|
Лыжные походы в Карпаты достаточно сложны из-за нестабильной погоды и лавинной опасности. Новичкам рекомендуем обращаться к соответствующим туристическим клубам и фирмам |
Маршрут: с.Бистриця - пол.Боярин - грамм.Негрова (1602 м, траверс) - ур.Пекло (1463 м) - г.Пляйска - с.ЛопухЄв - г.Яблониця - грамм.Берляска (1555 м) - грамм.Унгаряска (1707 м, траверсов ) - г.Куртяський - грамм.Курпень (1406 м, траверсов) - г.Крайня Река - с.Кобилецька Поляна.
осуществленную с 06.01.05 по 13.01.05
Маршрутная книжка Љ1/2005
Руководитель группы: Горон Владимир
м. Тернополь вул.Симоненка 4/191
тел. 26-46-55
Маршрутный - квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтено всем участникам и руководителю Горону Владимиру,
как поход И категории сложности.
Отчет использовать и хранить в Тернопольском облспорттурклубЄ
Живова, 30
(дата) (подпись головы МКК)
1. Справочные сведения о путешествии
1.1. Заявлен маршрут
1.2. Пройден маршрут
1.3. Использованы сокращения
2. Схема прохождения маршрута
3. Сведения о районе путешествия и маршруте
3.1. Общегеографические данные
3.2. Общая идея похода
3.3. Характеристика маршрута
3.4. Технические особенности маршрута
3.5. Особенности лыжных походов в Карпатах
3.6. Заезд и Выезд
4. Состав группы
5. График движения по маршруту
6. Описание путешествия
6.1. Перед путешествием
6.2. День 0
6.3. День 1
6.4. День 2
6.5. День 3
6.6. День 4
6.7. День 5
6.8. День 6
6.9. День 7
7. Итоги, выводы, рекомендации
8. Список снаряжения и продуктов что использовались в путешествии
1. Справочные сведения о путешествии |
1. Вид туризма - лыжный.
2. Сложность маршрута - первая.
3. Район активной части путешествия: Украинские Карпаты, Горгани-свидовець.
4. Протяжность активной части маршрута - 145 км.
5. Длительность путешествия - 10 дней.
6. Длительность активной части - 8 дней.
7. Период активной части путешествия - 06.01.05 - 13.01.05
8. Руководитель - Горон Владимир Ярославович
9. Количество участников - 10 человек (из них 2 девушки).
1.1. Заявлен маршрут
с.Бистриця - пол.Боярин - ур.Пекло - грамм.Сивуля (1818 м) - пер.Легионов -
граммов.БраткЄвська (1788 м) - пер.Околи - грамм.Татарука (1707 м) - грамм.Унгаряска (1707 м) - пол.БичкЄв - с.Кобилецька Поляна - м. Рахив
1.2. Пройден маршрут
с.Бистриця - пол.Боярин - грамм.Негрова (1602 м, траверс) - ур.Пекло (1463 м) - г.Пляйска - с.ЛопухЄв - г.Яблониця - грамм.Берляска (1555 м) - грамм.Унгаряска (1707 м, траверсов ) - г.Куртяський - грамм.Курпень (1406 м, траверсов) - г.Крайня Река - с.Кобилецька Поляна.
