В наши прагматичные времена тема, о которой пойдет ниже, вызывает гораздо меньше интереса у горожан, чем прежде. Правда при постоянно растущем населении Киева количество действительно киевлян стремительно сокращается...
Когда городу более 1500 лет, некоторые аспекты его прошлого трансформируются в придания, с периодичностью всплывающие в умах горожан. Киевские пещеры, о которых пойдет речь ниже, неоднократно становились объектами мифотворчества.
Если говорить об Украине, пещеры природного происхождения встречаются на Подолье и Крыму. Пещеры Киева, в отличие от других регионов, имеют исключительно искусственное происхождение, и представляют интерес как памятники архитектуры, письменности, быта.
Огромно их археологическое, историческое, культурное значение, роль в становлении христианства на Руси. И если письменные источники в основном уже известны и исследованы, то археологические - практически неисчерпаемы. Пещеры же Киева в этом отношении - практически terra incognita.
Не раз пещеры исследовались, закрывались и заново открывались. Большинство их до сих пор малоизученны, большей частью закрыты для посещения, и ещё ждут своих исследователей. Значительная их часть утрачена безвозвратно. А городские власти столетиями смотрят сквозь пальцы на разрушение исторического наследия.
О древних памятниках современные люди могут судить лишь по Дальним и Ближним пещерам Киево-Печерской лавры, и менее известным Зверинецким, Китаевским и Гнилецким пещерам, также открытым для обозрения. А всего 130 лет назад профессор Антонович собрал сведенья о 45 пещерах Киева и ближайших окрестностей.
Пионером исследования киевских пещер стал пастор из Вильно Иоан Гербиний. Он установил переписку с архимандритом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. Последний предоставил необходимые для изысканий материалы.
В своей книге "Подземный Киев", изданной в 1674 году Гербиний опроверг легенды о многокилометровой протяженности киевских пещер, доказал отсутствие ходов под Днепром, и их искусственное происхождение. Большинство киевских пещер были выкопаны монахами для убежища от язычников и татар. Здесь проводились богослужения, хоронили умерших, использовали как подкопы и тайные ходы.
Территория Киева была обитаема уже в эпоху позднего палеолита - около 20 тысяч лет тому назад. В те времена поселения человека располагались в долинах небольших рек, под возвышенными участками, закрывавшими от холодного ветра. Остатки таких стоянок древнего человека были обнаружены по ул. Фрунзе, в урочище Протасов Яр, по улице Ярославов Вал, в районе Караваевых Дач, Сырца, Выдубичей, Кирилловской церкви и др.
Постепенно жилищем становятся пещеры, вырытые людьми для защиты от непогоды, холода, диких зверей. Ведь выкопать пещеру гораздо проще, чем вести наземное строительство. Единственные изученные пещеры этого периода в литературе часто называются Кирилловскими.
Вот тут и возникает определенная путаница - под этим названием фигурируют пещеры, обнаруженные на расстоянии нескольких километров как на север, так и на юг по ул. Фрунзе в районе Подола, по Смородинскому спуску, и непосредственно у Кирилловского монастыря. Это название не имеет привязки к монастырю - в 19 - начале 20 веков улица Фрунзе носила название "Кирилловская".
В 1876 году профессор Антонович выявил 15 пещер в ярах близ Кирилловского монастыря, а также группу пещер у Смородинского спуска. Правда, когда они были исследованы учеными, их расхитили местные жители, тщетно искавшими сокровища гетмана Мазепы.
Кладоискатели не найдя ни серебра, ни золота открыли ценные в научном отношении бытовые остатки, которые изучили археологи. Выяснилось, что возраст у Смородинского спуска составляет более 4 000. Раскопки выявили склепообразные галереи высотой около двух и шириной 1,2 м., углубляющиеся в землю в разных направлениях. В среднем, протяженность пещер составляла 15 м. Один из ходов был длинной около 100 шагов.
В пещерах найдены орудия труда, черепки посуды эпохи меди-бронзы, кости различных млекопитающих и рыб. Описав пещеры, учёные выразили надежду на их более тщательное изучение в будущем. Не сложилось...
Спустя столетия человек переходит жить на поверхность земли. На территории современного Киева начинается интенсивное деревянное строительство. Для этого вырубаются окрестные леса. Период использования пещер в качестве жилищ закончился.
Второй этап в истории киевских пещер начался с распространением христианства. Это произошло задолго до официального крещения Руси князем Владимиром. Об этом свидетельствуют договоры русичей с греками, присутствие в Киеве большого числа христиан как среди народа, так и в княжеской семьи.
Из среды первых киевских христиан выдвигаются ревностные подвижники новой веры. Избегая преследований со стороны сограждан и соблазнов языческого мира, они возвращаются в старые, заброшенные пещеры, расчищают их и устраивают там пещерные храмы, проводят время в постах и молитвах. Часть пещер имела только храмы, а кельи находились неподалеку от них.
