|
|
К сожалению, из-за полученной зимой травмы с нами не смог поехать наш руководитель:
|
Группой не более шести человек осуществить велопутешествие преимущественно второстепенными дорогами. Посмотреть и побывать в разнообразных районах Тянь-Шаня (озёра Сонг-Кёль и Иссык-Куль, перевалы через хребты Кыргызский, Сонгкёль-Тоо, Терскей-Ала-Тоо, долины рек Западный Каракол, Кёрёмерен, Джумгол, Нарын и Болгарт). |
Киев - Бишкек (авиа), Бишкек - Советское (авто), Советское - пер. Кёгёты (3789) - пер. Каракол (3485) - 8 Марта - Арал - Чаек - пер. Каракичи (3364) - оз. Сонг-Кёль - Эчки-Баши - Экичат - Орук-Там - ист. Джилу-Суу - пер. Тон (4023) - Боконбаево (вело), Боконбаево - Бишкек (авто), Бишкек - Киев (авиа) Все навигационные данные приведены по велосипеду штурмана, все направления в тексте (лево/право) указаны относительно направления движения группы, а не относительно карты, левый/правый берега рек указаны относительно направления течения реки Вид на картеВысотный профильВид на спутниковом снимке и типы дорогКрасный - дороги с покрытием Коричневый - дороги без покрытия Жёлтый - сложные дороги без покрытия, тропы и т. д. Статистика
Навигационные данныеhttp://www.olexa.com.ua/trips/040612/040613.zip (250 KB)Навигационные данные включают в себя маршрутные точки и треки в форматах OziExplorer и Garmin MapSource 6, в том числе:
|
|
Киев Сегодня летим. Настроение чемоданное, а у Новикова, основного автора этих записок, пишущего о себе в третьем лице, ещё и крайне сонное. Как обычно, всё откладывается до последнего момента. Велосипед и рюкзак собираются почти полночи, башка не соображает, вещи несколько раз перекладываются во всё новом и всё более совершенном порядке. Без толку. Всё равно по приезде порядок придётся перестраивать, сообразуясь с походными надобностями, и осознание этого мешает построению идеального соседства горелки со спальником. Последний день был с пользой потрачен на закупку новых покрышек Continental Vapor, специально в поход, тормозные колодки к относительно редким ободным гидравлическим тормозам пришлось купить дорогие и навороченные, жаба было вякнула, но была быстро придавлена пониманием, что если не сейчас, то когда же? Вечер ведь уже почти... В общем, под первые несмелые чириканья птиц на улице, где уже становилось серо, происходит заваливание спать, в скромной надежде отоспаться в самолете. План ехать в Борисполь, в аэропорт, а это в 17 км за городом, учитывая, что Сергей живёт в Вышгороде, Олекса на Оболони, Игорь на Шулявке, а Новиков - на Печерске, был прост. Заказанный сильно заранее по объявлению в "Авизо-Киев" полугрузовой Фольксваген-Транспортер собирает нас в перечисленном порядке, причём каждый забираемый в момент выезда извещает об этом следующего в списке. Начало сбора было запланировано на 11:00 утра, что казалось несколько преждевременным, но лучше уж перебдеть... Звонок заказанному тремя днями ранее микроавтобусу, точнее, его водителю, подтверждает, что всё на мази, водитель не передумал нас везти, а мы-то и подавно не думали передумывать. Всё прошло, как по маслу, водитель аккуратно собрал всех и примерно в 13:00 мы благополучно оказались в аэропорту. Там берём по тележке, благо они бесплатные, грузим на них велосипеды и велорюкзаки, и прячемся в тени аэропорта, потягивая периодически покупаемое в палатке разливное "Оболонь". Чуть позже приезжает Саша Гриценко, наш идеолог и почётный командир, ещё в гипсе после зимнего перелома, вдохновляет нас напоследок и, пожав ему руку, мы трогаемся на регистрацию. Регистрация прошла без особых событий, кроме того, что мы посчитали необходимым заполнить подробные декларации и заверить их у таможенников, что они, в общем случае, делать ленятся. У Олексы таможенник поинтересовался, что это за абракадабру "GPS приёмник Garmin GPSmap 60CS" он написал в декларации, пришлось рассказать, объяснить, показать; попыток получения выгоды со стороны таможенника не последовало. Ещё одним приятным моментом оказался тот факт, что Аэрофлотовские девушки простили нам перевес, предупредив, однако, что расплата может настигнуть нас на обратном пути в Бишкеке. В зале ожидания в дьюти-фри зоне Новиков прикупает упаковочку с 5-ю махонькими 20-ти миллилитровыми бутылочками какой-то травяной настойки. Одну тут же распиваем - горькая, а остальные распределяем между участниками. Шереметьево-1 Погрузившись в Ту-154 Аэрофлота, довольно быстро, за час с небольшим, долетели до Москвы и приземлились в аэропорту Шереметьево-1. В Москве было душновато, но всё, что нам требовалось, это очень быстро и без проволочек пройти паспортный контроль и налегке выйти на улицу - остальной багаж любезно ехал отдельно до самого Бишкека. "Я из лесу вышел и снова зашёл". Вошли в тот же терминал в другие двери, и через некоторое время, пройдя регистрацию и практически обыск на контроле безопасности (на GPS и тут отреагировали спокойно), снова летели в Ту-154, на этот раз в Бишкек. Лететь было около 4 часов, причём прилетали мы глубокой ночью, поэтому, кто мог - поспал. В самолёте тесно. Ту - однозначно не Боинг, и даже взятые в районе аварийного выхода места не давали ногам сидящих там заметного преимущества. |
Бишкекский аэропорт Манас (название одноимённого кыргызского эпоса), по причине ночного прибытия, прошел мимо сознания. Слабое освещение в залах получения багажа, какие-то странно настойчивые аэропортовские мальчики-носильщики с надписями "porter" на спинах... С декларациями та же фигня, что и в Киеве, только тут их ещё и забирают. Очень странно, даёшь заполненный бланк таможеннице, а она берёт его себе и всё. Я с недосыпу не обратил на это внимания, но настойчивый и аккуратный Таран заставил таки таможенницу поставить в бумажку штампик. Вслед за ним и мы с Олексой, уже было покинувшие тот зал, повторили манёвр с получением на декларации штампика о въезде. Далее - как обычно, толпа таксистов, осаждающих выход прибытия, какой-то колоритный дедушка в шапке и чупане (национальный халат) в орденах... Таксисты, как и водится, предлагали везти на край света, дедушка ругал власть и чего-то хотел, чего и от кого нам было непонятно, но окружающие относились к нему с уважением. Включили мобилки, называемые в Кыргызстане "сотками", ловится Бител, местный оператор, и ещё на втором этаже аэропорта - что-то казахское, но весьма неуверенно. До Алматы отсюда совсем недалеко. В гулком пустынном аэропорту вполне приличный санузел, несколько кафешек и пара обменных пунктов, обменивающих ваши кровные по вполне разумному, хотя и ниже обычного, курсу. Кстати, в Кыргызстане отчего-то не приемлют долларовые купюры с маленькими и хилыми президентами, отдавая предпочтение сытым и тугим президентам на более новых банкнотах. Неприятие худобы распространяется даже на банки, где задохликов хоть и примут, но по более низкому курсу и не очень охотно. В этих же обменниках можно получить и наличные по магнитной карте, но "всего за 2% комиссии!" и непонятно, по какому курсу. В общем, в подробности мы не вдавались - хватало запасённой североамериканской капусты. Кроме долларов, операции производятся также с казахскими тенге, евро, китайскими юанями и российскими рублями. Обменяв некоторое количество долларов на сомы, быстренько выехали с тележками на улицу, где шустрые портеры отобрали их у нас и далее мы тащили шмотки сами, впрочем, недалеко - до ближайшего фонаря на противоположной стороне небольшой автостоянки при аэропорте. Там мы приступили к сборке наших коней, зевая и заспанно моргая друг на друга. Какое-то время к нам приставал один особо назойливый таксист, никак не желавший понять, зачем сидеть в аэропорту, если можно ехать прямо сейчас. Объяснения, что нас ближе к утру заберёт машина, на него действовали слабо. Сняв полиэтилен, в который был завернут байк, Новиков обнаруживает отсутствие тормозных колодок на передней Магуре, и тут же спешит обвинить в пропаже грузчиков, хотя колодки вполне могли отвалиться от трения об другой багаж во время транспортировки. Одна потом нашлась в складках полиэтилена, вторая же сгинула. Абыдна, да... придётся ставить запасные, благо, они есть. Также у него при накачивании колеса оторвался клапан камеры (типа шредер). Когда собрали велы, уже светало. Солнце поднялось заметно высоко над горизонтом, когда подъехал наш "танк", иначе и не назовёшь. Огромный двухосный "Урал" с будкой-кунгом, с сидушками, как в автобусе, и занавешенными окошками, пол кунга находится на уровне пояса или даже выше. Водитель, уже немолодой и в летах, иронично глядя, наблюдает за нашей погрузкой, Сергей и я забираемся