1.3. Использованы сокращения
грамм. - гора | смт. - село городского типа | хр. - позвоночник | м. - город | пол. - горная долина |
с. - село | к.с. - категория сложности | ур. - урочище | г. - река | пер. - перевал |
| ст. - железнодорожная санцЄя | см. - гляди | в. - учат | к. - руководство |
2. Схема прохождения маршрута |
3. Сведения о районе путешествия и маршруте |
3.1. Общегеографические данные
Украинские Карпаты: Украинская часть Восточных Карпат, как и вся Карпатская дуга, принадлежит к северной ветви альпийского складчатого пояса. Складчато-покровные структуры, что их образуют, возникли главным образом у кайнозойской эру. В геологическом строении территории преобладают толщи мелового и палеогена флиша; случаются выходы юрских известняков и палеозойских кристаллических сланцев (Мармароси). Вулканогеннi образования представлены породами Вулканiчнiх Карпат. Украинские Карпаты являются средневысотными горами и не достигают снежной линии. Наибольшие поднятие вершинной поверхности характерные для Черногори (2061 м), Мармароского кристаллического массива (1946 м), Свидовця (1880 м), Горган (1836 м). Современный рельеф образовался в результате нерiвномiрних новейших пiднять (в плиоцене - четвертинному периоде) и эрозийного розчленування. Меньшая стойкость флiшевих пород против денудации - причина типичных для Карпат сглаженных форм рельефа. На Черногорi, Свидовцi и Мармарошах представлены следы плейстоценового зледенЄння - кары, ледниковый цирк, троговi долины и морены. Из "единения верхушек давних ледников, с образованием острых позвоночных гребней, не происходило. Исключением является разве что перемычка под грамм.Туркул сверх оза.Неистовым в Черногорском позвоночнике.
Горгани являются наибольшей по площади территорией Карпат и охватывают чрезвычайно ценные горные экосистемы в их центральной части. Они в подавляющем большинстве размещены на территории Ивано-Франковской области. Горгани протягиваются из северного запада к юго-востоку от долины г.МЄзунки по долину реки Прут. Южный предел Горган совпадает с Главным Водораздельным Позвоночником Украинских Карпат, который отделяет бассейн Днестра и Пруту от бассейна Тиссы - притока Дуная. По этому позвоночнику в прошлом проходила государственная граница Польши и чехословака, а сегодня это предел Иванофранкивщини и Закарпатье.
Горгани состоят из 5-6 продольных позвоночников, которые перерезаны глубокими поперечными долинами год. Их ширина до 40 км, а протяжность от долины г.МЄзунки к долине г.Пруту - 75 км. Наивысшая вершина - грамм.Сивуля (1836 м)
Вершины позвоночников в основном покрыты осыпями песчаников, именно поэтому эта часть Карпат получила название Горгани ("горганами" местные называют нагромождение брыл камня). Горгани является наиболее засаженной лесом частью Украинских Карпат. Подножие и склоны к высоте 1200 - 1300 м покрыты мешаными лесами. Выше 1400 м, леса в Горганах переходят в каменные россыпи, которые во многих местах густо покрыты почти непроходимыми заростями горной сосны (местное название - "жереп") и горной ольхи ("лелич")
Во многих местах на висогЄр"No сохранились остатки оборонной линии (окопы, землянки, колючий провод) времен И мировой войны.
Жителе Горган - бойки и гуцулы - отмечаются своеобразной культурой, обычаями, национальной одеждой, разными видами ремесел.
Пешие походы в Карпаты, трекинг
Свидовець - это почти шестидесятикилометровый горный хребет со средними высотами 1700 м, что относится к группе горных долинных позвоночников и находится в Закарпатье на междуречье Черной Тиссы и Тересви. Главный позвоночник протянулся из северного запада на юго-восток и характеризуЊься волнистостью и куполообразной вершин и неглубокими седлами между ними. Абсолютная высота растет в пд.- сх. направлении (грамм.Темпа - 1635 м, граммов.Догяска - 1764 м, грамма.Близнецы - 1880 м). Для Свидовця характерной является значительная длина его южных отрогов, которые протягиваются от его северной части на юг, вплоть до берегов г.Тиса.
Северные склоны круты с признаками альпийского рельефа (многочисленные кары, массивные брылы донной морены, скалистые стенки и гребни). Верхняя часть позвоночника открыта, покрытая субальпийской и частично альпийской растительностью, полонинами. Предел леса достаточно низкий, северные склоны покрыты еловыми лесами, а южные - ялиново-буковими и буковими.
Для позвоночника характерным является большое количество горных озер ("Морской Глаз"). Это и оз.Драгобратське (1600 м над р.м., длина 55 м, ширина 21 м, площадь 0.1 гектаров, глубина до 1.2 м), и оз.Ворожеска (1450 м над р.м., круглой формы дЄаметром 95 м, площадь 0.7 гектаров, глубина до 4.5 м), и оз.Герешаска (1577 м над р.м., длина 125 м, ширина 110 м, площадь 1.2 гектаров, глубина до 1.2 м), и оз.Апшинець (1487 м над р.м., длина 126 м, ширина 100 м, площадь 1.2 гектаров, глубина до 3.3 м).