Слава жизни первых христианских подвижников привлекала последователей и почитателей, и их количество с каждым годом увеличивалось. В 10-11 веках именно пещеры становятся первыми христианскими монастырями и храмами.
Со временем подземные храмы становились тесны, и монахи выходят из пещер на поверхность земли, сооружают небольшие деревянные храмы, а вокруг них кельи. Так основываются вблизи пещер наземные монастыри.
Огромное значение имеют древние надписи в пещерах. Найдено их мало, так как, по всей вероятности, многие из них были уничтожены временем, стёрты людьми, засыпаны.
Начало монастырской жизни в пещерах Киева положил отец Илларион в середине 11 столетия. Пресвитер берестовской церкви Апостолов Петра и Павла часто удалялся для молитвы в лес, на один из холмов Днепра, где выкопал для себя пещерку. В 1051 году князь Ярослав Мудрый перевёл Иллариона на митрополичью кафедру в Софийский собор, и пещера эта опустела.
Ну а появление Ближних и Дальних пещер, положивших начало Киево-Печерской лавре, связано со святыми Антонием и Феодосием.
Антоний Печерский, до пострижения в монахи - Антипа, родился в 983 году в городе Любече (ныне Черниговская область). Еще в молодости он решает стать монахом и удалятся в пещеру близ города. Позднее уходит на Афон, где принимает монашеский сан и новое имя.
В 1013 году Антоний приходит в Киев, и поселяется в заброшенных Варяжских пещерах на территории современной Лавры. После смерти князя Владимира в Киеве начинается кровопролитная борьба за власть, и Антоний удаляется на Афон, а через 15 лет возвращается на Русь.
Антоний вновь приходит в Киев, обходит монастыри города, но ни один не удовлетворяет его любви к уединению. Тогда он поселился в пещере вырытой митрополитом Илларионом. Эта пещера положила начало Дальним пещерам монастыря. Постепенно собралась обширная братия нового монастыря.
За пострижение в монахи придворных Варлаама и Ефрема князь Изяслав Ярославич начал гонения на Антония, но после того, как тот собрался уйти из города прекратил их. В 1068 году киевляне изгнали Изяслава, князем становится Всеслав. Новый князь посещает Антония в его монастыре. Через семь месяцев Изяслав возвращает себе киевский стол и за поддержку конкурента изгоняет Антония из города.
Антоний перебирается в черниговский Елецкий монастырь, выкапывает пещеру на Болдиной горе и поселяется в ней. Князь Святослав Черниговский строит над ней Ильинскую церковь. Через некоторое время Изяслав понимает, что своими же руками дал преимущество главному конкуренту Киева, и просит Антония вернуться в столицу, что тот и делает.
Со временем пещера разрослась. В ней устроили кельи, церковь, обосновался монастырь, названый пещерным - Печерским. В 1058 годуАнтоний оставил людное место и перешёл на другой холм, выкопал новую пещеру, положившую начало Ближним пещерам. Здесь с братией он прожил до смерти и был погребён.
Когда игуменом стал Феодосий, началось строительство наземных сооружений. Феодосий вводит в обители монашеский устав Студийского монастыря на горе Афон, и лавра становится первым на Руси общежитским монастырем, ставшим образцом для всего государства. Князь Святослав подарил монастырю холм, где стали воздвигаться монастырские кельи, церковь и другие постройки.
Лаврские пещеры - это отдельные группы подземных галерей, не связанные между собой. Расстояние между ними 400 метров, они разделены глубоким оврагом. Вырыты пещеры в лёссовой породе и имеют глубину от 5 до 20 метров. Общая протяжённость пещер - свыше 500 метров. Ближними и Дальними их называют по расположению к собору Успения Пресвятой Богородицы.
Лаврские пещеры столетиями расширялись, в них появлялись новые подземные галереи, ниши, церкви.
Дальние или Феодосиевы пещеры и келья Феодосия Печерского - самые древние святыни Киево-Печерской лавры. Здесь также находится церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы, построенная руками первых пещерных сподвижников, современников Феодосия, и церковь Рождества Христова.
В пещерах находятся главные святыни Лавры - мощи. Тут похоронены основатели Лавры Антоний и Феодосий, целители Агапит и Дамиан, иконописец Алимпий, Илья Муромец и Нестор-Летописец.
Первоначально погребения в Лаврских пещерах проводили по обычаям монастырей горы Афон. Таким же образом хоронили насельников Инкерманского монастыря, самого древнего пещерного храма Таврики, основанного папой римским Климентом в первом веке нашей эры. Его внутреннее устройство сильно напоминает лаврский храм Антония Печерского. В целом, во всех древнейших пещерных храмах Крыма, Афона и Киева у входа в нише находится усыпальница.
Поначалу, погребения в лаврских пещерах проводились как и в монастырях Афона и Крыма - вглубь стен. Нынешние ниши вдоль пещер по образцу Римских катакомб были сделаны не раньше 17 века. Во времена еще более поздние, части пещер, доступные для обозрения посетителям Лавры, были облицованы кирпичом.
Отдельную, наименее известную и исследованyю часть лаврских пещер составляют Варяжские. В них нельзя попасть стороннему человеку. Пещеры расположены ближе к берегу Днепра, в овраге за церковью Рождества, и выход из них открывался прямо в овраг. Это самая древняя часть пещерного комплекса - уже в 11 веке эти подземелья считали заброшенными, только иногда и в них жили юродивые.
В 1936 - 1937 годах в Варяжских пещерах были проведены археологические исследования, подтвердившие их древность. Они отличаются от Ближних и Дальних: в них не было ни подземной церкви, ни ниш, и только в части, расположенной ближе к обрыву, находятся три кельи.
Название пещер даёт основание предположить, что их, вероятно, выкопали купцы-варяги. В летописях упоминается о найденном здесь кладе латинской посуды.
Поначалу Лавра располагалась за городом, а сейчас Печерск,- самый центр города - улица Январского Восстания 19-21, станция метро "Арсенальная".
За свою тысячелетнюю историю Лаврские пещеры пережили многое - войны, пожары, стихийные бедствия. Но особенно тяжело им сейчас. Связанно это с перманентным строительством в историческом центре города. Так в прессе неоднократно писалось об осыпающихся сводах пещер, разрушениях, вызванных возведением зданий по соседству. Но нет худа без добра - сотрясения грунта, вызванные строительством очередной элитной многоэтажки привели с одной стороны к осыпанию лессовых пород, в которых вырыты пещеры, а с другой - открыли совершенно неизвестные участки пещерного лабиринта.
Следующая группа киевских пещер - Зверинецкие, являются самыми древними открытыми для посещения пещерами Киева, хотя известны меньше Лаврских. Некогда они располагались в Зверинце - месте охоты великокняжеской семьи - отсюда и название. Вход в них расположен по улице Мичурина 22.
Уже знакомый нам Иннокентий Гизель в “Киевском синопсисе” сообщает, что при князе Владимире, после крещения киевлян идол Перуна был сброшен в Днепр. Вблизи нынешнего Выдубецкого монастыря он “выдыбнул” на берег, ему на шею привязали камень и утопили в реке. В память этих событий первым митрополитом киевским был основан Выдубицкий монастырь, начало которому дали Зверинецкие пещеры.
В 1070 году близ Зверинецкого пещерного монастыря был заложен храм святого Михаила. К строительству же Успенского собора Печерского монастыря приступили только в 1073 году.
История Михайловского монастыря осталась бы совершенно неизвестной, если бы не сохранились надписи на стенах пещер. С основания монастыря в 988 году и до освящения храма святого Михаила в 1088 году в нем сменяли друг друга девять игуменов. Один из игуменов, Сильвестр, был переписчиком, редактором и продолжателем "Повести временных лет" Нестора-Летописца.
Гибель Зверенецкого пещерного монастыря связывают с разорением Киева половцами в 1096 - 1097 годах. Хан Боняк разорил город, сжёг загородный княжий двор на Берестове, близлежащие монастыри Печерска. Не пощадили половцы и Михайловский монастырь.
Люди искали спасения в пещерах. Половцы, не имея возможности ворваться внутрь, засыпали оставшихся там. Число погибших составляет коло трех десятков человек. Они погибли медленной смертью от голода, жажды и недостатка воздуха.
Ничто не указывает на существование пещер после 1091 года, когда была сделана надпись имени игумена Климента над его усыпальницей, нет никаких упоминаний и в письменных памятниках.
Засыпанные землёй Зверинецкие пещеры оставались в полной неизвестности в течении девяти столетий. Пещеры были открыты в 1862 году киевским художником Д. Зайченко. Заметив на склоне провал, он спустился в глубокую яму и при свете восковой свечи увидел пещеру. Окрестные жители, монахи Троицкого монастыря и все, кто заинтересовался необычной находкой, разрыли провал и нашли длинную пещеру с останками, истлевшие гробовые доски, древние шиферные плиты, обломки ручных жерновов, плетённые из тонких ремешков монашеские кресты-параманды, монашеские пояса с вытесненными на них изображениями праздников, остатки войлочной и кожаной обуви, разбитые глиняные сосуды. Инженерное ведомство, учитывая аварийное состояние хода, запретило проведение археологических работ. Вход в пещеры засыпали и вновь забыли об их существовании.
В 1911 году пещеры были вторично открыты. В 1912 году их изучали археологи А. Д. Эртель и С. П. Вельмин. Они же выявили их сходство с Лаврскими.
Со временем Зверинецкие пещеры потеряли значение центра религиозной жизни и стали местом захоронения. Погребения совершались так, как и в монастырях горы Афон: умершие погребались на особом месте вне пещеры и через три - четыре года, когда кости освобождались от плоти, останки рядовой монастырской братии складывались в общую нишу. Кости же почётных людей погребались в отдельных нишах.
На стенах пещер было обнаружено множество древних надписей. Они были сделаны на сырой глиняной стене, средняя высота букв составляет 8 мм. Надпись над жертвенником в алтаре содержит имена семи игуменов, что подтверждено другими историческими источниками. Есть также образцы над усыпальницами Климента, Андронника.
Древние надписи есть и на поясах, найденных на костях погребённых в пещерах подвижников. На этих поясах чередуются иконки и надписи. Каждая иконка в двойной прямолинейной рамке. Надписи на поясах напоминают греческие надписи на стенах Киево-Софийского собора и Киево-Михайловского монастыря. Поэтому киевские историки считают, что надписи и штампы сделаны или под влиянием греческих мастеров или же ними.
Изображение праздников на поясах носит очень древний характер. Профессор Н. И. Петров находил подобные изображения в Софиевском соборе и на других древних иконах, и допускает, данные пояса изготовлены в домонгольский период. Также найдены пояса и без надписей, с библейскими рисунками. К поясам прикреплялись параманды, кресты, носимые монахами на спине. Эти кресты, найденные в большем количестве, сплетены из кожаных ремешков. Они плелись вместе со шнуром, напоминавшим косу. Кресты для укрепления делались с симметричными узелками. Такое же плетение из ремешков служит украшением рукописей в виде орнаментов, заставок и концовок. Чем более поздняя рукопись, тем более замысловатые плетения её украшали, а такие простые, как на Зверинецких парамандах, характерны для греческих рукописей 10 - 11 веков.
В нише игумена Климента найдена икона Богоматери, написанная на толстой железной пластинке, покрытой белой эмалью. По манере написания икона принадлежит к одигитрии.
На груди игумена Климента висела круглая панагия из кипарисового дерева на кожаном ремешке. На лицевой стороне изображена Богородица с младенцем, на обратной - изображено успение Богородицы. Панагия - знак архиерейского отличия. Во то время сан архиерея не существовал ни в одном монастыре Киева. Поэтому историки предполагают, что, по-видимому, в те времена такие знаки отличия носили игумены или Климент получил её при особых обстоятельствах.
Н. Каманин считает, что панагия и икона - дары Клименту от епископа Владимир-Волынского Стефана. Стефан, сначала игумен Печерского монастыря, затем Кловского, им же основанного, уезжая во Владимир-Волынский поручил свой монастырь зверинецкому игумену Клименту. В 1094 году епископ Стефан умер, и должно быть передал на память Клименту самые дорогие для себя предметы: келейную икону Божьей Матери, одигитрии, превосходной работы копию Владимир-Волынской иконы Богоматери и свою панагию.
Игумен Климент настолько ценил память о своём друге, дорожил его подарками, что, удаляясь в пещеру, взял их собой и приказал оставить после смерти в усыпальнице, где они и были найдены.
Примитивный орнамент на остатках найденной тут же миски, говорит о ее глубокой древности. В разных нишах Зверинецких пещер найдены образцы древней обуви.
Исследование пещер, простоявших засыпанными 900 лет, дало учёным ряд образцов древней культуры, причём манера, способ изготовления той или иной вещи расширил знания об эпохе с одной стороны, и подтвердил возраст и древность каждой находки с другой.
Исследования середины 60-х годов прошлого века установили, что во времена немецкой оккупации Киева в 1941-1943 гг. в Зверинецких пещерах укрывались люди. В середине девяностых после нового периода забвения в пещеры пришли монахи Троицкого Ионинского монастыря, вновь их расчисти, укрепили стены и своды, сделали доступными для посещения. Сегодня Зверинецким пещерам неспокойно от нынешних соседей теперь уже центральной, престижной и дорогой части города.
Еще одна группа доступных для посещения пещер города - Китаевские. Находятся они в одноименной местности в районе Корчеватого. Сейчас здесь расположена Китаевская пустынь Киево-Печерской лавры (ул. Китаевская 32/1). Добраться сюда можно от станций метро Выдубичи или Лыбедская любым автобусом, двигающемся в сторону Корчеватого.
Название Китаево вызывает совершенно не древнерусские ассоциации. Существует несколько объяснений такого странного названия. Есть мнение, что этой местности дал название Андрей Боголюбский, "великий князь Китай, наречённый в святом крещении Андрей Юрьевич", имевший здесь загородный дворец, и в 1159 году пожертвовавший эти земли Киево-Печерской лавре.
