Рогожин Илья Владимирович: другие произведения.

Отчет: Источники Можайского района Московской области

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рогожин Илья Владимирович (iliya.rogozhin@russdragmet.ru)
  • Обновлено: 06/03/2006. 15k. Статистика.
  • Отчет. Путешествие:Подмосковье , Автомобиль
  • Дата похода 13/10/2004
  • Маршрут: Можайский район
  • Оценка: 6.72*6  Ваша оценка:

      Отчет об однодневной поездке
      из цикла: "Святые источники и родники Московской области и близлежащих областей"
      
      Источники Можайского района Московской области
      
      Продолжая цикл поездок по Святым источникам, родникам и ключам Московской области (см. форум "Смоленские родники"), в эту субботу, 13 ноября 2004года, наша семья совершила маленькое путешествие на запад от Москвы - по земле древней Можайской. Назвать поездку однодневной - даже слишком, так как от МКАД мы отъехали только в 12-30. Скорее получилась "полудневная" прогулка. В плане было попасть на два источника - "Святой источник Чудотворной Иконы Божьей Матери Колоцкой" и "Святой источник преподобного Ферапонта". (Информацию о существовании источников я нашел в Интернете).
      
      Мне было интересно найти Можайский Лужецкий Феропонтов монастырь, находящийся по данным путеводителя на окраине г.Можайска. Дело в том, что лето в детстве я в основном проводил в деревне недалеко от Можайска, часто ездил в этот город, гулял по нему, но то, что в нем есть монастырь - не знал. Можайск для меня до сих пор остался одним из любимейших городов России, город из детства, и вот теперь предоставлялась возможность не просто попасть в него вновь, но и найти в нем что-то новое...
       Историческую информацию о городе Можайске легко найти в путеводителях, Интернете и других источниках.
       Из детства мне запомнилось несколько смешных историй про г. Можайск. В качестве небольшого отступления и для того, чтобы лучше понять мое представление о городе, рассказываю:
      История первая - "Вечный огонь". В центре Можайска есть некий сквер и в нем памятник Неизвестному солдату - и "Вечный" огонь. Но в последние советские времена всеобщего дефицита мужи города решили, что гореть "вечному" огню постоянно слишком накладно. И стал "Вечный" огонь - "Вечным огнем, горящим по праздникам"! Наибольшую радость этот огонь вызывал у местных мальчишек. После официальных церемоний огонь горел весь день и вечер, и только ночью его выключали. Вечером местная "шпана" использовала его как костер: жарила хлеб (вряд ли колбасу, колбасы тогда уже не было) и грелась у огня. Образ детей, на фоне темного памятника и палочек с хлебом нам "Вечным огнем, горящим по праздникам" - запомнился...
       История вторая - "Какого цвета Ленин?": Каждую весну, приезжая в первый раз в Можайск, мы сразу шли смотреть "какого цвета Ленин". Дело в том, что в том же центральном сквере Можайска, с одной стороны которого был памятник Неизвестному солдату, с другой стороны стоял памятник Ленину. Памятник каждый год по весне видимо подновляли - красили разной масляной краской. Причем краска становилась все причудливее: первоначально это была "серебрянка", потом как-то памятник был выкрашен "зеленой", а затем и голубой краской. И вот однажды, придя по традиции к памятнику - ни зеленого, ни даже голубого Ленина мы не увидели. Тумба, на которой он стоял, была на месте, буквы "Л Е Н И Н" на ней тоже остались, но вместо вождя - стояла ... железобетонная ваза, с цветами... Вот так украсили город...
      Кстати сейчас на месте памятника Ленину стоит новый памятник, если я не ошибаюсь Святому Николаю Чудотворцу - покровителю Можайска, скульптора Клыкова. Памятник бронзовый, в стиле "Московского новодела". Интересно - использовали ли они тумбу от Ленина?
      Я очень надеюсь, что своими воспоминаниями я не обидел никого из жителей Можайска. Тем более, повторюсь, я люблю этот город...
      
      Возвращаясь к нашей поездке по Святым источникам Можайского района.
      Начать мы решили с Успенского Колоцкого монастыря в с.Колоцкое. Ехать надо по М-1 - до поворота на Уваровку, потом поворот по указателю на "Бородино". Искать ничего не требуется - с.Колоцкое - отмечено на любой карте. Фактически от поворота с М-1 на Уваровку - впереди с права по ходу уже видна белая высокая колокольня Успенского Колоцкого женского монастыря. Кстати с этой колокольни в 1812 году сначала Кутузов, а затем Наполеон осматривал поле Бородинского сражения. Колокольня четырех ярусная, квадратная в плане, под ней расположены въездные ворота монастыря. Официально монастырь основан на левом берегу р. Колочь в 1413г удельным князем Андреем, сыном Дмитрия Донского, как передовой форпост на подступах к Можайску. Легенда же гласит несколько иначе: "Местный крестьянин Лука нашел в поле чудесную икону Пресвятой Богородицы. Он взял ее и принес в свой дом. Вскоре Лука обнаружил исцеляющую силу образа. К иконе стали стекаться недужные, весть о ней распространилась далеко за пределы Можайска, и достигла великокняжеского двора. Слава первооткрывателя великой святыни вскружила Луке голову. Разбогатев на деньгах от страдальцев, приходящих за помощью к иконе, Лука построил для себя хоромы - достойный знатного вельможи, стал вести разгульный образ жизни, возгордился. За свои грехи Лука был наказан - занедужил, у него отнялись ноги. Покаявшись, перед смертью упросил Лука кн. Андрея Можайского распорядиться нечестно нажитым им имуществом по божески. Князь Андрей устроил на вырученные средства мужской монастырь, а на месте обретения Лукой иконы - забил чудодейственный Святой источник".
      Слева при входе в монастырь висит памятная доска, говорящая о том, что в этом монастыре Денис Давыдов в 1812году принял от Багратиона командование над партизанским войском, оставшемся в тылу у французов.
      Архитектурный центр монастыря - Успенский собор, основан в 17 в, капитально перестроен в середине 18 в. Из других зданий сохранились: надвратная колокольня, настоятельский корпус, братские кельи и одна башня ограды. Крепостные стены не сохранились. Французы, заняв монастырь, расположили здесь свой госпиталь, а уходя, разграбили церковное имущество и подожгли древние постройки.
      Сейчас монастырь действующий женский. Мы вошли в храм, когда в нем монашка в слух читала Святое писание. Она прервалась, но не зашикала на нас, а сказала "Проходите..., проходите, пожалуйста" и продолжила чтение писания. Из икон мне запомнилась расшитая бисером икона. Поставив свечи, вышли на улицу. Спросили - как пройти к источнику. Все встреченные в монастыре, показались мне приветливыми, а обстановка приятной, не давящей.
      Как выяснилось, сам источник находится в поле: надо выйти из монастыря, перейти автомобильную дорогу и идти прямо метров 300, справа, по ходу, можно увидеть колодезную часовню.
      Часовня новая - из светлого дерева, резные свесы и украшения столбов. В часовне весит икона "Святой Божьей Матери Колоцкой".
       Вода в источнике на вкус приятная, чистая и прозрачная. Купальни нет, но есть место для обливания, тут же лежат ведра, ковши, кружки. От часовни открывается просторный вид на поля и луга вокруг, речку Колочу, правда заросшую деревьями и не доступную, и на сам монастырь. Вокруг часовни - устроены деревянные лавочки, а русло выложено камнем и спилами стволов деревьев.
      Источник находится прямо в поле, недалеко от реки, но к ней мы подойти не смогли - слишком грязно. Полевая дорога порядочно размыта, но в сухую погоду можно проехать прямо к источнику. Хотя, лично мне не нравиться, когда близко к источнику подъезжают машины: более правильно и полезно пройтись 300-500 метров пешком, не нарушая тишины и покоя Святого места.
      В целом "Святой источник Чудотворной Иконы Божьей Матери Колоцкой" очень приятное, спокойное место - а вода в источнике - вкусная ... Нам источник очень понравился!
      
      Дальше наш путь лежал через Бородино. Посещение Музея и самого Бородинского поля не входило в наши планы - я много раз бывал на Бородинском поле во времена моего летнего отдыха в деревне под Можайском. Решив, что на Бородинское поле мы поедем как-нибудь летом, на весь день и с детьми, мы решили завернуть только в Спасо-Бородинский монастырь: Зайка в нем до этого не была, а мне показалось, что рядом с монастырем я тоже когда-то видел источник...
      Спасо-Бородинский монастырь стал не запланированным объектом нашей поездки, но мы не жалеем. Если Вы не были в нем - советую заехать. Находится монастырь недалеко от Бородинского музея в с.Семеновское.
      Возникновению монастыря предшествовала необычайно красивая история о любви (я прочитал ее на сайте nataturka.newmail.ru). Маргарита Нарышкина и Александр Тучков в течении долгого времени не могли получить согласие на брак родителей невесты. После долгожданного венчания счастье молодых было не долгим - разразилась война с Францией 1806г., затем русско-шведская война 1808г. и Отечественная 1812г. Тучков был военным человеком. Кажется невероятным, но Маргарита всюду следовала за своим мужем. Она была единственной женщиной в войсках, и не смотря на все тяготы войны держалась мужественно, не страшилась никакой работы, оказывала помощь раненным. Накануне Бородинского сражения, когда стало слишком опасно, Тучкову удалось убедить супругу отправиться в Москву вместе с сыном Николенькой, которому был один годик. С тяжелым сердцем, предчувствуя беду, уезжала она от мужа. Во время Бородинского сражения Александр Тучков, командовавший бригадой, был буквально разорван на части, попавшим в грудь ядром. Маргарита, узнав о гибели супруга, поспешила в Бородино, на поиски останков, но в этом месиве тел и земли трудно было что-либо обнаружить... Тогда Маргарита решила увековечить воинскую славу мужа и русской армии. Внутри средней Багратионовской флеши она строит церковь, вокруг которой вырастает община, а затем и монастырь. В 1826 году на Маргариту обрушивается еще одно горе - погибает от продолжительной болезни ее единственный сын, Николай, в возрасте 15 лет. Она хоронит его там же в Спасо-Бородинской обители, а сама принимает постриг и становится настоятельницей Марией. С тех пор и до самой смерти она не покидает стен монастыря.
      Кстати, сейчас на территории монастыря восстановлен домик настоятельницы Марии, в котором воссоздана обстановка, которая была при ее жизни.
      За территорией монастыря также воссоздана гостиница, в которой останавливался Толстой, когда работал над романом "Война и мир", и открыта экспозиция посвященная пребыванию Толстого в Бородино.
      Мне особено запомнился Спасо-Бородинский монастырь не в этот приезд, а когда я заезжал в него в этом году летом. Зайдя в центральный Владимирский собор я попал на службу. Пел хор. Голоса монашек были на столько чисты и возвышены, а акустика собора прекрасна, что пение их показалось действительно чем-то не земным, настолько оно было красиво. Очень советую зайти в Владимирский Собор Спасо-Бородинского монастыря - во время церковной службы и послушать хор.
      Источника рядом с монастырем нет. То, что я принял за источник, оказалось небольшой часовней "монахини Рахили", за территорий монастыря.
      
      Путь наш лежал дальше по старому Можайскому тракту в сторону Можайска. К сожалению, осенью темнее - быстро. Мы проехали мои любимые места пригорода Можайска - Можайское водохранилище. Если Вы поедите летом и будет время и желание искупаться и поесть недавно пойманной и копченой рыбки, то надо, не доезжая до Можайска, свернуть в плотине через Москва-реку. Обычно возле пляжа продают рыбу...
      Сейчас нашей целью было найти в вечернем Можайске "Брыкину гору" и Лужецкий монастырь на ней. Проехав Никольский Собор, который встречает всех, кто въезжает в город, мы увидели за ним луковки церкви. Я не знал, что это за храм, и подумал, что это и есть монастырь. Мы свернули на площади перед новым памятником Св. Николаю налево и проехали к церкви. Это оказался Храм Иокима и Анны, оставшиеся от Якиманского монастыря 16века. Как выяснилось, для того, чтобы попасть к монастырю - надо ехать еще прямо, мимо сквера, где стоял Ленин, и напротив центрального рынка, на светофоре повернуть налево, в сторону Москва-реки. Дальше будет указатель на монастырь.
      Кстати, после того как свернете, перед спуском с горы вниз к реке, будет возможность купить курицу-гриль, а также у местных бабушек на импровизированном рыночке - яблоки, квашенную капусту, молоко и т.д.
      Монастырь стоит на высоком берегу Москвы-реки, внизу красивыми извивами протекает Москва река. Видны остатки старой плотины, а может моста. Вид красивый, но, к сожалению, уже стемнело, и видно было не далеко.
      "Святой источник преподобного Ферапонта" находится прямо перед монастырем, недалеко от стоянки для машин. По информации - источник "ископан" самим основателем монастыря - Преподобным Старцем Ферапонтом. Кстати, за основание монастыря старец Ферапонт взялся, когда ему было уже за 70 лет, а скончался он в 90 лет.
      История основания монастыря тесно связана с Преподобным Ферапонтом, мощи которого покоятся теперь в центральном Соборе монастыря - Соборе Рождества Богородицы. Преподобный Ферапонт (в миру - Волоколамский дворянин Федор Поскочин) принял постриг в 1370 г в возрасте 40 лет в Московском Симоновом монастыре, где часто вел беседы с другом своим Кириллом (впоследствии Белозерским) и наставником Сергеем Радонежским. Ферапонт с Кириллом основали Кирилло-Белозерский монастырь. В Можайск умолил приехать старца князь Андрей Дмитриевич Можайский, младший сын князя Дмитрия Донского. Пр.Ферапонт выбрал для нового монастыря место на горе, на высоком берегу Москвы-реки и в 1408г заложил деревянный Храм Рождества Богородицы.
      Монастырь не раз служил боевой крепостью. Его разоряли литовцы, поляки, а в 1812г разграбили и осквернили французы. Более того, после уход французов, обитель чуть не взлетела на воздух: отходя, наполеоновские солдаты раскидали по ней мешки с порохом и подожгли соборный иконостас с древними иконами. Подвиг монастырского служителя Ивана Матвеева, который, рискуя жизнью, разбросал мешки с порохом, спас монастырь.
      То, что не удалось разрушить врагам внешним - удалось разрушить в советские времена, после закрытия монастыря. В довоенный период в нем размещалась фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Во время фашисткой оккупации монастырь использовался как лагерь для военно-пленных, а после освобождения Можайска от фашистов - для подобных же целей его использовали органы НКВД.
      Сейчас отрадно видеть восстанавливающийся монастырь: блестят восстановленные купола на Храме Рождества Богородицы. Восстанавливаются и другие постройки монастыря.
      Старец Ферапонт, по-прежнему, духовно со своей обителью. И так же как при его жизни - Святой источник поит прекрасной водой всех приходящих к нему.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рогожин Илья Владимирович (iliya.rogozhin@russdragmet.ru)
  • Обновлено: 06/03/2006. 15k. Статистика.
  • Путешествие:Подмосковье
  • Оценка: 6.72*6  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка