакомый Октябрьский. Свернув перед посёлком, едем на юг, к заброшенному аэродрому, где устраиваем обед прямо на взлётно-посадочной полосе. Далее - по грунтовке до места ночёвки. По дороге встречаем ещё один нежилой посёлок, Ингозеро. Успеваем облазить большой деревянный дом. Одна половина дома закрыта символически, по внутреннему убранству видно, что её иногда используют заезжающие сюда рыбаки или охотники. Вторая половина закрыта по-настоящему, похоже, там кто-то время от времени живёт. Во дворе есть баня, которую при желании можно протопить, коптилка, сарайчик. Ночёвку устраиваем возле речки Инга, в посёлке с одноименным названием. Посёлок Инга. На карте обозначен как нежилой, но это не совсем так. Это домов 20, не более, а жилых итого штук 8. Останавливаемся возле речки, навстречу выходит хозяйка ближайшего домика. Я и Петя подходим узнать, если тут баня. Баня есть, даже растопится для нас, вот только дровишки бы нужно порубить. Олекса и Петро начинают рубить дрова, как будто всю жизнь только этим и занимались, мы же располагаемся на поляне, что возле домика. Нестерпимо хочется пить. Беру кружку, захожу в дом к хозяевам. Тут за столом сидят четыре барышни и коротают вечерок за беседой. Обитатели проводят в посёлке теплое время года, а зимовать едут в Кировск. Электричества тут нет - вечерами спать ложатся рано, а при необходимости палят керосиновые лампы. Похоже, это самое ГНУСное место из всех наших стоянок. Сами жители тоже очень страдают от подлых кровососов, и безветренные дни предпочитают пережидать дома. В ветреную погоду гнуса сдувает и можно пойти в лес за грибами и ягодами. На полянке перед избушкой, где мы расположились, находится металлическая печка. Когда она нагрелась добела, и к ней стало опасно даже подносить руку, Юре с Петром посчастливилось наблюдать торжество справедливости: гнусы и комары, попадая в "пограничную зону ответственности" сей волшебной печки, падали на её поверхность, взрываясь с шипением и дымом. Паразиты, которых, казалось, ничего не берет, истреблялись десятками в секунду и валились замертво с частотой капели осеннего дождя! От горячей воды в бане на душе заметно потеплело. Топили нам её два часа. Кстати, в этих местах в это время года ночью уже довольно темно, поэтому пока нам её приготовили , заметно потемнело. В бане мы включили два фонаря. Вид на топокартеВысотный профиль |
С утра гнуса меньше не стало. Иду на речку умываться. Через крупные щели в стареньком деревянном мосту любуюсь плывущими по небу облаками. Наконец, небо посветлело, и наладилась погода! Благодарим хозяев банкой растворимого кофе и деньгами за гостеприимство и отправляемся в путь. Сегодня мы проедем на юг почти до самого Северного Полярного круга. Едем по грунтовой дороге, перешедшей впоследствии в трассу, покрытую мелкой щебенкой, вдоль Мунозера. После густых сосновых лесов непривычно видеть трассу, с двух сторон окруженную стройными рядами берёз. Чувствую, что рюкзак на спине день ото дня тяжелеет. Прикрепляю его на багажник и с удивлением замечаю, что теперь могу ехать раза в два быстрее. Больше никаких наплечных рюкзаков в походах! По такой трассе практически доезжаем до Умбы, заехав за которую устраиваем ночёвку. Игорь жарит грибы на ужин (причём, размерчик местных грибов очень недетский). Чувствую дикую усталость, грибов не дожидаюсь, иду спать. Вид на топокартеВысотный профиль |
Маршрут практически пройден. Сегодня закончились и общественные деньги. У нас в распоряжении два дня, и это чтобы доехать до Кандалакши по несложной трассе. По этому поводу позволяем себе слегка поматрасничать. Подъём в 10 утра, неспешный завтрак, опять же - жарим огромные грибы, которые насобирал Игорь. Крутим по асфальту в умеренном темпе. На привале Руслан обнаруживает последствия проблемы с покрышками - теперь нужно разбираться со спицами. Обод у него был пистонирован и под воздействием динамических нагрузок при ударах некоторые пистоны "поплыли", соответственно ослабло натяжение на одних спицах, выросло на других. По возвращению домой ему пришлось делать полную переспицовку. Решаем не ночевать на запланированном месте на реке Верес, поскольку она оказалась заболоченная, а рядом - большое красивое озеро. На озере видим одинокую лодку с двумя рыбаками. Ребята тут тоже с ночёвкой, правда, приехали они на автомобиле. С семьями и с собакой. Ночью (или под утро) протяжно и долго кричала чайка. Или какой-то зверь. Вид на топокартеВысотный профиль |
Приятно с утра никуда не спешить. Можно неспешно проверить состояние велосипеда, пойти полюбоваться горами на другом берегу озера, на пикирующих чаек, одним взмахом крыла приближающих себя к воде, или просто искупаться в свое удовольствие! Среди многочисленных сосен, на другом берегу отчётливо видны редкие, но яркие стволы берёз. Более дальние горы, укрытые облаками и укутанные снежниками, уже трудно различимы. Едем до посёлка Лувеньга, где запасаемся едой. Что ценно - тут продают ДОМАШНЕЕ МОЛОКО, по 14 рублей за литр. Я так изголодалась по нормальному, вкусному молоку, потому как мурманское, североморское и тому подобное молоко, продающееся везде здесь в пакетах, делают из порошков и молоко оно напоминает только цветом. Итак, набираем кто чего желает и крутим на побережье Белого моря. Это не юга, конечно. И никаких курортников здесь нет - только рыбацкие лодки на воде и пронзающие душу своими криками чайки. Пляж, который я ожидала тут увидеть, как таковой отсутствует. До самой воды приходится идти по оголенному отливом илистому дну моря. В воде очень хорошо видны яркие морские звезды красного цвета. Искупаться не получается - больно уж вода холодная, нырнув, пулей из нее вылетаю. Зато вечером наблюдаем прилив. Причём, о приливе узнаю, благодаря своему кеду, который лежал себе на соседнем камне, а потом вдруг взял да и поплыл в открытое море. Вечером за ужином обсуждаем наши достижения и результаты. Каждый из нас, похоже, накатался, поучился, оторвался. Вид на топокартеВысотный профиль |
Собираемся и едем до Кандалакши, где садимся на Питерский поезд. На вокзале Петро устраивает вело шоу для местных зевак, спустившись с вокзальной лестницы к поезду на велосипеде, прыгая вдоль шпал и пытаясь проехать по рельсе. Он так усердствовал, что когда подали поезд, уже успел проколоться. Вид на топокартеВысотный профиль |
День матрасничанья в Питере. Едем в веломагазин, где покупаю себе велошлем. Потом разбредаемся по городу до вечернего поезда. В прошлых поездах проблем с провозом велосипеда в поезде не возникало. Только на обратном пути проводница поезда "Питер-Киев" заявила, что без чехлов в салон не пустит. Обмотали велосипеды ковриками, палатками и пронесли. В вагоне накрыли байки клеенкой. Проводница еще косо посматривала на нагромождение на третьей полке первые пару часов пути, потом, вроде, успокоилась. Багажные квитанции не брали нигде. |
Киевский вокзал. Возвращаемся "в суету городов и потоки машин". Но не только от них отвыкли глаза - непривычно видеть вечер таким темным. Длинный заполярный день закончился. Наступает первая за весь поход настоящая ночь. |
В отчёт вставлены не все фотографии. Все фотографии находятся тут: http://www.olexa.com.ua/photos/events/03080203081900/index.html В походе использовалось три двухмегапиксельных цифровых фотоаппарата: Canon PowerShot A60 (Rulik), BenQ DC2300 (stealth) и Canon DIGITAL IXUS 330 (Olexa). Фотоальбом содержит около 600 фотографий. |
Все навигационные данные приведены по велосипеду штурмана, все направления в тексте (лево/право) указаны относительно направления движения группы, а не относительно карты Вид на физической картеНаличие дорожного покрытия (вид на космоснимке)Красным цветом обозначены дороги с покрытием, жёлтым - без покрытияВ навигационных данных также представлены треки, отображающие степень сложности грунтовых дорог Статистика
Навигационные данныеhttp://www.olexa.com.ua/trips/030802/030802.zip (787 KB)Навигационные данные включают в себя маршрутные точки и треки в формате OziExplorer, в том числе:
