Хворостенко Сергей: другие произведения.

Очерк: Херсонес

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хворостенко Сергей (gekata@meta.ua)
  • Обновлено: 21/11/2015. 31k. Статистика.
  • Очерк. Путешествие:Крым ,Украина , Ноги
  • Дата похода 01/01/2008
  • Маршрут: Севастополь - Херсонес
  •  Ваша оценка:


       Начав писать этот рассказ, я наивно полагал, что можно вложить в несколько страниц текста всю историю и географию этого города. Но это невозможно. Поэтому речь пойдет только о небольшой части современного Севастополя - Херсонесе.
       Ясным январским утром мы едем на юго-восток города. Несколько минут прогулочным шагом по улице с говорящим названием - Древняя, и мы на месте. Покупаем билеты и входим на территорию городища. Руины этого древнего города для многих - символ Севастополя, для меня же, их первое посещение в далеком 1984 году во многом предопределило жизненные интересы.
       Не сезон - начало января. Прекрасное солнечное утро. Голубое небо. Лучи солнца. Перемерзшие камни руин города обсели кристаллы льда. Море немного волнуется. Зеленеющая трава тронута инеем. Термометр на стене музея показывает +11, а в Киеве, откуда еще меньше суток назад мы уехали, температура упала ниже -15... Народа почти нет - несколько таких же, как и мы экскурсантов, и пара работников музея, насыпающих вдоль берега дамбу.
       Вопреки распространенному мнению, Херсонес скорее не античный, а средневековый город - он просуществовал 2000 лет, с 500 века до нашей эры и до 15 столетия нашей. Основная масса построек города, сохранившихся до нашего времени, имеют раннесредневековое происхождение.
       В пятом веке до нашей эры из Гераклеи Понтийской, города, населенного греками - дорийцами, часть горожан переселяются в Северное Причерноморье. Выбранное место переселенцами было уже заселено таврами. Об этом говорит и название города - Херсонес Таврический - полуостров тавров. Еще Геродот рассказывал, что воины Гераклейского полуострова помогали армии Дария во время войны со скифами. Вот только в 6 веке до нашей эры скорее всего это были не херсонеситы, а тавры.
       Строительство укреплений стало для греческих колонистов вопросом жизни и смерти. Это первая крепость имела площадь всего 4 гектара. К 4 столетию до н. э. город разрастается и занимает весь Гераклейский полуостров, его население составляет около 10 тысяч человек. В Херсонесе печатают собственную монету, увеличиваются площади прилегающих к городу сельскохозяйственных угодий. Воинственных тавров либо перебили, либо обратили в рабство. Херсонес расширяет свое влияние - берет под контроль Бухту Символов (нынешняя Балаклава), основывает ряд полисов, таких как Керкенитида и Калос Лимен, теперешние Евпатория и Черноморское.
       Но в третьем веке до нашей эры соседями Херсонеса становятся скифы. Это не самое спокойное соседство стимулирует новый всплеск строительной активности. Город обзаводится новыми крепостными стенами - протяженностью 3,5 км, высотою - до 10 м. и 24 башнями, круглыми и квадратными. Укрепления того времени, расположенные на юго-востоке городища, сохранились до нашего времени. Попасть в город можно было через четверо ворот.
       Особенно защищенным был порт - торговля была одной из главных статьей доходов Херсонеса. В Грецию вывозили скот, зерно, рыбу, соль, воск, мед. Взамен Херсонес получал оливковое масло, дорогие вина и керамику, предметы роскоши.
       В 3 веке до нашей эры Херсонес представлял 6 продольных и 30 поперечных улиц. В квартале, образованном их пересечением, располагались 2-3 усадьбы, построенные в эллинских традициях, но с поправкой на более холодные зимы Северного Причерноморья - жители Херсонеса стали первым оседлым народом античного мира, носившим штаны.
       Главная улица, пересекавшая весь город, была в два раза шире второстепенных - 7 метров. В центральной части Херсонеса возводится акрополь и центральная площадь - агора. Здесь же находились храмы Девы, Диониса, Афины, Афродиты, статуи и алтари божеств и героев, разрушенные горожанами в раннем средневековье, частично сохранившийся монетный двор и театр. Правда нынешний был построен в 3 веке н. э. Он был рассчитан на 3 000 зрителей и является единственным сохранившимся до наших времен античным театром на территории СНГ. Приблизительно через пятьдесят лет после его постройки на месте, где располагались зрительные места, была сооружена церковь, условно называемая "храм с ковчегом". В последствии ее разобрали. А театр действует до сих пор - летом здесь ставят произведения античных драматургов.