в кунг, Олекса и Игорь - в кабину к водителю. Потом они жаловались, что кабина довольно сильно болтается и там из-за этого не слишком комфортно. По дороге в Бишкек наблюдали сквозь закрывающиеся от невыспанности глаза горы, совсем недалеко, стоящие, как стена, за плоской степью... Рынок Ну, этому рынку в силу обстоятельств положено было считаться восточным. Много забегаловок, потчующих желающих сомнительного качества мантами, шорпо, лагманом и пельменями, чаем, пивом и тому подобными кулинарными изысками. Торгуют всем, чем угодно, причём в товарообороте заметно влияние Китая - от быстрорастворимой вермишели до палёных батареек. Огромный выбор макаронных изделий, сушёных фруктов, орехов и пряностей, и почти полное отсутствие тушёнки, сгущёнки и прочих приятных походных пищенасыщательных товаров. Повсюду стоят старые советские автоматы по продаже газировки, но работают не автоматически, а под чутким управлением сидящих рядом женщин-операторш. На асфальте лежат сырые шкуры - так обозначают своё присутствие скупщики оных, везущие их потом в Китай на переработку. Хлеб в виде махоньких белых кирпичиков и лепёшек развозят на тележках огромными стопками и штабелями высотой в почти метр. Лепёшки вкуснее и больше подходят для похода, поскольку кирпичики быстро высыхают и крошатся в труху. Из напитков - кумыс, который мы тут так и не попробовали, какой-то холодный белковый напиток из пластмассовой бочки (пакость) и минералка "Байтик". Скупились всем необходимым для пропитания на несколько дней, Олекса набрал оказавшихся потом поддельными батареек для кормления GPS-а, я - конфет на дорогу и поехали попытать счастья на шмоточный рынок - мне требовалась запаска. После непродолжительного поиска на жутко сумбурном рынке камера была куплена. Сделана попытка найти ещё и колодки к Магуре, но тщетно: у единственного на весь Бишкек "специалиста по иномаркам" тормоза в наличии есть, а вот колодок - ёк. Поехали в горы, предварительно запасшись бензином для горелки на попутной заправке. Я уснул. Старт Водитель высадил нас на перекрестке у недалёкого подножия гор, попрощался и уехал. Сфотографировавшись на память, трогаемся по разогретой палящим солнцем дороге. Впереди две недели пути. Дорога, покрытая средней паршивости асфальтом, полого забирает вверх. Проехали деревню Кёгёти, в которой мимо нас погонялись лихие малолетние наездники, демонстрируя преимущества лошади перед двухколёсным транспортом. Вдоль улицы деревни часто видны колонки водоснабжения. За селом жара не ослабевает, течёт пот и хочется купаться, тем более что неподалёку резво плещется прохладная на вид речушка. Нас обгоняют америкосы на большом внедорожном "Форде", интересуясь планами. Олекса отвечает, американцы недоуменно замечают, что через перевал дороги нет, мы отшучиваемся. Пилим дальше, по дороге купаемся в речушке у шлюза на ней. На крутом откосе у дороги в микроскопические пятна тени впечатана отара овец, использующих имеющиеся возможности затенения по максимуму. Выглядит смешно, как будто кто их туда вклеил. Нас обгоняет старый автобус, который чуть позже мы встречаем ремонтирующимся на дороге. Автобус был полон кыргызских женщин всех возрастов. Покупавшись ещё разок, приезжаем к водопаду. Вокруг него движняк - водопад высотой метров 15 довольно живописен, поэтому местное народонаселение вовсю пикникует, шашлыкуя и пловясь на лужайках вокруг. Женщины из автобуса, который к тому времени обогнал нас уже дважды, отдыхают на склонах горы у водопада. Мы подурачились, походив и постояв под струёй. Бьет, однако, изрядно больно. В шлеме проще. Надеваем шлемы, лезем снова. Потом шлем у нас просит бабушка из числа занимающих амфитеатр, и тоже заходит в водопад. Уезжаем от водопада, дорога дальше пустеет, только изредка навстречу идут пешие, вышедшие туда погулять ранее. Высота начинает набираться быстрее. Встречаем ещё одну поляну пикникующих. На поляне стоит небольшая юрта. Подъезжаем спросить дорогу и совета, и тут у меня срывается один болт в руле. Пока я ремонтируюсь, хозяева юрты не мешкая, пригласили нас попить чаю. Оказалось, что чайная процедура тут включает в себя не только чай, но и картошечку с селёдкой и овощи. Перекусив и починившись, фотографируем гостеприимных хозяев и двигаем дальше. На развилке основная дорога уходит вправо, там виднеются какие-то строения, видимо, турбаза. Наша идёт налево через брод. У входа в ущелье она перегорожена большими камнями - дальше автомобилям ехать не рекомендуется. До вечера ничего примечательного не случается, ближе к семи начинаем искать стоянку, после чего останавливаемся на каменистой поляне у реки. Немного шумно от летящей по руслу воды. Подобный шум сопровождал нас почти на всех наших стоянках, таковы уж тут реки... Готовим ужин, поедаем колбасу (у нас ещё есть колбаса!) и укладываемся спать, состегнув велосипеды в пирамиду, как винтовки. |
Поднялись рано, в 7. Пожалуй, это был единственный день, когда мне это удалось. Все остальные дни я просыпал минимум до 7:30, за что и прослыл лентяем. Впрочем, это не слишком мешало сборам. Сегодня нам нужно пройти перевал Кёгёти. Это самый первый и сразу довольно серьёзный набор высоты, поэтому справедливо будет сказать, что нам немного не по себе. Непонятно, как поведут себя наши организмы, несмотря на уверения Саши о том, что горной болезни - гипоксии - нам бояться не стоит. До перевала километров 25 по треку, который, как мы подозреваем, будет мало иметь общего с действительностью, набрать предстоит порядка 1500 м высоты. А ведь с перевала нужно ещё спуститься до приемлемой высоты, чтобы заночевать. Погода радикально отличается от вчерашней. Над дорогой в ущелье висят низкие тучи, и через них лишь изредка проглядывает голубое небо, тотчас вновь закрываемое серыми клубами. Прохладно и периодически что-то невнятно моросит. Завтракаем и выдвигаемся на дорогу. Идти относительно легко, поскольку маршрут пролегает по ухоженной горной дороге, которая, как ни странно, с набором высоты становится более качественной, порой проложенной по явно искусственной насыпи, огороженной столбиками и даже дорожными знаками, производя одновременно впечатление более заброшенной. Иногда её пересекает текущая вниз по ущелью река и её притоки. В одном месте справа сквозь космы низких туч, уже превратившихся в густой туман, виден водопад. По пути встречаются завалившие дорогу камнепады и селевые залежи, из-за чего дорога ещё больше искорёжена обходящей препятствия рекой. Камера Новикова отсыревает и отказывается работать. Олекса щёлкает за двоих. В одном месте дорога изуродована настолько, что вполне ещё целый бетонный мост через неё с совершенно целыми тротуарами и перилами вдоль них, стоит, полностью вырванный стихией из берегов посреди островка, обмываемого речкой с обеих сторон. Сторона моста, на которую, вероятно, обрушивается большая часть весенней воды, подсыпана камнями почти по верхнюю кромку решётчатых перил... Внушает. Ущелье становится изрядно недружелюбно выглядящим - серые от сырости камни, туман, тишина и только шум реки создаёт некий звуковой фон. Сюр, да и только. Контрасты второго дня пути, ведь вчера, в жару, мы ещё не мыслили себе движения без почти обязательного купания в придорожном ручье каждые час-полтора, а сейчас... Идём по ущелью вверх, дорога местами абсолютно ровная и выглядит так, как будто её построили и бросили непосредственно после окончания. Купаться? Бр-р-р... То и дело пересекаем студёную речку, перед которой уже не снимаем обуви, потому что и так всё уже отсырело от дождя, снега и промозглой выстуженной влаги, которая повсюду - на земле, в небе и в воздухе. Туман заглушает все звуки и не позволяет видеть ничего дальше ближайшего (вот парадокс, зачем он тут?) придорожного столбика. И всё вокруг - поразительно однообразно тёмно-серое, как будто запыленное. Только внизу постепенно исчезают последние пятна зелёной травы, а ближе к седловине появляется всё больше пятен снежных. Их постепенно становится настолько много, что они начинают образовывать сплошной снежный покров. Пятнами теперь являются весьма редко проступающие сквозь снег участки чистого скалистого грунта. Лето закончилось, и переход в суровую зиму без промежуточной золотой осени так же очевиден, как трудно в него поверить... Долгожданный перевал, узкая седловина которого немного развлекает нас, припорошенных снегом, подмёрзших по колено в снегу и в шортах самим фактом своего существования. Она появляется тогда, когда мы её уже почти не ждём, но позволяем себе догадываться по отсутствующим в редкие моменты небесного