Хотя, возможно, название это произошло от татарского "китай" - крепость, укреплённое место. Действительно, приблизительно с 10 века, на Китай-горе возникает славянское городище - южный форпост Киева. Вероятно, он входил в сеть укреплений, построенных для защиты юга Киевской Руси от кочевников. Возможно, что это городище - летописный Пресечен, где в 1154 году князья Ростислав и Святослав собирали свои дружины на войну с половцами. Курганный могильник древнерусского времени до сих пор расположен южнее городища.
Земли, прилегающие к пустыни, усеяны пещерами. В 1858 году (у П. П. Толочко -1857 г.) их вновь открыл послушник монастыря Иван Таранов, обнаруживший провал и сделавший топографический план пещер, расположенных в 400 - 600 метрах южнее городища.
Размерами пещеры похожи на Лаврские, по бокам галерей - углубления в виде келий и усыпальниц, есть большие пещеры, в которых, вероятно, были подземные церкви и трапезные.
Еще в 17 веке здесь был отшельничий скит. В нем подвязался затворник схимомонах Досифей, обладающий даром предвиденья. Именно Досифей велел идти старцу Феофану на Соловки, а отроку Прохору, будущему Серафиму Саровскому, отправляться в Саров. Общался с приезжавшей к нему за советом императрицей Елизаветой. После смерти Досифея в 1776 году братия узнала, что иеромонах - женщина. Похоронен он у стен Троицкой церкви.
После поверхностного осмотра пещеры были засыпаны и забыты почти на 60 лет. Только в 1910 - 1912 годах усилиями Киевского общества охраны памятников старины и искусства началось исследование подземелий. Работы проводила команда саперов под командованием полковника Павлова и капитана Маркевича. Возглавил экспедицию А. Д. Эртель. Трудиться пришлось в сложных условиях - неукрепленные своды пещер могли обвалиться в любую минуту.
Первый раскоп был сделан на месте провала, где в 1858 году были обнаружены пещеры. Выявлены три заваленных землёй хода, поэтому работы перенесли. Была найдена пещерная галерея высотой 1,4 м., которая вела вглубь горы и поворачивала направо, в неё и спустились исследователи. Тут были найдены остатки очага из кирпичей, осколки изразцов, огнива, точила, осколки стеклянных сосудов, черепки керамической посуды. Пройдя помещение с очагом, экспедиция попала в камеру с тремя ходам. Доступным оказался только правый, ведущий в камеру с частично обвалившимся сводом. Из нее ход шел в поворачивавшую налево галерею. В ней по обе стороны были небольшие ниши. Галерея уперлась в завал, отделяющий эту галерею от предыдущего хода, пересекавшего обследуемую пещеру под прямым углом.
Исследования продолжили с противоположной стороны от завала и по новой траншее попали вглубь пещеры. На стенах пещеры были найдены надписи славянскими буквами, нарисованные копотью от свечи или факела на сводах пещеры кресты. В галерее были обнаружены ниши. Движение исследователям преградил очередной завал. Когда его разобрали, был найден очаг из красного и белого кирпича с остатками древесного угля и золы.
До наших дней не дошли чертежи и дневники руководителя работ А. Д. Эртеля. Не сохранились и найденные во время разведки изразцы, куски керамики, огниво, глиняная посуда и т. д. Эртель считал, что пещеры были сооружены в глубокой древности, представляют собой “пещерный город” довольно больших размеров.
Далее пещеры ждало еще почти столетие забвения. На рубеже 60-70-х годов их поверхностно изучали археологи, а в начале 90-х возобновилась Китаевсая пустынь. Сейчас монахи расчищают пещерные ходы, закрепляют своды кирпичной кладкой. Часть пещерного лабиринта открыта для свободного посещения.
Последняя группа открытых для посещения пещер Киева - Гнилецкие, самые удаленные от центра города. Практически они располагаются на выезде из Киева, но добраться до них просто - любым автобусом, направляющимся по Столичному шоссе и новой Обуховской трассе в сторону дачных поселков Подгорцы и Конча-Заспа. Остановка "Хутор Вольный". Пещеры находятся на территории больницы восстановительного лечения за Николаевской церковью. К слову, на холме над урочищем до сих пор сохранились остатки трипольского городища 3 тысячелетия до нашей эры.
Свое непрезентабельное название Гнилецкие пещеры получили благодаря некогда заболоченной местности. Название "Церковщина", судя по всему, возникло из-за некогда располагавшейся здесь древнерусской церкви.
Еще одно встречающееся в литературе название пещер - Феодосиевы, связано с именем одного из основателей Киево-Печерской Лавры святого Феодосия.
Он родился в городе Васильеве (нынешний Васильков), но через некоторое время семья переехала в Курск. Всю свою сознательную жизнь Феодосий хотел стать монахом, чему противились его родные. Все же в возрасте 23 лет он приходит в Киев, к Антонию, и принимает монашеский постриг. Позднее, став игуменом, Феодосий в пост удалялся в собственноручно вырытую пещеру. Жизнеописания святого не конкретизируют ее местоположение, и еще в 19 веке право называться "Феодосиевой" оспаривала ныне уничтоженная "пещера у Цепного моста", речь о которой пойдет ниже.