3.2. Общая идея похода
Основными идеями путешествия были:
- спортивная (пройти маршрут в сжатые сроки, приобрести хорошие спортивные кондиции)
- тренировочная (отшлифовывать навыки хождения на лыжах - у кого они уже есть и получить навыки - кто впервые в лыжном путешествии, подготовиться к лыжным путешествиям высших категорий сложности, ознакомить некоторых участников путешествия с правилами зимних путешествий в Карпатах)
- познавательная (разведать новые районы Карпат, места стоянок, хижины, дороги)
- пропагандиська (пропагандирование здорового образа жизни - в путешествии было забороненно употребление алкоголя и никотина, пропагандирования украинской культуры - участники путешествия общались исключительно украинским языком и пели исключительно украинские песни)
- вЄдпочинкова (общение с природой, времяпровождение в невиликЄй компании людей - это особенно актуально после массовых гуртувань людей во время оранжевой революции)
3.3. Характеристика маршрута
Заявленный маршрут имел разведывательный характер и нами не ставилось задание в будь какой способ выдержать заявленную нить маршрута. Важным было: на лыжах преодолеть соответствующий километраж, получив максимум опыта и впечатлений.
Заявленный маршрут оценивался как план-максимум.
Еще перед выездом были рассмотрены сложные участки и предусмотрены запасные варианты их преодоления (какие также могли корректироваться).
Пройден маршрут логично было бы разделить на несколько участков:
Участок | Характеристика |
с.Бистриця - пол.Боярин | Простой участок, который характеризуется движением долинами г.Салатрук и г.Салатручуль. Долиной г.Салатрук идет розNoжджена дорога, потому здесь нет необходимости двигаться на лыжах, а долина г.Салатручуль - заснеженная, здесь есть 5 перестирал через реку, потому лыже придется снимать. В конце - выход на пол.Боярин - 2-часовой набор высоты. |
Пол.Боярин - грамм.Негрова (1602 м, траверс) - ур.Пекло (1463 м) - г.Пляйска | Сложный участок, который характеризуется значительной высотой снежного покрова, траверсом лавиноопасных склонов, движением открытыми участками, где возможны значительные порывы ветра. |
г.Пляйска - с.ЛопухЄв - г.Яблониця | Простой участок, который характеризуется движением хорошими дорогами, часто встречаются хижины. При наличии лыж - сложность не составляет. |
г.Яблониця - грамм.Берляска (1555 м) - грамм.Унгаряска (1707 м, траверсов ) - г.Куртяський | Сложный участок, который характеризуется значительной высотой снежного покрова, траверсом лавиноопасных склонов, движением открытыми участками, где возможны значительные порывы ветра, значительным набором высоты, выходом на высокогорный позвоночник. |
г.Куртяський - грамм.Курпень (1406 м, траверсов) | Сложный участок, который характеризуется движением долиной реки Куртяский, где полностью отсутствует дорога, крутые берега, частые переправы через реку, завалы из деревьев, значительная глубина снежного покрова. В конце - 2-часовой набор высоты. |
грамм.Курпень (1406 м, траверсов) - г.Крайня Река - с.Кобилецька Поляна | Простой участок, который характеризуется движением в долиню г.Крайня Река, по розNoжденЄй дороге, часто встречаются большие хижины, где и зимой живут лесорубы. |
3.4. Технические особенности маршрута
Зимой естественные условия в Карпатах приобретают черты, характерные для районов високогiр "я. Iнколи некоторые препятствия могут становиться сложнее и опаснее аналогичных за сложностью летних походов в високогiр "No (зимний снег значительно отличается от летнего снега високогiр "я). Карпаты являются лавиноопасными и лавины регистрируются здесь ежегодно. Поэтому необходимо считаться с этим при выборе маршрута и организации путешествия. Кроме того для Карпат (как и для других гор) характерными являются резкие изменения погоды, а потому на это нужно учитывать и очень тщательным образом отнестись к пЄдбору снаряжения. Детальнее список снаряжения см., в разделе 8.