прояснения нависающим склонам вверху. В этом их отсутствии не было определённости, но всё же угадывалась какая-то прореха в скалах... что не убавляло ощущения нереальности происходящего. Перед перевалом приходится очень усердно потоптать снег, я, идущий с большим опережением, закидываю байк наверх и иду помогать ребятам, только подошедшим к последнему повороту серпантина. Как ни странно, но несмотря на холод и высоту, ощущение в теле довольно бодрое. Предполагаю, что даёт себя знать ещё колорадская закалка: там я жил на высоте 1600 м почти два с половиной года. Поворот завален снегом почти по пояс глубиной и его неплохо бы немного потропить. Троплю сначала я, потом кто-то ещё, затаскиваем велы. На перевале стоит каменный тур и записка каких-то прошлогодних туристов в нём, мы с Олексой снимаем её и заменяем на свою. Открывшаяся южная сторона перевала потрясающе красива, но всю эту красоту через несколько минут затягивает облаками. Игоря слегка корёжит, подташнивает, горняшка его таки достала, он даже отказывается от символического глотка той травяной настойки, которую мы решили понюхать за взятие перевала, и явно не желает на нём задерживаться. Олекса и Серёга тоже не выглядят слишком бодрыми, но идут ровно. Фотографируемся и быстро скатываемся вниз. Дорогу на южном склоне найти нелегко, она петляет и часто скрыта камнепадами, однако сам склон - сыпуха из мелкого серого камня, по которой легко срезать напрямик, опираясь на велосипед. В конце концов дорога находится и, несмотря на то, что она густо усыпана камнями, мы довольно быстро скатываемся вниз метров на 700, где и становимся на ночёвку. Вокруг заметны следы недавнего пребывания людей и коров с лошадьми, ни намёков на которые не было на перевале. Каша от дежурного сегодня Новикова, чай без Игоря, который наелся "колёс" и отдыхает в палатке, отбой. Сегодня сильно устали, да ещё и холодно из-за высоты. |
Утром проснулись несколько замёрзшими. Всё-таки ночёвка на такой высоте - не санаторий. Однако, как оказалось, стоянка выбрана удачно, ближайшие чабаны были в километрах трёх ниже по течению реки. Выбрана, впрочем, это сильно сказано, останавливались уже в сумерках. Подъём в восемь. Всё вокруг, кроме реки, замерзло. На берегах наледь от брызг, залитый на ночь котёл замёрз сантиметровым слоем льда, под которым видна моя пластиковая ложка. Промокшая за вчерашний день гуляния по колено в снегу обувь похрустывает. Традиционно поднявшийся раньше всех Игорь говорит, что утром мимо прошли с дюжину коров, выше в горы, пастись. Я собираю волю в кулак и лезу в воду - мыться. Очень холодно, даже как для меня. Завтракаем, собираемся. Незаметно поднявшееся солнце уже давно растопило замёрзшие шмотки, высушив даже иней на разложенных на поляне палатках. Старт в 11:40, собираемся сегодня долго, видимо, сказывается вчерашняя усталость. На выезде со стоянки сель - слой смешанного с камнями снега, перекрывающий реку, пробившую под этим всем тоннель. Камни покрывают завал плотным слоем, вероятно, всё это успело подтаять со времени схода, и камни из уже стаявшего снега лежат поверху. Дорога заметно улучшается, и по ней получается довольно быстро ехать. Ниже в долине - ущелье, ответвляющееся влево, там видны юрты. Поскольку знакомство с их обитателями не входит в наши планы, мы уезжаем от отделившихся было от юрт в нашу сторону фигур детей и взрослых, причём довольно быстро, благо, дорога идет прямо вниз. На одном из камней я получаю пробой типа "укус змеи", становимся менять камеру. Расстояния, на которое мы отъехали от юрт, как раз хватает на то, чтобы заменив камеру, вторично уехать от приближающейся уже делегации детишек. Скоро выезжаем к реке Восточный Каракол и начинаем двигаться вверх по течению по левому берегу. Река протекает вдоль живописной долины с большим количеством пастбищ на правом берегу, где тоже есть дорога, но похуже. Оттуда нам периодически кричат приветствия детишки пастухов. С той стороны, с которой едем мы, тоже встречаются стада коров и овец, стремительно разбегающихся при нашем приближении. Впереди отчётливо виден траверс на перевал Каракол, поднимающийся справа налево. Доезжаем до него и начинаем подъём. Он пологий, но дорога обильно усыпана камнями, из-за чего ехать получается плохо, тем более что дорогу то и дело пересекают довольно широкие снежники, по которым трудно идти из-за того, что они подтаяли за полдня и стали мягкими. Пройденная долина позади очень красива, но снежников всё больше. Один из них приходится проходить поодиночке из-за опасно нависающего над дорогой козырька снега. Открывается вид на перевал Каракол, он совершенно очевидным образом завален снегом, причём непосредственно на седловине снег стоит мощной вертикальной стеной поперек дороги. По счастью, справа от дороги я обнаруживаю и, пока подходят остальные, разведываю ответвление, по которому, хоть и не без снежников, удаётся обойти завал на седловине и выйти на неё. Выпиваем бутылочку настойки, это становится традицией, ура! Долина на той стороне так красива, что захватывает дух! Снежные шапки на вершинах по обеим сторонам, зелень и сверкающая в ней изумрудом речушка посередине. Любуемся, лежа на "матрацах" из мягкого мха, наросшего на земле. После короткого и быстрого спуска выкатываемся на почти горизонтальную дорогу с лёгким попутным уклоном. До плановой стоянки ещё около 40 км, а времени не так уж много, не успеваем. По сторонам дороги раздается отчётливый свист, как будто окликает кто-то. Это поначалу вводит в заблуждение, но потом мы понимаем, что это сурки. Увидев нас, они свистом передают друг другу сигнал опасности и ныряют стремглав в свои норы у дороги. Сама дорога местами покрыта вывороченными из неё камнями, под которыми сурки добывают себе всяких червяков для пропитания. По долине катим долго, она совершенно не населена и волшебно красива. Хочется всё забрать с собой. Впадающие в теперь уже Западный Каракол ручьи заставляют форсировать заметно большое количество бродов. Меня на них выручают контактные сандалеты, некоторые реки я проезжаю, не спешиваясь. Несмотря на решимость ехать до упора, Игорь подает команду становиться на ночёвку, для которой выбирается приятная мягкая травяная полянка на обрывчике уже заметно разлившейся реки. Вода в реке куда теплее, можно почти без дискомфорта купаться всем. Луг зарос, кроме травы, перьями дикого лука, ребята рвут его с целью разнообразить вечернюю обжираловку. После чая собираемся в палатке у нас и пишем коллективные заметки и впечатления. Точнее, пишу я, а остальные делятся. На будущее решаем всегда становиться на стоянки пораньше, к 19:00, засветло. Треплемся за жизнь. Отбой. |
Поднялись необычно рано, в семь. За ночь вокруг ничего не изменилось - речка течет в ту же сторону, горы всё так же красивы. Я лезу купаться. Несмотря на то, что вода не настолько холодная, как обычно, моему примеру никто не следует. Ну и поделом. Собираемся тоже необычно быстро, никто ничего не починяет, просто позавтракали и сложились. Через два часа после подъёма все готовы. Выдвигаемся. Дорога довольно однообразна, лишь слегка волниста, езда совершенно не напрягает, напрягает, напротив, ощущение того, что это не навсегда. Уехав как обычно на несколько сот метров вперёд, за очередным поворотом встречаю двух отдыхающих у дороги конных кыргызов. Здороваемся, знакомимся. Одного зовут Мурзабек, имени второго я не запомнил. Мужики немолодые и слегка выпивши - рядом лежит пустая бутылка из-под водки. Молодой, хотя и выглядит старше, лет на 60, всё твердит, что в Украине Кличко, и он боксирует. Пока подъезжают остальные, я начинаю угощаться кумысом и лепешками с маслом. Кумыс пробую впервые, это жидкость молочной консистенции, но кислая и пахнет сыром. С мужиками разговаривать трудно - они плохо говорят по-русски и едва ли понимают то, что говорю им я. Но контакт есть. Через несколько минут подъезжают остальные. Олекса изображает монашку из известного велоанекдота - у него сломано и отсутствует седло. Попутно с едой подбираем ему болтик из моего ремнабора и его же собственного склада маленьких кулёчков с болтиками, гаечками и шайбочками. Фотографируемся с кыргызами, на тот момент уже доставшими все свои запасы, включая масло и тушёную форель, наловленную руками тут же в арыке. Рыба там, по их словам, остается с половодья, и ловить её несложно. Благодарим за угощение, записываем адреса для присылки фотографий. Очень приятные люди. Дорога красивая, снежных шапок не видно, в одном месте - сужение реки с большим перепадом высоты, мощный порог, вызывающий зависть имеющего