|
Бюджет поездки (не включая стоимость снаряжения) в расчёте на одного человека составил:
|
http://www.olexa.com.ua/trips/030802/030802appr.zip (17 KB) Раскладка не совсем полная, но вполне отражает состав снаряжения и стартового общественного питания. |
|
НавигацияПри подготовке к походу использовались отчёты с сайта murman.velotourism.ru (навигационной информации там не было, приходилось восстанавливать по словесным описаниям), растровые топографические карты масштаба 1:200 000 с сайта velotourism.ru, растровые топографические карты масштаба 1:500 000 с сайта tundras.narod.ru, космические снимки MrSID с разрешением 28.5 метров на пиксель с сайта https://zulu.ssc.nasa.gov/mrsid/, космические снимки DOI-10M с разрешением 10 метров на пиксель с сайта geoengine.nima.mil и база данных для поиска по названиям GNS с сайта http://www.nima.mil/gns/html/index.html, всё это в программе OziExplorer. В результате подготовки были составлены треки на оба варианта маршрута по дням и маршрутные точки с запланированными ночёвками, и были распечатаны в одном экземпляре двухкилометровки всей территории, которая потенциально могла быть посещена, по четверти листа (одному файлу) на лист формата A4 в ландшафтной ориентации, пятикилометровки западной части Кольского (всё это без треков и точек), и пятикилометровки в масштабе 1:850 000 с треками и точками (ночёвками) для каждого участника (на случай, если он отделится от группы).В процессе похода использовался GPS навигатор Garmin eTrex Vista с прошивкой версии 3.40 с загруженной картой Мурманской области с сайта corsar.xol.ru и подготовленными треками и точками, а также вышеупомянутые распечатанные двухкилометровки и пятикилометровки. GPS навигатор помещался в чехол из-под мобильного телефона, закреплённый на выносе руля, текущие карты вставлялись в файлик, закреплённый на руле стяжками, примерно вот так (только велокомпьютера не было). Не используемые карты хранились в рюкзаке в закрывающихся герметически пластиковых пакетах (файлики для хранения бумаг не подходят, поскольку бумаги высовываются из них и обтрёпываются с краю, да и есть риск размочить их). Подготовленные треки пришлось перед загрузкой немного прогенерализовать и местами совместить несколько дней в один трек, поскольку использовавшийся навигатор позволяет хранить лишь 10 сохранённых треков по 750 точек каждый. После выбора варианта маршрута лишние треки были удалены. Каждый жень (правда, начиная со второго) производилось сохранение активного теклога за день в сохранённый трек с предварительным удалением планового трека, если он уже был использован полностью. Сохранить весь маршрут в активном треклоге не получилось, хотя, судя по треклогу из А-байкерского велопохода по Карелии этого года должно было выйти как раз впритык (у них тоже был eTrex Vista). Возможно, дело было в том, что не был включен режим Battery Saver, который хоть и не даёт заметной экономии энергии, но заставляет прибор реже вычислять своё положение, что может приводить к уменьшению количества откладываемых точек в активном треклоге. Ещё одно отличие состояло в том, что был активирован WAAS (EGNOS). Но это вряд ли должно было сказаться, тем более, что на тех широтах, где мы путешествовали, спутники AOR-E и IOR были слишком низко над горизонтом и почти постоянно скрывались за неровностями рельефа и лесом. В качестве источника питания для GSP'а использовались алкалайновые батарейки Varta Maxi Tech. Одного комплекта хватало примерно на 8 часов работы. Повторное использование батареек после того, как они отлежатся, не производилось (на мой взгляд, в велосипедном походе это не практично). Статистика движения каждый вечер переписывалась из Trip Computer'а GPS'а, и каждое утро Trip Computer обнулялся. Все навигационные картинки для отчёта составлялись в программе OziExplorer по записанным в процессе похода трекам и точкам. Питание
|
|
|
Это наша кнопка |