Кроме того много участков через значительную высоту снежного покрова были бы очень тяжелыми для преодоления, если бы не использование лыж.
3.5. Особенности лыжных походов в Карпатах
В зимний период в Карпатах устанавливается суровая погода - низкие температуры на протяжении суток (к -25 С), частые штормовые ветры (к 50м/с), туманы (иногда в течение недели), вьюги, частые оттепели и зв "язане с ними повышение лавинной опасности. Зимний характер снежного покрова и расчленен рельеф в известной степени компенсирует (ввиду максимальной II категорию походов) отсутствие ледников.
Подбор команды:
Ваша команда должна состоять минимум из 3-4 чол.(бывает и меньше но это уже исключение), а желательно, чтобы группа состояла из 6-10 чол. - так более легко пробивать тропинку.
Все участники должны быть в меру закаленные, хорошо физически и морально подготовлении, иметь определен опыт передвижения на лыжах. Сложности маршрута должен отвечать опыт участников, а особенно - руководителя. Большое внимание нужно уделить дисциплине в группе, взаимопомощи и взаимоуважении. Зимой, когда внешняя среда бывает агрессивной к вам, вы должны работать как один крепкий организм.
Относительно слабой половины человечества (хотя не всегда она такой является): Количество девушек в группе не должно превышать 20 - 30%, и хоть считается, что девушки являются более выносливыми (интересно кто это придумал), и все же таки пробивать тропинку в снеге, нести общее снаряжение, таскать колоды и взбалтывай их на дрова, топить печь - это мужская работа.
Относительно векового пЄдбору - рекомендаций нет. Все зависит от людей. Возможны варианты от 9 до 99 годов.
Выбор маршрута:
Избирая маршрут для зимнего путешествия - вы должны учесть следующие моменты:
Ј нужно определиться со сроками путешествия. Это может быть короткий поход - (от 1 до 3 дней), средний - (4 - 6 дней) и длинный - (от 6 дней и дольше).
Ј необходимо определиться с целью путешествия.
Ј хорошо было бы, якщи бы вы предварительно в весенне летний период прошли определенные участки маршрута, а то и весь маршрут - это облегчит ваше ориентирование на маршруте и уменьшит вероятность забрести.
Ј зимой для прохождения сложнее и опасными являются открытые позвоночники (Черногора, Свидовець и так далее), это связано и с лавинной опасностью, и большей вероятностью сильных ветров.
Ј важным является залЄсенЄсть маршруту: ведь это и дрова (тепло, еда), и защита от ветра, и уменьшения лавинной опасности.
Ј на открытых участках снежный покров преимущественно является меньше (и это приятно), а в лесах, долинах год - он намного больше.
Ј летние тропинки и дороги перемЄтаЊ, потому их трудно, а порой просто не возможно идентифицировать.
Ј иногда более легко двигаться ребром позвоночника, чем траверзувати его. Порой это просто необходимо.
Ј следует учитывать, что, невзирая на близость населенных пунктов, группа, которая находится в горах в зимку, находится в значительном автономном состоянии - из некоторых районов (Горгани, Свидовецкий массив) почти невозможно добраться до жилья быстрее, чем за двое суток.
Ј маршрут должен отвечать вашим физическим возможностям.
Ј должна быть предусмотрена возможность "умного" восхождения из маршрута - нить маршрута должна проходить через населенные пункты, которые имеют соединение с "Большой Землей", - на случай если кто-то заболеет, истощится, просто ли передумает, тогда есть возможность не заканчивать маршрут всей группе.
Ј нужно взвесить на наличие хижин по маршруту. Зимой хижина - это тепло и хороший отдых. В определенных районах хижин достаточно, в других меньше. Рассчитывать надежнее на знакомые хижины, тогда есть больше гарантий, что они в хорошем состоянии. Хотя бывают исключения.
Ј к источникам воды привязываться необязательно, зимой можно топить снег.