водоплавающий опыт Парвова. Позже Парвов обнаруживает грыжу на пробитой и заклеенной ранее задней покрышке, меняем покрышку на запаску из ремнабора - Maxxis HardDrive 2.1. По пути встречаем ещё рыбаков на мотоцикле, здороваемся, перекидываемся парой слов. Продолжаем движение, долина при этом на глазах начинает выглядеть более обитаемой. Иногда форсируем разной мощности притоки. Мосты через них по большей части проходимы, но в ужасном состоянии, с гнилыми брусьями и провалами. Через живописные ворота в скалах въехали в долину реки Кёкёмерен, бурной и широкой. Пофотографировались на мосту и поехали в аул 8 Марта. Там посетили магазин (пиво!), отказали в подати на опохмел местному любителю выпивки. Докупили еды, взяли бутылку водки, без которой, как известно, пиво - деньги на ветер. Водку, во избежание, просто взяли самую дорогую, которую тут пьют, по словам продавщицы, только богатые. Пиво выпили на берегу реки, вдоль которой едем дальше всё время вниз по широкой и накатанной грунтовке в потрясающей красоты ущелье. Река откровенно впечатляет. Большой сброс высоты делает её настолько бурной, что на берегу образуется некое подобие прибоя и сидя на нём, то и дело ловишь падающие на тело капли от всплесков. Покупаться удаётся только в стиле "глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах", прячась за камнями, подальше от жуткой стремнины. Пару раз встретили канатные переправы - два троса и на них небольшая тележка. Около аулов встречаются интересные кыргызские кладбища, выглядящие, как города мертвых, состоящие из маленьких саманных, часто полуразрушенных, и кирпичных усыпальниц, соседствующих с традиционными для нас могилами-обелисками в оградках. Ночёвку нашли около одной из канатных дорог. Ночёвку в этом ущелье найти трудно - оно хоть красивое, но узкое - река да дорога. Недалеко от ночёвки - большой, поросшей тальником поляны - стоит бетонный архар, под которым хороший, чистый приток. Выпили вечерком запасённого в магазине местного портвейну. Отбой... |
Собирались долго, Олекса нашел глубокий порез на задней покрышке Specialized, грозящий грыжей. Заклеили куском ткани из палаточного ремнабора, переставили покрышку вперёд, проложив заклеенное место куском пластиковой бутылки. Доехали до архара, там стоит бортовой уазик с русскими рыбаками из Бишкека, потрепались с ними. Мужики из уазика проявили солидарность и похвалились своими хохляцкими фамилиями. Поискали Олексе болтик в седло получше, но тщетно, дядя водителя явно не работал на болтиковой фабрике. Дорога всё вниз, съехали в Акташ, где попили пива и попробовали позвонить домой из странного переговорного пункта, размещённого прямо в жилом доме. Безуспешно, звонок требует активного сообщения между нашим оператором и оператором в Чаеке, который суть кыргызская женщина и звонить может только в Нарын, Бишкек и иногда Москву. Решили попробовать позвонить из райцентра Чаек в 18 км дальше. Дорога стала целиком асфальтовой и была такой до поворота на перевал Каракичи. В Чаеке купили бензина, отгоняя от велосипедов местных детей, необычайно загорелых и изрядно чумазых. Ребята купили на сувениры местные кыргызские шапки - колпаки (да, они так и называются). Олекса разжился болтом для более основательного ремонта сиденья в каком-то дворе, в котором происходила погрузка большого количества металлолома на грузовик. Очень вкусно поели в чайхане (шорпо и манты, очень вкусная аджика, все блюда стоят в пределах 20 сом, всего на 193 сом на всех, плюс пиво и мороженое) и позвонили таки домой. Вынужденно изменили маршрут, так как местные сказали, что дороги там, где мы планировали, нет, что, скорее всего, не соответствовало действительности, просто люди так и норовят проявить участие и указать нам более легкие и привычные их пониманию пути движения. То, что тем самым они сеют в нас сомнения и тому подобные недоумения, становилось необоримым препятствием, мозговой пробкой для нас, они учитывать не хотели. Сделав крюк километров в 10-15 по асфальту, периодически пополняя запас воды в вездесущих в местных аулах колонках, а также покупавшись в речке (Парвов заклеил тут же внезапно обнаруженный прокол и выпрямил звезды), доезжаем до дороги на сырт - невысокое плоскогорье, предшествующее собственно горам. По дороге встречаем разнообразную молодежь, велопредставители которой, пыхтя и гремя, показывают чудеса акселерации, то и дело нас натужно обгоняя и, обогнав, тут же сворачивают в ближайшую подворотню, мол, туда изначально и ехали. Смешно, но мы не гоняемся, жалко, что ли? Далее свернули на ужасную грунтовую стиральнодосочную дорогу, которая хоть и казалась пологой, шла с солидным, до 10%, набором высоты вдоль быстрой и мутной от глины реки, разливающейся по поверхности сырта на десятки метров в ширину. Скорость не поднималась выше 12 км/ч, навстречу постоянно ехали груженые углём грузовики с прицепами, не прекращавшие движение до поздней ночи. 30 с чем-то километров несложной при прочих равных трассы дались необычайно сложно, измотав своим однообразием и ненавязчивым, но раздражающим неудобством горбатости покрытия, тягучего набора высоты и сильным боковым ветром. Поиск места для ночёвки в предгорьях оказался проблемой. Уже в потёмках с трудом нашли полянку недалеко от дороги, рядом с какими-то заброшенными инженерными и пастушьими сооружениями. Чистая вода в этом месте была найдена в ручейке, который фильтровался через дамбу, направляющую основное русло реки, вытекающей из ущелья, река была всё ещё сильно мутной. Спать легли после 23:00. Ребята до сих пор ещё не привыкли к кыргызам, при появлении на дороге грузовика выключают фонари. Я иронично измываюсь над всей этой партизанщиной. |
Проснулись у арыка, движения, как вечером, уже не было. Тронулись в 11:00, через примерно километр обнаружили два места для стоянки с чистыми притоками. Жаль, что вечером их было не найти. По дороге, засыпанной угольной крошкой и пылью, поднялись вдоль реки до рудника Каракичи, где докупили еды и вкусно пообедали в ашкане яичницей и жареной рыбой из озера Сонг-Кёль. Рыба называется пелядью, должно быть, это разновидность форели, во всяком случае, очень на неё похожа. Пообщались с водителями, которые приезжают сюда за углём. Уголь тут добывают открытым способом, используется он для внутренних потребностей населения страны. Через примерно 10-12 километров поднялись на перевал Каракичи, где распили очередную бутылочку настойки. После поехали по пологой дороге до озера Сонг-Кёль, по пути Олекса пробил на камне камеру. Дорога была очень каменистая, а разгоняться местами приходилось. Особо неосторожные, типа Парвова, умудрялись гнать за 60 км/ч, за что и нарвались на морализирование от Новикова. Впрочем, и так очевидно, что ездить подобным образом на гружёном велосипеде опасно, особенно принимая во внимание расстояния до ближайшей цивилизации. Озеро Сонг-Кёль появляется как бы нехотя. Несмотря на то, что долина совершенно плоская, лёгкая дымка и не менее плоское озеро под ней сливаются в одно целое, делая берега совершенно неразличимыми. Всё, к тому же, усложняется оптическими эффектами, которые мешают адекватно оценивать расстояния на этой почти абсолютно лишенной ориентиров плоскости. К счастью, дороги на плоскости вполне раскатаны, и по ним ориентироваться не сложно. Подъехав к озеру, встретили в туристическом лагере группу туристов на машине, немцы и русские из Бишкека и Оша. Порасспрашивали их гида о дороге. Гид, русский парень из Оша, не очень хорошо ориентировался за пределами тех мест, по которым они возят туристов на микроавтобусе, но в целом оценил наш дальнейший план как выполнимый. Впереди по плану у нас был участок, о котором не было никаких сведений, кроме пунктира на пятикилометровой карте, и гид тоже не смог припомнить, проходил ли там кто-то. Что ж, тем интереснее. Стали чуть дальше у реки между двумя невысокими курганами. Купили у пастуха молока. Пастухи арендуют тут землю на лето. Мы стояли на территории одного из них, а остальные позже приезжали к нему и, как бы мимоходом, к нам в гости. Озеро огромное, другого берега не видно, растительности на берегу нет, вокруг на значительном расстоянии друг от друга - пастушьи юрты и стада коз, коров и овец вокруг них. Редкие курганы скрадываются расстоянием. "Наш" пастух рассказал, что температура зимой опускается до -40, поэтому они стоят в долине только летом, не кочуя. Озеро замерзает. На озере есть заповедная зона, и вообще, рыбу, ту самую пелядь, в нём ловить запрещено, поскольку почти всю выловили. Кстати, даже будучи совсем, казалось бы, близко к озеру, приблизиться к нему вплотную как-то так и не удалось - при ближайшем рассмотрении оказывалось, что обманчиво близкий берег находится на самом деле не ближе километра-двух. Что в итоге и привело к тому, что собственно озера никто из нас так и не коснулся, даже попытавшийся назавтра осуществить это Парвов. Озеро вблизи мы видели только в туристическом лагере, где общались с немцами. |