После смерти Феодосия в 1074 году монахи Лавры основывают здесь пещерный монастырь, расширяют подземелья до нынешних размеров. В отличие от вышеописанных пещерных комплексов, пещеры Церковщины практически не тронуты перестройками. Со временем монастырь перемещается на поверхность. Фундаменты надземной церкви сохранились до нашего времени, а пещеры стали местом погребений.
Впервые эти земли упоминаются в грамоте митрополита Иосифа Солтана в 1504 году, как принадлежащие Выдубицкому монастырю. В документах 1616 года упоминается о “монастырище Гнилечшине”. Правда, после последнего упоминания он просуществовал недолго - из-за постоянных нападений крымских татар монастырь, находящийся по меркам того времени на порядочном расстоянии от города, пришел в запустение и был закрыт.
Вновь Гнилецкие пещеры были открыты в 1832 году. Их изучением занимался В. Б. Антонович, выявивший 12 пещер, по внутреннему устройству сходных с Лаврскими. В пещерах находились кельи, церковь с нишами для престола и жертвенника. Из настенных надписей найдены лишь относящиеся к 18 веку.
В 1835 году земли Гнилецкого урочища отдаются во владение Братского монастыря, основавшего здесь Скит Причистой. Тут возводятся церковь и кельи, а пещеры открывается для посещения. Руководил восстановительными работами ректор Киевской Духовной академии Св. Иннокентий (Борисов), в последствии восстанавливающий пещерные монастыри Святогорска, Бахчисарая и Инкермана.
Монастырский скит в 1922 году упраздняют и на его месте открывают колонию для малолетних правонарушителей. С 50-х годов здесь находится дом отдыха, со временем трансформировавшийся в больницу восстановительного лечения. Практически все это время пещеры подвергались систематическому разграблению и уничтожению.
До возвращения монахов в 1999 году, пещеры Церковщины детально исследовались только раз, экспедицией руководимой П. П. Толочко в 60-х годах 20 века.
Исследования пещерного хода выявили подземную церковь, расположенную недалеко от входа в лабиринт, и небольшую часовню в центральной части подземелья. От церкви в разных направлениях идут галереи. Катакомбные захоронения разрушены и разграблены. По останкам ткани, керамики, надписей на стенах ученые определили, что возраст пещеры не менее 900 лет. В целом пещеры сохранились плохо.
Современные исследования, проводимые в рамках восстановления монастыря, выявили, что пещеры Церковщины состоят из двух комплексов помещений и ходов между ними. Для посещения доступен основной, южный комплекс пещер, включающий Феодосиеву пещеру. Вход его расположен за восстановленным Николаевским храмом. Это многоярусный лабиринт протяженностью 365 метров. Основная масса сооружений сосредоточена на среднем, втором снизу ярусе. Помимо трех исследованных, имеется еще и четвертый, засыпанный грунтом, ярус. В северо-восточной части пещерного комплекса находится церковь Святого Феодосия, на северо-западе - крипты и костницы.
Северный, Гадючеярский, комплекс, никогда не благоустраивался и не доступен для посещения. Он состоит из разрозненных, засыпанных обвалами пещер и отделен от других пещер Гадючьим оврагом.
Такова история самых известных пещер Киева. Помимо них, исследователи 19-20 веков в своих работах упоминают значительный ряд подземелий Киева и ближайших окрестностей. На сегодняшний день практически все они либо разрушены, либо засыпаны.
Источники указывают на существование в Межигорском монастыре, основанном в 11 - 12 веках, пещер, где находились церковь, кельи. Богослужение в подземной церкви осуществлялось ещё в 1723 году.
В районе Андреевской церкви существовал Андреевский женский монастырь, так называемый Янчин, основанный князем Всеволодом Ярославовичем в 1086 году. В этом монастыре постриглась в монашество его дочь Янка. Вблизи монастыря также была пещера, где по преданию жил отшельник Павел.
Пещеру обнаружили, когда решили понизить гору Уздыхальницу, где находится Андреевская церковь. Рабочие натолкнулись на небольшой, вырезанный в толще горы пещерный ход. Длина его составляла 6, а ширина - около 2 метров. В одной из ниш археологи обнаружили горшок. Недалеко на стене была надпись ”Павел”. Это первая киевская пещера с надписью на стене. Есть предположение, что её сделал монах Киево-Печерского монастыря Павел, которого преподобный Феодосий Печерский назначил после своей смерти игуменом. Но монахи воспротивились воле Феодосия, и Павел, возможно, удалился в пещеры при Янчином монастыре. Дальнейшая судьба пещеры неизвестна. Возможно, её раскопали, расширяя улицу, а может быть, засыпали, и она до сих пор находится в толще горы.