Ј не забывайте, зимой - световой день намного более короток, чем летом.
Ј зимой погода изменяется очень быстро, потому нужно быть готовым к этому.
Ј не забывайте о солнечном ультрафиолете и о защите от него.
Ј иногда умнее вернуться назад, чем рисковать жизнью и здоровьем. Горы стояли, стоят и будут стоять, а жизнь дается только раз.
Ј нужно хорошо продумать ремонтный набор, чтобы через поламку одной лыжи вся группа не переходила на пеший способ передвижения, это значительно осложнит преодоление маршрута
Ј движение - это жизнь и эта истина простая.
3.6. Заезд и Выезд
Заезд: Отправной точкой путешествия вважавлось м. Тернополь. Отсюда выезжало 7 участников путешествия. Поездом Шепетивка - Ивано-Франковск (время отправления 22.18) - к Франкивска. Стоимость билета - 7 грн 24 коп. Время прибытия 08.54.
В м. Черткив к нам подсел еще один участник путешествия, а во Франкивску мы встретились с еще двумя участниками и таким образом нас стало 10 человек.
Дальше поездом Ивано-Франковск - Надворная - время отправления 09.15, стоимость билета - 2 грн 15 коп., к м. Надворная. А оттуда маршрутным такси к с.Бистриця. В с.Бистриця прибыли около 12.30.
Выезд: Финишной точкой нашего путешествия считается смт.Кобилецька Поляна. Отсюда мы выехали бусом (50 грн - из группы) к с.В.БичкЄв - трасса Хуст-рахив. А отсюда рейсовыми бусами, которых здесь много, к м. Рахив.
Из м. Рахив поездом РахЄв-Ѓвано-ФранкЄвськ к ст.Делятин (время отправления около 15.00, стоимость билета - 3 грн 40 коп), где сделали пересадку на поезд Делятин-Коломия - около 19.00 (вЄртЄсть билета - 2 грн, время прибытия - 20.00). А дальше поезд Ивано-Франковск - Шепетивка в Тернополь (время отправления 20.40, стоимость билета 6 грн 45 коп, прибытие 05.20)
4. Состав группы |
Љп/п | ПИП | Дата рождения | Адрес, телефон, контакты | Опыт | Обязанности |
1 | Горон Владимир Ярославович | 25.03.81 | м. Тернополь, вул.Симоненка 4/191 тел., 8 0352 264655, 8 067 3522826 volodymyr.horon@gmail.com | зима, Карпаты, | руководитель |
2 | Рибаков Александр Владимирович | 23.11.82 | Хмельницкая обл., м. Каменец-подольский, вул.Грушевського 62а/27 тел., 8 03849 50524, 8 067 9918254 kamyanets@mail.ru | зима, Карпаты, | фотограф |
3 | Плишко Андрей Петрович | 10.12.84 | м. Тернополь, вул.Мазепи 1/31 тел., 8 0352 531106, 8 097 4422495 | зима, Карпаты, | врач |
4 | Желтоголовый Андрей Романович | 16.02.78 | Тернопольская обл., м. Черткив, тел., 8 252 32297, 8 097 9347515 | зима, Карпаты, | ремонтник |
5 | Забуга Петр Юриевич | 09.07.84 | м. Тернополь, вул.Оболоня 11/207 тел., 8 0352 255142, 8 097 9714442 | зима, Карпаты, | ремонтник |
6 | Кашуба Юлия Юриевна | 23.07.80 | м. Киев, вул.Воровського 32/4 тел., 8 067 4874775 kayulka@yahoo.com | зима, Карпаты, | завхоз |
7 | Накрийко Павел Ярославович | 09.07.84 | м. Тернополь, вул.Оболоня 11/103 тел., 8 0352 255338, 8 097 9686550 | - | костровий |
8 | Коломиець Александр Анатолиевич | 09.10.80 | Черниговская обл., м. Борзна, вул.Ѓ.КулЄша 1 тел., 8 04653 23676 | - | костровий |
9 | Бегун Елена Игоревна | 25.09.81 | Николаевская обл., м. Баштанка, вул.ЮвЄлейна 51 тел., 8 05158 21868, 8 097 9546419 elia-81@list.ru | - | помощник завхоза |