Сделали полуднёвку, всё время навещали пастухи, интересовались... Приходил даже браконьер, угостился сигаретами, и расположился спать на солнышке рядом с нашим лагерем. Вышли в 12:00, поехали по дороге, плавно теряющей высоту, вдоль берега озера. В одном месте навестили отмеченное на карте захоронение Таш-Тулга, там оказались древние солнечные часы и какие-то неглубокие пещеры (вероятно, раскопанные могилы), а также хитрые геометрические конструкции, выложенные камнями. Парвов сделал попытку доехать до озера, но безуспешно - дорога проходит слишком далеко от него и Серёга задолбался ехать к такому близкому, но с проезжаемым расстоянием отчего-то совсем не приближавшемуся берегу. По дороге обгоняем вереницу всадников в зеленых накидках от дождя - экскурсии. В стороне от дороги стоит несколько палаток и юрт, туда указывают таблички с надписями "Hotel" и "Магазин". Из устья озера вытекает река, дорога становится сильно пересечённой, много крутых подъёмов, погода портится, начинает лить дождь, местами со снежной крупой. Местность и погода создают ощущение заколдованности, как будто кто-то давным-давно завалил выход из долины, чтобы скрыть что-то под водой озера. На колёса липнет грязь. Преодолеваем подобие перевала, река уходит в соседнее ущелье влево. За перевалом - потрясающее зрелище серпантинной дороги, говорят, там 32 поворота. Дорога на серпантине плохая, Парвов меняет колодки, я разок даже падаю, сломав кронштейн для насоса и оцарапавшись. Дождь к этому моменту стихает. Съехав вниз, следуем по ущелью вдоль реки, пытаясь купить у время от времени встречающихся пастухов в юртах молока, но не слишком успешно. В одном из хозяйств с удивлением видим живого верблюда. В том месте, где мы сворачивали от реки к очередному перевалу, зашли в гости к леснику заповедника Каратал-Жапырык. Побеседовали, попили традиционные кымыз и чай, получили в дорогу молоко, кымыз и простоквашу айран, отблагодарили гостеприимных хозяев чаем и сигаретами. Снова начинает лить дождь, местами перерастающий в ливень. Мы уже прошли запланированную стоянку, но решаем идти дальше - река ушла вправо, в долине нет воды, стоять негде. Хотя приятно, что даже с учетом полуднёвки и отнюдь не сахарной погоды удалось выполнить дневной план по пробегу. По дороге встречаем пастухов, которые интересуются, не с нами ли Анатолий Ульяненко, отец Артемия, моего интернет-знакомого из Бишкека. Не с нами, но где-то катается. Поднимаемся на перевал, выпиваем молоко, едем вниз. Дождя нет, над проеханной долиной - красивый закат, в лучах которого блестит мокрая дорога, похожая на ручей. Снова серпантин, быстрый, попадаем в очередную широкую долину, где становимся невдалеке от реки. Вода в ней не такая студеная, удаётся выкупаться и помыть головы. Ужинаем с водкой, под тост за хорошую погоду от неё никто не в силах отказаться. Кыргызы не подходят, хотя мы наблюдали их совсем неподалёку, да и они нас, поди, тоже - место оживленное, рядом какие-то фермы и жилые балки. Возможно, сказывается близость города, и горные обычаи проявляются не так сильно. Перед сном некоторое время треплемся в палатках. Сверчат сверчки, зайчат зайцы, храпят храпуны. Отбой, короче. |
Гости с утра к нам всё же пришли. Поздоровались, пообщались, угостили их сигаретами. Искупавшись в реке, собрались, и после пары непродолжительных подъёмов поехали вниз, к асфальтовой дороге Нарын-Бишкек. У перекрестка - рынок, правда, непонятно, что продают: у всех на столиках у дороги стоят пластиковые бутылки с водой. Бутылок сотни, возможно, именно их и продают, должно быть в них вывозят в мир то масло и прочие молокопродукты, накапливаемые в горах пастухами несметных стад и отар. Ничего не купили, ели курут - сырные шарики. Едем в сторону Нарына, асфальт, уклон, летим, а не едем... Заезжаем в аул Кызыл-Джылдыз, чтобы сделать закупки. Упс, нету никаких консервов, даже рыбных, хотя у нас и так уже который день рыбная диета из шпрот и скумбрии. По магазинам нас водит стайка местных ребятишек, которые, привыкнув к обилию тут иностранцев, и не будучи испорченными знанием русского, ничтоже сумняшеся кричат нам "Hello!". Я было предлагаю прокатиться на машине в Нарын, докупиться нормальными консервами, но оказываюсь немедленно затоптан и смешан с грязью всей остальной честной компанией за настолько абсурдные и слишком пляжные идеи. И всё же - лучшая рыба, это колбаса! Заезжаем в Эчки-Баши, находящийся за горкой, и потому не видный с трассы. Там ассортимент пошире. Есть даже соевая тушёнка, печенье и несколько видов рыбных консервов. На выезде из аула мальчик на лошади угощает нас ычкыном - короткими и мясистыми стеблями местного лопуха, кисловатыми и немного сладкими на вкус. Дальше едем вверх по течению реки Он-Арча, останавливаемся попить пива и искупаться, потом встречаем по дороге сельскую дискотеку: возле грузовика прямо на дороге у реки под невнятный ор магнитофона ритмично приплясывает молодежь... Выглядит вполне авангардно. После пересечения притока, Чункур-Суу, дорога сворачивает вверх по его течению. В расположенной там долинке живёт довольно много людей, все веселятся, видимо, какой-то праздник. Одна дорога идёт вдоль Чункур-Суу через красивое ущелье, другая взбирается на хребтик, отделяющий Чукнур-Суу от Он-Арчи. Пытаемся выяснить, как проехать в Экичат, получаем противоположные сведения о направлении и расстоянии, а также вопросы, зачем нам экичат, лучше ехать туда-то и туда-то. Обдумав полученную информацию и данные в GPS"е, принимаем решение подниматься на хребтик. На подъёме обгоняем отару, которую пастухи перегоняют на летние пастбища. В авангарде сами по себе идут лошади, уходя вперёд, как только мы к ним приближаемся. Наверху периодически прорезается мобильная связь, Новиков позвонил домой, да ещё поСМСил немного, Олекса тоже. По пути затяжной и почти полностью пеший набор высоты. В обрывах вдоль склонов лошади вылизывают грунт, вероятно, он там соленый. На какой-то из промежуточных вершин у вырвавшегося вперёд Новикова с шумом рвется задняя покрышка Continental Vapor, купленная специально для этого похода. 400 с небольшим километров, жаль. Берём старую Серёгину покрышку с намечающейся грыжей, укрепляем её куском пластиковой бутылки, ставим второй Continental назад, а Серёгину резину - вперёд. Ставить приходится на неприятно прохладном ветру, надеваем дополнительные шмотки. С беканьем и меканьем нас обгоняет отара. Отремонтировавшись, снова обгоняем отару и в сумерках становимся на ночёвку около ближайшего ручья. Водичка в ручье мутная, приходится отстаивать и фильтровать, употребляя исключительно в кипяченом виде. Ужинаем. Традиционно приходят в гости кыргызы, пасущие неподалёку скот и живущие там же в юрте. Угощаем их чаем и карамельками. Удивительно, но они не курят. По-русски тоже не говорят, молчат и только хекают. Когда они уходят, мы пьём закупленное днём вино и немного водки. Отбой. |