Между Трёхсвятительской церковью и Михайловским монастырём, в районе современного исторического музея, археологом-любителем Анненковым в 1838 годе была открыта глубокая пещера. Вход располагался вблизи Десятинной церкви. Пещера имела отдельные боковые ходы в разные стороны, которые заканчивались завалами. Все осматривавшие пещеру отметили её сходство с Лаврскими - как по форме стен и сводов, так и по конфигурации разветвлений. Учёные считают, что пещера была выкопана в дотатарское время. Возможно, её следует связать с одной из самых давних церквей Киева - Васильевской, построенной по приказу князя Владимира на месте языческого святилища. После осмотра пещера была засыпана, а найденный в ней огромный клад изъят, разграблен и уничтожен.
В районе Михайловского Златоверхого монастыря также находились до сих пор не исследованные пещеры. В них очень трудно попасть - все известные входы и выходы в 17 веке засыпаны землёй или заложены кирпичом. В 1965 году экспедиция по изучению пещер Киева безуспешно попыталась проникнуть в подземелья. Но для удаления земли требовалось сложное оборудование, поэтому были произведены лишь незначительные раскопки.
Никольская пещера или "Иванова пещера у Цепного моста" у Закревского, "пещера у Цепного моста" у Антоновича, Аскольдова по П. Толочко открыта в 1853 году. Её обнаружили при строительстве дороги с Печерска мимо Аскольдовой могилы, военного Никольского собора к Цепному мосту. Необходимо было срыть отвесный холм, и при его снятии обнаружили пещеру, датируемую 11 - 12 веками.
Осматривали пещеру профессора университета Святого Владимира Иванишев, Павлов, Яроцкий и составили подробный протокол с фотографиями надписей на стенах 11 - 12 столетий. Также обнаружены рисунки крестов, изображение святого, остатки подземной церкви. Была найдена деревянная доска, вероятно, от гроба Ивана-пещерника с надписью его имени.
Есть мнение, что именно в Никольскую пещеру удалялся во время великого поста Феодосий Печерский. Учёные считают, что в 11 веке она положила начало Пустынно-Николаевскому монастырю. Пещера упоминается в документах 1635, 1638 годов. В сороковых годах 18 века она была обнаружена, но тут же засыпана.
В районе горы Щекавица (современные ул. Олеговская, Лукьяновская) также была обнаружена сеть ходов с нишами, камерами, туннелями высотой 1,65 метра, шириной 80 см с надписями на славянском языке на стенах.
По улице Дарвина дом 3 также был выявлен подземный ход высотой два и шириной метр. Его начало было облицовано кирпичом 17 - 18 веков. Возможно, появление данных подземелий связанно с Кловским монастырем, существовавшим в 11-13 веках. Недалеко, при строительстве здания по ул. Богомольца 4-18, был обнаружен выложенный кирпичом 17 века ход, шедший вглубь склона. На расстоянии 8 метров от входа он разветвлялся в противоположные стороны.
Группа из пяти пещер была обнаружена и в Змеином (Гадючьем) яру, находившемся до конца 19 века на месте современного Лукьяновского рынка. Антонович полагал, что именно эти пещеры послужили основой сказаний о Кирилле Кожемяке, убившем змия скрывавшегося здесь.
На склонах Днепра, близ Выдубецкого монастыря, также была обнаружена пещера протяженностью превышающей 10 метров. В ее стенах выявлено 4 ниши.
В пятидесятых годах 20 века Кирилловская церковь, впервые упомянутая в летописях под 1171 год, дала трещину. Это было чрезвычайно странно - здание возрастом более 800 лет прошло проверку временем, его прочности могут позавидовать современные сооружения. Исследования показали, что под фундаментом собора находятся пустоты - пещерные ходы, пронизывающие холм, на котором стоит церковь.
Часть исследователей считает, что эти ходы прорыты монахами в 12 веке, и являются доселе не найденными пещерными кельями. Им возражает П. П. Толочко, утверждающий, что строители церкви не знали о существовании пещер - никто бы не строил монументальное сооружение над пустотами. Пещеры под церковью, считает он, 9 - 10 веков, а, может быть, и более ранние. К сожалению, район этот больше не исследовался.
В 1908 году были обнаружены и исследованы пещеры расположенного за Кирилловским кладбищем урочища Курган. Был выявлен пещерный коридор с большими нишами. Через 15 метров от входа ход поворачивает и тянется в другом направлении еще 6 метров. Проход узкий, высотой от 60 см до 2 метров. В нем была найдена двухъярусная печь. Дальнейшая судьба пещер неясна.
Викентий Хвойка, в начале 20 века проводя раскопки по ул. Фрунзе 61, несколькими километрами южнее Кирилловского монастыря, обнаружил небольшую пещеру. На ее стенах выявлены не поддающиеся прочтению надписи. До наших дней она также не сохранилась - сейчас на её месте карьер.
Помимо описанных выше Антонович упоминает обширный список пещер города и ближайших окрестностей, таких как пещера в роще у военной гимназии, шесть пещер между селом Пирогово и Китаевской пустынью, подземелья у сел Лесники, Мархлиевка,Козин, Злодиевка, Монастырка, Македон, Скитка.
Также имеются обрывочные сведенья о пещерах на горе Юрковица (современная улица Старая Поляна, часть улиц Отто Шмидта и Нижнеюрковская), у бывшего Октябрского дворца, Троицкого Ионовского монастыря.
Отдельно необходимо сказать о потернах - особом типе фортификационных сооружений, потайных подземных выходах из укреплений.
В конце 19 века был обнаружен ход от района оперного театра в направлении Золотых ворот. Его протяжённость составляла более 100 метров. Но археологи не придали значения находке и её не исследовали. П. Толочко предполагает что построена данная потерна была в 1682 году.
В 1908 году Викентий Хвойка на территории современного исторического музея выявил аналогичный подземный ход со стенами, выложенный сосновыми брёвнами. По предположению исследователей эта галерея является потерной, ведшей в соседний овраг. Так было открыто ещё одно назначение и использование пещер - в качестве фортификационных сооружений. К сожалению, эти объекты серьёзно археологически не изучались и точное время их сооружения не определено. Нет упоминаний об этом и в древнерусской литературе.
Целая система потерн обнаружена в районе Печерской возвышенности. Датируются они разным временем, последние сооружены в 18 веке в связи с строительством в Киеве Печерской крепости. Обнаруженные потерны имели длину 57, 106 метров, были разветвлены, образуя в некоторых местах ниши. Еще в начале 20 века потерны использовались как складские помещения расположенной на Печерске обувной фабрики.
По улице Наводницкой в районе круглой башни крепости также был найден подземный ход. Сооружен он в начале 19 века. В 1910 году на месте усадеб 1 и 2 по улице Владимирской на глубине 4 метра обнаружена часть хода шириной один и высотой два метра.
В 1958 году была обнаружена галерея под крепостной стеной Верхней лавры. Она была на глубине 7 метров, выложена из плоского кирпича. Высота галереи 2 метра, ширина около метра. Потайной коридор, ведший в галерею был засыпан. Раскапывать его не стали.
В 1967 году была найдена потерна по улице Малая Подвальная. Галерея представляла собой подземный коридор высотой и шириной около 2 метров, длиной 12 метров. Потерна вырезана в лёссе, стены и потолок выложены сосновыми и дубовыми брёвнами. Возможно потерна служила потайным выходом из-под вала, проходившего по улице Малой Подвальной в один из блажащих оврагов.
В результате раскопок древнего Белгорода (ныне село Белогородка Киево-Святошинского района), городище которого прекратило существование в 13 веке, в валах также были обнаружены похожие потерны. Аналогичные пещерные ходы выявлены и в селе Щучинки.
В 1916 году произошел провал почвы на северо-западе от Софийского собора. В месте провала нашли подземный ход, Его изучал А. Д. Эртель, проведя археологические исследования галереи. Высота потерны 2 метра, глубина - 5-6 метров. Среди битого кирпича, находок датируемых 17 веком найдены плинфа, шифер великокняжеской эпохи.
В галереи были небольшие ниши, залы. Некоторые из них были облицованы кирпичом, а из них вверх вели небольшие люки. Второй раз галереи были обнаружены в 1925 году. Есть мнение, что они - часть значительной системы подземных ходов. Первоначально раскопки проводил В. Г. Ляскоронский, но изучение пещер, как первоначально намечалось, продолжено не было.
Проведённые раскопки дают все основания полагать, что сеть потайных ходов, обнаруженная под Софийским собором была выкопана в древние времена. Уже тогда усадьба Софии была обнесена высокой каменной стеной. Во время нападений на город служители Софийского собора могли прятаться и выходить незамеченными. В 17-18 веках галереи были расширены и приведены в порядок. Таким образом, подземные галереи неоднократно помогали киевлянам во время нападений врагов на город.
Нет человека, который бы не знал о существовании древних киевских подземелий, однако знания эти отрывочны. Не все стороны истории киевских пещер освещены, изучены полно и всесторонне. Если об одних пещерах есть достаточно данных, другие являются местом паломничества, открыты для посещения, то о третьих сохранились фрагментарные данные.
Пещеры никогда не были объектом серьёзных исследований. Не существует даже сколько-нибудь полного списка подземных памятников. К сожалению, в настоящее время практически нет никаких новых изысканий, новых данных о них, а интенсивная городская застройка сводит на нет возможность исследований в будущем.