10 | Руденко Петр Анатолиевич | 07.12.88 | Кировоградская обл., м. Кривой Рог, тел., 8 0564 710650, 8 067 9348614, badi@mail.zp.ua | зима, Карпаты, | костровий |
5. График движения по маршруту |
Дата | Участок | Время | Километраж | Характеристика | Метеоусловии |
05.01 | м. Тернополь - м. Ивано-Франковск | 11 год | 260 км | поездом | тепло, снега нет |
06.01 | м. Ивано-Франковск - м. Надворная | 2 год | 40 км | поездом | мрачно, тепло, снега нет, падЊ дождь |
м. Надворная - с.Бистриця | 1 год | 30 км | маршрутным такси | ||
с.Бистриця - г.Салатрук | 2 год | 8 км | пешком селом, а затем - дорогой к повороту на Салатручуль, без лыж | мрачно, тепло, снегу достаточно | |
г.Салатрук - г.Салатручуль | 1 год 30 хв | 5 км | на лыжах, 2 переправы через реку | ||
07.01 | г.Салатручуль - пол.Боярин | 3 год | 5 км | подъем на позвоночник, в конце выхода - глубокий снег и крутые склоны, двигаемся без лыж | мрачно, свежо |
пол.Боярин - ур.Пекло | 4 год | 10 км | движение позвоночником, траверсов склонов, подъема на грамме.Негрова, спуск в урочище Пекло, глубокий снег, двигаемся на лыжах | мрачно, порывы ветра, порой появляется просветительство | |
08.01 | ур.Пекло - г.Пляйска | 2 год | 6 км | спуск из позвоночника в долину реки без дороги на лыжах | мрачно, тепло, появляется просветительство |
г.Пляйска - устье г.Турбат | 5 год | 21 км | движение дорогой долиной реки на лыжах, много хижин | солнечно, тепло | |
09.01 | устье г.Турбат - с.ЛопухЄв - г.Яблониця | 5 год | 20 км | движение розNoждженою дорогой, селом, без лыж | солнечно, морозно
|
г.Яблониця - подъем на грамме.Берляска | 3 год | 7 км | подъем на позвоночник, снег подлипает, но двигаемся в лыжах | ||
10.01 | подъем на грамме.Берляска - грамм.Унгаряска | 7 год | 14 км | подъем на позвоночник Берляски и траверс позвоночника. Двигаемся дорогами, на лыжах, спуски. | солнечно, прохладно, видимость переменная |
грамм.Унгаряска - г.Куртяський | 2 год | 5 км | выход на позвоночник Свидовець, движение позвоночником - на лыжах и спуск в долину г.Куртяський без лыж | холодно, ветер, туман | |
11.01 | г.Куртяський | 7 год | 8 км | отсутствует дорога, крутые берега, частые переправы через реку, завалы из деревьев, значительная глубина снежного покрова, двигаемся и на лыжах, и без лыж | солнечно |
12.01 | г.Куртяський - грамм.Курпень | 4 год | 8 км | отсутствует дорога, крутые берега, частые переправы через реку, завалы из деревьев, значительная глубина снежного покрова, двигаемся и на лыжах, и без лыж, в конце 2-часовой подъем на гору | мрачно, тепло, подлипает снег
|
грамм.Курпень - г.Крайня Река | 1 год | 3 км | спуск из позвоночника без лыж | ||
г.Крайня Река | 1 год | 3 км | движение дорогой без лыж | ||
13.01 | г.Крайня Река - с.Кобилецька Поляна | 4 год | 22 км | движение хорошей дорогой без лыж | облачно, прохладно |
с.Кобилецька Поляна - м. Рахив | 2 год | 50 км | бусами | ||
м. Рахив - м. Коломыя | 5 год | 170 км | поездом | ||
14.01 | м. Коломыя - м. Тернополь | 8 год | 200 км | поездом | облачно, тепло, снег отсутствует |
|
Это наша кнопка |