С самого утра нас будит заночевавшая чуть раньше отара. Овцы и козы идут мимо наших палаток и очень по-человечески эмоционально блеют. Кто-то тоненьким голоском зовёт маму, кто-то ищет ягнёнка, кто-то жалуется на то, как он устал. Тронувшись, обнаруживаем два места для ночёвки получше нашего совсем рядом. Подъёмов меньше, чем вчера, траверсим вверх по течению реки и довольно быстро доезжаем, проехав по отлично сохранившемуся мосту через реку, до Экичата, представляющего собой заброшенный кош. Место, тем не менее, очень живописное, сливаются две реки (именно это, а не название населенного пункта, означает слово "экичат"), трава, и даже лес на противоположном берегу. Купаемся, перекусываем. Подходит средних лет кыргыз по имени Кубандык. Как потом выяснило проведенное этнографическое исследование, имя как-то соотносит его носителя с "лебедиными краями", поскольку "ку" означает "лебедь". Долго обсуждаем с ним предстоящий нам участок через перевал до реки Малый Нарын. Это именно тот участок, о котором нам было известно только то, что на пятикилометровке там нарисована грунтовка. Узнаём, что предыдущий раз турист здесь был пять лет назад, это был пеший турист-одиночка, немец. Кубандык очень хорошо ориентируется в карте. Показывает, в каких местах стоят юрты с этой стороны перевала, говорит, что сегодня мы до перевала не дойдём, а мы-то планируем ночевать аж на Малом Нарыне... Приглашает нас в гости на чай. Длинный, сопровождаемый невообразимым количеством мух, подъём. Все, кроме Новикова, идут в гости, последний упорно жарится выше юрты на солнышке, одолеваемый мухами... Долго сидим в гостях, беседуем. Узнаём больше о местных обычаях, о некоторых из которых уже начали догадываться сами. В горах принято здороваться. Со всеми. С людьми на улице в аулах, со встречными водителями. Достаточно просто поднять руку или кивнуть головой, и улыбнуться. Пастух в горах обязательно подъедет, спешится и поздоровается за руку. Кыргызы обычно здороваются двумя руками, обнимая ими вашу. В горах не принято проезжать мимо юрты, обязательно нужно подъехать и поздороваться. Если приглашают в гости пить чай (а чаще всего приглашают), отказываться ни в коем случае нельзя. Мы начинаем понимать, что своим поведением обижали некоторых встречавшихся нам людей... Кыргызы очень положительные, гостеприимные и добрые люди, от них просто невозможно ожидать чего-то плохого. Мы не привыкли к такому у себя в Украине. Мы узнаём немного о том, как готовится кымыз, катаемся на лошади, катаем детей на велосипеде. Фотографируемся на память, записываем адрес, чтобы выслать фотографии, тепло прощаемся и уезжаем. Три часа движения, большей частью пешего, заканчиваются примерно там, где и предполагал Кубандык. Получается, это мы себя переоценили, или же недооценили маршрут. Мы таки не заезжали в дальнейшие юрты по пути, поскольку они были далеко от дороги, а мы осознавали, что уже теряем почти день, и не известно, что будет дальше. Переправляемся через приток, сопровождаемые детишками на лошадях. Становимся далеко от воды, но на ровном и сухом месте. Рядом пасётся табун лошадей. Место сильно продувается ветром с запланированного на завтра перевала, но ничего лучше поблизости обнаружить не удаётся. Впрочем, это не слишком мешает. Детишки катают желающих на лошадях, сами катаются на велах Олексы и Парвова. Дети катаются уверенно: в горы они приезжают на летние каникулы, а остальное время живут в долинах в аулах и городах. Надевший кыргызский колпак Парвов со стеблем ычкына в руках и при этом бодренько скачущий на лошади, принимается пацанами за кыргыза, они даже обращаются к нему на своем языке, хотя до того только молчали, лишь очень слабо понимая русский и говоря только между собой по-кыргызски. Совместный с детишками ужин, перегревшийся на солнышке вредный Новиков погано себя чувствует, поэтому после ужина, наглотавшись предварительно витамина С и парацетамола, ложится спать, надев на себя все имеющиеся шмотки. Отбой. |
Утром ясно и солнечно, предстоит пройти примерно 10 км до перевала 3560 м. Приехал хозяин ближайшей юрты, поехал искать табун, который ретировался от нас вчера вечером. В табуне жеребята, а дети видели на горе волков. Через некоторое время вернулся с табуном, все целы. Посидели, поговорили. Он немного обиженно спросил, почему не заехали вчера вечером. Объяснили, что торопимся, боимся не успеть на самолёт. Расспросили, как там с дорогой за перевалом. Сказал, что дорога есть, но много воды. До выхода из долины он не ездил. Дорога к перевалу несложная, хотя иногда её трудно найти, поскольку она то и дело исчезает то в траве, то в россыпях камней, оставшихся от угасших притоков. Новиков снова залезает на перевал первым и отдыхает, а остальные, отдохнув за километр на подходе, подгребают примерно через полчаса. Выпивается по наперсточку водки, втроем. Игорь по таким ничтожным поводам, как 3570 метров над уровнем моря, не употребляет. Покрытые снегом горы выглядят с седловины перевала такими осязаемыми и доступными. Въезжаем в то, что потом обзываем "ущельем чистых и мокрых ног", слишком много там было переправ. Слева на склоне столбообразное скальное образование, очень причудливой формы. Едем по дороге, которая время от времени пересекается притоками основной реки, начинаются броды, пока несложные, но мы предупреждены, что самое сложное ещё предстоит. А толку! Знать бы заранее, куда мы идём, может и не пошли бы... Хотя всё же пошли бы, чего греха таить, за этим и приехали сюда. Проходим поворот к заброшенному руднику, надежды на то, что от него будет хорошая дорога, тают - на рудник особых намеков нет, точнее отсутствуют всякие намеки, просто уходит вправо очередное ущелье-приток, заметной дороги туда не видать даже. У Новикова пробивается камера, именно в том месте, где грыжа на парвовской покрышке подстрахована куском пластмассовой бутылки - пластмасса треснула и протёрла камеру. Ставим кусок пластмассы покороче, замотав его в тряпицу. Дорога уходит на гору вправо, а вниз, к реке, идет лишь намек на неё. Идём вправо, приближение к уже довольно бурной реке кажется нам опасным преодолениями бродов. Через пару километров спускаемся в боковое ущелье с притоком, обнаруживаем, что дороги обратно в наше основное ущелье нет. Вокруг сплошные колючки - можжевельник и кыргызский кактус, хотя кто его знает, что это на самом деле за растение. Красивое, в рост человека, переплетается с можжевельником так, что не пролезть и колется совершенно жутчайше и неприемлемо. Битый час продираясь через заросли и в усмерть исцарапавшись, выбираемся к реке и обнаруживаем очередной брод, весьма серьёзный. Новиков предпринимает попытку, удавшуюся лишь частично - в реке его опрокидывает, он роняет гружёный вел, который всё же удаётся удержать за рог на руле, и, немного поплавав в стремнине, выползает с промокшим багажом на берег. Фотокамера вымокла окончательно, кроме мокрой одежды больше потерь нет. Вечером обнаружится ещё подмокший спальник, который удаётся привести в порядок у костра. Олекса перебрасывает на другой берег поясную сумочку, чтобы в случае купания не замочить фотоаппарат. В результате повреждает фотоаппарат (остаются рабочими только базовые функции съёмки), разбивает экран мобилки и ломает оправу очков. На сторону Новикова, к тому времени обсохшего и приободрившегося, бросается конец репшнура, который Новиков крепит к камню посреди реки. Держась за навязанную петлю, герои один за другим пересекают реку. Игорь идет последним, переправляясь, падает дважды, поэтому тоже изрядно мокр. Поток очень сильный. Иногда броды, часто пересекающие реку лишь на излучинах, немедленно возвращаясь на исходный берег, удаётся обойти по нависающим над ущельем тропкам, одну из которых мы находим напротив "усадьбы", в которой живёт женщина с четырьмя детьми. Через шумящую реку мы выясняем знаками, что есть обход брода напротив землянки, и мы идём туда. На поляне перед жилищем стоит брошенный ГАЗ-66, которому оттуда уже никак не уехать. В его кабине хранятся дрова. Обходим два взаимно компенсирующих брода по головокружительной отвесности скальной осыпи, длинной, метров 150-200, женщина и дети наблюдают за нами с другого берега, переживая и не на шутку заламывая руки. Смешно, но ГАЗ казался таким обыденно припаркованным, совсем не побитым, на накачанных колесах, что, увидев его, мы были обрадованы, мол, дальше есть нормальная дорога... Фиг там, северный пушной зверёк... Пройдя по разливу реки ещё один брод, натыкаемся на тот, который нас таки останавливает на сегодня - очень уж большой, с нехилой потерей высоты в русле и порогом сразу за ним - лезть в него страшно. Пешая разведка вокруг, предпринятая Новиковым и Олексой, ничего не даёт. Памятуя о том, что мы узнали утром, что вода прибывает только после 3-х дня, откладываем переход на завтра, в надежде на спавшую за ночь воду. Над бродом, высоко на отвесной скале, видны остатки старой тропы-дороги в виде похожей на балкон секции брёвен. Видимо, именно там десятилетия назад ходили местные пастухи и геологи. На стоянке полно сухих дров и валежника, снесённого сюда снежной лавиной, разжигаем первый за поход костер. Новиков сушит спальник. Накупавшись за день, уставшие, немного, единственный раз за поход, ругаемся по поводу неправильности рациона, всё провоцирует достанный нескончаемым рыбным днём Новиков, выступающий под девизом "лучшая рыба - это колбаса". Спустив пар, дружно допиваем водку. Отбой. |