       В центре города также находилась плита со знаменитой присягой, которую давали все юноши города, становясь совершеннолетними. После этого они могли посещать собрания граждан, носить меч-ксифос, а при необходимости - стать в ряды городского ополчения.
       В этот период в Херсонесе живет Сириск, сын Гераклида - первый историк на территории СНГ. Он был награжден золотым венком за то, что историю "исследовал правдиво и согласно с достоинством государства". Известия о Сириске дошли до нас благодаря декрету в честь историка, высеченному на мраморной плите и установленному в главном городском храме Девы - Парфенос.
       Дева была покровителем Херсонеса. Главным праздником в городе был праздник Парфений, славящий божество. Вероятно, культ Девы, сопоставляемый многими исследователями с Артемидой, перешел к херсонеситам от тавров.
       Высшая власть в городе принадлежала собранию свободных граждан, которое посещали достигшие совершеннолетия мужчины.
       Эллинистическая цивилизация слабеет. Уходят в небытие демократия греческих полисов. Херсонес становится аристократической республикой. Правителем становится первый архонт, возглавляющий высшую магистратуру - коллегию из шести архонтов.
       В 146 году до н. э. Эллада попадает под власть Рима. Греческие государства Северного Причерноморья остаются один на один с кочевниками.
       Тем временем скифы, теснимые из Причерноморских степей сарматами, вторгаются в пределы Крыма. На месте современного Симферополя они основывают свою столицу Неаполь Скифский. Вчерашние кочевники пытаются вытеснить греков, захватить удобные для мореплаванья бухты и сельскохозяйственные угодья, самим вести приносящую немалую прибыль, торговлю.
       Херсонес поначалу пытается самостоятельно противостоять скифскому натиску, но, потеряв Керкентиду и Калос Лимен, горожане понимают, что силы не равны и ищут помощи. Находят ее в лице Митридата Евпатора, молодого царя Понта, крупнейшего эллинистического государства на берегах Черного моря.
       Митридат высылает из Синопы в Херсонес армию под командованием стратега Диофанта, сына Асклепиодора. Между 113 и 111 гг. д. н. э Диофант, постоянно передислоцируясь между Херсонесом и Боспором, ведет бои со скифской армией, возглавляемой Палаком, сыном царя кочевников Скилура.
       Понтийцы возвращают Херсонесу утерянные земли западного побережья, разоряют скифские крепости Хабеи и Неаполь, и заставляют противников отказаться от территориальных претензий. После скифской кампании армия Диофанта отбывает в Пантикапей.
       В 109 г. д. н. э. Митридат IV Евпатор становится правителем не только Понтийского, но и Боспорского царств. Освобожденные от скифов земли стали частью государства. Поначалу херсонеситы не возражают. Им есть за что благодарить и царя, и стратега. Но Митридат затевает ряд воин с Римом и регулярно терпит в них неудачу. Жители царства, в том числе и херсонеситы, неоднократно вынуждены платить огромные контрибуции. Поначалу это было простое недовольство, но через несколько лет Херсонес, Феодосия и часть городов Керченского полуострова поднимают восстание против Митридата.
       После смерти Митридата в 63 г. до н. э. в его государстве начинается период межусобиц, затянувшийся почти на 15 лет.
       Пользуясь продолжающейся на полуострове неразберихой, Херсонес обретает независимость. О событиях этого времени рассказывает известная легенда. Царь Боспора Асандр пытался вернуть Херсонес силой, но после неудачи изменил тактику. Он потребовал выдать Гикию, дочь первого архонта Херсонеса Ламаха, замуж за своего сына и тем самым сделать его наследником. Но после скорой смерти Ламаха сын Асандра правителем не стал и чтобы захватить власть силой в подвалах своего дома стал собирать отряд боспорских воинов по несколько человек прибывающих в Херсонес на торговых судах. В день годовщины смерти Ламаха, после того как Гикия угостит вином и едой горожан, воины должны были выйти из убежища, перебить охрану и захватить власть. Гикия, случайно узнав о чужаках в подвале, с помощью служанок замуровала все выходы и сожгла дом вместе с мужем и его воинами. Спасительнице Херсонеса горожане поставили две статуи.