День начинается с форсирования осмотренного вчера брода. Новиков переправляется налегке, страхуемый веревкой, которую держит плотно угнездившийся между камнями на берегу Игорь. Проще простого! Вода немного спала со вчера, поэтому достаточно было пересечь одну из стремнин, остальные проходились относительно легко. Новиков возвращается, закрепив шнур на кусте на левом берегу, и, как уже получивший плавательный опыт вчера, переносит поочерёдно вел и рюкзак, остальные проносят всё в один проход. Далее просто движемся вдоль реки, перейдя один или два брода полегче, где страховка не понадобилась - река иногда разливается довольно широко и глубина не превышает 20-30 см. Выходим к юрте, с тоже очень гостеприимными хозяевами. Статный и очень крепкий, судя по рукопожатию, старик-кыргыз, глава семьи, зовёт поесть и попить кумысу - это традиционное приглашение кыргызов-горцев. Глава семьи тут обычно ходит с биноклем в футляре, понятно, это не признак главенства, просто бинокль в семье часто один. Угощаем детишек ещё остающимися у меня карамельками. В юрте пьём кымыз, айран, чай, всё это заедается свежим хлебом с маслом. За едой беседуем о местных обычаях, о жизни, причём в беседе участвуют, да и вообще сидят за столом на шкурах и коврах только мужчины, женщины молча наблюдают за нами от входа, попутно занимаясь домашними делами. Одна работает на сепараторе, отделяя жир от молока, около входа стоит печь, на которой в большом чане топится сливочное масло... чай подают с молоком. Кыргызы рассказывают, что в горах водится много зверья, включая волков, на которых они охотятся зимой, ради шкур. Глава семьи интересуется у Новикова, кто у нас главный. Узнав, что это Игорь, сидящий чуть в сторонке, декларирует себя, мол, а тут главный - я! Во время еды нас обстоятельно спрашивают о целях поездки, переводит сын главного босса Марсбек, живущий в Нарыне и хорошо говорящий по-русски. Нам показывают дорогу к шоссе и мы, пофотографировавшись и тепло попрощавшись, отчаливаем. На дорогу нам дают с килограмм баранины, что вообще нетипично - насколько мы поняли, кыргызы едят мясо только по праздникам, и в наличии его обычно нет. Мы жутко рады, а то рыбные консервы уже замучили. Выезжаем, и после одного обхода и одного брода на разливе реки, наконец-то попадаем на грунтовое шоссе, идущее вдоль Малого Нарына. Погода резко ухудшается, льёт дождь, холодно, но дорога хорошая и ехать несложно. Въезжаем в долину, в которой находим всего два из трёх обозначенных на карте селений, в одном из которых, Орук-Таме, закупаемся продуктами. Магазин, как обычно - просто никак не обозначенный дом, к тому же, он закрывается на остаток лета - хозяин буквально назавтра переезжает в горы, для чего уже приготовлена сложенная рядом с домом разобранная юрта. Нам повезло - успели его застать. За селениями, которые выглядят довольно заброшенными, садимся под мостом, перекусываем печеньем с полученным в последних гостях айраном. Погода снова портится, затем наступают изумительной красоты небесные просветления - двойные радуги между горами, присыпанными свежим снегом, освещенные солнечными пятнами долины, блестящие на солнце дороги и река. Решаем ехать до последнего, чтобы к вечеру быть как можно ближе к перевалу Тон - высшей точке нашего похода. В идеале сегодня мы хотим добраться до горячего источника Джилу-Суу. Не получается и, в конец уставшие и заляпанные грязью, мы становимся на ночёвку в 8 км от источника. По пути от грязи и воды у Новикова и Олексы рвутся цепи, которые удаётся починить, причём у Новикова - рвется дважды, в одном и том же месте. Цепи нужно чистить и смазывать чаще... Ниже, за рекой, видны юрты, но, вопреки обыкновению, никто оттуда к нам не приезжает - река. На ужин - МЯСО! Варим куски баранины в котелке, потом солим и едим их. Божественно! Ночуем, вокруг сыро, ветрено и промозгло... |
Утром долго собирались. Новиков менял колодки на заднем тормозе, которые толком не становились, у Игоря не ладилось с камерами, которые медленно спускали, какая-то мелочь была у Парвова и ещё он менял передние колодки на вибрейках. Олекса тоже устранял какие-то проблемы. В общем, все ощущали ответственность предстоящего перевала. Выехав, мы довольно быстро докрутили до Джилу-Суу, который оказался простым частным хозяйством с овцами, коровами и прочим. Хозяин, улыбчивый толстячок, рассказал, что перевал Тон проходим, поскольку оттуда в этом году уже спускалась отара. Информация нас порадовала. Сам источник представляет из себя крохотную избушку на берегу реки, в которой находится водоём с горячей сернистой водой, о чем можно было судить по запаху тухлых яиц. Все, кроме Новикова, устроили себе баньку, перемежая горячий источник с холодными ваннами в реке. Олексу банька довела до легкого обморока, видимо, надышался сероводорода. Вероятно, ранее источник был более посещаем, поскольку неподалёку остались несколько фундаментов от чего-то, напоминающего гостиницу либо же турбазу. Сейчас часть фундаментов заброшена, часть - отведена под содержание скота, в качестве загородки... Накупавшись, все двинулись в путь, поначалу ошибочно проехав километра два по неверно выбранной, но хорошо накатанной дороге на другой перевал, Тассор, указанной сердобольными жителями усадьбы, желавшими облегчить нам жизнь. Выяснив верное направление, возвращаемся и начинаем карабкаться по куда как менее презентабельной горной тропе вверх. Предстоит набрать 1000 м на расстоянии по прямой около 6 км. Ползём, всё больше пеше. По дороге обедаем айраном и печеньем, Новиков, как обычно перед перевалом, урывает вперёд. Начав идти, я просто не способен останавливаться, пилю вверх, как заведенный, почти без привалов, которые делаю долгими... Долго ли, коротко, около 18:30, после серии довольно сложных для прохождения серпантинов, покрытых снегом и грязью участков, попадаем на седловину перевала... дует сильный ветер и появилась мобильная связь. Кстати, седловина и почти весь путь к ней были видны примерно начиная с первой трети пути, поэтому скорость движения можно было прогнозировать. В одном месте на подъёме сильно воняло ацетиленом - там был выход кристаллического карбида кальция, того самого, что используется в сварке. По всему протяжению пути до перевала нам встречались следы отары этого года и, что более удивительно, следы пары кроссовых мотоциклов, правда, прошлогодние... С перевала вдалеке внизу угадывается что-то большое и голубое, там Иссык-Куль. Над ним, на другой его стороне, отчётливо видны высоко в небе, над облаками, высоченные гряды Тянь-Шаня. Мы наблюдаем их с примерно такой же высоты. Спуск с перевала оказался не проще подъёма. Следы мотоцикла пропали, вероятно, он был только один и вернулся, не добравшись до прикрытой снегом седловины. Дорога то и дело перекрывается снежниками, очень крутыми, твёрдыми и широкими, по 70-100 метров шириной и с полкилометра длиной. Упав на любом из них, можно было бы уехать вниз, скорее всего - не без последствий, поэтому пересекать их приходится с величайшей осторожностью, бочком-бочком и по одному, пробивая пластиковыми велосипедными туфлями глубокие ступени в жёстком снегу. Игоря от путешествия в самый низ склона спасает только случайно подвернувшийся одинокий камень, торчащий из ровного плотного наста. Потом мы с раскаянием упрекали себя в том, что не страховались верёвкой, но в тот момент нам хотелось просто как можно быстрее спуститься до сколь-либо приемлемого места и стать на ночёвку, ведь дело было к вечеру. После преодоления последнего снежника быстро спускаемся ещё метров на 400 и разбиваем лагерь на поляне, живописно оформленной лежащими там и сям железными кусками какой-то техники, в частности, кусками тракторных гусениц. Сразу за перевалом мы встретили полупогребённую в сыпухе волокушу - что-то вроде санок для таскания по горным тропам... На стоянке нежарко - северная сторона Тона, высота 3540 м. От усталости все засыпают быстро, кроме Новикова, который от той же усталости и чистого воздуха, не спит до 4-х утра. |
Сегодня последний день путешествия, и это ощущается в настрое. На велокомпьютерах около 600 км. Несмотря на то, что ехать вниз предстоит по не такой уж и простой дороге, что расстояние предстоит немаленькое, в голове отчётливо стоит ощущение того, что всё позади и теперь бы только доехать до пива, которое - вон там, за углом. Вдали синеет Иссык-Куль и видна населенная долина, в которую мы хотим попасть. Прежде, чем это произойдет, нам предстоит ещё кое-что. Точка. Быстро сбрасываемся до жилья, поворот на Точку должен быть где-то тут. И правда, стоит юрта, одна из многих в этом довольно оживленном ущелье. Краткая консультация с её хозяином, который откровенно, но без лишних вопросов недоумевает, зачем этим русским так усложнять себе жизнь, однозначно указывает на необходимость подняться по виднеющейся за юртой старой горной тропой. В каждом мероприятии должна быть какая-то изюминка. И в тот момент, когда мы стояли у этой юрты, решая, хотим ли мы туда, снова вверх, вдруг стало очень понятно, что то, что мы можем сейчас сделать, даже не очень сильно напрягаясь, это она и будет она - изюминка. И то, что она будет последней трудностью, пусть не главной, но ярко выделяющейся из обычных повседневных трудностей горных туристов, делает все путешествие немножко более другим, чуточку необычным, украшает его, как вишенка на взбитых сливках. Мы пошли! А дальше всё было просто. Если не считать, что за два часа приближения к точке, мы успели потерять то и дело исчезающую дорогу и начали настоящий фрирайд между валунами, ручьями и пригорками, трижды перенесли смену погоды от солнечного тропического лета до отбивающего всякую охоту находиться тут секущего по телу града и снега с дождем, мы, можно так сказать, просто приехали к ней, Точке. И тут стихия явно решила напоследок дать нам знать, что что-то ей ну очень не нравится. Зарядил такой град, с таким ветром... даже нет, вот так: такой ГРАД с таким ВЕТРОМ, что стало невозможно даже сфотографировать GPS-приёмник, на котором ясно, черным по белому, светились заветные координаты. Олекса пытается удержать стынущими руками камеру, Серёга и Новиков прикрывают экспонат руками и собственными телами. После приёмника, снятого для надёжности с десяток раз, снимаем стороны света, с запада лупит градинами с хороший горох размером так, что страшно обернуться, а спрятаться негде. Олекса снимает на раз-два, стремительно обернувшись и щёлкнув в том направлении, почти не глядя. Игорь пытается, пользуясь преимуществами небольшого роста, вжаться за каким-то валуном. Фотографируем свои мокрые и довольные рожи и стремглав слетаем вниз. Стихия тут же замирает и успокаивается, у нас даже возникает мысль вернуться и сделать фото получше, но проверка уже имеющихся на слегка ожившей камере Новикова показывает их удовлетворительное качество. Ну вот, мы это сделали! Теперь всё. Открыта САМАЯ ПЕРВАЯ на территории не самой доступной страны мира точка с целыми координатами, да здравствуем мы! http://www.confluence.org/confluence.php?visitid=8788 А потом оказалось, что Кыргызстан стал 150-й страной, в которой произошло официальное посещение такой точки. Тоже юбилей, мелочь, а приятно. После точки всё снова просто, только грязно. Слетаем в долину и бросаемся самозабвенно отмывать покрытые слоем грязи велы в ручье: им предстоит путешествие в самолёте. После омовения ещё час стремительной гонки по хорошо накатанной грунтовке до шоссе, огибающего по кругу Иссык-Куль. Само озеро в паре километров, отделено от шоссе грядой невысоких холмов. Въезжаем в Боконбаево, где обедаем шорпо и гуляшом с пивом в харчевне, за 800 сом заказываем себе уазик-буханку до Рыбачьего-Балыкчи и скупаемся кыргызскими колпаками на сувениры. УазЫк явно не ездок. В нём работает только клаксон, представляющий собой сирену, предсмертным воем которой молодой водитель предупреждает о своем появлении каждую придорожную достопримечательность, будь то человек или гусыня. По дороге часто глохнем, двигаясь накатом и даже разок меняем колесо. В Балыкчи выходим на автовокзале, откуда, разведав обстановку у таксистов на популярных тут Ауди-100, катим на поиски жилья. Здесь нам предстоит провести два дня перед отъездом в Бишкек. После посещения под аккомпанемент серийно взрывающихся трансформаторных будок на одной из улиц пары кыргызских гостиничек по 100 сом с носа за ночёвку, которые напрочь лишены средств более или менее цивилизованной помывки хотя бы холодной водой, натыкаемся на местного велосипедиста. Тот приводит нас к гостиничке "Уют", где радушные русские хозяева Таня и тётя Наташа предоставляют нам сарай для парковки велов, чистую и уютную комнату с телевизором, холодный душ на улице и постельное бельё. Всё - по 80 сом с носа в сутки. Очень гуманно. В части дома, где живут гости, отдельный выход прямо на озеро в 200 метрах, рядом со входом переговорный пункт, но есть телефон и прямо в нашей части дома. Весь двор на ночь ставится на сигнализацию. Имеются электроплитка и по требованию предоставляются необходимые кухонные приспособы - чайники, сковородки и прочее. Отмываемся, смотрим экзотическое кыргызское ТВ и ложимся спать после пары купленных тут же, в ларьке неподалёку, пив и чая. |
Утро начинается с разгибания непослушных частей тела. Такое впечатление, что организм осознал отсутствие необходимости пилить в гору и дал себе возможность расслабиться. Всё болит, ноги не ходят, хотя голова вроде работает ясно. Покупаем в ларьке печенье, пьём чай. Таня приносит нам кучу домашних яиц, делаем из них яичницу и с удовольствием съедаем её с домашним хлебом от тети Наташи. Вкуснятина. На улице солнечно, но ветрено и прохладно. Остаток дня проходит под неспешное катание по посёлку в поисках транспорта на завтра - заказана маршрутка под дом за 1100 сом до автовокзала в Бишкеке. Посещён местный ресторанчик, пиво и еда укладываются в 200 сом на брата, велы персонал ресторанчика запирает в сарайчике снаружи. Попытки поесть плова увенчались успехом неожиданным образом - Таня с тётей Наташей закупают ингредиенты и варят нам здоровенный котел БОЖЕСТВЕННОГО плова с бараниной на рёбрышках. До темноты успеваем сходить к озеру, где Новиков даже купается - погода всё так же ветрена, прохладна и никак не стимулирует макание себя в воду. Вода в великом водоёме напоминает на вкус минералку. Вечером поедаем плов, собираем вещи, велосипеды, готовимся к завтрашнему отъезду и снова смотрим телек. Прикольно. |
Ничего особенного. Утром собираемся, спокойно едем на заказанной маршрутке в Бишкек. По дороге обсуждаем с водителем, как сейчас живётся в Кыргызстане, и как в Украине. На автовокзале грузим велы и рюкзаки в переоборудованный под камеру хранения железнодорожный вагон, точнее, его останки, договариваемся за машину до аэропорта Манас (600 сом) и едем на такси прожигать оставшееся до вечера время в центре Бишкека. Там посещаем кино, пьём пиво, осматриваем внутри и снаружи Государственный Музей Кыргызстана и ужинаем в ресторанчике. С парочкой америкосов болтаем по поводу трудностей поиска в Бишкеке банкоматов. Их таки нет или почти нет, америкосы вспоминают всего три или четыре на весь город. Еда нормальная, хотя бывает и лучше. Пиво холодное и идет легко. Недолго едем в аэропорт, прибываем туда уже по темноте. Через несколько часов, проведенных в полудреме на скамейках, идём грузиться. Там новость, нужно заплатить по $10 каких-то сборов... В кассу, как водится, очередь, но у нас получается. Новиков даёт взятку аэропортовской работнице за перевес (сам перевес стоил бы дороже), Олекса свой перевес оплачивает, поскольку он у него меньше, и мы, ура, летим в Москву. Вот, собственно, и всё. Попили пива в Химках в гостях у Игоря, друга Новикова, желающие ополоснулись в душе и улетели в Киев, где нас уже ждал заказанный Анечкой всё тот же грузопассажирский Фольксваген, который и развёз нас по домам. |
Все фотографии из этого велопутешествия находятся тут: http://www.olexa.com.ua/photos/events/04061204062800/index.html По этой ссылке можно заказать печать всех представленных там фотографий с доставкой. В путешествии использовались двухмегапиксельный цифровой фотоаппарат Canon DIGITAL IXUS 330 (Olexa) и четырёхмегапиксельный цифровой фотоаппарат Canon PowerShot G3 (Ы). Фотоальбом содержит около 800 фотографий. |
$600 на человека (с учётом перелёта из Киева за $450 без учёта перевеса). |
http://www.olexa.com.ua/trips/040612/040613equipment.zip (16 KB) |
|
Мы благодарим: Василия Клеина (Екатеринбург, Россия) и Юрия Малкова (Алматы, Казахстан) за помощь в подготовке маршрута; Леонида Исакова, Михаила Бертова и Ивана Балашова (Москва, Россия) за информацию об их велопутешествии по Тянь-Шаню, которая помогла нам спланировать наш маршрут; веломастеров Сергея Bikeanur'а ("Экстрем Стайл"/Specialized) и Олега Пискуна ("МТБ Украина"/Giant) за подготовку велосипедов к путешествию; компанию "Тянь-Шань Тревел" (Бишкек, Кыргызстан) за регистрацию и доставку к началу маршрута; киевские компании "Велолюкс", "Байк-Про Спорт", "МТБ Украина" и "Команда ЭКС" за проданное снаряжение; компании Merida, Scott, Giant, "СнарЯжение", Salewa, Hannah, MSR , Shimano , Maxxis и другие за произведённое снаряжение; компанию "Аэрофлот" за перевозку нас из Киева в Бишкек и обратно; а так же всех тех, кто помогал нам добрым словом и помнил о нас. Вы сделали наше путешествие возможным. |
Чтобы связаться с участниками, можно использовать имеющуюся контактную информацию в списке участников, либо писать ответы в форуме оригинала отчёта. |
|
Это наша кнопка |