       Вернув независимость, Херсонес сталкивается со старой проблемой - скифы никуда не делись, вглубь полуострова их еще сильнее теснят сарматы. Какое-то время херсонеситы и сарматы дружат против скифов. Сарматская царица Амага даже оказывает грекам военную помощь, но для защиты Херсонес сам ищет зависимости от Рима.
       Сохранив почетное звание "свободный" и формальную независимость, Херсонес получает римский гарнизон и защиту своих границ. Далекие хозяева были меньшим злом, чем близлежащие Боспор и скифы.
       В Херсонес перебрасывается 3 римских гарнизона и военная эскадра из провинции Мезия. Существенно увеличив налоги и подати, метрополия дает взамен спокойствие. Херсонес увеличивается в размерах - при населении 10-12 тысяч человек он занимает 30 гектаров.
       Херсонеское ополчение принимало участие в нескольких коротких римо-боспорских войнах, за что город получил право печати золотой монеты. В 61-62 гг. римский военачальник Плавтий Сильван возвел вокруг города вал. Римский гарнизон находился в Херсонесе до 3 века, кроме цитадели в самом городе, римляне создали укрепления в Бухте Символов, и на высоте Казацкая. Кроме того, в Херсонесе и Балаклаве были стоянки римского флота.
       В городе активно ведется строительство. Расширяется крепость, здания становятся выше. Театр перестраивается и становится цирком. Возникают общественные бани-термы и необходимый для их работы водопровод, древнейший на территории Украины. Вода из источников по двум подземным водогонам поступала в водохранилище вместимостью 1800 м3. В 9 веке его почему-то засыпали, а водопровод и в дальнейшем работал исправно.
       В конце первого века нашей эры из Боспора в Херсонес приходит проповедовать один из двенадцати учеников Христа, Святой Андрей Первозванный. Но в отличие от населения Боспорского царства, его проповеди не находят отклика в душах херсонеситов и святой покидает город.
       В дальнейшем Херсонес теряет связь с Римом - выводится гарнизон, прекращается чеканка собственных монет. Трансформируется даже название города - утрачивается греческое окончание "-ес" и в средних веках он фигурирует как Херсон.
       Город удачно переживает Великое переселение народов - основная масса переселенцев проходит мимо. Брошенный римлянами Херсон занимают пришедшие с севера германские племена готов. Используя местный флот, пришельцы активно пиратствуют, не только в Черном, но и в Средиземном морях. Со временем северяне многое перенимают от греков, и на тысячу лет становятся одним из самых многочисленных народов Крыма.
       В 395 году бывшая метрополия распадается на Западную и Восточную Римскую империи. И хотя в провинцию Восточной Римской империи Херсон будет выделен только в 6 веке, с этого времени город попал в сферу влияния Византии.
       На Втором Вселенском соборе 381 года к присутствующим ранее главам Боспорской и Готской епархий присоединился епископ Херсона Эферий. Поэтому можно утверждать, что христианство херсонеситы приняли в середине 4 века. И судя по тому, что античные храмы, скульптуры и общественные здания были уничтожены в 4 веке, а церкви и базилики начали строиться только в 6, смена веры для многих жителей была простой формальностью. Хотя христиане в городе были со времен Святого Андрея - об этом говорит наличие тайной, подземной церкви в центре города, сохранившейся до сих пор и доступной для обозрения.
       Город уже не увеличивал свои площади, только в конце 5 века были перестроены оборонительные сооружения. Крепостные стены нарастили до высоты 12-16 и толщины 4 м.
       В 488 году перестроили защищающую подступы к порту башню на юго-востоке города. Даже в 21 веке маленькой ее не назовешь - высота 9, диаметр около 20 метров. Названа она в честь Зенона, выходца из Херсонеса, командира особого отряда императорской гвардии, ставшего императором Византии. Будучи базилевсом, Зенон начал активное строительство в пределах всего государства. Деньги на модернизацию херсонской крепости были взяты из налогов и податей горожан.
       Процарствовав 20 лет первый крымский император закончил свою карьеру не очень хорошо. Как-то Зенон упился до такого состояния, что недруги убедили царедворцев том, что император умер, и спешно его похоронили.
       В 6 веке в Херсоне возводится крупнейший храм средневекового Крыма, открытый А. С. Уваровым в 1853 году. Размеры базилики - 50 на 22 метров. В комплекс также входят баптистерий (крещальня), где согласно "Повести временных лет" крестился князь Владимир, и небольшой "храм на сводах".
       Чуть западнее расположены руины другой базилики 6 века, называемой также "базиликой 1935 года". Здание было построено ранее как синагога, но в 6 столетии ее перестроили в христианское культовое сооружение. Её руины изображены на гривнях 1992 и 1994 годов.
       Кроме упомянутых выше, в Херсоне открыты фундаменты или руины еще шести церквей: кладбищенская загородная церковь в честь папы Мартина, высланного в Херсон в 655 г., западная базилика, четырехапсидный храм, "базилика в базилике", храм семи священомученников, базилика Крузе.
       В 695 году в Константинополе происходит переворот, в результате которого императором Византии становится полководец Леонтий. Законного базилевса Юстиниана Второго, предварительно отрезав нос, отправляют в ссылку в Херсон. В 698 году власть меняется вновь - Леонтия свергает Апсимар Тивелий Третий. Тайный доброжелатель доносит новому басилевсу, что Юстиниан готовит восстание. Ссыльный император бежит к хазарам, находящимся на Юго-западе Крыма, в переделах "страны Дори". Убегая, Юстиниан обещает отомстить хероснеситам.
       Хазарский каган принимает венценосного беглеца, выдает за него дочь, принявшую при крещении имя Феодора. Молодожены поселяются в Фанагории, городе Боспорского царства.
       Апсимар предлагает кагану обмен - Юстиниана на богатые дары императора. Тот соглашается, но об этом случайно узнает Феодора и сообщает мужу. В 705 году Юстиниан отправляется в устье Дуная, к хану болгар Тервелю, собирает армию, возвращает себе власть в Константинополе и казнит самозванцев.
       Под предлогом воссоединения семьи, Юстиниан отправляет в Крым эскадру с заданием уничтожить Херсон. Но шторм топит большую часть флота. Юстиниан направляет в Херсон другую эскадру. Херсон сопротивления не оказал.
       Византийцы показательно казнят 27 городских чиновников, вырезают горожан, щадя только детей и подростков. 40 чиновников и представителей хазарских властей в цепях отправляют в Константинополь.
       Узнав, что часть жителей Херсона осталась в живых, Юстиниан вновь направляет в Таврику флотилию, но ноябрьский шторм топит корабли. Это не останавливает императора - он отправляет в Крым все остатки флота. Таврика готовится к войне. Но сдержать Византийскую армию может не меньшая сила. На тот момент это были только хазары. Глава городской администрации Херсона Илья и ссыльный аристократ армянского происхождения Вардан Филиппик, возглавляющие городское ополчение, начинают переговоры с хазарами. Те обещают помочь.
       В последний момент Юстиниан остановился - вероятно, не захотел войны с тестем. Вместо армии он присылает в Херсон гарнизон из 300 солдат, главной задачей которого является нахождение и уничтожение заговорщиков. Для демонстрации своих добрых намерений Юстниан возвращает плененных ранее горожан, часть из которых были хазары. Но горожане выдают византийский гарнизон хазарам и те приносят их в жертву погибшим соплеменникам.
       Вардан провозглашает себя императором. С заданием уничтожить город в Херсон прибывает византийский флот под командованием Мавра. Он осаждает Херсон и стенобитными орудиями начинает разрушать крепостные стены. Но на помощь горожанам вновь приходят хазары. Мавру ничего не остается, как перейти на сторону херсонеситов.
       Тем временем Вардан, испугавшись возмездия, бежит к кагану. Горожане просят вернуть своего императора и Вардан возвращается, становится во главе войска и выдвигается на Константинополь. Юстиниан высылает навстречу весь оставшийся флот. Но эскадры разминулись в море - Вардан захватывает оставшуюся без защиты столицу империи, вновь объявляет себя императором, а 7 декабря 711 года казнит и Юстиниана и его малолетнего сына Тиверия.
       Второй херсонесский император и сам процарствовал недолго - в 713 году он был свергнут, ослеплен и вскоре умер.
       В 30-х годах 9 века Херсон теряет свою автономию. Город становится центром фемы - военно-административного округа, управляемого присланным из Константинополя генерал-губернатором - стратигом.
       В средние века население Херсонеса, как и всего Крыма было многонациональным, с доминированием греческой культуры Интенсивное заселение региона славянами произошло уже в эпоху новой истории. Тем не менее, город сыграл значительную роль в формировании славянской письменности. Хотя надо отметить, что в этой истории множество неизвестных моментов.
       Осенью 860 года в Херсон по поручению патриарха Константинополя Фотия прибыли братья Константин Филосов (принявший схиму под именем Кирилл) и Мефодий, и пробыли здесь до весны следующего года.
       Наполовину греки, наполовину болгары, родились в городе Солунь, нынешние Салоники. Старший брат был стратегом (военачальником), младший - хранителем патриаршей библиотеки, преподавателем философии в Константинопольском университете, полиглотом. В какой-то момент братья, уставшие от придворной жизни, уходят в монастырь, но не удаляются от дел.
       Зимуя в Херсоне, Константин изучает еврейский язык, скорее всего иврит, необходимый для продолжения своего путешествия в Хазарию. Также братья находят могилу папы римского Климента. В Херсоне Кирилл находит книги, написанные русскими письменами.
       Еще в Болгарии Кирилл сталкивается с проблемой - славянские народы, не имеющие своей письменности, не могут полноценно вести богослужения - церковные книги написаны либо на латыни, либо на греческом, сильно отличающиеся от славянских.
       Именно херсонские книги он берет за основу при создании славянской письменности. Работая над новой грамотой Кирилл выделяет общие звуки в славянском и греческом языках, максимально упрощает их написание, а для звуков, греческих литер не имеющих, таких как "ж", "ц", "я" придумывает обозначения.
       Вот только остается открытым вопрос - какую из двух имеющихся славянских азбук, кириллицы или глаголицы, придумал Константин? Большинство исследователей считают, что первой была глаголица. Именно ее в 863 году предложил Кирилл славянам Моравии. Глаголица сложнее, архаичнее и ближе по написанию к греческой скорописи. Кириллица же на мировой арене возникает в 10 веке и, судя по всему, является следующей версией, улучшенной и дополненной глаголицы. Об это же говорят славянские книги, где текст кириллицей написан поверх глаголицы.
       В описанной выше истории мне непонятен ещё один момент. В девятом веке со славянами в Северном Причерноморье было проблемно. Ближайшие к Херсону жили либо в Киеве, либо в Болгарии. Киевская Русь как единое государство не существует. Славянское Тмутараканское княжество на берегах соседнего Азова возникнет через сто лет. Пресловутую Черноморскую Русь, с возможно славянским населением большинство исследователей располагает в Северном Приазовье. Чьи же это "русские писмена"? Какой народ написал ними церковные книги, при том, что полностью Библия была переведена не на древнеславянский а на русский, украинский, белорусский языки уже в новой истории?
       Умер Константин-Кирилл в 872 году и похоронен в римском храме папы Климента, того самого, чьи мощи были найдены близ Херсона. Старший брат продолжил дело просветительства славян и скончался в апреле 885 года в моравском городе Велеграде.
       Следующее значительное влияние Херсонеса на судьбы восточного славянства состоялось через сто лет, в конце 10 века. В 987 году часть провинций Византии восстают против императора Василия Болгаробойцы. Возглавил бунт Варда Фока, и бавзилевс просит киевского князя Владимира оказать империи военную помощь. Князь выдвигает ряд условий, одно из которых - брак с сестрой императора Анной. Судя по тому, что была она набожной и к двадцати пяти годам еще не замужем, вступать в брак вообще не планировала, а уйти в монастырь ей не позволяло положение. У Василия не осталось выбора, он соглашается. Летом 988 года состоящая из варягов шеститысячная армия Владимира под Хрисополем наносит Фоке поражение.
       Но Василий и его брат Константин не выполняют свои обязательства - Анна остается в Константинополе, а выполнивший все свои обязательства Владимир получает звонкую оплеуху. В ответ на протесты Владимира император отправляет в Киев митрополита Феофилакта, в последствии ставшего главой древнерусской церкви, с ответом, что сам Константин Багрянородный запретил своим потомкам брачеваться с язычниками.
       Владимир во главе армии направляется в Корсунь. В городе у Владимира нашлись союзники: пресвитер одной из Корсунских церквей Анастас, которому помогал варяг Жадберн, некогда служивший в Киеве, и третий, имя которого история до нас не донесла. Заговорщики пустили в лагерь Владимира стрелу с указаниями, для чего, где и как необходимо разрушить водогон. Что Владимир и сделал. Без воды Херсон выдержал три дня осады.
       Немного пограбив город, Владимир направляет в Константинополь письмо с напоминанием своих требований. И угрожает, что вместо дальнейшей переписки двинется на Дунай, объединится с обиженными Василием болгарами и пойдет на Константинополь.
       Император соглашается, но ставит непременное условие - Владимир должен крестится.
       Перед самым крещением, видимо еще сомневающийся в смене веры Владимир теряет зрение. Слепота проходит только после принятия крещения. Владимир получает православное имя Василий, становится тезкой императора. Тут же, в Херсоне, происходит бракосочетание Владимира-Василия и Анны Порфирогенеты. Венчал брачующихся митрополит Эфесский и Антиохский, славянин по происхождению. Местом венчания одни источники называют церковь Святого Василия, другие - базилику Святых Апостолов. Взяв в жены кровную родственницу императора, Владимир и сам формально может использовать аналогичный царю титул кесаря.
       Владимир возвращает Византии Херсонес. Правда в качестве бонуса забирает в Киев две статуи и квадригу, некогда стоящую на центральной площади Корсуня. В дальнюю дорогу князь взял "Анастаса, и священников корсуньских с мощами Святого Климента, и Фифа, его ученика, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе".
       В конце 11 столетия Херсон становится центром международного конфликта. Члены еврейской общины города, рассказывает Киево-Печерский патерик, активно занимались работорговлею. Но в Ромейской империи, жителями которой они формально были, рабами могли быть только потомственные невольники, преступники, военнопленые и язычники. Замученный на Пасху 1097 года монах Киево-Печерской Лавры Евстратий Постник, как и многие другие не подходили не под одну из вышеперечисленных категорий. Разразился скандал. Император без разбора изгнал многих иноверцев из Херсона.
       В 12 - 13 столетиях ослабленная Византия утрачивает контакт с заморскими владениями. Херсон становится частью земель куманов (половцев) и их данником. Центры торговли и мореплаванья смещаются в потерянные херсонеситами Авлиту и Чембало. Связь с метрополией затрудняет данный генуезцами запрет на вхождение византийских суден в гавань Херсона. Жизнь в Херсоне существует только благодаря соседнему княжеству Феодоро, последнему продолжателю традиций Византии на землях Таврики.
       Влияние итальянцев на юго-востоке Крыма усиливается. Сначала в городе располагается католическая миссия. Затем, в 1333 г. папа Иоанн 22 дважды требует возвести в Херсоне католический храм. Требования, правда, остались только на бумаге - православные херсонеситы его строить и не собирались, а католики даже в Солдае и Кафе не были большинством. А в 1449 году Херсон становится резиденцией генуезского консула.
       Не дают покоя городу и золотоордынцы, неоднократно разорявшие Херсон и особенно отличившиеся в 1299 году. А тут еще начавшаяся в Кафе, и прокатившаяся по всей Европе, эпидемия чумы 1348 года не прошла стороной... Вдобавок разорение, учиненное армией Великого княжества Литовского во главе с князем Ольгердом. Херсон становится небольшим поселением. Настолько небольшим, что, принявший к тому времени унию с католиками, митрополит Херсонский жил вне города.
       15 век стал последним в истории города. В 1449 году, исходя из документов, Херсон еще существовал, а в 1472 генуэзцы из соседнего Чембало уже разбирали для своих нужд стены и башни "необитаемого места Ихерезонда".
       Триста лет Херсонес не был заселен человеком. По соседству возникла небольшая деревушка Ак-Як или Ахтияр, на ее месте основан нынешний Севастополь, в нескольких сотнях километров к северо-западу стараниями Потемкина был заложен город-теска античного поселения - Херсон.
       Только во второй половине 19 века начались регулярные исследования и раскопки городища. Тогда же были возведены самые молодые монументальные строения на территории городища. Это комплекс Владимирского монастыря - здание собора и нескольких монастырских построек, ныне в них размещается экспозиция музея.
       Монастырь заложен в 1861 году, а построен был в 1868, хотя отделочные работы продолжались до 1883 года. Автором проекта был академик архитектуры Г. Д. Гримм, а строительством руководил инженер М. Г. Арнольд. Это одно из самых больших культовых сооружений мира, сооруженных во второй половине 19 века.
       Владимирский собор возведен на месте древнего храма. Часть его сохранилась в цоколе здания и было законсервировано в далеком 1894 году. Во времена строительства ошибочно полагали, что именно в этом храме в 988 году принял крещение киевский князь Владимир.
       На первом этаже собора расположена церковь Богородицы, а на втором - церковь с притворами Владимира и Александра Невского.
       Богослужения в монастыре прекратились в 1924 году, а в 1942 г. большая часть храма была разрушена. Официально его уничтожили фашисты. Но есть и свидетельства очевидцев, что сделали это наши бойцы - собор на протяжении долгого времени был местом дислокации фашистского сигнальщика. Поскольку моряки Черноморского флота с моря обезвредить его не могли, враг был уничтожен вместе с местом дислокации залпом ракетного катера.
       Восстановлен собор был только практически на рубеже тысячелетий, простояв в руинах более 50 лет.
       Самое молодое сооружение Херсонеса - "Туманный колокол". Он появился здесь только в 1913 году. Сейчас колокол стал одной из визитных карточек города. И, вероятно, одним из наиболее ярких детских впечатлений моего первого посещения Севастополя. Мартовское море, еще зимнее небо, порывы ветра, в Херсонесе только одна экскурсионная группа - наша. Колокольный звон. Это такие же как я мальчишки кидали в лишенный языка колокол камни и звонкий метал отдавал звук благодарным слушателям...
       Туманным его назвали потому, что до эпохи радаров, локаторов и спутниковой навигации, в плохую погоду в него звонили, чтобы команды проходящих мимо кораблей и судов знала о близости невидимого берега.
       Сам колокол был выплавлен из турецких пушек в августе 1776 года в Таганроге. Его вес - более пяти с половиной тонн. В один заход было изготовлено 13 колоколов. Волею судеб, все они попали в главных храм Севастополя. Оттуда же в 1856 году были похищены французами, захватившими город во время русско-турецкой войны. Почти 60 лет колокол находился в Соборе парижской богоматери и вернулся на родину только в 1913 году - президент Франции Пуанкаре в знак дружбы России и Франции вернул некогда награбленное.
       Так сформировался ансамбль архитектурного заповедника Херсонес Таврический. Городище, основанное более 25 веков назад, вошло в третье тысячелетие. Но сказать, что ему тут комфортно, было бы неправдой.
       Омрачает современное существование Херсонеса морская трансгрессия, поднятие уровня моря, которая уже "откусила" часть берега. Припортовый район уже доступен для изучения только с аквалангом. С берега то тут, то там угадываются фундаменты усадеб. А летом прибрежная часть заповедника забита посетителями в плавках, купальниках, с надувными матрасами, тентами и прочей пляжной атрибутикой, приходящих в музей, как на пляж. Горожане же у берегов Херсонеса не купаются, считая эти воды грязными.
       Со всех сторон Херсонес обкладывается стройплощадками. Возводят и многоквартирные дома, и коттеджи. Говорят, что в некоторых местах строительство ведется на неисследованных участках, а кое-где и на территории древнего некрополя. Судя по всему их можно считать навсегда утраченными...
       Хотя, если честно, Херсонесу повезло гораздо больше, чем другим архитектурным жемчужинам Большого Севастополя - соседнему Инкерманскому пещерному монастырю, где монахи только начали осваивать часть исторического наследия, и балаклавской крепости Чембало, с 15 века особо никем не охраняемой...
      
      
      
      
      
      
      
      

    2

      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хворостенко Сергей (gekata@meta.ua)
  • Обновлено: 21/11/2015. 31k. Статистика.
  • Путешествие:Крым
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка